Журнал “КОМПЕТЕНЦИИ” представляет:
Умение отправлять письма по электронной почте, вести аккаунт в соцсетях и использовать онлайн-редактор — не значит владеть цифровой грамотностью. Давайте разберемся, какие знания сегодня необходимы, чтобы безопасно работать в интернет-пространстве.
Почему еще стоит освоить цифровую грамотность
Сегодня цифровые навыки жизненно необходимы каждому человеку, причин здесь несколько:
- технологии постоянно развиваются и быстро становятся частью нашей жизни;
- появляются новые специализации в ответ на цифровизацию отраслей;
- профессии совершенствуются и возникают новые требования к работникам;
- увеличивается спрос на IT-специалистов.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси «Цифровизация средних и малых городов», технологическая трансформация уже стала частью повседневности для мегаполисов, а в ближайшее время такие изменения коснутся средних и малых городов. Рекомендуем вам также пройти бесплатный онлайн-курс «Цифровая, финансовая и правовая грамотность». Из курса вы узнаете, как обезопасить себя и своих детей от злоумышленников, как грамотно проводить онлайн-оплаты и какие новые права появились в современном мире.
Развитие современного общества сопряжено с широким внедрением в повседневную жизнь и трудовую деятельность человека цифровых технологий. Инновации, виртуальная реальность, искусственный интеллект – эти феномены оказывают возрастающее влияние на глобальную экономику и все больше входят в личное пространство каждого индивида.
При этом распространение цифровизации в социально-экономической среде происходит опережающими темпами, по сравнению с развитием цифровых навыков и умений у большинства людей. Инертность сознания человека, присутствие в нем социально-психологических установок, сформированных в «доцифровом» – ушедшем в прошлое – мире, не позволяет нашим современникам самостоятельно воспринимать технологические изменения с адекватной эффективностью. Во многих компаниях цифровая трансформация провозглашена важнейшей задачей, но на деле в головах менеджмента она остается просто первоочередным лозунгом, без понимания ее сути для бизнеса. В сфере государственного и муниципального регулирования положение дел не намного лучше.
Цифровая компетентность – это набор разноплановых способностей человека в сфере цифровых технологий, с одной стороны, и уровень готовности использовать их в личных и профессиональных целях, с другой:
- способность к поиску, анализу, оценке и готовность к управлению данными в цифровой среде;
- способность к взаимодействию и готовность к сотрудничеству посредством цифровых технологий;
- способность к созданию и готовность к использованию цифрового контента;
- способность к обеспечению безопасности и готовность к защите данных;
- способность и готовность к решению проблем, возникающих при использовании цифровых технологий.
В соответствии с вышеперечисленными способностями и соответствующей им готовности (цифровыми компетенциями) формируются модели цифровой компетентности для различных социальных и профессиональных групп.
Любая цифровая компетенция подразумевает наличие у человека цифровых навыков – сформированных моделей поведения – базирующихся на знаниях и умениях в области цифровых технологий. Индивид с высоким уровнем цифровой грамотности не рефлексирует по поводу того, когда и как применять в своей повседневной жизни цифровое устройство. Это заложено в модели его поведения применительно к конкретным ситуациям.
2.1. Модель цифровых компетенций для граждан», принятая Европейским союзом, предлагает следующую классификацию цифровой компетентности:
- умение формулировать потребность в информации, искать данные в цифровой среде, получать доступ к контенту;
- умение анализировать, интерпретировать, сравнивать и критически оценивать достоверность и надежность источников данных и цифрового контента;
- способность организовывать, обрабатывать и хранить информацию и контент в цифровой среде.
Коммуникация и сотрудничество:
- умение взаимодействовать посредством цифровых технологий;
- умение обмениваться данными и цифровым контентом с другими посредством соответствующих цифровых технологий;
- способность участвовать в общественной жизни посредством государственных и частных цифровых услуг;
- умение использовать цифровые инструменты и технологии для совместной работы;
- знание правил и норм поведения в процессе использования цифровых технологий, понимание культурного и поколенческого разнообразия в цифровой среде;
- возможность защитить свою репутацию в цифровой среде.
Создание цифрового контента:
- умение создавать и редактировать цифровой контент в разных форматах;
- умение модифицировать и повышать качество информации, интегрировать ее в единую совокупность знаний для создания нового контента;
- способность понимать, как используются авторские права и лицензии;
- умение планировать и разрабатывать ясные и последовательные команды для вычислительных систем для выполнения конкретных задач.
- умение обеспечивать защиту устройств и цифрового контента, понимать риски и угрозы в цифровой среде;
- умение защищать персональные данные и конфиденциальность, понимать, как пользоваться персональной информацией для предотвращения ущерба;
- умение избегать рисков для здоровья и угроз физическому и психологическому здоровью в процессе использования цифровых технологий;
- знание о влиянии цифровых технологий на окружающую среду и экологию.
- умение определять технические проблемы, возникающие при работе с цифровыми устройствами, и решать их (от устранения неполадок до решения более сложных задач);
- умение определять собственные потребности и отбирать необходимые цифровые инструменты для их решения;
- способность использовать цифровые инструменты и технологии для создания знаний и инноваций;
- способность понимать, какие цифровые компетенции необходимо развивать, уметь поддерживать других в развитии их собственной цифровой компетентности.
Система высшего образования в целом и в России, в частности, не может оставаться в стороне от процессов формирования цифровой компетентности выпускников – потенциальных работников, выходящих на рынок труда в качестве высококонкурентных специалистов.
С другой стороны, эффективное внедрение моделей цифровой компетентности в образовательную среду подразумевает, что процесс обучения в данных системах не может быть односторонним, по типу передачи знаний (данных, информации, контента) только от преподавателя к студенту. Формирование цифровых навыков студентов может происходить и альтернативными способами – во взаимодействии студентов без активной роли преподавателя; в виде самообучения; как передача знаний в обратном направлении – от студента к преподавателю. Эта сторона повышения цифровой грамотности студентов также заслуживает внимания исследователей.
В связи с этим представляет интерес то, как сами студенты – объекты процесса обучения – оценивают свои цифровые навыки, свою готовность становиться специалистами в мире, наполненном цифровыми технологиями.
Целью представляемого исследования, проведенного на базе Уральского федерального университета им. первого Президента России, являлась самооценка уровня развития цифровой компетентности студентов.
Инструмент исследования – авторская анкета – был подготовлен с использованием принятой Европейским союзом Модели цифровых компетенций для граждан, описанной выше.
Респондентами выступили студенты университета с 1-го по 4-й курс, распределенные по возрасту и полу. Состав и демографические характеристики респондентов – курс обучения, возраст и пол – представлены на рис. 1, 2, 3.
Рис. 2. Распределение Рис. 3. Распределение Рис. 4. Распределение
респондентов по респондентов по респондентов по полу
курсу обучения возрасту
Таким образом, основу выборки составили студенты 2-3 курса в возрасте 18-20 лет преимущественно женского пола. Репрезентативность выборки высокая, поскольку она относится к самому активному слою студенческой молодежи, активно осваивающей фундаментальные основы профессиональной деятельности.
В структуру анкеты в соответствии с выбранной моделью были включены следующие блоки:
- важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования;
- самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности;
- влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.
В ходе проведённого исследования были получены следующие значимые результаты.
Блок 1. Важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования
А) Подавляющее большинство (86%) студентов считает, что цифровая компетентность являются критически важной для будущей профессиональной деятельности (Рис 4).
Б) Большинство респондентов (64%) отмечают у себя владение цифровыми компетенциями, однако почти треть из них затрудняются с ответом. (Рис. 6)
В) Между тем, цифровые компетенции у большинства респондентов развиты в большей степени на уровне пользовательских, нежели профессиональных, что может прогнозировать их недостаточность при выполнении профессиональных задач будущей практической деятельности. (Рис. 7)
Блок 2. Самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности
А) Уровень владения компетенцией «Информационная грамотность» оценивается респондентами, в основном, на «хорошо», однако, аналитический аспект данной цифровой компетенции развит недостаточно высоко.
Б) Уровень владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» оценивается респондентами, по большинству параметров на «хорошо» и «отлично», исключая аспект гражданского участия посредством цифровых технологий
В) Уровень владения компетенцией «Создание цифрового контента» по большинству параметров развит на среднем уровне, однако, по параметру, связанному с защитой интеллектуальный собственности, показан более высокий уровень. Кроме того, респонденты на хорошем уровне владеют умениями модифицировать и улучшать качество цифрового контента, т.е. вновь демонстрируют степень развития цифровых компетенций на пользовательском уровне.
Г) Уровень владения компетенцией «Цифровая безопасность» оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами обеспечения безопасности – защита устройства и цифрового контента (Рис. 11)
Д) Уровень владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде) также оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами решения проблем. (Рис. 12)
Блок 3. Влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.
А) Респонденты, в целом, отмечают положительное влияние он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций
Б) Наиболее эффективными с точки зрения формирования цифровых компетенций респондентами отмечаются следующие форматы он-лайн обучения: смешанное обучение, самостоятельная работа, дополнительное профессиональное образование. Неприменимость он-лайн курсов для обучения в вузе отмечают лишь 8 % опрошенных. (Рис. 14)
ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя результаты представленного исследования, следует сделать несколько существенных выводов, значимых для понимания стратегии формирования цифровой компетентности студентов университета на этапе профессионального обучения:
- Значимость цифровых компетенций для будущих выпускников критически высока, однако реальный уровень владения цифровыми компетенции примерно на четверть ниже требуемого, при этом фиксируемая степень владения цифровыми компетенциями в больше степени демонстрирует наличие пользовательского, нежели профессионального уровня владения. Подобная зависимость может говорить о стихийном характере овладения цифровыми компетенциями респондентами, а не о систематической работе над их формированием.
- Уровень развития цифровой компетентности респондентов показывает, с одной стороны, вполне достаточную степень осведомленности и ориентации в цифровых компетенциях, однако, с другой стороны, уровень их применения остается пользовательским.
- Отмечается положительная оценка он-лайн обучения и его форматов для формирования цифровой компетентности студентов, однако остается открытым вопрос – насколько управляем этот процесс и насколько он-лайн курсы целенаправленно формируют цифровые компетенции. Думается, что, поскольку он-лайн курс, связанный с формированием профессиональных компетенций, как правило, направлен на формирование последних, сформированность цифровых компетенций оказывается побочным продуктом, и цифровые компетенции приобретаются в силу вынужденной необходимости освоения учебного материала с применением цифровых технологий обучения, нежели благодаря специально организованному процессу формирования цифровой компетентности.
Эти выводы подкрепляются полученными в ходе исследования данными, касающимися недостаточной подготовленности студентов в сфере цифровой компетентности. Оценка ими конкретных цифровых компетенций, потребность в которых они ощущают на данный момент и которые были бы необходимы им в будущем в их профессиональной деятельности, представлена на Рис. 15.
Все вышеуказанные закономерности формирования цифровых компетенций на данном этапе заставляют выстраивать новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников в цифровую эпоху. Очевидно, что независимо от направления подготовки, учебные планы и содержание учебного процесса должно включать в себя специальные курсы по формированию цифровой компетентности обучающихся с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной
Что означает цифровая грамотность?
Цифровая грамотность — это широкое понятие, которое объединяет в себе правила сохранения персональных данных, способы защиты от мошенников, методы распознавания фишинга, знания функционирования NFC и другие важные компетенции. Можно с уверенностью сказать, что вы владеете цифровой грамотностью, если знаете как:
- определить фишинг,
- работать с частными данными других людей,
- защитить личные сведения,
- анализировать достоверность информации и вычислять фейки,
- пересылать безопасно разные материалы близким и друзьям,
- автоматизировать рутинные процессы.
Цифровая грамотность важна как в личной жизни, так и на работе. Большинство хакерских атак происходит из-за того, что специалист открывает входящее письмо с опечаткой в адресе и скачивает файл на компьютер, после чего вирус проникает в сеть компании. Если бы человек знал о фишинге, то точно бы не стал переходить по ссылке.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ” представляем саммери первой части аналитического отчета ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ
“Развитие современного рынка требует от компаний незамедлительной реакции: измениться или умереть. Возник новый критический фактор, который повлияет на эффективность бизнеса. Этот фактор – цифровая трансформация бизнеса. Некоторые крупные интеллектуально- ёмкие компании уже давно просчитали появление этого фактора, и предприняли все меры, чтобы «оседлать» этот тренд. Но в большинстве компаний, по прежнему, цифровая трансформация на слуху, но сути явления менеджмент этих компаний не понимает. Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей в этой области, внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк. Журнал КОМПЕТЕНЦИИ представляет материал о том, какие модели цифровых компетенций Сбербанк внедряет в свои практики. На мой взгляд, это один из самых передовых, но понятных обычным людям подходов к методологии цифровизации.
