Врач – клинический фармаколог
приказом Министерства труда
и социальной защиты
от 31 июля 2020 г. N 477н
г. Москва, ул. Звездный бульвар, д. 19, строение 1
Помогаем внедрить клинические рекомендации в медицинской организации
Внедрим клинические рекомендации!
Внимание! Об очередных бесплатных вебинарах “Простой и удобный контроль соблюдения клин. рекомендаций”! можно узнать по телефону или оставить заявку на сайте!
Приказ №785н и внедрение клинических рекомендаций
Внедрим клинические рекомендации!
Разработка приказов, положений, чек-листов, СОПов, планов и отчетов, обучение персонала.
Адаптируем по запросу заказчика!
Внимание! Об очередных бесплатных вебинарах “Простой и удобный контроль соблюдения клин. рекомендаций”! можно узнать по телефону или оставить заявку на сайте!
Формирование плана обучения на 5 лет по программам НМО
Вы знаете, что с 2021 года необходимо проходить аккредитацию?
Создадим личный кабинет, сформируем план обучения, будем рядом на каждом этапе и подготовим для Вас портфолио.
Новый курс для заведующих отделениями!
В соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», а также письмом Минздрава России от 24.01.2019 № 2-405 предлагаем руководителям структурных подразделений пройти повышение квалификации 72 часа по льготной цене 7900 руб. с дополнительной групповой скидкой 10% (от 3-х человек и более).
Программы обучения по направлению “Паллиативная помощь”
Скачайте полный каталог наших программ
Все предлагаемые курсы разработаны на основании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и с учётом квалификационных требований по соответствующим должностям.
Стоимость:
5 000 руб.
Подробнее о курсе
Преимущества наших курсов
Занятия проходят в удобноеВам время, без отрываот работы
В материалах даны современные и проверенные знания и навыки, от ведущих российских специалистов
Вы можете заниматься используякомпьютер, планшет илимобильный телефон
У Вас есть вопросы?
Оставьте Ваш номер, и наш специалист перезвонит Вам!
Медицинским работникам в срок до 1 декабря 2024 г. необходимо освоить ИОМы по клиническим рекомендациям на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 26.04.2024 № ТГ-П12-12919 по вопросу подготовки медицинских специалистов по соответствующим специальностям, обеспечивающих реализацию утверждённых клинических рекомендаций, необходимо:
Ежемесячный процент освоения ИОМ должен составлять не менее 25% от общего количества запланированных к освоению (см.ниже)
Эта инициатива, направленная на повышение уровня квалификации врачей, породила ряд трудностей для практикующих специалистов. Нехватка времени и финансовых ресурсов — главные проблемы, с которыми сталкиваются медики. Огромный объем информации, необходимость проходить интерактивные образовательные модули (ИОМ) на портале НМФО в свободное от работы время — все это отнимает драгоценные часы и нервы.
Единый Центр Подготовки Кадров поможет Вам набрать необходимое количество ИОМ по Вашей специальности в кратчайшие сроки!
Экономим ваше время
Мы занимаемся всеми организационными моментами, вы же получаете готовый результат – зачисленные баллы в ваше портфолио.
Мы обеспечим зачисление баллов в ваше портфолио в кратчайшие сроки.
Рекомендованное количество освоения ИОМ по клиническим рекомендациям:
Подробнее узнавайте в WhatsApp или по телефону 8 (812) 467-48-61
Также Вам может быть интересно:
Обучение и аккредитация медицинских специалистов с высшим и средним медицинским образованием
Научно-практический рецензируемый журнал “Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики” 2023 г., № 2 Scientific journal “Current problems of health care and medical statistics” 2023 г., № 2
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань
Актуальность. Новая редакция Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием будет определять до 1 сентября 2025 г. вектор развития высшего медицинского и высшего фармацевтического образования в России, а также оказывать влияние на обеспечение кадрами системы здравоохранения. Цель работы заключается в совершенствовании нормативно-правового регулирования разрешительной системы здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также в оптимизации подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Материалы и методы. Проанализированы положения нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения и определяющих характеристику квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Результаты. Проанализированы основные новеллы новой редакции Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. По результатам анализа выделены проблемы, которые заслуживают дальнейшего обсуждения. Даны предложения по внесению изменений в новую редакцию Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам. Заключение. С целью развития высшего медицинского и высшего фармацевтического образования России, а также повышения обеспеченности кадрами системы здравоохранения даны предложения по внесению изменений в новую редакцию Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам по некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Данная работа может представлять интерес для образовательных и научных организаций, реализующих образовательные программы в области здравоохранения и медицинских наук, а также для органов и организаций системы здравоохранения, занимающихся вопросами допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.
Ключевые слова: квалификационные требования, профессиональный стандарт, врач, провизор, ординатура, профессиональная переподготовка
QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR DOCTORS AND PHARMACISTS: OVERVIEW OF CHANGES AND ANALYSIS OF PROBLEMS
Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan
Topicality. The new version of the Qualification requirements for doctors and pharmacists will determine the vector of development of higher medical and higher pharmaceutical education in Russia until September 1, 2025, as well as influence the provision of personnel for the healthcare system. The work purpose is to improve the legal regulation of the healthcare licensing system in terms of allowing individuals to carry out medical and pharmaceutical activities, as well as to optimize the training of medical and pharmaceutical personnel.
Materials and methods. The provisions of regulatory legal acts that make up the licensing system of healthcare and determine the characteristics of the qualifications of medical and pharmaceutical workers are analyzed.
Results. The main novelties of the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists in some specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education are analyzed. Based on the results of the analysis, problems that deserve further discussion are highlighted. Proposals were made to amend the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists.
Conclusion. In order to develop higher medical and higher pharmaceutical education in Russia, as well as to increase the staffing of the healthcare system, proposals were made to amend the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists in some specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education. This work may be of interest to educational and scientific organizations that implement educational programs in the field of healthcare and medical sciences, as well as to bodies and organizations of the healthcare system dealing with the admission of individuals to medical and pharmaceutical activities.
Keywords: qualification requirements, professional standard, doctor, pharmacist, residency, professional retraining
здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н, – хотя бы тем, что содержит раздел II (Квалификационные требования к должностям специалистов с высшим (немедицинским) образованием). В настоящей статье будут проанализированы основные, по нашему мнению, новеллы новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам по ряду специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, особенно по тем из них, которые рассматривались нами ранее в предыдущих работах.
Целью данной работы является совершенствование нормативно-правового регулирования разрешительной системы здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также оптимизация подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Материалы и методы. Анализировались положения нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения и определяющих характеристику квалификации медицинских и фармацевтических работников, а именно:
– Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;
– Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием;
– Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
– Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников;
– профессиональные стандарты ряда специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
Результаты и обсуждение. Первым направлением обзора новелл новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам будет являться профессиональная реализация выпускников программ бакалавриата и специалитета при условии прохождения процедуры аккредитации специалиста. Структура высшего медицинского и фармацевтического образования уровня бакалавриата и специалитета, и соответствующая ей профессиональная реализация выпускников представлена в таблице 1.
Профессиональные траектории выпускников высшего медицинского и фармацевтического
образования (уровень бакалавриата, специалитета)
Направление подготовки, специальност ь высшего образования Специальнос ть специалистов с высшим медицинским и фармацевтич еским образованием Должности
Сестринское дело Сестринское дело Медицинская сестра общей практики (медицинский брат общей практики), медицинская сестра по паллиативной медицинской помощи (медицинский брат по паллиативной медицинской помощи), медицинская сестра по профилактике (медицинский брат по профилактике), медицинская сестра по медицинской реабилитации (медицинский брат по медицинской реабилитации); медицинская сестра – специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся; старшая медицинская сестра (старший медицинский брат); медицинский статистик; старший акушер (старшая акушерка); старшая операционная медицинская сестра (старший операционный медицинский брат); старший фельдшер
Медицинская биохимия Медицинская биохимия Врач клинической лабораторной диагностики (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.)
Медицинская биофизика Медицинская биофизика Врач функциональной диагностики, медицинский физик (должности, замещаемые после 1 января 2016 г.)
Медицинская кибернетика Медицинская кибернетика Врач-статистик (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.), заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации -врач-статистик; врач-кибернетик, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-кибернетик
Лечебное дело Лечебное дело Врач-терапевт участковый; врач по медицинской профилактике; врач приемного отделения (должности, замещаемые с 1 января 2017 г.)
Педиатрия Педиатрия Врач-педиатр участковый (образование, полученное после 1 января 2016 г.)
Стоматология Стоматология общей практики Врач-стоматолог (образование, полученное после 1 января 2016 г.)
Медико-профилактиче ское дело Медико-профилактиче ское дело Врач по общей гигиене; врач-эпидемиолог; врач по гигиене детей и подростков (должности, замещаемые с 1 января 2016 г.)
Фармация Фармация Провизор (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.)
Для начала в качестве технического упущения в новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам стоит отметить приведение даты «1 января 2016 г.» для 6-летних программ специалитета, так как с 1 января 2016 г. аккредитации специалиста подлежали только лица, получившие после 1 января 2016 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Для 6-летних программ специалитета должен был быть указан период с 1 января 2017 г. (см. приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»).
В таблице 1 полужирным начертанием выделены те должности, которые не предусмотрены действующими до 1 сентября 2023 г. Квалификационными требованиями к медицинским работникам. Неожиданное расширение для профессиональной реализации ожидается у выпускников бакалавриата по сестринскому делу, что не может не радовать. Хотя нужно признать, что приведенные должности в основном тождественны должностям специалистов со средним медицинским образованием. В качестве визитной карточки для сестринского дела можно отметить должность медицинской сестры – специалиста по оказанию медицинской помощи обучающимся. Как ни странно, но в рамках специальности «Сестринское дело» никаких дат не указано. Для врачей-биофизиков открывается новая должность медицинского физика, хотя в то же время в Квалификационных требованиях к медицинским работникам для должности «Медицинский физик» предусмотрено дополнительное профессиональное образование по специальности (направлению подготовки) «Медицинская физика» при наличии высшего образования – специалитета по одной из специальностей, в том числе приведена специальность «Медицинская биофизика». Таким образом, приведенное обстоятельство вносит путаницу, нужно ли будет врачам-биофизикам проходить дополнительное профессиональное образование (кстати, не указан вид программы) по медицинской физике или же после первичной аккредитации специалиста они смогут замещать данную должность? Данное противоречие (вопрос) регулятору стоит устранить. Для
врачей-кибернетиков (выпускников программы специалитета по специальности «Медицинская кибернетика») расширился перечень должностей – будет создана совершенно новая должность врача-кибернетика. Удивительным является то обстоятельство, что должность заведующего структурным подразделением медицинской организации – врача-статистика данные выпускники смогут замещать без окончания ординатуры, либо же по специальности «Медицинская кибернетика» раздел «Должности» в этой части приведен некорректно. Для уточнения приведенного вопроса необходимо обратиться к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (Таблица 2).
Извлечение из Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности
Уровень профессионального образования Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медико- профилактическое дело», «Остеопатия», «Педиатрия», «Стоматология», «Медицинская кибернетика» (после 1 января 2017 г. для замещения должности врач-статистик) Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или
Дополнительное профессиональное образование Профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина» Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Должности Главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-методист; врач-статистик; врач-методист
Необходимо отметить, что по сравнению с действующими Квалификационными требованиями к медицинским работникам к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» доступ открыт для специалитета по специальностям «Медицинская кибернетика» и «Остеопатия». Вызывает сожаление, что подобного допуска к специальности не получили врачи-биохимики и врачи-биофизики. В рамках рассмотрения приведенного
выше вопроса относительно специалитета по медицинской кибернетике для замещения должности заведующего структурным подразделением медицинской организации – врача-статистика необходима подготовка в ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Таким образом, имеет место наличие противоречия в образовательном цензе для замещения должности заведующего структурным подразделением медицинской организации в рамках специальностей «Медицинская кибернетика» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Применяя принцип аналогии, можно предположить, что из специальности «Медицинская кибернетика» приведенные в таблице 1 руководящие должности исключат, так как ни по одной из остальных специальностей подобных примеров не имеется. По врачам-педиатрам хочется отметить следующее. Новая редакция Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Педиатрия» ничем не отличается от действующей. К сожалению, досадное техническое упущение по должностям врача по медицинской профилактике и врача приемного отделения, которые предусмотрены для специальности «Лечебное дело», перекочевало в новую редакцию. Будем надеяться, что выпускники специалитета по специальности «Педиатрия» после прохождения первичной аккредитации специалиста также как врачи-лечебники смогут замещать должности врача по медицинской профилактике и врача приемного отделения. Примечательная ситуация будет складываться у выпускников специалитета по специальности «Остеопатия» (технически первый выпуск возможен в 2026 г.), так как для них Квалификационными требованиями к медицинским работникам не предусмотрены должности по завершении специалитета и прохождении аккредитации специалиста, хотя возможно в этом и нет ничего предосудительного. Приобретают новые возможности в профессиональной реализации выпускники специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» – это новая для них должность врача по гигиене детей и подростков, которую они смогут замещать после успешного прохождения аккредитации специалиста. Единственные у кого сократили перечень должностей – это провизоры, изъята должность провизора-технолога. Здесь необходимо отметить, что и сама специальность «Фармацевтическая технология» сохраняется только до 31 декабря 2025 г., а должность провизора-технолога сохраняется для лиц, принятых на нее до 31 декабря 2025 г. (см. приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»).
