ПРОФСТАНДАРТ НАЛАДЧИК СВАРОЧНОГО И ГАЗОПЛАЗМОРЕЗАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29563

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №1 выпуска №2 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Раздел ЕТКС «Сварочные работы»

Без использования сварочных и газоплазморезательных инструментов сегодня не обходится ни одно предприятие, где производятся металлоконструкции и другие изделия из металла. Такое оборудование требуется для качественного неразъемного соединения отдельных деталей, резки заготовок и выполнения иных операций.

Именно при помощи плазменным и газовых резаков производится раскрой металлоконструкций, резка пластин и листов по предварительно разработанным шаблонам и меркам. Сварочное оборудование необходимо для сборки конструкций, обеспечения качественного и надежного соединения. Кроме того, сварка применяется для изготовления труб, для производства профильных и иных изделий. Чтобы все это оборудование работало четко и без перебоев, необходим труд наладчика. Именно этот специалист отвечает за работу сварочного оборудования и резаков, использования определенных режимов.

Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по состоянию на 01.01.2023.

150709

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 391, Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 466, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 884.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования.

Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. N 584 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2009 г., регистрационный N 15717).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 841

§ 17. Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 4-й разряд

Наладка автоматических сварочных машин для дуговой и контактной сварки. Наладка полуавтоматических газорезательных машин. Наладка специальных установок для подводной кислородной резки металлов. Наладка высокочастотных установок и машин. Наладка захватов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением. Подбор режимов сварки пленочных, тканепленочных и фольгированно-пленочных материалов. Установление и корректирование режимов сварки или резки металлов. Наблюдение за бесперебойной работой обслуживаемых автоматов, установок и машин, подналадка и устранение дефектов в их работе.

Что должен знать

Характеристика работ. Наладка различных автоматических и
полуавтоматических установок для дуговой и контактной сварки, многоточечных
сварочных машин и сварочного оборудования, установленного в автоматических
линиях, многоэлектродных автоматов для шлаковой сварки и газоплазменной
обработки, автоматов для сварки в защитном газе с программным управлением и
газорезательных машин. Наладка машин с механическими и электрическими
приводами, электронных с фотокопировальными следящими системами, с программным
управлением. Наладка лазерных установок. Проверка и устранение неисправностей
электрических схем и систем управления, а также кинематических цепей сварочных
машин и установок. Наладка и регулирование манипуляторов (роботов) с
программным управлением. Установление и регулирование режимов сварки и резки.
Определение нарушения режимов по внешнему виду швов и обрабатываемых
поверхностей. Инструктаж электросварщиков, газосварщиков и газорезчиков,
работающих на обслуживаемых машинах.

Должен знать: конструкцию и устройство установок и машин
всех систем; назначение и принцип действия отдельных элементов электронных
устройств и устройств с автоматизированным электроприводом; характеристики
маломощных электродвигателей, применяемых в автоматических установках; сложные
электрические, электронные, телескопические, фотооптические, кинематические,
принципиальные и монтажные схемы сварочных и газоплазменных установок и машин.

Требуется среднее профессиональное образование.

Преимущества и недостатки профессии, сколько получает наладчик

Наладчик сварочного, газоплазморезательного оборудования относится к профессиям, которые сегодня пользуются повышенным спросом.

К преимуществам специальности относятся

Уровень дохода у наладчика сварочного оборудования достаточно высокий. Даже для специалиста, который начинает трудовую деятельность, уровень заработной платы составляет от 40000 рублей. При повышении квалификации доход растет, что положительно сказывается на оплате труда.

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция наладчика сварочного и газоплазморезательного оборудования, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

§ 17. Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 4-го разряда

Характеристика работ. Наладка автоматических сварочных
машин для дуговой и контактной сварки. Наладка полуавтоматических
газорезательных машин. Наладка специальных установок для подводной кислородной
резки металлов. Наладка высокочастотных установок и машин. Наладка захватов
промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением. Подбор режимов
сварки пленочных, тканепленочных и фольгированно-пленочных материалов. Установление
и корректирование режимов сварки или резки металлов. Наблюдение за
бесперебойной работой обслуживаемых автоматов, установок и машин, подналадка и
устранение дефектов в их работе.

Должен знать: устройство автоматических и
полуавтоматических электросварочных и газорезательных машин, установок и
однотипных промышленных манипуляторов; электрические и кинематические схемы
обслуживаемых сварочных автоматов и полуавтоматов; приемы газовой резки
металлов и оптимальные режимы сварки и газовой резки; дефекты при газовой резке
металлов и меры их устранения; правила проверки манипуляторов на
работоспособность и точность позиционирования.

§ 18. Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 5-го разряда

Характеристика работ. Наладка различных автоматических и
полуавтоматических сварочных установок для контактной и дуговой сварки. Наладка
автоматических газорезательных машин. Наладка отдельных узлов промышленных
манипуляторов (роботов) с программным управлением. Наладка плазменных
установок. Проверка электрических схем и кинематических цепей электросварочных
машин. Установление и регулирование оптимальных режимов газовой сварки и резки.
Наладка и регулирование пультов управления сварочного и газорезательного
оборудования. Определение неисправностей в работе автоматов по внешнему виду
сварного шва.

Должен знать: кинематические, электрические и монтажные
схемы автоматов и установок для дуговой и контактной сварки, а также машин для
газовой резки и воздушно-плазменных установок; устройство многорезаковых
автоматических и полуавтоматических газорезательных машин, газогенераторных
установок, аппаратуры, приспособлений и различных манипуляторов с программным
управлением; способы определения скоростей машинной газовой резки листов разной
толщины по таблицам и графикам; способы включения в сеть и регулирование всей
специальной электроаппаратуры; правила настройки и регулировки электрических
контрольно-измерительных приборов; допустимые зазоры при сборке сварных
соединений; методы контроля сварных соединений.

§ 16. Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 3-го разряда

Характеристика работ. Наладка полуавтоматических сварочных
машин для дуговой и контактной сварки. Проверка качества сварки на образцах.
Наладка резаков для кислородной и кислородно-флюсовой резки металлов. Наладка
различных приспособлений для сварки и резки металлов. Подналадка
высокочастотных установок и машин.

Должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых
полуавтоматических электросварочных или газосварочных машин; основы
электротехники в пределах выполняемой работы; свойства сварочной дуги и основы
процессов сварки и газовой резки металлов; назначение, устройство и правила
включения электроизмерительных приборов в электрическую цепь; марки применяемых
сварочных флюсов; основные свойства газов и жидкостей, применяемых при сварке и
резке металлов; коммуникации подачи газов и жидкостей к местам потребления;
правила обращения с газами; допуски под сварку и резку металлов.

Профессия наладчик

Наладчики для сварочного и газоплазморезательного оборудования – работники, специализирующиеся на техобслуживании, наладке техники и агрегатов, используемых в мастерских, промышленных цехах и на строительных площадках. Работа сложная, тяжелая, мастер занимается деятельностью в потенциально опасных условиях.

Именно поэтому от наладчика требуется наличие следующих умений и навыков

Для подготовки специалистов необходимо пройти обучение в специализированных учебных заведениях, включая техникумы и колледжи. Процесс обучения подразумевает получение не только теоретических знаний, но и практических навыков. То есть мастер после окончания такого техникума может сразу начать профессиональную деятельность.

Всего выделяют пять разрядов – от третьего до седьмого. На начальном уровне специалист может работать с простым оборудованием, выполнять настройку полуавтоматов, в том числе, для контактной и дуговой сварки. Чем выше квалификация, тем к более сложным работам допускается наладчик.

Личностные качества наладчика

Работа со сварочным или оборудованием для газовой, плазменной резки требует от мастера большого опыта и умений. Работник должен обладать такими качествами:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 150709. 01 НАЛАДЧИК СВАРОЧНОГО И ГАЗОПЛАЗМОРЕЗАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее – образовательная организация).

Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

III. Х АРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

Сроки получения СПО по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС по профессиям СПО:

наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования;

электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 6 месяцев.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Область профессиональной деятельности выпускников: наладка машин и аппаратов для сварки и резки металлов, электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологические процессы наладки сварочного и газоплазморезательного оборудования, термической резки металлов, автоматической и механизированной сварки металлов и производства сварных конструкций;

детали, узлы и конструкции из различных металлов и сплавов;

сварочные материалы, сборочно-сварочные приспособления, сварочное оборудование и источники питания;

конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.

Обучающийся по профессии 150709.01 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования готовится к следующим видам деятельности:

Выбор, установка и корректировка режимов сварки и резки металлов.

Наладка и регулировка сварочного и газоплазморезательного оборудования.

Ведение процессов автоматической и механизированной сварки металлов.

Ведение процесса термической резки металлов.

Выполнение электромонтажных работ.

Обслуживание оборудования автоматической и полуавтоматической дуговой и контактной сварки.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Устанавливать и корректировать режимы сварки на автоматических и полуавтоматических машинах для дуговой и контактной сварки.

ПК 1.2. Устанавливать и корректировать режимы резки металла.

ПК 1.3. Определять режимы сварки пленочных и фольгированно-пленочных материалов.

ПК 1.4. Использовать оптимальные режимы эксплуатации работы сварочного оборудования и установок.

ПК 1.5. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов.

ПК 1.6. Контролировать качество сварки.

ПК 2.1. Выполнять наладку автоматических и полуавтоматических сварочных машин для дуговой и контактной сварки.

ПК 2.2. Выполнять наладку резаков для кислородной и кислородно-флюсовой резки металлов.

ПК 2.3. Выполнять наладку полуавтоматических газорезательных машин.

ПК 2.4. Выполнять наладку захватов однотипных промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением в соответствии с правилами проверки на работоспособность и точность позиционирования.

ПК 2.5. Выполнять наладку специальных установок для подводной кислородной резки металла.

ПК 2.6. Выполнять наладку различных приспособлений для сварки и резки металлов.

ПК 2.7. Выполнять подналадку высокочастотных установок и машин.

ПК 2.8. Осуществлять регулировку систем пневмомеханического и гидромеханического приводов.

ПК 3.1. Осуществлять подготовку металла к сварке.

ПК 3.2. Выполнять сборку изделий под автоматическую и механизированную сварку.

ПК 3.3. Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона во всех пространственных положениях сварного шва средней сложности аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.

ПК 3.4. Выполнять наплавку простых и средней сложности деталей и узлов.

ПК 3.5. Выполнять автоматическую микроплазменную сварку.

ПК 3.6. Выполнять автоматическую и механизированную сварку в защитных газах, порошковой и самозащитной проволокой.

ПК 3.7. Осуществлять подготовку и сварку основных типов сварных машиностроительных деталей и конструкций.

ПК 3.8. Контролировать работу сварочного оборудования.

ПК 4.1. Подготавливать аппаратуру для кислородной резки металлов.

ПК 4.2. Осуществлять управление машинами для кислородной резки.

ПК 4.3. Выполнять машинную разделительную и поверхностную кислородную резку.

ПК 4.4. Выполнять кислородно-флюсовую резку.

ПК 4.5. Контролировать работу газоплазморезательного оборудования.

ПК 5.1. Выполнять разборку и сборку электрической арматуры.

ПК 5.2. Выполнять сращивание и оконцевание сварочного кабеля, провода.

ПК 5.3. Выполнять монтаж переносной арматуры для электрического освещения рабочих мест.

ПК 5.4. Осуществлять подключение проводов и кабелей к сети питания.

ПК 5.5. Устанавливать понижающие трансформаторы для освещения.

ПК 5.6. Контролировать качество электромонтажных работ.

ПК 6.1. Выполнять основные слесарные операции, применяемые при обслуживании оборудования и подготовке металла к сварке.

ПК 6.2. Устранять дефекты в работе автоматических и полуавтоматических сварочных машин и установок, полуавтоматических газорезательных машин.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

ППКРС по профессии СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. Объем часов на дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебного циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 391)

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:

VII. Т РЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. Ф ГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 391)

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

По дисциплине “Физическая культура” могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”, отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 6 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

теоретических основ сварки и резки металлов;

электротехники и автоматизации производства;

оборудования автоматической и полуавтоматической сварки;

техники и технологии резки металлов;

контроля качества сварных соединений;

Абзацы девятнадцатый – двадцатый – Утратили силу. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

§ 19а. Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования 7-го разряда

(введено
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Характеристика работ. Наладка автоматических и
полуавтоматических установок для дуговой и контактной сварки, автоматов для
сварки в среде защитных газов, газоплазморезательных установок, оснащенных
системами программного управления на базе промышленных компьютеров. Наладка
сварочных комплексов с механическими, электрическими, пневматическими приводами
с электронными следящими системами и программным управлением. Наладка
сварочного оборудования, установленного на автоматических линиях. Наладка
электронно-лучевых и лазерных установок с микропроцессорным управлением.
Проверка систем управления, кинематических цепей сварочных машин и установок,
устранение неисправностей. Установка предельных значений контролируемых величин
параметров сварки, регулирование систем контроля и управления сварочных
автоматов. Тестирование систем контроля и управления сварочных комплексов с
программным управлением. Инсталлирование программ управления сварочных
установок. Установление и регулирование режимов сварки и резки. Инструктаж
электросварщиков и газорезчиков, работающих на обслуживаемом оборудовании.

Должен знать: устройство обслуживаемого сварочного и
газоплазморезательного оборудования, оснащенного системами программного
управления на базе промышленных компьютеров; назначение и принцип действия
элементов электронных устройств и электроприводов; электрические, электронные,
кинематические, принципиальные и монтажные схемы сварочных и
газоплазморезательных установок; правила настройки и регулирования
электрических контрольно-измерительных приборов; устройство систем контроля
сварочных параметров; правила работы с операционными системами для управления
сварочными машинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *