Приказ Минтруда России от 21.05.2014 N 339н “Об утверждении профессионального стандарта “Корреспондент средств массовой информации” (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32589)
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 21 мая 2014 № 339н
Общие сведения
Корреспондент (репортер) в мультимедийных, печатных, теле- ирадиовещательных средствах массовой информации (СМИ)
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности
Подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информации
Группа занятий
Журналисты и литературные работники
Отнесение к видам экономической деятельности
Деятельность в области радиовещания и телевидения
Деятельность информационных агентств
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), город Москва
Наименования организаций-разработчиков
Утвержден профессиональный стандарт “Корреспондент средств массовой информации”
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/11.003.pdf
Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32589
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г. N 339н
“Об утверждении профессионального стандарта “Корреспондент средств массовой информации”
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Корреспондент средств массовой информации”.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2014 г.
Регистрационный N 32589
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Корреспондент средств массовой информации
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г. N 339н)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Отнесение к видам экономической деятельности:
В обсуждении проекта профессионального стандарта “Педагог-дефектолог”, прошедшего 21 апреля, приняли участие представители Минпросвещения России, Российской академии образования, педагогических вузов и научных институтов. Модератором мероприятия выступила председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина.
«СПК в сфере образования в настоящий момент рассматривает несколько профессиональных стандартов. Активность в обсуждении стандартов очень высокая, а это гарантирует для Совета наличие различных предложений, замечаний к проектам, тексты которых выносятся на экспертное обсуждение. Таким образом, у нас есть фактическая возможность принимать «народные» профессиональные стандарты. На сегодняшний день в составе СПК работает более 800 экспертов, которые представляют систему образования всех регионов России», — открыла заседание СПК в сфере образования Духанина.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко затронула вопрос обобщенных трудовых функций (ОТФ) педагогов, работающих с разными категориями детей с ОВЗ. Она отметила, что чем раньше начинается коррекционная помощь, тем больше возможность у ребенка пойти в общеобразовательную организацию.
На обсуждение также была вынесена проблема допуска к работе с особенными детьми специалистов, прошедших профессиональную переподготовку. «Мониторинг потребностей педагогических кадров в сфере психолого-педагогического сопровождения обучающихся детей с ОВЗ показал нехватку 38000 специалистов. Если убрать из профстандарта профессиональную переподготовку, это количество вырастет в десятки раз», — пояснила Сачко.
Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Соловьева продемонстрировала профессиональный стандарт педагога-дефектолога как целевой ориентир развития профессиональных компетенций педагогов. Она пояснила, для чего необходимо разделение ОТФ олигофренопедагога с обучающимися ЗПР и УО и ОТФ дефектолога по работе с обучающимися с НОДА и ТМНР. «Психологическая помощь в адаптации и реабилитации — это новое, это наша возможность закрепиться и быть в должности учитель-дефектолог, учитель-логопед там, где наши дети проходят комплексную реабилитацию», — отметила Соловьева.
Осветила вопрос о востребованности профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» у родительского и профессионального сообщества заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Ирина Левченко. В своем выступлении она пояснила, что стандарт посодействует урегулированию трудовых отношений между педагогом-дефектологом и работодателем, поможет определить содержание подготовки дефектолога на разных уровнях профобразования. «Стандарт способствует созданию единого образовательного пространства для ребенка с ОВЗ в образовании, здравоохранении и социальной защите», — сказала Левченко.
Директор Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет Анна Алмазова подняла проблему взаимосвязи профессионального стандарта педагога-дефектолога и образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов. Она уточнила, что отсутствие регламентирующего документа является значимым фактором, который создаёт дефицит в сфере подготовки кадров и влияет на работу системы в целом. «Регулярно мы получаем запрос родительского сообщества на подготовку профильных специалистов по отношению к тем нозологическим группам обучающихся, которые ранее не были выделены в панораме подготовки кадров педагогических университетах и дефектологических факультетах других вузах», — подчеркнула Алмазова.
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Валерий Хаустов
указал на то, что в обсуждаемом проекте найден баланс между конкретизацией трудовых действий и их обобщенными формулировками.
«Важно не понизить планку профессиональных требований к педагогу, который имеет доступ к ребенку с ОВЗ, тем более понимая усложнение внутренней структуры этого контингента», — считает директор Института дефектологического образования и реабилитации, профессор кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Виталий Кантор.
Директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Волосовец внесла предложение о разграничении детей с ОВЗ и инвалидностью, т.к. имея соматические заболевания, ребенок не всегда нуждается в особых образовательных условиях. Также она отметила, что необходимо сделать акцент на трудовых функциях логопеда. На сегодняшний день он работает не только с нарушением речи, но и с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения, РАС и т.д. Не остался без внимания вопрос уровня квалификации педагога-дефектолога. «Несомненно, это седьмой уровень квалификации», — подчеркнула Волосовец.
Член-корреспондент РАО Джафар Маллаев обратил внимание на необходимость преемственности разных уровней образования в контексте профстандарта педагога-дефектолога.
Патимат Омарова, член Научно-экспертного совета ДГПУ затронула острый вопрос дефицита кадров. По ее мнению, наличие квалификационных характеристик позволит требовать наличия в образовательных организациях педагогов-дефектологов. «Из сегодняшней формулировки учитель-логопед мы наблюдаем сокращение полноценных ставок логопеда в образовательных учреждениях», — добавила Омарова.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская сделала акцент на важности обсуждения доработанного проекта профстандарта проведения в кратчайшие сроки.
«Прекрасно, когда неравнодушные люди составляют основной ресурс системы образования. Спасибо за научно-методологическое обоснование, которое используется при разработке профессионального стандарта как гарантия правильности понимания должности дефектолога и развития профессии»,
— заключила Духанина.
АСТАНА. КАЗИНФОРМ – Разрабатывается стандарт аккредитации педагогических вузов. Об этом сообщил министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов в ходе брифинга на площадке Службы центральных коммуникаций, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Проводится работа по подготовке стандарта аккредитации педагогических и других вузов, выпускающих будущих педагогов. Это необходимо для повышения качества подготовки педагогических кадров. В настоящее время аккредитация вузов проводится по общим критериям. Планируется, что разработанный стандарт аккредитации педагогических вузов далее будет использоваться независимыми аккредитационными агентствами при проведении аккредитации образовательных программ вузов, где осуществляется подготовка будущих педагогов», – сказал А. Аймагамбетов.
По его словам, Министерством также завершается работа по подготовке и принятию профессионального стандарта «Педагог». С учетом данного профстандарта будут разрабатываться и обновляться образовательные программы, процедуры сертификации и аттестации педагогов, содержание непрерывного профессионального развития, будет строиться стратегия продвижения педагогических кадров по службе. До утверждения профстандарта будут проведены широкие обсуждения с педагогами и другими заинтересованными сторонами. В результате профстандарт «Педагог» станет единым ориентиром профессионального развития педагогов всех уровней образования.
В выступлении заместителя генерального директора Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия», WorldSkills Russia), директора «Академии Ворлдскиллс Россия» Светланы КРАЙЧИНСКОЙ на XI съезде Российского союза строителей (РСС) корреспондент «Стройгазеты » отметил для себя следующие важные слова, касающиеся вопросов подготовки отраслевых кадров: «Мы уже в течение 10 лет занимаемся обучением специалистов, преимущественно рабочим профессиям, в том числе в сфере строительства. «Ворлдскиллс» является оператором федерального проекта «Содействие занятости». В этом году за счет средств, которые выделяют Роструд и Минтруд, мы планируем обучить примерно 115 тысяч человек во всех регионах страны, особенно в тех, где есть потребность именно в строительных специальностях». Подробности этой инициативы
«СГ» узнала из интервью с экспертом. «СГ»: Светлана Брониславовна, каковы мощности по краткосрочному обучению, которыми располагает сегодня «Ворлдскиллс Россия»? Какое количество людей есть возможность обучить строительным и смежным профессиям?
Светлана Крайчинская: У нас прошли квалификационный отбор около 1 500 центров обучения во всех субъектах РФ. Процесс еще продолжается, и количество допущенных центров увеличится. Мы стараемся расширять нашу географию не столько за счет больших городов, сколько за счет глубинки, где меньше развита подобная инфраструктура. Из названного числа в 342 организациях ведется обучение исключительно по строительным специальностям. Такие центры пока представлены в 79 регионах страны.
В прошлом году по строительным компетенциям у нас прошли обучение всего около 4 тысяч человек, хотя мы были готовы обучить до 35 тысяч. То есть проблема была не в емкости нашей сети, а в низком спросе. Поэтому здесь вопрос двусторонний — с одной стороны, есть мощности по обучению, с другой, должна быть потребность в таком обучении, у людей должны быть уверенность в спросе на такие профессии, гарантированная занятость, адекватная зарплата по региону. К сожалению, второе вне нашей компетенции, поэтому мы очень рассчитываем на партнерство с отраслью.
«СГ»: В чем вы видите причину низкого спроса на такого рода обучение? Плохая информированность, низкий престиж профессии?
С.К.: Плохая информированность, конечно. Это касается информации, например, о наличии вакансий в отрасли на местах. Есть сложившийся стереотип, что на стройке есть кому работать, там всегда найдутся мигранты, с которыми сложно конкурировать, тем более что последние готовы работать за низкую зарплату.
Второй момент. В большинстве своем обычный человек представление о стройке вынес из фильма «Операция Ы». Я думаю, отрасль в лице компаний (и мы можем в этом помочь!) должна показать, что в отличие от стереотипа о работе строителя как тяжелой, трудоемкой и грязной, на самом деле современная стройка — это совсем другое дело. Мы, конечно, на своих соревнованиях показываем, каков труд современного строителя в действительности — современное оборудование, механизмы, стройматериалы и условия труда. Но этого мало.
«СГ»: «Ворлдскиллс Россия» сотрудничает с электронной биржей труда, организованной недавно в Минстрое России?
С.К.: Да, если речь идет о Едином кадровом центре Минстроя России. Мы сотрудничали с министерством еще в период формирования этой структуры: при создании этого центра принимали участие в обсуждении параметров его работы, отмечали, что можем влиять на профориентацию молодежи, в том числе и через наши мероприятия, в частности, чемпионаты. Обсуждали, в том числе, и то, что под имеющиеся вакансии мы готовы организовать подготовку соответствующих рабочих специальностей через свои обучающие центры. Надеюсь, уже в текущем году этот вопрос начнет реализовываться. По крайней мере, мы направили соответствующие письма во все региональные отделения РСС с предложением сотрудничать в рамках этого проекта.
«СГ»: Есть ли какие-то возрастные ограничения для желающих обучиться у вас?
С.К.: У нас нет ограничений вообще ни с какой стороны. Можно обучаться уже с 16 лет. Наши основные целевые группы — молодежь до 30 лет, испытывающая сложности на рынке труда. То есть мы нацелены на то, чтобы помогать молодежи, не имеющей ни высшего, ни среднего профессионального образования, получить профессию и пойти работать.
Вторая возрастная категория — люди старше 50 лет. Кроме того, сейчас появилась категория работающих, которые, в силу известных причин, находятся под угрозой увольнения. Кстати, мы предлагаем строительным компаниям отправлять своих незанятых работников к нам для повышения квалификации или получения смежной профессии. Также «наш» контингент — это безработные, которые всегда были потребителями наших программ. То есть никаких возрастных и гендерных ограничений у нас нет.
«СГ»: Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) отвечает за формирование и работу центров оценки квалификации (ЦОК) в рамках института независимой оценки квалификации (НОК). Может ли «Ворлдскиллс Россия» сотрудничать с ЦОК?
С.К.: У нас есть очень хороший опыт, который мы намерены тиражировать в своей работе. Мы провели эксперимент с Советом по профессиональным квалификациям (СПК) в области чрезвычайных ситуаций — договорились с ними, что в рамках наших коротких программ совместим итоговую аттестацию с НОК по пожарным и спасателям. Были синхронизированы оценочные материалы. Люди обучались в наших центрах и на выходе проходили две процедуры — завершали обучение и одновременно получали оценку квалификации. Этот эксперимент оказался очень интересным, потому что, во-первых, люди могут сразу выходить в профессию, а во-вторых, мы видим результат — чему и как мы обучаем именно в рамках НОК.
Я выступала на заседании Национального агентства по развитию квалификаций, в котором участвовали представители всех советов по профквалификациям. Мы предложили распространить вышеописанную модель на другие СПК, которым интересна наша работа. Многие откликнулись. Пока до этапа реализации дело не дошло, но мы уже прорабатываем этот вопрос с СПК индустрии гостеприимства, в сфере воздушного транспорта и с другими.
«СГ»: Кто занимается у вас обучением? Опишите коллективный портрет вашего преподавателя.
С.К.: Ключевая фигура здесь — мастер производственного обучения, имеющий профессиональное базовое образование, обладающий педагогическими навыками, а также прошедший обучение по стандартам «Ворлдскиллс Россия» у нас в Академии. То есть это человек, обладающий знаниями в профессии, а главное, практик, который может сам делать все то, чему обучает.
«СГ»: Человек, который активно трудится в своей профессии, он и дальше будет работать на своем рабочем месте, где налаженные связи, зарплата и прочие привычные преференции. По этой логике получается, к вам идут одни пенсионеры?
С.К.: Бывает по-разному. Сейчас в сфере образования тоже есть возможность получать конкурентные зарплаты. К тому же многие образовательные организации просто переманивают к себе на позицию мастера специалистов из отраслей.
Но я вас расстрою: сегодня прослеживается явная тенденция к омоложению преподавательского состава. Многие наши лучшие молодые специалисты из числа чемпионов, которые ярко проявили себя на соревнованиях WorldSkills Russia, переходят на преподавательскую работу. И поскольку сами владеют достаточно высокими стандартами в профессии, им есть чему учить других. К слову сказать, каждый год мы готовим около 5 тысяч преподавателей и мастеров для своих центров обучения.
С. К.: Я бы назвала три основных сектора сотрудничества. Первый — это, как вы сказали, вузы, техникумы и колледжи, с которыми мы давно работаем в системе чемпионатов. Так исторически сложилось.
Второй большой блок — учебные центры предприятий, с которыми мы начали работать в наших программах по содействию занятости. Напомню, что «Ворлдскиллс Россия» является федеральным оператором проекта «Содействие занятости». Так вот, эти центры получают несомненную выгоду от сотрудничества с федпроектом, потому что появляется возможность готовить кадры для себя, под свои потребности в рамках бюджетного финансирования.
И третий компонент — это частный сектор образования, те организации, для которых, собственно, обучение является профильным бизнесом. Они всегда с интересом включаются в наши проекты, видя в этом возможности развития своего дела.
«СГ»: В адрес «Ворлдскиллс Россия» нередко звучит критика. В частности, что вы готовите специалистов по профессиям или по стандартам, которых еще нет или которые пока не востребованы на рынке труда.
С.К.: Это некое предубеждение. Скажем, те же технологии информационного моделирования (ТИМ) — несколько лет назад казалось, что это забота не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, но внезапно для некоторых выяснилось, что это нужно прямо сейчас, что завтра наступает уже сегодня. Могу сказать, что мы сознательно задаем некий профстандарт, к которому подтягивается реальный сектор.
«На преподавательскую работу к нам переходят лучшие молодые специалисты из числа чемпионов соревнований WorldSkills. И поскольку сами владеют достаточно высокими стандартами в профессии, им есть чему учить других»
5 тысяч преподавателей и мастеров для своих центров обучения готовит ежегодно «Ворлдскиллс Россия»
В России разрешат управлять дронами без специального сертификата. Снятие ограничений коснется беспилотников массой до 30 килограммов. Однако, чтобы поднять такой коптер в воздух, необходимо знать тонкости, которые самостоятельно изучить не получится. При этом единого профстандарта подготовки для внешних пилотов просто не существует. О том, как будут проверять квалификацию этих специалистов, расскажет корреспондент “Известий” Кирилл Воробьёв.
Это только со стороны кажется, что управлять беспилотником – легко. На деле надо знать не только устройство аппарата, но и понимать законы физики.
Андрей – частный инструктор. Он учит новичков и опытных навыкам управления.
“Самая крупная платформа – освоить его систему. Это достаточно сложно, и самостоятельно не у каждого получится”, – сказал частный инструктор Андрей Хатюк.
Все дроны массой от 150 граммов нужно регистрировать. Поднимать их в воздух без согласования нельзя. Это элементарные правила. Малых беспилотников весом до 30 кг в стране сегодня официально больше 60 тысяч. Неофициально – в четыре раза больше. И оценить мастерство всех пилотов вряд ли возможно.
“Единообразия какого-то нет. Есть профстандарт. Он регулируют профессиональную деятельность, но не то, как идет обучение. Эта та область, которую нужно стандартизировать”, – рассказывает эксперт инфраструктурного центра “Аэронет 2.0” на базе МГТУ имени Н. Э. Баумана Андрей Новиков.
Программа обучения на внешнего пилота у каждого своя. Но на спрос это не влияет. При том одни идут к частникам за сертификатом, другие – за государственным дипломом.
“Средний балл аттестата – высокий! На эту специальность, как и на IT, есть конкурс”, – рассказывает директор Ульяновского авиационного колледжа Наталья Китаева.
Еще в марте Росавиация ввела требование о наличии свидетельства внешних пилотов. Но типовую программу так и не согласовали.
“Каждую мелочь изучаем и что-то добавляем новое, потому что наша специальность до конца не изучена”, – отмечает студент кафедры “Оператор беспилотных авиационных систем “Павел Бутаков.
А теперь и вовсе решили, что внешний пилот не относится к авиаперсоналу. А значит и специальные требования к обучению не нужны. Достаточно пройти курсы под конкретную задачу и начать работу. Но вряд ли это можно назвать официальным допуском.
“Ни один документ, который сейчас можно получить по результатам прохождения дополнительного образования, он никак не легализует человека для коммерческого применения дрона”, – рассказывает основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов Runavia.
Дроны используют, чтобы следить за лесными пожарами, искать пропавших людей, составлять карты, контролировать производства или инфраструктуру. Область применения огромна. Вот и получается, что мастерство внешних пилотов должен оценить сам работодатель.
При этом эксперты уверены: единый стандарт подготовки необходим. Беспилотник – не игрушка.
“Беспилотники работают в самых разных ситуациях: чтобы научиться управлять вот таким, небольшим, потребуется всего неделя. Если речь вот про таких гигантов, то даже запустить его без обучения вряд ли получится”, – говорит корреспондент Кирилл Воробьев.
И если такой красный гигант окажется в неумелых руках – попросту рухнет. Неуправляемые 20-килограммов, которые падают на дикой скорости, – опасность. Но по документам это тоже малый беспилотник.
“Надо понимать погодные условия: зимой – одно, летом –другое. Это разные потоки воздуха. Аэродинамический поток воздуха отражается как от пропеллера квадрика, так и от крыла самолета”, – отмечает технический директор Владимир Тихонов.
Впрочем, исключение внешнего пилота из списка авиаперсонала позволит развивать и коммерческое использование дронов. Например, доставлять посылки до окна квартиры. И дефицита персонала не будет. Закончил курс – готов летать.