Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год:
– Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г.
– ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1. Общие положения
1.1. На должность педагога-психолога ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда и соцзащиты РФ N 514н от 24 июля 2015 г.
1.2. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее образование по профильным направлениям без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:
1.4. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.5. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.
1.6. Педагог-психолог ДОУ должен знать:
1.7. Педагог-психолог ДОУ должен уметь:
1.8. Педагог-психолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие обязанности:
2.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:
2.1.1. формирует и реализовывает планы развивающей работы с воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
2.1.2. разрабатывает программы развития, программы воспитания и социализации воспитанников, коррекционные программы с учетом требований ФОП ДО, ФОАП ДО, санитарных правил и гигиенических нормативов;
2.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников;
2.1.4. занимается оформлением и ведением документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.2. В рамках трудовой функции психологической оценки комфортности и безопасности образовательной среды:
2.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности с учетом развития детей;
2.2.2. проводит психологическую экспертизу программ развития ДОУ с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды и воспитательного процесса;
2.2.3. консультирует педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников;
2.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и воспитателям в проектной деятельности по совершенствованию воспитательного и образовательного процесса.
2.3. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательного процесса:
2.3.1. осуществляет консультирование администрации, педагогов, воспитателей и других работников ДОУ по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
2.3.2. проводит консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника;
2.3.3. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;
2.3.4. осуществляет консультирование администрации ДОУ, педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
2.4. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе работы по восстановлению и реабилитации:
2.4.1. разрабатывает и реализовывает планы проведения коррекционно- развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
2.4.2. формирует готовность к усвоению воспитанниками социокультурных и духовно-нравственных ценностей, проводит патриотическое воспитание;
2.4.3. занимается организацией и совместным осуществлением педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации;
2.4.4. осуществляет формирование и реализацию планов по созданию образовательной и воспитательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных воспитанников;
2.4.5. занимается проектированием в сотрудничестве с воспитателями и педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.
2.5. В рамках трудовой функции психологической диагностики детей:
2.5.1. проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
2.5.2. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, осуществляет определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
2.5.3. составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, воспитателей, администрации ДОУ и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;
2.5.4. определяет степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;
2.5.5. изучает интересы, склонности, способности детей, предпосылки одаренности.
2.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания:
2.6.1. выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие воспитанников;
2.6.2. планирует и реализует совместно с воспитателями превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения воспитанников;
2.6.3. разъясняет коллективу ДОУ необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивает результаты их применения;
2.6.4. разрабатывает рекомендации для педагогов и воспитателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.
2.7. Участвует в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвует в семинарах, круглых столах и конференциях.
2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.
2.9. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.
2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.11. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в детском саду.
3. Права
Педагог-психолог имеет право:
3.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.
3.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.
3.4. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.
3.5. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
3.6. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
3.7. Предоставлять на рассмотрение заведующего ДОУ предложения по улучшению работы детского сада.
3.8. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.9. Участвовать в родительских собраниях, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ.
3.10. На получение от заведующего ДОУ достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
3.11. На повышение своей профессиональной квалификации.
3.12. На социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ.
3.13. На все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором и другими локальными актами ДОУ.
4. Ответственность
4.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего ДОУ, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
4.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации и Законом «Об образовании».
4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством РФ.
4.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением (неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
4.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального ущерба участникам образовательного процесса, действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
5.1. Работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю. Из них 18 ч. в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду.
5.2. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.
5.3. Получает от руководства детского сада информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.4. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической службы органов управления образованием.
5.5. Получает от руководства психологической службы управления образованием информацию организационно-методического характера.
5.6. Действует в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.
5.7. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю ПС и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
Положение о работе педагога-психолога в ДОУ
1.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога в ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г “Об образовании в Российской Федерации” с изменениями от 4 августа 2023 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о работе педагога-психолога в ДОУ устанавливает основные направления и виды деятельности педагога-психолога, определяет его ответственность, права, обязанности и документацию, а также регламентирует непосредственно деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
1.4. Основной целью деятельности педагога – психолога в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.5. Педагог-психолог ДОУ осуществляет свою работу, руководствуясь Положением, международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов Управления образования.
1.6. На должности педагога-психолога ДОУ могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология”, имеющие диплом государственного образца. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.7. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
1.8. Педагог – психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание педагогом-психологом и воспитателем сущности их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими дошкольному образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.
Цели и задачи
2.1. В своей деятельности в ДОУ педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками дошкольного образовательного учреждения необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:
2.5. К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:
Организация деятельности педагога-психолога
3.1. Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными правилами с учётом:
3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с воспитанниками детского сада разных возрастов и различными категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведёт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает планирование и представляет отчетность по административной и профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного образовательного учреждения. При составлении графика работы педагога-психолога учитывается необходимость работы по повышению квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные направления деятельности педагога-психолога
4.1. Прикладное – психологическое сопровождение воспитательно-образовательной деятельности, включая участие в составлении программы развития ДОУ, образовательных программ, создании учебных пособий, разработке психологических оснований дидактических и методических материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами, воспитателями, администрацией дошкольного образовательного учреждения и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников воспитательно-образовательных отношений в ДОУ, развитию детей и их творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.
Основные виды деятельности педагога-психолога
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогических работников и администрации ДОУ, у родителей (законных представителей) и детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет следующие мероприятия:
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога ДОУ является диагностика развития личности воспитанников, углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога ДОУ на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. – в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:
5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно – воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога ДОУ направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию и педагогов детского сада по проблемам обучения и воспитания детей в форме педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое консультирование участников воспитательно-образовательных отношений по проблемам обучения, личностного развития и жизненного самоопределения по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
Права и обязанности педагога-психолога
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог ДОУ, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог ДОУ:
6.5. В своей деятельности педагог-психолог ДОУ имеет право:
Ответственность педагога-психолога ДОУ
7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально – технических средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога ДОУ относится:
Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.