Примечательным обстоятельством является то, что выпускники специалитета по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» начиная с 2024 г. смогут замещать должность врача выездной бригады скорой медицинской помощи в рамках специальности «Скорая медицинская помощь». Здесь правда возникает вопрос, по какой специальности выпускник должен будет проходить аккредитацию специалиста – по специальности специалитета или по специальности «Скорая медицинская помощь»?
Предлагаемая редакция разделов в Квалификационных требованиях к медицинским
работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью»
Уровень профессионального образования Высшее образование – специалитет по специальности «Сестринское дело» Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» или Высшее образование – бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» или магистратура по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» (до 1 января 2022 г.) или
Дополнительное профессиональное образование Профессиональная переподготовка по специальности «Управление сестринской деятельностью» при наличии подготовки в магистратуре по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» (после 1 января 2022 г.)
Далее приведем обзор требований к уровню профессионального образования, возможностям для профессиональной переподготовки врачей с целью получения новой специальности (квалификации) по некоторым специальностям, по которым у нас возникли вопросы или по которым есть существенные примечания (особенности, заслуживающие внимания). По специальностям «Бактериология», «Вирусология» доступ ограничивается только специалитетом по специальности «Медико-профилактическое дело», за исключением тех, кто получил диплом специалиста по другим медицинским специальностям до 1 сентября 2023 г. По специальности «Паразитология» в разделе «Дополнительное профессиональное образование» (далее – ДПО) приведена подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Инфекционные болезни», которая не возможна на базе специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело». Специальность «Сексология» сохраняется до 1 сентября 2023 г., хотя для должности врача-сексолога соответствующего примечания в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников не приведено (п. 5.1.88). Данное обстоятельство будет требовать уточнения со стороны регулятора. По специальности «Ультразвуковая диагностика» введено ограничение к допуску по базовому медицинскому образованию. Правда при этом используется не очень удачное примечание «до 31 декабря 2018 г.», которое можно воспринять двояко, то ли оно относится
только к специалитету по специальности «Медицинская кибернетика» или «Медицинская кибернетика» вместе с «Медицинская биофизика», то ли вообще относится ко всему перечню специальностей, приведенных в разделе «Уровень профессионального образования». В профессиональном стандарте «Врач ультразвуковой диагностики» требования к образованию сформулированы следующим образом: «Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика» (для лиц, завершивших образование до 2018 года) и подготовка в ординатуре по специальности «Ультразвуковая диагностика«». По нашему мнению, приведенное примечание нужно дифференцировать для исключения двойного толкования. По специальностям «Физиотерапия», «Функциональная диагностика» в разделе ДПО приведены излишние специальности интернатуры/ординатуры: «Стоматология детская», «Стоматология общей практики», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», так как врачи-стоматологи не имеют доступа к рассматриваемым специальностям.
интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Гигиена детей и подростков», «Гигиена труда», «Гигиена питания», «Гигиеническое воспитание», «Коммунальная гигиена», «Радиационная гигиена», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Подобное изменение затронуло и специальность «Эпидемиология», если еще сейчас ее можно получить только завершив ординатуру по эпидемиологии, то после вступления в силу новых Квалификационных требований к медицинским работникам допуск к ней открывается и через профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Бактериология», «Вирусология», «Гигиена детей и подростков», «Гигиена питания», «Гигиена труда», «Гигиеническое воспитание», «Дезинфектология», «Коммунальная гигиена», «Общая гигиена», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Паразитология», «Радиационная гигиена», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Нельзя не отметить отдельно и дополнение по специальности «Гигиена детей и подростков». Доступ к данной специальности получат врачи-педиатры путем прохождени ординатуры по гигиене детей и подростков, либо через профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по педиатрии.
Напоследок рассмотрим квалификационные требования по фармацевтическим специальностям. Отдельного внимания заслуживает раздел ДПО, который по нашему мнению, в ряде случаев содержательно не последователен (Таблица 4).
Специальность Содержание раздела ДПО
Управление и экономика фармации Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» при наличии стажа работы по одной из специальностей: «Фармация», «Фармацевтическая технология», и (или) подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармацевтическая технология»
Фармацевтическая технология (сохраняется до 31 декабря 2025 г.) –
Фармацевтическая химия и фармакогнозия Профессиональная переподготовка по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» при наличии сведений о прохождении аккредитации специалиста по специальности «Фармация» и (или) подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации»
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ликвидировать. Вопрос упразднения должности провизора-технолога не простой и требует дополнительного обсуждения профессиональным фармацевтическим сообществом. И самая удивительная метаморфоза наблюдается по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Предполагается возможность профессиональной переподготовки по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» при наличии сведений о прохождении аккредитации специалиста по специальности «Фармация»! В таком случае возникает резонный вопрос о судьбе ординатуры по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – нужна ли она вообще? Необходимо также отметить, что подобная образовательная траектория через профессиональную переподготовку на базе специалитета исключена и противоречит требованиям к образованию профессионального стандарта «Провизор-аналитик». Будем надеяться, что это все досадное недоразумение и оно будет исключено в ближайшем будущем. А вот профессиональную переподготовку на базе интернатуры/ординатуры по одной из фармацевтических специальностей можно приветствовать, поэтому к «Управление и экономика фармации» нужно добавить «Фармацевтическая технология».
Заключение. В настоящей работе проведен краткий обзор новой редакции Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием. По некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием обозначены изменения относительно действующих до 1 сентября 2023 г. Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам, по нашему мнению, есть свои упущения и недочеты. По некоторым специальностям требуется единообразие подходов к формулировке условий и требований. К примеру, в специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для специалитета по медицинской кибернетике приводится оговорка относительно должности врача-статистика, а в специальности «Клиническая лабораторная диагностика» для специалитета по медицинской биохимии подобной оговорки не приводится. По некоторым проблемным вопросам, которые были подняты при обзоре новых Квалификационных требований к медицинским работникам, нами были даны посильные предложения с целью совершенствования нормативно-правового регулирования допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также с целью развития
1. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306010041 (дата обращения: 02.06.2023)
2. Бодров А.В. Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;2(32):160-169. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12011
3. Бодров А.В. Профессиональные стандарты в контексте развития высшего сестринского образования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;1-2:69-75. doi: 10.26347/1607-2502202101 -02069-075
4. Бодров А.В. Высшее сестринское образование: преемственность бакалавриата и магистратуры. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;1:418-434. doi: 10.24412/2312-2935-2023-1-418-434
5. Бодров А.В. К вопросу о подготовке кадров высшей квалификации по психиатрии. Психическое здоровье. 2022;9:80-86. doi: 10.25557/2074-014X.2022.09.80-86
6. Бодров А.В. Дополнительное профессиональное медицинское образование vs ординатура. Профессиональное образование в современном мире. 2021;1:175-185. doi: 10.20913/2618-7515-2021-1-8
7. Бодров А.В. Провизор – врач клинической лабораторной диагностики: новые возможности. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;3(33):98-105. doi: 10.24411/2220-8453-2018-13005
8. Бодров А.В. Профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог»: обсуждение требований к образованию и обучению. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;4(44):151-158. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-4-151-158
9. Бодров А.В. Высшее фармацевтическое образование – специалитет-ординатура: pro et contra. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;3(39):139-152. doi: 10.24411/2220-8453-2020-13012
10. Бодров А.В. Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;1(41):125-140. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140
11. Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р. О злоупотреблении правом на бесплатное высшее образование: стратегия действий образовательной организации. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023;1(59): 10-19.
1. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306010041 (accessed 2 June 2023)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.
Сведения об авторе
Статья получена: 05.06.2023 г. Принята к публикации: 28.06.2023 г.
В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.
Как шли суд да дело
Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).
ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.
Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.
Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.
Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.
История из прошлого
Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.
Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».
Денег не хватает
В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.
В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.
Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.
Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.
Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.
Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.
Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.
Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.
Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?
Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.