Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

О чем речь? Профстандарт учителя – документ с подробным описанием личностных и профессиональных компетенций педагога. Предъявляемые требования разделены по предметным модулям.

На что обратить внимание? Новый профстандарт в России начал действовать с 1 сентября 2022 года. Документ дает возможность проводить аттестацию учителей и присваивать им соответствующую квалификационную категорию согласно установленному регламенту. Также он востребован при приеме на работу, создании должностных инструкций и формировании зарплат.

Основная информация о профстандарте учителя

Профстандарт учителя – это документ, который определяет обязанности, компетенции и качественные характеристики специалиста в области образования. Он является основой для оценки профессиональной деятельности педагога и способствует повышению качества обучения.

Профстандарт учителя включает в себя такие составляющие, как профессиональные знания и навыки, социальные компетенции, личностные качества, а также требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Для администраций образовательных учреждений профессиональные стандарты должны служить ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить уровень компетенций. Работодатели обязаны применять профстандарты при формировании кадровой политики, аттестации учителей, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда.

Для работодателей и учебных заведений профессиональные стандарты будут являться основным критерием для оценки компетенций сотрудников и позволят разработать методики для повышения уровня образования в целом. При этом необходимо учитывать региональные и другие особенности.

На преподавателей возлагаются следующие обязанности:

К примеру, педагог-психолог должен владеть основными методами психодиагностики и уметь применять их, понимать возрастные особенности развития, а также в случае необходимости помогать ученику вливаться в коллектив.

Учителя начальной школы отвечают за постепенную адаптацию детей дошкольного возраста к «взрослой» жизни. Они должны уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовыми к взаимодействию с родителями, создать доверительный образ педагога и четко доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя также включают навыки обучения посредством игр.

Методы оценки соблюдения профстандарта учителем

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога основывается на результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Такая комплексная оценка должна учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные возможности обучения ребенка.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Например, успех работы учителя с одаренными учениками может измеряться их высокими достижениями и победами на олимпиадах.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности здоровья, используются интегративные показатели, отражающие динамику развития ребенка. А в особо сложных случаях (например, дети с синдром Дауна) важно поддержание стабильного психоэмоционального состояния ученика.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно, включая формирование интегративных качеств у ребенка, его положительное отношение к детскому саду, а также вовлеченность родителей в жизнь дошкольного учреждения и высокую активность в решении образовательных задач. Интегративные показатели оценки деятельности педагога являются также первостепенными и в начальной школе.

При анализе профессиональных качеств педагога важна обратная связь с учениками и их родителями. Поэтому нужно, чтобы оценка учителей не ограничивалась узкими отраслевыми рамками, а включала в себя организационные формы и процедуры, обеспечивающие общественное участие в этом процессе.

В Приложениях № 1, 2 к профстандарту перечислены способы, с помощью которых педагог может продемонстрировать соответствие своей компетенции предъявляемым требованиям. Оценка может проводиться в форме внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, наблюдение за преподаванием на уроках или в какой-либо другой форме. Сбор данных для оценки может осуществляться путем проведения соответствующих опросов, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

При этом внутренним аудитором должен быть назначен наиболее уважаемый и авторитетный учитель данного образовательного учреждения, который обладает знаниями основных принципов и методов проведения аудита (ГОСТ Р ИСО 19011–2021).

Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя определяются образовательным учреждением в соответствии с его политикой в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутреннего аудита учитываются при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

На площадке Российской академии образования состоялось открытое расширенное заседание бюро Отделения профессионального образования РАО и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения по теме «Воспитание в системе среднего профессионального образования». О профстандарте специалиста в области воспитания и сфере его применения в СПО рассказала председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

«Современный профессиональный стандарт — это многофункциональный нормативный документ. Он отвечает на два главных вопроса: «что должен уметь делать работник?» и «как он должен это делать, чтобы достичь результативности труда?». Иногда люди думают, что профстандарт утверждается для определенной должноти. На самом деле он устанавливают требования к трудовым функциям в зависимости от вида профессиональной деятельности. Это позволяет, во-первых, раскрывать особенности деятельности отдельного работника. А во-вторых, сводить в единое целое деятельность работников, связанных общей задачей. Такую задачу и решает специалист в области воспитания. В профстандарте выделяется 7 обобщенных трудовых функций — базовых квалификаций, каждая из которых соответствует определенной должности. Помимо советника директора по воспитанию это социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель и старший воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор», — отметила Духанина.

Содержание каждой базовой квалификации характеризуется через трудовые функции. Каждой из них соответствует определенный комплекс трудовых действий, а также комплекс знаний и умений, необходимых для выполнения этих действий. Профстандарт — это документ интегративного характера, в нем описаны квалификации, существующие не только в системе СПО. В свою очередь, в профстандарт не описывает ряд профессиональных квалификаций системы СПО, прямое назначение которых — воспитание молодого поколения. Это преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки и руководитель физического воспитания. По словам Духаниной, эти виды профессиональной деятельности в будущем могут быть оформлены в отдельные профстандарты.

Полную версию выступления председателя СПК в сфере образования смотрите здесь: https://youtu.be/mOSfPUxz7x4?t=5107

Также на мероприятии прозвучали доклады:

Структура профстандарта для педагогов

Профессиональные стандарты основаны на системе педагогической деятельности и состоят из трех разделов: обучение, воспитательная работа, развитие. Первые два раздела в доступной и объективной форме отражают тот факт, что учитель должен иметь высокий уровень понимания своей специализации и владеть методическими техниками и приемами донесения этих знаний до учеников.

Более сложным для понимания является раздел «развитие». Учителя должны работать вместе с узкими специалистами, такими как логопеды, школьные психологи, чтобы выявлять и решать проблемы учеников. Все это осложняется сокращением количества школьных врачей, психологов, дефектологов в результате оптимизации штатного расписания для изыскания денежных средств, необходимых на повышение уровня оплаты труда учителей.

Профстандарты разрабатываются и издаются с соответствующим количеством приложений для разграничения по специальностям и уровням квалификации.

Подпишитесь на наши новости

Нас читают более 500 000 пользователей!

Присоединяйтесь – нам правда есть, о чем рассказать: свежие новости, регулярные
мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!

Кратко структуру профстандарта учителя можно описать следующим образом:

В приложениях представлена более конкретная информация. Например, профстандарт учителя имеет 4 приложения:

Обзор документа

Предложен профстандарт специалиста кинологической службы.

Предусмотрены содержание служебных собак, подготовка собак и применение их по предназначению (специализации), воспроизводство собак, выращивание щенков и их содержание, руководство кинологическим подразделением и кинологической службой.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году

В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.

Как проходит внедрение профстандарта учителя

Процесс внедрения профстандарта учителя осуществляется индивидуально, так как отсутствует утвержденный регламент.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Администрация учебного заведения при внедрении стандарта осуществляет следующие действия:

Для чего нужен профстандарт учителя

Профстандарт учителя необходим для установления требований к квалификации, профессиональным компетенциям и обязанностям педагогических работников. Он помогает определить стандарты работы педагога, его профессиональное поведение и уровень подготовки.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Кроме того, профстандарт способствует развитию педагогического сообщества, обеспечивает возможность развития карьеры и роста профессионального мастерства, а также является инструментом для оценки эффективности работы учителя.

Профессиональные стандарты педагогов применяются в качестве:

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Кроме того, профстандарт педагога выполняет следующие функции:

Таким образом, профстандарт учителя играет важную роль в повышении качества образования и обеспечении компетентности педагогических работников.

Ключевые изменения в новом профстандарте учителя

С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.

Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.

Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.

В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:

Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.

Часто задаваемые вопросы о профстандарте учителя

В настоящее время отсутствует законодательный механизм для увольнения учителей, не соответствующих требованиям профстандарта. Однако администрация может содействовать участию преподавателя в специальных программах повышения квалификации или обучению. Важно, чтобы все мероприятия по внедрению новых стандартов были прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон – от родителей и учеников до представителей педагогического профсоюза и руководства школы.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

При каких условиях может использоваться профессиональный стандарт педагога?

Профстандарт учителя может применяться в следующих случаях:

Принят ли профстандарт для учителя-логопеда?

На данный момент профстандарт для учителя-логопеда не утвержден. Основные требования к логопеду, как педагогическому работнику, изложены в законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ». Статья 46 данного закона определяет, кто может исполнять должностные обязанности педагога.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Что входит в профстандарт учителя начальных классов в 2024 году?

В профстандарте 2024 года для учителей начальных классов нет никаких изменений. Он служит основой организации работы преподавателей начальной школы.

Профстандарт педагога является ключевым документом, который определяет совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Этот документ служит основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории. Кроме того, профессиональный стандарт принимается во внимание при найме в образовательные учреждения, разработке должностных инструкций и установлении норм оплаты труда.

Профессиональный стандарт четко определяет конкретные знания и умения, которыми должен обладать педагог, а также подробно описывает его трудовые обязанности. Эти обязанности разделены на модули, соответствующие различным предметным областям.

Материал основан на следующих источниках:

Обязательных требований к учителю в сфере цифровизации

Новые стандарты включают требования к использованию цифровых технологий и инструментов. В соответствии с профстандартом, должностные инструкция учителя включают в себя:

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Специфика профстандарта учителя

Профстандарт учителя охватывает различные аспекты педагогической работы, начиная от методики преподавания учебных предметов и заканчивая воспитанием учащихся. Учитель должен обладать комплексом качеств, таких как педагогическая грамотность, психологическая готовность к работе с детьми, умение организовать учебный процесс и контролировать успехи учащихся.

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Профстандарт учителя также предполагает постоянное профессиональное развитие педагога, его готовность к саморефлексии и анализу своей деятельности. Учитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, следить за новыми методиками преподавания и быть готовым к изменениям в образовательной системе.

Создатели документа называют профстандарт ориентиром, на основании которого учебные заведения могут планировать собственную деятельность в соответствии со своими особенностями и целями.

Профстандарты уделяют пристальное внимание работе учителей по реализации программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально незащищенных учеников. Кроме того, преподаватель должен быть компетентен в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые подразумевают три уровня:

Новые компетенции для учителей:

Профстандарт учителя состоит из 4 разделов:

Профстандарт учителя включает в себя следующие аспекты:

Направления работы по информационному сопровождению профессиональных стандартов включают:

Профстандарт специалист в области воспитания обсудили на площадке рао

Таким образом, специфика профстандарта учителя заключается в комплексном подходе к определению требований к профессиональной деятельности педагога и его развитию как специалиста.

Перечень профессиональных стандартов, подлежащих применению в ГКОУ РО Донецкой школе-интернате

Наименование должностиКакой документ применять

ДиректорПрофессиональный стандарт 01.011 «Руководитель образовательной организацией», утверждён приказом Минтруда России от 19.04.2021 г.№ 250н

Заместитель директора по учебной работеЗаместитель директора по воспитательной работеЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г

Заместитель директора по административно-хозяйственной работеПрофессиональный стандарт 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н

Главный бухгалтерПрофессиональный стандарт: 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 103н от 21 февраля 2019 года

УчительПрофессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждён приказом Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, (в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)

Учитель-дефектологУчитель-логопед

Профессиональный стандарт 01.014 «Педагог-дефектолог», утверждён Приказом  Минтруда России от 13.03.2023 № 136н

Воспитатель

Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждён приказом Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, (в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)

Старший вожатыйСоциальный педагог

Профессиональный стандарт 01.005 «Специалист в области воспитания», утверждён Приказом  Минтруда России от 30.01.2023 № 53н

Педагог дополнительного образования

Профессиональный стандарт 01.003 «Педагог дополнительного образования», утверждён Приказом  Минтруда России от 22.09.2021 N 652н

Педагог-психологПрофессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015г  № 514н

Библиотекарь

Профессиональный стандарт 04.016 «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», утверждён Приказом Минтруда России от 14.09.2022 N 527н

Музыкальный руководитель

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г

ВрачПрофессиональный стандарт 02.008 «Врач-педиатр (врач-педиатр участковый)», утверждён Приказом  Минтруда России от 27.03.2017 N 306н

Медицинская сестра

Профессиональный стандарт 02.074 «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях», утвержденного приказом Минтруда от 31.07.2020 № 481н

Секретарь-машинистка

Профессиональный стандарт 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утверждён Приказом  Минтруда России от 15.06.2020 N 333н

Инженер-электроник

Профессиональный стандарт 06.005 «Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)», утверждён Приказом  Минтруда России от 31.07.2019 N 540н

Инженер по охране труда

Профессиональный стандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России № 274н от 22.04.2022 г.

Специалист по кадрам

Профессиональный стандарт 07.003 «Специалист по управлению персоналом» утверждён Приказом  Минтруда России от 09.03.2022 N 109н

БухгалтерПрофессиональный стандарт 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 г № 103н

Экономист

Профессиональный стандарт 08.043 «Экономист предприятия», утвержденный приказом Минтруда России от 30.03.2021 № 161н

ВодительПостановление Минтруда РФ от 10.11.1992г №31 “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» с изменениями от 24.11.2008г;

Повар

Профессиональный стандарт 08.043 «Экономист предприятия», утвержденный приказом Минтруда России от 30.03.2021 № 161н

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданийМашинист (кочегар) котельнойКухонный рабочийЕКТС работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР от 31 января 1985 г. N 31/3-30, в редакции 09.04.2018 г.

КастеляншаТКХ по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных Постановлением Министерства Труда Российской Федерации от 10.11.92 №31 в редакции от 24.11.2008г

КладовщикПрофстандарт «Специалист в области обеспечения строительного производства материалами и конструкциями», утвержденного Приказом Минтруда России № 972н от 04.12.2014г.

Машинист по стирке и ремонту спецодеждыТКХ по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных Постановлением Министерства Труда Российской Федерации от 10.11.92 №31 в редакции от 24.11.2008г

Мойщик посудыЕКТС (выпуск № 51) «Мойщик посуды 1,2 разряда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 г. № 30.

ДворникПрофессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015 № 1075н

Введение профессиональных стандартов в ГКОУ РО Донецкой школе-интернате

вы можете поделиться ссылкой на эту страницу в социальных сетях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ”ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ”

ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Зачем нужен профстандарт?

Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе.

Его применение позволяет добиться повышения качества образования.

Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  (Федеральный уровень)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *