ВАЖНЕЙШИМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ НАВЫКОМ В ЦИФРОВОЙ СФЕРЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИКОВ ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. Базовая модель компетенций цифровой экономики включает коммуникацию и кооперацию в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Рассмотрены особенности формирования перечисленных компетенций в условиях информационно-образовательной среды на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, информационно-образовательная среда, цифровые инструменты.

Annotation. The basic competence model of the digital economy includes communication and coopération in the digital environment, self-development under conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, and critical thinking in the digital environment. The features of the formation of the listed competencies in the conditions of the information and educational environment are considered on the example of the direction of training “Information systems and technologies” at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.

Keywords: digital economy, digital competencies, information and educational environment, digital tools.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует достаточно много подходов к выделению приоритетных компетенций, наиболее востребованных цифровой экономикой.

Задача разработки концепции базовой модели компетенций цифровой экономики была поставлена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработчики концепции проанализировали

Анализ этих компетенций показывает их связь с универсальными компетенциями, которые сегодня являются одинаковыми для всех направлений подготовки, как в бакалавриате, так и в магистратуре, а также с отдельными общепрофессиональными компетенциями.

Приведем примеры формирования компетенций цифровой экономики в информационно-образовательной среде основной профессиональной образовательной программы направления подготовки «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Выполняя задания на поиск данных, их классификацию, представление в разных форматах, обучающиеся используют такие цифровые инструменты, как вики, документы совместного редактирования, on-line опросники, ментальные карты, инфографика, on-line интерактивные доски и т.п.

Приведем примеры некоторых информационных продуктов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии»:

– ментальная карта «Функции портала госуслуг» (https://clck.ru/TChC6), сервис https://www.mindomo.com;

– on-line интерактивная доска «Рекомендации по безопасной работе в Интернете» (https://clck.ru/Kh2Ub), сервис https://padlet.com;

– опрос с помощью Google-формы «Какими информационными ресурсами мы пользуемся» (https://clck.ru/TChqH) и результаты анкетирования одногруппников (https://clck.ru/TChxi);

– вебмикс «Полезные Интернет-ресурсы» (https://clck.ru/S2yWp), сервис https://www.symbaloo.com.

Рассмотрим компетенцию «критическое мышление в цифровой среде». Необходимо формировать

способность оценивать информацию, получаемую из нескольких источников, оценивать ее достоверность и полезность с помощью самостоятельно установленных критериев. Например, одно из заданий в дисциплине «Мировые информационные ресурсы» связано с анализом сайтов на надежность и достоверность представленной информации, при этом обучающимся надо подобрать соответствующие методики оценки сайтов.

Для развития критического мышления обучающихся полезно использование различных способов визуализации, таких как кластеры, ментальные карты, схемы типа «рыбий скелет», SWOT-анализы, причинно-следственные карты и т.п.

Компетенция «креативное мышление» предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий. Для развития креативного мышления как нельзя лучше подходит использование проектного метода. Например, ежегодно в дисциплине «Информатика» проводится проект «На пути к информационному обществу». Обучающиеся делятся на группы и совместно работают на вики-сайте университета, отвечая на тот или иной проблемный вопрос. В качестве примера работ будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии», участвовавшими в проекте осенью 2020 года, приведем информационные продукты группы, занимавшейся перспективами вхождения России в информационное общество: вики-отчет группы https://clck.ru/Safhx; on-line лента времени с основными законами, проектами и программами по развитию информационного общества в России https://time.graphics/line/440637; on-line презентация, посвященная отечественному программному продукту, решающему проблему защиты компьютеров от вирусов, «Лаборатории Касперского» https://clck.ru/SauNq; on-line ментальная карта возможностей и рисков формирования информационного общества в России https://clck.ru/SauZS.

– совместная Google-таблица «Каталог российских Интернет-сервисов» (https://clck.ru/TCrCT);

– совместная Google-презентация об ученых, внесших вклад в становление концепции информационного общества (https://clck.ru/SdC5z);

– совместная Google-презентация «Наши любимые информационные ресурсы» (https://clck.ru/TCqwD);

– совместная on-line доска «Рекомендации по этичному поведению в Интернете» (https://clck.ru/TCrZr);

– совместная вики-статья «Тенденции развития информационного общества» (https://clck.ru/SdBub).

Компетенция «саморазвитие в условиях неопределенности» предполагает способность человека ставить

себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций. В дисциплине «Информатика» обучающиеся разрабатывают модель личной информационной среды, используя

on-line инструменты построения карт памяти. Модель должна включать программное обеспечение, сервисы Интернет, информационные ресурсы; необходимо отобразить разные аспекты своей деятельности, связанные с поиском и анализом информации (учеба, общение, саморазвитие, развлечения, гос. услуги, покупка товаров, платежи, хобби и др.); программное обеспечение, входящее в информационную среду должно быть лицензионным, либо свободно распространяемым. Многие студенты показывают в своих моделях электронные библиотеки, массовые открытые онлайн-курсы, сайты для программистов, сайты различных конкурсов и проектов. Пример выполнения задания: https://clck.ru/T8uZh.

Выводы. Мы рассмотрели подходы к формированию ключевых компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды у будущих бакалавров направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Рассмотрены дидактические возможности использования различных цифровых инструментов на примере модуля «Информационные технологии», привели примеры заданий на развитие критического и творческого мышления, умений работы с информацией, организации сотрудничества обучающихся. Дальнейшее формирование ключевых компетенций происходит в рамках профессиональных модулей, учебных и производственных практик, научно-исследовательской деятельности, внеаудиторной работы.

1. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Издательство НАФИ. 2019. 84 с.

2. Брыксина О. Ф., Круподерова Е. П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1

. С. 7.

3. Брыксина О. Ф., Круподерова Е. П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. № 4

. C. 14.

4. Гилеева Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2

. C. 22-35.

5. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.

6. Круподерова Е. П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие. 2016.

7. Круподерова Е. П., Слепышева Е. А. Создание информационно-образовательной среды кафедры на базе сетевых сервисов // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2015. № 3.1 (63) С. 626-636.

8. Круподерова К. Р., Бочко О. А., Бардин А. В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

9. Круподерова К. Р., Попенко С. Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

12. Прохорова О. Н., Гущин А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда». // Вестник Мининского университета. 2015. № 3

. С. 18.

14. Самерханова Э. К., Круподерова Е. П., Панова И. В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.

членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом внутригородского муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Национальный институт бизнеса1

Базовые компетенции в цифровой экономике

Аннотация. В работе представлен набор базовых компетенций необходимых в условиях цифровой экономики предприятия. Рассмотрены базовые понятия и программные средства.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационная технология, программное обеспечение, Интернет, база данных.

Задачи и особенности цифровой экономики

Цифровая экономика – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно -коммуникационных технологий.

Базовые компетенции в цифровой экономике заключаются в умении пользоваться электронными устройствами (компьютерами, планшетами, и др.) и соответствующим программным обеспечением с целью обработки информации.

Цифровая экономика включает: электронную торговлю, работу с сайтами, электронную почту, сетевые электронные услуги (бухгалтерские, юридические, дистанционное образование), электронные деньги, мобильный банк. К цифровой экономике относятся также программные средства для работы с медиа-контентом (текстом, таблицами, изображением, звуком и видео), прикладные программы управления бизнесом 2.

Цифровая» экономика предлагает широкие возможности для развития системы государственного управления. Современные технологии позволяют в ближайшем будущем создать среду высокотехнологичной цифровой платформы государственного управления, которая обеспечит минимизацию человеческого фактора, сопутствующей ему коррупции и ошибок, автоматизирует сбор

1 Харьков Василий Павлович- кандидат технических наук, заведующий кафедрой АНО ВО «Национальный институт бизнеса», почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

2 Харьков В. П. « Информационные системы и технологии на предприятии». Учебное пособие. – М.: Национальный институт бизнеса, 2012.-214 с.

статистической, налоговой и иной отчетности, обеспечит принятие решений на основе анализа реальной ситуации 1.

Ниже рассмотрим некоторые компетенции необходимые специалисту в эпоху цифровой экономики.

Рассмотрим структуру программного обеспечения информационных технологий в цифровой экономике с позиций ее пользователя.

К основным инструментам обработки данных относятся: редакторы текстов (Word), табличные процессоры (Excel), видео и фото редакторы.

Текстовый редактор Word для Windows входит в группу программ Microsoft Office2. Самой распространенной программой для обработки текстов является редактор Word.

Кроме текстового редактора, эта группа включает электронные таблицы Excel и систему управления базой данных Access. Это основные программы, которые могут использоваться для формирования документооборота в учреждениях.

Текстовый процессор Word предназначен для ввода, редактирования, верстки и печати документов. Word позволяет выполнять следующие действия:

• ввод, просмотр и корректировку текста;

• манипулирование фрагментами текста;

• использование различных шрифтов;

• автоматическую верстку абзацев и страниц текста;

• использование в документе рисунков, диаграмм, таблиц, формул и других объектов;

• автоматическое создание оглавления документа;

• одновременное редактирование нескольких документов;

Пользователь должен владеть использованием базовых элементов редактора Word. К ним относятся: Шрифт, Абзац, Страница и Стиль 3. Особенно стоит отметить элемент Стиль.

Стилем называется набор параметров форматирования, который применяется к тексту, таблицам и спискам, чтобы быстро изменить их внешний вид. Стили позволяют одним действием применить сразу всю группу атрибутов форматирования.

С помощью области задач Стили и форматирование можно создать, просмотреть и применить стили.

1 Введение в «Цифровую» экономику/ А. В. Кешелава В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.

2 Домрачев С. А., Харьков В. П. Информатика: учебное пособие. 2-е изд., дополненное — М.:

Национальный институт бизнеса, 2003 — 193 с. ( Гриф УМО

Табличный процессор (электронные таблицы) Excel.

Применение вычислительной техники в финансовых расчетах позволяет значительно облегчить и сделать более продуктивным труд работников финансовой сферы.

В экономических расчетах используются как прикладные программы для автоматизации задач определенной функциональной службы (бухгалтерия, кадровая служба, склад и др.), так и универсальный инструмент расчетов на компьютере – электронные таблицы. Фактическим мировым стандартом электронных таблиц стали таблицы Excel фирмы Microsoft.

Особенностью MS Excel является его возможность использовать формулы для того, чтобы описывать между значениями разных ячеек различные связи.

К основным возможностям электронных таблиц относятся:

• автоматизация всех итоговых вычислений;

• над большими наборами данных можно производить однотипные расчёты;

• можно разрешать задачи с помощью подбора значений с различными параметрами;

• можно обрабатывать результаты экспериментов;

• производить табулирование функций и формул;

• подготавливать табличные документы;

• проводить поиск наиболее оптимальных значений для выбранных параметров;

• строить графики и диаграммы по уже введённым данным.

Пользователь должен владеть использованием базовых элементов процессора Excel:

• ввод данных (текстовых и цифровых) в ячейки

• ввод формул в ячейки

• копирование ячеек (с абсолютной и относительной адресацией)

• работа со столбцами и строками таблицы

• пользование многостраничным и многооконном режимами

• построение диаграмм и др.

Рассмотрим некоторые термины и понятия сетевой обработки информации в цифровой экономике,

Сети представляют собой средство связи компьютеров, позволяющее им получать доступ к разному оборудованию. То есть такие компьютеры получают доступ к разным сетевым ресурсам. Под доступом к оборудованию понимается и доступ к данным, имеющимся на этом оборудовании. Все компьютеры такой сети способны не только получать доступ к установленным компонентам сети,

но и пользоваться ими аналогично тому, как при локальной установке, что подразумевает обязательное совместную работу с данными.

Интернет – это самая большая компьютерная сеть в мире, соединяющая миллионы компьютеров. Сеть – это группа из двух или более компьютеров, соединенных между собой.

Новинкой использования Интернета являются облачные технологии, которые можно применять в разных сферах: образовании, медицине, логистике и так далее.

Облачные технологии подразумевают возможность пользователя иметь доступ к данным, не устанавливая приложений на своем устройстве, поскольку все обеспечение предоставляют серверы. Важно знать, что такие услуги могут быть как бесплатными, так и платными, и все зависит от запросов.

Например, почта, которой человек пользуется через браузер это тоже облачная технология. Данные хранятся на сервере провайдера. Если возникают проблемы с сервером, то доступ к почте будет утерян.

Другой пример облачных технологий – бухгалтерский учет. Программа обработки данных хранится на сервере поставщика облачных услуг (например, фирмы «1С»). Данные документов вводятся на компьютере пользователя (клиента) и по Интернету пересылаются на сервер, где они хранятся и обрабатываются. Отчет об их обработки пересылается клиенту. Для работы в «облаке» нужен договор на предоставление услуги и пароль доступа.

В «Облаке» (на сервере поставщика услуг) можно хранить любые данные (фото, видео, документы и др.). Для этого пользователю отводится место на сервере поставщика услуг (например, на Яндекс-диске).

Всемирная паутина (WWW) — это виртуальная сеть веб-сайтов, связанных гиперссылками (ссылками). Веб-сайты хранятся на серверах в Интернете. Таким образом, WWW является частью Интернета.

Интернет — это важное средство обмена информации, способ быстрого и удобного общения с людьми по всему миру, развлечение и отдых.

Интернет это всемирная сеть соединенных между собой компьютеров, где каждый из них подчиняется определенному набору правил обмена информацией. Обеспечивают это мощные компьютеры со своими специальными задачами — серверы.

Информация в Интернете хранится на сайтах. Сайт это совокупность документов с гипертекстовой информацией, доступной в Интернете, информационная система, площадка, на которой человек (администратор) выкладывает какие-то сведения, а посетитель страницы может ее воспринять.

Загрузка сайтов работает следующим образом. Допустим, вы хотите загрузить сайт yandex.ru. Так как сайты – тоже информация, все содержимое и оболочка этих сайтов находится на специально отведенных для этого серверах. В строке поиска браузера набираем названия сайта «yandex.ru». От вашего компьютера на сервер провайдера доходит запрос. Тот же, в свою очередь, высылает Вашему компьютеру всю необходимую информацию, которая становятся страницей в вашем браузере.

Интернет-провайдер (провайдер) – поставщик интернет-услуги) – организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.

Браузер это программа для просмотра веб-страниц. С помощью браузера вы имеете возможность ходить по просторам Интернета, посещать сайты, смотреть изображения в Интернете, фильмы, слушать музыку и т.д.

Как и большинство современных программ, браузеры используют графический пользовательский интерфейс (GUI), это означает, что вы можете перемещаться и выполнять действия с помощью мыши.

1. Прежде всего, Интернет необходим для поиска информации. Для этого в поисковой строке браузера (например, в Яндексе) надо набрать соответствующий запрос и отправить его на сервер провайдера.

2. Общение — Интернет объединяет весь мир. Через электронную почту (например, mail.ru) можно передавать и получать корреспонденцию. Программы также позволяют созваниваться через Интернет и проводить видеосвязь (Skype и Viber).

4. Передача файлов – помогать делиться фотографиями, видео файлами с друзьями одна из задач Интернета. Для этого надо прикрепить файл к электронному письму и отправить почту по нужному адресу.

5. Возможность передавать файлы с данными применима во многих областях нашей жизни. Например, в медицине – результаты анализов приходят прямо к Вам на почту, передача рукописей работ и т.д.

6. Интернет стал новой сферой, в которой можно зарабатывать. Создавать сайты, продвигать рекламу, писать статьи и т.д.

7. Операции с деньгами – электронная валюта уже прочно вошла в наши жизни – использование карточек не чуждо и многим пенсионерам. Интернет позволяет оплачивать счета, не выходя из дома.

Важно знать возможности Интернета, чтоб использовать их максимально.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства № 1632-р от 28 июля 2017 г.

В статье перечислены только некоторые базовые элементы и возможности цифровой экономики. Дополнительную информацию можно найти в Интернете.

Список использованных источников

Хохлова Н. В.

Основные составляющие государственного управления структурными преобразованиями в энергетическом машиностроении

Аннотация: в статье рассмотрены основные слагаемые государственного регулирования структурного обновления энергомашиностроения. Главное внимание уделено методам, формам и инструментам управления преобразования в отрасли.

Ключевые слова: государственное управление, регулирование, энергомашиностроение.

Структурное обновление машиностроения значимо, поскольку обеспечивает стабильное развитие всей российской промышленности. Современному состоянию комплекса свойственны структурные деформации, которые значительно снижают уровень экономической и военной безопасности Российской Федерации, так как увеличивают зависимость страны от ввоза технологий и оборудования. В этих обстоятельствах особую актуальность приобретает государственное управление прогрессивным структурным преобразованиям в комплексе.

1 Хохлова Наталья Владиславовна, магистрант АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление «Экономика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *