комитет по стандартизации №481 «Интеллектуальная собственность» (сокращенное наименование – ТК-481) создан на основании
Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №1738 от 15. 2022
Миссия, цели и задачи ТК-481:
ТК – 481 представляет собой форму сотрудничества в рамках добровольного общественного объединения заинтересованных органов власти, предприятий и организаций при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации с участием и при сотрудничестве заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и объединения), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций (ГОСТ Р 1.1-2020).
Цели создания ТК 481:
На заседании технического комитета по общероссийским классификаторам (ТК 000) рассмотрены и рекомендованы к утверждению семь изменений к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), два изменения к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и два изменения к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также по одному изменению к Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ), Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР) и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2).
«Изменения касаются около 1330 объектов классификации», — сообщил председатель ТК 000, директор Департамента общероссийских классификаторов ФГУП «Стандартинформ» А. С. Бурый.
Обсуждались следующие проекты изменений:
463/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
464/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Камчатскому краю).
465/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Кемеровской области – Кузбассу).
466/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Курганской области).
467/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Чеченской Республике).
468/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Архангельской области).
469/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (по Пермскому краю).
429/2021 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (по Брянской области).
430/2021 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (по Краснодарскому краю).
44/2021 ОКОГУ к Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления.
16/2021 ОКЭР к Общероссийскому классификатору экономических регионов.
31/2021 ОКВЭД 2 к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
50/2021 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
51/2021 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
По итогам обсуждения в заочной форме с учетом результатов проведенной ФГУП «Стандартинформ» экспертизы проектов изменений ТК 000 принял решение рекомендовать Росстандарту утвердить их и ввести в действие соответствующими приказами.

РАЗРАБОТКА И ВЕДЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЭСИ 1. Разработка общероссийских классификаторов 2. Ведение общероссийских классификаторов 3. Применение общероссийских классификаторов 4. Предоставление информации, текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений

Разработка общероссийских классификаторов Ø создание и экспертиза проектов общероссийских классификаторов; Ø создание и экспертиза проектов вносимых в них изменений; Ø создание и экспертиза проектов соответствующих правил стандартизации; Ø методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Ø осуществляет принятие и введение в действие общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений; Ø проводит межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению обще российских классификаторов; Ø обеспечивает проведение Техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

Ø определяет принятии общероссийского классификатора и вносимого в него изменения срок его официального опубликования и совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения в действие общероссийского классификатора и вносимого в него изменения;

Ø обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; Ø осуществляет официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений; Ø обеспечивает представление в Росстат принятых общероссийских классификаторов и внесенных а них изменений.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Головная организация по разработке общероссийских классификаторов, их ведению, официальному опубликованию и распространению

Стадии разработки ОК ТЭСИ: Ø 1 -я стадия – Организация разработки общероссийского классификатора Ø 2 -я стадия – Разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации

Ø 3 -я стадия – Разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, согласование и представление для принятия Ø 4 -я стадия – Экспертиза, принятие, введение в действие и государственная регистрация общероссийского классификатора Ø 5 -я стадия – Разработка, принятие, введение в действие и государственная регистрация изменений, вносимых в общероссийские классификаторы

1 -я стадия – Организация разработки общероссийского классификатора Исследование подлежащего классификации вида техникоэкономической и социальной информации. Цели исследования: Ø анализ нормативной правовой базы создания и использования ОК ТЭСИ; Ø определение основных задач, при решении которых может применяться разрабатываемый общероссийский классификатор.

Источники исследования: q законодательные акты Российской Федерации; q указы и распоряжения Президента Российской Федерации; q постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; q технические регламенты; q нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, относящиеся к их компетенции, имеющие межведомственный характер и зарегистрированные в Минюсте России;

q созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты в случаях принятия этих актов в соответствии с нормами, установленными вышеуказанными в данном пункте правовыми актами; q международные (региональные) классификации, межгосударственные классификаторы и международные (региональные) стандарты по классификации; q общероссийские классификаторы; q национальные стандарты Российской Федерации, которые могут на добровольной основе при меняться дли соблюдения требований технических регламентов.

Предложения по разработке общероссийского классификатора q общее состояние работ в стране и за рубежом по классификации и кодированию объектов классификации данного вида технико-экономической и социальной информации, соответствие разрабатываемого общероссийского классификатора правовым актам и документам и обоснование необходимости разработки общероссийского классификатора;

q обеспечение гармонизации с аналогичными международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами и международными (региональными) стандартами по классификации, приемлемыми для Российской Федерации; q отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами;

q характеристика основных задач, для решения которых предназначен общероссийский классификатор; q описание исходного множества объектов классификации и признаков их классификации; q источники для сбора объектов классифицируемого множества; q предлагаемая структура классификатора; q основные признаки классификации;

q обоснование выбора методов классификации и кодирования; q алфавит кода; q обоснование резервной емкости классификатора; q финансовое обеспечение разработки общероссийского классификатора. q пример построения позиций разрабатываемого общероссийского классификатора.

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, направляет предложения по разработке общероссийского классификатора на согласование в: Ø Минпромторговли России; Ø Ростехрегулирование; Ø Росстат; Ø Минэкономразвития России.

Росстат и Минэкономразвития России в месячный срок сообщают заключения в Ростехрегулирование, которое направляет сводное заключение в Минпромторговли России с учетом полученного заключения принимает решение о целесообразности разработки общероссийского классификатора и сообщает о нем заявителю предложений и в копии – а Ростехрегулирование.

При положительном решении федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, организует дальнейшую разработку общероссийского классификатора.

2 -я стадия – разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации При разработке первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы: Ø классификация заданного множества объектов классификации; Ø унификация построения и написания наименований объектов классификации; Ø кодирование заданного множества объектов классификации.

Классификация заданного множества объектов классификации включает в себя: Ø выделение признаков классификации; Ø определение методов классификации; Ø определение необходимой и достаточной глубины классификации; Ø упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.

При унификации построения и написания наименований объектов классификации проводится упорядочение применяемой терминологии (исключение многозначности, синонимии), взаимоувязка со стандартизованной терминологией. В тех случаях, когда в общероссийские классификаторы объекты классификации включаются на основании правовых актов и документов наименования объектов классификации в общероссийских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах и документах.

При разработке первой редакции целесообразно: q обобщить и провести анализ используемых сокращений наименований и их унификацию; q разработать алфавитный (алфавитнопредметный) указатель наименований объектов классификации.

Кодирование заданного множества объектов классификации предусматривает: Ø выбор метода кодирования; Ø выбор алфавита и длины кода; Ø построение структуры кода: Ø кодирование объектов классификации и их группировок; Ø расчет, при необходимости, контрольных чисел для защиты кодов общероссийского классификатора в соответствии с методикой; Ø обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.

Необходимость включения в общероссийский классификатор контрольных чисел определяется федеральным органом исполнительной власти – разработчиком ОК, исходя из: q длины кода, q наличия подобной защиты в международной (региональной) классификации, стандарте по классификации, с которыми гармонизируется разрабатываемый общероссийский классификатор.

По результатам проведенной работы разрабатывается первая редакция проекта общероссийского классификатора, а также пояснительная записка к нему. При разработке первой редакции необходимо учитывать, что общероссийский классификатор включает в себя следующие структурные элементы: q обложку; q титульный лист;


В структурном элементе «Перечень позиций» каждая позиция классификатора строится в следующей последовательности: q код, q контрольное число (может отсутствовать), q наименование, q дополнительные классификационные признаки, если они предусмотрены в классификаторе. В качестве дополнительных классификационных признаков могут быть использованы коды взаимосвязанных общероссийских классификаторов и т. д.

Позиции располагаются в соответствии с принятыми в общероссийском классификаторе методами классификации: q в порядке возрастания кодов позиций для иерархической классификации (допускается в порядке возрастания кодов по ступеням классификации); q в порядке возрастания кодов фасетов и кодов позиций внутри фасетов – для фасетной классификации.

В общероссийском классификаторе допускается выделение классов, разделов, подразделов, частей. В этом случае порядок возрастания кодов позиций общероссийского классификатора при использовании иерархического метода классификации или кодов фасетов при использовании фасетного метода классификации может соблюдаться только в пределах классов, разделов, подразделов, частей.

Для однозначности понимания и разграничения объемов понятий наименования позиций общероссийского классификатора допускается дополнять пояснениями. Такие пояснения располагаются с новой строки и могут начинаться со слов: «Пояснение(я)» , «Примечание(я)» , «Эта группировка включает» , «Эта группировка не включает» , а также — символа «*» . Пример 2.

По усмотрению федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, допускается выносить пояснения наименований позиций в отдельное приложение в общероссийском классификаторе. Приложения в общероссийском классификаторе могут быть обязательными и справочными. В зависимости от объема общероссийских классификаторов возможно их официальное опубликование в нескольких томах.

В пояснительной записке к первой редакции проекта общероссийского классификатора приводят: q основание для разработки, ее актуальность; q сведения о соответствии международным и региональным аналогам, правовым актам и документам; q краткую характеристику общероссийского классификатора с указанием задач, при решении которых он будет использоваться.

Первая редакция проекта общероссийского классификатора и пояснительная записка рассылаются с сопроводительным письмом федеральным органом исполнительной власти – разработчиком ОК на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации по перечню, утвержденному этим федеральным органом после согласования с Ростехрегулированием, Росстатом и Минэкономразвития России.

Отзывы на первую редакцию проекта общероссийского классификатора должны направляться не позднее чем в месячный срок со дня получения материалов. При большом объеме первой редакции проекта общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК в сопроводительном письме может указывать более длительный срок.

3 -я стадия – разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, согласование и представление для принятия Федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК с учетом поступивших отзывов обеспечивает разработку окончательной редакции проекта общероссийского классификатора и согласовывает ее с организация ми обязательного согласования.

Перечень этих организаций подготавливает федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК согласовывает его с Росстатом и Минэкономразвития России и утверждает в Ростехрегулировании. Для включения в перечень организаций обязательного согласования заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с этим предложением в Ростехрегулирование.

При наличии замечаний от организаций обязательного согласования федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК проводит согласительное совещание для снятия замечаний. Окончательная редакция проекта общероссийского классификатора представляется федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК в Ростехрегулирование для принятия.

Для принятия общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК направляет в Ростехрегулирование с сопроводительным письмом: q окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах; q окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на машинном носителе, подготовленную средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000 в форме, соответствующей представлению информации на бумажном носителе;

окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на машинном носителе, подготовленную средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000 в форме, обеспечивающей предоставление информации в автоматизированный банк данных общероссийских классификаторов Росстата; q пояснительную записку к окончательной редакции проекта общероссийского классификатора; q

копии писем о результатах рассмотрения первой редакции проекта общероссийского классификатора; q сводку отзывов, содержащую замечания и предложения по первой редакции проекта общероссийского классификатора и заключения по ним разработчика; q копии листов согласования или писем о согласовании от организаций обязательного согласования; q протокол согласительного совещания (при его проведении). q

4 -я стадия – экспертиза, принятие, введение в действие и государственная регистрация общероссийского классификатора Ростехрегулирование полученную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах, на машинных носителях, другую сопроводительную документацию направляет во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для проведения экспертизы, рассмотрения Техническим комитетом по общероссийским классификаторам и издательского редактирования.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в двухмесячный срок со дня получения окончательной редакции проекта общероссийского классификатора проводит экспертизу и обеспечивает рассмотрение окончательной редакции проекта общероссийского классификатора Техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

При проведении экспертизы окончательной редакции проекта общероссийского классификатора ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» проверяет: q выполнение требований настоящих правил стандартизации; q соответствие аналогичным международным (региональным) классификациям, межгосударственным классификаторам и международным (региональным) стандартам по классификации с учетом отечественной практики;

соответствие правовым актам и документам; q отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами; q правильность представления информации на машинных носителях; q правильность согласования и полноту учета замечаний и предложений на первую редакцию проекта общероссийского классификатора. q

Технический комитет по общероссийским классификаторам: q проводит экспертизу окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, q принимает экспертное заключение, подготовленное ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» , q решение о представлении окончательной редакции проекта в Ростехрегулирование для принятия. Решение заседания Технического комитета оформляется протоколом.

При принятии Техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертного заключения на окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора с замечаниями федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК в двухнедельный срок обеспечивает внесение изменений по этим замечаниям в представленную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном и машинных носителях.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в двухнедельный срок проводит издательское редактирование (с простановкой штампа «В набор» ) одобренной Техническим комитетом по общероссийским классификаторам и доработанной окончательной редакции проекта общероссийского классификатора. При большом объеме проекта указанный срок может быть увеличен до 30 дней.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» представляет в Ростехрегулирование для принятия: q копию экземпляра окончательной редакции проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе, прошедшего издательское редактирование; q проекты организационно-распорядительного документа Ростехрегулирования о принятии общероссийского классификатора и докладной записки; q копию протокола заседания Технического комитета по общероссийским классификаторам или выписку из протокола.

Ростехрегулирование рассматривает представленные ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» материалы и при положительном решении: q выпускает организационнораспорядительный документ о принятии общероссийского классификатора; q определяя срок его официального опубликования; q совместно с федеральным органом исполнительной власти – разработчиком ОК дату введения в действие общероссийского классификатора.

Копия организационно-распорядительного документа о принятии общероссийского классификатора после его государственной регистрации направляется Ростехрегулированием в федеральный орган исполнительной власти – разработчик ОК. Организационно-распорядительный документ Ростехрегулирования и принятый общероссийский классификатор подлежат государственной регистрации, осуществляемой ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» .

При государственной регистрации: q в организационно-распорядительном документе Ростехрегулирования проставляют номер и дату, q общероссийскому классификатору присваивают обозначение, состоящее из аббревиатуры «ОК» , отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и года принятия общероссийского классификатора, записываемого через тире четырьмя арабскими цифрами.

Для общероссийского классификатора, гармонизированного путем прямого применения международной (региональной) классификации, межгосударственного классификатора, международного (регионального) стандарта по классификации, их обозначение указывается в скобках после аббревиатуры «ОК» .

Например, обозначением ОКС является ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001– 96) 001– 2000. Здесь МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001– 96 означает, что ОКС основан на прямом применении Межгосударственного классификатора стандартов государств – членов СНГ, который, в свою очередь, является аутентичным переводом Международного классификатора стандартов ИСО/ИНФКО МКС.

Для общероссийского классификатора, гармонизированного путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики, в международную (региональную) классификацию, межгосударственный классификатор, международный (региональный) стандарт по классификации, их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора. Например, обозначением ОКЕИ является ОК 015– 94 (МК 002– 97). Здесь МК 002– 97 означает, что ОКЕИ построен на основе Межгосударственного классификатора единиц измерения и счета государств – членов СНГ с учетом уточнений, отражающих специфику российской экономики.

После государственной регистрации принятого Ростехрегулированием общероссийского классификатора во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» формируется дело общероссийского классификатора. Дело общероссийского классификатора должно включать в себя: q сопроводительное письмо федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, в Ростехрегулирование (письмо ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в Ростехрегулирование, если таким федеральным органом является Ростехрегулирование) с приложением к нему:

q q q пояснительной записки к окончательной редакции проекта общероссийского классификатора; копий писем о результатах рассмотрения первой редакции проекта общероссийского классификатора; сводки отзывов, содержащей замечания и предложения по первой редакции проекта общероссийского классификатора и заключения по ним разработчика; копий документов, подтверждающих согласование окончательной редакции проекта общероссийского классификатора с организациями обязательного согласования; копию протокола заседания Технического комитета по общероссийским классификаторам или выписку из протокола;

q q q докладную записку к организационнораспорядительному документу Ростехрегулирования; копию экземпляра прошедшего издательское редактирование (с проставленным на нем штампом «В набор» ) и принятого общероссийского классификатора с проставленным на первой странице «Введения» этой копии штампа «Принят» ; организационно-распорядительный документ Ростехрегулирования о принятии и введении в действие общероссийского классификатора (подлинник).

Информация о принятом общероссийском классификаторе включается в ОКОК. Принятые общероссийские классификаторы подлежат включению в информационновычислительную сеть Росстата, Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, а также официальному опубликованию.

Для включения в информационновычислительную сеть Росстата общероссийского классификатора ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на договорной основе передает в Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Росстата с сопроводительным письмом: q копию организационно-распорядительного документа Ростехрегулирования о принятии и введении в действие общероссийского классификатора;

копию принятого общероссийского классификатора на бумажном носителе; q принятый общероссийский классификатор на машинном носителе (или по электронной почте в сети Интернет), подготовленный средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000 в форме; q принятое изменение к ОКОК, включающее в себя информацию о принятом общероссийском классификаторе. q

Для включения общероссийских классификаторов в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» комплектует данный фонд официальными публикациями этих общероссийских классификаторов. Официальное опубликование принятых общероссийских классификаторов осуществляется на государственном языке Российской Федерации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» :

q в виде текстов общероссийских классификаторов в печатных изданиях и в соответствующей им электронноцифровой форме; q включением перечня действующих общероссийских классификаторов в ежегодно издаваемый ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» информационный указатель «Национальные стандарты» .

5 -я стадия – разработка, принятие, введение в действие и государственная регистрация изменений, вносимых в общероссийские классификаторы Разработку проектов изменений к общероссийским классификаторам организуют федеральные органы исполнительной власти – разработчики ОК.

Разработку проектов изменений к ОКУД обеспечивают Росархив, Росстат, Банк России, Минфин России, Минздравсоцразвития России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Минэкономразвития России по соответствующим классам ОКУД.

При разработке проектов изменений к общероссийским классификаторам используются следующие рубрики: АННУЛИРОВАТЬ (А) – исключение на общероссийского классификатора позиции с данным кодом; ИЗМЕНИТЬ (И) – изменение части позиции общероссийского классификатора без изменения ее кода;

ВКЛЮЧИТЬ (В) – включение в общероссийский классификатор позиции с новым кодом; ИСПРАВИТЬ (ИР) – изменение структурных элементов общероссийского классификатора: обложки, титульного листа, предисловия, содержания, наименования общероссийского классификатора, даты введения, приложений, а также головок таблиц в структурном элементе «Перечень позиций» .

В проекте изменения должна соблюдаться следующая последовательность рубрик: А, И, В, ИР. В пределах каждой рубрики А, И, В позиции должны располагаться в порядке возрастания их кодов, а перед группой позиций, относящихся к одной рубрике, в середине строки должно записываться наименование этой рубрики.

3. П РИМЕНЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ Общероссийские классификаторы подлежат применению в социально-экономической области, включая: q прогнозирование, q статистический учет и отчетность, q бухгалтерский учет, q банковскую деятельность,

q налогообложение, q стандартизацию, сертификацию, q государственную регистрацию и постановку на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, q образование, q здравоохранение, q культуру, q путем их использования в правовых актах, действующих в социальноэкономической области.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем: q прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций; q включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

4. П РЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ТЕКСТОВ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ И ВНЕСЕННЫХ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают: − Ростехрегулирование и Росстат – в отношении всех общероссийских классификаторов;

− Минэкономразвития России – в отношении ОКДП, ОКЭР, ОКВЭД; − Минобрнауки России – в отношении ОКСО, ОКСВНК, ОКНПО; − Минздравсоцразвитие России – в отношении ОКЗ. О КПДТР; − МПР России – в отношении ОКПИи. П В; − Росжелдор – в отношении ОКВГУМ; − Росэнерго – в отношении ОКГР.

Информация включает в себя: q библиографическую информацию об общероссийском классификаторе, в том числе дату введения в действие, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, и наличие изменений; q текст общероссийского классификатора и внесенных в него изменений.

Библиографическая информация об общероссийских классификаторах предоставляется бесплатно. Тексты общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются в порядке, устанавливаемом Минпромэнерго России совместно с Росстатом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

Организация разработки общероссийского классификатора
Разработка общероссийских классификаторов включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.
Ведение общероссийских классификаторов предусматривает внесение в общероссийские классификаторы принятых изменений и их предоставление в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики (Росстата) (бывший Госкомстат), в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, а также для официального опубликования и в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (бывший Госстандарт, Ростехрегулирование) является головным федеральным органом исполнительной власти в стране по общероссийским классификаторам.
Головной организацией по разработке общероссийских классификаторов, их ведению, официальному опубликованию и распространению Росстандартом определен ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».
Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти. Для разработки и ведения общероссийских классификаторов федеральные органы исполнительной власти могут на конкурсной основе определять организации, выполняющие эти работы.
Разработка, ведение и применение общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, именуемыми далее ФОИВ. Для примера см. Таблицу ниже:
На стадии организации разработки общероссийского классификатора должно быть проведено исследование подлежащего классификации вида технико-экономической и социальной информации. При этом должны быть проанализированы и учтены:
При исследовании определяются основные задачи, при решении которых может применяться разрабатываемый общероссийский классификатор.
По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общероссийского классификатора.
К предложениям прилагают пример построения позиций разрабатываемого общероссийского классификатора.
ФОИВ направляет предложения по разработке общероссийского классификатора на согласование в Министерство промышленности и торговли РФ, Росстандарт, Росстат и Минэкономразвития России. Росстат и Минэкономразвития России в месячный срок сообщают заключения в Росстандарт, которое направляет сводное заключение в Министерство промышленности и торговли РФ.
Министерство промышленности и торговли РФ с учетом полученного заключения принимает решение о целесообразности разработки общероссийского классификатора и сообщает о нем заявителю предложений и в копии – в Росстандарт. При положительном решении ФОИВ организует дальнейшую разработку общероссийского классификатора.
2. Разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации
– классификация заданного множества объектов классификации;
– унификация построения и написания наименований объектов классификации;
– кодирование заданного множества объектов классификации.
– выделение признаков классификации;
– определение методов классификации;
– определение необходимой и достаточной глубины классификации;
– упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.
При разработке первой редакции целесообразно также обобщить и провести анализ используемых сокращений наименований и их унификацию; разработать алфавитный (алфавитно-предметный) указатель
– выбор метода кодирования;
– выбор алфавита и длины кода;
– построение структуры кода:
– кодирование объектов классификации и их группировок;
– расчет, при необходимости, контрольных чисел для защиты кодов общероссийского классификатора в соответствии с методикой, изложенной в приложении В;
– обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.
· титульный лист;
· наименование общероссийского классификатора;
· дату введения;
· перечень позиций;
· основание для разработки, ее актуальность;
· сведения о соответствии международным и региональным аналогам, правовым актам и документам;
· краткую характеристику общероссийского классификатора с указанием задач, при решении которых он будет использоваться.
3. Разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, согласование и представление для принятия
ФОИВ с учетом поступивших отзывов обеспечивает разработку окончательной редакции проекта общероссийского классификатора и согласовывает ее с организациями обязательного согласования. Перечень этих организаций подготавливает ФОИВ, согласовывает его с Росстатом и Минэкономразвития России и утверждает в Росстандарте. Для включения в перечень организаций обязательного согласования заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с этим предложением в Росстандарт.
При наличии замечаний от организаций обязательного согласования ФОИВ проводит согласительное совещание для снятия замечаний.
Окончательная редакция проекта общероссийского классификатора представляется ФОИВ в Росстандарт для принятия.
Для принятия общероссийского классификатора ФОИВ направляет в Росстандарт с сопроводительным письмом:
4. Экспертиза, принятие, введение в действие и государственная регистрация общероссийского классификатора
Росстандарт полученную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах, на машинных носителях, другую сопроводительную документацию направляет во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для проведения экспертизы, рас смотрения Техническим комитетом по общероссийским классификаторам и издательского редактирования.
Технический комитет по общероссийским классификаторам проводит экспертизу оконча тельной редакции проекта общероссийского классификатора, принимает экспертное заключение, подготовленное ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», и решение о представлении окончательной редакции проекта в Росстандарт для принятия.
Решение заседания Технического комитета оформляется протоколом. При принятии Техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертного заключения на окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора с замечаниями ФОИВ в двухнедельный срок обеспечивает внесение изменений по этим замечаниям в представленную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном и машинных носителях.
В случае отклонения Техническим комитетом по общероссийским классификаторам окончательной редакции проекта общероссийского классификатора в протоколе заседания указываются причины отклонения.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в двухнедельный срок проводит издательское редактирование (с простановкой штампа «В набор») одобренной Техническим комитетом по общероссийским классификаторам и доработанной окончательной редакции проекта общероссийского классификатора. При большом объеме проекта указанный срок может быть увеличен до 30 дней.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» представляет в Росстандарт для принятия:
Росстандарт рассматривает представленные ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» материалы и при положительном решении выпускает организационно-распорядительный документ о принятии общероссийского классификатора, определяя срок его официального опубликования и совместно с ФОИВ дату введения в действие общероссийского классификатора.
Организационно-распорядительный документ Росстандарта и принятый общероссийский классификатор подлежат государственной регистрации, осуществляемой ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».
При государственной регистрации в организационно-распорядительном документе Росстандарта проставляют номер и дату, а общероссийскому классификатору присваивают обозначение, состоящее из аббревиатуры «ОК», отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и года принятия общероссийского классификатора, записываемого через тире четырьмя арабскими цифрами.
Информация о принятом общероссийском классификаторе включается в Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах.
Официальное опубликование принятых общероссийских классификаторов осуществляется на государственном языке Российской Федерации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»:
Допускается не издавать типографским способом общероссийские классификаторы, объем которых превышает 30 учетно-издательских листов или количество ежегодно вносимых в которые изменений превышает 2 процента общего объема общероссийского классификатора.
Про Профстандарты РосМинТруда