ПРОФСТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИКИ

В нашей организации работает специалист по мобилизационной подготовке (МОБ-сотрудник), имеющий допуск к секретной информации (форма допуска № 2). С 01 июля 2017 года в штате каждой организации численностью свыше 200 человек должен быть специалист по гражданской обороне. В нашем предприятии было принято решение ввести в штатное расписание должность специалиста по ГО на 0,5 ставки. Оставить данную штатную единицу вакантной, возложив обязанности по указанной должности на специалиста по МОБ-работе в связи с неполной его загруженностью. Однако, специалист по МОБ-работе утверждает, что не имеет права совмещать выполнение своих прямых должностных обязанностей ни с какой другой работой в силу каких-то указаний законодательства. Так ли это на самом деле?

Ответ на вопрос:

Никакого специального порядка на совмещение должностей для специалиста по мобилизационной подготовке не установлено, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. А именно статьи 60.2, которая предусматривает возможность выполнять работником дополнительную работу в рамках установленного режима рабочего времени. Для этого обязательно берется письменное согласие работника. При этом статья 60.2 не устанавливает никакого запрета для совмещения должностей. Поэтому специалист по мобилизационной подготовке может совмещать обязанности специалиста гражданской обороны.

Вместе с тем, рекомендуем Вам уточнить возможность совмещения должностей специалиста по мобилизационной подготовке в военном комиссариате. Поскольку может быть вероятность, что документы, которые устанавливают такой запрет имеют гриф секретности и не опубликованы в свободном доступе.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.

Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников:

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:

В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.

Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Так, все работодателя обязаны:

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Иван Шкловец,заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

эксперт Системы Кадры

В ходе работ по применению профессиональных стандартов в нашей организации мы столкнулись с тем, что часть профессиональных стандартов являются закрытыми, хотя могут соответствовать ряду областей деятельности нашей организации. В частности, это профессиональный стандарт: «Специалист по мобилизационной работе» (утвержден приказом Минтруда России N 263н 17.04.2014 г.), а также иные профессиональные стандарты, закрытые для общего пользования. Каким образом мы можем ознакомиться с содержанием данных профессиональных стандартов, чтобы установить область их применения к деятельности нашей организации?

Приведённый Вами профессиональный стандарт не подлежит официальному опубликованию, как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Ознакомление с данным и иными подобными профессиональными стандартами возможно только для лиц, допущенных к государственной тайне в установленном законом порядке.

Согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция. РФ», январь 2017 г.

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

СПЕЦИАЛИСТ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИКИ

Должностные обязанности. Организует работы по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки экономики организации в интересах обеспечения защиты государства и удовлетворения потребностей страны и населения в военное время. Контролирует выполнение работ в соответствии с мобилизационными заданиями, в том числе по созданию и сохранению мобилизационных мощностей. Проводит инвентаризацию мобилизационного резерва. Организует и контролирует подготовку и заключение договоров (контрактов) на выполнение мобилизационных заданий, разработку планов на расчетный год, а также контролирует подготовку производства в целях выполнения плановых заданий на расчетный год. Контролирует накопление и содержание материальных ценностей в мобилизационном резерве. Контролирует подготовку и микрофильмирование документации на продукцию, включенную в план расчетного года. Формирует плановые документы на выделение бюджетных ассигнований для выполнения мероприятий мобилизационной подготовки. Представляет отчетность по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по мобилизационной подготовке экономики организации; систему организационно-распорядительной документации в организации; систему финансирования планов мобилизационной подготовки экономики организации; законодательство о государственной тайне и требования нормативных актов по вопросам секретного делопроизводства; организацию технологической подготовки производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации.

Специалист по мобилизационной подготовке экономики I категории: высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности специалиста по мобилизационной подготовке экономики II категории не менее 3 лет.

Специалист по мобилизационной подготовке экономики II категории: высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности специалиста по мобилизационной подготовке экономики или на других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным (техническим или экономическим) образованием, не менее 3 лет.

Специалист по мобилизационной подготовке экономики: высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы на должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим или экономическим) образованием, не менее 3 лет.

«Профессиональные стандарты и квалификации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *