Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?
соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в России появляется новый вектор развития профессиональных квалификаций, который представляет собой совокупность механизмов регулирования:
Национальная система должна быть построена на основе:
В Указе также было дано поручение Правительству разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов!
Все поля являются обязательными для заполнения
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Направления использования профессиональных стандартов в организации
Исходя из содержания профессиональных стандартов (в частности, в сфере ДОУ), можно выделить следующие направления их применения в практической деятельности организации:
1. Они могут применяться для построения служб ДОУ в различных по масштабу организациях. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции представляют собой участки работы по ДОУ, которые могут быть поручены как отдельным сотрудникам, так и целым структурным подразделениям, включенным в состав службы. Трудовые функции сгруппированы по определенным направлениям деятельности, что позволяет правильно распределить работу в соответствии с логикой делопроизводственного процесса.
2. Наименования должностей, включенных в профессиональные стандарты, могут являться основой для подготовки штатного расписания.
3. Также профессиональные стандарты применяются с целью разработки локальных нормативных актов организации и в первую очередь должностных инструкций работников. В них из профстандартов следует позаимствовать квалификационные требования, выполняемые функции и должностные обязанности.
4. Перечисленные в стандарте трудовые действия являются теми элементами работы, которые можно нормировать. Используя формулы расчета необходимой численности, построенные на основе определения трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, можно рассчитать явочную численность5 работников службы ДОУ.
5. В стандартах для каждой обобщенной трудовой функции (должности) установлены уровни квалификации работников. Эти уровни утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В их описании даются такие показатели, как «полномочия и ответственность». Например, для 1 уровня квалификации установлено, что это «деятельность под руководством», для 2 – «деятельность под руководством с элементами самостоятельности», для 7 – деятельность «с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений». Используя этот инструмент, можно построить систему должностей службы, установить их подчиненность.
6. Поскольку в стандартах дается подробная характеристика умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых функций, они могут быть использованы для подготовки планов и программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников.
7. Также с учетом этих показателей могут быть разработаны тестовые и иные контрольно-измерительные материалы для проведения аттестаций работников.
Кроме того, может проводиться независимая оценка квалификации работников или соискателей, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности / должность. Это процедура подтверждения соответствия квалификации человека положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, проводится независимым центром оценки квалификаций. Данная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сама оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя за его счет, так и по направлению работодателя за счет средств работодателя.
Процедура предполагает предоставление соискателем в центр оценки квалификаций установленного комплекта документов, рассмотрение центром этих документов, информирование соискателя о месте, времени, дате проведения профессионального экзамена и проведение такого экзамена.
Результаты экзамена оформляются установленным в Правилах комплектом документов и направляются в Совет по профессиональным квалификациям. Совет проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации, направляет сведения об этом в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения их в реестр.
На основании решения Совета по профессиональным квалификациям центр оценки квалификаций выдает соискателю свидетельство о квалификации в течение 30 дней со дня проведения экзамена.
Независимая оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей.
Таким образом, работодатель вправе, но не обязан направлять работников на прохождение НОК, и если работодатель хочет направить работника на прохождение оценки квалификации, то только с его согласия, сохраняя при этом за работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).
Также следует иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет основания для увольнения работника, квалификация которого по результату экзамена независимым центром оценки квалификации признана несоответствующей профессиональному стандарту.
В этом случае работодатель может обучить работника, доведя его квалификацию до установленного в стандарте уровня, или провести аттестацию работника, по результатам которой в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Направление на оценку в независимый центр не является законодательно установленной обязанностью работодателей. Даже те организации, для которых профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 г., могут проводить оценку квалификации своих работников с помощью любых форм: аттестации своими силами, сертификации в независимом центре и др.
Аттестация является важной процедурой в том случае, если по результатам проверки соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта работодатель предполагает увольнять работников по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Если нет, и организация просто хочет «подтянуть» уровень сотрудников, она может обойтись без сложной процедуры аттестации, а провести, например, экзамен или тестирование, которое установит соответствие работника требованиям профстандарта, и далее на основании его результатов могут быть составлены планы обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.
Должностей в сфере ДОУ, для которых обязательна независимая оценка, нет.
Свидетельство о квалификации выдается соискателю, прошедшему экзамен в центре оценки квалификации (ЦОК), и принадлежит ему. Срок действия свидетельства определяется советами по профессиональным квалификациям и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Этот срок устанавливается советами в зависимости от темпов развития каждого конкретного вида профессиональной деятельности (обновления технологий, необходимых знаний и умений).
Как и любой другой документ об образовании, работник или соискатель может предоставить это свидетельство работодателю. В ТК РФ этот документ не назван в числе обязательных, которые человек должен предъявить работодателю при трудоустройстве. Поэтому соискатель может (но не обязан) принести на собеседование оригинал свидетельства, а работодатель может снять с него копию и поместить ее в личное дело работника.
Если работник получил неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, ему выдается не сертификат, а заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя. В этом случае работодатель может принять решение о проведении аттестации или о необходимости обучения работника, но может и проигнорировать результаты оценки, если работник ему действительно важен.
Учитывая, что независимая оценка – дело добровольное, работник не обязан уведомлять работодателя о ее прохождении (и результатах), а работодатель не обязан это как-либо контролировать и требовать от работника сертификат, даже если работник такую оценку прошел.
Работодатель вправе с письменного согласия работника направить его на такую проверку в ЦОК за счет работодателя. Только в этом случае организация имеет право затребовать сертификат.
Сведения о сертификатах, полученных гражданами, передаются в соответствующий реестр. Но там сейчас можно найти свидетельство по регистрационному номеру и дате выдачи, а вот поиск по Ф. И. О. пока не производится.
ЦОК – не «проверяющий орган». Он скорее обслуживает интересы работников и работодателей, например, когда работодатель хочет понять квалификацию (соответствие профстандарту) работника либо претендента на должность, либо когда человек хочет документально подтвердить свою квалификацию.
Государство планомерно и очень настойчиво развивает тему профстандартов и ЦОК, создавая все больше регулирующих правовых актов, ведя огромную работу по созданию профстандартов. Очевидно, это связано с желанием повысить эффективность труда. И если государство задалось этой целью, оно обязательно доведет дело до конца. А пока независимая оценка – дело добровольное (и не пользующееся большой популярностью, поскольку платное), но это может и поменяться.
На самые наболевшие вопросы, связанные с направлением работодателем сотрудников на обучение, ответим в следующем номере
Какие профессиональные стандарты регулируют деятельность специалистов в сфере ДОУ
Деятельность специалистов, занятых в сфере документационного обеспечения управления, регулируется двумя основными профессиональными стандартами:
Также к этой области частично можно отнести профессиональные стандарты:
Названные профессиональные стандарты в реестре отнесены к Административно-управленческой и офисной деятельности и имеют коды соответственно 07.002, 07.004, 07.003 и 07.006.
Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» включает обобщенные трудовые функции, отмеченные во фрагменте этого документа цифрами «1».
К должностям, обеспечивающим эти функции, относятся:
Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н)
В целом, какие должности по данному профстандарту какие обобщенные функции выполняют и к какому уровню квалификации относятся, лучше показать таблицей.
Таблица 1. Трудовые функции, описанные профстандартом «Специалист по органи- зационному и документационному обеспечению управления организацией»
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации» включает следующие обобщенные трудовые функции:
К должностям, обеспечивающим эту деятельность, относятся:
Таким образом, первый профильный профстандарт в сфере ДОУ в большей степени включает работы, связанные с обеспечением деятельности руководителя, дает характеристику секретарским должностям разных категорий, а также может быть применен в небольшой организации для работников, совмещающих функции секретаря и делопроизводителя.
А второй профильный профстандарт нацелен на обеспечение деятельности отдельного структурного подразделения – службы ДОУ в средней или крупной организации. Он также включает характеристику управляющего документацией, наличие которого характерно для крупных корпораций, в них деятельность по управлению документами приравнена по значимости к производственной, финансовой, проектной и иным ключевым сферам деятельности.
Должностная инструкция
секретаря директора школы по профстандарту
1.1. Настоящая должностная инструкция секретаря в школе разработана в соответствии с Профессиональным стандартом 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №333н от 15 июня 2020 года, с учетом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей»; а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей секретаря директора школы, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе образовательной организации.
1.3. Секретарь назначается и освобождается от должности приказом директора общеобразовательной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и трудовым договором (контрактом) с работником.
1.4. На время отпуска и временной нетрудоспособности секретаря его обязанности могут быть возложены на делопроизводителя или другого сотрудника общеобразовательной организации. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. На должность секретаря принимается лицо:
1.6. Секретарь непосредственно подчиняется заместителю директора по АХЧ общеобразовательной организации.
1.7. В своей деятельности секретарь школы руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся его трудовой деятельности, трудовым договором между работником и руководителем. Также, секретарь директора руководствуется:
1.8. Секретарь должен знать:
1.9. Секретарь должен уметь:
1.10. Секретарь должен быть ознакомлен с должностной инструкцией секретаря руководителя школы, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Секретарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.
Трудовые функции
Основными трудовыми функциями секретаря являются:
2.1. Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности директора школы:
2.1.1. Оказание помощи директору в планировании рабочего времени.
2.1.2. Планирование рабочего дня секретаря.
2.1.3. Организация телефонных переговоров директора общеобразовательной организации.
2.1.4. Организация работы с посетителями в приемной директора.
2.1.5. Организация подготовки мероприятий с участием директора.
2.1.6. Организация исполнения решений и осуществление контроля исполнения поручений директора.
2.1.7. Организация и поддержание функционального рабочего пространства приемной и кабинета директора.
2.1.8. Составление и оформление управленческой документации.
2.1.9. Организация работы с документами в приемной директора школы.
2.1.10. Организация хранения документов.
2.1.11. Обеспечение директора общеобразовательной организации информацией.
2.1.12. Организация информационного взаимодействия директора с работниками.
2.1.13. Организация командировок директора и сотрудников.
Должностные обязанности секретаря в школе
3.1. В рамках трудовой функции оказания помощи директору в планировании рабочего времени:
3.2. В рамках трудовой функции планирования рабочего дня секретаря:
3.3. В рамках трудовой функции организации телефонных переговоров директора:
3.4. В рамках трудовой функции организации работы с посетителями в приемной директора:
3.5. В рамках трудовой функции организации подготовки мероприятий с участием директора:
3.6. В рамках трудовой функции организации исполнения решений, осуществления контроля исполнения поручений директора:
3.7. В рамках трудовой функции организации и поддержания функционального рабочего пространства приемной и кабинета директора:
3.8. В рамках трудовой функции составления и оформления управленческой документации:
3.9. В рамках трудовой функции организации работы с документами в приемной:
3.10. В рамках трудовой функции организации хранения документов:
3.11. В рамках трудовой функции обеспечения директора школы информацией:
3.12. В рамках трудовой функции организации информационного взаимодействия директора с работниками:
3.13. В рамках трудовой функции организации командировок:
3.14. Выполняет различные операции с использованием компьютерной техники по программам, предназначенным для сбора, обработки и предоставления информации.
3.15. При использовании электронного оборудования, в том числе клавиатуры и мыши, ежедневно дезинфицирует их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.16. Соблюдает правила использования сети Интернет.
3.17. Обеспечивает защиту прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей), работников школы при обработке персональных данных.
3.18. Строго соблюдает конфиденциальность персональных данных и требования по защите и безопасности персональных данных при их обработке, недопущение их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия другого законного основания.
3.19. Соблюдает культуру и этику общения с персоналом образовательного учреждения, обучающимися и родителями (законными представителями), посетителями.
3.20. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, является примером для школьников.
3.21. Информирует директора, а при его отсутствии – дежурного администратора о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызове скорой медицинской помощи.
3.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
3.23. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.
3.24. Секретарь директора школы соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты и приказы руководителя.
3.25. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, инструктажи по охране труда и пожарной безопасности.
3.26. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.
3.27. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою профессиональную компетенцию.
3.28. Секретарю запрещается использовать неисправную мебель, электрооборудование, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения, курить в помещениях и на территории общеобразовательной организации.
Права
Секретарь директора имеет право:
4.1. Получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
4.2. Запрашивать лично или по поручению директора от работников общеобразовательной организации информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4.3. Требовать от администрации школы создания оптимальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности секретаря.
4.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4.5. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей секретаря, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.7. Предоставлять директору на рассмотрение предложения по улучшению деятельности образовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции секретаря.
4.8. Участвовать в работе органов самоуправления дошкольным образовательным учреждением, в работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых секретарем должностных обязанностей.
4.9. На моральное и материальное поощрение, награждения по результатам профессиональной деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.10. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением секретарем норм профессиональной этики.
4.12. Секретарь директора школы имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательной организации.
Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке секретарь несет ответственность:
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных должностной инструкцией секретаря школы, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений руководителя и иных локальных нормативных актов, работник подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка секретарь может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм секретарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления трудовых функций несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Секретарь выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором общеобразовательной организации.
6.2. Секретарь самостоятельно планирует свою деятельность. План работы секретаря согласовывается непосредственно с директором.
6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового характера.
6.4. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и сотрудниками школы, информирует их о решениях директора, совещаниях и заседаниях, педагогических советах и иных мероприятиях.
6.5. Вовремя сообщает директору об информации, приказах, распоряжениях и иной документации, поступившей по электронной почте, информирует о намеченных встречах, совещаниях и заседаниях, иных мероприятиях.
6.6. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.
6.7. Информирует директора о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности. Вносит предложения по устранению недостатков, по оптимизации своей деятельности.
6.8. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной части о недостатках в канцелярских принадлежностях, бумаге и иных расходных материалах, о поломках мебели и оргтехники, в электрооборудовании, водопроводной и отопительной системах.
6.9. Во время отсутствия секретаря его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом директора. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.
Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления секретаря с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора образовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»______________202___г. _____________ /_______________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
ЕКСД – Секретарь учебной части
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Должностные обязанности. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, передает ее в соответствии с указаниями руководителя образовательного учреждения в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов. Ведет делопроизводство, в том числе и в электронной форме, подготавливает проекты приказов и распоряжений по движению контингента обучающихся, оформляет личные дела принятых на обучение, ведет алфавитную книгу обучающихся и учет часов учебной работы работников образовательного учреждения, обрабатывает и оформляет сдачу личных дел обучающихся в архив. Выполняет различные операции с применением компьютерной техники по программам, предназначенным для сбора, обработки и представления информации. Следит за своевременным рассмотрением и подготовкой документов, распоряжений, поступивших на исполнение, структурными подразделениями образовательных учреждений и конкретными исполнителями. По поручению директора (его заместителя) составляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авторам обращений. Осуществляет контроль за исполнением работниками образовательного учреждения изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков исполнения указаний и поручений руководителя образовательного учреждения, взятых на контроль. Работает в тесном контакте с руководителем образовательного учреждения (его заместителями), педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, положения и инструкции по ведению делопроизводства, структуру образовательного учреждения, его кадрового состава, правила эксплуатации оргтехники, правила пользования приемно-переговорными устройствами, факсом, множительным устройством, сканером, компьютером, правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базами данных, электронной почтой, браузерами, технологию создания, обработки, передачи и хранения документов, правила деловой переписки, государственные стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации, правила печатания деловых писем с использованием типовых образцов, основы этики и эстетики, правила делового общения, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования квалификации. Среднее профессиональное образование в области делопроизводства без предъявления требования к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области делопроизводства без предъявления требований к стажу работы.
Поиск
Кроме профессиональных стандартов типовые квалификационные требования определены в таких нормативно-методических документах, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих поиском в справочной правовой системе удалось найти характеристики для 10 специалистов, в наименовании которых фигурирует слово «секретарь» (и тут надо обращать внимание не только на подходящие наименования специальности, но и на сферу деятельности организации):
1. В Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) нашлись:
2. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н):
3. В Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н):
4. В Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н):
А «референт» в ЕКС нашелся только один – лишь в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).
В отличие от профстандартов квалификационные справочники построены таким образом, что содержат характеристики для каждой отдельной должности, работы или профессии. Анализ ЕКС показывает, что он недостаточно точно отражает реалии современного рынка труда – называет не все должности, не учитывает актуальные требования к уровню образования специалистов, содержит лаконичные характеристики квалификации работников и описание их должностных обязанностей.
Работа по подготовке профстандартов велась буквально последние годы, некоторые разрабатываются в текущий момент, некоторые, прежде разработанные, уже обновляются. Потому профстандарты являются самыми актуальными документами, содержащими требования к квалификациям работников. Кроме того, к их разработке привлекаются эксперты из образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества, что позволяет подготовить более всесторонние характеристики различных видов профессиональной деятельности. Они дают более широкие возможности для работы по улучшению качества персонала.
На данный момент и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты приравнены по своей значимости. Но обратите внимание на абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что в случае, когда для какой-либо должности, специальности или профессии в правовых актах РФ установлены особые условия, определенные компенсации, льготы или ограничения, эти должности (специальности, профессии) должны называться в соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом.
Работодатели при этом вправе самостоятельно выбирать, на какой нормативно-методический документ ориентироваться.
Однако следует отметить, что разработчики профессиональных стандартов старались увязывать новые наименования с уже существующими в различных классификаторах и справочниках. Так в разделе I «Общие сведения» наименование вида профессиональной деятельности указывается с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), а в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» наименование должностей и профессий соотносятся с ЕКС и ЕТКС. И только в случае отсутствия аналога в соответствующей графе профессионального стандарта стоит прочерк.
В случае противоречий, в т.ч. в части квалификационных требований, между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, рекомендуется пользоваться профстандартами, как документами более современными, однако это остается на усмотрение работодателя.
В перспективе, когда будет разработан весь объем профессиональных стандартов и будут покрыты все отрасли и виды профессиональной деятельности, планируется отмена ЕКС и ЕТКС. Однако этот процесс, скорее всего, будет проходить в течение достаточно длительного времени.