РАЗЛИЧАЮТ ДВЕ КАТЕГОРИИ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Временные методические рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций и содержат описания видов работ по ее разработке.

Термины, их определения и сокращения:

национальная рамка квалификаций РФ (НРК) – основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

– обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

– иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень – структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор – обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация – готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

ОРК может содержать до девяти иерархически выстроенных квалификационных уровней. При необходимости внутри квалификационных уровней могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Содержание основных показателей профессиональной деятельности представлено в табл. 1.

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в приложении 1.

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационный уровень – указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК – приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК – приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК – приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня – приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности – приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

рекомендуемые наименования должностей для выделяемых видов трудовой деятельности.

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в приложении 2.

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

* Указывается в формате «х.у», где Х – номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У – номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Основные виды работ по разработке ОРК

Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ)

Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Приведены Временные методрекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций РФ.

Рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки и содержат описания видов работ по ее подготовке.

Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.

Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ)

1. Общие положения

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зачем нужна Отраслевая рамка квалификаций работников образования?

Современная ситуация на рынках труда характеризуется постоянными и существенными изменениями. Востребованность профессионально-педагогических квалификаций меняется не столько в количественном, сколько в качественном аспекте – трансформируется содержание деятельности педагогических работников. Несмотря на то что педагогическая деятельность очень консервативна, профессионально-квалификационный ландшафт этой области профессиональной деятельности существенно изменился в последние годы. Появились новые виды деятельности и «гибридные» квалификации, требующие сочетания разнородных навыков и компетенций; модернизировалось большинство трудовых функций, в том числе в связи с цифровизацией и другими технологическими инновациями в обществе.

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования запускает работу по созданию Отраслевой рамки квалификаций (ОРК) работников образования.

Возникает вопрос: зачем?

Конечно, можно ответить формально: «так предписано нормативными документами» или «во всех отраслях её делают».

Но хотелось бы высказаться по существу.

Начнём с самого сегодня актуального примера. Эпидемия коронавируса заставила практически все образовательные организации страны перейти на дистанционные формы работы. И тут же выяснилось, что далеко не все работники образования к этому готовы, что очень многие (даже те, кто в обычной ситуации регулярно использует информационно-коммуникационные технологии) не имеют квалификаций, позволяющих эффективно работать дистанционно. Что к этому не очень хорошо готовят будущих педагогов в вузах. Отраслевая рамка квалификаций, в частности, нужна для того, чтобы не только реагировать, но и предвидеть подобные ситуации.

Вот ещё пример на эту же тему. Сегодня разработано и утверждено с десяток профессиональных стандартов для работников образования. Скажем прямо: весьма разного и спорного качества. В квалификационных справочниках сформулированы квалификационные требования по уже бо’льшему количеству должностей работников образования. Но мы живём в настолько стремительно изменяющемся мире, что эти стандарты и справочники просто не могут не устаревать столь же стремительно.

Поэтому при всём желании разработчиков названных документов задать квалификации педагога завтрашнего дня они уже сегодня описывают квалификации дня вчерашнего и позавчерашнего. Квалификации, которые были нужны педагогу в рамках «старой педагогики» и в работе с «прежними детьми», тоже стремительно меняются.

А сколько новых педагогических профессий станет востребовано буквально завтра? В ситуации отсутствия ОРК для создания нового профессионального стандарта и (или) включения новой педагогической профессии в квалификационный справочник потребуются годы. И весьма вероятно, что к моменту появления документов эти профессии тоже станут «умирающими» или разработанные «вчера» квалификации «сегодня» потребуют серьёзной корректировки.

Необходимо признать, что мир профессий (педагогических, в частности) становится чрезвычайно изменчивым не только потому, что содержание профессиональной деятельности (а значит, и требуемые квалификации) меняются, но и потому, что некоторые профессии просто «вымирают» и появляются профессии новые.

Важно сказать, что ОРК будет разрабатываться на основе Национальной рамки квалификаций РФ с учётом следующих принципов:

Для разработки ОРК возможно движение от профессиональных стандартов (если они в полной мере обеспечивают данную область профессиональной деятельности и представляют собой непротиворечивую систему требований) – к Отраслевой рамке квалификаций. Во второй стратегии Отраслевая рамка квалификаций, наоборот, служит основой для разработки профессиональных стандартов, поэтому сначала формируется ОРК области профессиональной деятельности, а затем по её дескрипторам – профессиональные стандарты. Отраслевая рамка не только объективизирует, визуализирует и операционализирует процессы разработки профессиональных стандартов и квалификаций, с помощью этого инструмента можно провести анализ динамики квалификационной структуры; организовать прогнозирование развития квалификаций; сформировать перечень профессий, специальностей, направлений подготовки, образовательных стандартов и программ; построить индивидуальную карьерную траекторию.

В настоящее время в общем образовании действует четыре профессиональных стандарта, которые были сформированы в разные годы, различными группами экспертов и на разных методологических основаниях. Этот факт затрудняет их использование в качестве основы для формирования Отраслевой рамки квалификаций.

В настоящее время в общем образовании действует четыре профессиональных стандарта, которые были сформированы в разные годы, различными группами экспертов и на разных методологических основаниях. Этот факт затрудняет их использование в качестве основы для формирования Отраслевой рамки квалификаций. Кроме того, утверждённые отраслевые профессиональные стандарты (в частности, стандарт педагога) подвергаются серьёзной критике в профессиональном сообществе, необходимость их радикальной переработки признаётся большинством российских экспертов, исследователей и педагогов-практиков.

Результаты содержательного анализа профессиональных стандартов сферы образования показали, что они противоречат рекомендациям НАРК в плане их построения на базе бизнес-процессов, а также соотношения приводимых в них обобщённых трудовых функций и трудовых действий. Кроме того, различные профессио­нальные стандарты отрасли выстроены на разных основаниях, что препятствует созданию логичной Отраслевой рамки квалификаций.

Профессиональный стандарт описывает вид профессиональной деятельности, в котором входящие в него трудовые функции могут выполняться несколькими специалистами. Для формирования Отраслевой рамки квалификаций необходимо исходить из профессиональных квалификаций, которые объединяют трудовые функции, реализуемые в совокупности одним работником в рамках конкретного бизнес-процесса (производственного процесса) в значительном числе организаций отрасли.

Нам представляется оптимальной стратегией формирование ОРК на основе бизнес-процессов с единой логикой выделения уровней и подуровней квалификаций. При этом наряду с исследованием квалификационных требований к педагогическим работникам системы общего образования частично используются описания трудовых функций из действующих профессиональных стандартов.

Что предстоит сделать Совету по профессиональным квалификациям в сфере образования и привлекаемым им к работе экспертам? Прежде всего на основе анализа процессов в сфере среднего профессионального, общего и дошкольного образования (анализ бизнес-процессов) будет сформирован начальный перечень видов профессиональной деятельности. Затем будет уточнено содержание видов профессиональной деятельности с применением продуктной рамки: в зависимости от специфики субъектов педагогического взаимодействия (возраст обучающихся, наличие или отсутствие специальных потребностей и т.п.) и планируемых результатов оказания образовательной услуги (предметные результаты в рамках определённой предметной области, результаты освоения содержания на профильном уровне и т.п.). Видимо, будет осуществлён шаг по определению трудовых функций, не включённых в требования актуальных профессиональных стандартов, что позволит сформировать набор первичных элементов, из которых могут быть «собраны» новые, гибридные или нестандартные (проектные) квалификации. При формировании основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственности, сложность и наукоёмкость деятельности) будет предусмотрена детализация требований к универсальным компетенциям (soft skills) в процессе выделения уровней и подуровней квалификации до уровня, позволяющего планировать оценивание универсальных компетенций в рамках профессионального экзамена. В обязательном порядке будет предусмотрено сопряжение квалификационных подуровней с идеологией «Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации», включая Национальную систему учительского роста.

Совету по профессиональным квалификациям в сфере образования предстоит большая, трудная, но очень нужная отрасли работа!

Персоны, упоминаемые в этом материале: Л. Н.Духанина

Отправить ссылку на email

Вы можете отправить ссылку на эту статью – “Зачем нужна Отраслевая рамка квалификаций работников образования?” – на любой email.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *