Ранги по программированию и шахматные ранги

Как мы уже выяснили в другой статье блога, шахматы — это спорт. Им эту игру признают более 100 государств, а сами шахматисты даже участвуют в Олимпийских играх. А раз это так, то в шахматах, как и в любом уважающем себя виде спорта, профессиональные спортсмены получают разряды. Об этом мы сегодня и поговорим.

Четкой границы между младшим (junior), средним (middle) и старшим специалистом (senior) в IT нет. В одной компании разработчик может быть крепким сеньором, а при переходе в другую компанию стать мидлом, но с сохранением заработной платы и даже ее повышением, потому что в другой компании уровни считаются иначе.

Рассказываем, в чём разница между junior, middle и senior, как понять, что вы уже не джуниор или что мидлу пора становиться сеньором. И что нужно сделать, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.

Когда речь заходит об IT и информатике, пользователям и разработчикам приходится иметь дело с разнообразными системами счисления. Они помогают отображать данные, а также вести запись чисел и символов на устройстве.

В данной статье будет рассказано о том, какие системы счисления существуют, для чего они необходимы, где применяются. Соответствующие темы обычно затрагиваются еще в школах – на уроках информатики в средних-старших классах. Поэтому каждый уважающий себя разработчик должен хорошо разбираться в обозначенном направлении.

Статья от нашего постоянного читателя о числах в Java.

Ранги по программированию и шахматные ранги

Наш постоянный читатель Кирилл Сергеев делится с нами особенностями хранения чисел в памяти компьютера, используя примеры из Java. В первой части статьи он ярко и сочно рассказывает, как числа влияли на человечество на заре веков, а во второй объясняет, в каких форматах память компьютера хранит разные виды чисел, о числах с плавающей точкой в java и о многом другом интересном. Желаем приятного чтения!

Быстрое погружение в основы

Чтобы научиться работать в непозиционной системе счисления или любой другой, стоит углубиться в основы информатики. В этом помогут специализированные дистанционные онлайн курсы.

На них пользователя с нуля обучат основам информатики, программирования, дизайна и графики. Помогут освоить в кратчайшие сроки инновационные IT-профессии. В конце каждого курса пользователи получают официальные электронные сертификаты.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!

Восьмери́чная систе́ма счисле́ния — позиционная целочисленная система счисления с основанием 8. Для представления чисел в ней используются цифры от 0 до 7.

Восьмеричная система чаще всего используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Характеризуется лёгким переводом восьмеричных чисел в двоичные и обратно, путём замены восьмеричных чисел на триплеты двоичных. Широко использовалась в программировании и компьютерной документации, однако позднее была почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.

C# – это язык программирования от компании Microsoft, разработанный к началу 2000-х годов. Изначально он планировался для создания программ под Windows, а в итоге стал универсальным.

15 февраля 2023

CSS-селектор – это необходимый инструмент для оформления веб-страницы. Используя один или сразу несколько, можно точечно задать стилевое оформление нужного элемента.

10 февраля 2023

Уровни языков программирования определяют сложности и тонкости разработки той или иной программы. Для каждого из них присущи свои технические нюансы, которые применимы в разных целях.

3 февраля 2023

Бинарный поиск – это алгоритм поиска элемента в отсортированном массиве данных. Этот метод является довольно популярным в программировании и может быть реализован на разных языках: от С до Python.

1 февраля 2023

На сегодняшний день в программировании существуют различные типы структур данных, и уважающий себя специалист должен иметь представление о каждом из них. Это повысит качество работы и значительно сэкономит время.

В статье рассказывается о том, как развиваться в сфере программирования после окончания колледжа. Программирование после колледжа может приносить деньги, но найти работу в таких условиях бывает непросто.

31 января 2023

В статье рассказывается о том, что из себя представляет визуальное программирование. Если вы хотя бы раз создавали сайты на WIX, WordPress или Тильде, то уже знакомы с визуальным программированием.

27 января 2023

В статье рассказывается о том, с чего начать изучение программирования. Изучение программирования – это что-то невероятно сложное, доступное только математическим гениям.

В статье рассказывается о методах программирования роботов, а также популярных языках программирования, которые используются в данной сфере.

25 января 2023

Программирования без кода – это не магия и не выдумка маркетологов. Это многим известные инструменты, так называемые конструкторы. С их помощью можно создавать сайты, базы данных, мобильные приложения.

24 января 2023

В статье рассказывается о том, что представляют собой языки программирования низкого уровня, в чем их плюсы и минусы, стоит ли их изучать сегодня и каково их будущее.

20 января 2023

Сложно ли учиться на программиста – вопрос неоднозначный. У некоторых рвение стать им велико настолько, что они не замечают трудностей. Другим эта затея дается тяжелее, но всё же и они продвигаются по своему пути кодирования.

Что это такое и как она устроена

Разряд в шахматах — это уровень шахматиста, который отражает его спортивную квалификацию по результатам выступлений на официальных турнирах. Его присваивает Федерация шахмат России (ФШР).

Правила, по которым шахматисты получают разряды, несколько раз редактировали. Самую свежую версию можно посмотреть в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 09.01.2020 № 1. В нем перечислены изменения, которые касаются разрядов в шахматах. По старым правилам разряды присуждали по среднему рейтингу соперников и соотношению в процентах между максимальными и реальными очками шахматистов. С февраля 2020 года, когда начали действовать изменения из этого приказа, система поменялась. Теперь шахматисты получают разряд, если проходят порог по набранным очкам. Как это работает, подробнее рассмотрим ниже.

Систему можно представить в виде схемы, которая составлена по иерархии разрядов и званий — от низшего к высшему. Она начинается с юношеских разрядов, которые получают юные шахматисты до 15 лет. В эту группу входят 3-й, 2-й и 1-й юношеские разряды. Далее идут взрослые разряды, их тоже три: 3-й, 2-й и 1-й. Самый высокий разряд по шахматам — кандидат в мастера спорта.

Иерархия шахматных разрядов по порядку выглядит так:

  • к. м. с. (кандидат в мастера спорта);
  • 1-й спортивный разряд;
  • 2-й спортивный разряд;
  • 3-й спортивный разряд;
  • 1-й юношеский разряд;
  • 2-й юношеский разряд;
  • 3-й юношеский разряд.

Далее идут более высокие ступени, которые считают званиями, а не разрядами: мастер спорта, международный мастер и гроссмейстер. Последний считается высшим рангом в мире шахмат, который присуждают только самым выдающимся игрокам. Сегодня звание лучшего шахматиста носит Магнус Карлсен, международный гроссмейстер и 16-й чемпион мира. О нем и его предшественниках с этим титулом ФИДЕ мы уже писали в статье «Все чемпионы мира по шахматам».

В чем разница между разрядом и рейтингом? 🤔Рейтинг — это число, которое показывает силу игрока относительно других шахматистов. Он постоянно меняется в зависимости от результатов игр, через которые проходит спортсмен.

Разряд же показывает мастерство и достижения шахматиста в долгосрочной перспективе. Его нужно регулярно подтверждать, иначе можно потерять разряд.Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуПрактикующий детский психолог Екатерина МурашоваБесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

16 июня 2022 года Минцифры и Минспорта подписали меморандум о сотрудничестве в развитии и популяризации нового вида спорта «спортивное программирование» и создание Федерации спортивного программирования (ФСП).

«Для развития и укрепления авторитета России как цифрового лидера принято решение о создании Федерации спортивного программирования, которая объединит существующие многочисленные соревнования по спортивному программированию и привлечет максимальное количество профессионалов IT-отрасли для развития нового вида интеллектуального спорта», — уточнили в Минцифры.

В рамках сотрудничества Минцифры и Минспорта в РФ планируется организация и проведение открытого Чемпионата России по спортивному программированию в декабре 2022 году. В числе дисциплин будет алгоритмическое и продуктовое программирование.

«Россия стала первой страной в мире, признавшей спортивное программирование официальным видом спорта. Мы убеждены, что спортивное программирование станет популярным массовым спортом в нашей стране, которая славится своими выдающимися программистами. Мы планируем, что со временем в каждом образовательном заведении, будь то школа или вуз, будет своя секция по спортивному программированию. Мы рассчитываем на продуктивную работу со всеми участниками IT-индустрии, в том числе и с ведущими вузами страны», — заявил глава Минцифры.

Минцифры пояснило, что стратегические задачи ФСП включают в себя развитие и популяризацию спортивного программирования среди населения страны, организацию и проведение соревнований, разработку методологии, содействие в подготовке тренеров и спортсменов. Ведомство считает, что «повышение престижа спортивного программирования способствует развитию интеллектуальных способностей, а также всестороннему и гармоничному развитию личности».

В РФ уже существует несколько лет Федерация компьютерного спорта (ФКС)

В конце мая ФКС объявила, что в стране официально появилась новая дисциплина киберспорта с названием «тактический трехмерный бой». В нее будут входить игры жанра «шутер», а также различные трехмерные игры, включая Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO), Valorant, Rainbow Six: Siege, Warface, Armored Warfare, Overwatch, World of Tanks и War Thunder.

В января 2022 года Минспорта и ФКС утвердили стандарты подготовки киберспортсменов — бег, приседания и ПК с консолью обязательны. Детям рекомендуется становиться на путь профессиональных киберспортсменов с 12 лет. Они должны быть быстрыми и выносливыми, а также иметь отличную координацию. Все киберспортсмены обязаны сдавать спортивные нормативы и заниматься физподготовкой не менее 30% времени обучения. Помимо спортивных тренировок киберспортсмены должны также выполнять нормы игровой технической программы на тренажерах — ПК и игровых консолях.

С 2017 года киберспортсмены в России могут получить звание «Мастер спорта России» или спортивного разряда кандидат в мастера спорта.

Минспорта выделило компьютерный спорт в отдельную дисциплину в 2016 году. После этого проводимые на территории России киберспортивные мероприятия получили возможность проходить под покровительством Министерства спорта.

О преобразованиях

Работая с любой систе мой счисления, нужно понимать, как переводить число из одного «варианта» в другой. Эти навыки пригодятся каждому, кто планирует углубляться в IT.

В десятичную

Первый вариант – это любую «систему» привести к «десятичному виду». Тому, что привычен каждому пользователю.

Пусть будет дано число a1a2a3, где основание – это b. Тогда нужно каждый разряд умножить на bn. N выступит номером разряда. Формула перевода окажется: (a1a2a3)b=(a1*b2+a2*b1+a3*b0)10.

Из десятичной

Из десятичной системы счисления можно преобразовать число в любую другую. Здесь стоит разделить процесс на формирование дробной и целой частей. Иначе добиться желаемого результата не получится.

В случае с целой частью действовать необходимо так:

  • Последовательно выполняется деление целой части на основание новой системы. Делается это до тех пор, пока число не станет нулем.
  • Полученные остатки – это цифры искомого компонента.
  • Запись осуществляется с последнего остатка до первого.

Дробная часть преобразуется так:

  • Соответствующий элемент умножается на основание системы, в которую осуществляется перевод.
  • Целая часть отделяется.
  • Записать полученный результат умножения. Делается это в порядке, соответствующем получению.

Пример – 1510 при переводе в восьмеричную систему счисления – это 178. Получилось как: 15/8 = 1, остаток – 7, а также 1/8 = 0, остаток 1.

Из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную

Для того, чтобы перевести 1 a (число) из двоичной в 8-ю систему, нужно:

  • Разбить его на группы по 3 компонента справа-налево.
  • Недостающие разряды дополнить ведущими нулями.
  • Преобразовать каждую группу при помощи умножения разряда на 2n.

Аналогично действовать нужно с шестнадцатеричной системой, но делить компонент необходимо на группы по 4 элемента.

Из 8-ой и 16-ой в 2-ю

В случае с восьмеричной системой – каждый разряд числа преобразуется в 3-х разрядное двоичное путем деления на 2. Недостающие крайние разряды – это нули.

Шестнадцатеричная система предусматривает преобразование каждого разряда в двоичное 4-х компонентное. Сопровождается делением на 2. Недостающие крайние разряды – это нули.

Как шахматист официально получает разряд

Стать полноправным обладателем юношеского, спортивного разряда или к. м. с. можно только через Федерацию шахмат России (ФШР). Данные о заслугах шахматистов на турнирах в нее передают другие органы, у которых есть на это полномочия, в разных городах они свои. В Санкт-Петербурге, например, этим занимается Комитет по физической культуре и спорту г. Санкт-Петербурга. Узнать свой разряд по шахматам можно как раз через ФШР. Для этого нужно связаться с федерацией и отправить им свои данные.

Если ваш ребенок мечтает стать гроссмейстером, как Магнус Карлсен, и готовится получать разряд, важно помочь ему быть в форме. На индивидуальных курсах по шахматам для детей в Skysmart можно подготовиться к турнирам без нужды ехать к преподавателю с шахматной доской под мышкой. Уроки проходят удаленно на платформе Vimbox, а заниматься можно в любое удобное время. Мы составили программу так, чтобы ребенок мог изучить новые приемы и стратегии, погрузиться в историю и сыграть множество ярких партий с преподавателем. Это поможет ему понять, как получить свой первый разряд по шахматам, и начать побеждать в турнирах.

Куда может развиваться сеньор

Техлид (Tech Lead), он же CTO — Chief Technical/Technology Officer, или CIO — Chief Information Officer, директор по информационным технологиям. Это человек, который строит архитектуру для всей команды. Это самый сильный разработчик в команде. Выбирает техническое решение задачи: предлагает использовать определенные фреймворки, технологии и библиотеки. Он же проверяет код и решает самые сложные или ответственные технические задачи. Например, принимает решение об автоматизации работы с облачным провайдером и рассчитывает ROI (окупаемость инвестиций) этой автоматизации.

Тимлид (Team Lead) — одновременно опытный программист и хороший менеджер. Связующее звено между командой и менеджером проектов. Тимлид следит, чтобы у каждого сотрудника была задача и он понимал, как ее делать. В половине случаев тимлид занят менеджерской работой: согласует, раздает задачи и права пользователям, следит за загрузкой программистов, распределяет задания.

Проджект-менеджер (Project Manager) — руководитель проекта. Он координирует проект, организует взаимодействие между отделами, руководителями и заказчиками. В небольшой компании один человек может сочетать в одном лице тимлида и руководителя проекта. В больших — эти должности занимают два человека, каждый со своим уровнем ответственности.

IT-архитекторы — это разработчики с большим опытом реализации коммерческих проектов, которые умеют закладывать архитектуру (каркас) сложной IT-системы. Главная задача IT-архитектора — найти оптимальное решение между потребностями заказчика и возможностями команды.

Использование в естественных языкахПравить

Люди на заре человечества создали огромное количество удивительных изобретений. Простых, может быть, даже примитивных. Но удивительно полезных. Сумевших не просто вывести человека на вершину пищевой цепочки, но и сделать его именно тем, кем он является ныне. Палка как примитивное орудие и отесанный камень вместе превратились в грозное оружие. Человек подчинил огонь и покорил воду. Человек приручил животных. Человек заговорил. А главное – стал использовать числа.

Для нужд первобытного человека таких чисел хватало вполне. Но прогресс не удержать. Люди научились обменивать «что-нибудь ненужное» на предметы, необходимые в быту. А когда зародилась примитивная торговля, тут же появились профессиональные менялы и ростовщики. Чтобы начать охотиться, человек сначала должен где-то получить топор, копье или гарпун. Старшие товарищи уже обладают этими предметами. Так почему не одолжить у них орудие труда в счет будущей добычи или улова? Люди научились давать и брать в долг. Но если вы должны кому-то три беличьи шкурки, а у вас нет ни одной – получается, у вас минус три беличьи шкурки. Сначала не было топора, не было и шкурок. То есть – «все по нулям». Теперь – один топор и минус три охотничьих трофея. Люди научились считать количество целых неделимых предметов: как положительное, так и отрицательное. Так появились целые числа.

Человек развивался, менялись язык и представление о числах. Школ и гимназий еще не было – опыт поколений передавался из уст в уста. В том числе и с помощью сказок. Давайте вспомним и мы одну. Про лису и медведя.

Хитрая лиса поселилась у медведя и тайком по вечерам «хавала его ништяки» – опорожняла кадку с медом. Медведю она говорила, что уходит то на родины, то на крестины. А сама забиралась на чердак и лакомилась медком. В первый вечер она съела четверть кадушки и вернулась в дом. Медведь поинтересовался, как ребенка назвали. Лиса и говорит: «Верхушечкой». Во второй вечер лиса слямзила еще четверть кадки, осталась половина. Лиса вернулась в дом и на вопрос медведя ответила, что ребенка назвали Середочкой. В третий вечер лиса разъелась до того, что навернула всю оставшуюся половину меда. Медведю с гордостью сообщила, что ребенка окрестили Поскребушком. И то правда, мало ли чудных имен на свете?

Человек рос. Росли города. Развивались цивилизации: шумерская, египетская, древнегреческая. И такие там жили люди, что хлебом их не корми, а дай построить зиккурат, пирамиду или храм Артемиды. Касательно храма Артемиды – если не построить, то уж хотя бы сжечь.

Для создания всего этого великолепия древние строители пользовались «золотым сечением», извлекали квадратные корни, выводили на все лады число Пи. Почти всякий раз они сталкивались с бесконечными непериодическими десятичными дробями. Они казались им настолько чудными и отличными от рациональных дробей, что они их так и назвали – иррациональные числа. Правда, дальше этого древние геометры не пошли.

Только в Новое и Новейшее время появляется строгая теория вещественных чисел. Множество вещественных чисел, кроме рациональных, включает множество иррациональных чисел.

Сегодня человек при операциях с числами использует не единичную систему счисления, пальцы на руках и ногах, набор косточек или камушков, не устный счет, не абак, не хитроумные механические счетные машины. Компьютер теперь – не роскошь, а средство вычисления. Предлагаю рассмотреть, как хранятся числа в памяти компьютера. Особый упор сделаем на рассмотрение формата хранения вещественных чисел. Посмотрим, как это делается, и разберем примеры на современном, ультрановомодном и востребованном языке программирования высокого уровня – Java.

Junior — первая ступень в разработке

Джуниор (junior) — это младший специалист. Он знает теорию, освоил синтаксис одного языка программирования и может писать на нём код. Если джуниор не умеет писать код, то это стажер.

Знания у джуниора обычно не структурированы, но их хватает, чтобы решить простые технические задачи, если указано, что и как сделать.

Положение на рынке труда: джуниору сложно найти первую работу. Компаниям всегда проще нанять мидла или сеньора. Поэтому на открытые вакансии начинающих специалистов претендуют тысячи выпускников курсов и институтов.

Проблемы возникают из-за того, что для обучения джуниору нужен наставник, а несложных задач в разработке немного. Иногда для младшего программиста специально ищут задачи, чтобы он мог на чём-то тренироваться. Это требует ресурсов и даст результат, если из него получится крепкий программист и он останется работать в компании. Поэтому наём джуниора — это риск и в основном их берут на работу с прицелом на рост до мидла.

Опыт. Год — полтора реальной разработки.

Знания и навыки. Хорошо разбирается в языке и технологии, которую использует компания.

Софт-скилы (личностные качества). Восприятие критики, умение слушать, открытость новому, адаптируемость и обучаемость.

Задачи: технические задачи — четко поставленные, с подробным описанием, что и как нужно сделать. Например, исправить некритичные ошибки, добавить или изменить элементы пользовательского интерфейса. Пример задачи в frontend-разработке — сверстать слайдер по прототипу.

Зарплата. 40 000 ₽ — 100 000 ₽.

Ранги по программированию и шахматные ранги

Пример вакансии стажера / backend-разработчика уровня junior на хедхантере

Что делать, чтобы перейти на следующий уровень. Джуниор может вырасти до мидла, если изучит весь набор технологий, используемый командой:

  • языки программирования;
  • фреймворки — платформы, набор технологий, который помогает разработчику создавать, масштабировать и обслуживать веб-приложения;
  • системы управления базами данных;
  • компиляторы — программы, которые переводят текст с языка программирования в набор машинных кодов.

Будущему мидлу нужно писать код без ошибок, уверенно, самостоятельно и в срок решать небольшие задачи. А еще читать чужой код и высказывать по нему полезные замечания.

Сколько это займет времени. Зависит от компании: где-то разработчик остается на позиции джуниора два — три года, а в другой — перейдет на новый уровень за год. Разработчик тоже влияет на развитие своей карьеры. Джуниоры с опытом 10–15 лет не редкость, если специалист не хочет развиваться в профессии и брать больше ответственности.

Как происходит переход на уровень мидла. Оценивают компетенции младшего специалиста каждые полгода. Джуниор и его наставник встречаются и изучают цели, которые сотрудник должен достичь, чтобы повысить уровень. Вырос джуниор или нет, решает тимлид (руководитель направления). Если код джуниора принимают после первого ревью (проверка), значит, он может перейти на следующий уровень.

Двоичная

Двоичную систему счисления в основном используют устройства и компьютеры. Такое решение пришло из-за того, что 10-я СС требовала раньше огромных затрат. Это сказывалось на стоимости ЭВМ.

Пришлось создавать «урезанную» версию. Основание здесь – 2. Для записи используются символы:

Каждый разряд имеет только одно соответствующее значение. Пример 101. Это – десятичное 5. Для того, чтобы осуществить перевод из двоичной СС в 10-ю, требуется умножить цифру 2-го числа на 2. Возвести «двойку» в степень, равную разряду. Так 1012 будет:

Для работы с кодами ЭВМ хранит для каждой отдельной цифры триггер. Это – электронная схема, принимающая два состояния. Одно – соответствует «нулю», другое – «единице».

Для того, чтобы запомнить отдельное число, применяется регистр – группа триггеров, количество которых соответствует количество разрядов в двоичном числе. А их совокупность – это оперативная память. Число, которое содержится в регистре, носит название машинного слова. Для получения доступа их нумеруют. Номер – адрес ячейки.

Как получить разряд по шахматам ребенку и взрослому

Сегодня, чтобы получить разряд по этому виду спорта, шахматист должен выполнить нормативы. Мы уже говорили о них раньше — это тот самый порог очков, который говорит о мастерстве игрока. Его величину считают по среднему рейтингу соперников и количеству игр шахматиста. Обратите внимание, что сыграть в турнире нужно минимум 7 партий.

Для каждого разряда министерство спорта установило отдельный порог по очкам. В этой статье мы рассмотрим условия получения разрядов в индивидуальных и командных соревнованиях по шахматам. Но есть и другие: для быстрых шахмат и блица. Их можно посмотреть в приказе минспорта.

Как получить юношеские разряды по шахматам

Получить любой из юношеских разрядов по шахматам могут дети и подростки от 8 до 15 лет. Чтобы получить сначала 3-й, а затем 2-й и 1-й разряды, юный шахматист должен сыграть в квалификационных юношеских турнирах, а также выполнить нормы и требования. Таблица ниже поможет рассчитать, как много очков нужно набрать, чтобы получить разряд по шахматам на турнирах офлайн и онлайн.

Средний рейтинг — это переменная, которая разнится от турнира к турниру. Допустим, если вы играете в турнире со средним рейтингом 1 001–1 050, то для 3-го юношеского разряда по шахматам нужно будет сыграть в 8 турах и выполнить норму — набрать хотя бы 5 очков.

Как получить спортивные разряды по шахматам

Спортивный разряд игрок может получить в любом возрасте. Шахматисты, которые начали свой путь в возрасте 16 лет и старше, борются за эти разряды, минуя юношеские. Чтобы получить спортивный разряд, нужно участвовать в квалификационных турнирах для взрослых и набрать нужное количество очков. Заметьте: для мужчин и женщин требования к среднему рейтингу соперников различаются.

Давайте представим, что проходит турнир, в котором участвуют шахматисты со средним рейтингом 2 000. Тогда, чтобы получить к. м. с., мужчины за 13 партий должны будут набрать 8,5 очка, а женщины — 6,5.

