Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.
Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.
Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.
Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.
В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:
Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:
Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.
Иные поправки
Перечень законодательных поправок, намеченных к вступлению в силу с начала нового учебного года, не ограничивается рассмотренными. В подзаконных актах встречаются и иные точечные корректировки, связанные с:
Стоит учитывать, что некоторые поправки, которые были внесены в законодательные акты в сфере образования летом текущего года, хоть юридически уже и вступили в силу, но фактически начнут действовать только с начала нового учебного года. В числе последних:
Структура профстандарта для педагогов
Профессиональные стандарты основаны на системе педагогической деятельности и состоят из трех разделов: обучение, воспитательная работа, развитие. Первые два раздела в доступной и объективной форме отражают тот факт, что учитель должен иметь высокий уровень понимания своей специализации и владеть методическими техниками и приемами донесения этих знаний до учеников.
Более сложным для понимания является раздел «развитие». Учителя должны работать вместе с узкими специалистами, такими как логопеды, школьные психологи, чтобы выявлять и решать проблемы учеников. Все это осложняется сокращением количества школьных врачей, психологов, дефектологов в результате оптимизации штатного расписания для изыскания денежных средств, необходимых на повышение уровня оплаты труда учителей.
Профстандарты разрабатываются и издаются с соответствующим количеством приложений для разграничения по специальностям и уровням квалификации.
Подпишитесь на наши новости
Нас читают более 500 000 пользователей!
Присоединяйтесь – нам правда есть, о чем рассказать: свежие новости, регулярные
мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!
Кратко структуру профстандарта учителя можно описать следующим образом:
В приложениях представлена более конкретная информация. Например, профстандарт учителя имеет 4 приложения:
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.04 СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434, приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование (далее – стандарт).
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1354 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2014 г., регистрационный N 34958), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37021) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 июля 2021 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2021 г., регистрационный N 65410), прекращается с 31 декабря 2023 года.
Министр С.С. КРАВЦОВ
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 687
Часто задаваемые вопросы о профстандарте учителя
В настоящее время отсутствует законодательный механизм для увольнения учителей, не соответствующих требованиям профстандарта. Однако администрация может содействовать участию преподавателя в специальных программах повышения квалификации или обучению. Важно, чтобы все мероприятия по внедрению новых стандартов были прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон – от родителей и учеников до представителей педагогического профсоюза и руководства школы.
При каких условиях может использоваться профессиональный стандарт педагога?
Профстандарт учителя может применяться в следующих случаях:
Принят ли профстандарт для учителя-логопеда?
На данный момент профстандарт для учителя-логопеда не утвержден. Основные требования к логопеду, как педагогическому работнику, изложены в законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ». Статья 46 данного закона определяет, кто может исполнять должностные обязанности педагога.
Что входит в профстандарт учителя начальных классов в 2024 году?
В профстандарте 2024 года для учителей начальных классов нет никаких изменений. Он служит основой организации работы преподавателей начальной школы.
Профстандарт педагога является ключевым документом, который определяет совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Этот документ служит основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории. Кроме того, профессиональный стандарт принимается во внимание при найме в образовательные учреждения, разработке должностных инструкций и установлении норм оплаты труда.
Профессиональный стандарт четко определяет конкретные знания и умения, которыми должен обладать педагог, а также подробно описывает его трудовые обязанности. Эти обязанности разделены на модули, соответствующие различным предметным областям.
Материал основан на следующих источниках:
Профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году
В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.
Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.
Как проходит внедрение профстандарта учителя
Процесс внедрения профстандарта учителя осуществляется индивидуально, так как отсутствует утвержденный регламент.
Администрация учебного заведения при внедрении стандарта осуществляет следующие действия:
Требования к образованию специалиста в области воспитания согласно профстандарту, вступившему в силу с 1 сентября 2023 г.
Обновлено 10 октября, 2023
Время прочтения 4 минуты
С 1 сентября 2023 г. вступил в силу Приказ Минтруда России №53н от 30.01.2023 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – профстандарт), действующий до 1 сентября 2029 г. (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 г. №72520). Статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирован порядок применения профессиональных стандартов, в соответствии с которым, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Видом профессиональной деятельности по вступившему в силу профстандарту стала педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся, при этом основной целью профессиональной деятельности специалиста в области воспитания является организация и осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей. На основании введенного профстандарта предъявляются следующие требования к образованию и обучению специалистов:
Встает вопрос, а какие требования в таком случае предъявляются к воспитателю в дошкольной образовательной организации? Требования к образованию и обучению воспитателей отражены в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н (ред. от 05.08.2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. №30550), где указано наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации. Специалисты, не имеющие обозначенного образования, могут пройти обучение по программе профессиональной переподготовки «Специалист в области воспитания» в ЧОУ ДПО «ИППК».
Ранее в статье «Как часто необходимо повышать квалификацию педагогическим работникам» рассматривался вопрос периодичности повышения квалификации педагогических работников. И вот следует указать, что рассматриваемым профстандартом для таких должностей, как социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель и старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации), педагог-библиотекарь, тьютор в разделе других характеристик указана необходимость прохождения не реже чем один раз в три года ДПО по программам повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности. Собственно, как и закрепленное в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023 г.) право для педагогических работников (включая воспитателей) на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.