Лебедка
Механизм состоит из блоков и полиспастов. Груз поднимается именно при помощи этих элементов. В зависимости от типа привода лебедки делят на механические и электрические.
Такелажные работы при монтаже оборудования
Такелажные работы при монтаже оборудования /станка — это комплекс мероприятий, целью которых является перемещение промышленного груза с установкой его на запланированное место. В перечень таких работ входит разгрузка прибывшего оборудования, машин, механизмов или отдельных узлов с транспортного средства, горизонтальное, вертикальное и / или наклонное перемещение отдельных элементов внутри периметра монтажной площадки, установка оборудования в проектное положение.
Основные виды работ включают в себя ряд вспомогательных операций — от строповки груза и установки грузозахватов до уборки такелажной оснастки. Объем такелажных и строповочных работ для каждого проекта индивидуален и зависит от типа и характеристик груза, размеров монтажной площадки. Так, например, при подъеме на высоту и подача тяжеловесных станков через оконный проем в стесненных условиях, доля строповочных и такелажных работ может составлять более 50% всех трудозатрат. Если предполагается разгрузка небольших по размеру станков с установкой в цех или на склад, располагающийся на первом этаже, то объем такелажных работ в этом случае будет небольшим.
Такелажные работы являются одной из самых важных составляющих монтажа промышленного оборудования. Для их безопасного проведения подготовке уделяется большое внимание. Необходимо правильно подобрать и рационально использовать приспособления, грузозахваты и подъемные механизмы.
Выбор такелажа
Такелажные работы выполняются с учетом типовых технологических карт (ТТК), но готовых рекомендаций для каждого проекта не существует. При выборе такелажной оснастки для монтажа промышленного оборудования учитываются следующие факторы:
- масса груза, тип упаковки, возможность разборки станков на составные элементы или напротив, укрупнения узлов;
- особенности поставленной задачи, условия монтажа и наличие подъемных механизмов,
- этап строительных работ и состояние объекта, размеры и техническое состояние монтажной площадки, наличие подъездных путей, возможность подключения к источникам электроэнергии.
После изучения исходной информации подбирается наиболее рациональный вариант производства такелажных работ, который берется за основу при разработке плана производства работ (ППР).
Условия, которые облегчают такелажные работы при монтаже станков и оборудования
Лучшими для такелажа и монтажа промышленного оборудования являются следующие условия:
- основные строительные работы окончены — завершено строительство коробки здания, выполнен монтаж стропильной системы и настил кровли;
- на монтажной площадке имеется необходимое пространство для установки мостовых кранов;
- залиты основания под станки и технологические линии;
- готово покрытие постоянных въездов в здание.
В этих условиях возможно выполнение разгрузки, перемещения и установки габаритного и негабаритного, тяжеловесного оборудования с помощью мостовых кранов, сборочных работ — автокранами, перемещение небольших деталей и вспомогательных элементов — автопогрузчиками до места монтажа.
Трудности такелажных работ
Как показывает практика, сочетание всех благоприятных факторов встречается довольно редко. Дело в том, что в возведении крупных объектов участвует более десятка бригад строителей, кровельщиков, отделочников, которые последовательно выполняют работы по заранее намеченному плану. Последовательное выполнение работ удлиняет общие сроки строительства, поэтому применяется технология совмещения некоторых видов работ. Однако чаще всего совмещение строительных, кровельных и отделочных работ усложняет выполнение такелажных операций.
Еще один фактор, затрудняющий такелаж и монтаж станков, конвейеров и технологических линий — это особенности архитектуры и инфраструктура цеха, в котором выполняются монтажные работы. Так, например, в цехах, предназначенных для выпуска мелкой продукции, устанавливаются мостовые краны или кран-балки, грузоподъемность которых недостаточна для монтажа самого оборудования. Поэтому для его установки в проектное положение применяются более мощные грузоподъемные средства.
Пример проекта такелажа станка массой 24 т
Так, в ниже приведенном проекте такелажные работы были необходимым этапом монтажа оборудования на месте его работы.
Как происходит перемещение оборудования внутри цеха
Разгрузка отдельных узлов с транспортного средства не всегда возможна непосредственно вблизи подготовленного фундамента. Если нужно переместить станки из одного пролета в другой или с одного этаж на другой, то работы еще более усложняются. Поэтому для перемещения элементов оборудования внутри здания привлекаются мостовые краны и кран-балки. Это подъемное оборудование способно перемещать грузы в любую точку в пределах обслуживаемой зоны.
Такелажные средства
Если установка кранового оборудования внутри цеха невозможна, то прибегают к использованию различных такелажных средств:
- Полиспастов. Полиспасты применяются если необходимо перемещение станков и прессов на расстояние 25-30 м.
- Канатных дорог. Данные такелажные приспособления применяются если нужно переместить по прямой линии на расстояние до 100 м узлы или конструкции массой до 3 тонн. Канатная дорога является оптимальным вариантом перемещения грузов при растянутом фронте работ и приеме грузов в стесненных условиях.
- Салазок. Станки массой до 5 тонн перемещают внутри цеха с помощью трактора на специальных салазках, сваренных из П-образного стального профиля и уголковой стали. Более тяжелые грузы перевозят с помощью катков или по рельсовым направляющим, схожим по конструкции с железной дорогой
- Домкратов и ленточных подъемников. При отсутствии кранов достаточной грузоподъемности для решения задач, связанных, с вертикальным перемещением грузов, применяются гидравлические или винтовые домкраты в сочетании с ленточными подъемниками.
- Монтажных мачт с полиспастами и оттяжками. Это универсальное подъемное устройство, которое позволяет перемещать грузы большого веса внутри промышленных зданий.
- Лебедок. Лебедки, закрепленные на металлических или ж/б колоннах, стенах, балках межэтажных перекрытий, применяются дляподъемаи перемещения оборудования, имеющего большой вес.
Технология монтажных работ
Крупное оборудование поступает на место сборки в виде отдельных элементов и конструкций (станин и рам), рабочих узлов (редукторов, барабанов и т.п), мелких узлов и отдельных элементов (метизов, кронштейнов, крепежа). Чем крупнее и сложнее механизм, тем больше времени занимают монтажные работы. От порядка сборки, правильного построения технологического процесса и качества монтажа, зависит работоспособность и функциональность оборудования. На этом этапе может потребоваться демонтаж упаковки, в которой прибыл груза.
Установка станков в проектное положение на подготовленный фундамент осуществляется с помощью мостовых кранов, полиспастов, лебедок и других грузоподъемных устройств, после чего производятся монтажные работы. Монтаж включает в себя следующие виды операций — сборочные работы, подключение, пусконаладка оборудования.
Перед началом сборки сложных механизмов осуществляется анализ их конструкции, после чего с учетом сборочных чертежей завода-изготовителя, спецификаций и упаковочных ведомостей составляется технологическая схема сборки. Она состоит из графической и текстовой части с указанием выверки узлов, сварочных и сборочных работ. Такой подход позволяет избежать ошибок в процессе монтажа и обеспечить качество сборки сложного оборудования. Завершают монтаж промышленного оборудования подключение и пусконаладочные работы.
Такелаж химических реакторов
В ролике показан процесс проведения такелажных работ с установкой химических реакторов в проектное положение.
Немного о нас
Наша такелажная компания предлагает большой перечень услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- упаковка груза;
- такелажные работы;
- офисный переезд;
- промышленный переезд;
- перевозка груза и другие.
Часть услуг может быть оказана как на территории клиента, так и на нашем складе. Например, изготовление жесткой упаковки, обрешетки. Подготовительные работы по раскройке и нарезке материала мы можем сделать на своем складе в Москве. Далее, подготовленные конструкции перевозятся к заказчику и собираются у него. Такой комбинированный подход позволяет ускорить процесс оказания услуги, сделать его аккуратнее и зачастую удешевить за счет снижения затратов по логистике груза к нам и от нас.
Другие услуги
Page load link
Go to Top
Для чего ППР нужен заказчику?
Невыполнение этих правил является грубым нарушением. Если во время проведения работ произойдет ЧП, владелец территории и владелец подъемного сооружения пойдут под суд, а владелец оборудования не получит страховку за поврежденное оборудование. Оформить задним числом ППР не получится потому, что никто не захочет брать на себя ответственность. Заказчик может самостоятельно разработать и предоставить ППР подрядчику.
Это позволяет учесть все детали, согласовать проект со всеми заинтересованными службами. Чем сложнее проект, тем больше деталей, которые требуют согласования.
Разработчик ППР укажет, какие подготовительные мероприятия необходимо выполнить. Например, определить место установки крана, раскладку плит, необходимые размеры технологических проемов, пути объезда, опилку деревьев и т.д. Если не выполнить эти работы заранее, в день такелажа возможны простои или отмена выгрузки, а значит срыв сроков и дополнительные расходы. С ППР проще и быстрее выполнить подготовку и проконтролировать результат. Не нужно показывать исполнителям пальцем, достаточно передать нужный раздел из ППР.
Инженер произведет расчеты в программе, а потом переложит их на бумагу. Нет рисков, что техника приедет и не справится. Заказчик точно будет знать, что этим способом можно сделать работы, и это самый дешевый из возможных способов, который гарантирует сохранность оборудования.
1. Если нет информации по инженерным коммуникациям или есть риск их повреждения, обязательно нужно письменно согласовывать место установки крана с владельцем территории. Если этого не сделать, а кран, к примеру, продавит коммуникации, владелец территории обвинит заказчика и подрядчика. При этом кран может опрокинуться, и тогда последствия могут быть вплоть до уголовной ответственности.
2. В день проведения работ место установки крана может быть занято, например, контейнером с мусором, выгруженными материалами и т.п. Такелажные работы будут сорваны, а владелец территории скажет, что с ним это место не согласовали.
3. Если автокран перекрывает проезд, нужно заранее указать, где именно он будет установлен и сколько продлятся работы.
При работе автокранов большой грузоподъемности от 50 тонн и более нагрузка на опоры становится очень большой и требуется подготовка площадки для установки крана. Необходимо определить, какие мероприятия нужно выполнить, чтобы кран не продавил инженерные коммуникации. Для расчета нагрузок инженер должен смоделировать работу крана в программе, а потом перенести результаты на бумагу.
ППР включает в себя схему строповки от производителя. При ее отсутствии схему разрабатывают в индивидуальном порядке. Подробная графическая инструкция необходима для безопасного подъема оборудования.
Без ППР страховка не будет работать. При наступлении страхового случая страховая компания откажет в выплате. Сделать ППР задним числом не получится. так как никто не захочет брать на себя ответственность. ППР должен быть до начала производства работ.
ППР необходим, если счет идет на сантиметры и килограммы. Без детально проработанного ППР не будет уверенности в том, что работы можно выполнить.
Техника безопасности
Во время выполнения такелажа используются стропы, при помощи которых груз крепится к подъемному механизму. Перед тем, как накидать стропы, нужно определить вес груза. В большинстве своем этот показатель обозначен в паспорте – металлическая табличка, прикрепленная к одной из сторон объекта; или в сопроводительных документах. Если груз упакован, то такие данные пишутся прямо на материале упаковки или обшивке ящика.
При подъеме и перемещении грузов строго придерживаются таких правил:
- Если к грузу прилагается паспорт или сопроводительная документация, то строповка выполняется в точном соответствии с рекомендациями изготовителя. Крепление строп выполняется исключительно за проушины при помощи специальных крюков, которые предусмотрены на такелажной оснастке.
- При строповке важно добиться полного равновесия и устойчивости груза. Оборудование и дополнительные механизмы, скомпонованные на общей раме, поднимаются вместе после того, как будут закреплены стропы на общей платформе. Листовые материалы, скомбинированные в пакеты, поднимаются специальными подхватами, которые крепятся к траверсе.
- Для строповки длинномерной продукции – уголков, профиля и прочих – применяются специальные универсальные приспособления. На острые углы под стропы устанавливаются подкладки.
Требования к оборудованию
Систематический осмотр такелажных приспособлений, механизмов и прочего оборудования является обязательным условием поддержания его работоспособности и безопасной эксплуатации. Для проведения проверки устанавливаются сроки. К примеру, траверсы проверяются два раза на год, клещи и захваты – ежемесячно, стропы – один раз на декаду (за исключением, тех, которые используются редко).
Помимо этого, предусмотрено и внеочередное обследование рабочей оснастки. Оно проводится после завершения ремонта металлических узлов и деталей; в случаях реконструкции, капитального ремонта или других аналогичных операций. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале. После замены канатов проверяется надежность креплений, правильность выполнения запасовки.
Техническое освидетельствование осуществляется инженерно-техническим работником, на которого возложены надзорные обязанности. Обязательно присутствие сотрудника компании, отвечающего за техническое состояние такелажных средств, приспособлений и механизмов. Ответственный сотрудник может и самостоятельно проверить запасовку и надежность канатов. Это только повысит степень безопасности при выполнении такелажных работ.
Такелажные средства и приспособления
К такелажным
средствам и приспособлениям относятся
стальные и пеньковые канаты, цепи,
стропы, траверсы, захваты, блоки,
полиспасты, тали, лебедки, домкраты.
Стропами (рис. 111)
называют отрезки канатов или цепей,
соединенные в кольца или снабженные
специальными подвесными приспособлениями,
обеспечивающими быстрое, удобное и
безопасное закрепление груза. Число
ветвей стропа, на которых подвешивают
груз, выбирают в зависимости от массы
груза и диаметра каната.
С целью повышения
производительности и безопасности
работ, применяют полуавтоматические
стропы (рис. 112), которые позволяют
выполнять расстроповку поднятого груза,
не поднимаясь на высоту. Для строповки
груза верхнюю петлю каната 1 накидывают
на крюк крана, а двумя свободно висящими
концами стропового каната обхватывают
груз. Петли каната с коушами 3 надевают
на запорный штырь 6, который для этого
тросиком 4 оттягивается влево. После
заведения петель в скобу 7 тросик
отпускают, штырь под действием пружины
5 запирает петлю и строповку груза
заканчивают. Для предохранения каната
от повреждения при перегибах на острых
гранях поднимаемого груза к нему крепят
специальные инвентарные подкладки 2,
которые при необходимости можно
перемещать по канату.
Рис. 108. Установка
предохранительных подкладок под стропу
при увязке узлов оборудования:
а – деревянных; б
– из разрезанной трубы с приварными
бабышками;
Рис. 109. Чалочные
узлы:
а – прямой; б –
рифовый; в – вязка в петлю; г – брамшкотовый;
д – мертвая петля;
е – выбленочный; ж – двойной выбленочный;
з – морской узел;
и – двойной морской узел; к – плотничный
узел (удавка); л – удавка с нахлесткой;
м – штыковой; н – полуштыковой
Чтобы освободить
стропы, необходимо ослабить натяжение
грузового каната и потянуть за тросик,
который, преодолевая усилие пружины,
сожмет ее и потянет за собой штырь в
крайнее левое положение. При этом
свободный конец стропа (петля) освободится.
Рис. 110. Рекомендуемые
способы закрепления канатов на крюковых
подвесках
Кроме
полуавтоматических стропов, для
дистанционной строповки поднятого в
проектное положение груза применяют
также полуавтоматические строповые
захваты.
Для соединения
концов канатов или образования петли
используют зажимы или сжимы различной
конструкции (рис. 113).
Применяют не менее
трех зажимов. Расстояние между ними
обычно принимается не менее трех.
Расстояние между ними обычно принимается
не менее 6 диаметров каната. Гайка на
стержнях всех зажимов следует затягивать
с одинаковым усилием с использованием
динамометрических ключей так, чтобы
сжатый поперечник каната составил 0,6
его первоначального диаметра.
Рис. 111. Стропы: а
– простой; б – с одной петлей; в – с
двумя петлями; г – универсальный; д –
облегченный с петлей; е – облегченный
с крюком
Рис. 112.
Полуавтоматические стропы:
Рис. 113. Зажимы для
крепления стальных канатов: а – кованный;
б – дуговой
Концы канатов
закрепляют зажимами обычно через коуш,
который служит для зацепления за крюк
и предохраняет канат от расплющивания
и расслоения прядей и проволок на
перегибах. Коуши штампуют из листового
металла или изготовляют из чугунного
литья.
Зажимы должны
размещаться на канате так, чтобы
затягивающие гайки располагались со
стороны рабочей ветви каната. Это
обеспечивает последней прямолинейность,
а стремящийся к выскальзыванию конец
при этом будет лучше зажат.
Для натяжения
стальных канатов на такелажных работах
применяют винтовые стяжки (фаркопфы).
Стяжка представляет собой раму с двумя
винтами – с правой и левой резьбой. При
вращении рамы винты сближаются или
расходятся.
При перегрузке и
транспортировке листового и сортового
металла, труб, огнеупорных блоков и
других штучных грузов применяют захваты
различной конструкции (рис. 114).
Рис. 114. Захваты: а
– эксцентриковый для транспортировки
листовой стали; б – клещевой; в, г –
полуавтоматические для подъема
соответственно, легких и тяжелых
(железобетонных) колонн; д – фрикционный
строп для монтажа железобетонных колонн;
е – для транспортировки грузов
прямоугольного сечения массой 10 т
ис.
115. Траверсы: а – для строповки груза за
четыре точки; б – равноплечая; в – для
монтажа двумя полиспастами
Для транспортировки
крупногабаритных и длинномерных грузов
используют траверсы (рис. 115). Основное
их назначение – предохранить поднимаемые
элементы от воздействия сжимающих
усилий, возникающих в них при наклоне
стропов. Траверса, предназначенная для
строповки груза за четыре точки (рис.
115, а), состоит из балансирной балки 1 с
серьгой 2 для крюка грузоподъемного
механизма и двух роликовых обойм 3,
подвешенных к концам балки, со стропами
5. В обоймах роликов установлены прижимные
винты 4, один из которых (на щековине)
предотвращает скольжение стропа, а
другой (установленный с торца обоймы)
– прижимает ролик, предупреждая его
поворот. Прижимные винты позволяют
поднимать груз с некоторым наклоном,
что облегчает установку его в проектное
положение под углом.
Если груз поднимают
двумя спаренными кранами разной
грузоподъемности (или двумя тележками
одного крана), то используют равноплечую
траверсу (рис. 115, б).
Место крюка траверсы
определяется соотношением ее плеча с
учетом грузоподъемности каждого крана.
Для монтажа
тяжеловесного оборудования спаренными
кранами применяют балансирную траверсу
(рис. 115, в). Траверса состоит из двух
двутавровых балок 6, соединенных
поперечинами 5. На концах траверсы
расположены подвески 1 для крепления к
грузовым полиспастам монтажных кранов.
С торцов траверсы приварены листовые
накладки 4. Строповку поднимаемого груза
осуществляют с помощью автоматического
захвата 7. Тросик 3 для расстроповки
проходит через отводной ролик 2.
Для подъема или
перемещения груза, а также для изменения
направления канатов применяют блоки.
В зависимости от числа роликов блоки
разделяют на однорольные и многорольные.
Однорольные блоки обычно применяют в
качестве отводных и для подъема легких
грузов, многорольные – для подъема
тяжелых грузов. Ролики блоков вращаются
на оси, неподвижно установленной в
щеках, к которым через траверсу
присоединяют крюк или серьги. Блоки
оснащают приспособлениями, предохраняющими
канат от соскальзывания. Однорольные
блоки часто изготавливают с откидными
щеками для быстрого отделения каната
от блока без расстроповки.
Для уменьшения
тягового усилия используют полиспасты.
Полиспаст (рис. 116, а) состоит из неподвижного
блока 1 и подвижного 2; блок 3 (отводной)
служит для отвода сбегающей ветви
каната, обычно связанной с барабаном
лебедки. В зависимости от схемы полиспаста
сбегающая ветвь может сбегать с подвижного
или неподвижного блоков. Число ниток
полиспаста может быть четным (рис. 116,
б) и нечетным (рис. 116, в).
Усилие в канатах,
необходимое для подъема груза Q,
определяют по формуле
,
(34)
где η – КПД одного
ролика; η= 0,96 при установке на подшипниках
скольжения; η= 0,98 при установке на
подшипниках качения; m
– кратность полиспаста.º
Для каната,
наматываемого на барабан лебедки при
подъеме груза на высоту, h
равна l
= mh.
Запаковку блоков
полиспастов необходимо производить
при минимальном начальном расстоянии
между блоками с последующей их растяжкой
(например трактором). При запаковке
следует сохранять направление изгиба
каната, полученное им при смотке в бунт.
Неподвижный конец
каната от плоскости ролика не должна
превышать 6º, а расстояние от барабана
лебедки до отводного ролика должно быть
не менее 20 диаметров барабана.
При отсутствии
блоков необходимой грузоподъемности
применяют свободные полиспасты, которые
могут работать с приводом от одной
(рис. 116, г) или от двух (рис. 116, д) лебедок.
Сдвоенный полиспаст с одной лебедкой
рассчитывают как два самостоятельно
работающих полиспаста. Усилие в канате
лебедки определяют из условия половины
веса поднимаемого груза.
В качестве подъемных
механизмов на монтажных работах широкое
практическое применение получили ручные
тали, кошки, электрические тали (тельферы),
лебедки и домкраты.
Ручная таль
представляет собой червячный или
шестеренный грузоподъемный механизм,
включающий цепной полиспаст с ручным
приводом от бесконечной цепи или рычажный
храповой механизм. Грузоподъемность
принимают тали до 3 т.
Для ручного
перемещения грузов по подвесному
монорельсовому пути двутаврового
сечения используют кошки грузоподъемностью
до 5 т.
Электрические
тали (электротали) предназначены для
подъема и перемещения грузов по
монорельсовому пути с помощью
электропривода. Грузоподъемность
электроталей составляет 0,25-5,0 т.
Монтажные лебедки
применяют с ручным и электроприводом.
Рычажные лебедки с ручным приводом
(рис. 118) грузоподъемностью 1,5– 3,0 т,
которые широко используются для подъема
и перемещения грузов по горизонтальной
и наклонной плоскости.
Лебедка с
электроприводом по назначению разделяют
на подъемные, тяговые и поворотные (для
вращения монтажных кранов); по способу
установки – на передвижные и стационарные;
по числу барабанов – на одно, двух и
трехбарабанные. Барабаны могут быть
гладкими и нарезными. Электрические
монтажные лебедки выполняют реверсивными.
Грузоподъемность лебедок составляет
0,5– 12,5 т., канатоемкость – 80 – 800 м.
Рис. 116. Полиспасты:
а – с блоком для отвода сбегающей ветви
каната; б – с четным числом ниток; в –
с нечетным; г – сдвоенный с приводом от
одной лебедки; д – сдвоенный с приводом
от двух лебедок
При расчете
крепления лебедки определяют необходимый
вес уравновешивающего груза на раме
или усилие в анкерных болтах из условия
грузовой устойчивости лебедки. Коэффициент
грузовой устойчивости определяют по
формуле
,
(35)
где Мв
–
восстанавливающий момент; Мо
– опрокидывающий момент.
Рис. 118. Ручная
рычажная лебедка: а – общий вид; б –
схема применения; 1 – канат; 2 – грузовой
крюк; 3, 5 – рычаги; 4 – корпус; 6 – крюк
для подвески к опоре
Рис. 119. Схемы
закрепления лебедок: а – с помощью
земляного якоря; б – с помощью наземного
якоря
Рис. 119. Схемы
закрепления лебедок: в – за колонну
здания; г – к железобетонному или
металлическому ригелю перекрытия
здания; д – к кирпичной стене; е – схема
для расчета крепления лебедки
Моменты Мв
и Мо
определяют из условия, что опрокидывание
лебедки может происходить вокруг точки
А упора переднего элемента рамы в якорь:
,
(36)
где Q
– усилие в канате; G1
– вес
лебедки; G2
– усилие,
на которое необходимо рассчитывать
анкерные болты, или вес уравновешивающего
груза; а – расстояние от центра тяжести
лебедки до точки опрокидывания; b
– расстояние от точки опрокидывания
до места закрепления анкерных болтов
или до центра тяжести уравновешивающего
груза; h
– расстояние от каната до точки
опрокидывания.
.
(37)
Кроме расчета
лебедки на опрокидывание, необходимо
рассчитать якорь лебедки на прочность
и устойчивость против горизонтального
смещения под действием сдвигающей силы
,
(38)
где: Fтр
– сила
трения рамы о грунт; f
– коэффициент трения рамы о грунт, f
= 0,3 – 0,5.
Для механизации
монтажных и такелажных работ применяют
гидравлические, винтовые, реечные и
клиновые домкраты.
Гидравлические
домкраты бывают со встроенным насосом
и работающим от отдельно расположенного
насоса. Грузоподъемность их составляет
200 т и более. Для установки оборудования
в плане (например, рамы балансиров
конусов доменных печи) применяют
малогабаритные облегченные домкраты.
Такие домкраты удобны также при выверке
оборудования.
Винтовые и реечные
домкраты в основном используют при
необходимости их частой перестановки
и в стесненных условиях.
Клиновые домкраты
применяют главным образом при выверке
оборудования в процессе монтажа.
Безопасность
При такелажных работах приходится иметь дело с весьма крупными и тяжелыми объектами. Их масса может измеряться тоннами. Поэтому были разработаны и внедрены правила техники безопасности, регламентирующие эксплуатацию такелажной оснастки, механизмов и приспособлений.
В требованиях учтены все источники опасности и рекомендованы методы их предупреждения при выполнении манипуляций. Сотрудники компании, которая занимается предоставлением такелажных услуг, в обязательном порядке проходят инструктаж. Периодически для них организовываются курсы повышения квалификации. Для допуска к выполнению работы нужно проходить медосмотр.
Такелажное оборудование, приспособления и оснастка
Такелажные работы — востребованная услуга в различных сферах промышленности, которая подразумевает использование различных такелажных средств, приспособлений и оснастки. Ведь, когда речь идет о транспортировке трансформаторов, конвейерных линий, промышленного, холодильного и климатического оборудования очевидно, что их перемещение только руками невозможна.
Чтобы обеспечить сохранность грузов в процессе выполнения работ, требуются такелажные приспособления и специализированное оборудование. Важно не только переместить оборудование из точки А в точку Б, но и обеспечить его защиту от механической деформации, минимизировать риск повреждений дорогостоящей техники.
По сложности такелажные работы бывают трех категорий:
- Простые, в процессе которых возможно обойтись без специального оборудования.
- Средней сложности — погрузка-разгрузка и перемещение груза весом до двадцати тонн.
- Сложные (транспортировка оборудования массой более пятидесяти тонн), выполнение которых требует применения различных видов оборудования.
Что такое такелажная оснастка
Такелажной оснасткой называется комплекс технических средств, предназначенных для увязки, крепления, захвата, подъема, ручного или механизированного перемещения различных грузов. Для такелажа грузов и погрузочно-разгрузочных работ применяются стандартизированные технические приспособления, средства и механизмы, которые проектируются и изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ.
Основные виды такелажных устройств и специализированных средств
- Ручной такелаж. С помощью ремней различной конфигурации осуществляется ручное перемещение грузов, вес которых не превышает 300 кг.
- Лебедки и роликовые системы. Применение специальных механизмов позволяет оторвать груз от земли, чтобы подвести под него платформу для последующей транспортировки. Эти приспособления также используются для подачи грузов в оконные проемы.
- Гидравлические тележки, домкраты, полиспасты, портальные краны. Эти и другие устройства применяются для решения задач повышенной сложности.
Такелажные средства и инструмент, применяемый для строповки, подъема и перевозки промышленного, торгового, медицинского, полиграфического оборудования, сейфов, резервуаров и металлоконструкций подбирается исходя из характеристик груза.
Транспортируемые грузы классифицируются по следующим параметрам
- Вес. В зависимости от массы грузы делятся на легковесные (до 0,25 т), тяжеловесные (от 0,25 до 50,0 т), весьма тяжелые (более 50,0 т).
- Габариты. Габаритными называются грузы, размеры которых позволяют транспортировать их по дорогам общего пользования без специальных разрешений. У негабаритных грузов весогабаритные параметры превышают допустимые нормы.
- Конфигурация. От очертаний и формы груза зависит выбор строп, их количество, схема строповки и угол расположения ветвей.
- Центр тяжести. Расположение центра тяжести влияет на выбор схемы строповки груза. Если не учитывать этот параметр, то возможен перегруз отдельных грузоподъемных устройств и ветвей строп, потеря устойчивости подъемного оборудования.
Разнообразие такелажных инструментов и приспособлений
Проволочные канаты — элементы строповки и составляющие подъемных механизмов, применяемых для горизонтального и вертикального перемещения груза. Металлические тросы с органическими и металлическими сердечниками свиваются из отдельных прядей, которые в свою очередь состоят из проволок одинакового или разного диаметра. Прочность и гибкость каната, устойчивость к нагрузкам на разрыв зависит от материала сердечника, диаметра проволок и их количества в конструкции каната. Для строповки грузов, как правило, используются канаты из оцинкованной или нержавеющей проволоки, а также металлические тросы в ПВХ оболочке.
Пауки, цепи, чалки
Чалки, применяемые для захвата грузов, делятся на петлевые и ветвевые. Первые имеют вид замкнутой петли, одно-, двух- и четырехветвевые состоят из ветвей, оснащенных крюками. В зависимости от материального исполнения чалки делятся на текстильные, канатные, цепные.
Блоки и полиспасты
Так называются элементы такелажа, оснастка грузоподъемного оборудования. Полиспаст является самым простым устройством для подъема грузов. Он состоит из нескольких блоков, которые соединяются с помощью каната или троса. Блоки могут быть одно- или многороликовыми.
Крепежные приспособления
В эту группу входит целый ряд крепежа и приспособлений различной модификации:
- зажимы и коуши. Приспособления предназначены для защиты металлических тросов и текстильных строп от износа и истирания;
- талрепы. Так называются натяжители, применяемые для регулирования силы натяжения цепей и канатов при строповке грузов;
- карабины, крюки, кольца. Карабины различной конструкции, сварные такелажные кольца, S и US-образные крюки — это соединительные элементы, предназначенные для быстрого и надежного соединения цепей и крепления груза;
- рым-болт. Это цилиндрический стержень с накатанной резьбой и такелажным отверстием для застропки с крюком цепного, канатного или текстильного стропа.
Опорные конструкции
При перемещении тяжеловесного оборудования может потребоваться его удержание на заданной высоте после подъема. Для этого применяются конструкции, способные выдерживать серьезные нагрузки. Конструкция имеет вид вертикальной металлической опоры на растяжках, в нижней части которой имеется ж/б плита.
Способы использования ручного такелажа
При перемещении габаритных грузов используются устройства, которые относятся к механическим или автоматизированным вспомогательным средствам. Чтобы достичь максимального эффекта, их комбинируют.
Погрузка грузов ручным способом выполняется с помощью ручных лебедок, ремней, талей. Ремни относятся к самому простому такелажному инвентарю, который применяется для перевозки сейфов, бытовой техники, корпусной и мягкой мебели.
Такелаж промышленного оборудования предполагает использование лебедок и талей. Механизмы оснащены аварийной стопорной системой. С их помощью можно быстро и безопасно переместить груз. Тали могут поднимать груз на высоту до 12 м. Грузоподъемность ручных рычажных лебедок достигает 5 тонн. Сочетание характеристик достаточно для проведения промышленного или офисного переезда.
Краны и другие грузоподъемные механизмы
Механизированные средства, которые применяются для осуществления такелажных работ, классифицируются по:
- назначению (подъем, погрузка и/или разгрузка);
- мобильности (статичные, самоходные, передвижные);
- уровню автоматизации и характеру движения.
Перемещение грузов выполняется с помощью:
- Подъемных механизмов. В эту категорию входят гидравлические, винтовые, реечные домкраты, механические лебедки, цепные и канатные тали.
- Кранов. Речь идет о кранах-манипуляторах, пролетных (мостовых, козловых, кабельных) и стреловых (башенных, портальных, самоходных) кранах.
Требования к такелажным приспособлениям и оснастке
Чтобы исключить сбои в работе спецтехники, необходим регулярный техосмотр устройств и механизмов, осмотр техники перед началом работ, проверка правильной установки приспособлений для такелажа непосредственно на объекте.
Такелажное оборудование и монтажные приспособления регулярно проходит техническое обслуживание, осмотр, проверку работоспособности и функциональности. Своевременная проверка технического состояния приспособлений для такелажных работ поддерживает их работоспособность и является гарантией безопасной эксплуатации механизмов и агрегатов. Грузоподъемные механизмы испытываются следующим способом: с помощью грузозахватных приспособлений на них подвешивается груз, масса которого на 10%-25% превышает паспортную грузоподъемность оборудования. Груз должен находиться в подвешенном состоянии определенное время. Техника, которая не прошла испытания, к работе не допускается.
Помимо планового технического осмотра такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы проходят внеплановое обследование. Проверка проводится после окончания ремонта узлов и деталей такелажа, а также после реконструкции, модернизации или капитального ремонта оборудования. Результаты проверки заносятся в специальный журнал. После замены канатов на подъемных и грузозахватных приспособлениях проверяется надежность крепежа, правильность выполнения запасовки металлических тросов на барабанах, блоках и лебедках.
Проверкой технического состояния такелажных устройств занимается инженерно-технический работник, назначенный руководством компании, или сотрудник специализированной организации, которая зарегистрирована в Ростехнадзоре.
Примеры использования
Приспособления для такелажа, краны и другие грузоподъемные механизмы применяются для:
- переезда офисов, магазинов, складов, производственных цехов и предприятий;
- монтажа и демонтажа промышленного оборудования и технологических линий;
- доставки, погрузки-разгрузки грузов различных габаритов и веса;
- подъема и спуска грузов различной конфигурации.
Наши услуги
Иногда возникают ситуации, когда груз необходимо поднять и удерживать в таком положении определенный период времени. Требуются опорные элементы, способные выдерживать большие нагрузки. В большинстве своем они представляют собой вертикальную металлическую опору на растяжках. В ее нижней части располагается массивная бетонная плита в качестве опоры.
Если поднимаемый объект сравнительно небольшого веса, то можно использовать таль. При работе в помещении они закрепляются на перекрытиях либо иных прочных конструкциях строительства.
Виды такелажных работ
В зависимости от характеристик груза, места и условий проведения работ на этапе подготовки проекта выбираются те или иные виды такелажных работ. В этой статье мы расскажем какие виды такелажных работ бывают, как они комбинируются между собой.
Такелажными работами называется комплекс мероприятий, направленных на погрузку, разгрузку, перемещение и транспортировку габаритных и негабаритных грузов. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются специалистами, прошедшими обучение, подготовку и инструктаж — такелажниками и стропальщиками. Для горизонтального и вертикального перемещения грузов применяется такелажная оснастка — специальное оборудование, инструменты и приспособления.
Это лебедки, домкраты, полиспасты, гидравлические тележки, а также опорные конструкции, канаты, цепные и текстильные стропы, петлевые и кольцевые чалки, грузозахватные приспособления (крюки, зажимы, проушины).
Основные виды такелажных работ
Для классификации такелажных работ применяется несколько оснований.
Виды такелажа по уровню сложности
Одним из самых распространенных оснований для квалификации такелажных работ является классификация по уровню сложности. Выделяют:
- Простые. Сюда относится переноска и транспортировка грузов массой не более 2 тонн без применения сложной техники. Как правило, это перемещение торгового, офисного, медицинского оборудования.
- Средней сложности. Такелажные работы среднего уровня сложности подразумевают подъем, спуск и перевозку грузов, вес которых не превышает 20 тонн. Для перемещения тяжеловесных конструкций и крупноформатного промышленного оборудования применяются грузоподъемные механизмы, монтажная оснастка и некоторые виды специальных приспособлений. В эту группу входит технологическое и емкостное оборудование, некоторые виды медицинских установок, трансформаторы, металлоконструкции сложной конфигурации.
- Сложные. К этой категории такелажа относится работа с грузами, масса которых превышает 50 тонн. Для перемещения крупноформатного промышленного оборудования необходимо использование большого количества монтажных приспособлений и применение сразу нескольких технологий перемещения.
Виды такелажных работ по их характеру
В зависимости от характера такелажные работы подразделяют на:
- стропальные — работы, которые подразумевают вертикальное перемещение груза с помощью крановой техники. Используются в ситуациях, когда ручные такелажные работы нецелесообразны или невозможны;
- погрузочно-разгрузочные работы могут включать в себя и простые, и сложные операции, как с привлечением крановой техники, так и без нее;
- монтажные (демонтажные) работы обычно являются вспомогательными и подразумевают, например, разборку конструктивно сложных грузов для упрощения их перемещения.
Кроме того, такелажные работы являются частью процессов не только в логистике, но и строительстве, судоходстве, машиностроении. Отсюда, такелажные работы могут быть разделены в зависимости от отрасли их применения. Также такелажные работы могут быть разделены в зависимости от груза.
Приемы и последовательность производства такелажных работ
Способы перемещения грузов подбирают с учетом их категории и специфических характеристик. За основу берутся типовые технологические карты (ТТК) и методические рекомендации по строповке и расстроповке грузов, проведению погрузочных и разгрузочных работ. Для каждого объекта индивидуально подготавливается план производства работ (ППР). Главная цель разработки ППР — выбор рациональной и максимально безопасной технологии перемещения грузов.
В состав ППР входит два раздела:
- текстовая часть. В этом разделе описывается перечень, порядок и график выполнения работ, перечисляются виды такелажной оснастки и приспособлений, схемы электроснабжения, состав работ по подготовке монтажной площадки и подъездных путей;
- графическая часть. Здесь указываются схемы строповки и перемещения груза с указанием применяемых грузозахватных приспособлений.
Разработка проекта производства работ позволяет выполнить объем работ точно в рамках оговоренного времени, аккуратно переместить габаритный, негабаритный, тяжеловесный или длинномерный груз, обеспечить сохранность дорогостоящего оборудования в течение всего времени погрузки-разгрузки и перемещения груза.
Такелажная оснастка — виды приспособлений и оборудования
Для производств такелажных работ применяются специальные устройства, механизмы и приспособления. Все виды такелажных приспособлений проектируются и изготавливаются в соответствии утвержденными госстандартами.
Основные виды такелажной оснастки:
- канаты. Канаты, сплетенные из оцинкованной стальной проволоки, применяются для оснащения грузоподъемной техники и монтажных приспособлений, изготовления строп и траверс. Прочность, гибкость и грузоподъемность каната зависит от материала сердечника, толщины троса, количества и диаметра проволок, типа переплетения. Соединение канатов осуществляется с помощью разъемного и неразъемного крепеж;
- стропы. По материалу изготовления они бывают канатными, цепными или текстильными, по конструкции — кольцевыми, одно-, двух, трех- или четырехветвевые. Концы ветвей оснащаются крюками или карабинами для закрепления груза. Для перемещения крупногабаритного оборудования применяются траверсы — быстросъемные грузозахватные приспособления различной конструкции с дистанционным или автоматическим управлением;
- блоки и полиспасты. Металлические однорольные и многорольные блоки применяются в качестве грузозахватных приспособлений (грузовые блоки) или для изменения движения тросов (отводные или направляющие блоки). Полиспасты состоят из подвижного и неподвижного блока, которые соединены канатами. Такая конструкция обладает высокой грузоподъемностью, что позволяет быстро и с минимальными усилиями перемещать тяжеловесные и крупногабаритные грузы;
- лебедки. Это тяговый механизм, состоящий из барабана с намотанным канатом и двигателя, который используется для перемещения грузов в разных плоскостях;
- домкраты. Применение грузовых домкратов позволяет обеспечивать подъем и горизонтальное перемещение различных конструкций — от промышленного оборудования до крупноформатных конструкций. Самые мощные, гидравлические домкраты, способны развивать усилие до 1000 тонн.
Техника безопасности погрузки и разгрузки оборудования при такелажных работах
Чтобы обеспечить эффективное и безопасное выполнение всего объема работ, параллельно с ППР ведется разработка:
- технических решений, оптимальных способов перемещения груза, монтажа крупноформатных или тяжеловесных металлоконструкций, станков, рабочих узлов производственных линий, элементов промышленных трубопроводов;
- методов контроля местоположения технических средств, их выверки при установке в проектное положение;
- оптимальных способов и схем строповки, подбора грузозахватов;
- подбора кранового оборудования, расчет точек его установки;
- мероприятий, обеспечивающих безопасные условия для производства работ;
- порядка проведения операций.
С планом производства работ ознакамливаются все сотрудники, занятые на данном объекте. Все работники проходят первичный и вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ). После ознакомления с ППР и правилами ТБ работники расписываются в специальном журнале.
Из чего формируется стоимость такелажа?
Стоимость работ рассчитывается исходя из сложности проекта, состава бригады рабочих, видов задействованного оборудования, затраченного времени и объема выполняемых работ.
Виды работ, которые входят в ППР:
- Разборка-сборка. Большие по размеру конструкции разбирают, при необходимости отдельные элементы упаковывают, маркируют и наносят манипуляционные знаки. Далее оборудование вывозят в места складирования, где выполняется его сборка. Этот вид работ востребован при переезде производства — заводов, цехов, ангаров.
- Строповка. Обвязка груза с применением грузозахватов, канатов и строп выполняется во всех случаях, когда поднятие и перемещение грузов вручную невозможно.
- Транспортировка. Перевозка грузов осуществляется специальным транспортом — на платформах в контейнерах или в кузове автомобиля.
- Наличия сопутствующих услуг. Такими услугами при оказании такелажных услуг могут стать: страхование, упаковка груза, его хранение и перевозка.
ТТК «Дрогаль» оказывает различные услуги, сопряженные с логистикой. Мы работаем с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Узнать о стоимости, условиях оказания услуг можно на страницах нашего сайта или облившись к нашему менеджеру в любой удобной для вас форме.
Зачем нужны ППР, схема строповки и технологическая карта
Мы уже писали о том, почему к такелажному проекту выгоднее готовиться заранее. Недостаток информации всегда ведет к удорожанию проекта, увеличению сроков и снижению качества. Импровизация на объекте недопустима. Каждый шаг транспортировки и перемещения оборудования должен быть письменно зафиксирован. Каждый участник работы должен знать, что нужно точно делать. Именно для этого необходима инженерная документация.
Полиспасты и блоки
Механизмы являются составляющими различного грузоподъемного оборудования. Полиспаст – это, пожалуй, самое простое устройство для подъема тяжестей. Оно состоит из нескольких блоков, которые связываются канатом или тросом. Блоки имеют разное количество роликов: могут быть как одно-, так и многороликовые.
Любые операции, связанные с перемещением, удержанием, подъемом или опусканием разного рода объектов – оборудования, оснастки, комплектующих, техники и т.д. – относятся к такелажным работам. Коренное их отличие от традиционных погрузочно-разгрузочных работ заключается в использовании специального оборудования, облегчающих выполнения перечисленных операций.
Нередко технические приспособления имеют необычную конфигурацию. Их применение основывается на невозможности выполнения работы другим способом. То есть без такой оснастки рабочие не смогут переместить, поднять или опустить груз. Стоимость и сроки выполнения законтрактованных услуг определяются особенностью груза и сложностью операций.