Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.
│Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │
│вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │
│ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │
│ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │
│1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │
│уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │
│вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │
│ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │
│ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │
│ │ │ │круга специальных │ │
│ │ │ │знаний │ │
│2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│
│уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │
│вень│элементами │заданий │ │обучения программы│
│ │самостоятельности│ │ │профессиональной │
│ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │
│ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │
│ │ │инструкции │ │рабочих, │
│ │Индивидуальная │ │ │должностям │
│ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │
│ │ │действий с учетом │ │программы │
│ │ │условий их │ │переподготовки │
│ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │
│ │ │ │ │(как правило, не │
│ │ │ │ │менее 2 месяцев) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │Практический опыт │
│3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│
│уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │
│вень│проявлением │ │или методических │обучения – │
│ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │
│ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │
│ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │
│ │практических │практического │ │профессиям │
│ │задач │опыта │Применение │рабочих, │
│ │ │ │специальных знаний│должностям │
│ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │
│ │собственной │действий с учетом │ │программы │
│ │деятельности │условий их │ │переподготовки │
│ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│
│ │поставленной │ │ │программы │
│ │руководителем │ │ │повышения │
│ │задачи │ │ │квалификации │
│ │ │ │ │рабочих, служащих │
│ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │
│ │ответственность │ │ │ │
│4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │
│уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│
│вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │
│ │самостоятельности│ │решения │образования – │
│ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │
│ │практических │действия из │ │подготовки │
│ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │
│ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│
│ │и ее изменений │практического │ │ │
│ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│
│ │Планирование │ │работа с │профессионального │
│ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения – │
│ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │
│ │и/или │коррекция │ │профессиональной │
│ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │
│ │группы │ │ │профессиям │
│ │работников │ │ │рабочих, │
│ │исходя из │ │ │должностям │
│ │поставленных │ │ │служащих, │
│ │задач │ │ │программы │
│ │ │ │ │переподготовки │
│ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│
│ │за решение │ │ │программы │
│ │поставленных │ │ │повышения │
│ │задач или │ │ │квалификации │
│ │результат │ │ │рабочих, служащих │
│ │деятельности │ │ │ │
│ │группы работников│ │ │Практический опыт │
│5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │
│уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│
│вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │
│ │практических │проектирования │технологического │образования – │
│ │задач, требующих │ │или методического │программы │
│ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │
│ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │
│ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │
│ │ │(различных) │поиск информации, │программы │
│ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │
│ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │
│ │решением │ │поставленных │рабочих │
│ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих) │
│ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │
│ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│
│ │ │деятельности │ │профессионального │
│ │Ответственность │ │ │обучения – │
│ │поставленных │ │ │профессиональной │
│ │задач или │ │ │подготовки по │
│ │результат │ │ │профессиям │
│ │деятельности │ │ │рабочих, │
│ │группы работников│ │ │должностям │
│ │или подразделения│ │ │служащих, │
│ │ │ │ │программы │
│ │ │ │ │рабочих, служащих,│
│ │ │ │ │повышения │
│ │ │ │ │квалификации │
│ │ │ │ │Дополнительные │
│ │ │ │ │профессиональные │
│6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │
│уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │
│вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования – │
│ │определение задач│корректировка │технологического │программы │
│ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │
│ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │
│ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │
│ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│
│ │ │или методических │ │профессионального │
│ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования – │
│ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │
│ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │
│ │смежных │ │профессиональной │специалистов │
│ │подразделений │ │информации │среднего звена │
│ │Ответственность │ │ │Дополнительные │
│ │за результат │ │ │профессиональные │
│ │выполнения работ │ │ │программы │
│ │на уровне │ │ │ │
│ │подразделения или│ │ │Практический опыт │
│ │организации │ │ │ │
│7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │
│уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │
│вень│управление │профессиональной │основ │образования – │
│ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │
│ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │
│ │том числе, │с использованием │ │специалитета │
│ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │
│ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │
│ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │
│ │организаций или │числе, │определенной │программы │
│ │подразделений │инновационных │области │ │
│ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │
│ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │
│ │деятельности │технологий │информации, │ │
│ │крупных │ │необходимой для │ │
│ │организаций или │ │развития области │ │
│ │подразделений │ │профессиональной │ │
│ │ │ │деятельности и/или│ │
│ │ │ │организации │ │
│8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │
│уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│
│вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │
│ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │
│ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │
│ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │
│ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │
│ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │
│ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │
│ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │
│ │ │ │деятельности │стажировки │
│ │за результаты │ │ │Образовательные │
│ │деятельности │ │ │программы высшего │
│ │крупных │ │ │образования – │
│ │организаций и │ │ │программы │
│ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │
│ │ │ │ │специалитета │
│9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │
│уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│
│вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │
│ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │
│ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │
│ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │
│ │социальными и │развитием и │ │программы │
│ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │
│ │процессами │эффективности │ │программы │
│ │ │процессов │ │ассистентуры- │
│ │Значительный │ │ │стажировки │
│ │вклад в │ │ │ │
│ │определенную │ │ │Дополнительные │
│ │область │ │ │профессиональные │
│ │деятельности │ │ │программы │
│ │Ответственность │ │ │Практический опыт │
│ │за результаты │ │ │ │
│ │деятельности на │ │ │ │
│ │национальном или │ │ │ │
│ │международном │ │ │ │
│ │уровнях │ │ │ │
Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н
Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.