к Методике расчета показателя
“Количество выпускников системы
с ключевыми компетенциями цифровой
экономики, Тысяча человек”, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 24.01.2020 N 41
“Количество специалистов, прошедших
переобучение по компетенциям цифровой
экономики в рамках дополнительного
образования, Тысяча человек”,
В последние годы на рынке труда наблюдается острый «кадровый голод», спровоцированный изменениями в экономике. По этой причине в будущем большая часть задач, связанных с выполнением повторяющихся, рутинных операций и не требующих высокой квалификации, будут автоматизированы и выполняться на основе искусственного интеллекта, либо с применением роботизированных технологий. На основе данных, полученных Оксфордским университетом в ходе исследований, переход к цифровизации может повлечь за собой в ближайшую четверть века исчезновение более чем 50% всех рабочих мест.
Особое значение приобретает развитие необходимых компетенций, знаний и навыков для сотрудников компаний, способных работать в условиях глобальной цифровизации:
Итак, какие навыки будут востребованы в условиях цифровой экономики?
Можно выделить три основных подхода к формированию востребованных компетенций в современных реалиях:
1. На первый план выходят поведенческие компетенции с точки зрения их важности. В докладе на Всемирном экономическом форуме «The Future of Jobs» были перечислены наиболее актуальные навыки на ближайший период:
— методы решения сложных задач и критическое мышление,— взаимодействие с персоналом и управление им,— эмоциональный интеллект,— разработка и принятие эффективных решений,— клиентоориентированный подход,— эффективные переговоры,— ориентация на новшества и умение реагировать на изменения в окружающей среде.
В предложенной модели не учитываются компетенции в области цифровизации, в связи с тем, что при переходе общества к цифровой трансформации возрастает роль поведенческих компетенций. Именно эти компетенции станут наиболее востребованы в информационном обществе ввиду того, что менее всего поддаются автоматизации и роботизации.
Для уверенного позиционирования себя на современном рынке труда и обеспечения личной конкурентоспособности необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, касающиеся профессиональной сферы, совершенствовать свои знания и навыки. Таким образом, важным аспектом жизнедеятельности становится непрерывное обучение и совершенствование (lifelong learning), формирование условий, способствующих такому развитию.
2. Второй подход к востребованным компетенциям эпохи «Индустрия» 4.0, в отличие от первого, включает в себя как поведенческие, так и цифровые компетенций. Так, BCG в своем докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» представила целевую модель компетенций для достижения эффективности в современном мире. Выделенные когнитивные и социально-поведенческие группы навыков объединили подходы многих исследователей относительно актуальных компетенций, подходящих для большинства людей и видов деятельности.
Появление в модели BCG цифровых навыков обусловлено происходящими технологическими изменениями: цифровизация бизнес-процессов, возможности удаленных коммуникаций, расширение возможностей для удаленной работы и др. Интернет используется для работы и личных нужд, поэтому навыки анализа данных, работы с цифровыми устройствами, создания приложений и другие цифровые навыки будут жизненно необходимы.
Опыт взаимодействия нашей компании с такими клиентами, как КАМАЗ, Газпромнефть, Минцифра РТ в вопросах цифровой трансформации показал, что на рынке труда имеется потребность в экспертах (бизнес-аналитиках), которые способны выявить запросы организации, описать и оптимизировать процессы в удобном для разработчиков виде и подготовить ТЗ на цифровизацию.
В нашей компании имеется возможность пройти комплексное обучение по подготовке бизнес-аналитиков.
3. Третий подход акцентирует внимание на освоении цифровых навыков. Существуют различные методики оценки цифровой грамотности населения, одна из которых состоит из 5 индикаторов:
— грамотность в области информационных технологий,— умение работать с ПК,— грамотность в области медиатехнологий,— развитые коммуникативные навыки,— умение отслеживать и применять инновации в области новых технологий.
Так, по оценкам аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян, при этом у четверти взрослого населения цифровая грамотность остается на низком уровне. Россия сильно отстает в сравнении с аналогичными значениями в европейских странах.
Можно резюмировать, что наблюдаемая трансформация и цифровизация затронет практически все сферы деятельности. Цифровые навыки и владение информационно-коммуникативными технологиями с каждым годом будут наращивать свою востребованность. В противном случае развитие экономики страны и уровень ее конкурентоспособности не достигнут должного уровня.
Вас могут заинтересовать следующие наши услуги
Цифровая трансформация в компаниях с государственным участием
Цифровая трансформация в компаниях частного корпоративного сектора
Цифровая трансформация государственного управления
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.