1. Презентация профессии
Профессия мастера производственного обучения, строго говоря, появилась одновременно с зарождением производства. Она очень близка к профессии учителя. Только мастер – не просто преподаватель, который учит знаниям и воспитывает учащихся, это высококвалифицированный рабочий, наставник, специалист с «золотыми руками», который в совершенстве владеет своим предметом на практике. Мастер производственного обучения не только передает учащимся знания по предмету, но и главным образом способствует формированию у них практических умений и навыков по определенной производственной специальности.
Мастера (мастеровые) пользовались всеобщим уважением еще в период формирования ремесел, как самые искусные рабочие, в совершенстве овладевшие своей специальностью.
Мастера производственного обучения обучают самым разным профессиям. Например, повар-кондитер, художник по костюмам, мастер растениеводства, водитель, оператор швейного оборудования, продавец, контролер-кассир, грумер, регулировщик РЭАиП (радиоэлектронной аппаратуры и приборов), мастер сухого строительства. Все эти варианты объединяет одно: практическое профессиональное обучение учащихся в сфере производства товаров и услуг.
Мастер производственного обучения – профессия уважаемая, спрос на нее на рынке труда Москвы будет только возрастать.
Преимущества профессии: полезные для жизни ручные навыки; возможность постоянно совершенствоваться в своей специальности; удовольствие от наставничества, передачи наработанного опыта подрастающему поколению.
Ограничения профессии: возможно воздействие на здоровье факторов вредного производства; высокая личная ответственность за жизнь и безопасность учащихся во время практических занятий.
2. Тип и класс профессии
Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами.
В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.
В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительные типы:
«Человек – Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
«Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия мастера производственного обучения относится к классу эвристических, потому что она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения.
Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
4. Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда.
В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры.
Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:
8. Пути получения профессии
В профессию мастера по производственному обучению каждый человек приходит своим, уникальным путем. Чаще всего это может быть второй и даже третьей профессией.
Для профессии мастера производственного обучения не требуется получение высшего образования, достаточно начального или среднего профессионального образования определенного профиля.
Многие будущие мастера сначала заканчивают учреждение среднего профессионального образования (профильный колледж, лицей, училище, техникум) и начинают трудиться на производстве, повышают свою квалификацию, достигают выдающихся успехов в своей области и только после этого начинают делиться своим опытом, работать в качестве мастера. Как правило, мастер производственного обучения владеет несколькими смежными специальностями, причем не менее чем на 1-2 квалификационных разряда выше уровня выпускников учреждения среднего профессионального образования.
Для других хобби перерастает в профессию.
Третьи заканчивают учреждение высшего профессионального образования, после чего приступают к педагогической работе в качестве мастера.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры.
Специализация и освоение смежных областей
Мастера производственного обучения – люди увлеченные. Чаще всего они совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности (от стартового восьмого до тринадцатого разряда, высшей категории). Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Также по ходу организации выставок, ярмарок, выступлений учащихся порой они осваивают смежные профессии (например, книгоиздатель, менеджер проекта).
Управленческое карьерное развитие
Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению, заведующим учебной частью в техникуме.
Организация собственного дела
Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель.
11. Родственные профессии
Учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учебного заведения. В зависимости от специальности, можно работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке).
Реализация программ СПО обеспечивается педагогическими работниками образовательных организаций, занимающими, в частности, должности преподавателей, мастеров производственного обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах, согласно статье 46 Закона об образовании.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Требования к квалификации для занятия должностей педагогических работников предусмотрены Законом об образовании, в связи с чем профессиональные стандарты являются обязательными для профессиональных образовательных организаций как работодателей педагогических работников.
Профессиональный стандарт в отношении преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций утвержден приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” и включает в себя описание требований к квалификации.
К квалификации преподавателя установлены следующие требования.
Требования к образованию и обучению включают в себя требования о наличии следующих видов образования. Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии педагогического образования допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ СПО обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Педагогические работники (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы включают в себя требования к наличию следующего опыта работы. Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
К квалификации мастера производственного обучения установлены следующие требования.
Требования к образованию и обучению включают в себя требования о наличии следующих видов образования. Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. При отсутствии педагогического образования допускается дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Мастера производственного обучения обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы включают в себя требования к наличию следующего опыта работы. Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.
Наличие педагогического образования не является обязательным условием для замещения должности преподавателя и мастера производственного обучения профессиональной образовательной организации. Для лиц, не имеющих педагогического образования, возможно освоить дополнительную профессиональную программу, в том числе программу повышения квалификации.
Исходя из требований ФГОС, реализация программ СПО обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора. При этом доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. Опыт деятельности может быть продолжающийся (работа в настоящее время, в том числе по совместительству, осуществление деятельности по гражданско-правовому договору или в качестве индивидуального предпринимателя) либо завершившийся (соответствующий опыт деятельности в прошлом).
Статья 47 Закона об образовании предусматривает право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже 1 раза в 3 года без уточнения подвида образовательных программ. Ф ГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ СПО, получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.