Справка гарант профстандарт

Справка гарант профстандарт

Проверка на соответствие профессиональному стандарту

Справка гарант профстандарт

В АИС «Кадры в образовании. Самарская область» разработан механизм проверки соответствия уровня образования педагогов квалификационным требованиям соответствующего профессионального стандарта. В результате проверки формируются адресные рекомендации как для педагога, так и для руководителей образовательных организаций.

Раздел II выпуска 51 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 146, дополнен профессиональным стандартом «Флорист», которым предусматривается выполнение работ по изготовлению флористических изделий и их реализация.

Применений профессионального стандарта позволит присваивать разряды с 3 по 5 в зависимости от уровня квалификации.

Какие требования предъявляются к компетенции флориста для присвоения соответствующего разряда?

Так, флорист 3 разряда обладает достаточным уровнем квалификации для создание простых флористических изделий, которая включает:

  • выполнение первичной обработки живых срезанных цветов;
  • изготовление простых флористических изделий из живых срезанных цветов;
  • обеспечение сохранности флористических изделий.

К простым флористическим изделиям относятся:

  • классические круглые букеты, выполненные по образцу в спиральной технике, симметричные с небольшим количеством зелени, до трех видов цветов в похожей цветовой гамме;
  • круглые цветочные композиции на флористической губке в корзинах, симметричные, до трех видов цветов, в похожей цветовой гамме.

Флорист 4 разряда уже может создавать флористические изделия средней сложности:

  • изготавливать флористические изделия из живых срезанных цветов и иного растительного материала средней сложности;
  • создает композиции из горшечных растений.

К средней сложности флористическим изделиям относятся:

  • круглые, каскадные, ассиметричные букеты из живых срезанных цветов и иного растительного материала в спиральной и параллельной технике, до пяти видов цветов и зелени в похожей и контрастной цветовой гамме и оттенков одного цвета;
  • цветочные композиции на флористической губке в корзинах, коробках, вазах в декоративном и вегетативном стиле, с небольшим количеством декоративных элементов из искусственных или натуральных материалов, симметричные и ассиметричные, до пяти видов цветов, в похожей и контрастной цветовой гамме и оттенков одного цвета.

Также он может осуществлять продажу флористических изделий, которая включает:

  • получение товара со склада и определение его качества;
  • прием и оформление заказов на флористические работы;
  • произведение расчетов с покупателями согласно выбранному покупателем способу;

Флорист 5 разряда обладает квалификацией для создания сложных флористических изделий из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и иного растительного материала, а также флористического декора.

К сложным флористическим изделиям относятся:

  • декоративные структурные букеты из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и иного растительного материала нестандартных форм в спиральной, параллельной технике, букеты на каркасах, портбукетницах, асимметричные, с большим количеством зелени и декоративных элементов из искусственных и натуральных материалов, до десяти видов цветов и зелени различных сортов, форм, цветов и оттенков цвета;
  • цветочные композиции нестандартных форм из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов на флористической губке и кензане в корзинах, коробках, вазах, конвертах, а также в форме гирлянд, венков, фестонов в декоративном, вегетативном и форма-линейном стиле, с использованием декоративных элементов из искусственных и натуральных материалов, до десяти видов цветов и зелени различных сортов, форм, цветов и оттенков цвета;
  • аксессуары из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов и иного растительного материала: симметричные и ассиметричные венки и головные украшения, браслеты, бутоньерки, веера, сумки, зонтики;
  • интерьерные композиции и тематические работы из живых срезанных цветов, сухоцветов, искусственных цветов, в декоративном, вегетативном, форма-линейном стиле, многоуровневые, структурные, нестандартных форм (настольные, напольные, подвесные, арочные и иные), с большим количеством зелени, до 10 видов цветов и зелени различных сортов, форм, цветов и оттенков цвета.

Юридические лица, в том числе и казенные учреждения, которые являются некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ, вправе согласно нормам гражданского законодательства самостоятельно определять свою организационную структуру. В частности, казенному учреждению предоставлено право создавать филиалы и представительства, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и выступают в качестве обособленных подразделений учреждения (ст. 55 ГК РФ, ст. 5 и п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ). Кроме того, законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Возможность создания и ликвидации казенным учреждением таких подразделений нормативными актами не ограничена, а требования указывать их в учредительных документах создавшего их лица законодательство не содержит.

Порядок создания как филиалов и представительств, так и иных обособленных подразделений казенного учреждения законодательством не урегулирован. Из положений п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ вытекает только то, что принятие решения о создании филиала или представительства некоммерческой организации отнесено к компетенции ее высшего органа управления. Однако закон не содержит указания на то, что такой орган должен быть сформирован в казенном учреждении. Более того, на казенные учреждения не распространяются также и положения п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ о формировании в некоммерческой организации коллегиального или единоличного исполнительного органа, подотчетного высшему органу управления (п. 4.2 ст. 1 этого же закона). Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казенным учреждением, а также порядок принятия ими решений, в силу п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ, определяются уставом учреждения.

1. Поскольку сведения о филиале должны содержаться в уставе организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ), а устав казенного учреждения Республики Татарстан (равно как и вносимые в него изменения) утверждается правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 38 Порядка, утвержденного постановлением КМ РТ от 18.10.2010 N 820, далее — Порядок), решение о создании филиала должно приниматься тем же органом. Разработка изменений устава относится к компетенции самого учреждения (п. 45 Порядка). Процедура утверждения и согласования изменений устава учреждения с Министерством земельных и имущественных отношений РТ и Центром экономических и социальных исследований РТ при Кабинете Министров РТ регламентированы п.п. 46-48 Порядка.

2. Соответствующие изменения в уставе должны быть зарегистрированы, а сведения о созданном филиале — внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении казенных учреждений, осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), без учета специальных положений Закона N 7-ФЗ (п. 4.2 ст. 1 этого Закона).

Согласно пп. «н» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о филиалах (представительствах) юридического лица относятся к числу сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Таким образом, после принятия решения о создании филиала казенного учреждения и внесения в устав соответствующих изменений*(1) эти изменения необходимо зарегистрировать.

В срок не позднее десяти рабочих дней со дня государственной регистрации новой редакции устава (изменений в устав) учреждение должно представить в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и Министерство земельных и имущественных отношений РТ копию новой редакции устава (изменения в устав) с отметкой о государственной регистрации (п. 49 Порядка).

4. Кроме того, учреждению необходимо разработать и утвердить положение о филиале, на основании которого он будет действовать. Регистрировать это положение не требуется. Положение о филиале является основным документом, регламентирующим цели создания, задачи, сферу деятельности филиала, объем его правомочий, а также права и обязанностей учреждения по отношению к филиалу, вопросы управления филиалом, определяет правовой режим его имущества, финансов и прочее. Казенное учреждение обязано обеспечить открытость и доступность своего положения о филиалах, представительствах (п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Закон не относит утверждение положения о филиале казенного учреждения к компетенции какого-либо органа управления учреждением. Как показывает анализ правовых актов, этот вопрос целесообразно урегулировать в уставе учреждения либо решить по согласованию с учредителем казенного учреждения (смотрите, например, п. 4.5 постановления КМ РТ от 03.07.2013 N 471, п. 20.13 постановления КМ РТ от 10.06.2011 N 471, п. 2 распоряжения КМ РТ от 26.01.2010 N 109-р, п. 39 приказа Министра обороны РФ от 29.07.2011).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В устав следует внести сведения о месте нахождения филиала. Учитывая отсутствие единообразного подхода по вопросу о том, достаточно ли в этом случае указывать в уставе лишь населенного пункта, в котором расположен филиал, полагаем, что целесообразно отразить в уставе полный (почтовый) адрес филиала (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 19.11.2009 N КГ-А40/11845-09, определение ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-3131/10, постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу N А65-28861/2009, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N 09АП-10910/2009).

Рабочие квалификации сотрудников должны соответствовать строго определенным требованиям – профессиональным стандартам. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.

Зачем понадобилось в современной нормативной базе понятие «профессиональные стандарты»? Как их применять на практике? Кому они будут необходимы в первую очередь? Попробуем рассмотреть это законодательное новшество, вступившее в силу с лета 2016 года.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Профстандарты и другие близкие понятия

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  • Работа с персоналом на предприятии:
    кадровая политика;должностные инструкции и их изменение;тарификация сотрудников;аттестация;организация повышения профессионального уровня и др.
  • кадровая политика;
  • должностные инструкции и их изменение;
  • тарификация сотрудников;
  • аттестация;
  • организация повышения профессионального уровня и др.
  • Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  • Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Кому не уклониться от профстандартов?

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Как начать применять профстандарты?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  • Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  • Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  • Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  • Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  • Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  • Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    уволить сотрудника по результатам аттестации;организовать его профессиональное обучение.
  • уволить сотрудника по результатам аттестации;
  • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Возможные санкции трудовой инспекции

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Ближайшие планы

По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, стандарт устанавливает параметры в части наименования должности (1), уровня образования (2), стажа (3), навыков и умения (4) работников.

Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.

Сведения обо всех принятых профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, размещаемый на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов установлены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

При этом наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при установлении тарифных систем оплаты труда (тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам), систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Если по аналогичным профессиям (должностям) действует и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель (независимо от формы собственности) самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, когда применение стандарта прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Важно! Трудовой кодекс РФ устанавливает два случая обязательности применения работодателями профессиональных стандартов или квалификационных справочников.

Во-первых, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Во-вторых, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Примером установления таких требований Трудовым кодексом является статья 330.2 ТК РФ, согласно которой:

– лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;

– работодателем осуществляется проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям.

Поскольку требования к квалификации лиц, занятых на подземных работах, установлены, то применение профессиональных стандартов указанных лиц является для их работодателей обязательным.

Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный федеральный закон.

В остальных (кроме двух вышеописанных) случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, а также потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.

Важно! Правительством РФ установлены особенности применения профессиональных стандартов (в части тех требований, которые обязательны для применения) для отдельных категорий работодателей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственные внебюджетные фонды РФ, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вводят применение стандартов поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Эти планы должны быть рассчитаны на срок реализации не позднее чем до 01.01.2020 и должны содержать в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании (обучении), дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава своих организаций;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Важно! Если работодателем не соблюдаются обязательные требования профессиональных стандартов, то государственным инспектором труда может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также работодатель (его должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения должностных обязанностей работников.

Трансформация полномочий может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации.

При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, аттестационной комиссией могут быть признаны соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Такую независимую оценку квалификации, то есть подтверждение соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, работник либо по своей инициативе, либо по инициативе работодателя или другого лица сможет пройти в центрах оценки квалификации.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе проектной документации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3, 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предметом экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

ГАУ «УГЭЦ РТ» проводит экспертизу в форме государственной экспертизы согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05. 2007 № 145, и негосударственной экспертизы согласно Положению об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2012 № 272.

  • выполняется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • проводится только в электронной форме с использованием личного кабинета сайта ГАУ «УГЭЦ РТ» (за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • сведения об объекте заносятся в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).

Несколько простых шагов для получения услуги:

ШАГ 1: ПОЛУЧИТЬ УСИЛЕННУЮ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ

Какие бывают электронные подписи?

Электронная подпись — это информация в электронно-цифровой форме, с помощью которой можно идентифицировать физическое или юридическое лицо без его личного присутствия.

В электронном документообороте применяются два вида электронной подписи:

  • простая электронная подпись;
  • усиленная электронная подпись (может быть квалифицированной и неквалифицированной).

Они отличаются степенью защиты и областью применения.

Какая подпись нужна для подачи документов в ГАУ «УГЭЦ РТ»?

Для подачи документов в ГАУ «УГЭЦ РТ» применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Усиленная квалифицированная электронная подпись — это аналог собственноручной подписи.

Выдать такую подпись может только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Гарантом подлинности в этом случае становится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который предоставляет такой центр. Сертификат выдается на USB-носителе. Для его использования в ряде случаев может потребоваться установка дополнительного программного обеспечения.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если вы являетесь индивидуальным предпринимателем);
  • дополнительный комплект документов, подтверждающий ваши полномочия действовать от имени юридического лица (если вы получаете подпись представителя юридического лица).

Документы необходимо представить в аккредитованный удостоверяющий центр (найти их вы можете в списке или на карте). Сотрудник центра, после того как установит вашу личность и проверит документы, запишет сертификат и ключи электронной подписи на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Там же можно приобрести средства криптозащиты информации.

Стоимость услуги по предоставлению сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом аккредитованного удостоверяющего центра и зависит, в частности, от области применения электронной подписи.

Есть ли у электронной подписи срок годности?

Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи (как квалифицированной, так и неквалифицированной) зависит от используемого средства криптографической защиты информации (СКЗИ) и удостоверяющего центра, в котором был получен сертификат.

Как правило, срок действия составляет один год.

Подписанные документы действительны и после окончания срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи.

ШАГ 2: ПОДГОТОВИТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМАМ. ШАБЛОНЫ ДОКУМЕНТОВ

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» установлены единые требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Общая информационная справка для заявителей

ШАГ 3: ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Заявление заполняется и подается заявителем через Личный кабинет в электронной форме.

  • выполняет авторизацию;
  • создает электронную форму заявления;
  • заполняет форму электронного заявления, включающую сведения, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги;
  • загружает документы, необходимые для предоставления государственной услуги указанные в перечне документов;
  • подает заполненное электронное заявление на рассмотрение;
  • выдача заключения государственной экспертизы осуществляется в Личном кабинете заявителя.

Электронные документы должны быть подписаны лицами, которые обладают полномочиями на их подписание, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

ШАГ 4: ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР И ОПЛАТИТЬ УСЛУГУ

Как устанавливается дата начала оказания услуги (дата начала рассмотрения документации)?

3 рабочих дня – со дня получения документов, указанных в перечне, ГАУ «УГЭЦ РТ» осуществляет проверку комплектности и направляет договор на оказание услуги. В случае несоответствия документов направляется мотивированный отказ в принятии документов.

После внесения оплаты по договору – начинается проведение экспертизы.

Стоимость проведения госэкспертизы

За проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства определяется в соответствии с пунктами 53 и 54 Положения и предусматривает применение коэффициента, учитывающего назначение проектной документации, равного 0,5 при капитальном ремонте объекта капитального строительства. Также при проведении расчетов используются коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 года, и коэффициент сложности проектной документации.

ШАГ 5: ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Получить результат проведения экспертизы можно в электронном виде в Личном кабинете заявителя.

Результатом государственной экспертизы является заключение.

Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий – в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации.

Показатели качества предоставления услуги

  • соблюдение сроков приема и рассмотрения документов;
  • соблюдение срока получения результата государственной услуги;
  • отсутствие обоснованных жалоб на нарушения настоящего Регламента, совершенные специалистами ГАУ «УГЭЦ РТ».

Сроки проведения госэкспертизы

20 рабочих дней – срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства;

30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:

  • результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
  • проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах;
  • проектной документации в объеме, предусмотренном подпунктом «б» пункта 27 Положения.

В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по письменному соглашению сторон, при этом срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня;

5 рабочих дней – выдача дубликата заключения, подготовленного на бумажном носителе;

7 рабочих дней – выдача заверенной копии заключения, подготовленного на бумажном носителе.

С Правом на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий можно ознакомиться здесь.

ШАГ 6: ОБУЧЕНИЕ

Последнее обновление: 8 декабря 2022 г., 09:17

Профстандарт бухгалтера

В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.

Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:

  • на пятом уровне сотрудник ведет бухучет;
  • на шестом умеет составлять бухгалтерскую отчетность для компаний без филиалов и представительств;
  • на седьмом уровне работает с отчетностью для компаний с филиалами и представительствами;
  • на восьмом занимается бухучетом и отчетностью для групп компаний.

В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.

Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.

Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.

Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»

Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.

Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.

  • Программно-аппаратный комплекс “Профессиональные стандарты”  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Справочная информация о профессиональных стандартах. Подготовлено специалистами справочно-информационных систем  Гарант  и  КонсультантПлюс
  • Письмо  Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 “О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования”
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.02.2016 года “О применении профессиональных стандартов в сфере труда”
  • Письмо  Минобрнауки РФ от 12 февраля 2016 г. N 09-ПГ-МОН-814 “О рассмотрении обращения”
  • Письмо Минтруда России от 04.04.2016 года №14-0/10/13-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов
  • Письмо Минобрнауки РФ от 6 июля 2016 г. N 14-2/ООГ-6465 “О профессиональных стандартах”
  • Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации
  • Разъяснения о применении требований к образованию и обучению по должности “учитель”
  • Письмо министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 29.08.2016 года «О применении профессиональных стандартов»

Зачем нужны профстандарты

Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.

Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.

Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.

В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.

Читать в «Деле»

Нужны ли должностные инструкции

В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:

  • работают во вредных условиях;
  • получают льготы от государства: досрочную пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации;
  • работают с ограничениями — особыми условиями допуска. Например, когда водителю надо проходить предрейсовый медосмотр.

Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.

Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.

Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.

Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.

Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.

За профстандарты тоже штрафуют

Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.

Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов

Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.

Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.

При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.

А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *