Срок действия документа ограничен 1 марта 2028 года.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)”
(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
Установить, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр М. А. Т ОПИЛИН
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ “ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)”
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Отнесение к видам экономической деятельности:
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Декомпозиция ВПД – это определение перечня ОТФ, составляющих ВПД, затем перечня ТФ, составляющих каждую ОТФ, и на последнем шаге – перечня ТД, составляющих каждую ТФ. Логика декомпозиции закреплена в определениях ОТФ, ТФ и ТД:
В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 57) трудовая функция определяется как «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации», а также как «конкретный вид поручаемой работнику работы», таким образом, первая часть определения соответствует ОТФ, а вторая – ТФ в ПС.
Для формирования первичного перечня ОТФ и соответствующих каждой из них ТФ и ТД рекомендуется использовать таблицу, заполняя ее столбцы пошагово (приложение 2 ). Примеры декомпозиции ВПД до ОТФ и ТФ приведены в приложении 3.
Выделение ОТФ в рамках ВПД (заполнение столбцов 1 и 3 таблицы приложения 2
При выделении ОТФ в конкретном ВПД необходимо выполнить два действия:
При разграничении ОТФ необходимо учитывать следующее:
Исключения из последних трех правил бывают, но они очень редки.
При формулировке (определении наименования) каждой ОТФ необходимо учитывать следующее:
Примеры формулировок ОТФ и ТФ: см. приложение 3 .
Составленный перечень ОТФ корректируется и уточняется до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие заявленному ВПД (соответствие предполагает, что выполнение всех ОТФ необходимо и достаточно для выполнения ВПД и нет избыточных ОТФ).
Рекомендации по заполнению ПС
Заполнение II раздела.
При формировании данного раздела (при условии, что на этапе разработки была сформирована таблица, приведенная в приложении или аналогичная) рекомендуется еще раз проверить необходимость и достаточность перечней ОТФ и ТФ, а также их формулировки:
ОТФ одного ВПД не должны «дублировать» друг друга по содержанию деятельности. Они могут иметь однотипные компоненты деятельности, например, выполнение «простых» и«сложных» работ; использование «простых» и «сложных» инструментов при выполнении однотипных работ; «техническая поддержка» разработки и проведение разработки, организация проведения разработки.
Важно следить за тем, чтобы предложенный перечень ОТФ позволял выполнить заявленный разработчиком ВПД.
Таким образом, при корректном выделении и наименовании ОТФ будут соблюдены следующие требования:
Определение перечня ТФ в рамках ОТФ (заполнение столбца 4 таблицы приложения 2)
При выделении ТФ в рамках ОТФ действуют те же подходы, что и при выделении ОТФ в ВПД. Это следующий шаг декомпозиции. Т Ф направлены на получение/достижение определенного результата определенным способом/методом в определенном контексте. Соответственно, результат, способ/метод и контекст, как правило, указываются в наименовании ТФ. Количество ТФ в ОТФ, как правило, не может быть менее двух. Названия ТФ разных ОТФ не должны повторяться.
Признаки корректного выделения ТФ
Уровень квалификации определяется в соответствии с Уровнями квалификации для целей разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни). Никакие другие «рамки» при определении уровней квалификации в ПС непосредственно не используются. Международные, отраслевые и другие «рамки квалификации» могут применяться только как источник данных для анализа. В этом случае соответствующая информация приводится в пояснительной записке. Уровень квалификации ОТФ/ТФ определяется на основе показателей, приведенных в Уровнях. При этом необходимо учитывать, что указанные в разделе II Уровней показатели соответствуют максимальному значению для данного уровня, т. е. уровень «завершается», а не «начинается» при достижении указанных значений показателей. О ТФ/ТФ может быть отнесена к конкретному уровню и в том случае, если деятельность данной ОТФ/ТФ не будет соответствовать значениям всех трех показателей. Допускается соответствие двум показателям, а также неполное соответствие по трем показателям.
При определении уровней квалификации можно начать с рассмотрения ОТФ, установить их уровень квалификации, а затем рассмотреть каждую ТФ и при необходимости скорректировать уровень квалификации ОТФ, имея в виду следующее:
Проверка полноты перечней ОТФ и ТФ
Перечень ОТФ и ТФ д. б. необходимым и достаточным, но не избыточным, т. е. выполнение всех ОТФ и составляет ВПД; выполнение всех ТФ позволяет выполнить ОТФ. В противном случае необходимо внести корректировки.
Профессиональный стандарт — это документ, который определяет требования и критерии для профессиональной деятельности. В каждой профессии может быть установлено разное количество трудовых функций, которые должен выполнять специалист на данной должности.
Трудовые функции — это отдельные задачи и обязанности, которые необходимо выполнять для успешного осуществления профессиональной деятельности. Они могут быть различными по характеру и сложности, зависеть от конкретной профессии и области деятельности.
Количество трудовых функций, определенных в профессиональном стандарте, может быть разным. Некоторые профессии требуют выполнения большого числа функций, в то время как другие могут содержать только несколько основных задач. При этом, каждая трудовая функция имеет свою важность и значимость для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Определение трудовых функций
Трудовые функции представлены в виде перечня, а каждая функция состоит из ряда связанных между собой задач, которые непосредственно выполняются работником. В профессиональном стандарте функции представлены в виде списка или в виде описания каждой функции в отдельном пункте. Для удобства использования профессионального стандарта, часто указывается также назначение каждой трудовой функции, что позволяет более полно и точно оценить потребности в квалификации работников.
Определение трудовых функций в профессиональном стандарте должно быть четким и понятным, чтобы работодатель мог правильно оценить потребности в персонале и проводить релевантный подбор компетентных кандидатов. Кроме того, определение трудовых функций играет важную роль при разработке программ повышения квалификации и привлечении специалистов для выполнения конкретных задач.
Трудовые функции, указанные в профессиональном стандарте, являются важным руководством для работника, определяющим его основные обязанности и задачи на рабочем месте. Каждая функция описывает конкретную деятельность, которую специалист должен уметь выполнять, чтобы успешно работать в своей профессии.
Определение трудовых функций в профессиональном стандарте позволяет установить единые стандарты для профессионалов в данной области. Конкретные функции определяются на основе анализа и определения потребностей рынка труда и предполагаемых результатов профессиональной деятельности. Это помогает работодателям понять, какие навыки и качества требуются от кандидатов на данную должность.
Кроме трудовых функций, в профессиональном стандарте также указываются компетенции, необходимые для успешного выполнения задач. Компетенции определяют не только профессиональные навыки и знания, но и социальные и коммуникативные навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с коллегами и клиентами.
Содержание профессионального стандарта является основой для разработки программ обучения и квалификационных экзаменов, а также служит ориентиром для работодателей при отборе кадров. В профессиональном стандарте выделены все основные аспекты работы специалиста, что позволяет ясно определить его роль и ответственность в рамках профессиональной сферы.
Важность определения трудовых функций в профессиональном стандарте
Определение трудовых функций позволяет:
Таким образом, определение трудовых функций в профессиональном стандарте является важным инструментом для описания требований к работникам, разработки образовательных программ и сравнения квалификации. Оно позволяет создать прозрачные и объективные критерии для оценки профессионализма в различных областях деятельности.
от «18» октября 2013 г. № 544н
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)