Отсутствие должностных инструкций может быть квалифицировано как нарушение законодательства о труде. Поэтому, уделите должное внимание этому направлению работы. Наши рекомендации пригодятся и тем предприятиям, на которых права, обязанности и ответственность сотрудников четко регламентированы
Образцы должностных инструкций:
Структура должностной инструкции
Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:
- Общие положения
- Задачи и обязанности
- Права
- Ответственность
- Должен знать
- Квалификационные требования
- Взаимоотношения (связи) по профессии, должности
Рабочая инструкция имеет такую же структуру текста, но при необходимости ее можно дополнить разделом «Примеры работ».
Разделы следует нумеровать арабскими цифрами и размещать в определенной последовательности.
Должностные инструкции в Украине
Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором определены основные задачи, обязанности, права и ответственность работника при выполнении работы в определенной должности (по соответствующей профессии).
Должностная инструкция должна быть разработана для всех должностей, предусмотренных штатным расписанием.
Обязанность работодателя — проинструктировать работника и определить рабочее место до начала работы по заключенному трудовому договору (ст. 29 КЗоТ). В частности, работодатель должен обеспечить работника необходимыми средствами, разъяснить права и обязанности.
Наличие должностных инструкций — обязательно на каждом предприятии. Их отсутствие во время проверки инспектор труда будет квалифицировать как нарушение законодательства о труде.
Конечно, разрабатывают должностные инструкции не только для того, чтобы избежать штрафных санкций. Их польза — неоспорима: работник четко осознает, каких результатов от него ждут, как будет оцениваться работа, какая ответственность предусмотрена за невыполнение установленных требований.
К примеру, если работника при приеме на работу не ознакомили с должностной инструкцией, а через некоторое время уволили за непрохождение испытания, — суд будет на стороне работника. Ведь ему не разъяснили, что и как следует делать.
Отсутствие должностной инструкции влечет за собой и проблемы при увольнении в связи с систематическим неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания согласно п. 3 ст. 40 КЗоТ).
Пример должностной инструкции
Согласно пункта 14 главы 1 раздела II Правил организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных приказом Минюста от 18.06.2015 № 1000/5 учреждения осуществляют делопроизводство на государственном языке. Документы оформляют на государственном языке, кроме случаев, предусмотренных законодательством о языках в Украине.
Таким образом примеры должностных инструкций на портале вы найдете на украинском языке.
Внесение изменения и дополнений в должностной инструкции
Нормативные акты не обязывают работодателя просматривать должностные инструкции. Однако инструкции действуют длительное время и являются инструментом организации труда. Поэтому целесообразно периодически их просматривать.
Необходимость просматривать и вносить изменения в инструкции может быть обусловлена рядом причин, например:
- изменение наименования предприятия или структурного подразделения;
- изменение организационной структуры;
- изменение штатного расписания;
- изменение положения о структурном подразделении (изменение задач структурного подразделения);
- поправка обязанностей работника, появление новых видов деятельности, приводящие к перераспределению должностных обязанностей в связи с изменением в связи с изменением в организации производства и труда.
В должностные инструкции можно вносить изменения и дополнения только на основании приказа руководителя предприятия с согласия работника (абз. 7 п. 6 Общих положений гл. 1 Вып. 1 СКХПР; абз. 8 п. 6 Общих положений гл. 2 Вып. 1 СКХПР).
Итак, внесите изменения в должностной инструкции по следующему алгоритму:
1. Лицо, уполномоченное предлагать изменения в инструкции, подает письменные предложения руководителю кадровой службы. Он оценивает их целесообразность, выражает свое мнение руководителю предприятия, при необходимости организует разработку и согласование изменений.
2. Руководитель кадровой службы определяет, приведут изменения в инструкции к изменению обязанностей и трудовой функции работника, то есть, приведет ли это к изменению существенных условий труда.
3. Если изменения в инструкции вызванные изменениями в организации производства и труда, что привело к изменению существенных условий труда, предупредите работника за два месяца (ч. 3 ст. 32 КЗоТ).
3.1. Письменно сообщите работнику о предстоящих изменениях (уточнениях) в инструкции. К сообщению добавьте проект новой инструкции. Сообщение готовьте в двух экземплярах: один — работнику, другой останется в кадровой службе.
3.2. На экземпляре кадровой службы работник после ознакомления с проектом будущей инструкции фиксирует согласие или несогласие продолжать работу с новыми обязанностями.
3.2.1. Если работник не согласен продолжать работу в новых условиях, прекратите действие трудового договора по пункту 6 статьи 36 КЗоТ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ).
3.2.2. Если работник соглашается с изменением обязанностей, подготовьте проект приказа. Согласие работника укажите в качестве основания для издания приказа. Приказ зарегистрируйте в Журнале регистрации приказов по кадровым вопросам длительного срока хранения. Так новая инструкция вводится в действие.
4. Не предупреждайте работника за два месяца, но получите от него согласие, если речь идет об уточнении задач и обязанностей, обновление перечня нормативных документов, которыми работник должен руководствоваться в работе, детализацию обобщенных задач, при этом сами задачи и обязанности не меняются.
4.1. Уточнение инструкций тоже документируйте приказом.
Кто разрабатывает должностные инструкции
В идеале проект должностной (рабочей) инструкции работника разрабатывает непосредственный руководитель при методической и консультационной поддержке кадровой службы. Далее этот документ подают на согласование в кадровую и юридическую службы предприятия. Однако на практике этим зачастую занимаются кадровые службы, которые привлекают руководителей структурных подразделений.
Если на вашем предприятии еще не разработаны такие инструкции, предлагаем использовать десять правил: они будут полезными и там, где права, обязанности и ответственность работников четко регламентированы.