Обновлено: 20 июня 2024
ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж» на период 2024-2028 г.г.
Календарный план воспитательной работы ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж» на 2024- 2025 учебный год
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа воспитания по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование на период 2024-2028 г.г.
Календарный план воспитательной работы по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование на 2024- 2025 учебный год
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства на 2024-2026 учебный год
Календарный план воспитательной работы по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства на 2023-2025 учебный год
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
Рабочая программа воспитания по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) на период 2024-2027 г.г.
Календарный план воспитательной работы по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) на 2024- 2025 учебный год
43.02.17 Технологии индустрии красоты
Рабочая программа воспитания по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты на период 2024-2027 г.г.
Календарный план воспитательной работы по специальности 43.02.17 Технологии индустрии красоты на 2024- 2025 учебный год
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж» по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования на 2023-2027 гг.
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»по специальности 35.02.05 Агрономия на 2023-2027 гг.
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях 2024-2028 г.г.
Календарный план воспитательной работы по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях на 2023-2027 гг.
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях на 2022-2026 гг.
29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж» по профессии 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий на период 2024-2026 г.г.
Календарный план воспитательной работы по профессии 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий на 2024- 2025 учебный год
43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж”по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на период 2024-2028 г.г.
Календарный план воспитательной работы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж”по профессии 43.01.09 Повар, кондитер 2023-2027 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 43.01.09 Повар, кондитер 2021-2023 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 43.01.09 Повар, кондитер 2021-2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»по профессии 43.01.09. Повар, кондитер на 2022-2026 гг.
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
абочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудованияна период 2024-2026 г.г.
Календарный план воспитательной работы по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж”по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2023-2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж”по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2022-2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж”по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2021-2024 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2021-2023 учебный го
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 2021-2022 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 2021-2024 учебный год
44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование на период 2024-2028 г.г.
Календарный план воспитательной работы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2023-2027 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2022-2026 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2021-2023 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2021-2024 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2021-2025 учебный год
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 2021-2022 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 2021-2024 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 29.01.07 Портной 2021-2024 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 29.01.07 Портной 2022-2025 учебный год
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на период 2024-2026 г.г.
Календарный план воспитательной работы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичной механизированной сварки (наплавки)) на 2024- 2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на 2023-2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на 2022-2025 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на 2021-2023 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на 2021-2024 учебный год
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2021-2023 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2021-2024 учебный год
Рабочая программа воспитания ГБПОУ “Прохладненский многопрофильный колледж” по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2022-2025 учебный год
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изделий легкой промышленности (по видам)
Рабочая программа воспитания ГБПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж» по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на 2023-2027 гг.
– 2021 учебный год
Рабочая программа воспитания обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2020-2025 г.г.
Календарный план воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год в ГБПОУ “ПМК”
Программа профессионального воспитания и социализации студентов на 2018-2022 г.г.
Программа духовно – нравственного воспитания обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2021- 2025 г.г.
Программа гражданско – патриотического воспитания обучающихся ГБПОУ “ПМК” “Я – патриот” на 2021- 2025 г.г.
Программа работы с обучающимися “группы риска” в ГБПОУ “ПМК” на 2021- 2024 г.г.
Программа педагогического сопровождения одаренных обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2021- 2024 г.г.
Программа по правовому воспитанию, предупреждению и профилактике правонарушений, бродяжничества, вредных привычек и суицида среди обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2021 – 2025 г.г.
Программа профилактики суицидального поведения обучающихся и организации профилактической работы в ГБПОУ “ПМК” на 2021- 2024 г.г.
Воспитательная программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма у обучающихся “Мы разные, но мы – вместе” на 2021-2025 г.г.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2021 – 2025 г.г.
Программа по правовому воспитанию, предупреждению и профилактике правонарушений, бродяжничества, вредных привычек и суицида среди обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2016 – 2020 г.г.
Программа развития воспитательной компоненты ГБПОУ “ПМК” на 2016 – 2020 г.г.
Программа духовно – нравственного воспитания обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2016 – 2020 г.г.
Программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма на 2016-2020 г.г.
– 2020 учебный год
План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений среди обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2019 – 2020 учебный год
План работы с обучающимися “группы риска” на 2019 – 2020 учебный год
План работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся ГБПОУ “ПМК” на 2019 – 2020 учебный год
План работы с подростками девиантного поведения в ГБПОУ “ПМК” на 2019 – 2020 учебный год
План совместной работы ГБПОУ “ПМК” с инспекцией по делам несовершеннолетних МО МВД “Прохладненский” на 2019 – 2020 учебный год
План работы Совета профилактики правонарушений в ГБПОУ “ПМК” на 2019 – 2020 учебный год
Отчет по воспитательной работе в ГБПОУ “ПМК” за 2019 – 2020 год
Онлайн всего: 121 июня 2024 г. в колледже состоялась защита выпускных квалификационных работ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.Защита диплома является заключительным этапом обучения в колледже, который требует максимальной концентрации и подготовки. Этот момент является наиболее волнующим и ответственным за все годы учебы.Сегодня у обучающихся 322-тм по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства прошел завершающий государственной итоговой аттестации: защита выпускной практической квалификационной работы.Члены государственной экзаменационной комиссии единодушно отметили достойную подготовку и высокий профессиональный уровень защиты ВПКР. Мы поздравляем с достойной защитой всех выпускников 322-тм группы и надеемся, что ребята найдут свое место в профессии.Ежегодно, с 2011 года, студенты колледжа принимают участие в работе студенческого отряда электросетевого комплекса ПАО «Россети Сибирь».Завершилась первая производственная практика у студентов 20-пк, обучающихся по профессии Повар, кондитер. В течение месяца студенты под руководством опытных наставников учились приготавливать полуфабрикаты для блюд и кулинарных изделий разнообразного ассортимента. По отзывам студентов за время прохождения производственной практики они многому научились и в выбранной профессии не разочаровались. На протяжении 2 лет и 10 месяцев обучающиеся по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства получали теоретические знания и практические навыки по своей профессии. Настала государственная итоговая аттестация, которая проходит в два этапа: защита письменной экзаменационной работы и защита выпускной практической квалификационной работы.18 июня 2024 года в колледже прошла защита письменных экзаменационных работ у выпускников 322-тм группы. Сегодня стартовала государственная итоговая аттестацияЗащита дипломов — последний решающий шаг перед выпускомэто, пожалуй, самый волнительный и ответственный момент за все время обучения в колледже.7 июня 202 выпускных квалификационных работ обучения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования – востребованные на российском рынке труда профессии рабочих и должности служащих по отдельным категориям работников (иностранные работники; внутренние трудовые мигранты; несовершеннолетние граждане (14-17 лет); работники с опытом работы по профилю образования менее одного года; инвалиды; лица в возрасте 50 лет и старше, а также лица предпенсионного возраста; женщины, имеющие детей дошкольного возраста). Цель – выявление востребованных профессий рабочих и должностей служащих в организациях и их обособленных подразделениях / филиалах, осуществляющих экономическую деятельность на территории субъекта Российской Федерации по отдельным категориям работников. Метод проведения работ – онлайн-опрос организаций по определению востребованных профессий рабочих и должностей служащих по отдельным категориям работников с учетом отраслевой и региональной специфики. Также используются методы экономико-статистического анализа, анализа научной литературы и интернет-источников. Результаты работы – апробация методологии мониторинга профессионально-квалификационной структуры занятых и формирование перечней востребованных профессий рабочих и должностей служащих по отдельным категориям работников. Область применения полученных результатов – материалы исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях формирования основных направлений развития системы профессионального образования; разработки и актуализации профессиональных стандартов, корректировки перечней профессий, специальностей, направлений подготовки в сфере профессионального образования и профессионального обучения. Результаты исследования профессиональных предпочтений работодателей в отношении различных категорий работников также могут быть использованы органами службы занятости и образовательными организациями в профориентационной работе для обоснования выбора профессии и уточнения карьерных траекторий.
ВВЕДЕНИЕ
Ответ на вопрос о том, какие профессии востребованы на российском рынке труда имеет важное значение для социально-экономического развития страны и представляет несомненный интерес практически для каждого ее гражданина. С одной стороны, поиск направлений самореализации, выбор способов формирования необходимых компетенций в соответствии с требованиями работодателей, профессиональная мобильность в конечном итоге приводят к росту конкурентоспособности рабочей силы, повышению качества человеческого капитала. С другой стороны, профессиональная структура занятых, являясь качественным индикатором трансформации рынка труда, определяет вектор экономических преобразований и служит ориентиром для системы профобразования.
Учитывая важность определения перспективной потребности в рабочей силе с целью недопущения кадрового «голода» в отдельных видах экономической деятельности, результаты исследования востребованных профессий представляют собой уникальный информационный ресурс, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять прогнозные расчеты в краткосрочном и долгосрочном периодах.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, чтобы оценить уровень востребованности той или иной профессии рабочих и должности служащих со стороны работодателей, а затем и сформировать перечень наиболее востребованных из них, «ВНИИ труда» Минтруда России в III кв. 2022 г. провел массовый опрос 4,9 тыс. организаций разных форм собственности и размеров, в том числе системообразующих, социально и экономически значимых, реализующих или планирующих инвестиционные и инфраструктурные проекты, а также подведомственных органам власти учреждений, представляющих 83 субъекта РФ и 19 (из 21) разделов ОКВЭД-24,5,6,7.
Рис. 1 / Fig. 1. Распределение количества востребованных профессий по типам организаций и готовность организаций к трудоустройству по этим профессиям / Distribution of the number of professions in demand by types of organizations and the willingness of organizations to employ in these professions
Источник / Source: составлено по результатам проведенного онлайн-опроса / based on the results of the online survey.
Опрос проводился на основе специально составленного перечня, включающего около 10 тыс. наименований профессий и должностей в онлайн-формате с использованием цифрового сервиса сбора информации от респондентов.
Для оценки востребованности использовался комплексный показатель, включающий для каждой исследуемой категории работников следующие индикаторы:
В итоговый перечень включались профессии, выделенные на основе не менее трех из указанных индикаторов.
КАТЕГОРИИ «ВНУТРЕННИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ», «ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ»
Согласно опросу, внутренние трудовые мигранты работают в 41% организаций, иностранные работники – в 24%. В ближайшие 1–3 года почти каждая пятая опрошенная организация готова трудоустроить у себя внутренних трудовых мигрантов, 18% – иностранных работников.
На рис. 1 представлено распределение всех предложенных респондентами востребованных профессий по типам организаций и готовности к трудоустройству внутренних трудовых мигрантов и иностранных работников по указанным востребованным профессиям в ближайшие 1–3 года.
Как следует из приведенных данных, предприятия в большей степени ориентированы на предоставление рабочих мест внутренним трудовым мигрантам, чем иностранным работникам. Этот вывод подтверждается также количеством востребованных профессий, выделенных респондентами для внутренних трудовых мигрантов (около 800 наименований) и иностранных работников (около 500).
Всего для обеих категорий работников указано 900 востребованных профессий, по которым работают или могут работать внутренние трудовые мигранты и иностранные работники, из них:
Выявлено, что в перечне востребованных профессий, указанных респондентами только для внутренних трудовых мигрантов, 27 наименований включены в «Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (далее – Перечень Минтруда России) (табл. 1).
Данный факт может быть обусловлен недостаточной информированностью (или недостаточным желанием) работодателей о возможности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на рабочие места по востребованным профессиям.
В число востребованных профессий для иностранных работников, отличных от предлагаемых для внутренних трудовых мигрантов, входят лесоводы, садоводы, изготовители полуфабрикатов из мяса и птицы, операторы машинного доения, швеи, стропальщики, укладчики-упаковщики, штукатуры, проходчики, продавцы, уборщики, рабочие зеленого строительства, работники прачечной, дворники, санитары, разнорабочие.
Перечни наиболее востребованных профессий для внутренних трудовых мигрантов и иностранных работников довольно близки – 65% списка общих профессий. В обеих категориях наиболее востребованы работники с уровнем образования «профобучение/среднее профессиональное образование» (рис. 2).
Таблица 1. Перечень востребованных профессий, указанных респондентами только для внутренних трудовых мигрантов и входящих в Перечень Минтруда России / The list of professions in demand mentioned by respondents only for internal labor migrants and included in the List of the Ministry of Labor of Russia.
Наименование профессии / Profession
Наименование профессии / Profession
Врач клинической лабораторной диагностики
Концертмейстер
Врач приемного отделения
Корреспондент средств массовой информации
Врач-бактериолог
Медицинская сестра процедурной
Врач-оториноларинголог
Медицинская сестра участковая
Врач-патологоанатом
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Врач-психиатр-нарколог
Станочник широкого профиля
Инженер по защите информации
Финансовый директор
Инженер по надзору за строительством
Шлифовщик
Инженер по подготовке производства
Электрослесарь подземный
Наибольшее количество востребованных профессий предложено респондентами организаций, осуществляющих деятельность в «Обрабатывающем производстве», «Образовании» и «Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (рис. 3).
КАТЕГОРИЯ «НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ (ГРАЖДАНЕ РФ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ)»
Установлено, что несовершеннолетние (при условии соблюдения всех ограничений и норм) работают в 14% организаций по 118 востребованным профессиям. В ближайшие 1–3 года работодатели готовы трудоустроить несовершеннолетних на рабочие места, соответствующие профилю 89 (75%) из 118 профессий.
Наибольшее количество профессий для несовершеннолетних предложено представителями малых и крупных организаций, соответственно, 55% и 49%. По количеству организаций, готовых трудоустроить несовершеннолетних по востребованным профессиям, большая часть относится к малым (20%) и крупным (16%), менее активны в трудоустройстве несовершеннолетних средние организации (10%) и микроорганизации (9%).
Рис. 3 / Fig. 3. Распределение количества востребованных профессий для внутренних трудовых мигрантов и иностранных работников по разделам ОКВЭД-2, % ответов / Distribution of the number of professions in demand for domestic labor migrants and foreign workers by OKVED-2, % of responses
Источник / Source: составлено по результатам проведенного онлайн-опроса / compiled based on the results of an online survey.
В список наиболее востребованных вошли 43 профессии (табл. 2), требующих разных уровней, видов и форм подготовки кадров:
- профессиональное обучение – 59%.
- среднее профессиональное образование – 11%.
Из всех выделенных востребованных профессий (118), по которым работают в организациях несовершеннолетние, 48% входят в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
По ряду профессий: рабочий зернотока, грумер, мерчандайзер, юный корреспондент – информация о необходимом уровне образования отсутствует, в связи с чем требуется разработка профессионально-отраслевых характеристик данных профессий.
Наибольшее количество востребованных для несовершеннолетних профессий предложено для разделов ОКВЭД «Обрабатывающие производства», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», «Образование», «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (рис. 4).
КАТЕГОРИЯ «РАБОТНИКИ С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЮ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕЕ 1 ГОДА»
Для востребованных профессий, указанных респондентами для данной категории работников, требуются основные профессиональные образовательные программы:
Всего указано более 1,1 тыс. (100%) востребованных профессий, по которым работает данная категория работников.
Рис. 4 / Fig. 4. Распределение количества востребованных профессий для несовершеннолетних по разделам ОКВЭД-2, % ответов / Distribution of the number of professions in demand for minors by OKVED-2, % of responses
Таблица 2. Перечень наиболее востребованных профессий для несовершеннолетних от 14 до 18 лет / The list of high-demand professions for minors from 14 to 18 years.
Автомойщик
Продавец непродовольственных товаров
Горничная
Продавец продовольственных товаров
Грумер
Рабочий зеленого строительства
Дворник
Рабочий зеленого хозяйства
Заполнитель полок в магазинах (мерчендайзер)
Рабочий по благоустройству населенных пунктов
Кондуктор
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
Корреспондент издательства, редакции газет и журналов (юнкор)
Рабочий по посадке рассады
Курьер
Рабочий по уходу за животными
Кухонный рабочий
Рабочий тока
Оператор по переводу документов в электронный вид
Слесарь-ремонтник
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Сортировщик
Помощник библиотекаря
Уборщик производственных помещений
Помощник воспитателя
Уборщик служебных помещений
Помощник пекаря
Уборщик территорий
Наибольшее количество профессий предложено крупными и малыми организациями, что объясняется разнообразием их сфер деятельности (рис. 5).
В ближайшие 1–3 года работодатели готовы трудоустроить работников с опытом работы по профилю образования менее одного года по 83% востребованных профессий. При этом наиболее высокой готовностью к трудоустройству работников этой категории характеризуются малые организации (51%).
В список наиболее востребованных для работников с опытом работы по профилю образования менее одного года вошли 47 профессий с необходимым уровнем профобразования или профобучения (профессиональное обучение / среднее профессиональное образование и высшее образование) (табл. 3).
Доли востребованных профессий по уровням необходимого профессионального образования или обучения распределяются следующим образом:
Наибольшее количество востребованных профессий предложены респондентами, представляющими организации следующих разделов ОКВЭД: «Обрабатывающие производства», «Транспортировка и хранение», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «Образование» (рис. 6).
Рис. 5 / Fig. 5. Распределение количества предложений профессий по типам организаций и готовность организаций к трудоустройству по ним в ближайшие 1–3 года / Distribution of the number of job offers by types of organizations and the willingness of organizations to employ in these professions in the next 1–3 years.
КАТЕГОРИЯ «ИНВАЛИДЫ»
В 65% опрошенных организаций созданы условия для работы инвалидов по более чем 1 тыс. профессий (должностей). Причем в «Перечне рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»6 (далее – Перечень) представлено всего 448 профессий (должностей), из которых 51% (230) совпадают с профессиями, указанными респондентами.
Данное расхождение может быть обусловлено тем, что Перечень носит рекомендательный характер и в нем представлено ограниченное количество профессий (должностей). Кроме того, респонденты указывали более детализированные, в соответствии с кадровыми потребностями организаций, наименования профессий (табл. 4).
Готовы трудоустроить инвалидов в ближайшие 1–3 года 49% организаций, в штатных расписаниях которых имеются профессии рабочих и должности для инвалидов, а также созданы условия для их трудовой и профессиональной деятельности. В основном это крупные (44%) и малые (20%) организации.
Таблица 3. Перечень наиболее востребованных профессий для работников с опытом работы по профилю образования менее одного года / The list of high-demand professions for employees with less than one year of work experience based on their educational background.
Наименование профессии / Profession
Наименование профессии / Profession
Аппаратчик
Слесарь по ремонту автомобилей
Бетонщик
Слесарь по ремонту технологических установок
Кассир торгового зала
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Контролер газового хозяйства
Трубопроводчик линейный
Лаборант химического анализа
Фармацевт
Мастер строительных и монтажных работ
Электрогазосварщик
Медицинская сестра
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Менеджер по продажам
Воспитатель детского сада (яслей-сада)
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Специалист по работе с молодежью
Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок
Учитель
Оператор заправочных станций
Юрист
Оператор технологических установок
Ветеринарный врач
Охранник ведомственной охраны
Инженер-строитель
Помощник бурильщика капитального ремонта скважин
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)
Продавец непродовольственных товаров
Провизор
Продавец продовольственных товаров
Судебный пристав-исполнитель
Рабочий зеленого строительства
Товаровед
Слесарь механосборочных работ
Рис. 6 / Fig. 6. Распределение количества востребованных профессий для работников с опытом работы по профилю образования менее 1 года по разделам ОКВЭД-2, % ответов / Distribution of the number of professions in demand for employees with less than 1 year of work experience in the profile of education by sections of OKVED-2, % of responses
Таблица 4. Список наиболее востребованных профессий для инвалидов / The list of high-demand professions for the disabled.
Библиотекарь
Охранник ведомственной охраны
Ветеринарный врач
Преподаватель (профессиональное образование и обучение)
Водитель автомобиля
Продавец непродовольственных товаров
Грузчик*1
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
Делопроизводитель
Санитар / Санитарка
Документовед
Слесарь механосборочных работ
Инженер-конструктор
Слесарь по контрольноизмерительным приборам и автоматике
Инженер-программист
Слесарь по ремонту автомобилей
Кассир торгового зала
Слесарь-ремонтник
Контролер газового хозяйства
Специалист по работе с молодежью
Кухонный рабочий*
Уборщик производственных и служебных помещений*
Лаборант
Уборщик территорий, дворник*
Оператор заправочных станций
Фармацевт
Оператор электронно вычислительных и вычислительных машин
Наибольшее количество востребованных профессий для инвалидов предложено организациями видов экономической деятельности, относящихся к разделам ОКВЭД «Обрабатывающие производства», «Образование», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «Транспортировка и хранение», «Деятельность профессиональная, научная и техническая», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (рис. 7).
В список востребованных профессий для лиц старшего возраста вошли около 1,4 тыс. профессий, относящихся ко всем четырем уровням квалификации (в соответствии с ОКЗ ОК 010-20148), которые требуют высшего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения или краткосрочного обучения на рабочем мест.
По категориям работников профессии распределились следующим образом:
Рис. 7 / Fig. 7. Распределение количества востребованных профессий для инвалидов по разделам ОКВЭД-2, % ответов / Distribution of the number of professions in demand for the disabled by sections of OKVED-2, % of responses
Источник / Source: составлено по результатам проведенного онлайн-опроса /compiled based on the results of an online
Для лиц старшего возраста работодатели готовы предложить в том числе и рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, опыта, управленческих и организаторских компетенций (табл. 5).
Наибольшее количество профессий предложено респондентами крупных (55 %) и малых организаций (50 %) (рис. 8).
Представители всех типов организаций по среднесписочной численности работников отметили готовность трудоустроить лиц старшего возраста по востребованным профессиям (наиболее высокая готовность у крупных организаций – 62 %).
Менее всего готовы к трудоустройству рассматриваемой категории граждан микроорганизации (12 %), что может быть обусловлено малым количеством работников: 24 % респондентов, представляющих микроорганизации, указали, что среднесписочная численность работников в их организациях не превышает 5 человек, 44 % – от 6 до 10 человек, 33 % – от 11 до 15 человек.
Наибольшее количество востребованных профессий для лиц старшего возраста предложено организациями, деятельность которых относится к разделам ОКВЭД «Обрабатывающие производства», «Транспортировка и хранение», «Образование», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (рис. 9).
Таблица 5. Перечень наиболее востребованных профессий для лиц старшего возраста / The list of high-demand professions for older people.
Администратор
Оператор заправочных станций
Водитель автобуса
Охранник ведомственной охраны
Водитель автомобиля грузового
Подсобный рабочий
Горничная
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)
Диспетчер
Продавец непродовольственных товаров
Инженер по радионавигации, радиолокации и связи
Слесарь механосборочных работ
Инженер-конструктор
Слесарь по ремонту автомобилей
Кассир торгового зала
Специалист по работе с молодежью
Контролер газового хозяйства
Техник-метеоролог
Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Маляр строительный
Уборщик производственных и служебных помещений, дворник
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций
Электрогазосварщик
Наполнитель баллонов
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рис. 8 / Fig. 8. Распределение количества профессий по типам организаций и готовность организаций к трудоустройству по ним / Distribution of the number of professions by types of organizations and the willingness of organizations to employ in these professions
Рис. 9 / Fig. 9. Распределение количества востребованных профессий для лиц старшего возраста по разделам ОКВЭД-2/ Distribution of the number of professions in demand for older persons by sections of OKVED-2.
Рис. 10 / Fig. 10. Распределение профессий по типам организаций и готовность организаций трудоустраивать по этим профессиям / Distribution of professions by types of organizations and the willingness of organizations to employ in these professions
КАТЕГОРИЯ «ЖЕНЩИНЫ, ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Респондентами указаны более 1 тыс. востребованных профессий для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, среди них – профессии всех категорий работников: руководители (4%), специалисты высшего уровня квалификации (29%), специалисты среднего уровня квалификации (35%), рабочие (32%) (табл. 6).
Наибольшее количество востребованных профессий предложено представителями крупных (52%) и малых организаций (52%).
Следует заметить, что от 25 до 45% опрошенных организаций готовы трудоустраивать женщин по востребованным профессиям (рис. 10).
Наибольшее количество востребованных профессий для женщин предложено респондентами, представляющими организации из разделов ОКВЭД «Обрабатывающие производства», «Образование», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (рис. 11).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целом по исследованной выборке выделено около 2,1 тыс. профессий, востребованных работодателями.
По категориям работников востребованные профессии распределились следующим образом:
В перечень наиболее востребованных профессий вошло 46 наименований (табл. 7), относящиеся к различным отраслям экономики.
Таким образом, количество наиболее востребованных профессий по предпочтительным для работодателей категориям работников (из числа исследуемых) распределилось следующим образом:
- лица старшего возраста – 46%;
- женщины – 35%;
- работники с опытом работы по профилю образования менее одного года – 11%;
- инвалиды – 2%.
Таблица 6. Перечень востребованных профессий для женщин, имеющих детей дошкольного возраста / The list of high-demand professions for women with preschool children.
Врач
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)
Государственный инспектор труда
Провизор-технолог
Документовед
Продавец непродовольственных товаров
Инженер-конструктор
Продавец продовольственных товаров
Инженер-технолог
Рабочий зеленого строительства
Кассир торгового зала
Социальный работник
Кондуктор
Специалист по работе с молодежью
Контролер газового хозяйства
Судебный пристав-исполнитель
Лаборант химического анализа
Уборщик производственных и служебных помещений
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Учитель
Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок
Экономист
Данные результаты могут быть уточнены и дополнены исследованиями предпочтений работодателей при трудоустройстве работников по востребованным профессиям с учетом расширения перечня исследуемых категорий работников.