Основатель проекта и Тренинг центра КОМПЕТЕНЦИИ, методолог и эксперт обучения и развития персонала
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной
конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет
Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-
тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка
«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать
Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус
Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,
чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили
за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-
Среди участников конференции были руководители крупнейших
российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры
ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-
нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-
ного профессионального образования”
В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-
перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр
внимания поставили следующие вопросы:
• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного
• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;
• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;
• инновационные модели образования и передовые образовательные
• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.
Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных
решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными
Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-
лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой
парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей
обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,
социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.
Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно
разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу
определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых
навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много
неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.
Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-
ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-
ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные
и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся
обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-
ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения
в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,
как École 42, является тому подтверждением.
Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-
строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,
в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством
образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-
вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-
тивном университете Сбербанка.
Цифровая грамотность, цифровые компетенции и цифровые навыки
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и
умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования
цифровых технологий и ресурсов Интернета . В основе цифровой грамотности
лежат цифровые компетенции (digital competencies) —
– способность решать разнообразные задачи в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
– использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,
включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с
– компьютерное программирование.
Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital
competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию
цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и
ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,
в общественной жизни
Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому
сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-
ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать
устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные
на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-
никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления
ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым
контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-
ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.
Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-
ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное
преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые
чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников
намного выше среднего показателя по рынку . Это касается не только специ-
ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала
компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-
тивны в своей деятельности, в частности в связи с:
• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных
изменившимся потребностям цифрового мира;
• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием
цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;
• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических
• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции
в цифровые таланты;
• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов
• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному
Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников
Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается
на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital
Competence Framework for Educators)
Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно
поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские
навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью
в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для
получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-
сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,
онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные
навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-
ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять
цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.
Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-
пользование цифровых технологий и получение практических результатов.
Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-
вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),
способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-
мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить
и защищать данные.
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные
с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-
де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-
мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для
их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно
включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-
Остро встает вопрос о том, как управлять, анализировать и извлекать
полезную ценность из «сырых» данных. Больше компаний начинают использо-
вать алгоритмы машинного обучения для повышения эффективности продаж,
персонализации опыта клиентов, оптимизации процессов и генерации страте-
гических идей на основе анализа больших данных.
Роботы постепенно становятся экономически выгодной альтернативой чело-
веческому труду в расширяющемся спектре отраслей. По оценке Международ-
ной федерации робототехники , появление одного робота в расчете на
1 млн рабочих часов увеличивает производительность труда на 0,04%. Эконо-
мия операционных расходов от автоматизации в целом может составлять от
15% до 90% в зависимости от отрасли. Эффективность и удобство использова-
ния роботов приведет к их повсеместному распространению.
Изменение структуры занятости: пока только 9% работников могут быть
заменены автоматизированными решениями. Вместе с проникновением
новых технологий ожидается, что будет расти производительность труда — в
среднем на 30% за период 2015– 2022 гг.
Уже сейчас крайне востребованы разного рода специалисты, работающие
с ИТ-системами, например:
-дизайнер клиентского опыта (UX-дизайнеры),
-мобильный и фронтенд-разработчик,
-scrum-мастер и agile-тренер,
-владелец продукта (product owner),
-инженер в области машинного обучения,
Учитывая быстрые темпы изменений, компании все чаще будут взаимодей-
ствовать со сложными цифровыми экосистемами, охватывающими целый
ряд предприятий и технологий, использовать в своей работе искусственный
интеллект, Интернет вещей или автоматизированные устройства. Все это при-
ведет в ближайшей перспективе к появлению новых сфер занятости и новых
профессий, часть которых еще даже не существуют.
Согласно данным PwC, дефицит квалифицированных специалистов с на-
выками и знаниями в ИТ-сфере уже сейчас является серьезной проблемой
респондентов в мире и 56% в России отсутствие специалистов необходимой
квалификации является серьезным барьером К таким навыкам опрошенные
респонденты относят, например, обеспечение кибербезопасности,
защиту данных, развитие бизнеса на базе новых технологий, формирование
клиентского опыта, ориентированное на пользователя проектирование
Изменение спроса на цифровые таланты в различных отраслях
Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, опре-
деляющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безо-
пасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов
В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции
— способность решать разнообразные задачи в области исполь-
зования информационно-коммуникационных технологий. Различными
государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследо-
вателями разработаны модели цифровых компетенций / навыков, которые
во многом взаимно дополняют друг друга. Они предусматривают основ-
ные направления для развития: цифровая / информационная грамотность,
коммуникация и сотрудничество, работа с большим потоком информации
и решение проблем, с которыми не смогут справиться машины.
Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции
возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уже сейчас
понятно, что высокий уровень сотрудников с цифровыми компетенциями на
разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное преимущество.
Об Аналитическом отчете: “ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ” Настоящее исследование состоит из четырех глав. В первой мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых навыков. Во второй главе мы попытались дать свое видение глобальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования на разных уровнях при обучении цифровым навыкам. В третьей и четвертой главах отчета обобщены и проанализированы уже су- ществующие и только зарождающиеся, но перспективные подходы к решению образовательных вызовов.”АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», представляем саммери первой части отчета, благодарим за предоставленный материал Авторский коллектив: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»,Катькало В.С. (соруководитель), Волков Д.Л. (соруководитель), Баранов И.Н.,Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А.,Сафронов П.А.
Хотите больше обзоров, исследований?
КОМПЕТЕНЦИИ: обзоры, исследования и спецпроекты
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Таратайко Елизавета КонстантиновнаВоронежский государственный педагогический университетмагистр по направлению «Информатика в образовании»
АннотацияСтатья посвящена формированию цифровых навыков на уроках информатики и во внеурочной деятельности для развития цифровой компетенции школьников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, информатика, педагогическое взаимодействие, цифровая грамотность, цифровые компетенции
Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бурный темп развития информационных технологий привел к появлению различных технических средств, с которыми сейчас сталкиваются повсеместно, к растущему потоку информации и новым виткам информационного общения и взаимодействия. Стратегически важной задачей государства и современного учителя стало формирование цифровой образовательной среды. Для выполнения данной задачи необходимо перестроить традиционные взгляды и обратить внимание на появление новых и актуальных технологий, иными словами выделить навыки XXI века, среди которых немаловажное значение играет цифровая грамотность.
Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя:
- Цифровое потребление;
- Цифровые компетенции;
- Цифровая безопасность.
Цифровая компетентность подразделяется на виды:
- Информационная и медиа компетентность (поиск информации, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента);
- Коммуникативная компетентность (использование функционала социальных сетей);
- Техническая компетентность (использование цифровых устройств, синхронизация устройств);
- Потребительская компетентность (финансовые операции, онлайн-покупки).
В результате появления смешанного обучения и опыта работы в дистанционном формате, в нашей школе было включено много элементов цифровых технологий в процесс преподавания и изучения учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов.
Для развития цифровых компетенций на уроках информатики и в рамках внеурочной деятельности «Информатика в жизни каждого» и «Инженерный клуб» можно использовать следующие ресурсы:
- Облачные технологии для обмена файлами с возможностью совместного редактирования и хранения информации (Google Drive и его дополнения, ЯндексДиск, Облако Mail.ru);
- Онлайн-курсы для дополнительного обучения (Stepik, Лекториум, GeekBraines, Фоксворд, Сoursera, ИНТУИТ);
- Онлайн-платформы для смешанного обучения (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Internetурок);
- Специализированные онлайн-уроки «Урок цифры», «Единый урок по безопасности в сети интернет»;
- Приложения на смартфоне (например, YouCut для монтажа видеороликов);
- Методическая литература (Рабочие тетради по курсу «Кибербезопасность», лекции и практикум «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» Г.У. Солдатовой; рабочие тетради, материалы для родителей и обучающихся «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой);
- Сайты для изучения программирования в игровом формате (CodeMonkey, CodeCombat).
При использовании данных ресурсов, современные школьники углубленно знакомятся с цифровой средой и поднимают свои цифровые навыки на новый уровень, помогая при этом себе и родителям лучше разбираться в реалиях нового времени.
- Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
- Сорокина Н.И. Формирование цифровых компетенций у современной молодёжи: проблемы, опыт, перспективы / Н.И. Сорокина и др. – Екатеринбург: Педагогическое образование в Росии, 2019. – №6. – с. 24-29
Все статьи автора «Таратайко Елизавета Константиновна»