ФЕДУРИНА ТАТЬЯНА Обязанности музыкального руководителя
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОТВЕЧАЕТ ЗА МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.
выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально.
Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Публикация «Обязанности музыкального руководителя» размещена в разделах
Методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства (специфические)
Методы музыкально-эстетического воспитания (Н. А. Ветлугина) :
* метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
* метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
* метод упражнения в практических действиях;
* метод поисковых ситуаций.
Методы формирования музыкальной культуры (О. П. Радынова) :
* метод контрастного сопоставления произведений;
* метод уподобления характеру звучания музыки.
Методы, отражающие специфику музыки как искусства :
* метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова,
* метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский,
* метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдулин,
* метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. ,
* метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др. ,
* метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) и др. ,
* метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас,
* метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.).
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ КРИТЕРИИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ :
1. Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т. п., профилактика возникновения у него негативных переживаний.
2. Развитие у детей музыкального слуха : звуковысотного, ритмического, тембрового, и т. д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)
3. Формирование певческих способностей.
4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах : металлофоне, бубне, погремушке и пр.
5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.
6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.
7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т. д.)
8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.
9. Ознакомление детей с классической музыкой : прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т. д.
10. Знакомство дошкольников с произведениями народной музыки и песенного фольклора: организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т. п.
11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т. д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).
12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).
13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).
14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.
15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.
16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз. -ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.
17. Поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр. : побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т. п.
18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.
19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т. д.
20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) При поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.
21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.
22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т. д.
23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечивая тем самым активное участие каждого.
24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать у него ощущения несостоятельности, оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.
25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.
26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).
27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит. д.).
28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).
29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.
30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.
31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
32. Повышение своей профессиональной квалификации.
Должностные инструкции музыкального руководителя в ДОУ
эксперт аппарата общероссийского Профсоюза образования
Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №7 2010год
Продолжаем публикацию новых должностных инструкций работников дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), составленных в соответствии с требованиями раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593. В этом номере – должностная инструкция музыкального руководителя (приложение).
Должность музыкального руководителя в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования” отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню.
Требования к должности “музыкальный руководитель”
В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88, должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел.
Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей.
В группах компенсирующей и оздоровительной направленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, предусмотренной в зависимости от категории детей и их возраста пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей в соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” установлены за 24 ч педагогической работы в неделю.
Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием), утверждаемым руководителем ДОУ.
Исходя из опыта работы ряда ДОУ можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей.
Порядок работы музыкального руководителя
Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе. Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо непосредственно занятий с детьми, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин.
Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.
Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр, оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу).
Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей предусмотрена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений” (далее – Постановление № 724).
Отпуск музыкального руководителя
В соответствии с п. 3 приложения к Постановлению № 724 продолжительность отпуска музыкального руководителя составляет 42 календарных дня.
Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней.
Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии и ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, в соответствии с п. 1 приложения к Постановлению № 724.
Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. Основанием для этого является п. 2 примечаний, предусмотренных приложением к Постановлению № 724.
Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять 24 ч в неделю.
Должность музыкального руководителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Постановление № 781).
Право музыкального руководителя на досрочное назначение пенсии
Следует иметь в виду, что п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утв. Постановлением № 781, установлено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом, если педагогическая деятельность работника была связана только с должностью музыкального руководителя ДОУ, то за все 25 лет работы необходимо подтверждение выполнения работы в этой должности
в объеме не менее 24 ч в неделю (т. е. с четырьмя группами воспитанников), за которые предусмотрена ставка заработной платы.
1. Общие положения
1.1. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников.
1.2. Музыкальный руководитель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика”, профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте, без предъявления требований к стажу работы.
1.4. В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, уставом ДОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОУ.
1.5. Музыкальный руководитель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
педагогику и психологию;
возрастную физиологию, анатомию;
санитарию и гигиену;
индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара;
при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, – основы дефектологии и соответствующие методики их обучения; современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила охраны труда и пожарной безопасности.
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
2.2. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.
2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
2.4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
2.5. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальных вечеров, развлечений, пения, хороводов, танцев, представлений кукольного и теневого театра и иных мероприятий), спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.
2.6. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
2.9. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.
Музыкальный руководитель имеет право:
3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.
3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.
3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном уставом, присутствовать на занятиях проводимых другими педагогическими работниками.
3.4. Представлять на рассмотрение заведующего предложения по улучшению деятельности ДОУ.
3.5. Получать от работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.7. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
Музыкальный руководитель несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством;
правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, –
в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 25.11.2009)
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (ред. от 27.12.2009)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666
Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” (ред. от 18.08.2008)
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (ред. от 26.05.2009)
Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам” (ред. от 16.07.2009)
Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 (ред. от 03.03.2010)
Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216.
Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год:
– Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г.
– ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1. Общие положения
1.1. На должность музыкального руководителя в ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта “01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.
1.2. Музыкальный руководитель ДОУ должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
1.1. Особыми условиями допуска к работе являются:
1.3. Музыкальный руководитель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.4. Музыкальный руководитель ДОУ непосредственно подчиняется заведующему ДОУ и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Музыкальный руководитель в ДОУ должен знать:
1.6. Музыкальный руководитель в ДОУ должен уметь:
1.7. Музыкальный руководитель в ДОУ должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
В рамках своих трудовых функций музыкальный руководитель в ДОУ выполняет следующие обязанности:
2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей воспитанников с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики предмета и требований ФГОС начального образования к преподаванию музыки в соответствии с ФОП ДО.
2.2. Формирует эстетический и художественный вкус у воспитанников, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
2.3. Формирует чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки гражданственно-патриотического содержания.
2.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
2.5. Определяет содержание образовательной деятельности музыкального характера с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы и методы развития, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
2.6. Музыкальный руководитель участвует:
2.7. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников;
2.8. Обеспечивает выполнение программы музыкального воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
2.9. Отвечает за оснащение музыкального зала разнообразными пособиями и разработками непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, развлечений, инсценировок.
2.10. Проводит работу среди воспитателей ДОУ по вопросам музыкального развития:
2.11. Не менее двух раз в год изучает уровень музыкального развития каждого воспитанника (используя диагностическую методику, определенную образовательной программой ДОУ), на основе результатов которой составляет перспективные планы непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы.
2.12. Ведет индивидуальную работу с детьми по развитию певческих навыков, движений, обучению игре на детских музыкальных инструментах.
2.13. Осуществляет дифференцированный подход к музыкальному воспитанию на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии и в соответствии с программно-методическими указаниями.
2.14. Представляет опыт своей работы на окружных, городских, краевых мероприятиях и в рамках своего учреждения.
2.15. Постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, методические приемы работы с детьми через самообразование и посещение городских методических мероприятий.
2.16. Предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения музыки в других образовательных и иных организациях.
2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.18. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.19. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в детском саду.
3. Права
3.1. Музыкальный руководитель детского сада имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором и другими локальными актами ДОУ.
3.2. Музыкальный руководитель ДОУ в пределах своей компетенции имеет право:
3.3. Музыкальный руководитель имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.4. Музыкальный руководитель имеет право отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или основным задачам его работы.
3.5. Музыкальный руководитель имеет право информировать заведующего детским садом, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности детских музыкальных инструментов, развивающих и демонстрационных средств, о необходимости проведения ремонта музыкального оборудования, инструментов, помещения музыкального зала (при необходимости).
3.6. Музыкальный руководитель имеет право на социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ и учредительными документами.
4. Ответственность
4.1. Музыкальный руководитель несет ответственность (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации):
4.2. За применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, музыкальный руководитель освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
4.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио- и видео- оборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил музыкальный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей музыкальный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
4.5. В случае нарушения Устава дошкольного образовательного учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, приказов заведующего ДОУ, музыкальный руководитель подвергается дисциплинарным взысканиям в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5. Регламент взаимоотношений и связи по должности
Музыкальный руководитель в детском саду:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 24-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
5.3. Информирует заведующего детским садом, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса. Вносит свои предложения по устранению недостатков и по оптимизации работы музыкального руководителя.
5.4. Получает от администрации ДОУ документы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими приказами, инструкциями, положениями.
5.5. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.
5.6. Своевременно информирует заведующего (при отсутствии, иное должностное лицо) и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления музыкального руководителя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностные обязанности музыкального руководителя в детском саду — это совокупность действий работника, направленных на реализацию целей эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС и профстандарта, они включают в себя перечень конкретных трудовых функций, необходимые знания, умения, навыки и описываются в служебной инструкции.
ФГОС и профстандарт в работе ДОУ
По ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности допускаются граждане, имеющие определенное образование и отвечающие квалификационным требованиям профессиональных стандартов (ст. 46 ФЗ-273 от 29.12.2012). В 2020 году государственные требования к квалификации, знаниям, умениям и навыкам педагогов регулируют три основных документа:
ЕКСДР, по статье 143 ТК, — основа для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации (знаний, умений и навыков), необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Ф ГОС ДОУ регламентируют работу учреждений сферы образования на основе использования профстандартов и способствуют формированию компетентного штата специалистов. Профстандарты конкретизируют кадровую работу и касаются определенной категории сотрудников. Нормы профстандарта используются во всех управленческих и кадровых решениях детского сада (ДОУ):
Должность «Музыкальный руководитель»:
ФГОС в последней редакции в числе кадровых условий реализации программ ДО перечисляют:
Квалификационные требования к музыкальному руководителю
Позиция «Музыкальный руководитель» ДОУ в профстандарте 01.001 Педагог имеет, в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей (ОКСО), следующую кодировку.
Для исполнения должностных обязанностей, в соответствии с ЕКСДР и ФГОС ДОУ, музыкальный руководитель должен иметь следующий уровень образования (ограничения к стажу не предъявляются).
Нормативы и порядок работы музыкального руководителя
Штатная позиция музыкального руководителя, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н, отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников. Численность этой категории педагогов для реализации ФГОС ДОУ регулируется следующим образом.
Норма полной ставки, в соответствии со ст. 333 ТК для педагогических работников, составляет 36 часов в неделю. В соответствии с п. 2.4 Приказа Минобрнауки РФ N 1601 от 22.12.2014, норма часов педагогической работы для педагогического работника на должности «Музыкальный руководитель» составляет 24 часа. Содержание работы и количество затрачиваемых часов регулируются законодательно.
Общее время всех мероприятий в каждой группе — минимум 6 ч в неделю. Еще о некоторых особенностях регулирования труда:
Типовая должностная инструкция и должностные обязанности
Должностная инструкция музыкального руководителя содержит несколько разделов и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016, дата введения — 01.07.2018. Документ составлен на основе ФГОС ДОУ и профстандарта. Он стал сложнее и отражает специфику этих НПА.
Общие положения
Раздел содержит описание нормативной основы издания инструкции, порядок приема и увольнения, требования к образованию, место в структуре ДОУ, перечень документов, которыми должен руководствоваться в работе. Этот же раздел отражает требования ФГОС и профстандарта к квалификации. Это отражено в разделах 1.9-1.10 — в них перечисляется, что необходимо знать, уметь и чем владеть. Например, умения описываются следующим образом.
Трудовые функции
На основе профстандарта описаны трудовые функции.
Раздел описывает должностные обязанности музыкального руководителя в ДОУ по ФГОС, конкретизирует каждую трудовую функцию и конкретные профессиональные действия, направленные на реализацию требований государственного стандарта в ДОУ. Приведем пример описания в разделе «Должностные обязанности» инструкции функции «Развивающая деятельность».
Взаимоотношения и связи при исполнении должностных обязанностей
Этот раздел ранее не выделялся в обособленный. В нем описывается объем учебной нагрузки, круг служебных контактов в рамках исполнения должностных обязанностей, необходимость соблюдения правил безопасности и санитарных, информирования о чрезвычайных ситуациях.
Разделы, описывающие права и ответственность работника, составлены в соответствии с действующим законодательством.
Как внести изменения в инструкцию
Для внесения изменений в должностную инструкцию, после ее реформирования на основании ФГОС и требований профстандарта, следует соблюдать обычную процедуру: