Анжелика Ивановна Иванова
Эксперт по предмету «Социология»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Общество – это система, которая состоит из отдельных элементов, взаимосвязанных между собой. Каждый элемент общества уникален. Такими элементами можно назвать сферы общественной жизни, которые и формируют систему.
От автора: Список профессий по направлениям деятельности поможет сориентироваться во множестве возможных направлений для получения образования или перепрофилирования.
При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней.
«Технари» и «гуманитарии» – самое элементарное разделение людей по критерию профпригодности. Соответствующие способности могут быть ярко выраженными, но бывает и так, что человек имеет примерно одинаковую склонность и к техническим, и к гуманитарным наукам. В любом случае, в рамках каждой из этих двух групп профессий существует масса подгрупп, а потому выбор достаточно широк.
Общество — это обособленная от природы, но связанная с ней система, состоящая из индивидуумов, взаимодействующих между собой. Под системой понимается механизм, включающий в себя четыре сферы жизни (подсистемы), влияющие друг на друга.
сферы жизни общества таблица
Общие сведенияПравить
В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:
- процесс принятия решения;
- процесс вовлечения в деятельность;
- процесс целеполагания;
- процесс проектирования плана (программы) действий;
- процесс осуществления плана (программы) действий;
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями;
- процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования.
Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Что такое духовная сфера жизни общества
Все мы участвуем в работе этой сферы: когда ходим в школу или университет, когда слушаем музыку, смотрим кино, посещаем музеи. И даже когда просто говорим на родном языке. Пора узнать определение, что представляет собой духовная сфера.
Духовная сфера или сфера духовной культуры — это совокупность процессов, при которых люди создают, распространяют, сохраняют и потребляют духовные ценности.
При этом в обществознании принято разделять эти виды деятельности на две группы: созидательную и сохранно-распространительную. В первом случае человек ищет идеи и создаёт духовные ценности в творческом процессе, а во втором — только взаимодействует с уже готовыми: передаёт другим людям, потребляет сам и сохраняет.
Особенности духовной культуры
Духовная сфера жизни людей отличается от других сфер. В таблице ниже мы собрали её основные особенности, которые отражают то, насколько она уникальна.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почтуПрактикующий детский психолог Екатерина МурашоваБесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
В любом обществе основу экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства.
— это отношения между человеком или группой людей с одной стороны и предметами и вещами с другой.
создаются в процессе хозяйственной деятельности людей с помощью экономических ресурсов (), к которым относятся:
- земля;
- труд;
- капитал;
- информация;
- предпринимательские способности.
В процессе хозяйственной деятельности выделяют :
- производство;
- распределение;
- обмен;
- потребление.
— это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства.
чаще имеет материальную форму (хлеб, машина, брюки), а представляется собой полезную деятельность (стрижка, массаж, консультация).
— процесс определения доли (количества, пропорции) каждого хозяйственного объекта в произведённом продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.
— процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Всё это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.
— процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т. к. в потреблении продукт уничтожается (например, еда) или используется по назначению (например, одежда, машина, дом). Со временем все блага становятся непригодными для потребления, и возникает спрос на новые товары или услуги. Так человек удовлетворяет свои потребности, а производители продолжают создавать необходимые продукты.
Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных
Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.
Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.
Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.
Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:
- языки и диалекты;
- высшее образование и т. д.
Противоположность духовным ценностям — материальные.
Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.
Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.
При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые. Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.
Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.
Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.
Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:
- Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.
- Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.
- Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.
Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.
Деятельность
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 января 2023 года; проверки требуют 4 правки.
Деятельность одновременно: игровая, познавательная и трудовая
Люди, занятые оплачиваемой деятельностью — работой
Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным условием, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, обучение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся всё сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер, они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от ценности субъекта деятельности, может быть либо созидательной, либо разрушительной. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.
Деятельностью можно назвать любую осмысленную активность человека или организации. Деятель – это человек, развивающий какую-либо деятельность: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее. Синонимы к слову «деятельность»: труд, дело, работа, занятие, движение и другие.
Политическая сфера
Политическая сфера — система общественных отношений, связанная с осуществлением власти, обеспечением безопасности государства, функционированием судебной системы.
Институтами политической сферы являются:
- партии и движения;
- государство;
- законодательство;
- власть;
- суд;
- государственная дума;
- правительство.
Политическая сфера управляет другими сферами жизни общества Она необходима для обеспечения правопорядка и регулирования деятельности людей.
Особенность политической сферы заключается в том, что небольшая группа лиц управляет основной массой людей, благодаря властным полномочиям.
Духовная сфера жизнедеятельности
Духовная сфера жизни общества представляет собой нравственную сторону развития цивилизации. В духовную сферу жизни общества входят: культура, мораль, религия, искусство и идеология.
Идеология – это совокупность взглядов, понятий, традиций, выражающих интересы населения страны.
Идеология определяет уровень развития общественного сознания и его направленность, которая может быть конструктивной и деструктивной, сопровождаться различными проявлениями в поведении и мышлении.
Основной функцией духовной сферы жизни является производство и передача нравственных ориентиров и определенного уровня развития общественного сознания.
Общественное сознание – это система, которая отражает кооперацию представлений, существующих в то или иное время. Этот феномен отражает сущность общества, его проблемы и механизмы становления.
Часто общественное сознание противостоит индивидуальному. Каждый человек формирует для себя степень отношения к формам общественного сознания и уровень развития индивидуального восприятия.
Общественное сознание является основным элементом существования духовной сферы общества. Общественное сознание называют коллективным или групповым.
Социальная группа – это устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
При определении общественных ценностей понимается уровень развития общественного сознания. Для каждой эпохи характерен собственный уровень становления менталитета, что говорит о ее уникальном своеобразии.
Таким образом, деление на четыре сферы общественной жизни можно назвать условным. Некоторые ученые выделяют промежуточные сферы развития общества, а именно: художественно – творческую деятельность, науку, расовые и этнические отношения.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
ФилософияПравить
Аристотель различал несколько видов деятельности:
Низшей формой деятельности Аристотель считал труд, высшей — чистое познание.
Деятельность у Маркса
Для К. Маркса любая деятельность — человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а явления природы — объектом своей деятельности. Политика для Маркса — это преобразование человеком самого себя через преобразование человеческого общества. Высшей формой деятельности Маркс считал не чистое познание, а познание с целью преобразования общества:
Деятельность у Кроче
Итальянский философ Бенедетто Кроче рассматривает деятельность (attivita, активность) как духовную форму (forme spirituale), поскольку деятельность немыслима без воли, которая является важнейшей характеристикой духа. Деятельность имеет внутреннюю структуру в зависимости от тех ценностей (valore), которыми она руководствуется. Теоретическая деятельность (l’attivita teoretica) направлена на поиск истины (vero) и достижение красоты (bello). Практическая деятельность (l’attivita pratica) ищет пользы (utile) и справедливости (giusto). Далее Кроче классифицирует деятельность по следующим основаниям:
- стремление к истине создаёт науку;
- стремление к красоте — искусство;
- стремление к пользе — экономику;
Эффект достижения цели называется удовлетворённостью (soddisfazione).
Социальная сфера жизнедеятельности
Что касается социальной сферы жизнедеятельности людей, то в нее входя группы и общности, классы, сословия и народы.
Социальная сфера жизнедеятельности людей выражена в двух формах:
- глобальное целостное общество, которое включает территорию, демографические особенности, менталитет;
- конкретные совокупности организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.
Менталитет – это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
Все люди обладают различным менталитетом, поскольку воспитываются в разных условиях, это определяет сущность становления личности.
Экономическая сфера
Экономическая сфера — система общественных отношений, в которой создаются и потребляются материальные блага.
Институтами экономической сферы являются:
- кредитные организации;
- рынки;
- финансы;
- налоги;
- безработица;
- производство;
- сельскохозяйственная деятельность;
- предпринимательство.
Экономическая сфера предоставляет средства, полученные в результате жизнедеятельности людей, для функционирования других сфер.
Для воспроизводства материальных благ требуются производственные ресурсы (инструменты, оборудование, труд рабочих и др.).
Профессии, связанные с путешествиями
Работники турагентств, экскурсоводы, бортпроводники, пилоты и прочие – это яркие представители профессий, напрямую связанных с путешествиями. Однако существует список профессий, которые связаны с перелетами и поездками лишь косвенно, а потому те имеют командировочный характер. Геологи, археологи и другие исследователи просто не мыслят своей жизни без путешествий, хотя суть предмета их деятельности заключается вовсе не в изменении дислокации. Это скорее необходимость. Такая же, как, например, у рыбака или матроса. Поэтому среди представителей малоквалифицированных профессий также есть путешественники.
Общество как сложная система
Прежде чем начать рассматривать категорию «общество», стоит обратиться к более широкому понятию ― природе.
Природа представляет собой систему физических и биологических объектов и явлений, как уже познанных наукой, так и лежащих пока еще за пределами наших знаний.
Среди множества элементов природы выделяется категория «общество», которую мы с вами и будем изучать.
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
В то же время общество можно рассматривать в более узком смысле.
Общество ― организованное самодостаточное объединение людей, связанных единством экономических, духовно-культурных, исторических, национальных и иных интересов и потребностей.
С этой точки зрения, сущность общества кроется в тех отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
- производство материальных благ и услуг;
- распределение продуктов труда (деятельности);
- регламентация и управление деятельностью и поведением;
- воспроизводство и социализация человека;
- духовное производство и регулирование активности людей.
Общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система имеет следующие специфические черты:
- большое разнообразие различных социальных структур и подсистем;
- несводимость к людям, его составляющим;
- самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования;
- исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития;
- непредсказуемость, нелинейность развития.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».
Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре: экономическая, политическая, социальная и духовная. Внутри каждой системы складываются отношения и создаются социальные институты.
Социальный институт — это исторически сложившаяся или созданная целенаправленно форма организации совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества, регулирующая поведение людей посредством установления правил.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:
- отношения в процессе производства, обмена и потребления;
- отношения по поводу права собственности;
- отношения в процессе предпринимательской деятельности;
- взаимосвязь государства и экономики.
- отношения по поводу власти и управления обществом;
- отношения человека и государства;
- отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
- взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей);
- порядок и принципы этих взаимоотношений.
- структура (стратификация) общества;
- социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.);
- социальная мобильность и социальные лифты и т.д.
- отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.);
- отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Экономическая и политическая сфера жизнедеятельности
Что касается экономической сферы жизни общества, то в нее входит вся хозяйственная деятельность государства, семьи, общества.
К основным элементам экономической сферы относят:
- производство или процесс создания материальных благ;
- распределение всех созданных благ между рынками и производителями, потребителями и рынками;
- формирование обмена, бартера и торговли;
- применение на практике всех произведенных продуктов.
«Основные сферы жизни общества» 👇
Экономическая сфера общественной жизни дает возможность выработать средства для организации всех сфер жизни и произвести максимум материальных благ. В связи с этим экономическая сфера имеет исключительную степень важности в процессе развития социального пространства.
Примером элементов экономической сферы могут служить: банковская и рыночная системы.
Экономическая сфера в последнее время приобрела максимальную степень значимости, поскольку для людей в наши дни приоритетным стало материальное жизнеобеспечение.
Политическая сфера деятельности людей и жизни общества – это сфера деятельности людей, которая связана с проблемой реализации полномочий власти, безопасности общества, устройства государства, развития судебной системы.
В данную сферу входят:
- политические партии;
- государство;
- законодательство.
Политическая сфера жизни призвана обеспечить мирную жизнь людей, урегулировать их совместную деятельность, определить направление развития государства.
Политические партия – это группа людей, которая объединяется для решения задач распределения политической власти внутри страны и принятия участия в процессе жизнеобеспечения населения через конкретных представителей на местном и федеральном уровнях. Политическая партия обладает идеологией и стремиться достигать поставленных целей.
Безопасность
Список профессий, связанных с безопасностью, может быть как техническим, так и социально-гуманитарным, а может находиться на стыке этих двух сфер. Кроме того, в данной области существует разделение на силовое обеспечение безопасности и информационное. Безопасность в сфере ITи инженерная охрана особенно актуальна на уровне предприятия, а пожарная и военная безопасность – это уже, как правило, вопросы государственной службы.
Творческие
Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством. Если вы чувствуете, что вы креативны и талантливы, а творчество и искусство – это те сферы где вы сможете проявить себя, то вам обязательно надо ознакомиться с этим разделом.
Экономические
Экономика так же, как техника и технология, любит точность и определенность. Однако одной лишь точности в ее мире мало: помимо всего прочего экономические профессии имеют свою специфику, которая заключается в постоянной необходимости прогнозирования, позиционирования и анализа. Предпринимательство как профессия сочетает в себе все перечисленное, потому как рыночные процессы подчиняются законам разных экономических наук, а для успешного ведения бизнеса нужно учитывать абсолютно все факторы данной сферы деятельности.
Признаки общества как системы
Признаками общества как системы можно назвать:
- целостность или наличие структурных элементов, которые функционируют по определенному принципу;
- устойчивость или стремление к самосохранению общественной системы;
- способность к развитию и изменению общественной системы;
- открытость или появление новых элементов и исчезновение старых;
- саморегуляция или адаптация к внешним обстоятельствам.
Сфера общественной жизни – это типовое устройство социума, при котором каждая часть выполняет конкретные функции и представляет собой отдельную область жизнедеятельности людей.
Получи второе высшее онлайн
Обучение психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
К основным сферам общественной жизни относят:
- экономическую сферу общественной жизни;
- политическую сферу общественной жизни;
- духовную сферу общественной жизни.
Человеческое общество представляет собой сложную систему, внутри которой происходят разнообразные социальные процессы и функционируют подсистемы.
Подсистема общества – это промежуточный комплекс, менее сложный чем сама система, существующий внутри социального пространства. Данные подсистемы формируют различные типы общественных отношений.
По своей сути термины «сферы общественной жизни» и «общественная подсистема» тождественны и могут быть использованы как синонимы.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- См. М. Я. Басов “Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. СПб., Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
- Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика
- Дружилов С. А. Психология профессионализма. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. — С. 34. — 296 с. — ISBN 978-966-8324-74-1.
Военные професси
Представители военных профессий не «работают», а несут государственную службу. Кроме того, чтобы стать военным, соответствующее образование обычно нужно получать еще со школьного возраста. Военная профессиональная сфера обеспечивает страну людьми, которые могут и умеют принимать ответственные решения, вести грамотную стратегию, а также вносить вклад в ее техническое развитие. Одним словом, на их плечи возложена миссия защиты государства в мирное и военное время.
Структура духовной сферы
Духовная сфера социума имеет сложную структуру — она состоит из нескольких подсистем. Теперь пришло время разобраться в них подробнее. Итак, в духовную сферу жизни человека входят следующие формы духовной культуры:
- Мораль — представления людей о добре и зле, в том числе и совокупность правил поведения человека, которые основаны на них.
- Наука — объективные знания о мире и деятельность, которая помогает добывать их.
- Образование — процесс, при котором человек получает набор знаний и навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
- Искусство — сфера духовно-практической деятельности людей, которая помогает постичь прекрасное, доставить эстетическое удовольствие, выразить идеи и вызвать эмоции.
- Религия — мировоззрение и совокупность практик, которые основаны на вере в высшие силы.
- Право — система норм и правил поведения в обществе, которые устанавливает государство.
- Язык — средство передачи культуры с помощью символов.
Всё это помогает каждому отдельному человеку удовлетворить нематериальные потребности, сформировать близкие для себя ценности и вырасти как личность. Поэтому считается, что именно духовная сфера определяет, как именно общество будет развиваться в будущем.
Типы и виды деятельностиПравить
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность, включая учебную
- Трудовая деятельность
- Деятельность общения
- Творческая деятельность, как когнитивно-преобразовательная, так и создание принципиально нового, социально значимого продукта
- Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).
Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.
Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.
Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:
- как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
- как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии.
Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность — понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
- Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.
Транспортные профессии
Транспорт играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. На него, в свою очередь, оказывает большое влияние технический прогресс. Растет не только масштаб транспортных перевозок, но и уровень комфортабельности, технической оснащенности маршрутных линий и т.д. Люди, управляющие транспортом и обслуживающие его, востребованы всегда, однако выбор транспортной профессии сопряжен со значительным уровнем ответственности. Динамичность данной сферы также требует от работников постоянного повышения квалификации. Работники дорожных служб, водители, диспетчеры, машинисты и прочие – все эти люди являются представителями транспортных профессий.
Социальная сфера — это комплекс предприятий, организаций и отраслей, обеспечивающих возможность удовлетворения людьми собственных потребностей.
Социальная сфера состоит из:
- общества, которое включает в себя: национальности, особенности мышления народа, территорию, демографическую обстановку;
- организаций, отвечающих за достойный уровень жизни населения.
Институтами социальной сферы являются:
- семья;
- воспитание;
- соцобеспечение;
- здравоохранение;
- досуг.
Каждая личность имеет свой социальный статус (положение в социуме). Он определяется материальным благосостоянием, профессией, наличием властных полномочий.
Социальный статус дает индивиду права, обязанности, привилегии и наделяет его различными ролями.
Например, замужняя женщина, Марина Петровна:
- вправе не служить в армии;
- может работать или быть домохозяйкой;
- обязана заботиться о детях, делать уборку, готовить пищу.
У каждого человека несколько социальных статусов и социальных ролей, например, домохозяйка Марина Петровна одновременно является женой Николая Ивановича и мамой сына Алексея.
Лингвистические
Если вы раздумываете связать свою жизнь с изучением языков, а также их использованием, то изучите данный раздел. Подробное описание профессий журналиста, лингвиста, писателя и многих других.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Аграрные и животноводческие
Представителями данных профессий решается две основные задачи: защита экологии и снабжение человечества дарами растительно-животного мира. Можно заметить, что в некоторых моментах эти две цели являются противоположно направленными. В этом и заключается сложность данных профессий: важно не только грамотно производить и распределять эти ресурсы, но также руководствоваться любовью человека к природе при принятии соответствующих решений. Основные профессии данных направлений могут быть связаны не только с аграрным и животноводческим делом, то также с такими науками, как география и экология.
Проверьте себя
Теперь пришло время выяснить, достаточно ли хорошо вы поняли, что представляет собой духовная сфера жизни общества. Для этого предлагаем выполнить задания ниже. Их результаты покажут, стоит ли повторить тему ещё раз.
Задание № 1
Прочтите утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет. Пользуйтесь материалами этой статьи, чтобы проверить себя.
- Один из признаков духовной сферы — это её сложная структура.
- Существуют специальные учреждения, которые помогают создавать, сохранять, распространять и потреблять духовные ценности.
- Человек может «насытиться» и духовными, и материальными ценностями.
- Духовные ценности — это предметы искусства: картины, пластинки с музыкой, скульптуры.
- Духовные ценности существуют дольше материальных.
- Науки — это тоже духовная ценность.
- Духовная сфера влияет на развитие личности.
Задание № 2
Изучите примеры ценностей ниже. Определите, какие из них относятся к духовным, а какие — к материальным, через которые выражаются духовные:
- письма поэтов серебряного века;
- памятник «Медный всадник»;
- праздничные обряды на день Ивана Купалы;
- симфония № 6 Людвига ван Бетховена.
В этой статье мы лишь кратко рассказали о духовной сфере жизни, но помните: эта тема за 8 класс встречается и на ОГЭ по обществознанию. Поэтому советуем уделить ей больше внимания, когда начнёте готовиться к экзаменам. А ещё лучше — проработайте её вместе с учителем. Например, на курсах по обществознанию в Skysmart. Так вы сможете готовиться эффективнее: наши ученики, которые занимаются 2 раза в неделю, усваивают школьную программу по обществознанию в 2 раза быстрее. Присоединяйтесь и вы — начните с вводного урока. Это бесплатно!
Как связаны сферы общества
Все сферы жизни общества связаны между собой.
Так, принятие госдумой закона, обязывающего лицензировать определенный вид деятельности, провоцирует подорожание продукции этой отрасли из-за необходимости дополнительных затрат, обусловленных нововведением. Здесь взаимодействуют политическая и экономическая сферы.
Политика влияет не только на экономику, но и на социум. Например, введение запрета на работу ночных клубов в неблагополучном районе, вынуждает людей ездить в более отдаленную местность, чтобы провести свой досуг. Закрытие муниципалитетом одной из школ из-за дефицита бюджетных средств, приводит к сокращению педагогов.
Экономическая сфера воздействует на социальную жизнь. Так, снижение доходов из-за экономического кризиса, вынуждает население экономить. Люди начинают реже посещать кинотеатры, клубы и рестораны. Многие компании, предоставляющие развлекательные услуги закрываются, так как выручка перестает покрывать расходы.
Иногда взаимодействуют между собой сразу несколько сфер. Так, после Октябрьской революции 1917 года было разрушено множество храмов, а на их месте появились склады и магазины. Это негативно сказалось на духовной сфере: люди перестали придерживаться традиций, венчаться в церквях. Для некоторых граждан семья утратила былую ценность и число разводов возросло.
Подсистемы общества
Подсистемы общества определяются как независимые, но связанные друг с другом области деятельности индивидуумов.
Существуют следующие сферы жизни общества (подсистемы):
- экономическая;
- политическая;
- социальная;
- духовная.
В каждую сферу входят особые социальные институты. Благодаря им, отношения в обществе систематизируются, упорядочиваются и приобретают устойчивость.
Социальный институт — это форма организации деятельности нескольких людей. Он удовлетворяет потребности членов общества и воздействует на их поведение через нормы, правила и санкции.
Религия, семья, образование, государство, армия, собственность — базовые социальные институты. Они появились еще в древности, но функционируют по сей день. Каждый институт выполняет свою функцию (защищает, обучает, производит и т.д.).
Технические
Сфера техники и технологий подходит для людей с выраженными склонностями к точным наукам: математике, химии, физике, информатике. Соответствующие профессии характеризуются высокой динамичностью: это обусловлено постоянно продолжающимся индустриально-техническим развитием. Графики, списки, чертежи и расчеты – вот инструментальная база технических профессий. Чтобы получать удовольствие от такой работы, нужно не только уметь все это делать, но также искренне любить точные науки.
Духовная сфера — пространство, в котором организуется деятельность людей по созданию, обеспечению сохранности и передаче духовных ориентиров.
Институтами духовной сферы являются:
- наука;
- нравственность;
- религия;
- идеология;
- культура;
- вера;
- искусство;
- традиции.
Духовная сфера позволяет людям получать и передавать друг другу ценности и знания. Основная ее составляющая — общественное сознание, представляющее собой продукт духовной деятельности индивидуумов.
Существование цивилизованного общества невозможно без духовной сферы. Она отвечает за производство духовных ценностей подобно тому, как экономическая сфера — материальных благ. Благодаря духовной сфере, у каждой личности формируется собственное мировоззрение — представление о внешнем мире и себе.
Профессии, связанные с работой с людьми, либо несут в себе определенное социальное благо, либо находятся на стыке двух (и более) сфер деятельности, преследуя несколько иные цели. Так, если сравнивать, например, профессию педагога и менеджера по персоналу, то первый трудится исключительно с людьми и ради людей (в целом), а второй преследует корпоративные интересы. Поэтому работа с людьми – это очень общее понятие, которое, однако, во всех случаях требует от работника проявления высокоморальных человеческих качеств.
Юридические
Список юридических профессий традиционно ассоциируются с правосудием, однако в условиях формирующегося (развивающегося) правового государства этим дело отнюдь не заканчивается. К помощи юристов прибегают как государственные, так и коммерческие организации, причем масштабы могут быть самыми различными – от предприятия до мировой арены. Деятельность некоммерческих организаций также подчиняется правовым нормам, потому хорошие юристы без работы не остаются. Многие из них становятся индивидуальными предпринимателями, так как юрисконсульство в наши дни чрезвычайно востребовано – как среди физических, так и среди юридических лиц.
Педагогические
С развитием сегмента негосударственного образования уровень востребованности представителей педагогических профессий резко вырос. Кроме того, в последнее время становится очень распространена практика частного репетиторства. Работа няни и занятость в дошкольных учреждениях также требует от кандидата педагогического образования. Современные образовательно-развлекательные и спортивные студии для детей и взрослых предлагают обучение танцам, языкам, а также творческие занятия. Во всех этих сферах востребована профессия педагога.
Медицинские
Врачи, медсестры, генетики, вирусологи и другие исследователи в сфере медицинского дела выбрали в свое время профессию медика. Уровень ответственности в данной сфере прямо-таки зашкаливает, а необходимые для работы знания порой находятся на стыке таких наук, как химия, физика, биология и даже инженерия. Список специализаций для медиков не велик. Сегодня медучреждениям постоянно требуются анестезиологи, детские и взрослые реаниматологи, наркологи и психиатры, а также врачи скорой помощи и работники сферы медико-лабораторной диагностики.
ЛитератураПравить
- Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 — 28.
- Людвиг фон Мизес «Человеческая деятельность» Архивная копия от 18 мая 2008 на Wayback Machine
- Носкова О. Г. Деятельность // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — 2-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 168 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
- Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
- Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.
Заключение
- общество рассматривается как система, в которую входят четыре сферы жизни (подсистемы);
- подсистема состоит из социальных институтов;
- каждая сфера жизни реализует свои цели;
- экономическая сфера связана с воспроизведением и потреблением материальных благ;
- политическая сфера необходима для реализации власти и поддержания стабильности;
- социальная сфера наделяет индивидуумов социальными статусами, реализуемыми при взаимодействии с другими людьми;
- духовная сфера требуется для становления мировоззрения человека;
- все сферы общества воздействуют друг на друга.