Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.
Профессиональный стандарт воспитателя
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. Ф ГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
– Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
Программы профессионального обучения
Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей
Внедрение
профстандартов в ДОУ
Профессиональный стандарт
педагога-воспитателя дошкольного образования
Основная
функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация
личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и
отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех
сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен
образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень
воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Какая
ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов
Если
должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в
профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять
квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам
применения профессиональных стандартов, направленной
письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).
В этом
случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не
привлекут.
Отсутствие плана
по организации применения профессиональных стандартов в государственной
или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением
трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана
предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового
законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная
ответственность.
Как применять профессиональные стандарты
Что
такое профессиональный стандарт и для чего он нужен
Профессиональный
стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для
осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения
трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под
применением профстандартов понимают использование их положений в организации
деятельности образовательной организации, в том числе:
– при
приеме на работу для определения квалификации работника;
– при
аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
– при
направлении работников на дополнительное профессиональное образование для
определения вида обучения;
– при
разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и
требований к знаниям, умениям;
– при
разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Во-первых,
чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей
должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем
квалификационный справочник.
Совет: Для
руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных
подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и
ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст.
47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Во-вторых,
при разработке образовательных программ:
– профессионального
образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
– профессионального
обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
– дополнительного
профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ).
Если направляете работника на
переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали
действующие профстандарты.
Обязательно
ли применять профстандарты
Все
работники образовательной организации должны соответствовать требованиям
квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст.
46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует
профстандарту?
Обязательность
применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не
установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.
Этот
вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .
Если
квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным
должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель
самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.
обязательность применения требований профессиональных стандартов не
зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации
по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной
письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .
Несмотря
на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным
справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные
справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по
вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .
Для
реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных
учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.
Связь между требованиями к воспитателю
ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование
всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно
поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время
введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации
педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой
категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся
образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ,
гимназий и т. д.
К
педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2
вида стандартов:
– ФГОС,
утвержденный Минобрнауки РФ;
– профстандарт,
утвержденный Минтруда РФ.
Оба
стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС
касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт
относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по
должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того,
ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу
лишь с 2017 года.
Тем не
менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой
тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу
профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться
с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада
Профстандарт
воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие
структурные части:
1. Общие сведения о стандарте
В этом
разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности
относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и
ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно
отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К
педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях
общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям
относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь
описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог.
Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными
по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.
В этой
части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной
карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные
названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к
образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь
используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
4. Сведения о том, какие организации
разработали профстандарт
Упоминание
разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан
МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт
для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и
эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных
учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
3.2.1. Трудовая функция