В языках программированияПравить

Ряд языков программирования, в частности, Си/C++, Ada, Perl, Java и Python (до 3.0), имеют специальный синтаксис (аналогичный использованию префикса “0x” для шестнадцатеричных констант) для записи восьмеричных констант с применением ведущего нуля, например, 0644 представляет собой запись литеральной константы с десятичным значением 42010.

Некоторые версии языка Бейсик используют для записи восьмеричных констант префикс &O, например, &O644. Здесь O — это не ноль, а буква латинского алфавита, обозначающая английское слово Octal (восьмеричный).

Объединение двоичных разрядов в триплеты битов применялось системах команд и, как следствие, в языках ассемблера советских ЭВМ «Минск-22», БК-0010 и БК-0011, ДВК и других.

Как хранятся числа в памяти компьютера

Формат представления целых чисел в Java
С целыми положительными числами все предельно просто. Выделяется n-бит на число. Число в java переводится в двоичную систему счисления. Затем записывается последовательно с нулевого бита по n-1 бит. Старшие не значащие разряды обнуляются.

Рассмотрим пример. Пусть есть целое число 389. Как определить, в каком формате хранится это число?

Переведем число 38910 в двоичную систему счисления.

38910 = 1100001012

Так как тип целочисленный, под его хранение отводится четыре байта или 32 бита. Таким образом, ответ может быть записан так:

Для проверки результата выполним небольшой код с выводом чисел на Java:

i ;
intBits toBinaryString(i);
outprintln(“Разряды числа: ” intBits);

Результат работы программы
Разряды числа

Результат вычислений совпал с результатом работы программы.

Формат хранения целых отрицательных чисел в java уже интересней. Отрицательное целое число представлено в дополнительном коде. Для перевода числа в дополнительный код нужно перевести его в двоичную систему счисления. Результат перевода представить в обратном коде. Для этого нужно поразрядно заменить все «0» на «1», а «1» на «0». К полученному результату нужно прибавить «1».

Рассмотрим пример. Дано целое число -386. Как определить, в каком формате хранится это число?

Переведем число 38610 в двоичную систему счисления.

38610 = 000000000000000000000001100000102

Представим результат перевода в обратном коде.

Обр. код: 11111111111111111111111001111101

Представим результат в дополнительном коде.

Доп. код: 11111111111111111111111001111101 + 1 =

Так как тип целочисленный, под его хранение отводится четыре байта или 32 бита. Таким образом, ответ может быть записан в следующем виде:

Для проверки результата выполним небольшой код на Java:

Формат представления вещественных чисел

Вещественные числа хранятся в формате чисел в java с плавающей точкой, в которой число представлено в виде мантиссы и степени базы старшего разряда. Например, 75.3810 может быть записано в следующих видах:

0.7538 * 100 = 0.7538 * 102, здесь мантисса – 0.7538, база (основание системы счисления) – 10, степень старшего разряда (разряд десятков) – 2,

0.007538 * 10000 = 0.007538 * 104,

7538.0 / 100 = 7538 * 10-2.

В общем виде число с плавающей запятой состоит из знака мантиссы, знака порядка, порядка и мантиссы. Знак мантиссы определяет, больше нуля или меньше. Знак порядка показывает, в каком направлении смещается точка, а порядок определяет, на сколько знаков смещается точка. Наконец, мантисса представляет само число.

S – знак числа (мантиссы);

M – мантисса числа;

Q – порядок числа.

Приведенный пример демонстрирует, как точка перемещается вдоль цифр числа. Точка мечется, как стрелка осциллографа. Очевидно, что таких представлений может быть столько, на сколько хватит фантазии.

Такое положение дел никак не может устроить программистов и инженеров, разрабатывающих электронно-вычислительную аппаратуру и программы для нее. Представление чисел с плавающей точкой в java должно быть унифицировано и стандартизировано. Таким стандартом является IEEE 754. Этот стандарт предусматривает, что число всегда хранится в нормализованной форме. Для чисел, представленных в двоичном коде, это означает, что точка будет сдвигаться влево или вправо до тех пор, пока в старшем бите мантиссы не окажется «1». При этом «1» в мантиссу не записывается. Она становится «неявной». Делается это для экономии одного разряда. Аппаратные средства устроены так, что они сами «помнят» о ее существовании и действуют с мантиссой так, как будто она там есть. То есть, мантисса будет иметь вид 1.M.

Показатель степени хранится в виде целого числа в коде со сдвигом 1023 или 127, зависит от точности. Это означает, что сдвиг точки для числа с двойной точностью хранится не в виде +2, -1, +6, а в виде 2+1023, -1+1023, 6+1023. Поэтому он всегда положительный. А оборудование само вычисляет, на сколько порядков переместить точку в мантиссе, и определяет направление сдвига. Разберем вышесказанное на примере.

Представим число 75.3810 в формате представления числа с плавающей точкой двойной точности. В Java это тип double. Построим это представление, исходя из определений и стандарта IEEE 754. В общем виде формат представления будет таким:

Под все число отводится 64 бита. Под знак – 1 бит. Под порядок – 11 бит. Под мантиссу – 52 бита.

Сначала переведем число 75.3810 в двоичную систему счисления. Перевод целой и дробной части осуществляется по-разному. Целая часть получается путем деления ее на 2 и записи остатков от деления в порядке, обратном их возникновению. Дробная часть получается путем ее умножения на 2 и записи целых частей в порядке их возникновения.

7510 = 10010112

0.3810 = 01100001010001111010111000010100011110101110002

75.3810 = 1001011.01100001010001111010111000010100011110101110002

Теперь нужно сдвинуть целую часть вправо так, чтобы в целой части осталась одна единица. Эта единица неявная. Она не будет записана в мантиссу числа.

1.M = 1.0010110110000101000111101011100001010001111010111000,

точка сдвинулась на шесть разрядов влево.

M = 0010110110000101000111101011100001010001111010111000

Представление мантиссы получили. Дело за малым – получить представление порядка. Помним, что порядок хранится в коде со сдвигом 1023. Поэтому, если мы сдвигали точку влево на шесть разрядов, мы должны вычислить выражение

610 + 102310 = 102910

и перевести результат в двоичную систему счисления.

Q = 102910 = 100000001012

Со знаком все просто. Число у нас положительное, поэтому

Теперь воспроизведем полученный результат программно. Для этого выполним следующий код:

d ;
sResult ;
numberBits doubleToLongBits(d);

sResult toBinaryString(numberBits);
outprintln(“Представление вещественного числа в формате чисел с плавающей точкой”);

outformat(, d);
outprintln(“Формат чисел с плавающей точкой:”);

//ведущий ноль заботливо сокращен системой, поэтому его нужно восстановить
outprintln(d sResult sResult);

Результат работы программы
Представление вещественного числа в формате чисел с плавающей точкой
Число ,
Формат чисел с плавающей точкой

Рассмотрим пример. Для закрепления представим число Пи в форме представления чисел с плавающей точкой.

Переведем Пи из десятичной системы счисления в двоичную.

3,14159265358979310 = 11.0010010000111111011010101000100010000101101000110002

Определяем мантиссу. В старшем разряде должна остаться одна 1. Поэтому нужно сдвинуть точку на один разряд влево.

1.M = 1.1001001000011111101101010100010001000010110100011000

M = 1001001000011111101101010100010001000010110100011000

Теперь определим порядок. Точка была смещена на один разряд влево. Получаем

Q = 1 + 1023 = 102410 = 100000000002

Шестнадцатеричная система

Шестнадцатеричную систему счисления используют в современных компьютерах достаточно часто. Пример – с ее помощью можно задать цвет.

Она имеет основание 16. Для выражения чисел система использует числа 0-9, а также буквы A-F. Буквенные записи соответственно будут равны 10, 11, 12, 13, 14 и 15.

Чтобы лучше понимать принцип «работы» этой СС, стоит рассмотреть наглядный пример – 4F1516. Чтобы перевести его в 8-ю, нужно:

  • Преобразовать число в двоичное.
  • Разбить на группы по 3 разряда (элемента).

Для перевода в 2-е число каждая цифра представлена в виде 4- разрядного числа:

В первой и последней группах не хватает разряда. Они дополняются нулями: 0100 1111 0101. Это значение разделяется на группы по 3 компонента справа-налево. Получается 010 011 110 101.

Для того, чтобы увидеть результат, нужно перевести каждую двоичную группу в восьмеричную систему. Разряды умножаются на 2n, где n – это номер того или иного разряда. На выходе получится 23688.

Восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления активно изучают в школах на уроке информатики. Они не слишком нужны среднестатистическим пользователям, но пригодятся тем, кто планирует углубляться в программирование.

Таблица перевода восьмеричных чисел в двоичныеПравить

08 = 0002
18 = 0012
28 = 0102
38 = 0112
48 = 1002
58 = 1012
68 = 1102
78 = 1112

  • Права доступа к файлам в ОС GNU/Linux (числовой способ записи). Дата обращения: 2 января 2015. Архивировано из оригинала 2 января 2015 года.
  • . Дата обращения: 2 января 2015. Архивировано 2 января 2015 года.
  • Marcia Ascher. Ethnomathematics: A Multicultural View of Mathematical Ideas. The College Mathematics Journal. Дата обращения: 13 апреля 2007.
  • Avelino, Heriberto. The typology of Pame number systems and the limits of Mesoamerica as a linguistic area (англ.) // Linguistic Typology : journal. — 2006. — , . — . — doi:10.1515/LINGTY.2006.002. Архивировано 4 июня 2011 года.
  • 829 An octal constant consists of the prefix 0 Архивная копия от 11 июля 2018 на Wayback Machine / «The New C Standard: An Economic and Cultural Commentary» (version 1.2, 2009) (англ.)
  • INT00-PL. Do not prepend leading zeroes to integer literals – SEI CERT Perl Coding Standard – Confluence. Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 3 октября 2018 года.
  • Florian Weber. Octal Zero considered harmful  (8 апреля 2018). Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 16 декабря 2018 года.
  • Numbers — Conservative Python 3 Porting Guide 1.0 documentation. Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 3 октября 2018 года.

Десятичная СС

Самая распространенная. Это – часть позиционной системы счисления. Применяется в обыденной жизни повсеместно. Каждый разряд здесь – это только одна цифра. Диапазон составляет от 0 до 1 включительно. Основание системы счисления – 10.

Чтобы лучше понять принцип использования, стоит рассмотреть пример –  503. В непозиционной СС оно выглядело бы так: 5 + 0 + 3 = 8. В позиционной каждая цифра числа умножается на основание, возведенное в степень, равную номеру разряда.

  • 5*102;
  • 0*101;
  • 3*100.

Чтобы избежать путаницы, запись будет выглядеть так: 503=50310. Используется нижний индекс.

Senior — самый опытный в команде

Сеньор (senior) — старший разработчик. Уровень зависит не только от стажа в программировании. Если разработчик 10 лет занимается одинаковыми задачами, вырасти в сеньора не получится.

Сеньор — это самый опытный специалист в команде. Решает сложные задачи, проектирует архитектуру программ и систем и понимает, что в итоге должно получиться при запуске продукта или программы. Такой специалист проверяет код и помогает менее опытным разработчикам. Нередко занимает управляющую должность. Главный показатель сеньора — успешно запущенные IT-продукты, которые работают.

Положение на рынке труда. Сеньоров не увольняют. Кадровики охотятся за ними и переманивают в свои компании. При этом предлагают высокие заработные платы, премии, бесплатный выкуп акций компании, страховки ДМС, обучение за счет компании, оплату обедов, занятия в тренажерных залах.

Опыт. От пяти до семи лет.

Знания и навыки. Создает и продумывает архитектуру проекта, пишет инструменты для решения задач в разработке и фреймворки, которыми пользуются джуниоры и мидлы. От сеньора требуют не только найти решение, но и убедить в его правильности заказчика и команду.

Софт-скилы (личностные качества). Для сеньора характерны наставничество, выработка и принятие решений, многозадачность, клиентоориентирование и планирование.

Задачи: решает сложные и нестандартные бизнес-задачи. Например, получив задачу создать безопасный сервис, который свяжет людей, сдающих жилье, с путешественниками, и прозрачную платформу для оплаты на нём, сеньор вначале узнает, какую проблему решает задача. И может согласиться с ней или предложить свое решение, которое будет менее затратным. Затем сеньор собирает группу для решения задачи, формулирует задания для младших разработчиков, принимает работу и представляет результат компании. Сеньор умеет слушать заказчика, понимает процессы не только с технической точки зрения, он решает задачи бизнеса, даже несформулированные.

Ответственность. Отвечает за весь проект и работу всей команды: за архитектуру, скорость и эффективность кода.

Зарплата. От 250 000 ₽ и выше, верхней границы нет.

Ранги по программированию и шахматные ранги

Пример вакансии PHP-разработчика уровня senior, от 250 000 ₽ до 700 000 ₽ на хедхантере

Что делать, чтобы перейти на следующий уровень. Возможностей у сеньора больше, чем у джуниора или мидла. Развиваться сеньор может в сторону технического директора, тимлида (руководитель команды), IT-архитектора или создать свою компанию по разработке. Для развития ему нужно повышать технические навыки — глубже изучать языки программирования, их структуру; наращивать софт-скилы — планировать работу свою и команды, брать на себя ответственность за решения и результаты и глубже погружаться в бизнес-процессы компании.

Сколько это займет времени. Как и с сеньором, будет ли мидл расти дальше или нет, зависит от самого человека и возможностей, которые предоставляет текущее место работы. Сеньор может как стать техлидом или тимлидом за два — три года, так и оставаться в прежней позиции всю жизнь.

Как происходит переход на уровень техлида. При открытой вакансии к разработчикам-сеньорам присматриваются руководители компании. Если своих специалистов нет или требуется опыт в технологиях, которые компания не использовала раньше, поиск специалиста ведется на стороне через просмотр резюме и собеседования.

Восьмеричная СС

Восьмеричная система применяется в технике и гаджетах. В качестве основания выступает 8. Содержит для записи цифры в диапазоне от 0 до 7.

Пример – 254. Для того, чтобы перевести его в 10-ю СС, нужно каждый разряд исходного «компонента» умножить на 8n, где n – это количественный номер разряда. Получится: 2*82 + 5*81 + 4*80 = 128+40+4=17210.

Middle — крепкий середнячок

Мидл (middle) — средний специалист. Это основной разработчик, который выполняет поставленные задачи почти без ошибок. Знает языки программирования и использует дополнительные технологии — например, backend-разработчик погружается во фронтенд и учит Angular. Мидлу не нужна проверка кода, наоборот, он сам проверяет его и исправляет, чтобы тот стал простым и понятным.

Мидл умеет решать нестандартные задачи. Например, если его попросили реализовать назначение прав пользователям, мидл понимает, как выполнить задачу, на какие типы разбить: пользователь, администратор, модератор и т. д. Он не боится задачи на неделю и может ее декомпозировать — разделить на простые и понятные части.

Положение на рынке труда. Мидлов редко увольняют, потому что на них держится вся разработка в команде. Устроиться на новую работу мидлу просто: обычно они ищут предложения о работе, при этом остаются на прежнем месте. На новую работу переходят, если их повышают до сеньора или предлагают зарплату выше.

Опыт. От двух до семи лет.

Знания и навыки. К техническим навыкам джуниора добавляются новые — они приходят только с опытом. Мидл должен досконально знать базу используемых в разработке языков, не поверхностно, а понимать, как изнутри работает технология или фреймворк, иметь опыт работы и теоретические знания стандартных библиотек.

Софт-скилы (личностные качества). Мидл понимает, что работает не один, и умеет договариваться с другими членами команды. Проявляет самостоятельность, нацеленность на результат, большую ответственность и инициативность.

Задачи. Решает бизнес-задачи, которые закрывают конкретную проблему. Ему по силам изменить существующий сервис, добавить новые страницы интерфейса или функции API (протокол, с помощью которого программы общаются между собой и обмениваются информацией). Если говорить о тестировании, мидл умеет писать автотесты (программы для автоматического тестирования приложений) с нуля,без копирования кода, полностью самостоятельно. Мидл способен закрывать, не срывая сроков, 80% поставленных задач.

Ответственность. Полностью отвечает за проект или задачу, которую разрабатывает.

Зарплата. От 100 000 ₽ до 300 000 ₽.

Ранги по программированию и шахматные ранги

Пример вакансии Python-разработчика уровня middle, от 160 000 ₽ до 260 000 ₽ на хедхантере

Сколько это займет времени. У всех разная скорость и возможность обучения на текущем месте работы. Поэтому важные факторы для роста — стремление к саморазвитию и способность достигать своих целей. В среднем мидлу требуется от четырех до семи лет для перехода на следующий уровень. За это время программист полностью изучит все языки и технологии, которые используются в команде, начнет брать на себя больше ответственности за проект, научится наставничеству.

Как происходит переход на уровень сеньора. Оценивает компетенции мидла технический руководитель или другие старшие разработчики — они и решают, может ли мидл перейти на уровень сеньора. Часто в компании только один сеньор и для повышения уровня программисту нужно искать другое место работы.

СсылкиПравить

Существуют различные виды СС:

  • Непозиционные. В них значение не зависит от ее позиции.
  • Позиционные. «Итог» зависит от того, где именно стоит тот или иной компонент.
  • Однородные.
  • Неоднородные.

Каждый вариант предусматривает свои ключевые особенности.

Позиционный тип

Здесь значение каждой цифры будет зависеть от ее разряда в числе. Пример – для человека привычна 10-я СС. Она является позиционной. 453 рассмотрено в виде примера. Тут 4 – это сотни, что указывает на 400, 5 – десятки (50), 3 – единицы (3). Чем больше разряд, тем выше окажется значение.

Непозиционный тип

Самый древний вариант. Каждый компонент – это отдельная величина. Она никак не зависит от разряда. В программировании не используется, поэтому рассматривать его более подробно не рекомендуется.

Однородный тип

Однородный вариант – это тот, в котором для всех позиций числа набор допустимых символов будет одинаковым. Пример – десятичная система. Для записи элемента можно использовать в каждом разряде только одну цифру. А именно – от 0 до 9. Запись 450 допускается (1-й разряд – 0, 2 – 5, 3-й – 4), а вот 4F5 – нет.

Смешанный тип

В нем в каждом разряде допускается разный набор других позиций. Пример – это измерение времени:

  • в секундах – 60 символов;
  • в часах – 24;

Теперь можно рассмотреть, какие СС встречаются в информатике чаще всего.

Как пройти путь от программиста-одиночки до руководителя отдела IT в 500 человек

Павел Щербинин — технический директор в «Яндекс.Практикуме», руководитель отдела в 500 человек, экс-вице-президент по технологиям в «СберМаркете» в интервью Skypro рассказал о своей карьере в разработке.

Ранги по программированию и шахматные ранги

Павел, расскажите о своём образовании.

У меня высшее профильное образование. Я учился в Ступинском филиале Московского авиационно-технического института имени Циолковского (МАТИ), на факультете автоматизированных систем управления.

Какой была ваша первая стажировка или работа? Чему она вас научила?

Моя первая серьезная работа была в компании, которая занималась автоматизацией информационных систем Росздравнадзора. До неё я был программистом-фрилансером, делал сайты на заказ, но это не считается. Своей первой настоящей работой в IT я считаю именно работу в команде.

На стажировке я узнал, что качество моего кода, писать который я учился по книжкам и урокам, не соответствует реальным проектам. И всё, что я делал раньше, было плохого качества. Работая рядом с крутыми программистами, я понял, как писать код, за который не стыдно. Я начал выходить за рамки поставленных задач: разбираться, как и что устроено и почему так написано, а не иначе, как правильно структурировать код по файлам, функциям и т. д. Я многому научился именно на своей первой работе.

Что, по вашему мнению, больше всего оказало влияние на вашу карьеру в IT?

Самое большое влияние на мое профессиональное становление оказала первая работа. Меня окружали крутые специалисты и, самое важное, мне давали пространство и стимул для роста. Они никогда не правили мой код, а спрашивали, что именно не работает. Моя задача была сформулировать вопрос, чтобы получить ответ от опытных коллег и уже самому разбираться в проблеме. Приходилось самостоятельно доходить до каждого решения. Это оказалось суперполезно.

Второе — интерес к программированию. Мне всегда было интересно, как всё устроено, и я старался погрузиться как можно глубже. Вспоминаю очень интересный переломный момент. Когда-то я думал, что я очень хорош в программировании: много лет писал код, выступал на конференциях и был их организатором. И вот я решил посмотреть, как устроено несколько модулей из языка Perl. Я смотрел исходный код и понимал, что не могу его прочитать. И не из-за того, что он плохо написан, а потому, что были использованы конструкции, которых я не знал.

Это стало большим рывком в профессии, погружение в то, как всё устроено. Мне приходилось много читать техническую литературу и чужой код, чтобы разобраться, как и что работает. И конечно, это сильно повышало мой уровень, как программиста.

Что у вас сейчас и куда дальше?

Более шести лет я — CTO (технический директор). И мне очень нравится эта роль: на 50% она предполагает работу с людьми — мотивация, рост людей и команды; на 20% это погружение в бизнес — понимание, как он устроен, растёт, что нужно для этого роста сделать с точки зрения технологий; а остальные 30% остаются на решение технических вопросов.

А дальше открывается много дорог, позволяющих влиять на бизнес еще больше. Это позиции Product Owner (отвечает за создание продукта и его конечный результат); или CPO (Chief Product Officer) — директора по продукту; или CEO (Chief Executive Officer), то есть генерального директора IT-компании. И возможно, в перспективе собственный бизнес. Это очень интересно — погружаться в то, как устроен бизнес, как привлекаются пользователи (покупатели) и генерируется капитал.

Что бы вы посоветовали IT-студентам Skypro

Главный совет вытекает из моего собственного опыта — старайтесь погружаться глубже в те проблемы, которые вы видите, и разбираться во всём. Делайте чуточку больше и лучше, чем от вас ждут. IT очень быстро развивается, мы постоянно бежим за новыми технологиями и многое изучаем поверхностно. Но чтобы стать профессионалом, нужно глубже изучать языки, их архитектуру, технологии и принципы построения программ, постоянно оттачивая свое мастерство. Это сложная, тяжелая задача, но это делает профессию гораздо интереснее и собственное развитие более профессиональным — в этом и есть вся суть.

Определение

Система счисления (СС) – это специальная система записи для выражения чисел. Математическое представление чисел заданного набора с использованием цифр и иных символов согласованным образом.

Совокупность правил записи чисел через символьно-цифирные конечные наборы. Одна и та же последовательность может быть представлена разными числами в различных системах «записи». Пример – 11 в десятичной системе, три – в двоичной, два – в унарной.

Значения и их особенности

Значение – это число, которое представляет та или иная цифра. Не все рассматриваемые компоненты могут работать со всеми числами, используемыми сегодня. Примеры – римские «значения». У них нет нуля.

  • представляет полезный набор чисел (примеры – целые, рациональные);
  • дает уникальное представление каждому имеющемуся элементу;
  • отражает алгебраические или арифметические структуры.

Без систем невозможна работа с компьютерами. Именно поэтому соответствующее направление требует отдельного внимания.

Вместо выводов и заключения

Запустим на выполнение небольшой код и посмотрим на результат.

d ;
outformat(, d);

d ;
outformat(, d);

Результат работы программы
Число ,
Число ,

Что стало с точностью? Откуда эти нули? Ее вытеснила целая часть. Перемещаясь вправо, целая часть вытеснила из мантиссы младшие разряды. Ведь всего под нее предоставлено 52 бита. Поэтому младшие разряды просто вытолкнуло за правую границу мантиссы. Точность оказалась за нулевым разрядом. Таким образом, очевидно, что представление вещественных чисел в формате чисел с плавающей точкой – это компромисс между точностью и диапазоном представляемых значений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *