Специалисты по охране труда и кадровики часто задают вопрос: обязательно ли применять профстандарты при приеме на работу нового сотрудника или переводе работника на новую должность. Наши эксперты дали подробное объяснение с учетом мнения Минтруда.
Для чего нужен профстандарт
Профессиональный стандарт — это документ, разработанный ведомством или профессиональным сообществом, в котором включена характеристика квалификации специалиста, претендующего на должность: уровень необходимого образования, стажа, навыков и умения. Профстандарт разрабатывают для определенной должности или профессии, например, для каменщика, бухгалтера, или на определенные виды деятельности, например, управление персоналом.
Когда работодатель может использовать профстандарт
Минтруд в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 подробно расписал, в каких случаях работодатели могут использовать тексты профстандартов.
Цитата из письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
Фактически профессиональные стандарты можно использовать в следующих случаях:
Например, вы решили принять на работу заместителя директора в строительную компанию. Есть профстандарт «Руководитель строительной организации», утв. приказом Минтруда от 01.08.2023 № 623н. В нем описание трудовых функций с учетом уровня квалификации, требования к опыту работу, стажу, знаниям и образованию, а также возможные наименования должностей, которые нужно указать в штатном расписании.
Когда применение профстандарта обязательно
Применение профессиональных стандартов носит рекомендательный характер, за исключением двух ситуаций.
Ситуация №1. Вредные условия труда, за которые положены льготы и компенсации. В случае, если за работу по определенной должности по закону прописаны компенсации или льготы, необходимо применять профстандарт, а также указывать в штатном расписании наименование должностей как в документе. Вот что по этому вопросу написано в письме Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253:
Ситуация №2. Должность по профстандарту могут занимать только сотрудники с определенным образованием, знаниями либо опытом. Такие требования могут быть установлены в ТК РФ, федеральных законах или других НПА (ст. 195.3 ТК РФ).
Например, это касается медиков, которые обязаны иметь определенное профильное образование, адвокатов, летчиков, нотариусов, педагогов и т.д. Учтите, что в этом случае применять профстандарт необходимо вне зависимости от того, государственная это компания или частная, а также от условий труда на рабочем месте.
Часть 2 статьи 57 ТК РФ:
Что делать, если работник не соответствует требованиям профстандарта
Минтруд регулярно разрабатывает новые профстандарты. И многие специалисты по охране труда не знают, как поступить, если на момент введения нового документа работники не соответствуют его требованиям. Итак, если вы понимаете, что действующий сотрудник не имеет необходимого образования или стажа работы, не торопитесь его увольнять. Тем более если он обладает необходимыми практическими навыками и длительным стажем. В этом случае он сможет продолжать работать на должности, если пройдет аттестацию или получит дополнительное профессиональное образование. Оговоримся — если это возможно. Например, медицинская сестра не сможет по закону занять должность врача, если у нее нет диплома о высшем медицинском образовании.
Обязан ли специалист по ОТ соответствовать профстандарту
Минтруд разработал профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» и утвердил его приказом Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н. Документ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027 года. Обязан ли специалист по ОТ соответствовать этому документу? Здесь нет однозначного ответа и все зависит от ситуации.
Так, в статье 223 ТК РФ «Служба охраны труда у работодателя» нет прямого требования к квалификации, образованию специалиста по ОТ, а также нет ссылки на обязанность соответствовать профстандарту. Но есть и исключение — ситуация, когда сам работодатель в документах компании установил такие требования. Например, прописал, что специалист по охране труда обязан соответствовать утвержденному профстандарту.
Повышение квалификации учителей
Профессия педагога – одна из самых массовых и самых ответственных. В его руках – ответственность за формирование личностных и метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В обществе с динамично меняющимися социально-экономическими отношениями, всеобщей информатизацией и компьютеризацией учителям необходимо постоянно учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Профессиональный стандарт требует через каждые три года проходить курсы повышения квалификации для учителей. Система непрерывного образования является условием совершенствование общих и профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих качество подготовки учеников.
Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность оптимизировать этот процесс и проходить курсы повышения квалификации дистанционно.
Если Вы не знаете, где пройти курсы повышения квалификации учителей в наиболее короткий срок с максимальной экономией времени и материальных средств по необходимой для Вас тематике и получить свидетельство общероссийского образца, зайдите на сайт Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн”!
Приглашаем педагогов на дистанционные курсы повышения квалификации для учителей.
Преимущества
Центр «Экстерн» предлагает услуги по организации курсов повышения квалификации для учителей начальной и других категорий педагогических работников. Содержание и учебно-методическое обеспечение дистанционных курсов повышения квалификации учителей разрабатывают ведущие ученые и заслуженные специалисты в области психологии, педагогики и методики Петербурга. Поэтому обучающимся курсов повышения квалификации 2019/2020 для учителей предлагаются только новейшие результаты психолого-педагогических исследований, инновационные психологические методики и научно-практические разработки профессорско-преподавательского состава центральных вузов, авторов современных программ и учебников, экспертов в области образования.
Слушатели, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации учителей и дистанционно на базе Центра «Экстерн», отмечают их важные достоинства:
Программы повышения квалификации учителей предполагают обратную связь, выполнение и проверку практических работ, индивидуальных заданий, большой объем самостоятельной работы слушателя, который проверяется и оценивается преподавателями. Специалисты Центра предоставляют консультации в период обучения на курсах, под их руководством слушатели выполняют итоговую аттестационную работу.
По итогам обучения по разработанным ведущими специалистами Санкт-Петербурга дистанционным курсам повышения квалификации учителей слушатели получают номерное электронное удостоверение государственного образца с указанием тематики и трудоемкости прослушанного курса.
Тематическое поле наших курсов включает широкий спектр вопросов:
Благодаря освоению программы государственных курсов повышения квалификации учителя и другие категории педагогических работников успешно проходят аттестацию на первую и высшую категорию, могут выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития и карьерного роста, достигать вершин профессионализма, быть успешными в любимом деле.
Единые стандарты оказания экстренной и неотложной медицинской помощи
Медицинские алгоритмы, применяемые во флагманских центрах, ориентированы на общую согласованную последовательность действий для предельно упорядоченной и результативной работы. Алгоритмы были разработаны практикующими врачами и профильными экспертами, в них прописаны действия каждого медицинского работника флагманского центра (с момента попадания пациента в приемное отделение), в том числе сроки и последовательность проведения диагностики и неотложных манипуляций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНЫХ АЛГОРИТМОВ ПОЗВОЛИТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ ПРЕДЕЛЬНО БЫСТРО ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАБОТУ ЛЮБОЙ СКОРОПОМОЩНОЙ БРИГАДЫ
Массив подготовленных специалистами алгоритмов охватывает около 96 % всех причин возникновения экстренных ситуаций, с которыми пациенты обращаются за медицинской помощью. Алгоритмы включают диагностические, лечебные процедуры и манипуляции, оперативные вмешательства и т. д. Каждый алгоритм отрабатывался до автоматизма на симуляционном оборудовании на специально созданных образовательных площадках Кадрового центра Департамента здравоохранения города Москвы, чтобы в реальной клинической практике специалисты действовали максимально слаженно и эффективно. Использование единых алгоритмов позволит медицинским работникам предельно быстро включиться в работу любой скоропомощной бригады, а также провести ротацию уже имеющегося персонала.
Высокий профессионализм и умение работать в команде
Во флагманских центрах работают высокопрофессиональные специалисты, обладающие обширным набором профессиональных компетенций и обязательных коммуникативных навыков общения с пациентами и их родственниками. С этой целью Правительство Москвы организовало открытый конкурсный отбор медицинского, административного и вспомогательного персонала. Претенденты проходят многоуровневую систему оценки, разработанную ведущими экспертами профильных специальностей совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы. Для приема заявок создан специализированный сайт, где находится подробная информация о прохождении необходимых испытаний, подтверждающих указанные к должности требования, личные качества, навыки и др.
Медицинские работники флагманских центров должны соответствовать максимально высоким требованиям профессиональной компетенции. Кроме того, стандарты обучения включают развитие и совершенствование навыков работы в команде, а также коммуникативных навыков по отношению к коллегам, пациентам и их родственникам. Взаимовыручка и поддержка — залог успешной работы каждого коллектива флагманского центра.
Флагманские центры оснащены новейшим современным медицинским оборудованием экспертного класса, позволяющим применять нестандартные и незаурядные технологические решения на любом этапе работы с пациентом. Созданы уникальные высокотехнологичные гибридные операционные, где можно комбинировать виды оперативных вмешательств. Современное оснащение и оборудование, новые технологические решения в организации операционных и кабинетов дают возможность проводить сложные специфические вмешательства (травматологические, хирургические, сосудистые, нейро- и кардиохирургические) и значительно увеличить их количество.
Всего во флагманские центры планируется в общей сложности поставить свыше 10 тысяч единиц новейшей медицинской техники: аппараты КТ и МРТ, ангиографы, гибридные комплексы для операционных, аппараты УЗИ экспертного класса, навигационные системы, эндоскопическое и лабораторное оборудование, а также оборудование для отделения реанимации и интенсивной терапии. В центрах будет организовано около 60 высокотехнологичных операционных, часть из них — уникальные гибридные операционные, у которых нет аналогов в России. Возможности для проведения сложнейших травматологических, хирургических, нейро- и кардиохирургических вмешательств вырастут в несколько раз.
Новые стандарты организации медицинской помощи
Разработана маршрутизация пациента по принципу «триаж», в рамках которой используется практичная и интуитивная система навигации (для пациента и персонала) и сортировки пациентов (для медицинского персонала). Принцип «врач — к пациенту», применяемый во флагманских центрах, позволяет быстро и эффективно оказывать медицинскую помощь, экономить время на транспортировке пациента. Подобная организация помощи прошла апробацию в приемных отделениях ряда московских городских больниц и показала очень хорошие результаты.
Планировка помещений, максимально удобная в свете медицинской логистики, позволяет легко сориентироваться медицинскому и немедицинскому персоналу, пациентам и сопровождающим их лицам. Комфортабельные пространства оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов и их представителей, способствуют доброжелательным и спокойным отношениям между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.
Передовые цифровые решения
Деятельность флагманских центров организована в цифровой среде, которая позволит врачам иметь доступ к медицинской документации пациента до того, как он прибыл во флагман, и далее круглосуточно. Возможность создания телемедицинских консилиумов, обмена информацией с другими медицинскими организациями, использования в деятельности центра технологий искусственного интеллекта значительно ускоряет экстренное принятие клинического решения по отношению к пациенту. Часть таких технологий уже апробирована в столичной системе здравоохранения во время пандемии COVID-19 и местами внедрена в городских реанимационных отделениях стационаров.
В центре внимания — пациент
Новый стандарт экстренной помощи ставит пациента в центр внимания, поэтому должны быть выполнены все необходимые действия, снижающие уровень стресса, вызванного экстренной госпитализацией. Снизить уровень боли позволит обезболивание по современным алгоритмам, ставшим важной и неотъемлемой частью клинических протоколов оказания помощи во флагманских центрах.
Уменьшить уровень тревоги и страха пациентам и их представителям помогут координаторы, которые возьмут на себя решение всех сопутствующих немедицинских, но не менее важных проблем пациентов — освоиться в отделении, решить неотложные вопросы. Также социальные представители помогут врачам собрать необходимую информацию о пациенте. Оказанием моральной помощи и поддержки займутся профессиональные психологи — сотрудники Московской службы психологической помощи населению. Такой опыт интегрирован из московских ковидных госпиталей.
Удобные открытые помещения флагманских центров — с мягким светом, умеренной цветовой гаммой и гармоничным дизайном — максимально комфортны для пациентов и их родственников. Кроме того, прилегающая территория также будет благоустроена таким образом, чтобы не вызывать у пациентов и персонала негативных «больничных» эмоций. Каждый элемент дизайна призван сделать пребывание во флагманском центре психологически комфортным.
Впервые в практике московского здравоохранения специальные условия будут созданы для близких и друзей пациентов. В любое время они смогут получить максимум информации о состоянии пациента, планируемых манипуляциях, перспективах выписки домой или перевода в другие отделения. Функции операторов специальных контакт-центров возьмут на себя сотрудники социальной защиты.
Единый стандарт оборудования и планировки помещений флагманских центров
Первый этап госпитализации. «Красная зона»
Единый стандарт оборудования и оснащения разрабатывался при участии руководителя и заместителей руководителя Департамента здравоохранения города Москвы, заместителей главных врачей по ургентной помощи, хирургии, анестезиологии-реаниматологии, информационным технологиям, специалистов и экспертов по профилям в составе рабочих групп. Медицинское оборудование, применяемое во флагманских центрах, соответствует общим требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий, а также требованиям к их маркировке и эксплуатационной документации.
Единый стандарт оснащения медицинским и вспомогательным оборудованием учитывает все функциональные требования, предъявляемые в процессе выполнения единых алгоритмов оказания медицинской помощи пациентам и взаимодействия между участниками лечебно-диагностического процесса.
Перечень оборудования, единый для всех комплексов, позволяет вновь прибывшим сотрудникам, прошедшим обучение, без промедлений включиться в работу команды и свободно ориентироваться на рабочем месте.
«Красная зона», где поступившему пациенту должна быть оказана медицинская помощь в связи с угрожающим жизни состоянием, состоит из двух блоков помещений «красной зоны», экстренной операционной и отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).
ЕДИНОЕ ДЛЯ ВСЕХ КОМПЛЕКСОВ ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВНОВЬ ПРИБЫВШИМ СОТРУДНИКАМ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЙ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАБОТУ КОМАНДЫ И СВОБОДНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Экстренная операционная размещается в максимальной близости от входа для сотрудников скорой медицинской помощи и зоны медицинской сортировки. Единый стандарт оснащения включает в себя комплектование стандартными наборами медицинского оборудования, хирургических инструментов, расходных материалов и медикаментов. Операционные оборудованы стационарными бестеневыми лампами, аккумуляторами с лампой для освещения операционного зала в случае аварийной ситуации, аппаратурой для реанимационных мероприятий (дефибрилляторы, установки ИВЛ), мониторами пациента, вакуумным аспиратором, электрохирургическим высокочастотным генератором, анестезиологическим модулем, коагулятором, газовыми консолями для подачи кислорода, наркозных газов, сжатого воздуха и вакуума. Планировка помещений операционного блока позволяет в случае необходимости доставить прямо к операционному столу мобильный рентгеновский аппарат, аппарат УЗИ или другое мобильное диагностическое оборудование.
Противошоковые палаты и ОРИТ размещаются в максимальной близости от входа во флагманский центр, зоны медицинской сортировки и блока экстренной операционной. С учетом интенсивности хирургической деятельности и тяжести состояния поступающих пациентов оснащение медицинским оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии, противошоковых палат и палат пробуждения соответствует всем требованиям и высоким стандартам, позволяющим провести экстренные противошоковые мероприятия, сохранить или восстановить жизненно важные функции организма, провести экстренные, сохраняющие жизнь вмешательства (интубация, трахеостомия, дренирование плевральной полости, экстренная торакотомия).
Второй этап госпитализации. «Желтая и зеленая зоны»
Пациенты, которым не требуется проведение экстренной операции или реанимационных мероприятий, направляются на второй этап — пост медицинской сортировки. С учетом единых алгоритмов проведения медицинской сортировки пост оснащен медицинским оборудованием — пульсоксиметром, аппаратом для измерения артериального давления, медицинским термометром, мобильным и стационарным автоматизированным рабочим местом медицинского работника. Все полученные данные о состоянии пациента (жалобы, анамнез, результаты оценки интенсивности боли, сознания, данные визуального осмотра, насыщение крови кислородом, частота и характер дыхания, частота сердечных сокращений, наличие или отсутствие аритмии, артериальное давление, температура) вносятся в электронную медицинскую карту пациента, интегрированную c ЕМИАС.
Проведение медицинской сортировки разделяет потоки больных на «желтый» и «зеленый». Пациенты «желтого уровня» направляются в палаты интенсивного наблюдения. Для круглосуточного наблюдения за пациентами пост медицинской сестры оборудован автоматизированным рабочим местом, палаты — современными кроватями и ширмами, облучателями-рециркуляторами, консолями с медицинскими газами, пульсоксиметрами, глюкометрами, мониторами прикроватными, электронными термометрами, системой видеонаблюдения. Для проведения необходимых исследований непосредственно у постели больного используется современное диагностическое оборудование экспертного класса, аппараты УЗИ, электрокардиографы, мониторы витальных функций пациента, аппараты ИВЛ и наркозно-дыхательные аппараты, дефибрилляторы. Особенностью применяемого оборудования является мобильность.
Пациенты «зеленого уровня» направляются в смотровые палаты, оборудованные в рамках утвержденного Порядка оказания медицинской помощи. Особенностью планировки и расположения помещений предусмотрена возможность максимально быстрой транспортировки пациента в операционную или ОРИТ при ухудшении состояния, для перемещения пациентов есть кресла-каталки.
Лабораторные отделения оснащены новейшим лабораторным оборудованием и тест-системами по единому стандарту для проведения как общеклинических, так и сложных специализированных исследований. Все процессы полностью автоматизированы, а результаты можно получить в течение нескольких минут. Реализована уникальная концепция доставки биологического материала при помощи пневматических систем с функцией автозагрузки. Интеграция с ЕМИАС позволяет загружать результаты лабораторных исследований в электронную карту пациента.
Оборудование для операционных. Гибридные операционные
Уникальные архитектурно-проектировочные решения флагманских центров, учитывающие национальные стандарты и современные нормативные требования, позволили реализовать на практике идею гибридных операционных, не имеющих в настоящее время аналогов в России. Медицинское оборудование для гибридных операционных включает в себя как традиционный набор для проведения открытых и лапароскопических операций, так и новейшие высокотехнологичные ангиографические системы, мобильные рентгеноскопические установки типа С-дуга, КТ, МРТ, системы нейронавигации, 3D-моделирования и визуализации, что дает возможность работать одновременно или последовательно мультидисциплинарным командам хирургов.
Кроме гибридных операционных для оказания экстренной хирургической помощи во флагманских центрах организованы высокотехнологичные операционные, оборудованные стандартными наборами для операционных, включающими в себя стационарные бестеневые лампы, аккумулятор с лампой для освещения операционного зала в случае аварийной ситуации, аппаратуру для реанимационных мероприятий (дефибрилляторы, установки ИВЛ), мониторы пациента, вакуумный аспиратор, электрохирургический высокочастотный генератор, анестезиологический модуль, коагулятор.
С учетом широкого перечня выполняемых оперативных вмешательств во флагманских центрах созданы операционные для общехирургических вмешательств, нейрохирургические, эндоскопические, сосудистые, травматологические, кардиологические, гинекологические, урологические, офтальмологические и для проведения операций на лор-органах.
РЕАЛИЗОВАНА УНИКАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДОСТАВКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЛАБОРАТОРИЮ ПРИ ПОМОЩИ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ФУНКЦИЕЙ АВТОЗАГРУЗКИ
Все операционные оснащены стандартным и специализированным оборудованием, мебелью, инструментами и расходными материалами в зависимости от вида выполняемых операций. Интенсивностью хирургической деятельности и тяжестью состояния поступающих пациентов обусловлены высокие требования к оснащению медицинским оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии, противошоковых палат и палат пробуждения, что позволяет провести экстренные противошоковые мероприятия, сохранить или восстановить жизненно важные функции организма, выполнить экстренные, сохраняющие жизнь вмешательства (интубация, трахеостомия, дренирование плевральной полости, экстренная торакотомия).
В отделениях реанимации и интенсивной терапии, противошоковых палатах установлены в рамках утвержденных Порядков оказания медицинской помощи мобильные цифровые рентгеновские аппараты, аппараты УЗИ, допплеровской эхографии для максимально быстрой диагностики возникших критических состояний.
Минтруд подготовил для компаний и учебных центров еще один новый профстандарт — «Специалист по обучению в области охраны труда». Его разработало ведомство совместно с ЦОКО№1 и другими компаниями. Приказ, утверждающий данный профстандарт вступает в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года. По мнению чиновников, он необходим, чтобы установить требования к специалистам, которые проводят обучение по ОТ по новым правилам внутри компаний и в учебных центрах. В статье рассказали, какая квалификация и образование должны быть у таких специалистов, и кто этот документ будет обязан применять. Разобраться помогут наглядные таблицы.
Для каких специалистов будут применять профстандарт специалиста по обучению ОТ
Многие специалисты по охране труда ставят знак равенства между понятиями «Специалист в области охраны труда» и «Специалист по обучению в области охраны труда». Идеально, когда специалист по ОТ имеет необходимую профессиональную подготовку и стаж работы, требуемые профстандартом, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н. Но этого недостаточно для того, чтобы обучать работников и работодателей по охране труда.
Например, в профстандарте 274н не содержатся трудовые действия, предлагаемые проектом нового профстандарта, направленные именно на обучение работников и работодателей безопасным методам и приемам выполнения работ, в том числе — повышенной опасности.
Фактически, специалист по ОТ не обучает работников по всем видам обучения по охране труда, он проводит только вводный инструктаж, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ осуществляет внутри организации руководитель структурного подразделения, в котором трудятся работники, а в учебном центре — соответствующий преподаватель.
Важно! Профстандарт специалиста по обучению охране труда будут обязаны применять не только компании, но и те организации, которые проводят обучение работодателей и работников в УЦ.
В настоящий момент функции лиц, которые проводят обучение по охране труда, выполняют преподаватели учебных центров, соответствующих требованиям, указанным в пункте 7 Правил аккредитации организаций и ИП, оказывающих услуги в области ОТ (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334). И эти требования к преподавателям минимальные и не отвечают запросам общества.
Пример требований к обучающим специалистам до введения нового профстандарта Для обучения сотрудников работам с повышенной опасностью, специалиста нужно иметь высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, и прошедших проверку знания безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда.
Получается, что любой специалист по охране труда, у которого есть стаж 5 лет, и прошедший проверку знаний по программе «в» в п.46 Правил обучения № 2464, может преподавать в учебном центре эту дисциплину.
Но что еще хуже, любой работник учебного центра с высшим образованием и стажем работы больше года может быть таким преподавателем, без предъявления требований к стажу. Например, выпускница техносферного факультета после института пошла работать в учебный центр, спустя год стала преподавателем работ на высоте. Или по электробезопасности. Без какого-либо опыта организации и контроля таких работ.
Для того, чтобы устранить этот дисбаланс, Минтруд инициировал разработку нового профстандарта — «Специалист по обучению в области охраны труда». Такой специалист, помимо знания предмета, должен быть педагогом, знать особенности обучения взрослых людей, психологию, уметь ориентироваться в обучающих методиках.
Совет по профессиональным компетенциям (СПК) по охране труда утвердил график составления проекта нового профстандарта. На данный момент он уже размещен на портал регулейшен (ID проекта 01/02/10-23/00142785).
На данный момент профстандарт находится на этапе завершение независимой антикоррупционной экспертизы. Наши эксперты рекомендуют изучить этот документ уже сейчас, так как в обосновании указано, что «Профессиональный стандарт даст информацию необходимого соответствия лицам, намеренным участвовать в проведении обучения работников соблюдению требований охраны труда на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, реализовать себя в профессиональной деятельности».
Какое образование должно быть у специалиста по обучению по ОТ
В профстандарта перечислены требования к образованию специалиста по обучению в области охраны труда (6 уровень квалификации). Считается, что при наличии высшего образования, опыт работы по охране труда не нужен. Обязательной является проверка знаний не реже 1 раза в 3 года на портале тестирования Минтруда.
Требования к образованию и обучению специалиста по обучению в области охраны труда (6 уровень квалификации)
Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее 3-х лет в области охраны труда при наличии высшего образования. Не менее 5-ти лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда не реже одного раза в три года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда. При обучении по программе оказание первой помощи пострадавшим необходима подготовка по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и дополнительное профессиональное образование повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.Условия допуска специалистов к обучению работодателей и работников безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и(или) опасных производственных факторов, источников опасностей, работ повышенной опасности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства.
Для руководителя учебного центра и его заместителя по обучению (7 квалификационный уровень), в новом профстандарте предусмотрены более серьезные требования. Здесь уже не допускается отсутствие высшего образования, а стаж работы должен быть не менее 5 лет в должности специалиста по обучению.
Требования к образованию и обучению специалиста по обучению в области охраны труда (7 уровень квалификации)
Требования к образованию и обучению Высшее образование — специалитет, магистратура или Высшее образование (непрофильное) — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее 4 лет в области охраны труда
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года путем на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕОИС ОТ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Какие обязанности должен выполнять специалист по профстандарту
Задачей специалиста по обучению, согласно новому профстандарту, является «Обучение охране труда работодателей и работников с целью предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний».
Для выполнения этой обобщенной функции, работник должен выполнять следующие обязанности:
А теперь для сравнения приведем обязанности специалиста по ОТ, который на сегодня занимается обучение работников. Так, в профстандарте специалиста по ОТ № 274н есть трудовая функция A/02.6 «Организация подготовки работников в области охраны труда», со следующими трудовыми действиями:
Наглядно видно, как отличаются обязанности специалиста по обучению от обязанностей специалиста по ОТ, и это объяснимо: помимо обучения по ОТ, специалист в компании занимается множеством других вопросов — СИЗ, спецоценкой, оценкой рисков, медосмотрами и т.д.
Какие уровни квалификации предусмотрены для специалиста по обучению
Профстандартом предусмотрено два уровня квалификации:
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации Наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Проведение обучения требованиям охраны труда 6 Обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда A/01.6 6
Обучение проведению инструктажей по охране труда A/02.6 6
Обучение проведению стажировки на рабочем месте A/03.6 6
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим A/04.6 6
Обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ) A/05.6 6
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков A/06.6 6
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности A/07.6 6
B Организация обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда 7 Планирование и организация процесса обучения по охране труда B/01.7 7
Контроль и оценка качества обучения по охране труда B/02.7 7
Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда B/03.7 7
Если трудовые функции по 6 уровню квалификации понятны, и следуют из пункта 46 Порядка обучения № 2464, то с 7 уровнем — B/03.7 «Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда», могут возникнуть вопросы. Эксперты ЦОКО№1 поясняют, что участниками отношений в сфере обучения по охране труда являются, например, Минтруд, Роструд, Совет по профессиональным компетенциям, учебные центры. Поэтому при организации обучения и проверки знаний требований охраны труда может возникнуть необходимость в обращении в Минтруд, или в его надзорный орган — Роструд и трудовые инспекции, за разъяснениями. При возмещении расходов на обучение по охране труда придется взаимодействовать с Социальным фондом России. Учебным центрам, помимо указанных выше организаций, придется общаться с работодателями, учредителем/собственником, общественными и другими организациями, представителями средств массовой информации и т.д.
Таблица: какие должности имеет право занимать специалист по новому профстандарту «Специалист по обучению в области охраны труда» с учетом его квалификации
Уровень квалификации Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей, профессий
6 Обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение проведению инструктажей по охране труда Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение проведению стажировки на рабочем месте Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение оказанию первой помощи пострадавшим Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ) Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности Специалист по обучению в области охраны труда
7 Планирование и организация процесса обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)
7 Контроль и оценка качества обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)
7 Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)