Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Журнал “КОМПЕТЕНЦИИ” представляет:

Умение отправлять письма по электронной почте, вести аккаунт в соцсетях и использовать онлайн-редактор — не значит владеть цифровой грамотностью. Давайте разберемся, какие знания сегодня необходимы, чтобы безопасно работать в интернет-пространстве.

Почему еще стоит освоить цифровую грамотность

Сегодня цифровые навыки жизненно необходимы каждому человеку, причин здесь несколько:

  • технологии постоянно развиваются и быстро становятся частью нашей жизни;
  • появляются новые специализации в ответ на цифровизацию отраслей;
  • профессии совершенствуются и возникают новые требования к работникам;
  • увеличивается спрос на IT-специалистов.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси «Цифровизация средних и малых городов», технологическая трансформация уже стала частью повседневности для мегаполисов, а в ближайшее время такие изменения коснутся средних и малых городов. Рекомендуем вам также пройти бесплатный онлайн-курс «Цифровая, финансовая и правовая грамотность». Из курса вы узнаете, как обезопасить себя и своих детей от злоумышленников, как грамотно проводить онлайн-оплаты и какие новые права появились в современном мире.

Развитие современного общества сопряжено с широким внедрением в повседневную жизнь и трудовую деятельность человека цифровых технологий. Инновации, виртуальная реальность, искусственный интеллект – эти феномены оказывают возрастающее влияние на глобальную экономику и все больше входят в личное пространство каждого индивида.

При этом распространение цифровизации в социально-экономической среде происходит опережающими темпами, по сравнению с развитием цифровых навыков и умений у большинства людей. Инертность сознания человека, присутствие в нем социально-психологических установок, сформированных в «доцифровом» – ушедшем в прошлое – мире, не позволяет нашим современникам самостоятельно воспринимать технологические изменения с адекватной эффективностью. Во многих компаниях цифровая трансформация провозглашена важнейшей задачей, но на деле в головах менеджмента она остается просто первоочередным лозунгом, без понимания ее сути для бизнеса. В сфере государственного и муниципального регулирования положение дел не намного лучше.

Цифровая компетентность – это набор разноплановых способностей человека в сфере цифровых технологий, с одной стороны, и уровень готовности использовать их в личных и профессиональных целях, с другой:

  • способность к поиску, анализу, оценке и готовность к управлению данными в цифровой среде;
  • способность к взаимодействию и готовность к сотрудничеству посредством цифровых технологий;
  • способность к созданию и готовность к использованию цифрового контента;
  • способность к обеспечению безопасности и готовность к защите данных;
  • способность и готовность к решению проблем, возникающих при использовании цифровых технологий.

В соответствии с вышеперечисленными способностями и соответствующей им готовности (цифровыми компетенциями) формируются модели цифровой компетентности для различных социальных и профессиональных групп.

Любая цифровая компетенция подразумевает наличие у человека цифровых навыков – сформированных моделей поведения – базирующихся на знаниях и умениях в области цифровых технологий. Индивид с высоким уровнем цифровой грамотности не рефлексирует по поводу того, когда и как применять в своей повседневной жизни цифровое устройство. Это заложено в модели его поведения применительно к конкретным ситуациям.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

2.1. Модель цифровых компетенций для граждан», принятая Европейским союзом, предлагает следующую классификацию цифровой компетентности:

  • умение формулировать потребность в информации, искать данные в цифровой среде, получать доступ к контенту;
  • умение анализировать, интерпретировать, сравнивать и критически оценивать достоверность и надежность источников данных и цифрового контента;
  • способность организовывать, обрабатывать и хранить информацию и контент в цифровой среде.

Коммуникация и сотрудничество:

  • умение взаимодействовать посредством цифровых технологий;
  • умение обмениваться данными и цифровым контентом с другими посредством соответствующих цифровых технологий;
  • способность участвовать в общественной жизни посредством государственных и частных цифровых услуг;
  • умение использовать цифровые инструменты и технологии для совместной работы;
  • знание правил и норм поведения в процессе использования цифровых технологий, понимание культурного и поколенческого разнообразия в цифровой среде;
  • возможность защитить свою репутацию в цифровой среде.

Создание цифрового контента:

  • умение создавать и редактировать цифровой контент в разных форматах;
  • умение модифицировать и повышать качество информации, интегрировать ее в единую совокупность знаний для создания нового контента;
  • способность понимать, как используются авторские права и лицензии;
  • умение планировать и разрабатывать ясные и последовательные команды для вычислительных систем для выполнения конкретных задач.
  • умение обеспечивать защиту устройств и цифрового контента, понимать риски и угрозы в цифровой среде;
  • умение защищать персональные данные и конфиденциальность, понимать, как пользоваться персональной информацией для предотвращения ущерба;
  • умение избегать рисков для здоровья и угроз физическому и психологическому здоровью в процессе использования цифровых технологий;
  • знание о влиянии цифровых технологий на окружающую среду и экологию.
  • умение определять технические проблемы, возникающие при работе с цифровыми устройствами, и решать их (от устранения неполадок до решения более сложных задач);
  • умение определять собственные потребности и отбирать необходимые цифровые инструменты для их решения;
  • способность использовать цифровые инструменты и технологии для создания знаний и инноваций;
  • способность понимать, какие цифровые компетенции необходимо развивать, уметь поддерживать других в развитии их собственной цифровой компетентности.

Система высшего образования в целом и в России, в частности, не может оставаться в стороне от процессов формирования цифровой компетентности выпускников – потенциальных работников, выходящих на рынок труда в качестве высококонкурентных специалистов.

С другой стороны, эффективное внедрение моделей цифровой компетентности в образовательную среду подразумевает, что процесс обучения в данных системах не может быть односторонним, по типу передачи знаний (данных, информации, контента) только от преподавателя к студенту. Формирование цифровых навыков студентов может происходить и альтернативными способами – во взаимодействии студентов без активной роли преподавателя; в виде самообучения; как передача знаний в обратном направлении – от студента к преподавателю. Эта сторона повышения цифровой грамотности студентов также заслуживает внимания исследователей.

В связи с этим представляет интерес то, как сами студенты – объекты процесса обучения – оценивают свои цифровые навыки, свою готовность становиться специалистами в мире, наполненном цифровыми технологиями.

Целью представляемого исследования, проведенного на базе Уральского федерального университета им. первого Президента России, являлась самооценка уровня развития цифровой компетентности студентов.

Инструмент исследования – авторская анкета – был подготовлен с использованием принятой Европейским союзом Модели цифровых компетенций для граждан, описанной выше.

Респондентами выступили студенты университета с 1-го по 4-й курс, распределенные по возрасту и полу. Состав и демографические характеристики респондентов – курс обучения, возраст и пол – представлены на рис. 1, 2, 3.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Рис. 2. Распределение           Рис. 3. Распределение            Рис. 4. Распределение

респондентов по                    респондентов по                    респондентов по полу

курсу обучения                      возрасту

Таким образом, основу выборки составили студенты 2-3 курса в возрасте 18-20 лет преимущественно женского пола. Репрезентативность выборки высокая, поскольку она относится к самому активному слою студенческой молодежи, активно осваивающей фундаментальные основы профессиональной деятельности.

В структуру анкеты в соответствии с выбранной моделью были включены следующие блоки:

  • важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования;
  • самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности;
  • влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.

В ходе проведённого исследования были получены следующие значимые результаты.

Блок 1. Важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования

А) Подавляющее большинство (86%) студентов считает, что цифровая компетентность являются критически важной для будущей профессиональной деятельности (Рис 4).

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Б) Большинство респондентов (64%) отмечают у себя владение цифровыми компетенциями, однако почти треть из них затрудняются с ответом. (Рис. 6)

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В) Между тем, цифровые компетенции у большинства респондентов развиты в большей степени на уровне пользовательских, нежели профессиональных, что может прогнозировать их недостаточность при выполнении профессиональных задач будущей практической деятельности. (Рис. 7)

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Блок 2. Самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности

А) Уровень владения компетенцией «Информационная грамотность» оценивается респондентами, в основном, на «хорошо», однако, аналитический аспект данной цифровой компетенции развит недостаточно высоко.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Б) Уровень владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» оценивается респондентами, по большинству параметров на «хорошо» и «отлично», исключая аспект гражданского участия посредством цифровых технологий

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В) Уровень владения компетенцией «Создание цифрового контента» по большинству параметров развит на среднем уровне, однако, по параметру, связанному с защитой интеллектуальный собственности, показан более высокий уровень. Кроме того, респонденты на хорошем уровне владеют умениями модифицировать и улучшать качество цифрового контента, т.е. вновь демонстрируют степень развития цифровых компетенций на пользовательском уровне.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Г) Уровень владения компетенцией «Цифровая безопасность» оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами обеспечения безопасности – защита устройства и цифрового контента (Рис. 11)

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Д) Уровень владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде) также оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами решения проблем. (Рис. 12)

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Блок 3. Влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.

А) Респонденты, в целом, отмечают положительное влияние он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Б) Наиболее эффективными с точки зрения формирования цифровых компетенций респондентами отмечаются следующие форматы он-лайн обучения: смешанное обучение, самостоятельная работа, дополнительное профессиональное образование. Неприменимость он-лайн курсов для обучения в вузе отмечают лишь 8 % опрошенных. (Рис. 14)

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя результаты представленного исследования, следует сделать несколько существенных выводов, значимых для понимания стратегии формирования цифровой компетентности студентов университета на этапе профессионального обучения:

  • Значимость цифровых компетенций для будущих выпускников критически высока, однако реальный уровень владения цифровыми компетенции примерно на четверть ниже требуемого, при этом фиксируемая степень владения цифровыми компетенциями в больше степени демонстрирует наличие пользовательского, нежели профессионального уровня владения. Подобная зависимость может говорить о стихийном характере овладения цифровыми компетенциями респондентами, а не о систематической работе над их формированием.
  • Уровень развития цифровой компетентности респондентов показывает, с одной стороны, вполне достаточную степень осведомленности и ориентации в цифровых компетенциях, однако, с другой стороны, уровень их применения  остается пользовательским.
  • Отмечается положительная оценка он-лайн обучения и его форматов для формирования цифровой компетентности студентов, однако остается открытым вопрос – насколько управляем этот процесс и насколько он-лайн курсы целенаправленно формируют цифровые компетенции. Думается, что, поскольку он-лайн курс, связанный с формированием профессиональных компетенций, как правило, направлен на формирование последних, сформированность цифровых компетенций оказывается побочным продуктом, и цифровые компетенции приобретаются в силу вынужденной необходимости освоения учебного материала с применением цифровых технологий обучения, нежели благодаря специально организованному процессу формирования цифровой компетентности.

Эти выводы подкрепляются полученными в ходе исследования данными, касающимися недостаточной подготовленности студентов в сфере цифровой компетентности. Оценка ими конкретных цифровых компетенций, потребность в которых они ощущают на данный момент и которые были бы необходимы им в будущем в их профессиональной деятельности, представлена на Рис. 15.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Все вышеуказанные закономерности формирования цифровых компетенций на данном этапе заставляют выстраивать новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников в цифровую эпоху. Очевидно, что независимо от направления подготовки, учебные планы и содержание учебного процесса должно включать в себя специальные курсы по формированию цифровой компетентности обучающихся с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной

Что означает цифровая грамотность?

Цифровая грамотность — это широкое понятие, которое объединяет в себе правила сохранения персональных данных, способы защиты от мошенников, методы распознавания фишинга, знания функционирования NFC и другие важные компетенции. Можно с уверенностью сказать, что вы владеете цифровой грамотностью, если знаете как:

  • определить фишинг,
  • работать с частными данными других людей,
  • защитить личные сведения,
  • анализировать достоверность информации и вычислять фейки,
  • пересылать безопасно разные материалы близким и друзьям,
  • автоматизировать рутинные процессы.

Цифровая грамотность важна как в личной жизни, так и на работе. Большинство хакерских атак происходит из-за того, что специалист открывает входящее письмо с опечаткой в адресе и скачивает файл на компьютер, после чего вирус проникает в сеть компании. Если бы человек знал о фишинге, то точно бы не стал переходить по ссылке.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ” представляем саммери первой части аналитического отчета ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ

“Развитие современного рынка требует от компаний незамедлительной реакции: измениться или умереть. Возник новый критический фактор, который повлияет на эффективность бизнеса. Этот фактор – цифровая трансформация бизнеса. Некоторые крупные интеллектуально- ёмкие компании уже давно просчитали появление этого фактора, и предприняли все меры, чтобы «оседлать» этот тренд. Но в большинстве компаний, по прежнему, цифровая трансформация на слуху, но сути явления менеджмент этих компаний не понимает. Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей в этой области, внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк. Журнал КОМПЕТЕНЦИИ представляет материал о том, какие модели цифровых компетенций Сбербанк внедряет в свои практики. На мой взгляд, это один из самых передовых, но понятных обычным людям подходов к методологии цифровизации.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Основатель проекта и Тренинг центра КОМПЕТЕНЦИИ, методолог и эксперт обучения и развития персонала

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования”

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:

• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.

Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.

Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.

Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.

Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.

Цифровая грамотность, цифровые компетенции и цифровые навыки

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

цифровых технологий и ресурсов Интернета . В основе цифровой грамотности

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —

– способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

– использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

– компьютерное программирование.

Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

в общественной жизни

Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом

Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

намного выше среднего показателя по рынку . Это касается не только специ-

ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

тивны в своей деятельности, в частности в связи с:

• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

изменившимся потребностям цифрового мира;

• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

в цифровые таланты;

• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников

Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

Competence Framework for Educators)

Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.

Пользовательские цифровые навыки:

1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

и защищать данные.

2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Остро встает вопрос о том, как управлять, анализировать и извлекать

полезную ценность из «сырых» данных. Больше компаний начинают использо-

вать алгоритмы машинного обучения для повышения эффективности продаж,

персонализации опыта клиентов, оптимизации процессов и генерации страте-

гических идей на основе анализа больших данных.

Роботы постепенно становятся экономически выгодной альтернативой чело-

веческому труду в расширяющемся спектре отраслей. По оценке Международ-

ной федерации робототехники , появление одного робота в расчете на

1 млн рабочих часов увеличивает производительность труда на 0,04%. Эконо-

мия операционных расходов от автоматизации в целом может составлять от

15% до 90% в зависимости от отрасли. Эффективность и удобство использова-

ния роботов приведет к их повсеместному распространению.

Изменение структуры занятости: пока только 9% работников могут быть

заменены автоматизированными решениями. Вместе с проникновением

новых технологий ожидается, что будет расти производительность труда — в

среднем на 30% за период 2015– 2022 гг.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Уже сейчас крайне востребованы разного рода специалисты, работающие

с ИТ-системами, например:

-дизайнер клиентского опыта (UX-дизайнеры),

-мобильный и фронтенд-разработчик,

-scrum-мастер и agile-тренер,

-владелец продукта (product owner),

-инженер в области машинного обучения,

Учитывая быстрые темпы изменений, компании все чаще будут взаимодей-

ствовать со сложными цифровыми экосистемами, охватывающими целый

ряд предприятий и технологий, использовать в своей работе искусственный

интеллект, Интернет вещей или автоматизированные устройства. Все это при-

ведет в ближайшей перспективе к появлению новых сфер занятости и новых

профессий, часть которых еще даже не существуют.

Согласно данным PwC, дефицит квалифицированных специалистов с на-

выками и знаниями в ИТ-сфере уже сейчас является серьезной проблемой

респондентов в мире и 56% в России отсутствие специалистов необходимой

квалификации является серьезным барьером К таким навыкам опрошенные

респонденты относят, например, обеспечение кибербезопасности,

защиту данных, развитие бизнеса на базе новых технологий, формирование

клиентского опыта, ориентированное на пользователя проектирование

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Изменение спроса на цифровые таланты в различных отраслях

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, опре-

деляющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безо-

пасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов

В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции

— способность решать разнообразные задачи в области исполь-

зования информационно-коммуникационных технологий. Различными

государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследо-

вателями разработаны модели цифровых компетенций / навыков, которые

во многом взаимно дополняют друг друга. Они предусматривают основ-

ные направления для развития: цифровая / информационная грамотность,

коммуникация и сотрудничество, работа с большим потоком информации

и решение проблем, с которыми не смогут справиться машины.

Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции

возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уже сейчас

понятно, что высокий уровень сотрудников с цифровыми компетенциями на

разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное преимущество.

Виды цифровых навыков и РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Об Аналитическом отчете: “ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ” Настоящее исследование состоит из четырех глав. В первой мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых навыков. Во второй главе мы попытались дать свое видение глобальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования на разных уровнях при обучении цифровым навыкам. В третьей и четвертой главах отчета обобщены и проанализированы уже су- ществующие и только зарождающиеся, но перспективные подходы к решению образовательных вызовов.”АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», представляем саммери первой части отчета, благодарим за предоставленный материал Авторский коллектив: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»,Катькало В.С. (соруководитель), Волков Д.Л. (соруководитель), Баранов И.Н.,Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А.,Сафронов П.А.

Хотите больше обзоров, исследований?

КОМПЕТЕНЦИИ: обзоры, исследования и спецпроекты

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Таратайко Елизавета КонстантиновнаВоронежский государственный педагогический университетмагистр по направлению «Информатика в образовании»

АннотацияСтатья посвящена формированию цифровых навыков на уроках информатики и во внеурочной деятельности для развития цифровой компетенции школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, информатика, педагогическое взаимодействие, цифровая грамотность, цифровые компетенции

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бурный темп развития информационных технологий привел к появлению различных технических средств, с которыми сейчас сталкиваются повсеместно, к растущему потоку информации и новым виткам информационного общения и взаимодействия. Стратегически важной задачей государства и современного учителя стало формирование цифровой образовательной среды. Для выполнения данной задачи необходимо перестроить традиционные взгляды и обратить внимание на появление новых и актуальных технологий, иными словами выделить навыки XXI века, среди которых немаловажное значение играет цифровая грамотность.

Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя:

  • Цифровое потребление;
  • Цифровые компетенции;
  • Цифровая безопасность.

Цифровая компетентность подразделяется на виды:

  • Информационная и медиа компетентность (поиск информации, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента);
  • Коммуникативная компетентность (использование функционала социальных сетей);
  • Техническая компетентность (использование цифровых устройств, синхронизация устройств);
  • Потребительская компетентность (финансовые операции, онлайн-покупки).

В результате появления смешанного обучения и опыта работы в дистанционном формате, в нашей школе было включено много элементов цифровых технологий в процесс преподавания и изучения учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов.

Для развития цифровых компетенций на уроках информатики и в рамках внеурочной деятельности «Информатика в жизни каждого» и «Инженерный клуб» можно использовать следующие ресурсы:

  • Облачные технологии для обмена файлами с возможностью совместного редактирования и хранения информации (Google Drive и его дополнения, ЯндексДиск, Облако Mail.ru);
  • Онлайн-курсы для дополнительного обучения (Stepik, Лекториум, GeekBraines, Фоксворд, Сoursera, ИНТУИТ);
  • Онлайн-платформы для смешанного обучения (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Internetурок);
  • Специализированные онлайн-уроки «Урок цифры», «Единый урок по безопасности в сети интернет»;
  • Приложения на смартфоне (например, YouCut для монтажа видеороликов);
  • Методическая литература (Рабочие тетради по курсу «Кибербезопасность», лекции и практикум «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» Г.У. Солдатовой; рабочие тетради, материалы для родителей и обучающихся «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой);
  • Сайты для изучения программирования в игровом формате (CodeMonkey, CodeCombat).

При использовании данных ресурсов, современные школьники углубленно знакомятся с цифровой средой и поднимают свои цифровые навыки на новый уровень, помогая при этом себе и родителям лучше разбираться в реалиях нового времени.

  • Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
  • Сорокина Н.И. Формирование цифровых компетенций у современной молодёжи: проблемы, опыт, перспективы / Н.И. Сорокина и др. – Екатеринбург: Педагогическое образование в Росии, 2019. – №6. – с. 24-29

Все статьи автора «Таратайко Елизавета Константиновна»