ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Александра Современный взгляд на роль психолого-педагогического просвещения субъектов образования

„Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира. “

Лао-цзы древнекитайский философ

Психологическое
просвещение —
это приобщение
взрослых — воспитателей, учителей,
родителей — и детей к психологическим
знаниям.

Основной смысл
психологического просвещения заключается
в следующем:

* знакомить
воспитателей, учителей и родителей с
основными закономерностями и условиями
благоприятного психического развития
ребенка;

*
популяризировать
и разъяснять результаты новейших
психологических исследований;

* формировать
потребность в психологических знаниях,
желание использовать их в работе с
ребенком или в интересах развития
собственной личности;

*
ознакомить
учащихся с основами самопознания,
самовоспитания;

* достичь понимания
необходимости практической психологии
и работы психолога в детском
учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического
просвещения могут быть самыми разными:
лекции, беседы, семинары, выставки,
подборка литературы и пр. При этом совсем
необязательно всю эту работу проводить
самому психологу — можно приглашать
других специалистов.

Однако содержание
всех этих форм работы обеспечивает
психолог: важно, чтобы лекции, беседы,
семинары не проходили на
абстрактно-теоретическом уровне, а
имели предметом своего обсуждения
конкретные проблемы данного детского
сада, данной школы, данного контингента
детей, т. е. наглядно показывали бы, что
психологические знания имеют
непосредственное отношение к решению
конкретных проблем обучения и воспитания
детей.

Эффект от
психологического просвещения больше,
если психологические знания давать в
качестве средства решения жизненных
проблем. В” качестве примера выберем
конкретную проблему: как
научить педагогов и родителей общаться
с детьми?

Современные
психологические знания свидетельствуют
об огромном значении полноценного
общения взрослого и ребенка, стиля
такого общения для развития детей.
Поэтому одним из существенных аспектов
психологического просвещения учителей
и родителей является ознакомление их
со способами правильного общения с
детьми, оказания им психологической
поддержки, создания в семье и школе
благоприятного психологического
климата.

Приводимые ниже
рекомендации показывают, как, в каком
направлении, какими методами может
осуществляться такая работа.

Психологическая
поддержка —
это процесс,
в котором взрослый сосредоточивается
на позитшвных сторонах и преимуществах
ребенка, что
позволяет последнему,достичь следующего:

♦ укрепить
самооценку;

♦ поверить в себя
и свои сшособности;

♦ избежать ошибок;

♦ пережить неудачи.

Для того чтобы
научиться по/ддерживать ребенка,
педагогам и родителям, возможно, придется
изменить привычный стиль общения и
взаимодействия с ним. Вместо того чтобы
обращать внимание прежде всего на ошибки
и плохое поведение ребеенка, взрослому
придется сосредоточиться на позитивной
стороне его пооступков и поощрении
того, что он делает.

Поддерживать
ребенка —
згначит
верить в него. Вербально
и невербально родитель сообщает ребенку,
что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддеержке не только
тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда
ему хорошо.

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2012. – № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Чупров Л. Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения. – С. 8-12.

В статье поднимаются вопросы исследования психологического просвещения с позиций его содержания, как варианта педагогической работы. Обосновывается необходимость использования в психологическом просвещении принципов дидактики. Обсуждается роль и место наглядности в процессе психологического просвещения. Акцент сделан на использовании дидактических принципов в процессе проведения беседы.

Ключевые слова: психологическое просвещение, дидактические принципы, беседа, средства наглядности.

Как известно, просвещение — распространение знаний. Психологическое просвещение – вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике психологическое просвещение – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Психологическое просвещение – это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой

общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

– формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

– информирование населения по вопросам психологического знания;

– формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией и информированностью аудитории для которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Преподавание психологии, как учебного предмета в школах, тоже можно рассматривать как форму и средство психологического просвещения среди учащихся.

Средства психологического просвещения подразделяются на:

Конечно, это условное разделение.

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

Например, психологическое просвещение среди учащихся немыслимо без учета особенностей их познавательной деятельности, без знания принципов обучения: воспитывающий характер обучения, всестороннее развитие личности ребенка, его сознательности и активности в усвоении знаний, учет возрастных особенностей, доступность предлагаемых сведений, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.

Простая популяризация психологических знаний среди учащихся не даст действенного результата. Важно воспитывать у ребенка положительные стремления на примере конкретного человека, с одной стороны, и через активное вовлечение самих учащихся в процесс и формы психологического просвещения, с другой. Кроме этого, усвоение материала зависит от того, насколько он понятен, в частности, оснащен ли иллюстрациями (рисунками, схемами, другими наглядными пособиями), при традиционном характере технологии проведения мероприятия и видео- аудиоматериала, ppt-презентаций (PowerPoint Presentation), web-ресурсов при использовании современной информационной техники. С внедрением в учебно-образовательный процесс информационных технологий меняется роль с место наглядности, последняя поднимается до уровня дидактического принципа. Хотя практические вопросы этого явления ещё ждут своего экспериментального изучения и теоретического осмысления.

При всем при этом эффективной формой психологического просвещения является беседа, в процессе которой сообщается материал и задаются вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся, использовать их практический опыт, активизировать сознательное участие в беседе. Такая структура бесед рекомендуется и для групповой индивидуальной работы с детьми. Конечно, материал беседы необходимо излагать доступно с учетом возраста и класса.

Последовательность примерно следующая: сообщение темы беседы, затем выявление круга знаний учащихся по данной теме, сообщение новых данных, практический показ (если это необходимо) и заключение.

1. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. – Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л.М. Розенштейн. – М.: Изд. Г НИНПП, 1930. – С. 239156.

2. Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. – 2003. – № 1 – январь.

Публикуется по докладу на конференции’.

Чупров Л. Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения //Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии образования: система социально-психологического сопровождения

(ХРИПКиПРО. А бакан, Хакасия). – 24 марта 2011 г.

L. F. Chuprov Pedagogical aspects of psychological education

In article questions of research of psychological education from positions of its maintenance, as variant of pedagogical work are brought up. Necessity of use for

psychological education of principles of didactics is proved. The role and a place of presentation in the course of psychological education is discussed. The accent is made on use of didactic principles in the course of conversation carrying out.

Keywords: psychological education, didactic principles, conversation, presentation means.

Чупров Леонид Федорович – главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/). Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).

ТЕМА
12.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ВИД

Психологическое
просвещение как вид психологической
помощи: формы и методы проведения
психологического просвещения; средства
просветительской работы; особенности
психологического просвещения разных
категорий слушателей; типичные ошибки
практического психолога при проведении
психологического просвещения.

Психологическое
просвещение
– раздел профилактической деятельности
специалиста-психолога, направленный
на формирование у населения (учителей,
воспитателей, школьников, родителей,
широкой общественности) положительных
установок к психологической помощи,
деятельности психолога-практика и
расширение кругозора в области
психологического знания.

Таким
образом, исходя из этого определения,
психологическое просвещение выполняет
три задачи:

первая
задача – формирование научных установок
и представлений о психологической науке
и практической психологии (психологизация
социума);

вторая
задача – информирование населения по
вопросам психологического знания;

третья
– формирование устойчивой потребности
в применении и использовании психологических
знаний в целях эффективной социализации
подрастающего поколения и в целях
собственного развития.

Психологическое
просвещение
– основной способ и одновременно одна
из активных форм реализации задач
психопрофилактической работы в
деятельности практического психолога
независимо от того, в какой из систем
(образование, здравоохранение,
промышленность, правоохранительные
органы и др.) он работает.

Содержание
психологического просвещения определяется
исходя из специфики, вида и профиля
учреждения.

Психологическое
просвещение — это направление
практико-ориентированной психологии,
целью которого является передача и
распространение психологических знаний.
Психологическое просвещение зачастую
рассматривают как первичная форма
приобщения людей к психологическому
познанию. Психологическое просвещение
имеет различные формы, типы и способы
своей реализации. С точки зрения подхода
к психологическому просвещению как
психологической практике имеет смысл
остановиться на таких типах психологического
просвещения, которые обусловлены, с
одной стороны, степенью количественного
охвата населения, с другой — степенью
технической опосредованности этой
деятельности.

Психологическое
просвещение может осуществляться как
в форме массовых акций, так и в форме
непосредственных контактов. Чаще всего
трудно оценить эффективность массового
психологического просвещения. В
психологическом просвещении, осуществляемом
в непосредственном контакте, можно
говорить об его эффективности или
неэффективности, т.к. здесь можно
вычленить момент психологического
воздействия на клиента и отследить его
реакцию. Такого рода психологическое
просвещение, безусловно, является
психологической практикой, а также
важным моментом других психопрактик:
психотерапии, консультирования,
тренингов.

К
основным формам
психологического просвещения можно
отнести:

К
средствам
психологического просвещения относятся:

Примером
психологического просвещения является
выступление психолога на родительском
собрании, где он информирует родителей
о возрастных психологических особенностях
детей, дает рекомендации по оптимизации
межличностных отношений с ними. Здесь
же психолог имеет возможность ответить
на вопросы родителей, что обеспечивает
полноценную обратную связь в ходе
просвещения.

Другим
примером может стать публикация статей
по психологической проблематике в
современных журналах: как справляться
со стрессами, как стать уверенной в
общении с другими (в том числе
представителями противоположного пола)
и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения
психологов для участия в телевизионных
передачах в качестве эксперта, где он
оценивает и объясняет поведение людей
в той или иной ситуации, дает рекомендации.
Все эти моменты, безусловно, можно
рассматривать как психологическое
просвещение.

В
профориентационной работе психологическое
просвещение также является неотъемлемой
составной частью, по формированию
сознательного выбора профессии.
Психологическое просвещение в рамках
этого вида работы может осуществляться
по трем направлениям.

Первое
– это информирование и профессиональная
агитация на профессию практического
психолога, осуществляемые представителем
этой области практической деятельности.

Второе
– это работа по информированию подрастающего
поколения о психологических требованиях
к профессиям в рамках работы по
сознательному профессиональному
самоопределению.

При
всей работе по психологическому
самоопределению – профессиональный
выбор за детей традиционно делают
родители. Следовательно, и психологическое
просвещение среди этой категории
потребителей психологической информации
профориентационного плана должно
занимать свое место. Собственно в
плоскости работы с родителями учащихся
и находится третье направление
деятельности практического психолога
и профконсультанта – психологическое
просвещение.

Профессия
психолога относится и, к так называемым
“коммуникативным сферам” практической
деятельности, поэтому психолог должен
быть специалистом по общению. Правда,
если в профессиональном психологическом
общении присутствуют только желание,
экспрессия, но нет мысли и компетентности
– большой пользы от такой работы не
будет. Именно хорошее владение материалом,
эрудиция, способность донести даже
самый сложный материал до самого
неподготовленного слушателя в конечном
итоге определяет эффективность
просветительной работы. Собственно
большого ораторского искусства в
психологическом просвещении не требуется.
Если нет дара, зажигающего аудиторию,
оратора – лектора, можно заменить это
приемом лектора-собеседника, вовлекая
в общение и актуализируя опыт конкретных
членов из аудитории. Манера подачи
материала и само отношение коммуникатора
к аудитории также играют не последнюю
роль. К настоящему времени в психологическом
просвещении накоплен большой арсенал
конкретных форм его проведения.

В
частности, в литературе, адресованной
для практического психолога, перечисляют
следующие из них: лекции, беседы, семинары,
выставки, подборка литературы и пр. В
то же время, конкретные формы
психологического просвещения, эффективно
используемые в одном направлении
практической деятельности, могут быть
не эффективными или даже неуместными
в другом. Различают наглядно-вербальные
формы и чисто вербальные, хотя, памятуя
о разнообразии способов сочетания
живого слова педагога и наглядности,
такое деление условно. Наглядные формы
психологического просвещения –
психологический листок и буклет. В
первую очередь они способствуют
оформлению интерьера кабинета и лишь
во вторую несут информационно-просветительную
нагрузку.

Плакат,
специальная витрина. Как и предыдущие
формы тоже выполняют преимущественно
“интерьерную” функцию. Отдельные
вопросы и темы, наиболее проработанные
психологом, можно оформлять в виде
своеобразных памяток – небольших брошюр,
выполненных типографским способом или
размноженным через принтер. Положительные
моменты такой формы работы выражаются
в том, что идет своеобразное повторное
использование материала, что не всегда
возможно осуществить в динамичном
планировании методической работы
образовательного учреждения. Поскольку
применение большинства из этих
наглядно-вербальных форм замыкается в
периметре стен и шкафов кабинетов
психологов и учительских, то их
информационная полезность весьма низка.

Более
действенно в практической психологии
непосредственное общение и преимущественно
устные вербальные формы информирования
и просвещения.

Психологическое
просвещение школьников сегодня очень
популярно. Результатом просвещения мы
считаем присвоение школьниками
психологических знаний и навыков,
которые помогали бы им успешно учиться
и развиваться в различных сферах школьной
жизни. А чтобы полученное знание могло
активно использоваться школьниками,
оно должно быть живым, активным.

Для
того чтобы передаваемые школьникам
знания могли активно включиться в
процесс личностного развития, выступить
своего рода катализаторами внутренних
процессов, необходимо очень серьезно
подходить и к отбору содержания, и к
выбору форм работы. При отборе содержания
очень важно учитывать не только возрастные
потребности и ценности школьников,
уровень их реального развития, готовности
к усвоению тех или иных знаний и навыков,
но и реальную групповую ситуацию в том
или ином классе или параллели, существующие
актуальные проблемы. Просветительская
работа может быть организована в ответ
на актуальный запрос со стороны школьников
на определенные знания. Например, такой
запрос, касающийся психологических
требований к определенным профессиям,
может поступить от старшеклассников.
Для подростков социально-психологические
знания могут стать чрезвычайно
акту­альными после тяжелого
внутригруппового конфликта или нарушения
взаимоотношений со значимым учителем.
Психолог должен быть готов в такой
ситуации предложить школьникам реальную
научную информацию, позволяющую им
по-другому посмотреть на ситуацию.

Психологическое
просвещение педагогов — еще одна
традиционная составляющая школьной
психологической практики.

Психологическое
просвещение направлено на создание
таких условий, в рамках которых педагоги
могли бы получить профессионально и
личностно значимое для них знание.
Прежде всего, речь идет о психологических
знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
организовать эффективный процесс
предметного обучения школьников и с
содержательной, и с методической точек
зрения построить взаимоотношения со
школьниками и коллегами на взаимовыгодных
началах осознать и осмыслить себя в
профессии и общении с другими участниками
внутришкольных взаимодействий.

Весьма
непростым является вопрос о формах и
методах организации просвещения.
Известно, что такие «классические»
мероприятия, как лекция или семинар, в
силу объективных причин (например,
загруженность учителей) и некоторых
профессионально-личностных особенностей
педагогов (склонность к созданию и
закреплению различных стереотипов,
повышенная личностная тревожность и
другое) являются крайне неэффективными.

В
рамках нашей модели мы следующим образом
формулируем основной принцип просвещения
педагогов— органическое вплетение
ситуации передачи им знаний в процесс
практической деятельности (то есть
знание как ответ на реально существующий
и осознаваемый запрос учителя или
воспитателя). Соответственно,
просветительская работа должна быть
вкраплена (причем, очень дозировано,
тщательно отобранным содержанием) в
текущую деятельность учебно-методических
объединений, тематических педсоветов,
психолого-педагогических консилиумов
и т. д.

Общая
цель консультирования заключается в
создании социально-психологических
условий для привлечения семьи (чаще
всего— родителей) к сопровождению
ребенка в процессе школьного обучения.
В первую очередь это необходимо при
решении возникающих проблем. Целью
деятельности, таким образом, является
создание ситуации сотрудничества и
формирование установки ответственности
родителей по отношению к проблемам
школьного обучения и развития ребенка.
При этом последовательно реализуется
принцип невмешательства школьного
психолога в семейную ситуацию.

В
целом работа с родителями строится в
двух направлениях: психологическое
просвещение и социально-психологическое
консультирование по проблемам обучения
и личностного развития детей. В отношении
просвещения с равной силой проявляются
как проблемы отбора содержания, так и
форм ведения такой работы. Если говорить
о содержании, то в задачи школьного
психолога, на наш взгляд, не должна
входить передача систематизированных
психологических знаний родителям (при
всем благородстве и значимости этого).
Пользуясь редкими встречами с родителями,
психолог может попытаться ввести их в
актуальные проблемы детей, способствуя
тем самым более глубокому пониманию
взрослыми динамики детского развития.
Условно говоря, психолог погружает
родителей в значимые, насущные вопросы,
решаемые их детьми в данный момент
школьного обучения и психологического
раз­вития, и предлагает подходящие
для этого момента формы детско-родительского
общения. Для этого могут использоваться
короткие психологические беседы на
классных собраниях (лучше, если они
приурочены к проводимым диагностическим
исследованиям), специальные родительские
дни, совместные встречи родителей и
детей.

Соседние файлы в папке псих.помощь

Психологическое просвещение участников образовательного процесса

Из
опыта работы ГОУ
Центр Образования №1883 «Бутово»

Блинова
А. В., Самойлова С. В. (г. Москва)

В
наибольшей степени влияние научно
-практической пси­хологии заметно в
развитии современной системы образования.
Психологическое
просвещение участников образовательного
процесса
осуществляет решение двух основных
задач политики современного
образования: гуманизация образования
и сохранение психологического
здоровья.

В
Центре Образования №1883 «Бутово»
осуществляется по­пытка
решения этих двух задач в рамках развития
психологической культуры
всех участников образовательного
процесса.

Центр
Образования – это многоступенчатое
образовательное учреждение,
включающее в себя дошкольное отделение,
начальную школу,
полную среднюю школу, экстернат, а так
же широкую сеть дополнительного
образования.

В
ЦО №1883 «Бутово» осуществляется
преподавание психо­логии
на всех ступенях обучения, кроме
дошкольного отделения. В начальной
школе и средней преподавание ведется
по программе и
учебникам под редакцией профессора,
доктора наук, академика РАО
Дубровиной И. В. « Психология» (городская
экспериментальная площадка:
«Преподавание психологии как учебного
предмета»). В старших классах (10-11 кл.)
преподавание ведется по авторской
программе
Блиновой А. В. « Социально- психологические
основы трудовой
деятельности».

С
2003 года в ЦО №1883 организованы профильные
психолого-педагогические
классы (старшее звено), участвующие в
город-

Материалы
IV
съезда Российского психологического
общества. Том I.

ской
экспериментальной площадке с 2006 г.
«Разработка модели профильного
обучения в гуманитарных классах с
психологиче­ским
уклоном». Учащиеся этих классов
осуществляют проектно-исследовательскую
деятельность по направлениям психологии
и педагогики, участвуют в психологических
акциях, проводимых на базе
ЦО (акции: «Психологический климат в
школе», «Психология делового общения»).
ПроектнО-исследовательская деятельность
учащихся в области психологии расширяется
и до среднего звена ЦО.
Итогом проектно-исследовательской
деятельности становится участие
учащихся в различных конкурсах: окружной
и городской туры
конкурса «Юные таланты Московии»
(получение грамоты «За
неординарный подход к проблеме
становления личности и выявление
роли литературы в этом процессе в
исследовательской работе»),
муниципальный и окружной туры «Ярмарки
идей на Юго-Западе»
(диплом 3-ей степени), городской конкурс
творческих работ
учащихся профильных классов, представляемых
к изданию в газете
«Мы и мир» (победитель конкурса),
национальная открытая гуманитарная
конференция школьных исследовательских
работ «Вышгород- 2007» (личная номинация),
V
научно-практическая конференция
«Психология глазами юных» при МГППУ
(диплом второй
и третьей степени).

Учащиеся
психолого-педагогических классов
обучаются по программе
«Психологический класс» в рамках
сотрудничества ЦО
№1883 с Московским Городским
Психолого-Педагогическим Университетом
(МГППУ) с 2003 г. За этот период 16 выпускников
ЦО поступили
в психолого-педагогические вузы, в том
числе МГППУ, и успешно
обучаются различным психологическим
специальностям (психология
образования, юридическая, специальная,
социальная, дошкольная
психология, психология консультирования).
В рамках того
же сотрудничества, студенты различных
факультетов МГППУ проходят
ознакомительную и педагогическую
практику в ЦО под руководством
специалистов центра; а так же, после
окончания вуза, молодые специалисты
проходят стажировку на базе ЦО № 1883
под руководством
и наставничеством специалистов центра.

Учителя
Ц0№1883 посещают специально организованные
семинары-практикумы,
основная цель которых – психологическая
культура
и психологический климат в педагогическом
коллек­тиве.
В организации данных мероприятий
участвует не только психологическая
служба ЦО и ПМСЦ, а так же приглашаются
пред­ставители
научного сообщества. Работа осуществляется
по двум направлениям: психологическое
просвещение в виде лекториев и отработка
практических навыков эффективного
взаимодействия на тематических
тренингах.

Для
родителей организованы «родительские
лектории», за­дачей
которых является психологическое
просвещение, развитие психологической
культуры родителей учащихся. Основная
тематика таких
занятий детско-родительские отношения
(конфликты и пути решения),
помощь семьи в организации учебной
деятельности детей вне школы, осуществление
взаимодействия педагогов и родителей
в учебно-воспитательном процессе.

В
перспективе планируется расширить
психологическое про­свещение
в Центре Образования за счет создания
и развития инновационных
программ и проектов: создание силами
учащихся школьного
научно-практического журнала, введение
факультатив­ных
курсов («Развитиетворческих способностей»,
«Психологический театр»)
для учащихся предпрофильных и профильных
классов при участии
преподавателей МГППУ; предполагается
участие в конкурсе театрально-психологических
этюдов в МГППУ.

Таким
образом, в Центре Образования
осуществляется пре­емственность
психологического просвещения и культуры.
Она ведется
по двум направлениям. Вертикально от
начального звена образования
до поствузовской подготовки молодых
специалистов педагогов-психологов.
Горизонтальное направление затрагивает
всех
основных участников образовательного
процесса. Это дети, родители,
педагоги.

Остается
проблема восполнения психологического
просвеще­ния
и уровня развития психологической
культуры в среде между образовательным
учреждением и семьей.

К
вопросу о профессиональной адаптации
сотрудников
силовых органов

Блохина
И. В. (г.
Краснодар)

Оптимально
организованный процесс профессиональной
адаптации
специалистов из числа сотрудников
силовых органов по­зволит
существенно снизить нетолько расходы
на комплектование вакантных должностей,
но и минимизировать негативное влияние
поведения сотрудников, не адаптировавшихся
кусловиямдеятель-ности,
на морально-психологический климат
организации.

Профессиональная
адаптация таких специалистов может
быть
рассмотрена как процесс выполнения
нормативно заданной деятельности
в соответствии с устоявшимися в
профессиональном сообществе
организации способами и предписаниями,
в ходе ко­торого
происходит приспособление индивидуальных
особенностей специалиста
к условиям такой деятельности.

К
составным частям модели процесса
профессиональной адаптации
таких специалистов можно отнести
следующие взаи­мосвязанные
компоненты: личность специалиста с
присущими ей
возрастными и тендерными особенностями,
определёнными индивидуально-психологическими
характеристиками, знания­ми, навыками
и умениями; механизм саморегуляции
личности специалиста;
профессионально-деятельностную,
нормативную, социальную и
социально-психологическую предметные
области взаимодействия
с личностью специалиста.

Механизм
саморегуляции специалиста разрешает
возникающие противоречия между личностью
специалиста и средой деятельности.
Если
специалист овладел знаниями, навыками
и умениями (состав­ляющими
основу профессиональной деятельности
по занимаемой должности),
при этом у личности сформировано
позитивное отноше­ние
к исполняемым обязанностям и требованиям
профессионального сообщества
(выражающимся в предлагаемой ему ролевой
функции, в
групповых нормах и в нормах организационного
поведения), то адаптационный
процесс завершается успешное противоречия
между личностью
и средой деятельности снижаются (либо
снимаются). В противном
случае адаптационный процесс оказывается
неуспешным, конфликтная
ситуация нарастает, приводя либо к
смене профессии (специальности),
либо к досрочному расторжению контракта.

В
процессе профессиональной адаптации
индивидуально-психоло-гические
характеристики специалиста опосредуются
по­требностью
в достижении более высоких результатов.
Это, в свою

очередь,
заставляет специалиста более осознанно
регулировать свою
деятельности, что приводит к образованию
в личности таких характеристик,
как «оценка результатов деятельности»,
«моделиро­вание
деятельности», появляется «гибкость»
в поведении.

На
основании предпринятого исследования
мы пришли к выво­ду,
что психологической особенностью
процесса профессиональной адаптации
специалистов из числа сотрудников
силовых органов является
формирование у них в начале службы по
контракту но­вообразований
индивидуально-психологических
характеристик личности,
количество и характер взаимосвязей
которых инди­видуальны,
определяются развитостью системы
саморегуляции личности,
внешними и внутренними условиями
деятельности. Факторами,
влияющими на успешность процесса
профессиональной адаптации специалистов,
являются возраст, уровень образования
и стаж
профессиональной деятельности, а также
время, прошедшее между
моментом принятия решения о поступлении
на службу по контракту
и заключением контракта; информированность
перед поступлением
на службу о порядке её прохождения;
адекватное осо-знание
субъективных трудностей в процессе
освоения профессии и промежуток времени,
по истечении которого к специалисту
пришло ощущение,
что он полностью справляется с
профессиональными обязанностями, а
также тендерные особенности.

В
современной психологии адаптации
личности профессио­нальная адаптация
рассматривается как феномен формирования
в
личности совокупности новообразований
психических качеств. Такой
подход позволяет не только объединить
процессуальный и
результативный аспекты адаптации, но
и учесть изменения, происходящие в
личности, от которых зависит позитивный
или негативный
результат адаптации.

Так,
приспособление индивидуально-психологических
ха­рактеристик
личности специалиста из числа сотрудников
силовых органов
к условиям деятельности приводит к
образованию в его личности
разных по количеству и разветвлённое™,
но устойчивых новообразований
индивидуально-психоло-гических
характери­стик,
адекватных особым условиям деятельности.
Новообразо­вания
в сочетании с внешними факторами
(характеристики слу­жебной
ситуации, поставленные задачи, условия
их выполнения, профессиональные
и социальные характеристики организации)
обеспечиваютуспешность
процесса профессиональной адаптации.
При
этом у успешно адаптировавшихся
специалистов в структуре личности
нами выявлено наличие устойчивой,
индивидуальной по
составу и характеру внутренних
взаимосвязей комбинации
индивидуально-психологических
характеристик личности. У неуспешно
адаптирующихся специалистов такие
устойчивые комбинации
индивидуально-психологических
характеристик личности
не выявлены.

Также
нами выявлено, что процесс профессиональной
адап­тации
специалистов из числа сотрудников
силовых органов можно оптимизировать,
наряду с введением процедуры ис­пытания,
введением в штаты силовых органов
должностей практических
психологов; а также оптимальным
планированием и
осуществлением психологического
сопровождения процесса профессиональной
адаптации таких специалистов и
обеспече­нием
скоординированное™ действий руководства,
кадровых органов,
воспитательных структур и практических
психологов по сбору
сведений, характеризующих успешность
профессиональной адаптации
специалистов из числа сотрудников
силовых органов в
начале их службы.

Фрактальная
геометрия и теория функциональных
систем

Богатых
Б. А. (г.
Обнинск)

К
настоящему времени теория функциональных
систем (ТФС) П. К.
Анохина заменив собой механистическую
(декартовскую) реактивность
организма на активное, целенаправленное
его поведение,
требует, на наш взгляд, более глубокого
осмысления, которое
можно осуществить в рамках методологии
фрактала, фрактальной концепции, его
основных принципов и подходов. Процессы,
отражающие собой фрактальное самоподобие,
основаны, прежде
всего, на принципе обратной связи, когда
результат одной итерации
является начальным значением следующей
итерации. Наряду
с этим фрактальная геометрия позволяет
устанавливать взаимозависимость
между геометриями в различных масштабах,
а именно, как микроскопическое поведение
тех или иных систем связано
стем, что можно наблюдать в макроскопическом
масштабе. Многообразие
фракталов при этом, содержащих множество
вир­туальных наборов всех возможностей,
отраженное через принцип самоподобия,
описывается довольно простой
математической формулой
вида: Zn+1=
Z2n+ С.

В
рамках фрактальной геометрии большое
внимание уделяется
приложению золотой пропорции в
исследовании синергетических
процессов математики, физики, биологии,
т. к. на
поверку золотая пропорция выступает
основой существования любых
самоорганизующихся систем. Золотая
пропорция, которая в
конечном своем выражении выступает
прообразом рядов (чисел)
Фибоначчи, представляет собой соотношение
только трех величин, проявляющих
определенную закономерность и
представляющая
собой целостную динамическую систему.
При­чем
как ряды (числа) Фибоначчи, так и их
прообраз – золотое сечение,
наряду с разного вида геометрических
и алгебраических прогрессий,
заключают в себе процесс повторения
процедуры неопределенное
число раз (процесс итерации) отраженный
в
формуле вида Zn+1=
Z2n +
С. В наилучшем виде, на наш взгляд,
соотношение золотой пропорции у П. К.
Анохина выра­жено в следующем виде:
«Когда наш мозг осуществляет самое
начало
действия, он уже заряжен и на ожидание
результата Чем
не существование определенного
соотношения между какими-нибудь
двумя элементами, которое с необходимостью
определяет
величину третьего: то есть мозг уже
знает, что есть и
ждет то, что надо. А есть соотношение,
выраженное либо в вещи, либо как-нибудь
абстрактно. -. . Еще не реализованное
действие уже захватывает мозг, настраивает
его на ожидание предстоящих результатов
и на последующую оценку этих ре­зультатов,
. .как
совершенно четко очерченную функцию
этой системы».
Иными словами, данный нервный аппарат,
находя в
поиске единственно нужную реакцию, в
конечном итоге осу­ществляет
завершение и процесса и соотношения.
Более того, именно золотая пропорция
(сечение), как и числа Фибоначчи, в своем
математическом выражении обеспечивают
работающей функциональной
системе осуществление широчайшего
спектра функций
организма, отражая, при этом, количественное
про­явление
процесса развертывания целостности,
при выявлении колоссального
разнообразия тех или иных композиций.
Здесь в
более полной мере осуществляется
принцип фрактальной

развертки,
играя при этом в целостном континууме
конкретную роль, а именно, роль меры.

В
заключение, рассматривая формирование
идеи общей ТФС, можно
отметить, что в ее основе лежали, прежде
всего, идея раз­вития
и идея системности. Их воплощение
осуществилось в кон­цепции системогенеза,
которая в отличие от концепции
органоге­неза,
предполагает поэтапное развитие
морфологических органов, настаивая
на совершенно ином их формировании. В
частности, с позиции
системогенеза формирование
«общеорганизменных» целостных
функциональных систем осуществляется
целостно и
сразу уже на самых ранних этапах
эмбрионального развития организма,
т. е. до того как все ее компоненты
получат структурное окончательное
оформление, с последующим их усложнением
и модификацией.
Данной особенности будет соответствовать
приро­да
фрактала, которую можно схематически
описать в следующем виде. Представим
себе некий остров, на котором находится
озеро с
пресной водой, а сам остров, естественно,
окружен морем с соленой
водой. Проведем теперь каналы с пресной
водой, т. е. из озера,
и с морской водой (с моря) так, чтобы
каналы сблизились друг
с другом при этом, не пересекаясь между
собой, скажем, например,
до метра в каждой точке суши, затем в
один сантиметр, в
один миллиметр и т. д. до бесконечности.
В конечном итоге, данная
конструкция будет представлять в каждой
точке три не-смешивающиеся
стихии – канал с пресной водой, перегородка
из суши и канал с морской водой. Именно
данная, весьма сложная, конструкция
как раз и будет представлять собой
фрактал. Данные фрактальные
образования (фрактальность каналов),
в которых может
находиться и более трех стихий,
представляют, в частности, переплетение
легочной, нервной, кровеносной,
лимфатической и т.
д. систем у многих как наземных, так и
водных животных. При­чем
они не перемешиваются, а функционируют
как бы независимо друг
от друга. И лишь на самом последнем
этапе- в нашем случае
в альвеолах легких, – где происходит
газовый обмен, они начинают
взаимодействовать, где происходит
обмен теми или иными
продуктами обмена веществ, энергией
или информа­цией.
В конечном итоге, здесь просматривается
иная природа, иная
топология. Таким образом, представленная
фрактальность каналов
позволяет наиболее адекватно объяснить,
во-первых, иерархию
системных уровней организации живого,
во-вторых, отразить
размерность подобия тех или иных систем
живого, и, в-третьих,
– коэволюционную, сопряженную эволюцию
развиваю­щихся
систем и структур объектов. Следовательно,
можно сказать, что
как закладка, так и особенно развитие
«общеорганизменных» целостных
функциональных систем в живом организме
осущест­вляется фрактально и, прежде
всего на наш взгляд, по принципу
фрактальности
каналов рассмотренному выше.

Публикация «Современный взгляд на роль психолого-педагогического просвещения субъектов образования» размещена в разделах

Подводя к теме эссе, начну с истории, а именно с периода модернизации российского образования в начале 2000-х г. Существенные изменения были связаны с поиском новых концептуальных и практико-ориентированных подходов в образовании, внедрением инновационных образовательных технологий и обновлением методик педагогической работы. Наряду с этими процессами, к системе российского образования стали предъявляться и определё нные социальные требования: всестороннее развитие личности обучающегося и содействие в его социализации, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга участников образовательного процесса до семьи и родительского сообщества. На рубеже веков за рамками системы образования фактически оказалась воспитательная составляющая. Осознание этого на государственном уровне привело к необходимости внесения изменений в Федеральный закон об образовании.

Актуализация воспитательной составляющей в системе российского образования сделала по-настоящему востребованной тематику совершенствования семейного, педагогического воспитания с помощью новых форм психолого-педагогического просвещения всех субъектов образовательного процесса.

В разработку содержания и основных направлений педагогического просвещения педагогов, родителей и детей значительный вклад внесли Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Арбузов, А. Г. Ахвердов, Ю. К. Бабанский, А. П. Богомолова, Н. И. Болдырев, И. В. Гребенников, Л. Ю. Гордин, А. И. Дулов, И. А. Каиров, М. П. Кашин, P. M. Капралова, М. И. Кондаков, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко. – С. Михалков, З. И. Равкин. – С. Л. Соловейчик, В. П. Стре-зикозин, В. А. Сухомлинский, А. П. Трофимов, И. Ф. Харламов, А. Г. Хрипкова и др. По мнению великих учителей, основой просвещения выступали воспитательные отношения, основанные на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности, духовному взаимообогащению, усвоению жизненного опыта, социализации.

Повышение педагогической культуры и психологической составляющей субъектов образования Российской Федерации настоятельно требует глубокого научного осмысления и критического использования исторического опыта, накопленного в послевоенные годы советской педагогикой и воспитательной практикой, поскольку именно в этот период были достигнуты определенные успехи в определении содержания, форм и методов педагогического просвещения в целом.

Изучив различные публикации и диссертационные исследования, по заданной тематике, мною был сделан следующий вывод, что до настоящего времени еще нет обобщающих работ, в которых исследуется развитие содержания и основных направлений психолого-педагогического просвещения субъектов образования в России в послевоенные годы. Недостаточно используется в практике учебно-воспитательных учреждений накопленный в годы (1946-1991). позитивный опыт повышения педагогической культуры учителей, родителей, населения. Современная педагогика, школа и семья испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих повышению педагогической культуры общества.

Стоит отметить, педагогического опыта последних лет убедительно показывает, что педагогическое просвещение, ориентированное главным образом на запоминание, сохранение материала в памяти и его механическое воспроизведение лишь отчасти может удовлетворять современным требованиям усовершенствования российского образования. В этой связи акцентирую внимание на появлении новых форм психолого-педагогического просвещения и отмечу, что в их основу заложены активные (то есть способствующие активизации познавательных потребностей и способностей субъектов образования) и интерактивные (в ходе которых осуществляется обмен педагогическим опытом и опытом семейного воспитания) методы и технологии. Такие новые формы, на мой взгляд, решают не только информационную, но и воспитательную задачу в системе российского образования. Хорошим примером в современных условиях усовершенствования российского образования становится психолого-педагогическое просвещение через сеть «Интернет». Это может быть электронная страничка классного руководителя, сайт образовательной организации, онлайн конференция. В целом, их особенностью является интерактивный характер, позволяющий в условиях невозможности очной встречи организовать процесс педагогического просвещения в виртуальном пространстве.

Таким образом, системный подход к педагогическому и психологическому просвещению в современных условиях усовершенствования российского образования я вижу в сочетании традиционных и новых форм просвещения.

Резюмирую свои мысли философским началом данного эссе и словами советского, российского психолога, специалиста по возрастной психологии И. В. Дубровиной: «Просвещение — это своеобразное возделывание почвы земледельцем для получения более высокого урожая в будущем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *