Цель программы
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (АФК) и адаптивному спорту руководит общей физической и специальной подготовкой лиц с отклонениями в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов) в процессе реабилитационных занятий, организует тренировочный процесс по виду спорта.
Цель программы профессиональной переподготовки для тренеров – научить слушателя организации тренировок по АФК, руководству соревновательной деятельностью занимающихся.
Слушатели идут на данный курс, чтобы:
Цель курсов повышения квалификации по направлению «Профессиональные аспекты деятельности тренеров-преподавателей ДЮСШ и СДЮСШОР»– дать знания об особенностях тренерской работы и тренировочной деятельности, научить основным методикам тренировок, планированию тренировок, психологическим и гигиеническим аспектам работы, а также дать знания о тонкостях выбранной специализации.
Курсы повышения по профессиональным аспектам деятельности тренеров-преподавателей предусматривают углубленное изучение выбранной специальности, получение всех необходимых знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности в спортивных заведениях.
Программа повышения квалификации подготовлена преподавателями-специалистами, которые готовы поделиться своими знаниями и помочь освоить не только теоретическую, но и практическую специфику курса. Для комфортного обучения из любого города Национальная академия дополнительного профессионального образования предоставляет возможность дистанционного обучения по всем направлениям переподготовки. Вы сможете проходить курсы по профессиональным аспектам деятельности тренеров-преподавателей в любое удобное для вас время.
Дистанционные курсы длятся 144 часа, по окончании которых слушатели получат удостоверение установленного образца московского вуза, а самое главное – полезные знания, которые пригодятся в тренерской деятельности.
Почему нашему образовательному учреждению можно доверять?
оригинальный
продукт,
разработанный с нуля почетными работниками
образования
от лет
стаж практической
работы тех, кто разрабатывал курс
преподавателей –
кандидаты наук в своей области
Научим именно тому, что
понадобится
вам в работе
Емкая информация без “воды” для
старта
в профессии с нуля или улучшения компетенций на
текущем
месте работы
В материалах учтены изменения в
отрасли,
а также нововведения
Программы составленыпо ФГОС
Лицензия Министерстваобразования
РФ № Л035-01298-77/00181484
Член союзаАНО ДПО
ТОП-3 лучших
образования РФ
Общение с другими слушателями в закрытом
чате в Telegram
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональная деятельность тренера-преподавателя по дзюдо» (далее – Программа) разработана для эффективной организации и проведения занятий с учетом возраста, способностей, особенностей здоровья и темперамента учащихся; воспитывает в них волю к победе, уважение к соперникам и товарищам по команде; учит преодолевать трудности; прививает любовь к здоровому образу жизни.
– совершенствование знаний, умений и навыков, а также развитие профессиональных компетенций в сфере физической культуры и спорта.
На обучение по программе принимаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование ( бакалавриат , специалитет , магистратура, аспирантура) либо получающие среднее профессиональное или высшее образование ( бакалавриат , специалитет ).
1. Нормативно-правовое обеспечение педагогической и спортивной деятельности
2. Теория и методика воспитания
3. Психолого-педагогические аспекты сопровождения спортивной деятельности
4. Психология физического воспитания
5. Теория и методика физического воспитания
6. Формы, средства и методы организации педагогического процесса
7. Основы спортивной тренировки
8. Теория и методика преподавания дзюдо
9. Основы дзюдо
10. Тренировочный процесс по дзюдо
11. Современные технологии в работе тренеров при подготовке спортсменов в командных видах спорта
12. Техника безопасности на спортивных занятиях
13. Первая помощь (доврачебная непрофессиональная) при проведении физкультурно-спортивных мероприятий
14. Этика и психология спорта
15. Профессиональная компетентность педагога
составляет 144 академических часа.
– очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
По окончании обучения, лицам, успешно сдавшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Методы обучения
1. Мы разработали образовательную программу профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.
2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.
3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».
Научим монетизировать знания и зарабатывать больше
Наставничество HR-специалиста по всем интересующим вопросам
Эффективные консультации по способам повышения дохода
Помощь наставника на старте частной практики после освоения
профессии
Помощь в составлении резюме и поиске новой
высокооплачиваемой работы
Как выбрать компанию для трудоустройства на долгие годы
Ежедневная рассылка с подборкой вакансий по
интересующему вас направлению
Как эффективно пройти испытательный срок
Ответы на вопросы о том, как достичь профессионального
роста, как избежать выгорания и т.п.
Помощь в составлении резюме и поиске новой
высокооплачиваемой работы
Как выбрать компанию для трудоустройства на долгие
годы
Ежедневная рассылка с подборкой вакансий по
интересующему вас направлению
Ответы на вопросы о том, как достичь
профессионального
роста, как избежать выгорания и т.п.
Ваш наставник в эффективном старте
карьеры
Обладает экспертизой консультирования по трудоустройству на позиции любых уровней: Junior, Middle, Senior, Lead
Бизнес-тренер с опытом публичных выступлений с 2019 года
Консультант по профессиональной ориентации
Соавтор и организатор курсов обучения по найму и адаптации персонала
Участник международных конференций, форумов и выставок для директоров по персоналу (HRD)
Эксперт-практик направлений: разработка системы оценки, адаптации и мотивации персонала, проведение тренингов, а также индивидуальных коуч-сессий
Обладает экспертизой консультирования по трудоустройству на позиции любых уровней: Junior, Middle, Senior, Lead
Оставьте заявку на обучение
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
и получите информацию, как трудоустроиться после
получения диплома
Требования к слушателям
Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Список документов для поступления граждан других стран можно уточнить при подаче заявки на обучение.
Больше программ данного направления
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Еще больше программ данного направления можно запросить у персонального менеджера:
Посмотрите программу
Изучите учебный план
Ознакомьтесь с отзывами
«Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью лиц, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов)» с присвоением квалификации «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»
№пп
Наименование дисциплин
Общая трудоемкость, в акад. часах
Работа обучающегося в СДО
Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Лекции
Тестирование
Практические занятия
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
1.1.
Международно-правовое регулирование физической культуры и спорта
1.2.
Законодательство в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации
Нормативно-правовая база адаптивной физической культуры
Профстандарт «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»
4.1.
Объект, предмет и задачи педагогической науки. Взаимосвязь педагогической науки и практики
4.2.
Методы и средства обучения в школе
4.3.
Формы организации обучения
4.4.
Проверка и оценка результатов обучения
4.5.
Методология практической педагогической деятельности. Целеполагание в педагогической деятельности
4.6.
Общие закономерности и принципы воспитания
4.7.
Педагогическое проектирование
4.8.
Педагогические технологии
5.1.
Психология как наука. История развития психологии
5.2.
Общая характеристика психологической науки
5.3.
Развитие психики и происхождение сознания
5.4.
Познавательная сфера личности. Ощущение, восприятие, внимание
5.5.
Познавательная сфера личности. Память, мышление, воображение, интеллект
5.6.
Эмоционально-волевая сфера личности
5.7.
Структура личности в психологии
Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена
6.1.
Основы механики движений человека
6.2.
Основные понятия динамики
6.3.
Внешние и внутренние силы
6.4.
Основные принципы работы рычага и мышц
6.5.
Биомеханическая характеристика двигательного аппарата человека
6.6.
Биомеханическая характеристика двигательного аппарата. Мышечная система
6.7.
Распределение масс частей тела
6.8.
Современные способы регистрации движений
6.9.
Статика физических упражнений
6.10.
Динамика физических упражнений
6.11.
Переместительные движения
6.12.
Вращательные движения
6.13.
Гигиена физического воспитания и спорта. Гигиенические требования к современной спортивной одежде и обуви
6.14.
Гигиенические основы спортивной тренировки. Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности
6.15.
Гигиена закаливания
Основы спортивной психологии
7.1.
Международное спортивное движение и психология спорта
7.2.
Психологические особенности личности тренера
7.3.
Психомоторные способности человека
7.4.
Психологические основы технической подготовки
7.5.
Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации
7.6.
Проблема личностных особенностей в спорте, понятие «напряженное состояние»
7.7.
Проблема мотивов и мотивации спортивной деятельности
7.8.
Проблема психологического контроля и управления спортивной деятельностью
7.9.
Взаимоотношения в системах «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен»
7.10.
Социальная психология спортивных групп
7.11.
Стартовые состояния и предстартовая подготовка спортсменов
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
8.1.
Теория и практика инклюзивного образования
8.2.
Типы нарушенного развития детей
8.3.
Основы олигофренопедагогики
8.4.
Социально-педагогическая запущенность учащихся. Поддержка детской одаренности
8.5.
Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики и ортопедагогики
8.6.
Отклонения в поведении детей и подростков
Основы и способы оказания первой помощи
9.1.
Понятие «травмы» при занятиях физическими упражнениями и спортом. Основные причины травмирования
9.2.
Первая помощь: организационно-правовые аспекты оказания первой помощи и понятие «первая помощь»
9.3.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при ранениях
9.4.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при ушибах, разрывах, сдавлениях, вывихах и переломах
9.5.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при тяжелых ранениях и различных тяжелых травмах. Понятие «иммобилизация»
9.6.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при ожогах и обморожениях
9.7.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при несчастных случаях и острых отравлениях
9.8.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при кровотечениях
9.9.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при обмороке, укачивании
9.10.
Первая доврачебная непрофессиональная помощь при остановке кровообращения (сердца). Инфаркт. Инсульт
Раздел специальных дисциплин
Теория адаптивной физической культуры
10.1.
Основные понятия и термины АФК
10.2.
Предмет, цель и задачи адаптивной физической культуры
10.3.
Функции адаптивной физической культуры
10.4.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
10.5.
Принципы адаптивной физической культуры
Современные методы, приемы и технологии организации занятий по адаптивной физической культуре
11.1.
Средства АФК
11.2.
Средства АФК. Дополнительные средства
11.3.
Методы АФК
11.4.
Формы АФК
Обучение в адаптивной физической культуре
12.1.
Особенности действий, используемых в адаптивной физической культуре
12.2.
Структура процесса обучения действиям и особенности содержания ее этапов
12.3.
Определяющие черты методики обучения действиям в адаптивной физической культуре
Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
13.1.
Развитие физических способностей. Автономные физические упражнения
13.2.
Технологии императивного развития физических способностей
13.3.
Средства и методы развития физических способностей у лиц, использующих технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя
Частные методики адаптивной физической культуры
14.1.
Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры
14.2.
Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения
14.3.
Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха
14.4.
Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью
14.5.
Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе
14.6.
Реабилитация детей с поражением спинного мозга
14.7.
Методика АФК при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей
14.8.
Особенности работы с родителями детей-инвалидов
Врачебно-педагогический контроль в АФК. Противопоказания для занятий АФК
15.1.
Врачебно-педагогический контроль в АФК и профилактика травматизма
15.2.
Профилактика травматизма в АФК
15.3.
Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической культурой
Адаптивная двигательная рекреация
16.1.
Организация адаптивной двигательной рекреации
16.2.
Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
16.3.
Отличительные черты средств и методов некоторых видов адаптивной двигательной рекреации
Креативные и экстремальные виды двигательной активности
Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию в разных возрастных группах
18.1.
Содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию в разных возрастных курсах
18.2.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
18.3.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию в ВУЗе
18.4.
Адаптивное физическое воспитание с лицами пожилого возраста
19.1.
Адаптивный спорт
19.2.
Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
19.3.
Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
19.4.
Паралимпийское движение
19.5.
Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта
19.6.
Допинг-контроль
Итоговый междисциплинарный экзамен
Зюбина Наталья Владимировна , 10.05.2024
Прекрасная организация. Спасибо все организаторам. Прекрасно подобрана тематика вебинаров. Доступность. Возможность получить большой объем информации по практическим вопросам организации, определения содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения в вузе лиц с ОВЗ, а также познакомиться с имеющимся в различных регионах страны опытом успешного решения этой проблемы.
Гордиенко Земфира Ильдаровна , 13.10.2023
Прошла дистанционное обучение в НАДПО по направлению «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту», осталась довольна. Ты не привязан ко времени лекций, изучаешь материал в удобное для себя время. Есть все необходимые материалы: вебинары, воркауты, лекции в печатном формате. Информация подается на доступном и понятном языке и легко усваивается. Отвечают на все вопросы оперативно. Такое чувство, что преподаватель с тобой круглосуточно. Доступная стоимость обучения. Очень много доступных направлений. Присмотрела себе еще один курс, но уже в другом направлении. Планирую проходить обучение также в НАДПО. В общем, рекомендую. Как говорится – «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Марченко Елена Михайловна , 17.05.2023
С 4 августа по 5 января прошла учебный курс объёмом 640 часов по специальности «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту». Четкая информация без «воды», удобный сервис, необходимые знания в печатном виде и семинары. Удобные интервалы на разделы с итоговым тестом и практической работой. Мне было всё интересно и понятно, уже многое применяется на практике. Весь материал станет «настольной книгой». Единственное, что звук на многих семинарах оставляет желать лучшего, всё-таки качество и презентабельность – важный аспект. Спасибо за знания и желание самосовершенствоваться в профессии.
Куропаткина Мария Николаевна , 02.01.2023
Спасибо большое за курс! Проходил в удобное для себя время, не отвлекаясь от рабочего процесса.
Старцев Артём Эдуардович , 16.11.2022
Я довольна, что выбрала курс «Тренер-преподаватель по АФК и адаптивному спорту». Много полезных знаний получила, практика и тесты помогают закреплять знания. Очень удобный для меня дистанционный формат. Преподаватель быстро отвечала на мои вопросы и проверяла задания. Очень благодарна Вам, Ольга Игоревна!
Катанская Мария Владимировна , 02.10.2022
Очень удобно. Материал написан доступным языком.
Воронин Алексей Анатольевич, г.Ульяновск , 15.05.2022
Замечательный курс. Очень четко и доходчиво изложен материал. Спасибо за обучение.
Денисова Наталья Владимировна, г.Гатчина , 08.05.2022
Информативный курс. Много узнала, конечно, ещё нужно много читать дополнительной литературы, которая тоже указана. Ну и практиковать. Спасибо за знания.
Поспелова Татьяна Алексеевна, г.Нур-Султан , 05.03.2022
Все понравилось! Последовательная структура курса, материалы понятны и доступны.
Муравьева Елена Александровна, г.Электросталь , 26.02.2022
Спасибо за курс, мне всё понравилось.
Мамутова Софья Олжасовна, г.Астана , 05.01.2022
Выражаю огромную благодарность за курс «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».
Васильев Сергей Александрович, г.Челябинск , 29.12.2021
Спасибо за обучение. Курс интенсивный и дает достаточный объём знаний. Просмотрела многие программы, остановилась на этом курсе и ни сколько не пожалела.
Чумаченко Наталья Анатольевна, г.Томск , 22.12.2021
Доступный, понятный курс, довольно объёмный, но читаемый.
Петрова Кристина Валерьевна, г.Раменское , 23.11.2021
Все на высшем уровне.
Дериглазова Ирина Сергеевна, г.Москва , 04.11.2021
Информация по разделу «Адаптивная физическая культура и спорт» довольно информативная и понятная. Очень интересная и правильная возможность корректировать и исправлять ответы в тестах. Это помогает лучше усваивать материал. Большое спасибо за создание сайта НАДПО. Это хорошая помощь получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Желаю дальнейших успехов в подготовке и переподготовке специалистов.
Плутахин Владимир Васильевич, г.Санкт-Петербург , 16.09.2021
Очень удобная, функциональная и информационно насыщенная учебная программа. При прохождении обучения программы вопросов не возникало, преподаватель оперативно оценивает практические задания. Отдельное спасибо за возможность участия в вебинарах. Однозначно рекомендую повышать свою квалификацию в данном учебном заведении.
Великанова Юлия Анатольевна, г.Екатеринбург , 15.09.2021
Информативный курс. Много лекций. Мне очень понравилось проходить обучение в удобной форме, в любое время, без ограничений. Это третье обучение в Академии. Рекомендую всем!
Стайко Ольга Михайловна, г.Невинномысск , 26.08.2021
Все хорошо, просто изучить и сдать.
Алесин Михаил Иванович, г.Санкт-Петербург , 02.08.2021
Прекрасная платформа для дополнительного образования. Обратная связь 100%.
Макаренко Клавдия Федоровна, г.Саки , 26.02.2021
Материал изложен доступно, без лишней информации. Хорошо, что в лекциях даны ссылки на источники и авторов. Много интересных вебинаров, порадовало, что можно прослушать и вебинары, не относящиеся к твоей специальности. Мне понравилось обучаться в данном образовательном учреждении, буду в последующем обращаться сюда и с целью повышения квалификации.
Китова Надежда, Краснодар
Спасибо, отличный курс, полный, много мне дал знаний. Училась с удовольствием. Все три курса, которые я закончила, дали мне знания и умения. Всех благ преподавателям, методистам и всем вашим работникам.
Машурова Гульназ Сеитовна, г.Москва , 04.09.2020
Удобно, доступно, понятно.
Богдашкина Оксана Владимировна, Лениногорск
Люблю учиться, поэтому получила от учебы только удовольствие.
Тумкина Ольга Феликсовна, Тюмень
Спасибо Вам, что помогли получить новую профессию. Предоставленная информация имеет большую актуальность в профессиональной деятельности.
Иванова Юлияна Витальевна, Санкт-Петербург
Достаточно много интересного и доступного методического материала, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Очень интересно построена схема проведения курсов, была возможность в свободное время просматривать , что немало важно при плотном графике работы.
Гареев Рустам Наилевич, Сургут
Работаю в республиканской адаптивной школе тренером по футболу для слепых. Тот материал, который я усвоил по переподготовке очень актуален в той сфере где я работаю. Коллеги порекомендовали мне ваше учебное заведение. Я поступил и не пожалел. Много полезного практического и теоретического материала. Спасибо большое!
Омаров Мурад Магомедалиевич, Москва
Спасибо большое всем преподавателям и организаторам сайта. Много полезной информации, доступные понятные и конкретные лекции. Очень интересно с вами учится. еще раз СПАСИБО!!!
Головина Оксана Ивановна, Череповец
Учиться никогда не поздно! Очень интересный курс, много полезного и познавательного узнал для себя.
Хасаев Арслан Габибулаевич, Вологда
Курс составлен грамотно,сжато,но все по существу. Доп.литература всегда помогала. Преподаватели быстро отвечали на вопросы.
Щемелева Татьяна Игоревна, Владимир
Курс выстроен логично и содержательно, акцент сделан на освоение и понимание целей и задач дисциплин, что оптимально для такого формата обучения. Связь с педагогом и медодическим отделом быстрая и по существу
Коростелева Екатерина Николаевна, Чебоксары
Очень интересный и полезный для меня курс. Лекционный материал грамотно подобран, прост в изучении. Большое количество учебных пособий и видеоматериалов позволяют разносторонне изучить актуальные вопросы курса. Материал преподносится и излагается доступно для понимания и использования в дальнейшей работе
Старков Артем Николаевич, Москва
Я заранее изучала содержание программы, чтобы примерно понимать, что меня ждет. Описание достаточно точное, так что в итоге я поменяла направление на близкое к изначальному профилю, но с некоторыми изменениями. Недавно закончила обучение и очень рада, что не ошиблась в своем выборе. Спасибо!
Карпенко Полина Максимовна, Самара
Я еще не проходила переподготовку онлайн, решилась за компанию с коллегами. Нам предоставили небольшую скидку. Разобралась не с первой попытки, но коллеги и куратор очень помогали первое время, впоследствии стало намного легче. Благодарю всех сотрудников и преподавателей за профессионализм и мастерство!
Бондарева Ольга Тихоновна, Липецк
Здравствуйте. Хочу поблагодарить за возможность получать дистанционное обучение на хорошем уровне. Желаю дальнейших успехов и развития!
Шарапова Алина Дмитриевна, Казань
Бумажный ад
Получение статуса педагогического работника для многих тренеров сопряжено не только с выгодами, но и с трудностями.
«Большинство спортивных школ, имеющих отделение в сельской местности, были лишены лицензии, – рассказывает «Ведомости. Спорту» на условиях анонимности тренер одной из спортшкол Саратовской области. – Требования к спортшколам довольно серьезные, и на селе не всегда есть возможность их выполнить по причине отсутствия средств. Поэтому ранее они были переименованы в физкультурно-спортивные центры, где тренеры стали инструкторами. Про инструкторов в законе ни слова, т. е. для нас ничего не изменится».
В Саратовской области благодаря участию депутата областной думы Артема Чеботарева, возглавляющего местную федерацию бокса, часть сельских тренеров трудоустроили в спортшколы с лицензией, но системного решения вопроса, по словам собеседника «Ведомости. Спорта», пока нет.
Еще одна проблема – рост документооборота. «Не хочу жаловаться, но иногда заполнение бумаг превращается в ад, – говорит Рукавишников. – Мы привыкли, что основным критерием успеха тренера служат показанные его воспитанниками результаты. Теперь же нужно подтверждать свою профпригодность, в том числе вписывая бесконечные цифры в табель. Это утомляет, но, наверное, такова плата за предоставленные льготы»
Скромные возможности
В результате длительного диалога профсоюзов и некоторых тренеров с Минспорта внимание к проблеме было привлечено на общероссийском уровне – и законодательство изменилось. Теперь тренер в спортшколе вновь пользуется теми же льготами, что и учитель: оплачиваемый отпуск 42 дня (вместо 28) и возможность досрочно выйти на пенсию, имея от 25 лет стажа. «Это важное обстоятельство, ведь стаж в спортшколе идет в зачет, – подчеркивает Гридасов. – Также у тренеров-педагогов стало больше гарантий сохранения рабочего места. Когда спортшколы находились в самостоятельном плавании, они должны были проходить ежегодное лицензирование, подтверждать право на ведение образовательной деятельности. Теперь же действуют бессрочные лицензии, заявки на них подавались в Рособрнадзор до 1 сентября 2023 г.».
Новый статус тренеров пока не привел к серьезному увеличению их заработной платы. «Будучи «специализированным» тренером по дзюдо в столичной спортшколе, я зарабатывал 47 800 руб., после перехода в преподаватели стало 49 600 руб., – рассказывает «Ведомости. Спорту» старший тренер по дзюдо одной из столичных спортшкол Сергей Рукавишников. – Мне дали надбавку за так называемую внеурочную работу: дополнительные тренировки и факультативы по здоровому образу жизни. За 11 лет работы у меня накопилось хорошее портфолио, ученики побеждали на всероссийских турнирах. Поэтому после аттестации на категорию рассчитываю, что еще прибавят. Нам говорили, что для «новоприбывших» она будет проходить в упрощенном порядке».
Рукавишников подчеркивает, что у его знакомых коллег похожая ситуация по зарплате, но все «очень рады возможности проводить больше времени с родными детьми в теплое время года» – теперь график отпусков соответствует «педагогическим» стандартам. «Также администрация учебных заведений обычно идет нам навстречу, не запрещает подрабатывать в частных спортивных секциях, – добавляет он. – А в Москве это еще до 10 000 – 15 000 руб. сверху. Такой приработок очень важен для молодых специалистов».
По словам Гридасова, нововведения и не подразумевали мгновенного уравнивания зарплат спортивных тренеров с учительскими: «Федеральный законопроект дополнительных денежных вливаний в сферу образования не предусматривал, поэтому улучшение условий труда тренеров в новом статусе легло на региональные бюджеты. А в основном их возможности довольно скромные».
Тренеры спортшкол стали преподавателями – как это повлияло на их зарплаты
Наставники детей получили больше социальных гарантий и бумажной работы
С 2023 г. тренеры спортшкол превратились в педагогических работников, но пока это мало повлияло на их зарплату
В октябре 2020 г. о необходимости вернуть тренерам статус педагога высказался президент России Владимир Путин, а в апреле 2021 г. были внесены соответствующие изменения в федеральные законы «О физической культуре и спорте в РФ» и «Об образовании в РФ». В них прописали, что тренер-преподаватель – это человек, который «имеет соответствующее среднее профессиональное образование (или высшее), организует учебно-тренировочный процесс и руководит состязательной деятельностью спортсменов для достижения результатов».
Добавили также пункт, согласно которому стаж работы в должности «обычного» тренера (а не тренера-преподавателя) засчитывается в педагогический. Новый статус подразумевает и регулярную профессиональную аттестацию – не раньше чем через два года после вступления закона в силу, но не позднее чем через пять лет.
Спортшколы теперь выделены в категорию «дополнительных образовательных организаций спортивной направленности», а планы спортподготовки стали дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта.
Резюмируя перемены, в декабре 2023 г. замминистра спорта Алексей Морозов на выставке-форуме «Россия» заявил, что «в дружную семью педагогов влились более 100 000 тренеров».
Физруки и профики
Тренер перестал быть преподавателем в 2016 г., когда спортшколы вывели из системы допобразования и включили в категорию учреждений спорта. Следовательно, под действие закона «Об образовании в РФ» они уже не подпадали.
«Самое удивительное, что до сих пор не ясно, кто именно принял такое решение, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» тренер школы олимпийского резерва по легкой атлетике Константин Набутов. – Ведь спортивный тренер – это в высшей степени преподаватель, который должен воспитать атлета как личность и быть с ним круглосуточно на связи. Но смысл нововведений был таким, что спортшколы должны обеспечивать результат на самом высоком уровне: победы на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах. А в обычных школах оставались работать преподаватели физкультуры ради общего оздоровления. Поэтому сообщество спортивных тренеров вынужденно разделилось на «физруков» и «профиков».
Набутов утверждает, что в 2016 г. около 80% его коллег остались недовольны изменениями. «Дело не только в потере привилегий, положенных педагогам, – продолжает он. – Просто родители, приводя ребенка в государственную спортшколу, уже на подсознательном уровне рассчитывали на результат в виде призовых мест на престижных соревнованиях. Но мы не могли ничего такого гарантировать. По факту мы тоже занимались оздоровлением детей, просто обладая большими возможностями в виде инвентаря и помещений для тренировок».
Руководитель одного из российских профсоюзов учителей – Вячеслав Гридасов в интервью «Ведомости. Спорту» отметил, что после смены статуса спортшкол в 2016 г. тренеры лишились возможности подтверждать категорию, которая влияла на размер заработной платы.
«Возникли организационные трудности: раньше процедура аттестации проходила, как у учителей – по критериям системы образования, – объясняет Гридасов. – После выхода из нее оказалось, что критерии аттестации не разработаны и нет даже регламентирующих их документов. Сколько заплатят, если прошел срок аттестации? Когда и как нужно ее проходить? Никто не мог ответить на эти вопросы. У многих тренеров закончились их квалификационные категории, которые раньше раз в пять лет подтверждались в системе образования, а аттестоваться снова не было возможности».
По словам Гридасова, в результате сложилась «максимально абсурдная ситуация».
«Запросы к спортшколам у населения выросли, а их сотрудники оказались незащищенными, – добавляет он. – Школьные учителя физкультуры в один момент стали иметь больше привилегий, хотя среди них было гораздо меньше топ-специалистов – мастеров спорта и кандидатов в мастера, не говоря уже о заслуженных тренерах России».