Самолет для десантирования

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2023 года; проверки требует 1 правка.

Самолет для десантирования

Самолет для десантирования

Погрузка техники в Ан-22

В 1965 году на авиасалоне в Ле-Бурже самолет Ан-22 оказался в центре всеобщего внимания, как самый большой самолет в мире. Восторженных отзывов было много, однако появились и критические высказывания: дескать, название «Антей» неудачное и скорость у него мала. Что можно сказать на это? Антей в мифологии — великан, и «Антей» в авиации — тоже великан! О скорости Ан-22 можно говорить, опираясь на факты: десять мировых рекордов скорости «Антей» поставил в феврале 1972 года, еще два — в октябре 1974 года и один — в апреле 1975 года. Средняя скорость «Антея» в этих 13 рекордах фиксировалась от 584 до 608 км/ч.
Особое место в военно-транспортной авиации занимают самолеты типа Ил-76, несущие с 1974 года основную нагрузку по обеспечению мобильности российских ВДВ. В 2014 году рота десантников десантировалась с Ил-76 на Северный полюс, а в 2015-м экипажи этих ВТС впервые совершили посадки на аэродромы вблизи полюса.

Самолет для десантирования

Используются в настоящее время ВТА и вертолеты, такие как многоцелевые вертолеты Ми-8 различных модификаций и тяжелые Ми-26.
Разработки военно-транспортных самолетов и вертолетов в России продолжаются. Как и в других странах, при конструировании новых ЛА и в начале их эксплуатации возникают существенные трудности, которые в ходе обострившейся конкуренции в авиационной области гиперболизируются западными СМИ. Одновременно Запад всячески замалчивает свои куда более значительные проблемы. К сожалению, у нас всегда находятся люди, которые не учитывают это обстоятельство и тиражируют ложную информацию, например, о самолетах «Сухой Суперджет 100» и Ил­-112 В. Возможно, эти люди хотят показать себя осведомленными и компетентными, или это делается с другими целями?
Сегодня ВТА вносит значительный вклад в обеспечение российских войск в Сирии и доставку туда гуманитарных грузов. По итогам 2015 года военно-транспортная авиация была признана лучшим объединением Воздушно-космических сил.
Сергей Елисеев.

Накануне Дня ВДВ главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту Александр Иванов рассказал ТАСС о десантировании внутри боевой машины

Ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить. Десантирование боевой техники с экипажем внутри — очень опасный и сложный процесс, каждый его этап в мельчайших подробностях описан в инструкциях и специальных документах. Даже опытные парашютисты Воздушно-десантных войск (ВДВ) проходят особый курс подготовки, проводится серьезный отбор по медицинским показателям. Десантируемый экипаж также лично готовит боевую машину, укладывает купола парашютов, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

“Я думаю, что это можно сравнить с полетом в космос”, — признался главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту подполковник Александр Иванов. Именно ему ранней весной 2010 года довелось отвечать за подготовку экипажей БМД-2 и лично самому десантироваться из самолета Ил-76 внутри боевой машины десанта.

Дня ВДВ России Иванов, за плечами которого уже более 8,5 тыс. прыжков с парашютом, поделился с ТАСС воспоминаниями о том десантировании, навечно вошедшем в славную историю “крылатой пехоты”.

В феврале 2010 года командующим ВДВ Владимиром Шамановым было принято решение десантировать технику вместе с личным составом: три боевые машины по два человека в экипаже. К тому времени почти все стоящие на вооружении машины уже десантировались (БМД-1 и БМД-3), кроме одной (БМД-2). Учения проводились на базе 76-й Псковской десантно-штурмовой дивизии, 234-й полк которой был оснащен этими машинами.

БМД-2 “Будка”

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина. Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в ВДВ и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76.

Принята на вооружение в 1985 году. Боевое крещение прошла в военных действиях в Афганистане. В последующие годы использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. Находится на вооружении России, Казахстана и Украины.

Машина оснащена 30-миллиметровым орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-миллиметровыми пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 “Фагот” или 9М113 “Конкурс”.

Самолет для десантирования

“Личный состав был отобран из состава части полка. Начали подготовку, — рассказывает он. — Машины укомплектовывались особенными креслами “Казбек”. На тот момент на машинах не было специальных кронштейнов, поэтому вызывали специалистов с завода из Волгограда для установки. Укладывали парашютные системы, а параллельно тренировали экипажи. На конечном этапе занимался сам с ребятами: от погрузки машин до самого десантирования”.

Предварительный этап длился полтора месяца. Оформлялись все организационные документы, отбирался личный состав, шла работа по подготовке парашютных систем. “Системы для десантирования личного состава у нас используются первой категории, то есть без применения, новые. Средство десантирования — система ПБС-950”, — уточняет офицер.

И окончательный этап — это две недели. Мы проводили тестирование личного состава, углубленное медицинское обследование, затем готовили их непосредственно на машинах в креслах “Казбеках” к действиям при десантировании. У нас были замены — по медицинским показателям два человека не подходили. Пришлось заменить

Иванов признается, что если говорить о медицинских критериях, то по физиологии подходит любой десантник. “Но есть определенное понимание, что это большая ответственность, и конечно, по медицинским показателям ребята проходили полностью дополнительное медицинское освидетельствование, чтобы не было никаких травм и отклонений на момент подготовки”, — рассказывает он. Еще дополнительно все проходили тестирование и профотбор.

Ну, опять же, желание. Приказ приказом, но из всех, кого отбирали, никто не отказывался. У нас был и предварительный, и основной состав. Было доверено тем, кто уже служил. Со мной десантировался сержант, который уже заканчивал службу, ему буквально оставалось две недели до дембеля. И это было как поощрение, я думаю. Вписать достойно себя в историю ВДВ — это поощрение, и ребята это выполнили достойно

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

Перед десантированием никто никакие дополнительные документы не подписывал, уточняет Иванов. “Мы военные люди. Есть один документ — это приказ командующего ВДВ именно на это мероприятие, где пофамильно был указан весь личный состав”, — рассказывает офицер.

Учитывая то, что Иванов занимался этой подготовкой и проведением всего мероприятия, Владимир Шаманов разрешил ему лично поучаствовать, за что Иванов ему очень благодарен.

“Бух — и вываливаешься из самолета”

25 марта 2010 года это историческое событие произошло. До этого времени боевую технику с экипажем десантировали лишь в июне 2003-го. Тогда внутри БМД-3 было семь военнослужащих и также участвовали офицеры отдела штаба ВДВ. На этот раз десантировались три БМД-2, два офицера и четыре контрактника.

Самолет для десантирования

За десантированием личного состава и выброской техники на площадке приземления Кислово наблюдали командующий ВДВ и 21 военный атташе из США, Германии, Франции, Белоруссии, Китая, Пакистана, Монголии, Швеции, Италии и Казахстана. Всего в десантировании участвовало 775 военнослужащих и 14 единиц боевой техники, три из которых — с экипажем внутри.

Мы десантировались с высоты 600 метров. Были три машины в Ил-76 и за нами еще десантировался расчет личного состава. В принципе это был один из замыслов командующего ВДВ — проверить возможности и степень того, насколько быстро можно ввести машину в бой, если она десантируется вместе с личным составом. И все это получилось. То, что Василий Маргелов делал в свое время, это полностью оправдывает

Иванов говорит, что само десантирование происходит быстро — не более полутора минут. В машине два человека — командир и механик-водитель. “После приземления один запускает машину, а я в это время буквально за 2 минуты сбрасываю все, что не нужно, от платформенной системы, — рассказывает он. — Как только машины тронулась, отстегивается амортизация, и они готовы к выполнению задачи”.

А если это непосредственное соприкосновение с противником, то механик-водитель может готовить машину, а наводчик-оператор или командир — вести огонь. Это себя очень оправдывает, конечно же, огромнейший риск, но если нужно выполнить задачу на 100% с личным составом, то машина поедет сразу куда надо. Максимум три-пять минут

Десантирование из самолета Ил-76 проходило на скорости 320–350 км/ч. Офицер признается, что страха нет, но есть волнение при выходе машины. “Когда 8 тонн падают вниз, это даже в свободном падении не ощутить, честно говоря, есть немного волнения. Ну а потом парашюты раскрываются, волнение уходит. Все спокойно”, — вспоминает десантник.

Сам прыжок происходит в пределах полутора минут. Раскрывается всего девять парашютов по 350 кв. метров каждый. В этой системе девять основных куполов, и они открываются одновременно. Иванов рассказывает, что как только отделился, понимаешь, что все нормально, включаешь радиостанцию и докладываешь, что такой-то десантирование произвел, самочувствие экипажа нормальное.

Самолет для десантирования

“То есть идет работа, а потом оцениваешь какие-то моменты там, общаешься со своим экипажем, как он себя чувствует. Вот нас немножко там вращало”, — вспоминает офицер. Эйфория наступает, признается Иванов, когда у самолета Ил-76 за две минуты открывается рампа и его уже начинает трясти. Потом за минуту открываются двери — еще сильнее тряска.

После приземления Владимир Шаманов лично встретил героев-десантников. Каждому вручил именные часы. В том десантировании принимали участие: офицер штаба ВДВ подполковник Александр Иванов и военнослужащие 234-го полка 76-й десантно-штурмовой дивизии лейтенант К. Пашков, старший сержант В. Козлов, младший сержант К. Никонов, рядовые А. Бородников и И. Тарсуев.

Самолет для десантирования

Редко такие моменты бывают в ВДВ. Такие десантирования происходят не так часто из-за того, что здесь вариант один — нет запасного парашюта и это огромный риск

Помню, иностранцы были приятно удивлены. Потом нам командующий поставил задачу подогнать одну машину к трибуне, и они смотрели, интересовались специальным креслом и никак не могли поверить в реальность этого десантирования

“Кто владеет временем, тот побеждает”

Иванов рассказывает, что основное во всем этом — именно подготовка средств десантирования, техники и личного состава “к выполнению сверхзадачи”. Причем работали не только сами экипажи, а довольно большая группа воздушно-десантной службы 76-й дивизии под руководством полковника А. Трушкина. Они помогали и в укладке многокупольных парашютных систем и проверки техники. Была комиссия и от военно-транспортной авиации (ВТА), которая проверяла загрузку машин и монтаж систем в самолете.

“Есть определенная методика по проверке техники, зазоров и того, как все разложено. После проверки все опечатывается и ждет времени десантирования”, — поясняет Иванов. Но при этом волнение не покидало опытного офицера, за плечами которого уже было около 7 тыс. прыжков с парашютом.

Я всю жизнь в небе. И я понимаю, что у меня есть два парашюта и на таком уровне страх уже уходит. В день мы совершаем по 10–12 прыжков, и уже нет страха.

Здесь, скажу, я волновался, потому что понимал, что из этой железной банки не выбраться никак. Там два кресла крепятся под углом 45 градусов и все. Железная крышка в 20 сантиметрах от тебя. И ты не понимаешь, что снаружи происходит. Только остается понимать, что мы все сделали правильно

Россия — единственная страна, которая десантирует личный состав в технике. Иванов отмечает, что были попытки у французов, но они закончились не благополучно.

“Зачем? — задается вопросом офицер. — Я скажу так: если надо думать, зачем десантировать в технике людей, а зачем нужны тогда ВДВ? Это единственный род войск, который способен выполнить любые поставленные задачи в кротчайшие сроки, благодаря своей мобильности и крыльям в лице ВТА. Вот для этого десант должен быть готовым совершать десантирование внутри техники”.

А если еще с ними будет десантироваться техника, которая завелась и быстро захватила какой-то объект?.. Тот, кто владеет временем, тот побеждает. А любой парашют — это мобильность

Впервые десантирование боевой техники с экипажем внутри произошло в январе 1973 года. Опасный сын легендарного командующего ВДВ Александр Маргелов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Самолет для десантирования

В июле этого года в ходе учений ВДВ под Рязанью впервые с экипажем внутри новый бронетранспортер БТР-МДМ “Ракушка”. “Экипаж десантировался с высоты 1800 метров на скорости 10 м/с внутри БТР-МДМ, который весит 14 тонн, впервые. Благодаря мужеству испытателей можно сказать, что на вооружение поступили полноценные боевые машины”, — заявил командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков.

Новая техника ВС РФ

Чем вооружена “крылатая пехота” России

За последние годы техническая оснащенность (ВДВ) постоянно растет благодаря появлению на вооружении новейших образцов, главными требованиями к которым являются авиатранспортабельность и способность к десантированию парашютным способом.

“Крылатая пехота” оснащена как общевойсковой военной техникой, так и специально созданной под определенные задачи десанта. В ее числе бронетранспортеры БТР-80, боевые разведывательные машины “Тигр”, многофункциональные беспилотники “Орлан-10”, различные противотанковые ракетные комплексы, самоходные артиллерийские установки, минометы, гаубицы, огнеметы, гранатометы, а также переносные зенитные ракетные комплексы ближнего действия.

Будущая мощь десанта

Разработан план оснащения ВДВ современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техникой на период до 2020 года.

С прошлого года в войска поступают боевые машины десанта БМД-4М “Садовница” и БТР-МДМ “Ракушка” (к 2020 году их общая численность должна превысить 300 единиц), бронеавтомобили “Рысь” (локализованная версия Iveco LMV​). К 2025 году БМД-4М и БТР-МДМ полностью заменят устаревшие образцы бронетехники, такие как БМД-2 и БТР-Д.

Проходит модернизацию стоящая на вооружении ВДВ самоходная противотанковая пушка “Спрут-СД” с орудием калибра 125 мм. В настоящее время идут испытания новых самоходных противотанковых комплексов “Корнет-Д1”. В опытно-конструкторской разработке находятся машины управления артиллерией “Завет-Д”.

самоходного орудия калибра 120 мм по проекту “Лотос”, который является развитием и заменой проекта “Зауралец-Д”. Начать серийное производство новой самоходки планируется в 2020 году.

В этом году завершаются госиспытания новой парашютной системы “Бахча-УПДС”, предназначенной для десантирования БМД-4М и другой техники из военно-транспортных самолетов. Эти испытания проходят успешно. К концу года мы планируем данную работу завершить, где-то в начале следующего года эта система будет принята на вооружение и планово пойдет на оснащение в первую очередь наших парашютно-десантных подразделений и частей постоянной готовности

В аналогичный срок на вооружение ВДВ должен поступить учебно-тренировочный комплекс для отработки действий на парашютной системе спецназначения “Арбалет”. Кроме того, к 2018 году планируется модернизировать парашют Д-10 для боевой экипировки “Ратник”.

Ведутся также опытно-конструкторские работы по созданию линейки многоцелевых платформ и парашютно-грузовых систем для десантирования вооружения, военной техники грузов массой от 500 кг до 18 т.

десантируемый вариант бронеавтомобиля “Тигр”, также ведется работа по созданию десантируемого зенитного ракетного комплекса “Птицелов” на базе БМД-4М.

Всего в 2016 году в войска было поставлено в общей сложности 188 новых и модернизированных боевых бронированных машин, уровень оснащенности ВДВ современными образцами вооружения был доведен до 47%. В этом году “крылатая пехота” должна получить 150 единиц новой бронетанковой техники.

БМД-2 — советская/российская боевая гусеничная плавающая машина. Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в ВДВ и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Принята на вооружение в 1985 году.

Самолет для десантирования

Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в Афганистане. В последующие годы использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. Находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины. БМД-2 оснащена:

  • 30-мм орудием 2А42;
  • спаренным и курсовым 7,62-мм пулеметами ПКТ;
  • противотанковым ракетным комплексом 9М111 “Фагот” или 9М113 “Конкурс”.

Боевая машина десанта БМД-4М является серьезно модернизированной версией БМД-4 с новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами. Оснащается боевым модулем “Бахча-У”, в состав которого входят пушки калибра 100 мм и 30 мм, а также пулемет.

Конструкция машины позволяет десантироваться с самолетов c находящимся внутри экипажем. Подвеска имеет телескопический гидроамортизатор, что позволяет машине подниматься/опускаться на 40 см.

Самолет для десантирования

БМД-4М оснащена автоматизированной системой управления огнем и новой навигационной системой. Новейшее электронное оборудование облегчает прицеливание экипажа на высоких скоростях во время ее движения по пересеченной местности. Состав базового вооружения:

  • 100-мм пушка/пусковая установка 2А70;
  • 30-мм автоматическая пушка 2А72;
  • 7,62-мм пулемет ПКТМ;
  • ПТУР 9М117М3 “Аркан”;
  • ПТУР 9М113 “Конкурс”;
  • 81-мм дымовые гранаты ЗД6 (ЗД6М);
  • автоматический гранатомет АГС-30.

Сразу после приземления эта боевая машина с находящимися в ней десантниками может выполнять поставленные задачи, включая ведение боевых и специальных действий. Ее способность быстро уходить из района десантирования после приземления значительно повышает ее живучесть

командующий ВДВ, генерал-полковник

По словам Сердюкова, только Вооруженные силы РФ способны десантировать свою боевую технику из самолетов. “Все соединения ВДВ армий основных иностранных военных держав осуществляют парашютным способом десантирование только личного состава и грузов, а техника у них не десантируется, а перебрасывается посадочным способом. Мы же можем десантировать целые парашютно-десантные батальоны и даже парашютно-десантные полки, а также боевую технику”, — сказал он.

Десантный бронетранспортер БТР-МДМ “Ракушка” (“Объект 955”) создан на основе боевой машины десанта БМД-4М для замены в войсках десантного бронетранспортера БТР-Д, принятого на вооружение еще в 1970-е гг.

Самолет для десантирования

БТР-МДМ может быть десантирован на парашюте, является плавающим. Принят на вооружение в апреле 2016 года.

Самоходная пушка “Спрут-СД”

  • Боевой расчет — 15 человек (2 члена экипажа и 13 десантников).
  • Вооружение — два пулемета ПКТМ калибра 7,62 мм (2 тыс. патронов к каждому).
  • Максимальная скорость — 70 км/ч по шоссе, 45-50 км/ч по пересеченной местности, 10 км/ч на плаву.
  • Запас хода — 500 км по шоссе, 350 км по пересеченной местности.
  • Боевая масса — 13,2 т.

Базовая модель “Спрут-СД” (самоходная, десантируемая) является авиадесантной самоходной противотанковой пушкой калибра 125 мм, предназначенной для борьбы с бронетехникой и живой силой противника в составе подразделения ВДВ, морской пехоты и спецназначения.

Самолет для десантирования

По данным из открытых источников, “Спрут-СД” оснащен уникальным гидропневматическим шасси, позволяющим боевой машине плавно и быстро передвигаться в условиях бездорожья со скоростью до 70 км/ч, что существенно улучшает условия ведения огня в движении.

Кроме того, самоходка способна преодолевать водные преграды со скоростью на плаву до 10 км/ч. Машина может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращается на судно.

Пушка “Спрут-СД” создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. В качестве вспомогательного вооружения машина оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом с боекомплектом из 2000 патронов.

модернизированной самоходной противотанковой пушки “Спрут-СДМ-1” для ВДВ начнется в 2018 году.

АС-1 — армейский снегоход высокой проходимости. Предназначен для выполнения оперативных задач силами мобильных экипажей в тылу противника и быстрого отхода на исходные позиции, ведения разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций в различных условиях, в том числе в районах Арктики.

Самолет для десантирования

Базой для создания АС-1 послужила хорошо зарекомендовавшая себя модель “Тайга Патруль 551 СВТ” с двухтактным двухцилиндровым двигателем РМЗ-551 мощностью 65 л. с.

С начала 2016 года 10 снегоходов подразделения, дислоцированные на территории Западного военного округа. Технические характеристики АС-1:

“Стрела-10” и “Птицелов”

  • длина — 2950 мм, ширина с лыжами — 1150 мм;
  • коробка передач — двухступенчатая с реверсом;
  • объем топливного бака — 55 л;
  • максимальная скорость — 80 км/ч;
  • масса — 320 кг.

располагают разными модификациями зенитного ракетного комплекса (ЗРК) “Стрела-10”, базовая модель которого была принята на вооружение еще в 1976 году. Комплекс предназначен для защиты войсковых подразделений в различных формах боя и на марше от средств воздушного нападения и разведки, пикирующих и летящих на малых и сверхмалых высотах.

Самолет для десантирования

Новая версия “Стрела-10МН” (ночная) имеет возможность ночного автономного секторного поиска и обнаружения целей, может работать ночью благодаря вводу автономного секторного поиска и обнаружения целей. Эта версия используется для прикрытия войсковых формирований от воздушных объектов. Такими целями могут быть не только самолеты, но и беспилотные летательные аппараты, осуществляющие разведку и летящие на сверхмалых высотах. По мнению экспертов, эффективна “Стрела-10МН” и против пикирующих воздушных объектов.

Сейчас на базе боевой машины БМД-4М первый в мире авиадесантируемый зенитный ракетный комплекс “Птицелов”. По мнению главного редактора журнала “Арсенал Отечества” Виктора Мураховского, этот комплекс позволит подразделениям ПВО, входящим в состав ВДВ, отражать атаки со средних и больших высот, с которыми не могут справиться уже существующие авиадесантируемые средства ПВО.

Учитывая, что средства воздушного нападения противника совершенствуются, появляются в том числе беспилотные ударные летательные аппараты, задача прикрытия от современных средств воздушного нападения является весьма актуальной. Российская армия первой в мире получит такие ЗРК, приспособленные для парашютного десантирования. В других армиях мира подобных комплексов не имеется

главный редактор журнала “Арсенал Отечества”

“Игла” и “Верба”

“Игла” — советский/российский переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК), предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Самолет для десантирования

Главное преимущество “Иглы” — лучшая стойкость к мерам противодействия и более высокая боевая эффективность. Существует целый ряд модификаций ПЗРК, в частности комплекс “Игла-С”, способный поражать низколетящие крылатые ракеты и беспилотники. Комплекс находится на вооружении армий России, стран СНГ, а также с 1994 года экспортируется более чем в 30 государств.

https://youtube.com/watch?v=9azAg2LdH90

В 2015 году Минобороны РФ первые переносные зенитные комплексы “Верба”. По заявлению разработчиков, по своим характеристикам они превосходит все существующие зарубежные образцы. Зенитная ракета, входящая в состав комплекса, впервые в мире получила трехспектральную головку самонаведения с повышенной чувствительностью и может поражать малоизлучающие цели.

Комплекс способен уничтожать цели на высоте от 10 метров до 4,5 км и на дальности от 500 метров до 6,5 км . Как минимум в 10 раз повышена защищенность комплекса по пиротехническим помехам. В 1,5–2 раза повышена боевая эффективность комплекса. По мнению разработчиков, это стало возможным за счет совокупности новшеств и улучшения характеристик ПЗРК. Комплекс обладает более высокой точностью стрельбы, в “Вербе” возобновлена практика использования запроса “свой-чужой” (система радиолокационного опознавания — прим. ТАСС).

Ил-76 — не самый большой в мире по размерам, но по многофункциональности его не превзошел никто. Транспортник, заправщик, десантник, летающий госпиталь, поисково-спасательный — множество его “профессий” продолжают приносить пользу не только в армии, но и на гражданке

Военно-транспортная авиация (ВТА) является одним из наиболее важных компонентов Военно-воздушных сил (ВВС). Именно она отвечает за переброску войск и материальное снабжение подразделений. Более того, военно-транспортные самолеты широко применяются и при оказании помощи в ходе чрезвычайных происшествий. Примером этого может являться первая волна пандемии коронавируса нового типа (COVID-19), когда именно благодаря этой авиации ряду наиболее пострадавших стран Европы удалось оказать своевременную медицинскую помощь, перевезти медицинские припасы, эвакуировать граждан и транспортировать заболевших.

Самым известным самолетом в российском парке ВТА является Ил-76. Это по праву легендарная машина, совершившая первый свой полет 50 лет назад, по-прежнему остается одной из наиболее эффективных и востребованных на мировом рынке. Благодаря инновационным для своего времени конструкторским решениям и огромному модернизационному потенциалу Ил-76 и его модификации по-прежнему остаются в строю и несут службу практически во всех климатических зонах. На базе этой машины создано порядка двух десятков модификаций и два самолета-заправщика, однако улучшение характеристик продолжается и спустя полвека — в начале 2020-х годов.

Самолет для десантирования

Самолет “ста профессий”, как иногда называют 76-й, по-прежнему остается одним из самых популярных на рынке авиационной техники: согласно данным справочника WorldAirForces 2021, изданного ведущим профильным изданием FlightGlobal, он занимает шестое место в топ-10 наиболее распространенных в мире военно-транспортных самолетов. Согласно данным издания, на вооружении ВВС различных стран мира состоит 203 единицы Ил-76, что составляет порядка 5% от общемирового парка военных транспортников. Примечательно, что в вышеупомянутый список попало только две тяжелые машины — американский C-17 Globemaster III (четвертое место, 275 самолетов, 6% от общемирового парка военно-транспортной авиации) и российский Ил-76. Уже точно можно сказать, что отечественный самолет сохранит свои позиции на мировом рынке авиатехники и в ближайшем будущем.

Как создавалась легенда

Разработка нового турбореактивного военно-транспортного самолета началась в июне 1966 года, а уже зимой следующего года генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил техническое предложение по созданию военно-транспортного самолета с турбовентиляторными двигателями Д-30КП. Работы по проекту возглавил заместитель генерального конструктора Генрих Новожилов, который весной 1970 года стал генеральным конструктором и ответственным руководителем ОКБ Ильюшина.

В соответствии с техническим заданием ВВС, новый самолет должен был иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики, эксплуатироваться с любых взлетно-посадочных полос (в том числе и с грунтовых с низкой плотностью грунта), взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной не более 2,5 тыс. м. Машина должна была отличаться высокими показателями грузоподъемности — в частности, предполагалось, что она будет способна перевозить 20 т нагрузки на расстояние 5 тыс. км.

С самого начала разработки особое внимание было уделено многозадачности нового самолета — предполагалось, что он будет не только доставлять грузы, но и осуществлять выброску воздушного десанта. ОКБ Ильюшина сосредоточилось на создании максимально надежного и эффективного грузового люка: Новожилов поставил задачу, чтобы этот компонент конструкции самолета работал надежно и безотказно, “как трехлинейная винтовка Мосина”. Благодаря работе Николая Таликова и Евгения Новикова эту задачу удалось решить.

Первый опытный Ил-76 был готов в январе 1971 года. Для первого полета был назначен экипаж в составе: командир — летчик-испытатель Герой Советского Союза Э.И. Кузнецов, второй пилот — летчик-испытатель Г.Н. Волохов, штурман — заслуженный штурман-испытатель В.И. Милютин, бортинженер — И.Н. Якимец, бортрадист — И.С. Кондауров, бортэлектрик — А.П. Степанов.

25 марта 1971 года Ил-76 впервые поднялся в воздух. После доклада экипажа о готовности к полету Новожилов в присутствии Ильюшина поставил подпись в полетном листе, причем сделал это на капоте своей черной “Волги”. С тех пор подписание полетных листов на первый полет опытных самолетов на капоте “Волги” стало традицией ОКБ Ильюшина. Взлетев с Центрального аэродрома Москвы им. М.В. Фрунзе (Ходынский аэродром), Ил-76 успешно приземлился через 40 минут полета на аэродроме Летно-исследовательского института (ныне ЛИИ им. М.М. Громова) в подмосковном Жуковском.

Самолет для десантирования

После первого полета продолжились испытания возможностей Ил-76 по сбросу грузов и десантированию личного состава. Первое десантирование парашютной платформы П-7 с моногрузом из Ил-76 было выполнено 19 февраля 1972-го, а 3 апреля состоялся первый групповой прыжок полного количества десантников — 115 человек. Десантирование, выполненное на скорости 300 км/ч с высоты 600 м, прошло удачно.

Первый серийный Ил-76 совершил полет 5 мая 1973 года. Государственные испытания машины завершились в декабре 1974-го, а уже 21 апреля 1976 года машина была принята на вооружение ВТА.

Серийный выпуск Ил-76 был налажен на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова. К середине 1980-х годов машина стала основным тяжелым военным транспортником ВТА.

По состоянию на начало 2021 года выпущено 958 самолетов Ил-76 различных модификаций, из которых 118 самолетов (12,4% от объема производства) было поставлено на экспорт в период с 1978 по 2005 год. Первыми закупили самолет ВВС Ирака, Сирии и Ливии. Со временем география поставок расширилась — на данный момент самолеты семейства Ил-76 эксплуатируются в 24 странах Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Внутренним заказчикам было поставлено 840 самолетов. На самолете было поставлено 25 мировых рекордов

Ил-76 оказался эффективной платформой для различных специальных образцов авиатехники, в том числе самолетов-заправщиков, авиагоспиталей и летающих лабораторий. Как рассказали ТАСС в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК в составе госкорпорации “Ростех”), на базе Ил-76 было создано 22 модификации. В их числе:

— Ил-76М / Ил-76МД / Ил-76МД-М. У этих самолетов существенно увеличены максимальная взлетная масса и нагрузка. В настоящее время базовые самолеты Ил-76МД модернизируются до уровня Ил-76МД-М с установкой модернизированного светотехнического, десантно-транспортного и бытового оборудования, а также обновленных средств обороны и связи.

Самолет для десантирования

— Ил-76МФ. От базового самолета отличается повышенной грузоподъемностью. Машина получила двигатели ПС-90А-76 и модернизированное пилотажно-навигационное оборудование, ее фюзеляж был удлинен на 6,6 м. В 2011 году два самолета Ил-76МФ были поставлены в Иорданию и специализировались на грузовых перевозках по Ближнему Востоку, Африке и Азии.

— Ил-76Т / Ил-76ТД / Ил-76ТД-90ВД. Гражданские модификации, наиболее современная — Ил-76ТД-90ВД — оснащается двигателями ПС-90А-76. В настоящее время она выполняет рейсы в Антарктиду для снабжения полярных станций.

— Ил-78 / Ил-78М / Ил-78М-2. Самолеты-заправщики, оснащаются дополнительными топливными баками и унифицированными подвесными агрегатами заправки.

— Ил-78М-90А. Самолет-заправщик на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

— Ил-76ЛЛ. Самолет, созданный для испытаний перспективных авиационных двигателей. Штатный левый внутренний двигатель снят, взамен него на нестандартном, усиленном пилоне устанавливается двигатель, предназначенный для испытаний.

— Ил-76МДК. Модификация самолета Ил-76МД, предназначенная для тренировок космонавтов в условиях кратковременной искусственной невесомости.

Самолет для десантирования

Новая жизнь 76-го

В 2006 году вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Работы по созданию тяжелого транспортника Ил-76МД-90А и организации его серийного производства на ульяновском авиазаводе “Авиастар-СП”(входит в ОАК госкорпорации “Ростех”) велись под руководством генерального директора — генерального конструктора “Ильюшина” Виктора Ливанова в период с 2006 по 2014 год.

Современные мировые тенденции в авиастроении, новые требования современных технологий по проектированию и изготовлению авиационной техники потребовали от Авиационного комплекса им С.В. Ильюшина применения инноваций: было решено выполнить оцифровку бумажных чертежей, создать на их основе трехмерные модели с использованием современных программ. Впервые в России столь сложный проект был целиком выполнен в цифровой форме: от создания конструкторской документации до выпуска серийного самолета.

Наиболее современной модификацией является Ил-76МД-90А, ресурсный и первый летный образцы которого были собраны на “Авиастар-СП” в 2011 году. 4 октября 2012 года в присутствии президента РФ Владимира Путина самолет совершил первый демонстрационный полет.

“Ил-76МД-90А позволяет решать большинство задач военно-транспортной авиации на качественно новом техническом уровне и соответствует как текущим, так и перспективным требованиям Минобороны России”, — рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор ПАО “Ил” Сергей Ярковой.

Самолет для десантирования

В списке основных отличительных особенностей глубоко модернизированной машины — более мощные двигатели ПС-90А-76, усиленные крыло и модернизированное шасси, новый пилотажно-навигационный комплекс. Как сообщил ТАСС главный конструктор Ил-76МД-90А Андрей Юрасов, самолет может эксплуатироваться в жестких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах. “Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических зонах, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Он способен перевозить широкий спектр грузов в любую точку земного шара”, — сказал он, добавив, что, несмотря на внешнее сходство, модернизированная версия самолета Ил-76МД-90А значительно отличается от своего предшественника Ил-76МД.

По его словам, в ходе модернизации транспортная нагрузка Ил-76МД-90А выросла до 60 т, дальность полета — на 25% (по сравнению с Ил-76МД), а расход топлива сокращен на 17%.

Юрасов также отмечает, что на самолете реализован принцип “стеклянной” кабины, которая существенно повышает эффективность пилотирования.

Вместо привычных глазу аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования: в кабине самолета девять экранов. Такой вариант более информативен: членам экипажа гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры и необходимая информация

По его словам, впервые в истории отечественной ВТА военно-транспортный самолет получил систему видеорегистрации, которая позволяет полностью контролировать процесс десантирования и погрузки/выгрузки грузов.

“Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 м над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем выполняется посадка уже в ручном”, — рассказывает Юрасов, отмечая, что предшественник “летал по первой категории, то есть в этом случае высота принятия решения — 60 м”.

По характеристикам самолетовождения новая машина, по его словам, соответствует действующим и перспективным требованиям ИКАО, Евроконтроля, что позволяет выполнять полеты до любого гражданского аэропорта мира.

Несмотря на глубокую модернизацию, Ил-76МД-90А сохранил легендарную надежность базового образца. “По сравнению с зарубежными аналогами российский самолет отличается высокой степенью автономности эксплуатации и не требует дополнительных комплексов оборудования и людей для погрузки и разгрузки грузов. Все функции может обеспечить сам экипаж, который состоит из шести человек”, — добавил Юрасов.

Как и ранее разработанные самолеты этого семейства, Ил-76МД-90А может являться базовой платформой для целого семейства авиационной техники. В частности, по словам Юрасова, машина может быть конфигурирована как самолет для десантирования снабженческих грузов, самолет для пожаротушения, самолет гуманитарной помощи, самолет-спасатель.

Самолет для десантирования

“Новые машины находятся в серийном производстве, и предполагается, что темпы их выпуска будут повышены. Самолет перепроектирован “в цифре”. Сегодня мы увеличиваем темпы серийного производства Ил-76МД-90А: в наших планах производить до 12 самолетов в год. Для этого на “Авиастар-СП” была запущена новая поточная линия автоматизированной сборки”, — сообщил Ярковой.

Мы уверенно смотрим в будущее. Применение новых методов проектирования и современные технологии производства обеспечивают возможность дальнейшей эффективной модернизации самолета и создание на его базе самолетов самого разного назначения, специальных авиационных комплексов, которые соответствуют всем российским и международным требованиям

Говоря об Ил-76МД-90А, необходимо подчеркнуть, что самолет стал основой для новейшего заправщика Ил-78М-90А, первый полет которого состоялся 25 января 2018 года.

В перспективе именно эта машина станет основной платформой, предназначенной для дозаправки в воздухе российских самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Ил-78М-90А является конвертируемым самолетом-заправщиком — в случае необходимости он может применяться как обычный военно-транспортный самолет, что соответствует современным мировым требованиям к данному классу техники.

Самолет для десантирования

Ил-78М-90А в версии топливозаправщика оснащен новейшими УПАЗ (универсальные подвесные агрегаты заправки), обеспечивает повышенную скорость отдачи топлива. Он также оснащен электронной системой управления, что обеспечивает простоту эксплуатации. Отечественные заправщики востребованы и на мировом рынке. По данным FlightGlobal, Ил-78 занимает шестую строчку в мировом топ-10 самолетов, предназначенных для дозаправки в воздухе: в мире эксплуатируется 35 единиц 78-х, что составляет 4% от общемирового парка самолетов-заправщиков.

“За всю историю программы Ил-76 было произведено и поставлено заказчикам около 1 тыс. самолетов этого типа. Это лучшее доказательство его надежности, удобства использования, многофункциональности”, — добавляет первый заместитель генерального директора ОАК Ярковой.

Дмитрий Федюшко, Роман Азанов

ТАСС благодарит пресс-службы ПАО “Ильюшин” и ОАК за помощь в подготовке материала, а также фото- и видеокадры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *