О проекте
Заказчик: Центр компетенций Агентства стратегических инициатив
Цель и задачи проекта
Цель проекта: обеспечение аналитическими и методическими материалами процесса независимой оценки компетенций цифровой экономики.
- Определить методологические подходы и процедуры разработки инструментов измерения компетенций цифровой экономики
- Предложить методологию разработки инструментов измерения ключевых компетенций цифровой экономики на основе информации о поведении респондентов в цифровой среде в психометрическом моделировании
- Сформировать требования к качеству инструментов измерения и предложить порядок сертификации инструментов измерения ключевых компетенций цифровой экономики в рамках проекта
Актуальность проекта
В России все больше внимания уделяется развитию компетенций цифровой экономики: рассчитывается индекс цифровой грамотности, в субъектах Российской Федерации функционируют региональные программы, направленные на повышение компетенций цифровой экономики, работодатели начинают учитывать уровень владения компетенциями цифровой экономики и при приеме на работу, был принят указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором была определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического, создания условий и возможностей для самореализациии раскрытия таланта каждого человека. На рынке труда всё острее проявляется требование в универсалах, способных гибко взаимодействовать с внешних обстоятельствами, быстро переключаться между различными сферами деятельности, эффективно переключаться для решения новых задач, применять цифровые инструменты и действовать в цифровых средах. Поэтому вопрос измерения цифровой грамотности и определения факторов, связанных с ее развитием очень актуален.
Перечень ключевых компетенций цифровой экономики
Коммуникация и кооперация в цифровой среде
Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей
Саморазвитие в условиях неопределенности
Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций
Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов
Управление информацией и данными
Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также алгоритмов при работе с полученным из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач
Критическое мышление в цифровой среде
Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных
Федерякин Денис Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Младший научный сотрудник
Одним из первых приказов нового министра экономического развития РФ Максима Решетникова стал приказ «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“».
Необходимость в приказе такого рода назрела давно. В сборнике «Методики расчета показателей национальных и федеральных проектов, реализуемых в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“», опубликованном в прошлом году на сайте Росстата, есть таблица, содержащая шесть цифровых показателей ФП «Кадры для цифровой экономики». Интересно отметить, что показатели были сформулированы, но официальных методик по их вычислению долгое время не существовало. Они были утверждены лишь в конце января этого года новым главой Минэкономразвития. В одном из приложений к приказу содержится официальный перечень ключевых компетенций цифровой экономики. Он включает пять пунктов:
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.
Особое внимание стоит обратить на третий пункт этого перечня (креативное мышление). Ведь не секрет, что цифровая трансформация прежде всего должна проиcходить в головах владельцев бизнесов, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, а также ключевых специалистов. Которые и должны генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
Какие компетенции нужны цифровой экономике
Одним из элементов национальной программы «Цифровая экономика» является федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», призванный трансформировать рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям. Обсуждению подходов к формированию и реализации базовой модели компетенций (БМК) цифровой экономики был посвящен круглый стол, проведенный в феврале Аналитическим центром при Правительстве РФ, в котором приняли участие представители федеральной власти, бизнеса, научного сообщества, сферы образования и независимые эксперты. Указанная базовая модель должна быть разработана до конца нынешнего года, и, как отметил руководитель проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика» Владимир Месропян, она важна, в частности, для тех органов, которые регулируют сферу образования.
В повседневной жизни термин «компетенция» понимается довольно широко и нередко употребляется как синоним знаний, навыков и умений, необходимых в той или иной профессиональной деятельности. В данном же контексте последние составляют содержание профессиональных стандартов, которые применяются компаниями и организациями, а за прививаемые компетенции отвечают органы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), компетенция — это социальное требование к образовательной подготовке ученика, студента, обучающегося, охватывающее личностные качества, общеобразовательные, общекультурные и профессиональные компетенции. Как подчеркнул вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян, обсуждаемые на круглом столе компетенции характеризуют не столько профессиональные навыки людей, сколько широко понимаемую культуру цифрового общества, к которой не следует применять излишне технократический подход.
В то же время, базовые и профессиональные компетенции, формируемые в системе общего и профессионального образования, должны быть согласованы с квалификационными требованиями, записанными в тех или иных профстандартах. Директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Екатерина Бабелюк обратила внимание на сегментацию формально одинаковых базовых компетенций: одни требования должны предусматриваться для выпускников школ, другие для бакалавриата и магистратуры. Например, в последних двух случаях одни и те же компетенции, такие как умение искать необходимую информацию или способность решать реальные задачи, содержательно отличаются. Наряду с универсальными компетенциями в каждом случае добавляются еще и профессиональные. В то же время, каждая компетенция не привязана к отдельному предмету образовательного цикла, она должна вырабатываться в ходе всего учебного процесса.
Директор по развитию системы профессиональных квалификаций «ВНИИ труда» Ирина Волошина призвала четко разграничить компетенции и квалификации, а также указать, как они соотносятся друг с другом и где пересекаются. Учитывая высокие темпы развития технологий, важно также продумать, как те или иные компетенции будут актуализироваться с течением времени.
Вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Алексей Гурьев посетовал на инертность нашей системы высшего образования. В ней не практикуется обучение на основе кейсов, отсутствуют новые форматы индивидуализированного модульного образования, предоставляемого через Интернет. По его мнению, не стоит изобретать единую модель компетенций для всех компаний. У них в силу объективных причин выработаны разные критерии, важные с точки зрения конкуренции в том или ином сегменте экономики. И необходимые компетенции развиваются в компаниях без каких-либо указаний регулирующих органов. Думается, многие проблемы высшей школы как раз и связаны с низким уровнем конкуренции в этой сфере.
В свою очередь, исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев обратил внимание на то, что компетенции слабо увязаны с квалификациями, определяемыми в рамках профессиональных стандартов. А ведь именно эта связка и призвана транслировать квалификационные требования отраслей на язык компетенций, прививаемых системой профессионального образования. Да и сами профстандарты в некоторых министерствах не пользуются особым вниманием. Так, уже несколько месяцев лежит без движения казалось бы важный для цифровой экономики профессиональный стандарт по работе с большими данными.
А что же собой представляет базовая модель компетенций? Вот какое определение дал ей генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков: «БМК — система выявления, фиксации, систематизации, хранения информации о ключевых компетенциях цифровой экономики, включающая общепринятый язык их описания и механизмы согласования (протоколы обмена данными) между различными моделями». Не удивительно, что при столь общих формулировках их интерпретация варьируется от эксперта к эксперту.
Координатор центра компетенции «Кадры и образование» Олег Подольский сообщил, что к разработке базовой модели подключились уже более 300 участников. Эта модель должна охватывать все слои населения — от детей до пенсионеров. Необходимо, чтобы она предусматривала непрерывную подготовку кадров. Предполагается, что она будет использоваться для поиска и ротации кадров, в формировании образовательных стандартов и ляжет в основу языка описания конкретных компетенций и квалификаций. В рамках базовой модели должно быть выделено цифровое ядро, отвечающее за компетенции, критически важные для цифровой экономики (работа с данными, элементы алгоритмического мышления и др.).
По словам Александра Кондакова, сегодня у каждой компании есть своя модель компетенций, и все они включают много общих характеристик, таких как стремление к лидерству, системное мышление или ориентация на результат. Однако наряду с общими компетенциями необходимо выделить перечень ключевых характеристик, имеющих непосредственное отношение к цифровой экономике. Еще одна важная задача — построение системы независимой оценки компетенций.
Директор одного из департаментов «Университета НТИ 20.35» Андрей Комиссаров рассказал о попытке применения к формированию БМК цифровых подходов. В рамках проведенного исследования были проанализированы модели компетенций 50 ведущих российских компаний из восьми отраслей. На основе семантического анализа соответствующих текстовых документов были выделены кластеры базовых понятий (их оказалось 211), которые можно отнести к девяти крупным блокам, таким как мышление, работа с системами и процессами, саморегуляция, взаимодействия, новизна и изменения, коммуникации, предпринимательство. Очевидно, что при всей важности подобных компетенций для развития цифровой экономики, они имеют вполне универсальный характер и были актуальны на протяжении десятилетий задолго до принятия федеральной программы цифровизации.
Опуская развернувшуюся дискуссию на грешную землю, Владимир Месропян призвал задуматься о том, как БМК поможет скоординировать профессиональные и образовательные стандарты. Не секрет, что сегодня в отдельных вузах меняют названия специальностей и курсов, но при этом продолжают читать те же лекции, что и 20-30 лет назад. Один из участников дискуссии также предостерег разработчиков от избыточной формализации и призвал не придавать БМК статус нормативного документа, требующего предоставления регулятору дополнительной отчетности.
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.
к Методике расчета показателя
“Количество выпускников системы
с ключевыми компетенциями цифровой
экономики, Тысяча человек”, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 24.01.2020 N 41