В эпоху минимализма сложно представить, что может понадобиться человек, чьей профессией является заполнение пространства. На нашей практике, художник-постановщик – это настоящий волшебник. Его стараниями можно переместиться в любой уголок земли или через смену декораций за короткое время оказаться в неожиданной ситуации. Лепные багеты, уютные интерьеры и даже настенная течь – всё это находится в ведении художника-постановщика. А чем он ещё занимается?
Без художника-постановщика не обходится ни один фильм или телепередача, а поскольку данная сфера на сегодняшний день активно развивается, то и специальность является достаточно востребованной. Такой специалист на съемочной площадке отвечает за все визуальные решения снимаемого фильма или передачи.
Где учиться на профессию
Поскольку данная специальность исключительно творческая, то и удивляться тому, что на нее обучают лишь в узкопрофильных университетах совершенно не стоит. Сегодня получить такое образование можно в ВГИКе, Высшей национальной школе кинематографии, ГИТРе и МХАТе. Конечно, есть еще также специализированные курсы, но они меньше котируются при приеме на работу.
В сущности художник-постановщик занимается переводом написанного сценария в изобразительный ряд. Именно на его плечи ложится разработка декораций, подбор локаций для съемки, подготовка реквизита. Поэтому очень большую роль играет творческий потенциал. Также традиционно данная профессия считается мужской из-за достаточно суровых условий труда, однако, в последнее время все больше женщин приходит в профессию. Также молодому специалисту не стоит рассчитывать на самостоятельную работу сразу после обучения, поскольку первое время придется поработать ассистентом опытного художника-постановщика и набраться опыта.
Плюсы и минусы
К достоинствам данной профессии безусловно можно отнести творческое развитие, возможность путешествовать, ведь художник-постановщик гастролирует вместе со всей съемочной группой. Однако, не стоит забывать, что условия труда очень тяжелы. В первую очередь это всегда ненормированный рабочий день и серьезные физические нагрузки.
Такой специалист всегда востребован на киностудии или телестудии. Однако, помимо этого есть возможность также открыть собственную школу и обучать новые кадры своему мастерству.
Важные качества специалиста
Поскольку профессия является творческой, то далеко не последнюю роль играет эмоциональность, художественные способности и умение замечать подходящие детали вокруг себя.
Художник-постановщик должен иметь точное понимание о технологиях кинопроизводства, а также уметь изготавливать декорации. Кроме того, обязательна эрудированность, чтобы уметь представление о разных эпохах и жанрах.
Уровень заработной платы в Москве и регионах серьезно отличается. Так, если в Москве заработная плата художника-постановщика в среднем составляет 80000 рублей, то в регионах это 25000-50000 рублей.
Мне часто говорили, что зрители хотят больше узнавать про театральное закулисье, а я всё никак не могла найти ответ – что это? О чём рассказывать? Но, кажется, истории от работников театральных цехов – это именно оно. Закулисье обнаружено. Сегодня хочу познакомить вас с Татьяной Данашевской, заместителем директора по художественно-постановочной части и художницей многих спектаклей «Мастерской».
Татьяна Данашевская, заместитель директора по ХПЧ, художник-постановщик
«Художник-постановщик – это часть команды, и, естественно, он выступает всегда тандемом с режиссёром. Его задача – создать художественную среду, которая будет состоять в дальнейшем из объёмных материальных объектов.
Начинается всё с того, что художник и режиссёр встречаются. Режиссёр с помощью каких-то референсов, картинок, образов, перечисления фильмов или идей рассказывает о том, как он видит этот спектакль и что в нём будет происходить, некую свою концепцию. После художник делает эскизы и макет, чтобы пространственно это решить, и спустя несколько встреч они доходят до финального варианта. После макет представляется театру, проходит „приёмку“ среди технических служб, которые думают над его реализацией, и дальше отправляется в работу.
Эскиз декораций к спектаклю «Щелкунчик»
После того, как все пожелания учтены, а габаритные чертежи и макеты сданы, начинается работа художников мастерских и театров в тандеме.
Театр рассказывает о своих ресурсах, мастерские предлагают решения сложных фактур. Художник утверждает все моменты художественной части. На этапе производства и вплоть до выхода на сцену это всё – его ответственность, то есть он максимально должен быть включён в процесс, понимать, что всё, что можно изменить, он должен изменить именно в этот момент.
Эскизы костюмов к спектаклю «Щелкунчик»
Дальше происходит монтаж декораций. И начинается самый интересный период – выпускной, когда художник вроде как уже всё сделал, декорация уже построена, но для того, чтобы всё это „собралось“ в единую картинку, он продолжает дополнять её деталями, реквизитом. Любая вещь, появившаяся на сцене, проходит его оценку.Интересно поговорить про „Петрушу“, в котором изначально была задача сделать спектакль без декораций. Вроде как, звучит как мечта любого технического директора, но для того, чтобы создать ощущение полной пустоты, пришлось придумать целый павильон. Как будто бы это такая простая концепция, но она имеет довольно сложное исполнение.
«Петруша, сын ли ты мой или нет?»
Если коротко рассказывать о моём опыте работы художником-постановщиком, то, конечно, это очень интересно – наполнять идею режиссёра художественным подтекстом, который работает независимо, то есть не является доминирующим элементом.
Ты создаешь такую среду, в которой идея режиссёра раскрывается. Мой первый опыт работы в театре – „Анна Каренина“, это было для меня удивительное событие, метафизическое. Режиссёр и актёры существовали в каком-то мире практически два года, я присоединилась к ним очень поздно, и больше ассистировала, чем придумывала пространство, но я почувствовала, что это – как своеобразная импровизация. Ни одна вещь не попала в этот спектакль случайно, как будто у каждой вещи не было выбора. Это удивительно, то, как создался этот вокзал, который „комната-жизнь-кинематограф-цитата-неуместный стаканчик-кровать-ванная“. Это всё превратилось в точное пространство».
Теперь вы знаете, чьими руками создаётся то невероятное пространство спектаклей «Мастерской», которое так сразу и глубоко погружает зрителей в предложенный мир.
Художник-постановщик или мастер визуального проектирования
Художник-постановщик — это профессионал, который отвечает за проектирование и создание визуальных элементов фильма. Художник объединяет свое виденье сценария, видение режиссера и бюджет продюсера, превращая текст в визуальную историю. Он работает в тесном сотрудничестве с оператором, чтобы передать зрителю настроение, тон и атмосферу проекта.
Что делает художник-постановщик
- Управление бюджетом. Помимо творческих аспектов своей работы, художники также должны управлять бюджетом. Он работает о своей командой, чтобы обеспечить эффективное расходование бюджета и в то же время гарантировать, что визуальное качество проекта не пострадает.
- Разработка концепции и дизайна проекта. Художник создаёт визуальный план, включая эскизы декораций, объектов и реквизита.
- Проектирование и строительство. Художник-постановщик отвечает за проектирование и строительство декораций, которые будут использоваться в фильме. Он сотрудничает с командой строителей, чтобы убедиться, что декорации построены в соответствии с дизайнерскими планами и в рамках бюджета. Художник также работает с ассистентом режиссера по реквизиту, подбирая мебель и аксессуары, чтобы оживить декорации.
- Дизайн образов персонажей. Художник-постановщик работает с художником по костюмам над созданием образов. Они продумывают общий вид и настроение костюмов, следят за тем, чтобы они соответствовали визуальному стилю фильма. Нередко работают с актерами и статистами, чтобы убедиться, что костюмы правильно сидят и их удобно носить.
- Визуальные эффекты(VFX). Курирует и контролирует команду по визуальным эффектам, чтобы убедиться, что эффекты соответствуют визуальному стилю фильма и органично вписываются в сюжет.
- Исследования. Художник-постановщик должен иметь глубокое понимание временного периода в котором разворачиваются события фильма. Они проводят обширные исследования и собирают информацию для обоснования своих художественных решений. Это включает изучение исторических артефактов, архитектуры и ландшафтов для создания точных и правдоподобных декораций.
Последние статьи
Карьера в индустрии искусства и развлечений может быть захватывающей, динамичной и приятной. Они сочетают страсть к художественному самовыражению с исследовательскими навыками и деловыми знаниями. Художник-постановщик может стать хорошей карьерой, если вам нравятся декорации, архитектура и другие виды изобразительного искусства. В этой статье мы обсудим, кто такой художник-постановщик, его навыки и обязанности, сколько зарабатывает художник-постановщик и как им стать.
Что такое художник-постановщик?
Художники-постановщики — это визуальные художники, ответственные за визуальную концепцию театральной постановки, телешоу, фильма или другой видеопродукции. Они возглавляют художественный отдел и работают с режиссером, чтобы обсудить, как проект будет выглядеть и восприниматься аудиторией, стратегии, необходимые для достижения этого вида, и производственный бюджет. Художник-постановщик является частью большой производственной группы и тесно сотрудничает с ее членами, в том числе:
Художники-постановщики завершают большую часть своей работы над проектом на этапах подготовки к съемкам и основной фотографии. Они решают, как представить обстановку фильма, период времени, персонажей и объекты на экране или на сцене. При разработке своих идей дизайнеры-постановщики могут использовать следующие инструменты:
Иногда художники-постановщики должны воссоздать определенный исторический период. В других случаях им, возможно, придется создать совершенно новую планету или мир, соответствующий видению сценаристов и режиссеров. Например, если театральная постановка происходит в большом городе, художник-постановщик может разработать большие фасады небоскребов и многолюдные улицы. Художники-постановщики также должны учитывать универсальность своих произведений, особенно работая в театре, где декорации должны работать для нескольких сцен и быстро меняться между действиями.
Обязанности художника-постановщика
У дизайнеров-постановщиков есть широкий круг обязанностей до начала производства и на съемочной площадке, в том числе:
- Чтение сценариев, чтобы понять тон постановки
- Определение визуальной концепции проекта
- Найм дизайнеров-декораторов, мастеров, техников и художников
- Поиск мест для съемок
- Помощь в дизайне и строительстве декораций, разработка графики и поиск реквизита
- Работа с операторами, художниками по костюмам, парикмахерами и гримерами.
- Соблюдение производственного графика и обеспечение наличия декораций и реквизита для съемок.
- Работа с оператором по освещению и другим визуальным элементам
- Управление членами съемочной группы, включая арт-директора, помощников по производству и отдел реквизита.
- Согласование бюджета арт-отдела с продюсером
- Исследование и проектирование соответствующей среды, истории и культуры
Навыки художника-постановщика
Поскольку художники-постановщики участвуют в самых разных задачах художественного отдела, они должны обладать всесторонними техническими и социальными навыками, такими как:
- Управленческие навыки: дизайнеры-постановщики являются руководителями отделов, поэтому они должны уметь управлять большой командой, делегировать задачи и воплощать общее видение проекта.
- Навыки общения: дизайнеры-постановщики общаются практически со всеми отделами, работающими над проектом. Они должны знать, как эффективно общаться, чтобы давать указания, выражать идеи, решать проблемы и сообщать о прогрессе.
- Командная работа: работа с большой командой требует от дизайнеров совместной работы, открытости и поддержки.
- Адаптивность: дизайнеры-постановщики должны иметь возможность изменять стратегии, когда это необходимо, из-за непредвиденных факторов, таких как нехватка времени, проблемы с бюджетом и погода.
- Навыки тайм-менеджмента: дизайнеры-постановщики должны уметь укладываться в жесткие сроки, часто работая над несколькими задачами или проектами одновременно. Эффективное управление временем является ключом к тому, чтобы все декорации и визуальные элементы были на месте в нужные дни.
- Навыки ведения переговоров: художники-постановщики часто договариваются о своей зарплате и художественном бюджете проекта. Они должны понимать основы эффективных переговоров.
- Навыки работы с программным обеспечением: художники-постановщики часто используют дизайнерское программное обеспечение для разработки и представления своих идей режиссеру, арт-директору и другим членам съемочной группы.
- Художественные способности. Художники-постановщики — художники, которым поручено создавать целые миры для зрителей. Они должны быть творческими и умелыми в рисовании, черчении, проектировании и строительстве.
Сколько зарабатывает художник-постановщик?
Художники-постановщики зарабатывают в среднем 30 681 доллар в год в США они обычно работают на внештатной основе, нанимают проект для проекта и взимают дневную ставку в зависимости от своего опыта и масштаба проекта. Заработная плата также зависит от местоположения проекта, типа проекта, над которым вы работаете, и от того, являетесь ли вы членом профсоюза дизайнеров-производителей.
Самые высокооплачиваемые города для художников-постановщиков соответственно:
- Остин, Техас: 84 903 доллара в год.
- Вашингтон, округ Колумбия: 70 202 доллара в год.
- Сиэтл, Вашингтон: 53 307 долларов в год.
- Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 51 159 долларов в год.
- Лос-Анджелес, Калифорния: 41 104 доллара в год.
Как художник-постановщик, важно оценивать свои проекты не только по зарплате, но и по тому, как каждая работа может принести пользу вашей карьере. Например, вы можете устроиться на низкооплачиваемую работу из-за известного продюсера или режиссера, что может привести к будущим проектам. И наоборот, вам, возможно, придется отказаться от работы, которая может принести творческое удовлетворение, чтобы занять должность с более высокой зарплатой.
Как стать художником-постановщиком
Вот шаги, чтобы стать дизайнером-постановщиком:
- Получите степень. Получите степень бакалавра в области искусства или дизайна, такой как графический дизайн, театр, архитектура, фотография или изобразительное искусство.
- Рассмотрим программу магистратуры. Некоторые дизайнеры-постановщики продолжают свое образование, получив степень магистра производственного дизайна по аккредитованной программе.
- Стань участником. Примите участие в семинаре и посетите мероприятия Гильдии арт-директоров и других отраслевых организаций, включая панельные дискуссии, открытия галерей и лекции.
- Изучите соответствующие навыки. Приобретите навыки строительства и рисования, пройдя курсы по искусству, строительству, сценографии и работе с деревом в местном общественном центре или общественном колледже. Развить компьютерные навыки для создания графики, редактирования изображений и оформления сюжетов
- Получать опыт. Подайте заявку на стажировку в местных театрах, на телевидении или в известных постановщиках. Ищите региональные постановки или студенческие фильмы, над которыми вы можете поработать.
- Общайтесь со своими социальными и профессиональными кругами. Оставайтесь на связи со всеми своими контактами, включая однокурсников колледжа, координаторов стажировок и членов команды из предыдущих проектов.
- Показать свою работу. Создайте и обновите цифровое портфолио. Выберите лучшие изображения вашей работы, чтобы добавить. Включите видеоклипы своей работы, если они появлялись в театральной постановке, телешоу или фильме, и делитесь своим портфолио со своей сетью, а также когда подаете заявку на работу.
- Найдите позицию начального уровня. Работа помощником режиссера в художественном отделе. Найдите вакансии на досках объявлений о работе в кино и на сайтах социальных сетей. Многие дизайнеры-постановщики проходят путь от помощников по производству до арт-директоров и дизайнеров-постановщиков. Задавайте вопросы на съемочной площадке, чтобы показать свой интерес к карьере.
- Готовьтесь к интервью. Определите фильмы или дизайнеров, которые вам нравятся, и объясните свои предпочтения интервьюеру или рекрутеру.
- Обратитесь к профессионалам отрасли. Свяжитесь с арт-директорами или художниками-постановщиками, которыми вы восхищаетесь, и назначьте неформальную встречу, чтобы обсудить их работу.
Художественная постановка включает в себя все визуальные детали, из которых складываются концепция театральной постановки, телевизионной программы или фильма.
Художники-постановщики полностью контролируют и отвечают за внешний вид постановки. Они работают с командой, которая создает декорации, выбирает реквизит, выполняет графическое оформление. Кроме того, они управляют отделом, занимающимся поиском съемочных площадок.
Подходит ли вам роль художника-постановщика?
Эта роль подразумевает полную ответственность за управление фоновыми деталями сюжета постановки, а также за то, чтобы аудитория понимала, где и когда разворачиваются события. Если вы заинтересованы в том, чтобы взять на себя работу, связанную с созданием визуального аспекта постановки, то эта профессия может вам подойти.
Профессия художника-постановщика — как они это делают
Художник-постановщик напрямую работает с большинством участников проекта, вовлеченных в постановку, в том числе с теми, кто занимается прическами, макияжем и костюмами для исполнителей, оператором и режиссером. В конечном итоге, продукт должен отражать видение художника-постановщика.
В чем разница между художником-постановщиком и арт-директором?
В постановку может быть вовлечены сразу и арт-директор, и художник-постановщик. Многие не понимают разницы между ними. Арт-директора обладают более специализированными навыками, они часто работают под началом художников-постановщиков на съемочной площадке. Художник-постановщик фокусируется на общем визуальном представлении сюжета и тесно взаимодействует с режиссером, в то время как арт-директор более тесно сотрудничает со съемочной группой и вспомогательным персоналом, обеспечивая выполнение поставленных задач, чтобы воплотить видение художника-постановщика в реальность.
Как стать художником-постановщиком
Приобретение профессии художника-постановщика зачастую включает в себя получение опыта работы в индустрии кино. Некоторые художники-постановщики предпочитают пройти обучение в колледже, в то время как другие проходят этот путь, работая на различных ролях на съемочных площадках, чтобы набраться опыта.
Какое образование мне необходимо?
Степень бакалавра полезна в профессии художника-постановщика, хотя и не всегда необходима. Тем не менее, прохождение образовательной программы может помочь вам приобрести некоторые необходимые навыки, в том числе связанные с графическим дизайном и наиболее часто используемыми программными продуктами. Как и другие творческие профессии, художественная постановка — это область, которая требует проверенных навыков, тяжелой работы и прочных связей.
Какие навыки необходимы для художника-постановщика?
Чтобы преуспеть в качестве художника-постановщика, вам нужно освоить некоторые навыки и умения. Одним из таких навыков является умение управлять людьми, поскольку на этой роли необходимо будет делегировать задачи, связанные с дизайном, и контролировать правильность их выполнения. Другие важные навыки — это работа в команде, креативность и многозадачность.
С технической стороны художники-постановщики должны иметь опыт работы с программным обеспечением, помогающим в визуализации идей, например Photoshop, InDesign, AutoCAD и другие.
На какую зарплату может рассчитывать художник-постановщик?
По данным CareersinFilm.com, диапазон зарплат художников-постановщиков широк: от 34,400$ до 84,000$ в год. Тем не менее, заработная плата в конечном итоге зависит от бюджета проекта, над которым вы работаете, и от того, являетесь ли вы членом профсоюза.
Нужно ли мне вступать в профсоюз художников-постановщиков?
Вступление в профсоюз художников-постановщиков может помочь вам получить более стабильную и более высокооплачиваемую работу. Некоторые художники-постановщики предпочитают состоять в профсоюзе. Кроме того, многие известные теле- и кинокомпании требуют, чтобы их сотрудники состояли в профсоюзах.
Что я должен включить в свое портфолио художника-постановщика?
В этой области высоко ценится опыт работы, поэтому ищите возможности работать над съемочных площадках в любом качестве и сохраняйте портфолио своих работ. Это портфолио должно включать фотографии, изображения с ваших лучших проектов, в том числе самые интересные или самые уникальные темы, над которыми вы работали, а также видео ролики из театра, телевидения и кино.
Кто руководит командой постановщиков?
На съемочной площадке команда художников обычно состоит из нескольких человек, у каждого своя роль, своя ответственность. Сегодня художник-постановщик — это руководитель отдела, контролирующий реквизиторов, декораторов, арт-директоров и других членов этой команды.
Почему художественная постановка так важна?
Художественная постановка — это то, что в конечном итоге оживляет сюжет, вовлекает аудиторию и взаимодействует с ней. Детали, составляющие фон сцены в значительной степени влияют на формирование ее эмоционального тона.
Как художественная постановка может сделать фильм особенным
Используя предметы, костюмы и фоны, художник-постановщик может помочь зрителям правильно прочувствовать ситуацию и поверить в нее.
Художественная постановка: Трех-этапный процесс
Процесс художественной постановки зачастую состоит из трех отдельных этапов:
На первом этапе
Первый этап — это концепт, который разрабатывается путем чтения сценария, встреч с оператором и режиссером, и визуального представления идей.
Следующим этапом является планирование, которое включает в себя по большей части техническую работу. Команда художников-постановщиков проводит поиск локаций, создает чертежи для строительства декораций, расписывает и пересматривает бюджеты, определяет, что потребуется для реализации конкретных сцен.
Третий этап художественной постановки — это производство, когда детали сцен изготавливаются, закупаются и конструируются для съемок. Другие участники съемочного процесса, занимающиеся визуальным аспектом постановки, тоже будут вовлечены на этом этапе, в том числе художник по костюмам, художник по гриму и художник по декорациям. После завершения этого этапа актеры, съемочная группа и режиссер приступают к съемкам.
Реализм и стилизация
Создавая мир постановки, художник тесно сотрудничает с режиссером и оператором для представления сюжета в визуально привлекательной форме. Художник-постановщик принимает решения о каждом объекте и каждом элементе, который будет создан, использован в фильме, шоу или пьесе.
Сделать фильм лучше благодаря постановке
Художник-постановщик должен применять определенные принципы, чтобы его творения выделялись и повышали ценность конечного продукта. Он также должен уделять время планированию деталей постановки, искать возможность улучшить каждый проект.
Создание совершенно новых миров
Некоторые художники используют более стилизованный подход в своей работе, другие же стремятся создавать реалистичные декорации и оформление. Жанр постановки, как правило, влияет на стилистическое решение, как и видение режиссером конечного продукта.
Что делает художественную постановку хорошей?
Прежде чем вы сможете понять, что делает художественную постановку хорошей, вы должны сначала понять цель и суть постановки. Постановка подразумевает создание чего-то таким образом, чтобы оно понравилось зрителям с эстетической точки зрения. Хорошая постановка одновременно и эстетична, и функциональна.
Одним из самых известных художников-постановщиков в индустрии является Уильям Кэмерон Мензис, работавший на съемках «Унесенных ветром» и многих других известных фильмов. Работы таких художников-постановщиков вдохновляли новые поколения постановщиков.
Ознакомьтесь с этими произведениями
Множество голливудских фильмов выдерживают испытание временем благодаря деталям художественной постановки. Например, «2001: Космическая одиссея», в котором был создан совершенно новый мир, или «Бегущий по лезвию», в котором было представлено яркое видение будущего, ставшее широко распространенным в антиутопических научно-фантастических сюжетах, снятых в 1980-х годах.
Для тех, кто заинтересован в работе художником-постановщиком, важно понимать требования совместной работы и реалии этой профессии. Художники-постановщики ограничены видением режиссера и желаниями продюсера. Другие художники и дизайнеры на съемочной площадке также будут подчиняться требованиям режиссера, так что именно за ним в конечном итоге будет последнее слово в общем виде постановки. Кроме того, существуют дополнительные технические ограничения, такие как фото технология, выбор объективов и другие съемочные условия.
Режиссеры и художники
Художники-постановщики тесно сотрудничают с режиссерами на съемочной площадке, так как они, как правило, обладают самым сильным визуальным чутьем. Им необходимо взаимодействовать, чтобы согласовывать видение проекта друг с другом. Затем, художник-постановщик использует свои навыки и умения для создания этого видения.
Художественная постановка и аудитория
Детали, используемые в художественной постановке, оказывают большое влияние на аудиторию, на ее отношение к сюжету и персонажам. Полученный дизайн также может быть использован в дальнейшем для изготовления предметов (мебели, игрушек и других), похожих на представленные в фильмах и телешоу.
Что должен знать каждый художник-постановщик
Знать, как сделать раскадровку сценария
Художники-постановщики должны знать, как сделать раскадровку сценария. Это включает в себя анализ сценария, сбор замечаний, совместную работу с режиссером над определенными кадрами и ракурсами.
Исследовать и внедрять
Художник-постановщик должен уметь легко погрузиться в другой период времени и исследовать детали этого времени, а также определять, следует ли строить декорации или адаптировать, преобразовать существующее пространство. Кроме того, художники внедряют CGI и другое спецэффекты, соответствующие теме, в свои проекты.
С чего начать — как стать художником-постановщиком
Первый шаг к работе художником-постановщиком — это получение опыта. Работа в любой роли над фильмом, телешоу или театральной площадкой может помочь вам наладить связи и лучше познакомиться с производственным процессом. Прохождение специализированной образовательной программы также полезно для вашей карьеры и может помочь вам познакомиться с людьми в индустрии.
История профессииПравить
В первые годы после появления кино мультипликация отошла на второй план, пока её повторно не возродили Джеймс Стюарт Блэктон, выпустивший рисованный мультфильм Комические фазы смешных лиц (1906), и Александр Ширяев, снявший кукольный фильм о балете (1906). Создателей первых мультфильмов ещё не называли мультипликаторами, хотя фактически они ими были.
Специализация мультипликаторовПравить
Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.
Художник-фазовщикПравить
Художник-фазовщик — профессия художника в области мультипликации, связанная с созданием промежуточных фаз движения героя мультфильма между компоновками. Художник-фазовщик при создании фаз должен учитывать характер движения, заданный художником-мультипликатором в ключевых кадрах (компоновках). Фазовка подразделяется на черновую и чистовую.
Компьютерная мультипликацияПравить
Этот раздел слишком короткий.
Пожалуйста, улучшите и дополните его.
- мультипликатор трёхмерной графики — создает отрывки мультипликации при помощи компьютерного моделирования
- Художник по 3D моделированию – Специалист по созданию трехмерных объектов, используя графические примитивы
- Художник-текстуровщик – Специалист, создающий текстуры для трехмерных объектов (При необходимости Текстуровщик, может также пользоваться Шейдерами)
- Компоузер – Специалист по доработке изображении, Использует узлы нодов компоузинга.
- Технический супервайзер – Специалист, работающий процессом и сборки визуализации. Следит за техническим процессом мультипликации.
- Художник по фонам (В случае частичного 3D) – Создает декорации для трехмерных объектов.
- Руководитель направления 3D – Руководитель производственной группы 3D анимации, следит за производством трехмерной графики и анимации.
Художник-мультипликатор
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 августа 2022 года; проверки требует 1 правка.
Запрос «Аниматор» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
У этого термина существуют и другие значения, см. Мультипликатор.
Художник-мультипликатор, аниматор — художник мультипликационного кино.
В настоящее время художники-мультипликаторы работают в различных индустриях: кино, телевидении, видеоиграх, рекламе, интернете.
При создании анимации используются разнообразные технологии, включая рисунки, кукольную мультипликацию, трёхмерную графику. Эти особенности приводят к значительным различиям художников-мультипликаторов по специализации.
Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-одушевитель, художник-аниматор) — профессия художника, обязанности которого заключаются в создании рисунков ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновок) и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе. Художник-мультипликатор создаёт движение (одушевляет) персонажа, разыгрывая действие между компоновками сцены.
Художник по персонажамПравить
Художник по персонажам (мультипликация) — художник, создающий уникальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве мультипликационного фильма. Это включает этапы:
- поиск («нахождение») образа героя — режиссёрский (предподготовительный) период;
- разработка персонажа (подготовительный период);
- сопровождение на производстве (производственный период).
Художник по персонажам должен уметь рисовать, пользоваться трехмерной графикой, кукольной мультипликацией. Эта профессия довольно кропотливая, поэтому у художника должна быть масса терпения, чтобы закончить образ персонажа.
В начале своей работы художник-постановщик встречается с режиссёром и выясняет детали проекта. Будут ли это студийные съёмки или натурные. Кто является главными героями, что их должно окружать. Какое настроение ролик должен создавать у зрителя, и какие ощущения нужны актёрам. Режиссёр составляет указания в соответствии с идеей и потребностями ролика.
Еще художник-постановщик на этапе препродакшна взаимодействует с оператором-постановщиком, который продумывает световой рисунок, ракурсы и крупности. Информацию о бюджете и сроках он получает от продюсера.
Основными задачами художника-постановщика являются:
- продумывание и разработка декорации в соответствии со сценарием;
- создание или поиск реквизита;
- установка их на площадке;
- реконструкция, если нужно что-то видоизменить;
- демонтаж.
Кроме того, художник-постановщик следит за сохранностью реквизита во время съёмок, вовремя его обновляет.
Специализация по объектам оживленияПравить
При работе над крупными проектами мультипликаторы делятся по объектам оживления. Встречаются:
- мультипликаторы персонажей, работающие над движениями живых существ, диалогами, действиями.
- мультипликаторы спецэффектов, занимающиеся необычными воздействиями и природными явлениями, такими, как дождь, снег, течение воды.
- мультипликаторы заднего плана, контролирующие побочные явления, фоновые картинки, а также антураж — автомобили, механизмы и другие нестатичные детали.
Художник-постановщикПравить
Художник-постановщик является главным художником на производстве мультипликационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.
- На предподготовительном этапе производства (режиссёрский период) художник-постановщик создаёт «концепты» персонажей и рисунки заднего плана. Совместно с режиссёром подбирает художников-ассистентов: художника по персонажам, художника по фонам, при необходимости художника для создания компоновок на основе режиссёрской раскадровки.
- В подготовительный период производства, художник-постановщик организует и контролирует работу по созданию фонов для начальных сцен фильма, разработке персонажей, подготовке исходных компоновок для художника-мультипликатора.
- В производственный период, художник-постановщик организует и контролирует производственные процессы от прорисовки до заливки. При этом цех мультипликации и черновой фазовки подчиняется исключительно режиссёру-постановщику.
В зависимости от объёма работы на конкретном мультипликационном фильме, художник-постановщик может принимать непосредственное участие в создании фонов, чистовых режиссёрских компоновок, разработке персонажей.
Для чего нужны декорации?
Декорации решают множество задач: можно воссоздать локацию, которую сложно или затратно найти. Или создать нужную атмосферу. Они позволяют вывести эстетическую составляющую на новый уровень. Художник-постановщик организует пространство. Даже минимальная его работа становится заметной на экране.
Например, в проекте Microsoft, художник-постановщик Ксюша Цель организовала ноутбуки, канцелярские принадлежности, плакаты на стенах. Они практически не были видны в кадре, но создавали атмосферу обжитости пространства.
Для ролика Bpay мы отдельно печатали элементы, используемые затем в видео. Какие-то из них художник-постановщик отдельно разрабатывал вручную, какие-то покупал. В итоге весь реквизит выглядел гармонично и сохранял единый стиль.
Другой интересный пример с точки зрения работы художника-постановщика – Наш рекламный ролик для Fazer. На видео с бэкстейджа видно, что декорации были созданы не целиком, а только выразительный для камеры передний план. Фон за актёром был наложен позднее, на этапе постпродакшна. При этом интересно, что для роликов была сконструирована специальная лавка-трансформер, которая легко менялась в другую декорацию в течение 3 часов.
Художником-постановщиком обычно становится очень творческий человек. У него высокое эстетическое чувство, он старается видеть мир чуть ярче, чем он есть на самом деле. С другой стороны, художник-постановщик отлично разбирается в строительных материалах, может руководить рабочими и инженерами. Так что его работа близка к дизайну интерьеров и архитектуре.
Кукольная мультипликацияПравить
Как и в рисованной мультипликации, в кукольной есть свои художники-мультипликаторы. Но вместо бумаги, здесь люди работают в кадре с куклой. В некоторых случаях их называют кукловодами.
Название профессииПравить
Название профессии — «мультипликатор» — является производным от вида киноискусства, к которому принадлежит художник. Мультипликация (от лат. — умножение) основана на изготовлении («умножении») большого количества кадров, отличающихся небольшими смещением элементов, движение которых нужно изобразить, в их быстром последовательном показе.
В англоязычных странах, а с некоторых пор — и в России, художника-мультипликатора называют аниматором (от лат. animatio — оживление), однако эти слова не являются полными синонимами. К аниматорам не относят художников, рисующих фон, создающих образы героев или занимающихся раскадровкой, хотя они участвуют в создании мультфильма и являются художниками-мультипликаторами.
Художник-прорисовщикПравить
Художник-прорисовщик создает чистовые компоновки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам.
- Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Вано И. Рисованный фильм. — Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
- Аниматоры: краткая история обучения профессии (недоступная ссылка — история) (2001). Дата обращения: 22 октября 2011. Архивировано 9 февраля 2012 года.
- Дмитриева, Ксения. Художник по персонажам. Дата обращения: 22 октября 2011. Архивировано из оригинала 12 января 2018 года.
Художника-постановщика анимационного фильма планируется отнести к автором аудиовизуального произведения
22 апреля 2022
Предлагается дополнить перечень авторов аудиовизуального произведения, предусмотренный п. 2 ст. 1263 ГК РФ, включив в него художника-постановщика анимационного фильма. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Правительством РФ 22 апреля 2022 года.
На сегодняшний день авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения – предполагается, что именно эти авторы вносят наибольший вклад в создание произведения. Иные лица, принимавшие участие в работе, в том числе художник-постановщик, обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не наделяются ими на аудиовизуальное произведение в целом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).
Вместе с тем, как отмечается в пояснительной записке к проекту, специфика создания анимационного фильма предполагает, что художник-постановщик вносит не меньший, а в некоторых случаях и больший творческий вклад, чем режиссер-постановщик и автор сценария. Так, художник-постановщик анимационного фильма участвует совместно с автором сценария и режиссером в работе над режиссерским сценарием, под руководством режиссера разрабатывает общий творческий замысел в части изобразительно-декорационного решения и оформления, обеспечивает художественное качество фильма и его изобразительную трактовку – включая тональное и колористическое решения, внешний облик персонажей, а также единство стилевого решения фильма. Художник-постановщик анимационного фильма всегда имеет свой самостоятельный вклад в такое произведение (изображение персонажей, кадров фильма), тогда как для других видов аудиовизуальных произведений видение художника может сливаться с работой оператора-постановщика и не выражаться в очевидных самостоятельных творческих результатах.
Предполагается, что отнесение художника-постановщика анимационного фильма к авторам аудиовизуального произведения повысит статус указанной категории лиц, существенно улучшит их положение и будет стимулировать на создание новых произведений.
1 С текстом законопроекта № 111679-8 “О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
ЛитератураПравить
- Вано И. Рисованный фильм. — Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
- Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.
- Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. Сергей Капков. — М.: Алгоритм, 2006. — 816 с. — — ISBN 5-9265-0319-4.