УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когда речь заходит о готовности специалиста к выполнению профессиональных задач, необходимо учитывать не только его знания и умения, но и различные аспекты его компетентности. Готовность специалиста может быть определена на основе нескольких факторов, включающих академическую подготовку, практический опыт и эмоциональную устойчивость.

Одним из основных факторов готовности специалиста является его академическая подготовка, включающая знание теоретических основ и практическое применение полученных знаний. Специалист должен понимать основные принципы своей области и иметь навыки работы со специализированным программным обеспечением или оборудованием.

Другим важным аспектом готовности является практический опыт специалиста. Работа на практике позволяет узнать особенности профессиональной деятельности, развить навыки решения реальных задач и научиться работать в условиях ограниченного времени. Практический опыт также способствует развитию критического мышления и способности принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.

Основные критерии оценки степени готовности специалиста

Оценка степени готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности основана на нескольких критериях, которые включают:

Все эти критерии должны быть изучены и оценены при оценке степени готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности. Они являются важными компонентами успешной карьеры и позволяют специалисту быть профессионально компетентным и достичь высоких результатов в своей области.

Профессиональная
готовность
– это 1) субъективное состояние личности,
способной и подготовленной к выполнению
соответствующей профессиональной
деятельности; 2) готовность к
профессиональному и личностному
самоутверждению; 3) способность к
саморегуляции, умение мобилизовать
свой профессиональный потенциал на
решение поставленных задач в соответствующих
условиях.

1.
Типы профессиональной готовности:

1)
потенциальная
профессиональная готовность
– профессионально значимые личностные
качества, соответствующие профессиональные
знания и умения, ценности и предпочтения;

2)
ситуативная
профессиональная готовность
– состояние функциональной настроенности
психики специалиста на решение конкретных
профессиональных задач в соответствующих
условиях.

В
профессиональную готовность специалиста
входят: физическое здоровье, сформированность
необходимых для профессиональной
деятельности физических качеств, система
устойчивых психических образований;
профессионально значимые личностные
качества, соответствующие профессиональные
знания и умения, ценности и предпочтения;
способность к саморегуляции, умение
мобилизовать свой профессиональный
потенциал на решение поставленных задач
в соответствующих условиях; готовность
к профессиональному и личностному
самоутверждению; умения и навыки
взаимодействия с людьми, и готовность
и способность к деловому сотрудничеству;
устойчивость психики к воздействию
стрессовых обстоятельств.

Структура
профессиональной готовности:
физиологическая готовность, мотивационная
готовность, психологическая готовность,
интеллектуально-познавательная
готовность, коммуникативная готовность,
морально-нравственная готовность.

1)
Мотивационная готовность
специалиста проявляется в ориентированности
на профессиональное и личностное
развитие.

2)
Интеллектуально-познавательная
готовность
специалиста включает: профессиональное
восприятие, профессиональные мышление
и память, профессиональное внимание.

3)
Коммуникативная готовность
специалиста предполагает наличие у
него эмпатийности, коллективизма,
способности взаимодействовать с
коллегами.

1)
Медицинский
аспект
профессионального отбора: уровень
сформированности и развития организма.

2)
Физиологический
аспект
профессионального отбора: степень
работоспособности, подверженности
стрессовым факторам, способность
работать в условиях риска.

3)
Психологический
компонент
профессионального отбора: настроенность
психики специалиста на решение
профессиональных задач; устойчивость
психики к воздействию стрессовых
обстоятельств.

4)
Педагогический
аспект
профессионального отбора: оценка
сформированности специальных знаний
у работника, развитости его умений.

Ситуативная
профессиональная готовность – это
состояние функциональной настроенности
психики специалиста на решение конкретных
профессиональных задач в соответствующих
условиях.

Идеализированные
личностные и профессиональные качества,
составляющие понятие профессиональной
готовности педагога, можно представить
в виде профессиограммы.
Профессиограмма
– совокупность личностных качеств,
педагогических и специальных знаний и
умений, необходимых преподавателю для
различных видов педагогической
деятельности.

Библиографическое описание

Ларюшкина, Н. Е. Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала / Н. Е. Ларюшкина, Е. Е. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/373/ (дата обращения: 15.11.2023).

В статье рассматривается понятие готовность к
профессиональной деятельности. Раскрываются её компоненты. Выделяется
информационная готовность, способствующая совершенствованию
использования информационно-коммуникационных и
мультимедийных технологий, способностью критического
отношения к
информации

Ключевые слова: профессиональная
деятельность, информационная готовность, признаки, уровни
сформированности, процессные глаголы.

В условиях изменений, происходящих в настоящее время
в обществе и в системе высшего образования, цели технического высшего
образования связаны, прежде всего с формированием свободной
саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску
знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые
технологии, и осуществлять инженерную профессиональную деятельность.

Структура «готовности» представляется
следующими компонентами: мотивационно-ценностные; когнитивные;
деятельностные; рефлексивные; ценностные; информационные.

Заметим, Мотивационно-ценностный – отражает
положительное отношение к самому себе, к другим, к
учебно-познавательной деятельности, осознание личностной и
профессиональной значимости приобретаемых знаний, умений, навыков,
наличие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных
задач, наличие мотивации к осуществлению самостоятельной деятельности
в процессе обучения.

Когнитивный – подразумевает наличие
психолого-педагогических знаний об объекте (субъекте) и процессе
деятельности, о способах выполнения самостоятельных работ, познанием
теорий, умениями по определению целей и задач деятельности, поиск
информации, владение мнемотехникой (способность запоминать, развитие
зрительной памяти, воображение, мышление).

Деятельностный – умение решать поставленные задачи
профессиональной деятельности, расширять практические умения и
навыки, владение методами (приемами) творческой деятельности
(творческое проектирование), отражает результативность
учебно-профессиональной деятельности и планирования действий при
выполнении самостоятельных работ.

Рефлексивный – осмысление представления о контроле, анализе
любой деятельности, возможность определять новые цели, задачи своей
профессиональной деятельности на основе полученных результатов.

Ценностный – самооценка подготовленности к деятельности.

Информационный – способность ориентироваться в информационном
потоке: умение находить и систематизировать различные источники
информации по определенному критерию; использовать рациональные
способы получения, преобразования, систематизации и хранения
информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях
интеллектуально-познавательной деятельности. В совершенстве владеть
информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями,
способностью критического отношения к информации.

Реализация данных критериев готовности осуществляется системно, в
единстве и взаимосвязи. При реализации каждого этапа необходимо
уточнять цели.

Поняв сущность информационной готовности, можно
выявить ее признаки и разработать методику оценки уровня
сформированности у студентов.

1) И1 – готовность получать знания (работа с учебной, научной и
справочной литературой, со средствами массовой информации, обработка
информации);

2) И2 – способность выбирать источники и отбирать из них необходимую
информацию (составление плана, структурирование материала, логичное и
аргументированное изложение информации);

3) И3 – готовность понимать ситуацию (понимание смысла вещей и
явлений, анализ причин происходящих явлений, выявление отношений
одного явления с другими);

4) И4 – готовность оперировать данными (сбор, копирование и передача
сведений, организация рабочего места для работы с данными, умение
писать деловые письма, тезисы, аннотации, отчеты);

5) И5 – способность и готовность обрабатывать информацию на
компьютере (компьютерные методы обработки текстовой, графической,
числовой и мультимедийной информации, владение коммуникационными
технологиями и методами защиты информации, владение языком
программирования высокого уровня и разработкой собственных
информационных продуктов).

Для оценки и самооценки элементов информационной готовности мы
применяем блочную модель.

Блочная модель информационной готовности

– уровень, который студент должен иметь до начала занятий

– уровень, которого студент может достигнуть к концу
семестра

– уровень, которого должен достичь студент

Для всех введенных компонентов необходимо не только
описание тех или иных качеств, но и определение планируемого уровня,
который должны достичь обучаемые. В таблице 1 представлена
информационная готовность с расшифровкой её характеристик и
признаков.

В соответствии с таксономией Блума, которые студенты
сами определяют по процессным глаголам, используемым при достижении
того или иного уровня обученности. Внимательно прочитав таблицу,
проанализировав возможное применение процессных глаголов, студент
сможет определить уровень своей обученности в определенном разделе
учебной дисциплины (табл. 2).

Процессные глаголы для определения уровня обученности по таксономии
Блума

Блочная модель формирования информационной
готовности является одновременно руководством к действию и шаблоном
для оценивания самим студентом и преподавателем каждой её
составляющей.

Результат заключается в том, что студенты научатся:

– выполнять задание на основе поставленных целей;

– оценивать себя и других объективно, по определенным стандартам;

– исследовать задачу и исходную проектную ситуацию;

– разрабатывать схему проекта;

– понимать, какие мотивы движут ими на пути к знаниям;

– отыскивать в своей учебной деятельности недостатки в изучении
материала, находить и пробовать устранять их причины;

– планировать свою учебную деятельность;

– выделять самое основное из всей информации;

– визуализировать полученную информацию;

– применять информационные технологии в любой проектной ситуации.

1. Роботова А. С. (гл.1)//Введение в педагогическую деятельность: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Роботова, Т. В.
Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е
изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 208 с ( 5-7695-1762-)

2. (словарь основных понятий)//Общая профессиональная педагогика:
Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. В.Д.
Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с. – (Педагогическое
образование). ( 5-88717-468-4)

3. Репетуева Г. Н. Формирования
готовности к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности
будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения
психолого-педагогических дисциплин: Автореферат дисс. на
соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. – теория и
методика профессионального образования. – Челябинск, 2009. –
27 с.

4. Ларюшкина Н. Е. Подготовка Педагогов профессионального обучения на
основе компетентностного подхода (направление «информатика,
вычислительная техника и компьютерные технологии») Автореферат
дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. –
теория и методика профессионального образования. – Тольятти,
2008. – 27 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная готовность, профессиональная деятельность, студент, умение, знание, уровень, Блочная модель, глагол, критическое отношение, учебная деятельность.

В психолого-педагогической литературе накоплен теоретический и экспериментальный материал о феномене психологической готовности человека к разным видам деятельности, сформулировано само понятие, определены содержание, структура, пути формирования психологической готовности и условия, влияющие на динамику и устойчивость ее проявлений. Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: спортивной (Алаторцев В. А., Пуни А. Ц., Ганюшкин А. Д.), педагогической (Горностай П. П., Деркач А. А., Иванова Т. В., Левченко М. В., Разборова Л. Н.), экономической (Вяткин А. П.); психологической готовности детей к обучению в школе (Выготский Л. С., Божович Л. И., Эльконин Д. Б., Князева Т. Н., Кравцова Е. Е.); готовности учащихся будущей к профессиональной деятельности (Матухно Е. В., Рубанова Е. Ю.), внутренней (психологической) боевой готовности сотрудников правоохранительных органов (Столяренко А. М.), готовности человека к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях (Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А., Столяренко А. М.) и т. д. Стоит отметить, что на сегодняшний день понятие «психологической готовности» не имеет, как однозначной трактовки, так и единственно принятого определения.

Психологическая готовность является целостным личностным явлением, и для ее понимания необходимо выделить те структурные компоненты, из которых она состоит, чтобы целенаправленно воздействовать на наиболее слабые и недостаточно развитые. В качестве компонентов готовности можно рассматривать мотивы деятельности, психологический настрой, эмоциональное состояние, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также профессионально важные качества личности и профессиональное самосознание, отношение субъекта к этой деятельности. В структуре готовности разные исследователи выделяют различные структурные компоненты, остановимся на их рассмотрении более подробно.

О. Б. Дмитриева при исследовании проблемы формирования психологической готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности рассматривала психологическую готовность как деятельностную и личностную характеристику субъекта труда, отражающую уровень его развития и потенциальные возможности. В своем диссертационном исследовании автор предлагает теоретическую модель развития психологической готовности инженера к профессиональной деятельности, которая включает следующие структурные компоненты:

а) мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны и т. д.);

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т. д.);

Т. Б. Крюкова при изучении психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли описывает следующие структурные компоненты данного явления:

а) мотивационный — направленность личности студента к инженерной деятельности в электроэнергетической отрасли, положительное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности (проявляется в: положительном отношении к специальности; стремлении добиться успеха; понимании и осознании важности задач; удовлетворенности избранной специальностью и условиями будущей деятельности);

б) саморегуляционный — умение выдвижения, принятия и удержания цели, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирования действий, необходимых для достижения намеченных целей, сопоставление идеальной картины и полученного результата, готовность отвечать за свои действия и поступки (проявляется в: индивидуальных особенностях планирования целей, моделировании, программировании, контроле и коррекции; волевых качествах; умении брать ответственность на себя);

в) оценочный — внешняя оценка и самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам (проявляется в: успеваемости студентов; стратегии разрешения ситуации оценивания).

В. Ф. Жукова, обобщая многообразные подходы к проблеме психологической готовности к управленческой деятельности, предлагает следующие ее компоненты:

а) мотивационный — включает профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности, а также интерес к ней;

б) эмоционально-волевой — отображает чувство ответственности за результаты деятельности, самоконтроль, моральные принципы, умения управлять действиями, из которых состоит выполнение функциональных обязанностей;

в) ориентировочно-мобилизационный — включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности, требования к личности, мобилизацию внутренних сил к осуществлению деятельности, систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения, способность и возможность управлять своими действиями и состояниями в реальных ситуациях;

В этом контексте следует отметить, что, по мнению В. Ф. Жуковой, психологическая готовность есть сложное личностное новообразование, которое возникает и существует посредством взаимодействия вышеуказанных структурных компонентов. Критерием же развития психологической готовности в целом выступает уровень развития ее структурных компонентов.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной психологии отсутствует единая точка зрения относительно структуры психологической готовности к профессиональной деятельности. Разные авторы выделяют различные компоненты готовности человека к деятельности. Во многих исследованиях психологическая готовность к деятельности определяется как сумма разных ее аспектов, а сущность данного явления нередко сводится к простому перечислению структурных компонентов. Однако, очевидно, что целое не равно сумме частей и сам феномен психологической готовности приобретает свойства и качества, отличные от суммы характеристик его структурных компонентов. При этом, как ни парадоксально, но сущность психологической готовности к деятельности может быть раскрыта только с учетом ее структурных компонентов.

Подводя итоги теоретического анализа структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, и обобщая существующие подходы к ее пониманию, на наш взгляд, целесообразно остановиться на следующих слагаемых:

а) мотивационный компонент — включает мотивы деятельности — фактически это есть общий настрой на успешное выполнение деятельности, интерес к ней;

б) познавательный (когнитивный) компонент — включает понимание поставленных задач, знание способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации — фактически это когнитивный анализ ситуации и поиск способов решения задачи;

в) эмоциональный компонент — включает чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление — фактически это общее отношение к деятельности с точки зрения эмоций;

г) волевой компонент — включает способность управлять собой и максимальную мобилизацию собственных сил для реализации поставленных задач;

д) операциональный (операционально-деятельностный) — включает личностные качества и особенности психических процессов, а также умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения деятельности.

В заключение стоит отметить, что все компоненты психологической готовности, какими бы они не были, имеют взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимопроникающий характер, благодаря чему и обеспечивается целостное согласование характеристик человека как личности и субъекта деятельности.

2.                  Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.

3.                  Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — № 6. — С. 117–121.

5.                  Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т.2. — С. 60–62.

6.                  Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Качество
и эффективность педагогической
деятельности за­висят
от многих факторов, одним из которых
является профес­сиональная готовность
педагога, которая рассматривается как
первичное,
обязательное условие и предпосылка
успешного вы­полнения
любого вида деятельности.

Выделяют
два подхода в рассмотрении проблемы
профес­сиональной
готовности. Первый базируется на
утверждении, что
основу профессиональной готовности
составляет психоло­гическая
готовность как особое психическое
состояние, которое постепенно
переходит в свойства и качества личности.
Соглас­но
второму готовность определяется как
устойчивая характери­стика
личности, синтез ее свойств и психическое
состояние, превращающееся
в устойчивое качество личности в процессе
деятельности.
Как процесс готовность имеет свои
закономерно­сти, особенности,
структурные элементы, критерии и уровни
сформированности.

Основными
компонентами готовности к педагогической
дея­тельности
выступают теоретические и методические
знания, про­фессиональные
прикладные умения, положительное
отношение к
данному виду деятельности, которое,
опираясь на принцип о ведущей
роли мотивов в активизации деятельности
личности, выделяется
в качестве основного (Г.
И. Хозяинов).

Выделяются
и такие компоненты профессиональной
готовно­сти,
как психологическая, научно-теоретическая,
практическая, а также
мотивационная, ориентационная, волевая
и оценочная го­товность.

Помимо
перечисленных выше компонентов, включают:
пси­хофизиологическую
готовность, показывающую наличие
соот­ветствующих предпосылок для
овладения педагогической дея­тельностью
и сформированность значимых для
профессиональ­ной деятельности
качеств, а также физическую готовность,
выраженную
в состоянии здоровья и физического
развития в со­ответствии
с требованиями профессии (В. А.Сластенин).

Профессиональная
готовность как особое психическое
со­стояние
личности может появляться как на
функциональном уровне,
выражающем состояние готовности, так
и на личностном в виде установки на
деятельность, представляющую собой
не­осознанное внутреннее состояние,
которое предшествует дея­тельности
и определяет ее осуществление. Установка
как готов­ность
формируется под влиянием внешних и
внутренних усло­вий,
осознанного или неосознанного восприятия
информации.

Готовность,
помимо установки, определяется внутренним
на­строем
на определенное поведение в процессе
профессиональ­ной
деятельности, поэтому различают такие
компоненты психи­ческого
состояния готовности, как:

волевой
как мобилизация сил и преодоление
неуверенности.

Личностный
уровень готовности выражает разные
характери­стики
временной устойчивости и представляется
как сложное психическое
состояние. Это состояние, длительное
или кратко­временное,
проявляется у человека непосредственно
перед дея­тельностью
и зависит от ее характера, а также от
личностных свойств
педагога, его убеждений, взглядов, черт
характера.

Динамическую
структуру состояния психологической
готов­ности
к творческой деятельности составляют
следующие взаимо­связанные
и взаимозависимые элементы:

В
целостной системе психолого-педагогической
готовности преподавателя
к педагогической деятельности выделяют
две под­системы.

Разработана
система показателей профессиональной
готовно­сти
к педагогической деятельности. В нее
входят:

Уровни
профессиональной готовности. Перечисленные
ранее показатели
позволяют выделить уровни профессиональной
го­товности
(Н. Д. Хмель).

— опыт
ценностно-эмоциональной ориентации в
процессе педагогической
деятельности, который включает в себя
три этапа: формирование внутренней
мотивации поведения преподавателя,
профессионально-педагогическое
поведение на основе этой
модели, творческую направленность
педагогической деятельности.

Таким
образом, совокупность критериев
готовности педагога к
реализации целостного педагогического
процесса можно выра­зить
следующей схемой: теоретическая
готовность; практическая готовность;
опыт творческой деятельности; опыт
мотивацион-но-ценностного
отношения к педагогической профессии.

Итак,
профессиональная готовность является
комплексным явлением,
осуществляемым на основе личностного
подхода в процессе
подготовки преподавателя к педагогической
деятельно­сти, характеризует его
умение четко и оперативно принимать
ре­шения, проявлять высокий интерес
к своей работе, поддерживать контакт
со своими студентами, владеть эффективными
приемами педагогического взаимодействия.

Профессиональная
деятельность может быть успешно
осуще­ствлена лишь в том случае, если
человек по своим индивидуаль­ным
особенностям соответствует требованиям,
предъявляемым к нему
профессией. В этом и заключается смысл
понятия «про­фессиональная
пригодность». В психологии труда
существует понятие
«трудовой пост», под которым понимается
ограничен­ия
вследствие разделения труда и тем или
иным образом за­фиксированная
область приложения сил человека,
рассчитанная на создание чего-либо
ценного для общества (Е. А. Климов). Таким
образом, трудовой пост — одна из форм
существования профессии.

Для
того чтобы была достигнута эффективность
того или иного
вида деятельности, человеку, в том числе
и преподавателю, нужно
осознать:

—•
средства
труда, которые дают возможность
специалисту взаимодействовать
с предметом труда сообразно его цели.

К
основным компонентам пригодности
человека к работе (Е.
А. Климов) можно отнести: гражданские
качества; отношение к труду, профессии;
интересы и склонности к данной области
деятельности; общую дееспособность, т.
е. состояние физического
и психического здоровья; общие способности,
основу которых составляет
активность, саморегуляция человека, а
также единич­ные,
частные способности, т. е. личные качества,
важные для этой
профессии; навыки, знания, опыт
профессионала и другие качества,
дающие возможность человеку, в том числе
и педагогу, выполнять
трудовые функции.

Поскольку
различают абсолютную и относительную
профес­сиональную
пригодность, то ситуацию взаимной
пригодности трудового
поста и субъекта можно создавать:
подобрав работу из числа существующих;
сформировав дополнительные, требуемые
профессии качества; распределив трудовые
функции с другим че­ловеком,
создав из одной профессии несколько.

Качественно-количественная
характеристика профессиональ­ной
пригодности отражена в профессиограмме,
которая пред­ставляет собой документ,
эталон, отражающий конечную цель
педагогического
процесса. Как качественно-описательная
модель специалиста
профессиограмма включает в себя несколько
разде­лов:
личностные и профессионально-педагогические
качества; основные
требования к психолого-педагогической
подготовке; содержание
методической подготовки по специальности;
объем и содержание
специальной подготовки (В. А. Сластенин).

Профессиональная
пригодность, являясь выражением
про­фессиональной
компетентности преподавателя на своем
высшем уровне, органически сливается
с профессиограммой — эталоном. В конечном
итоге с профессиограммой совпадает и
профессиональная
готовность как модель ее высшего уровня
(Д. А. Науказ). Это
объясняется тем, что профессиональные
пригодность и готовность
представляют собой одно и то же состояние
личности, с той
лишь разницей, что профессиональную
пригодность характеризуют
соответствующие требованиям профессии
показатели психофизических
качеств и состояний субъекта, а в
профессиональной готовности в качестве
ее важнейшей составляющей на­зывают
мотивационный и содержательно-операциональный
компоненты.

Степень готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности

Степень готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности можно назвать как уровень профессиональной компетентности. Она включает в себя знания, навыки и опыт, необходимые для успешного выполнения задач, связанных с выбранной профессией.

Уровень профессиональной компетентности может быть разным для разных специалистов и зависит от образования, профессионального опыта и самообразования. Чем выше уровень компетентности, тем лучше специалист справится с поставленными перед ним задачами и проблемами, а также сможет прогнозировать и предотвращать возможные проблемы.

Компетентный специалист обладает достаточным уровнем знаний, навыков и опыта для выполнения профессиональных задач. Он готов к решению сложных задач, адаптированию к изменениям в профессиональной среде и постоянному развитию своих компетенций.

Понятие степени готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности

В процессе обучения специалист приобретает теоретические знания и практические навыки, которые позволяют ему выполнять профессиональные задачи. Однако реальная степень готовности к работе может отличаться в зависимости от конкретной ситуации или контекста. Для определения степени готовности специалиста можно использовать различные методы и инструменты, такие как анализ знаний, тестирование, наблюдение и оценка практической деятельности.

Таблица 1: Факторы, влияющие на степень готовности специалиста

Важность определения степени готовности специалиста

Определение степени готовности специалиста позволяет эффективно планировать его дальнейшую подготовку и развитие, а также адаптировать программы обучения к конкретным потребностям и требованиям рынка труда. Это помогает обеспечить качественное исполнение профессиональных обязанностей и достижение желаемых результатов в работе.

Таблица 1. Оценка степени готовности специалиста

Оценка степени готовности специалиста позволяет также определить необходимые ресурсы и условия для его успешной деятельности. Например, если специалист имеет низкий уровень социально-коммуникативных навыков, то требуется обеспечить ему дополнительную тренировку в данной области или поддержку на рабочем месте для развития этих навыков. Таким образом, определение степени готовности специалиста является важным инструментом для оценки и поддержки его профессионального развития.

Процесс формирования и развития степени готовности специалиста

Процесс формирования и развития степени готовности специалиста состоит из нескольких этапов:

Анализ практической готовности специалиста

Для анализа практической готовности специалиста можно использовать следующие критерии:

Такой анализ позволяет оценить готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности и помогает определить необходимые меры для его дальнейшего развития и повышения практической готовности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *