ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59784

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 18 апреля 2013 г. N 292 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395);

от 21 августа 2013 г. N 977 “О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969);

от 20 января 2015 г. N 17 “О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36710);

от 26 мая 2015 г. N 524 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2015 г., регистрационный N 37678);

от 27 октября 2015 г. N 1224 “О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39682).

Министр С. С. К РАВЦОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ)

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

По общему правилу (ст. 197 ТК РФ), подготовка и обучение является правом работника, а не его обязанностью.

Однако, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.

Такая обязанность может быть возложена на работника и трудовым договором.

Профессиональным образованием является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональным обучением является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Условия о необходимости проведения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования закреплены,  например, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Подготовка работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются:

Направление на обучение работника (группы работников)  может быть оформлено приказом  (распоряжением) работодателя.

Обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора (ст. 198 ТК РФ).

Для направления работника на обучение работодателю необходимо   выбрать образовательную организацию и заключить с ней договор на предоставление образовательных услуг по соответствующей программе обучения.

Важно! Подготовка и обучение работника по направлению работодателя должны производится за счет средств самого работодателя.

Важно! Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования.

Работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование законодательством установлены гарантии и компенсации.

В случае  отрыва работника  от работы за ним сохраняются:

Ученику выплачивается стипендия не менее установленной ученическим договором. Размер стипендии установлен в размере не менее МРОТ. Практическая работа оплачивается по установленным расценкам. Выплачивается средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Законодательством предусмотрена возможность в определенных случаях взыскать с работника затраты, связанные с его обучением.

Важно! В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

В этой статье мы расскажем о требованиях к уровню подготовки слушателей курсов дополнительного профессионального образования и перечислим документы, необходимые для обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации:

1. Программ повышения квалификации. Такие программы направлены на совершенствование знаний по профессии в рамках уже имеющейся квалификации, а также усовершенствование навыков, не повышая при этом образовательного уровня. По итогам освоения такой программы выдается удостоверение о повышении квалификации.

2. Программ профессиональной подготовки. Такие программы направлены на получение знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и являются достойной альтернативой второму высшему образованию. По итогам освоения такой программы выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Между тем, чтобы пройти обучение по дополнительному профессиональному образованию наличия, одного лишь желания будет недостаточно, так как согласно ч. 3 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании в РФ) к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, соответствующие определенным требованиям к уровню образования, а именно:

Вместе с тем лицам, осваивающим дополнительную профессиональную программу параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования, удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке могут быть выданы не ранее получения соответствующего документа об образовании и о квалификации (п. 16 ст. 76 Закона об образовании в РФ).

Однако,часто возникает вопрос о том, какие нужны документы, чтобы подтвердить наличие среднего профессионального или высшего образования для обучения на курсах повышения квалификации или профессиональной подготовки? На этот вопрос нам достаточно ясно и четко отвечает ст. 60 Закона об образовании в РФ, которая устанавливает, что:

1. наличие среднего профессионального образования подтверждает диплом о среднем профессиональном образовании,

2. наличие высшего образования бакалавра/специалиста/магистра подтверждает соответственно диплом бакалавра/специалиста/магистра,

3. наличие высшего образования по результатам подготовки кадров высшей квалификации подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры)/ординатуры/ассистентуры-стажировки).

Ранее, до вступления в силу нового Закона об образовании в РФ, существовал такой уровень образования как начальное профессиональное образование. В настоящее время такой образовательный ценз отсутствует, но, чтобы не происходило ущемления прав лиц, желающих освоить программы дополнительного профессионального образованияи имеющих только диплом о начальном профессиональном образовании, в новом Законе об образовании в РФ есть норма, согласно которой образовательные уровни, установленные в Российской Федерации ранее, приравниваются к уровням образования, установленным новым Законом об образовании (ч. 1 ст. 108 Закона об образовании).

Таким образом, наличие начального профессионального образования было приравнено к наличию среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а следовательно, лица, ранее успешно закончившие образовательные учреждения начального профессионального образования и получившие по итогу дипломы о таком образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и также могут быть допущены к освоению программ дополнительного профессионального образования.

Что такое дополнительное профессионально образование (ДПО)?

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Полный текст закона о ДПО тут.

Что даёт профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного институтом/академией образца.

Что даёт повышение квалификации?

Повышение квалификации дает возможность за короткое время получить новые знания, навыки и умения в рамках Вашей профессиональной деятельности. По окончании курсов повышения квалификации Вы получаете удостоверение установленного институтом/академией образца.

Какие документы нужны для поступления?

Для поступления в Институт гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

Что нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

Как скоро я могу начать обучение?

Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.

Какой документ я получу по окончании обучения?

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Я получу государственный диплом?

Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.

Вы государственное учебное заведение?

Институт имеет государственную лицензию, следовательно, у него такие же права и обязанности, как и у государственного института. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.

В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

Профессиональное образование как система

Профессиональное образование — это процесс освоения конкретных навыков, знаний и умений (компетенций, как сейчас принято говорить), необходимых для выполнения определенных трудовых функций, свойственных выбранной профессии или специальности.

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

Рабочая программа — это документ, в котором написано, чему учить, как учить, насколько долго учить и как потом проверять знания. Они делятся на те, что разрабатывает организация, и те, которые утверждаются ответственными министерствами и ведомствами (типовые).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс. Деньги опубликовали следующую статистику:

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

Что здесь важно?

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).


ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА

Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее – Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании и настоящим Порядком, устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация и осуществление образовательной деятельности

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Формы проведения квалификационного экзамена устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

III. Особенности профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Содержание профессионального обучения и условия организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, самостоятельно разрабатываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *