Общие сведения о классификаторе ОКСО
Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
ОКСО
ОК 009-2016
Дата введения в действие: 01.07.2017
Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
ОКСО ОК 009-2003, ОКНПО ОК 023-95
Дата окончания действия: —
—
—
Изменение 1/2021 ОКЗ, принятое Приказом Росстандарта от 18.02.2021 N 83-ст, введено в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 мая 2019 года.
Водители легковых автомобилей, такси и фургонов водят и обслуживают легковые автомобили и фургоны для транспортировки пассажиров, почты или товаров.
В их обязанности входит:
– вождение и обслуживание пассажирских фургонов, автомобилей или такси;
– вождение и обслуживание легковых автомобилей, фургонов или малотоннажных грузовиков для доставки почты или товаров;
– помощь пассажирам при обращении с багажом;
– получение оплаты за проезд и доставку или документов, подтверждающих доставку;
– эксплуатация телекоммуникационного оборудования для уведомления о своем местонахождении и готовности к обслуживанию, а также с целью выполнения инструкций диспетчерского центра;
– выбор наиболее приемлемого маршрута;
– оказание содействия пассажирам с ограниченными возможностями;
– управление оборудованием, облегчающим посадку и высадку пассажиров с ограниченными возможностями.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Водитель легкового автомобиля
Водитель скорой помощи
Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Водитель (моторикша) – 8321
Водитель автобуса – 8331
Водитель тяжелого грузовика – 8332
Велорикша – 9331
Извозчик – 9332
(См. п.3 Квалификационных требований к техническим экспертам)
Соответствие специальностям старого классификатора
Водитель городского электротранспорта
Слесарь по ремонту городского электротранспорта
Машинист дорожных и строительных машин
Машинист крана (крановщик)
Слесарь по ремонту строительных машин
Слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)
Электромонтер тяговой подстанции
Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)
Оператор поста сигнализации
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Автомобиле- и тракторостроение
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Наземные транспортно-технологические комплексы
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Транспортные средства специального назначения
Подвижной состав железных дорог
Эксплуатация железных дорог
Системы обеспечения движения поездов
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
Техника и технологии наземного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
Дата введения – 1 июля 2017 года
РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации
ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст
ВЗАМЕН ОК 009-2003, ОК 023-95
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
– регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
– определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
– регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
– регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО включают в себя следующие разделы:
– раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
– раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
– раздел III. Направления подготовки высшего образования – бакалавриата;
– раздел IV. Направления подготовки высшего образования – магистратуры;
– раздел V. Специальности высшего образования – специалитета;
– раздел VI. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
– раздел VII. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
– раздел VIII. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
– раздел IX. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение “00”.
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:
– математические и естественные науки;
– инженерное дело, технологии и технические науки;
– здравоохранение и медицинские науки;
– сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
– науки об обществе;
– образование и педагогические науки;
– гуманитарные науки;
– искусство и культура;
– оборона и безопасность государства. Военные науки.
В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 “Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования” и от 29 октября 2013 г. N 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования”:
Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:
ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 (Издано в 2013 г. Институт Статистики ЮНЕСКО. P.O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada) и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013 (Опубликовано в 2014 г. Институтом Статистики ЮНЕСКО P. O. Box 6128, Succursale Centre-Ville Montreal, Quebec H3C 3J7 Canada).
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
– код образовательной программы;
– код области образования.
Разработка и представление для принятия изменений к ОКСО обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 “Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов”.
Описание классификатора ОКСО
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Назначение классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
Построение классификатора
Объектами классификации в являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под , , понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.
Под понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.
Под понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
Система классификации и кодирования
В использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах .
В использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:
В использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 “Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования” и от 29 октября 2013 г. № 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования”:
в имеют следующие коды:
Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам
сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
Система ведения классификатора
Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 “Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов”.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Дата последней актуализации классификатора и внесения в него изменений:
Обновления классификатора ОКСО
Список последних обновлений классификатора с указанием номера изменения, даты его утверждения и введения в действие.