Роль промышленного дизайна в создании продукта для рынка электроники
Больше года назад мы опубликовали на Хабре краткую обучающую заметку о промдизайне для электроники: что это такое, как спроектировать корпус для устройства и оценить результаты. В этот раз мы хотим изучить тему глубже, как с точки зрения нашей команды разработчиков, так и с точки зрения экономики/маркетинга проекта для заказчика.
Под катом мы расскажем о целях и задачах промдизайна, о его роли в разработке новых продуктов, а также затронем вопрос об окупаемости вложений в промышленный дизайн.
Цель промышленного дизайна в разработке продукта
Для понимания роли промышленного дизайна в создании продукта в первую очередь нужно ответить вопрос: зачем производителям нужен дизайн и какие задачи он способен решить? Существует множество научных и «приземленных» определений цели промышленного дизайна, но все они сходятся на том, что дизайн служит определению формальных качеств промышленно производимых изделий, таких как внешний вид, структурные и функциональные особенности и пр. Более лаконично цель промышленного дизайна сформулировал Томас Мальдонадо (член Коллегии Индустриального дизайна США): улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности. Несмотря на давность данного определения (1969 год), оно по-прежнему актуально.
Пример №1. Lapka — набор датчиков для iPhone Apple: нитратомер, радиометр, измерители электромагнитных полей и влажности. В этом проекте важная роль была отведена внешнему виду устройства. Как правило, измерительные приборы не обладают привлекательным дизайном. На фоне традиционных устройств компания Lapka стала исключением, она смогла привлечь новых покупателей и успешно вышла на рынок потребительской электроники. Сегодня эти мобильные гаджеты продаются в США, Канаде и России. Мы посвятили отдельный пост этому проекту в прошлом году.
Важность промышленного дизайна для потребителя
Коммерческий успех любого продукта в значительной степени зависит от их дизайна.
Выделим пять задач, которые призван решать промышленный дизайн:
1. Удобство эксплуатации продукта. В первую очередь, это связано с пользовательским интерфейсом, который должен быть безопасным, максимально простым и интуитивно понятным — уже своим внешним видом он должен сообщать пользователю о своем назначении.
Практичность использования может иметь чрезвычайно большое значение, как для простых продуктов, так и для продуктов с большим числом типов взаимодействия — и чем сложнее в этом плане устройство, тем в большей степени продукт зависит от промышленного дизайна. Причем дизайнер должен понимать суть всех возможных типов взаимодействия, ведь для каждого из них может потребоваться отдельный дизайнерский подход.
2. Удобство обслуживания. Такой параметр крайне важен для продуктов, которые нуждаются в частом техническом обслуживании или ремонте. Детали продукта должны нести информацию о процедурах, необходимых для обслуживания, хотя в идеале лучше стремиться к полному устранению необходимости технического обслуживания.
3. Внешние качества продукта. Привлекательный продукт ассоциируется с высокой модой и имиджем, и, более того, способен вызывать у потребителей гордость от владения им (это одна из основных целей, к которым должен стремиться дизайнер в своей работе). Также промышленный дизайн способствует зрительной дифференциации товара, это особенно важно для продуктов со стабильным рынком сбыта и технологиями.
4. Работа с брендом. Дизайн продукта должен сообщать потребителю о философии и миссии компании. Отношение к бренду, симпатия к образу товара данного производителя служат некой условной константой для потребителя в выборе продукта.
5. Снижение затрат на оборудование и производство. Функциональные особенности, используемые материалы и прочие факторы существенно влияют на затраты при производстве продукта, т.е. на его себестоимость. Неудачная конструкция продукта, избыточные функции или использование экзотических материалов оказывают влияние на процессы обработки, сборки и т.п. При правильном выборе материала, учете факторов, касающихся экологии и прочего промышленный дизайн может избавить от значительных экономически неоправданных вливаний при создании нового продукта.
Пример №2. Уже известная вам по нашему списку топ-10 цифровая IPTV-приставка SML-282 Base компании «СмартЛабс». Продуманная конструкция корпуса этого устройства позволила обеспечить необходимые параметры теплообмена (без видимой перфорации верхней и боковых поверхностей устройства). Благодаря этому в аппаратной платформе приставки не используется активное охлаждение. Так с помощью дизайна удалось оптимизировать затраты на производство и обслуживание без ухудшения внешних качеств продукта.
Промышленный дизайн играет важную роль в определении ключевых факторов успеха нового продукта, ведь среднестатистический покупатель приобретет тот товар, который привлекателен внешне, удобен в использовании и обладает относительно высоким качеством.
И хотя отечественные производители могут в полной мере осознавать роль промышленного дизайна в создании продукта, однако четкое понимание места дизайна в процессе разработки, к сожалению, пока присутствует не всегда.
Место и роль промышленного дизайна в процессе разработки продукта
Исторически сложилось так, что производители на постсоветском пространстве задумывались о дизайне в последнюю очередь, т.к. их разработки были основаны на технологиях, без акцента на вопросах эргономики и стиля. Сегодня любая компания из-за жесткой конкуренции вряд ли сможет достичь существенных конкурентных преимуществ только за счет технологии.
Однако даже в тех отечественных компаниях, которые осознали роль промышленного дизайна, сами дизайнеры часто участвуют в разработке продукта лишь на финальных стадиях процесса. Работа, построенная таким образом, в большинстве случаев дает не лучший результат, поэтому важно выбрать осознанный подход к использованию дизайна в разработке новых устройств.
Многое зависит от направленности продукта. Условно подход к проектированию можно определить как «направленность на пользователя» и «направленность на технологии». Если в первом случае основная выгода от использования продукта связана, например, с функциональностью интерфейса или же с внешней эстетической привлекательностью, то во втором случае приоритетными являются технологии, т.е. способность продукта выполнять определенную техническую задачу.
Рассмотрим все по порядку:
1. Для продукта с направленностью на пользователя внешний вид играет важную роль в его дифференциации (отличи от аналогичных продуктов конкурирующих компаний). Сам продукт может быть технически сложным, однако из-за определенной технологии приоритетным здесь становиться вопрос взаимодействия продукта с пользователем. В качестве примера таких продуктов может служить готовая к использованию массовая потребительская электроника.
В этом случае работа дизайнера уместна в начале разработки продукта, поскольку уже на ранних этапах дизайнер может помочь с решением ряда вопросов:
- Маркетинг: помощь в выявлении потребностей, полевая проверка концепций, проведение маркетинговых исследований и пр.
- Эргономика устройства: выработка общей концепции устройства совместно с инженерами, а не под их диктовку.
- Определение интерфейса пользователя: например, дизайнер может дать обоснование достаточности двух кнопок в устройстве, вместо пяти, как это предлагали инженеры.
Пример №3. Портативный дозиметр-радиометр «ДО-РА» компании ОАО «Евразия Интерсофт». Этот миниатюрный датчик подключается к различным мобильным устройствам, используют их энергоресурсы, а результаты измерений отображают в интерфейсе специальной программы для Android или iOS. Дизайнерам проекта удалось изменить привычный взгляд на устройство для измерения радиации и создать совершенно новый продукт, нацеленный на широкую аудиторию потенциальных потребителей. Заказчик разработки подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса на признание «ДО-РА» самым маленьким универсальным дозиметром в мире.
2. Для продуктов с направленностью на технологии приоритетными являются вопросы технических требований к устройствам, инженерные решения. Несмотря на то, что к таким продуктам также могут предъявляться серьезные эргономические требования, необходимость соответствия неким внешним эстетическим нормам и пр., потребитель приобретает их по критерию технических параметров. Так, например, особо не важно то, как выглядит аккумулятор в плеере — главное, чтобы он позволял пользователю долго слушать музыку. Примерами такого продукта могут служить амортизаторы для автомобиля, батарейки, винчестер для компьютера и др.
Для такого типа продуктов работа дизайнера может начинаться на более поздних этапах разработки, поскольку здесь вопросы дизайна касаются в основном только внешнего оформления.
Пример №4. Портативный автомобильный самописец («черный ящик» для авто) был разработан по заказу американской компании как продукт с ориентацией на технологии. Он устанавливается в стандартный разъем OBD-II автомобиля и фиксирует десятки различных параметров (технические возможности устройства можно посмотреть в нашем портфолио). В этом случае команда дизайнеров и конструкторов решила интересную техническую задачу — разработала механизм для блокировки отключения устройства. Дело в том, что конструкция разъема OBD-II не предполагает использование замков, она спроектирована так, чтобы пользователь мог свободно подключать и отключать необходимые устройства. Для создания запирающего механизма было решено использовать элемент стандартной конструкции коннектора OBD-II — металлическую полоску (см. фото + схемы). Заклинивание фиксирующего элемента (полоски) происходит за счет поворота специального ключа. Такой вариант замка прост в производстве, т.к. для него не нужна пресс-форма, весь механизм вытачивается на станке. Дизайнеры подключились на более поздних этапах разработки, но смогли при этом обеспечить соблюдение технических требований к устройству.
Производитель уже на начальных стадиях разработки должен определить предполагаемые ожидания потребителя (целевой аудитории) и уметь выразить эти ожидания в своем продукте. И именно промышленный дизайн, в первую очередь, предназначен для решения данной задачи.
Как показывает практика, наши производители усвоили эти правила, но не до конца поняли, как ими пользоваться — происходит некоторое смешивание или даже наложение идей старой школы на новые законы рынка. Поясним на примере как это происходит: дизайнера подключают к процессу разработки лишь на последнем этапе и ставят перед законченным результатом работы инженеров: устройство должно быть, например, прямоугольным, интерфейсы выведены здесь и здесь (где их удобно было вывести проектировщикам, а не там, где ими удобней будет пользоваться) и т.д.
Пример №5. Автомобильное GPS/ГЛОНАСС-навигационно-связное устройство — пример слаженной совместной работы дизайнеров и конструкторов (описание разработки). Благодаря согласованию всех этапов проектирования устройства была реализована высокая плотность компоновки всех электронных компонентов, которая позволила разработать максимально тонкий корпус навигатора с продуманным размещением органов управления и разъёмов. Прочность при этом была обеспечена за счет шасси из алюминиевого сплава (см. взрыв-схему этого устройства в начале статьи).
Вопрос окупаемости вложений в промышленный дизайн
Для ответа на этот вопрос сопоставим затраты на промышленный дизайн и получаемые от него выгоды. Такие затраты включают в себя:
- непосредственно стоимость услуг промышленных дизайнеров;
- расходы на реализацию элементов продукта, которые являются результатом работы дизайнеров;
- затраты, связанные с возможным увеличением времени разработки продукта — например, дизайнерам необходимо провести множество дополнительных работ по определению эргономических качеств продукта и пр.
Результатом успешной работы дизайнера при создании продукта становится повышение привлекательности продукта и большая удовлетворенность потребителя, вызванная дополнительными или улучшенными функциями продукта, выраженной индивидуальностью бренда и дифференциацией продукта — всё это выливается в виде надбавки к цене на продукт и увеличении рыночной доли. На практике это означает, что промышленный дизайн окупает себя следующим образом:
- вложения в дизайн приводят к ценовой надбавке на единицу продукта (здесь действует простой принцип: привлекательный товар оценивается покупателем как более дорогой и, соответственно, потребитель готов платить больше) и тогда возможно определить общий экономический эффект при заданном прогнозируемом объеме продаж;
- вложения в дизайн приводят к увеличению спроса на продукт, что позволяет рассчитать прибыль при заданной цене единицы продукта.
Мы надеемся, что со временем роль промышленного дизайна для отечественных продуктов приобретет большую актуальность для всех разработчиков и продукты наших производителей смогут полноценно конкурировать с зарубежными аналогами.
* Все проекты, описанные в рамках этой статьи, были выполнены командой дизайн-центра электроники Promwad по заказу клиентов из России и США.
В предыдущей статье мы рассказали о том, как сократить издержки на запуск, производство и логистику продукта благодаря грамотному подходу к его проектированию. Этот текст мы посвятим тому, как промышленный дизайн работает на повышение продаж. В конечном итоге, цель любого бизнеса — продажи, предполагает ли он разработку нового, модернизацию старого или вообще относится к сфере услуг.
То, что маркетинг перестал быть основным инструментом продаж, аналитики бизнес-процессов провозгласили уже лет десять назад. Продать что-либо при помощи маркетинга практически невозможно. Гораздо умнее сделать так, чтобы товар продавал сам себя — то есть обладал той совокупностью свойств, которая сделает его привлекательным для покупки. По большей части создание этих качеств — забота промышленного дизайна.
Поразмыслим «на берегу»
Итак, что же за продукт нам нужно создать? Какие свойства нужно в него вложить, какими качествами его наделить, чтобы он максимально хорошо продавался?
Самое сложное — свести все эти требования в один продукт. Чем большему количеству ожиданий он соответствует, тем лучше удовлетворяет всех заинтересованных персонажей, а значит — тем лучше он будет продаваться. Для того, чтобы сделать ваш продукт максимально продаваемым, попробуйте разобрать его на отдельные свойства и усовершенствовать каждое из них. Отметим, что здесь мы сознательно не пытаемся выстроить иерархию: внешний вид — стоимость — надежность — что главнее, что важнее и куда надо направить усилия в первую очередь. Для каждого из наших потенциальных потребителей значимость всех этих свойств разная, значит и на продажи они влияют по-разному в разных случаях.
Давайте объясним это на конкретных примерах:
По едежке встречают
Насколько увеличит продажи совершенствование внешнего вида? Чтобы ответить, нужно представить себе:
а) покупателя
б) конкурентов
в) самих себя
Начнем с покупателя. Кто он, покупатель вашего продукта? Точнее, как он покупает? Ведь покупать, рассматривая товар в магазине на полке – совсем иное, чем совершать выбор в корпоративном сегменте, и уж тем более – если участвуешь в государственном тендере.
Слева направо: розничный рынок, корпоративный, госзаказ
Ответьте себе на вопросы:
а) Моему покупателю важен внешний вид продукта?
б) Насколько потребности покупателя и пользователя совпадают?
Это можно представить в виде диаграммы:
Если ваш продукт попадает в «зеленую зону» — вы обязаны уделить внимания разработке эстетичного внешнего вида изделия, поскольку это свойство продукта важно покупателю (пользователю). Соответственно, работа с внешним видом, с «дизайном» в тривиальном смысле слова, окажет свое влияние на продажи.
Возьмем примеры из человеческой, а не из собачьей жизни:
Панель домофона, Визит
Пользователь этого изделия — жилец подъезда. Покупатель же – условно «прораб» на стройке, точнее – специалист по закупкам в компании-застройщике. Есть ли покупателю дело до внешнего вида этой панели? Нужно ли производителю заботиться об этом? Стоит ли вкладываться в разработку внешнего вида? Вопросы в данном случае риторические.
Автотрекер, ВК Электроникс
Это стопроцентно утилитарная вещь: один раз подключил, прикрутил к грузовику или автобусу и забыл — лишь бы работал. Покупатель — отдел закупок автопарка. Пользователи разные, но основной из них — специалист, который пользуется данными с этого датчика. Важен ли ему внешний вид? Да нет, конечно! Может ли он оказать влияние на покупку? Да, может, если все остальные свойства будут идентичны тем, которые можно найти у конкурентов, и закупщик придет к этому специалисту с просьбой помочь с выбором. Тогда последний, как любой пользователь, подойдет к этому вопросу эмоционально и предложит тот вариант, который ему больше нравится.
Итак — определите целевую аудиторию продукта и ее потребность во внешней эстетике. Вам сразу станет понятно, имеет ли смысл улучшать продажи, вкладываясь в дизайн, и если да, то насколько.
Теперь, когда вы познакомились со своим покупателем, нужно определиться, как дать ему больше, чем могут конкуренты.
Конкуренты
Оценивая конкурентоспособность будущего продукта, важно рассматривать не только непосредственных претендентов на тот же или близкий сегмент рынка, но и на всех, кто в принципе удовлетворяет ту же потребность покупателя. Для наглядности — человеку нужен свежий воздух в летний зной. Он может открыть окно, может повесить мокрую тряпку на вентилятор, а может включить кондиционер. Все эти решения направлены на одно и то же ожидание, но конкурируют между собой стоимостью, удобством и другими характеристиками.
Даже если внешний вид — не самое важное свойство продукта, но ваши конкуренты пытаются его улучшить и вкладываются в это, они создают для дополнительную ценность, а значит, фактически «продают больше за те же деньги». Таким образом, тот кто игнорирует дизайн, будет стоять в глазах покупателя на ступень ниже. А значит, чтобы склонить его к покупке именно вашего продукта, нужно «усиливать» другие свойства: цена, функциональность, надежность и прочее.
За примерами далеко ходить не надо — посмотрим на любое оборудование (практически в любой сфере), которое сделано за границей и в России. Вот промышленное оборудование, где внешний вид действительно имеет вторичное значение — станки лазерной резки:
Слева направо: TruLaser 5030, Trumpf (Германия), Fibermak G Force, Ermaksan (Турция), Навигатор КС-3В, ВНИТЭП (Россия)
Для того чтобы нашему, российскому производителю встать «на одну полку» с такими конкурентами, надо приложить много усилий. Существенно расширить функционал, предлагать более длительные программы сервисного обслуживания или другие подобные преимущества, то есть многократно компенсировать то, что было «проиграно» другими свойствами продукта.
Но это полбеды. Надо думать еще и на будущее. Если ваш конкурент занимается дизайном, это означает, что он уже сегодня проектирует новый продукт, с которым вам придется конкурировать завтра. Для наглядности:
Мобильный терминал ДИПП, Папилон
Иными словами, если внешний вид изделия важен для вашего покупателя — вам придется улучшать дизайн продукта. Но если конкуренты делают так же, будьте внимательны — скорее всего вы уже опаздываете с обновлением, и надо думать еще на несколько шагов вперед.
Купи меня потому что я такой
Есть и другие свойства продукта, помимо внешнего вида, с которыми можно поработать. Например — что наш продукт транслирует покупателю. Как мы уже выяснили из примера с коляской, дизайн товара должен не только привлекать внимание, но и транслировать покупателю некие сообщения — при помощи формы, цвета, фактуры. Такое сообщение покупатель может считать на подсознательном уровне за те секунды, пока он смотрит на полку с товарами или изучает виртуальную витрину интернет-магазина. Есть специальный термин — «тектоника» — зрительное воплощение внутренней структуры. Дизайн продукта и то сообщение, которое он посылает покупателю должны совпадать с его ожиданиями. Надо знать, что это за ожидания.
— Если ему нужен «неубиваемый» товар — покажите ему это
Вы производите строительную технику или инструмент, и вам нужно передать средствами дизайна, что продукт надежен и выдержит любые экстремальные условия. Не стоит выбирать мягкие плавные формы. Товар не будет замечен целевой аудиторией или его воспримут неправильно. А значит — не будут покупать.
Так в Zebra 3600 ultra rugged scanner используются крупные рубленые формы, яркие цвета, резиновое покрытие в потенциальных местах удара, дополнительные уплотнения для влагозащиты, металлическое крепление для карабина. Все это помогает «достучаться» до целевой аудитории – людей, работающих в сложных условиях на промышленных предприятиях, складах, открытом воздухе.
Другой пример коммуникации средствами промдизайна. Взгляните на объективы Zeiss. Сразу же считывается, что это прежде всего точное, надежное и профессиональное оборудование.
Объектив Milvus 2.8/21, ZEISS
Производитель бытовой техники BORK смог создать узнаваемый бренд в России, хотя их товар — как и у конкурентов — производится в Китае. Дизайн играет в этом очень важную роль. Обилие металлических деталей, простые симметричные формы, большие острые грани — все это создает образ брутальной и надежной техники (как на самом деле, мы оставим решать потребителям). Такой подход позволил выделиться на фоне конкурентов и увеличить конечную стоимость продукта, а значит, и прибыль.
При помощи дизайна можно дистанцироваться от конкурентов, продавая по сути тот же продукт!
Бытовая техника, BORK
Легенда всегда стоит дороже
Зачастую большие корпорации, владеющие несколькими брендами, в целях сокращения издержек и унификации производства (о чем мы писали в первой нашей статье) выпускают товары, мало отличающиеся друг от друга электронной начинкой и спецификациями. Но внешне делают их разными, за счет дизайна придавая им характерные черты разных брендов. Эти бренды могут даже находиться в разных ценовых категориях! Соответственно, маржинальность в более высоком ценовом сегменте будет выше.
Подобным образом поступает, например компания BSH, владеющая брендами бытовой техники Bosch и Siemens. В стиральных машинах этих брендов используется много одинаковых компонентов. Но за счет дизайна они выглядят — и стоят! — по разному. Аналогичный пример — автомобили марок VW и Skoda. Они построены на одной базе, но за счет работы дизайнеров обладают индивидуальными чертами и особенностями. Выстраивается и своего рода «иерархия легенд»: VW — это лучшая машина «для народа», это немецкая надежность и качество, а Skoda — это почти VW, только подешевле и «помолодежнее».
Автомобили, слева Skoda Kodiaq, справа VW Tiguan
Впрочем, покупатели уже стали достаточно въедливыми, и теперь явно недостаточно просто сделать привлекательный корпус и рассказать красивую историю. Покупатели проводят мониторинг предложений, сравнивают продукты из одной категории друг с другом, читают обзоры и отзывы, где раскрываются все аспекты жизненного цикла товара: удобство использования, долговечность, сервис и поддержка и так далее. Они хотят больше конкурентных преимуществ за те же деньги. Если вы хотите продавать, нужно соответствовать!
Дайте больше за теже деньги
Что может предложить промышленный дизайнер, кроме эстетики? Удобство использования продукта. При первом взгляде оно может не быть очевидным, но неизбежно раскроется в процессе пользования.
Дверь шкафчика не хлопает, а закрывается медленно и бесшумно. На упаковке с печеньем сделана перфорация для легкого и удобного открывания. При входе в подъезд автоматически загорается свет. Кто-то уже заранее подумал о вас и о тех мелких источниках дискомфорта, которые могут доставить вам неудобство.
Отличным примером могут служить зарядки Apple с разъемом Magsafe, которые прикрепляются к ноутбуку при помощи магнитов. Контакты расположены симметрично, поэтому зарядку можно легко подсоединить даже вслепую. Кроме того, подобное крепление защищает ноутбук от падения: если кто-то случайно зацепит и дернет шнур, то зарядка легко отсоединится, а компьютер останется на месте.
Разъем Magsafe, Apple
Другой пример — когда в продукт добавляется дополнительный функционал. Обувная коробка Puma Сlever little bag позднее может использоваться как сумка для обуви
Упаковка для обуви Сlever little bag, Puma, дизайн Fuseproject
— Казалось бы, все это мелочи, но они имеют значение!
Из таких мелочей складывается впечатление о бренде. Пользователь ощущает, что о нем заботятся, и в следующий раз будет более лояльным к этому бренду при покупке. А значит, продуманность, внимание к мелочам и забота об удобстве пользователя могут стать важными конкурентными преимуществами.
Создавая дополнительный функционал, не следует пренебрегать принципом «необходимого достаточного». Кому может понадобиться миксер, который взбивает омлет и одновременно исполняет «Марш троллей» из балета Пер Гюнт, хотя это и большее за те же деньги? Зато вы не прогадаете, поработав над эргономикой ручного миксера.
Cделайте вещь, которую можно не замечать
Действительно удобную вещь не замечаешь — гласит базовый принцип эргономики. Эргономика становится особенно важным фактором для тех продуктов, которые напрямую взаимодействуют с телом человека: офисное кресло, компьютерная мышь, уже помянутый миксер или шлем виртуальной реальности. Сложность заключается в том, что такие продукты должны предусматривать все возможные мужские и женские размеры с учетом этнических особенностей и различий. Ни для кого не секрет, что азиаты значительно «мельче» европейцев, а в США много людей с экстремально высоким весом.
Есть специальные эргономические таблицы с основными антропометрическими размерами. Но как правило, их недостаточно — приходится делать десятки, а то и сотни прототипов, прежде чем наиболее удобная форма продукта будет найдена. Результат такой кропотливой работы — хорошие отзывы о продукте и счастливые пользователи, которые теперь могут позволить себе не замечать вещь.
Макеты и прототипы компьютерной мыши Logitech G700, дизайн Designpartners
Вы можете сказать — зачем нужно столько прототипов? Мол, мы знаем своего пользователя, это мужчина в самом расцвете лет, он физически вынослив и «пряморук», если можно так выразиться. Нашим изделием не будет пользоваться ребенок, старик или миниатюрная японка, к чему тратить время и деньги, отрабатывая прототипы для разных рук?
Хорошо, а если у мужчины в самом расцвете лет порез на руке? Или просто руки влажные? Причем травмировался он потому, что вы не предусмотрели защиту для режущей поверхности, а вспотел – потому что решили добавить двадцать новых функций и под каждую сделали две кнопки!
Не забывайте простое и понятное правило, своего рода продолжение законов Мерфи, которое использует каждый грамотный промышленный дизайнер:
— Если пользователь может ошибиться — он ошибется обязательно!
И проверить, где именно, можно только прототипами. Такие дела!
Макет смесителя «Росинка», дизайн нашей компании
Один из важных критериев при выборе продукта — долговечность. Мы не хотим платить за вещь, которая завтра сломается. Но сразу же на продажах это никак не скажется. Этому преимуществу нужно время, чтобы проявить себя. Речь идет о второй покупке или о первой покупке, инициированной позитивным опытом других пользователей.
Задачка из разряда софистики: я много лет покупают одну и ту же модель чайника — каждый живет 4-5 лет. Какой чайник я куплю года через 3?
Электрический чайник HD4646, Phillips
Если вы, заранее зная о недолговечности вашего продукта, предполагаете, что я снова пойду и куплю ваш чайник, вы глубоко заблуждаетесь! Недолговечность продукта оставит у покупателя негативные впечатления, и в дальнейшем это отношение будет целиком переноситься на весь ваш бренд. И более того — своим негативным опытом он будет активно делиться со всеми окружающими. Так что, если вы планируете существовать на рынке достаточно долго, позаботьтесь заранее о надежности своих изделий. Образцом в этой связи может служить славный телефон Nokia 3310, имеющий репутацию самой «неубиваемой» трубки всех времен и народов. И не напрасно – краш-тест Nokia 3310, в ходе которого телефон бросали с разной высоты, давили ногами, подкладывали под колеса проезжающего автомобиля, под трактор, показал, что гарантированно телефон уничтожается только гусеницами танка.
Телефон 3310, Nokia
Но есть обратная сторона – если вы хотите заставить свою аудиторию чаще покупать уже сейчас, нужно задуматься о прогнозируемом устаревании. Этот подход сейчас усиленно эксплуатируют автоконцерны, делая автомобили из крупных неразборных полностью заменяемых узлов. Этим они убивают небольшое стадо зайцев:
— покупатель платит сразу за весь узел, который не заменить никакими аналогами — продажи растут;
— узел можно дорабатывать, уже выпустив автомобиль на рынок, а затем предлагать покупателю новые опции за новые деньги;
— для того, чтобы заменить узел, не нужны авторемонтники высокой квалификации, что снижает издержки на гарантийное обслуживание и сервис.
Детали автомобиля, Mercedes
Конечно, невозможно реализовать такой подход в небольшом устройстве, где и узлов как таковых почти нет. Но запланированное устаревание — конкретный и понятный инструмент увеличения продаж, если вы не страдаете излишней этической щепетильностью, и у вас есть грамотный конструктор/дизайнер. К слову, в Евросоюзе уже начали законодательно бороться с устареванием — вот интересная заметка на Хабре.
Дизайн форева, вещи «без возраста»
При проектировании нужно учитывать не только функциональную долговечность продукта, но и то чтобы внешний дизайн его не устаревал. Для этого стоит избегать чрезмерной стилизации и модных трендов, так как они скоротечны. То, что сегодня выглядит модно и современно, может оказаться не актуальным уже в следующем году. Соответственно, и продажи катастрофически упадут. Если вы планируете продавать один и тот же товар десять лет подряд, его дизайн должен быть «вне времени». Постарайтесь использовать максимально лаконичные и минималистичные формы и цвета.
Радиоприемник SK2, Braun
Резюмируем, коротко по пунктам
Итак, мы подробно расписали то, как разрабатывая продукт и управляя его свойствами, можно влиять на будущие продажи. Еще раз повторим – мы не расставляем приоритеты: эстетика — технологичность — себестоимость — etc — все это разные направления, с которыми можно работать.
Чтобы ваш будущий продукт стал лучше продаваться, оцените их все, отвечая на вопросы:
Мы очень надеемся, что что-то из наших советов вам пригодится, и вы создадите и запустите удачный продукт. Который поборет всех конкурентов, завоюет мировой рынок и прославит нашего, российского производителя и разработчика. Давно пора!
» Илья Ткач, промышленный дизайнер
» anvos, Востриков Андрей, промышленный дизайнер
» Кохреидзе Дарья, журналист
Что ещё почитать:
Промышленный дизайн для бизнеса: минимизируем издержки, экономим на ненужном, вкладываем в главное
Макет, прототип, серийный образец и вот это всё — учим термины
Российское приборостроение: вертели мы ваш дизайн на пальцах
Как спроектировать корпус для прибора. Полное руководство
Как не промахнуться с бюджетом на серийное производство корпусов: 20 примеров из практики бюро по инженерному дизайну
Как не промахнуться с бюджетом на серийное производство корпусов-2: цены на мелкосерийное литьё пластика
Правильно «готовим» прототип. Технологии прототипирования корпуса
Как за пару минут самостоятельно рассчитать цену корпуса устройства
Как разработать корпус устройства
Разработка корпуса — один из основных этапов создания продукта для рынка электроники. В руках промышленных дизайнеров сосредоточена большая власть и ответственность: именно они определяют внешний вид устройства, стремятся сделать его привлекательным, стильным и удобным.
Каждый день мы пользуемся результатами работы промдизайнеров: смартфонами, ноутбуками, ТВ-приставками, клавиатурами, мышками и другими устройствами. Посмотрим на процесс создания всех этих вещей изнутри и ответим на три самых распространенных вопроса, которые возникают в процессе реализации проектов по разработке корпуса для электроники:
- Промдизайн: что вообще скрывается под этим словом?
- Разработка дизайна и конструкции корпуса: из чего состоит проект?
- Работа с промдизайнерами: как организовать сотрудничество и оценить результаты?
Промдизайнеры и графические дизайнеры. Отличия
Важно понимать существенную разницу в работе графического и промышленного дизайнеров: первый — творит, предлагает смелые идеи и работает в двухмерном пространстве, второй — анализирует характеристики устройства, требования заказчика и воплощает их в реальном устройстве, создавая свои работы в трехмерном пространстве.
Промдизайнер обладает знаниями о технологиях, материалах, конструкции, эргономике, поэтому он рисует не просто красивую картинку, а воплощает свои идеи с учетом всех дополнительных требований. Ведь без учета технологий производства и параметров себестоимости даже самый лучший эскиз корпуса так и останется на бумаге.
Дизайн и конструкция корпуса
Разработка корпуса для электронного устройства — это не только дизайн (эскизы, 3D-модели), но также разработка конструкции и документации для серийного производства.
Как правило, проект по разработке дизайна включает следующие этапы:
- Генерация идей и концептуальная проработка
- Разработка оригинального дизайна и конструкции
- Выбор материалов для корпуса
- Создание прототипов и опытных образцов корпуса
- Постановка на производство
Начиная с эскизов и предпроектных исследований важно учитывать технологические и ценовые особенности будущего устройства, поэтому дизайнеры должны работать вместе с технологами и конструкторами, которые реализуют требования производства и оценивают себестоимость.
Самая сложная и длительная часть работы — это предварительный анализ и разработка эскизного предложения (концепции). На этих этапах команда разработчиков решает следующие задачи:
- Исследование. Промдизайнер собирает информацию и погружается в тему: анализирует лучший опыт отечественных и зарубежных компаний, которые проектировали аналогичные изделия; изучает конструкционные и отделочные материалы, оценивает рациональность их применения; определяет требования к будущему изделию (эргономические, функциональные, экономические).
- Техническое задание. Далее по результатам исследований можно готовить ТЗ, в котором будут указаны эксплуатационные, технические и эстетические требования к изделию. Для создания конкурентоспособного продукта они должны быть на уровне или выше рыночных аналогов. Как правило, ТЗ составляется совместно с заказчиком, с учетом его пожеланий.
- Генерация идеи. На этом этапе дизайнер ведет эскизный поиск: делает зарисовки на бумаге или графическом планшете. Источником его вдохновения является не только материал исследований и ТЗ, но также архитектура, графика, произведения искусства, природный мир. Какой-то элемент из этого списка может стать отправной точкой для последующего формообразования. В результате заказчик получает несколько концепций будущего дизайна.
- Трехмерное моделирование и визуализация. Лучшие эскизные предложения промдизайнер создает в виде трехмерной модели будущего объекта, включая визуализацию и наложение текстур. Он также готовит итоговые файлы для согласования проекта с заказчиком: 3D-модели и фотореалистичные 2D-изображения.
- Разработка конструкции. На основе выбранного дизайна создается конструкция корпуса. Она учитывает возможностей производства, сборки и характеристики материалов. Этот этап выполняется в современных системах автоматизации проектных работ (САПР), таких как CREO (Pro/Engineer).
Ведение и сдача/приемка проекта
Дизайн-проектирование может начаться с разных этапов. В некоторых проектах заказчик знает только о технической начинке будущего устройства, тогда дизайн корпуса создается с нуля. Бывает, что заказчик предлагает дизайнерам готовую концепцию, которую нужно проанализировать и доработать.
В процессе работы с промдизайнерами полезно придерживаться следующих правил:
- Делим проект на четкие этапы, с конкретными целями и задачами. Последовательно обсуждаем все предварительные результаты.
- Договариваемся о личных встречах или видеоконференциях, общение только через электронную почту или скайп менее продуктивно.
- Ставим цели: у всех участников проекта должно быть четкое понимание будущего устройства (целевая аудитория, функциональность, ценовая категория, себестоимость). Без этого дизайн разработать невозможно.
- Выбор дизайна лучше доверить мнению нескольких компетентных специалистов, для более объективной оценки. Мнение одного человека не всегда объективно.
При оценке результатов работы дизайнера стоит обратить внимание на следующие характеристики:
- Внешний вид корпуса. Формы, пропорции линий, цветовое решение — всё это должно соответствовать запросам потребителей.
- Фирменный стиль. Дизайн должен соответствовать общей философии и политике компании.
- Материалы и технологии производства. Выбранные материалы корпуса должны соответствовать требованиям к устройству, учитывать заданную себестоимость и возможности производства.
- Практичность. Использование продукта должно быть безопасным, простым и интуитивно понятным.
- Удобство сборки и обслуживания. Собираемость изделия должна быть проверена на прототипах, важно оценить возможности ремонта и технического обслуживания устройства.
Мы надеемся, что эти советы помогут вам запустить свой проект и получить ожидаемый результат. Более подробно эта тема раскрыта на нашем сайте: разработка промдизайна в Promwad.
Специфика профессии и должностная инструкция
Дизайн ассоциируется с рекламой и маркетингом в сознании большинства людей. Но существуют еще и промышленные дизайнеры, у которых совсем другая специфика профессии. Знание ее особенностей и должностной инструкции будет очень полезно для всех, кто решит себя посвятить такой работе.
Работа промышленного дизайнера, как и в других сферах дизайна, направлена на визуализацию той или иной идеи. Отличается только объект, к которому эта визуализация применяется. При этом нельзя всецело отдаваться на волю собственной фантазии. Дизайн – это использование воображения для достижения четких целей. Промышленный дизайнер последовательно занимается такими этапами проработки готового продукта, как:
- продумывание общей идеи:
- формирование четкой концепции;
- подготовка эскизов;
- создание макетов;
- трехмерное моделирование готового продукта;
- окончательное проектирование;
- создание опытного образца.
Дизайнер в промышленности не просто «делает красиво»; он должен учитывать особенности конкретного изделия и его будущего применения. Необходимо обладать не только тонким эстетическим вкусом, но и четким представлением, как избежать фатальных ошибок. Даже погрешности при оформлении бытовой техники могут повлечь серьезные последствия – что уж говорить об автомобилях или медицинской аппаратуре.
Принято считать, что промышленный дизайн «отпочковался» от архитектуры и ориентируется на ее стандарты профессионального мастерства.
Плюсы и минусы
Промышленный дизайн – стабильно востребованная сфера деятельности. В любом производстве сегодня важно представить продукт, который нравился бы людям и был бы адаптирован под их нужды, а не просто решал какие-то задачи. Оплата для представителей такой профессии относительно высока. Сама деятельность носит творческий характер.
Отрицательные стороны являются логичным продолжением достоинств. Так, за высокую оплату придется работать довольно много. А творческий характер деятельности означает, что готовых решений не будет. Поиск оптимального варианта придется поневоле вкладывать в ограниченные временные рамки. Учиться и набирать необходимую квалификацию придется долго.
Рабочий день промышленного дизайнера не может быть нормирован по определению, а то, что получится в конечном итоге, заказчики станут оценивать чисто субъективно.
Специалист по промышленному дизайну обычно назначается на должность и снимается с нее решением генерального директора. Представление делает главный инженер или начальник проектного отдела. В должностной инструкции обязательно прописывают требования к образовательной подготовке. Обычно это высшее образование без опыта работы или средняя профессиональная подготовка со стажем по специальности не менее 2 лет. Промышленный дизайнер обязан знать:
- нормативные акты РФ в области трудового права, организации труда и авторского права;
- конструкторскую подготовку производства;
- требования эргономики;
- компьютерные программы (не только графические редакторы, но и текстовые, браузеры, презентации, другой необходимый софт);
- приемы проработки эскизов, формирования физических моделей, композиционные правила и пропорции;
- принципы использования цвета и формы;
- подходы к проектированию;
- перспективы развития конкретной компании и ее текущее состояние;
- технические параметры и экономические характеристики оптимальной продукции российских и иностранных конкурентов;
- системы автоматизированного проектирования;
- принципы сертификации.
Также промышленному дизайнеру важны:
- умение составлять и читать чертежи, иную конструкторскую и производственную документацию;
- владение основами делопроизводства;
- умение использовать ресурсы интернета для профессиональной деятельности;
- порядок технических расчетов в процессе проектирования;
- технология производства;
- основные параметры материалов, используемых в создаваемых изделиях;
- основы художественно-графической работы;
- основы патентоведения;
- экономика организации.
В числе должностных обязанностей особенно стоит подчеркнуть подготовку эскизов и макетов (самостоятельно и вместе с другими людьми). Придется также заниматься изготовлением физических и виртуальных моделей. Промышленные дизайнеры:
- разрабатывают компоновочные схемы и композиции;
- отбирают оптимальные конструкционно-отделочные решения;
- обеспечивают соответствие продукта эргономическим стандартам;
- детализируют формы изделия;
- готовят художественно-конструкторские предложения.
Личные качества
Специалист по промышленному дизайну обязательно думает в первую очередь о конечном потребителе, а не о собственном удобстве. Для него крайне важно умение мыслить нестандартно и отыскивать те решения, которые недоступны для обычного инженера. На такой должности место только человеку, способному обрабатывать большие объемы информации. Придется проявлять наблюдательность и концентрироваться на деталях, не упуская при этом общей перспективы. Еще промышленному дизайнеру придется:
- постоянно общаться с людьми;
- уметь работать в команде;
- проявлять разумную инициативу, четко выполняя при этом общие указания;
- быть тактичным и осторожным в общении с заказчиками, их представителями.
Обучение и заработная плата
Учиться на промышленного дизайнера предлагают многие учебные заведения. Но стоит отдать предпочтение крупным университетам, где качество подготовки выше. Месячные и даже полугодовые курсы дадут максимум базовую информацию о дизайнерской работе. Готовясь связать себя с ней, желательно еще после школы получить художественное образование. Композицию и рисунок будут проверять на экзаменах в любом учебном заведении. Наилучшие позиции на рынке труда имеют выпускники МГУ, СПбГУ, неплохо котируются и дипломы петербургского института дизайна, московского университета дизайна и бизнеса.
Первые два курса дают общие предметы и введение в профессию. С 3-го осваивают профессиональное мастерство. Четырехлетний бакалавриат мало что дает, и его выпускник зарабатывает очень мало.
Зарплата в начальном звене даже у хорошо подготовленных промышленных дизайнеров составляет 20-30 тысяч рублей. При наличии опыта сотрудники могут зарабатывать 40-55 тысяч.
Дизайнер «Яндекс.Станции» рассказывает об индустрии, трендах и о том, почему игровые ноутбуки никогда не избавятся от RGB-подсветки.
Индустриальный, или промышленный, дизайн лежит в основе практически всех предметов, которые нас окружают: электроника, автомобили, мебель, жилые многоэтажки, мебель, шариковые ручки и даже пакет-майка на кассе в супермаркете.
Вещи не появляются из воздуха — если вы держите что-то в руках, значит, кто-то это придумал, спроектировал, привлёк инвестиции и произвёл с чётким планом того, как отбить вложения и заработать на продаже.
О том, что представляет из себя промышленный дизайн, как будут выглядеть игровые устройства будущего и какие тренды популярны сейчас, мы поговорили с Игорем Михненко, сооснователем дизайн-дома полного цикла notAnotherOne. В портфолио Игоря и его компании — линейка «умных» колонок для «Яндекса» и система умного дома Life Control, созданная для «Мегафона».
Мы выбрали самое интересное из большого интервью.
Текст ниже — прямая речь Игоря
с нашими комментариями и ремарками.
Что такое индустриальный дизайн
Есть стандартная формулировка, которая гласит «форма следует функции», но я с ней не совсем согласен. Я считаю, что форма является резолюцией функции — в это понятие входят несколько аспектов такие как технические характеристики, ощущения, рынок, целевая аудитория.
Задача дизайна как процесса — удовлетворять интересы конечного пользователя и производителя и учитывать при этом доступные средства производства.
В индустриальном дизайне сложнее и важнее всего соблюсти баланс. Если в архитектуре, например, вы можете позволить себе нестандартные решения, создавать уникальные проекты для каждого здания, то в индустриальном дизайне всегда нужно держать в голове необходимость массового производства.
Также необходимо заранее понимать стоимость — свобода в выборе форм и материалов определяется прежде всего тем, в какой категории выступает товар, сколько он может стоить для потребителя, и во сколько обойдётся производство.
Как создаются устройства
Существует более-менее стандартный цикл запуска производства продукта. В зависимости от сложности устройства и минимального запланированного количества, он может меняться — если будет произведено меньше тысячи штук, то некоторые этапы можно пропустить, а при масштабировании больше 100 тысяч потребуется пройти полный цикл.
Всё начинается с идеи, следом за которой идёт исследование рынка.
Необходимо оценить спрос и узнать, есть ли уже в продаже что-то подобное. Что-то совершенно новое «из космоса» создать практически невозможно — большинство инноваций представляют из себя комбинации уже существующих решений.
Первым делом формулируется дизайн-язык, определяется внешний вид и восприятие будущей линейки.
Именно линейки — бизнес не оперирует одним устройством. Если вы не можете создать несколько поколений, уровней устройств, объединённых в семейство, если у вас нет средств для производства нескольких продуктов, то, возможно, лучше даже не начинать. Как пример: если вы создаёте телефон, у него должно быть несколько версий с разным оснащением и несколькими градациями стоимости. И все устройства необходимо завернуть в один дизайн-язык, в продукции бренда должна быть наследуемость и узнаваемость.
Уникальный дизайн-язык служит для того, чтобы выделить бренд на рынке, придать ему «лицо». Если вы будете «ещё одним брендом», который производит «ещё одно устройство», которое ничем не отличается, вам будет очень сложно доказать свою целесообразность и превосходство над конкурентами.
Если вы используете какой-то угол, все остальные устройства должны повторять его форму, если используется какой-то материал или текстура, то они должны прослеживаться везде.
Проектируемые устройства прорабатываются до мелочей снаружи и внутри
Прежде, чем переходить к массовому производству, придётся пройти несколько этапов прототипирования, «вылизать» проект до блеска, и только после этого планировать сборочные линии, организовывать поставки материалов и тому подобное. Но здесь для всех подробностей потребуется отдельная статья.
Кто рулит производством — маркетологи или инженеры
Инициатива везде распределяется по-разному, у каждой компании своя культура. Где-то рулят дизайнеры, где-то маркетологи и продуктологи, где-то инженеры.
В большинстве азиатских компаний во главе стоит всё же маркетинг — это инертность рынка.
Например, современные телефоны с тонкой рамкой эстетически выглядят красиво, они как бы приближают нас к будущему в плане восприятия устройства. Однако с точки зрения механического дизайна и удобства использования, это кромешный ад. Это носимое устройство, которое часто падает — но для того, чтобы его можно было использовать по назначению, необходима целая вторичная индустрия чехлов и аксессуаров.
Индустрия чехлов начала стремительно развиваться после появления смартфонов со стеклянной задней панелью
Когда ты пытаешься завоевать рынок и закрыть собой все существующие ценовые сегменты, появляются огромные продуктовые линейки из десятков моделей, разница между которыми не всегда очевидна. Когда бренд концентрируется не на одном продукте или линейке, а на целом направлении устройств, например, ноутбуках, появляется необходимость искать компромиссы с точки зрения цены, качества и оснащения.
Под каждый продукт создают свою «персону», некий образ целевой аудитории: молодой человек 20-35 лет, пожилая женщина, представитель какого-нибудь меньшинства, бизнесмен — устройства разрабатывают под конкретные категории потребителей.
Выбранные для продуктов «персоны» обычно транслируются через рекламные изображения и ролики. Здесь, например, показывают молодых взрослых, которые работают в офисе
В индустриальном дизайне есть два смежных понятия: форм-фактор и стайлинг.
Форм-фактор — это непостредственно само устройство, его функция. Ноутбуки в этом ключе все одинаковые: у них есть экран, клавиатура, камера, тачпад и батарея. Более узкие понятия «игровой ноутбук» и «ультрабук» тоже относятся к форм-фактору, так как сюда входят требования к железу, которое определяет назначение.
Ультрабук будут постоянно переносить, открывать и закрывать, он будет падать, на него могут пролить кофе — поэтому в его промышленном дизайне главный акцент делается на автономность и портативность, он должен быть лёгким, прочным и надёжным. Среди моделей со всеми этими характеристиками есть градации по стоимости и внешнему виду — это и называется стайлинг, призванный отвечать запросам людей с разными вкусами.