Узнаем, кто такой хлопушечник, чем занимается фокусник и без кого нельзя снять хороший фильм.
Индустрия кино не зря называется большим и серьёзным словом «индустрия». Над одним фильмом, пусть даже артахусным и маленьким, работает достаточное количество человек. И если режиссёры, сценаристы и — иногда — операторы еще могут оказываться на слуху, то о тех, кто держит штативы, разносит еду или следит, чтобы всё шло по плану, думают достаточно редко.
В большинстве случаев нам и не нужно знать, как работает та или иная система, но в сегодняшней статье мне бы хотелось поговорить о десятках, а то и сотнях людей, незримо стоящих на страже хорошего кино.
Помимо разделения команды на три категории (пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн), существует множество различных департаментов и негласное деление, в основе которого лежат деньги и власть. К верхнему эшелону относятся режиссёры, сценаристы, продюсеры и актёры, то есть люди, способные повлиять на процесс съёмки и получающие больше всего денег. И есть все остальные, обычные наёмные рабочие, имена которых огромным списком несутся в финальных титрах.
Производство кино выглядит примерно так: смены по 12–14 часов, работа 5–6 дней в неделю при любых погодных условиях. Есть много людей, без которых съемки фильма было бы попросту невозможны. Один из них – помощник режиссера.
Помощник режиссера – это незаметный супергерой на площадке. Круг его обязанностей на деле всегда гораздо шире, чем описанный в официальной должностной инструкции.
Главной задачей помрежа является работа с хлопушкой. Она необходима, чтобы на постпродакшене монтажер и звукорежиссер могли свести звук и изображение (в кино аудиодорожка и видео записываются отдельно). Также помощник режиссера должен вести монтажные листы, которые помогут при монтаже фильма быстрее ориентироваться в материале, находить удачный дубль.
Собираясь на площадку, помреж кладет в поясную сумку самые разные предметы: хлопушку, маркеры и губку для хлопушки, заряженный телефон с секундомером, пауэрбанк, ручку, монтажные листы, тейп, небольшой блокнот. Совет – всегда носить с собой нитку с иголкой, ножницы и пластырь. Эти вещи могут понадобиться в самый неожиданный момент, и будет хорошо, если они окажутся у вас при себе.
Помреж обязан всегда находиться рядом с режиссером и вторым режиссером и держать в поле своего зрения оператора.
Профессия предполагает, что никто никогда не должен ждать тебя, ты все время в готовности: помнишь номер сцены и кадра, видишь, какую оптику ставит механик камеры, знаешь, со скольких камер будет происходить съемка. Как только помреж понимает, что оператор и режиссер готовы к съемке, он должен оказаться в кадре и в зависимости от того, какая оптика стоит на камере, встать так, чтобы хлопушку было видно. Если съемка ведется с двух и более камер, хлопушку должно быть видно в обоих кадрах, либо, если это невозможно, помреж должен быстро хлопнуть для одной камеры, мгновенно переместиться, хлопнуть во вторую камеру и так же мгновенно испариться, чтобы его не было видно и слышно.
В ассистенте режиссера, как правило, ценятся такие качества, как исполнительность, внимательность, скорость исчезновения из кадра, незаметность (настоящие профи умеют никому не мешать) и выносливость.
Помреж не должен пугаться просьб принести-подать, ведь именно он заботится о режиссере и приносит ему кофе с утра, а во время смены догадывается, что режиссер снова забыл подумать о том, ел он уже или нет, и подсовывает под руку быстрый перекус.
Никогда нельзя предугадать, какая задача тебе выпадет сегодня. Нужно быть готовым к тому, что, пока готовят следующий кадр, тебя отправят срочно съездить в рентал привезти дыммашину, доставить клей из строительного гипермаркета и ленточки из магазина тканей. А может, ты два часа будешь лежать на полу как статист, чтобы операторская группа поставила по тебе свет, прежде чем звать актера.
В России помощник режиссера относится к режиссерскому департаменту. Иногда это становится проблемой: на съемках все постоянно спешат, и оператор начинает негодовать, что приходится ждать, пока помреж ему хлопнет. В Европе хлопушка чаще всего включается в операторский департамент. Разница вроде бы несущественная, но во втором случае операторы с куда большим вниманием относятся к хлопушке.
Путь в индустрии кино для многих людей начинается с профессии помощника режиссера. Они – незаменимые профессионалы, которые не только виртуозно выполняют свои обязанности, но и создают на площадке доброжелательную атмосферу.
О своей профессии рассказала помреж Хабаровского краевого театра драмы Ольга Смышляева
Сцена – это ее рабочее место. Здесь ей подчиняются артисты, осветители, костюмеры, монтировщики, гримеры и все театральные цеха. Она всегда начеку, все видит, слышит и готова в любую минуту прийти на помощь. Она – психолог, медсестра, администратор и руководитель в одном лице. Она – помреж – незаметный и такой важный сотрудник театра. Какого это, быть первым человеком после режиссера, корр. ИА AmurMedia спросил у помрежа Хабаровского краевого театра драмы с восьмилетним стажем Ольги Смышляевой.
— Ольга, расскажите, как проходит Ваш день?
— На работу я должна прийти раньше всех. Если это день репетиции, то к 10 часам утра. После иду на сцену и проверяю “выгородку” — это макет декорации — на предмет крепежа, чтобы она, не дай Бог, не завалились. Оцениваю чистоту сцены, даю указания по уборке. Затем мониторю реквизит, костюмы и прочие необходимые для репетиции вещи.
— Вот прям-таки поштучно проверяете наличие того или иного актерского наряда?
— Да, я точно знаю, какой у какого артиста должен быть костюм и обувь к нему. Более того, я поминутно помню, когда включается свет и какая музыка должна звучать в ходе спектакля. Единственное, текст сценария наизусть не помню, это в мои обязанности не входит.
— Ох, сколько всего нужно помнить. Надеюсь, на этом все?
— Это только начало! Далее я должна убедиться, что все артисты находятся в театре. Если кто-либо опаздывает, он обязан позвонить и поставить меня в известность. В ином случае, я сама дозваниваюсь до актера и узнаю причину задержки, информацию о которой после доношу до режиссера. Когда все в сборе, я по трансляции объявляю начало репетиции.
— А что такое трансляция?
— Это, по сути, громкая связь и в случае необходимости меня слышат актеры, монтировщики, осветители, костюмеры, гримеры – все, кроме зрителя в зале. Во время спектаклей, за 15 и 5 минут, я по трансляции объявляю всем цехам начало работы. Собираются артисты, я проверяю готовность “всех систем”: наличие костюмов, реквизита, правильную расстановка декораций, работу осветительных приборов и звукового оборудования. Перед самым стартом, даю третий звонок “Все готовятся к началу спектакля!”. А начинается все с моих слов “Темнитель в зал! Музыка!” и поехали.
— Даже не представляла, что у помощника режиссера столько обязанностей.
— И даже больше. Вплоть до того, когда актеры идут обедать, я обязана быть об этом осведомлена и если понадобится, поименно отчитаться перед режиссером, кто и куда отлучился.
— Понятно, что для Вас это уже отработанные и отточенные процессы, но, наверное, бывают и какие-то внештатные ситуации в ходе спектаклей?
— Редко, и все они, можно сказать, штатные. Бывает, артист забыл текст, я могу со своего рабочего места, ему тихонечко шепнуть или жестами показать. Один раз была ситуация в спектакле “Тетки”: там один из героев должен выходить к зрителю через окно. А монтировщики прикрутили эту раму так, что та перестала открываться. Благо она была без стекол, и актер смог протиснуться сквозь закрытый оконный проем.
— И никто в зале не заметил заминки?
— Зритель всей нашей кухни не знает и думает, что так и должно быть. А я в антракте отправила монтировщиков срочно “откручивать” оконную раму. Был еще один момент, во время спектакля “Семейная идиллия”, от большой нагрузки и нервного перенапряжения актриса упала в обморок прямо на сцене. Артисты, конечно, сориентировались, мягко обыграли ситуацию, а за кулисами я уже встречала с нашатырем и аптечкой.
— Актеры, наверное, Вас любят и берегут?
— Помощник режиссера для артистов – это мамка, которая выслушает, пожалеет, даст совет. Актеры ведь люди тонкой душевной организации. Вот случилось у него что-то дома, он пришел в театр взвинченный, расстроенный, а ему через полчаса на сцену выходить. Я всегда подойду, обласкаю, успокою, скажу, что он самый лучший в мире! Вот человеку уже и полегче.
— А для режиссера Вы кто?
— Для него я правая, а иной раз и левая рука. На мне ответственность практически за все.
— Столько задач для одного человека, немалое количество людей в подчинении. Наверно, иногда приходится повышать голос?
— Бывает, что приходиться. Вообще, я человек мягкий и достаточно спокойный, всех очень люблю и уважаю, но порой могу “гаркнуть”, чтобы люди меня наконец-то поняли. Рабочий процесс, что тут скажешь.
— Сложно сказать, ведь попала я сюда практически случайно – в театре работала моя родственница, которая предложила мне занять открывшуюся вакансию помрежа, а я просто решила попробовать. Думаю, в каждой профессии есть свои плюсы и минусы. В моей работе самое сложное – это то количество информации, которую мне приходится пропускать через себя. К тому же, я не умею дистанцироваться от чужих переживаний. И когда человек делится со мной чем-то, например, выплескивает негатив, то я воспринимаю все это близко к сердцу и переживаю вместе с ним.
— Но положительных моментов определенно больше?
— Конечно! У меня невероятно интересная работа! Несмотря на все сложности и постоянное нервное напряжение. Я каждый день работаю с потрясающими неординарными людьми. Общаюсь, как с местными актерами, так и с артистами из других городов. Я работала с московскими труппами, знаю много знаменитостей кино и театра.
— А такая активная, эмоциональная рабочая атмосфера не мешает личной жизни?
— В этом, конечно, есть сложность, ведь порой домой приезжаю только переночевать. Иной раз приходишь, и не хочется ничего: только вытянуть ноги на кровати и спать. У меня трое детей, младшему шесть лет и сегодня он приболел, а я, к сожалению, не могу себе позволить взять больничный и остаться с ребенком дома. Тем не менее, недостатка внимания и любви с моей стороны у домашних точно нет, ведь каждую свободную минуту я провожу именно с ними.
— Ольга, скажите, а не становится немножко обидно за некоторую непризнанность Вашей работы? Ведь режиссера знают все, ровно как и актеров, а человек, на котором лежит вся остальная работа – не знает никто.
ТЕМЫДомашние задания разбираются, но не оцениваются, они предусмотрены с целью закрепить полученные знания и навыки.
Введение в кинопроизводство.
Общая разработка проекта. С чего начать? Сценарий и бюджет – два основных столпа.
Типы проектов: полный и короткий метр, сериал, рекламные ролики, интернет-контент (web-сериалы, vine). Разница в производстве.
Эффективное кинопроизводство как результат грамотного взаимодействия режиссера и продюсера. «Режиссерское» и «продюсерское» кино.
Пять периодов кинопроизводства.
Зачем нам второй режиссер, если мы первому так много платим? Права и обязанности второго режиссера.
Подготовительный период. Поехали!
Везение в съемке – результат хорошей подготовки. Важность подготовительного периода.
Состав группы, прикрепление, задачи и обязанности.
Производственные задачи: кастинг, объекты, смета, планирование съемочного периода. Постановочный проект (из чего состоит, как выглядит).
От сценария к производству. Как второй режиссер читает сценарий. Сценарные формулировки = статьи расходов.
Режиссер и второй режиссер. Работаем!
С чего начать? Режиссерский сценарий.
Хронометраж и его влияние на планирование.
Читки с группой.
Все документы второго режиссера учимся заполнять на занятии.
Подробный разбор домашних заданий по режиссерскому сценарию.
Разбираются домашние задания только практической группы.Лекционная группа может принимать участие в обсуждении.
Подробный разбор домашних заданий по либретто.
Работа второго режиссера с департаментами:
Второй режиссер и кастингКастинг-директора и актерские агенты От dream-cast к cast-list Графики актерской занятости Виды актерских проб Актерские договоры и райдеры. Как они влияют на планирование съемочного процесса.
Операторский департаментСостав операторской группы. Работа второго режиссера с операторскими решениями. Визуальные референсы. Раскадровки. Блокировка. Операторское техзадание. Операторская смета
Художественный департамент Состав художественной группы. Художник-постановщик. Работа с художественными решениями. Поиск локаций. Скаут. Методы работы с location-менеджером. Для чего нужны эскизы? Создание и утверждение.
Департамент реквизита Ассистент режиссера по реквизиту и реквизитор Виды реквизита. Игровой транспорт. Утверждение реквизита у режиссераХудожественная и реквизиторская сметы.
Департамент грима и костюма Второй режиссер и художник по гриму. Второй режиссер и художник по костюму. Разработка образов героев. Референсы. Эскизы и mood-board. Второй режиссер как связующее звено между творчеством и финансовыми возможностями. Закупка, смета. Пробы грима и костюма.
Метод сбора информации с группы. Координация департаментов.
Зачем нужны репетиции?
Подбор актеров второго плана. Групповка и массовка. Работа с бригадиром по массовке.
КПП. На чем строить съемочный план.
Читки по КПП.
Освоение съемочных объектов.
Второй режиссер и административный департамент. Исполнительный продюсер. Директор группы. Администратор. Кто все эти люди?
Практическое занятие по программе filmtoolz.
Данный урок – только для практической группы.
Практическое занятие (1)
Подробный разбор домашних заданий по КПП
Практическое занятие (2)
Планирование проектов с экшен-сценами и компьютерной графикой
Департамент каскадеров и департамент спецэффектов.
Постановщик трюков и его команда.
Планирование и разработка трюковых сцен. Огонь, вода, оружие, драки, стекла. Самые популярные трюки.
Дублеры актеров. Автотрюки.
Мастера спецэффектов на площадке. Бутафория.
Департамент компьютерной графики. CG-супервайзер.
Сдача постановочного проекта.
Утверждение съемочного плана. Запуск.
День перед съемкой. Чек-лист второго режиссера.
Что делать, если накануне съемок все слетело?
Съемочный период. Схема работы и взаимодействие департаментов.
Как все устроено на площадке. Состав группы.
Второй режиссер как управленец и координатор.
Особенности работы с режиссером-постановщиком.
Режиссерская группа в съемочном периоде (1)
Второй режиссер по планированию и второй режиссер на площадке. В чем разница? Задачи и обязанности.
Ассистент второго режиссера. Задачи и обязанности.
Помощник режиссера. Хлопушка, монтажные листы – форма и методы заполнения.
Режиссерская группа в съемочном периоде (2)
Ассистент режиссера по актерам. Актерские ведомости.
Скрипт-супервайзер. Задачи и обязанности.
Работа с актерами второго плана на площадке (массовка, групповка)
Съемочный день в деталях
Как, кто и когда командует на площадке.
Процесс съемки. На посте не поправим.
Администратор и директор площадки как важнейшие соратники второго режиссера.
Переработка. Почему происходит и как ее избежать: экстренные меры. Что может сделать второй режиссер.
Актерские переработки, переработки по группе и спецтехнике -что надо знать. Запланированная переработка.
Производственные отчеты. Как заполнять, на каких проектах и для чего нужны.
Экологичные отношения в съемочной группе. Дзен.
Группа как единый организм со своим микроклиматом. Как поддерживать баланс.
Включенность в процесс. Личные качества, необходимые второму режиссеру.Делегирование задач.
Потеря внутреннего баланса. Как справляться с давлением.
Как работать с творцами и не переходить границы.
Язык второго режиссера. Как хвалить и как ругать. Уважение к профессии.Конструктивность в коммуникации. Как ставить задачи, не переходя в pushing.
Эффективное взаимодействие с людьми на площадке. Источник мотивации. Как увлечь группу идеей.
Человеческий ресурс. Кто не вписывается в команду.
Знание конфликтологии как супер-сила. Как урегулировать конфликты на площадке.
Встреча с режиссерами-постановщиками.
Знакомство с режиссерами других киношкол, выбор проекта для итоговой работы.
Практическая часть (1)
Работа с режиссерами-постановщиками. Подготовка итоговых работ на примере выбранных сценариев.
Только для практической группы.Лекционная группа может принимать участие в обсуждении.
Практическая часть (2)
Защита итоговых работ как дополнительное занятие по закреплению полученных навыков и знаний.
Подготовка к запуску в съемки.
Защита итоговых работ проводится для практической группы. Не является обязательной, но напрямую влияет на положительные рекомендации для работы в проектах наших партнеровЛекционная группа может принимать участие в обсуждении.
Профессия режиссер
Читать: 3 мин.
Истоки профессии уходят в глубину 19 века на театральные сцены Франции, Англии и Германии. В России о режиссере как организаторе пьес и спектаклей узнали немного позже, когда среди интеллигенции в моде было говорить на французском языке, подтверждением чему является классическая русская литература.
Главная задача режиссера – не только управлять процессом шоу-представления в театре, цирке или кинематографе, но и утверждать его сценарий.
Подобно тому, как существует директор и его зам, появились профессии режиссера-постановщика и второго режиссера. Менее ответственные задачи выполняет ассистент режиссера. Человек на этой должности обязан быть компетентным во всех сферах и нюансах ремесла, в частности – проектировке сценариев, планировании съемок, подборе актеров и всех работников сцены, проведении репетиций, съемок, постановок, создании бутафорских объектов, монтаже и т.д. Обязанности, функции режиссера зависят непосредственно от вида и специфики его деятельности.
Продакшн
Пожалуй, самый интересный этап создания фильма, ради которого я и начал писать эту статью. Когда все финансовые вопросы решены, костюмы сшиты, а локации подготовлены, приезжают актёры и команда основных съёмок.
Режиссёр
Первый человек на площадке. Босс всего и вся.
Ассистенты режиссёра
О них я уже писал выше. Главные помощники во всех вопросах.
Специалист по спецэффектам
Курирует как творческие, так и технические элементы специальных или визуальных эффектов. Сюда входит всё — от разведения на площадке огня и до пускания тумана.
Помощник режиссера по сценарию
Этот человек следит за тем, чтобы всё соответствовало сценарию. Также отвечает за преемственность сцен, снимающихся в разное время. Другими словами, актер должен быть в той же позе, а реквизит — на тех же самых местах.
Оператор-постановщик
Один из ключевых специалистов, который, как и режиссёр, начинает работать уже на стадии пре-продакшна. Во время съёмочного процесса он выбирает и устанавливает правильное освещение сцены, а также является главным связующим звеном между всеми работниками на площадке. Может любого нанять и уволить.
Работы у него чуть ли не больше всех. Обеспечивает съёмку кинокамерой и по команде оператора-постановщика производит остановку съёмки. Дальше — больше. На его плечах заботы о плавности и чёткости картинки, все проходы, проезды и повороты камеры. Он следит за работой операторского крана и присматривает, чтобы в кадр случайно не попал шест с микрофоном.
Ассистент оператора
Ни одна такая главная позиция не обходится без одного или более ассистентов. Ассистент оператора следит за состоянием камеры и заполняет съёмочный лист, на котором фиксируются все детали отснятого материала.
Хлопушечник
Или второй ассистент оператора. Тот самый человек, который работает с хлопушкой: на ней должен быть номер сцены, дубля, время съемок и другая вспомогательная информация, которая пригодится при монтаже.
Гаффер
Или специалист по свету. Любой луч света на съёмочной площадке или его отсутствие — это работа гаффера.
Бест-бой
Помогает гафферу с осветительными приборами. Заказывает оборудование и следит, чтобы всё работало.
Фокусник
Фокусы не показывает, нет. Зато следит, чтобы снимаемый объект всегда оставался чётким и резким, в фокусе. А ещё собирает камеры утром и разбирает после рабочего дня, поддерживает линзы в чистоте и знает всё о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.
Осветители
Нельзя переоценить важность света. Оттого и работающих с ним людей предостаточно. Осветители по указу гаффера монтируют, поднимают, опускают и выключают оборудование.
Старший рабочий-механик
Специалист, работающий с грипами — людьми, которые приводят в готовность разного рода приспособления для камер (штативы, тележки, рельсы и пр.).
Дольщик
Работает с подвижным средством под названием «долли». Это четырёхколёсная тележка для перемещения по площадке оператора, камеры, а иногда и режиссёра. Дольщик занимается и вопросами прокладывания рельсов для тележки, и, собственно, толканием тележки в необходимые моменты.
Звукооператор
Определились со светом. Переходим к звуку. Все заботы об аудиоэлементах картины лежат на плечах звукооператора.
Оператор микрофона
Управляет «журавлём» — тем самым микрофоном на длинном шесте, который чаще всего замечают в огрехах фильма. Однако журавля он не просто держит, но и поворачивает по направлению к говорящему актёру. А это значит, что он должен точно знать, кто из актеров будет говорить и когда.
Кабельщик
Обслуживает и прокладывает кабели всей звукозаписывающей аппаратуры. А ещё следит, чтобы при перемещении камеры кабели не издавали лишних звуков.
Декоратор сцены
Если художник-постановщик выбирает декор, то декоратор непосредственно находит и расставляет необходимые предметы на месте съёмок.
Специалист по реквизиту
Отвечает за поиск и отслеживание всего реквизита, который появляется на экране.
Костюмер
Работает с художником по костюмам над гардеробом.
Визажист
Подбирает и наносит актёрам соответствующий грим.
Парикмахер
Укладывает волосы актёров. Если бюджета мало, роли визажиста и парикмахера совмещаются.
Постановщик трюков
Подбирает и контролирует каскадёров. Разрабатывает все трюки и контролирует их исполнение на съёмочной площадке.
Кейтеринг
Готовит еду, закуски и стол для актёров и съёмочной группы. Иногда еду не готовят, а заказывают готовую. Заказ и сервировка входят в задачи кейтеринга.
Даты и стоимость
Занятия проходят в лофтовой студии по адресу: Костомаровский пер., 3 стр.3 или на киностудии по адресу Осенняя, 23Занятия записываются и находятся в доступе в течение года после окончания обучения.
Длительность: 2 раза в неделю в течение 3,5 месяцев.Дни:Расписание уточняется.Стоимость:практический курс: 69 900 руб. Можно оплатить в рассрочку на 3-4 мес.
Занятия проходят в режиме прямой трансляции в zoom. Все занятия записываются и находятся в доступе в течение года после окончания обучения.
Длительность:практический курс:2 раза в неделю в течение 3,5 месяцевлекционный курс:2 раза в неделю в течение 2-х месяцев.
Стоимость:практический курс:59 000 руб.
лекционный курс:39 000 руб. Можно оплатить в рассрочку на 3-4 мес.
Чему Вы научитесь на курсе?
- оформлять КПП, либретто, вызывные листы и другие документы второго режиссера. В том числе и в программе filmtoolz, владение которой часто требуется при поиске кандидата в проект.
- планировать съемочный процесс короткого и полного метра, сериала и рекламы.
- проект в свое портфолио на основе практической работы над коротким метром с режиссером-постановщиком.
- работать с “творцами” и не переходить границы.
- в драматургии и научитесь работать со сценарием, в том числе в программе “КитСценарист”.
- сохранять равновесие (Дзен) даже в самых сложных стрессовых ситуациях на площадке.
- основы психологического взаимодействия членов съемочной группы.
- сложностях работы второго режиссера и ее подводных камнях.
- высокооплачиваемую работу в кино.
На основе сценария режиссера-постановщикаВы подготовите короткометражный фильмк съемкам. В работе – не теоретический, а реальный проект (для практической группы).
Практика также проходит на проектах наших партнеров – кинокомпаний “СТУДИЯ 20/20”, DK Entertainment, Lana Cinema, Red Moon Cinema, а также на съемках рекламных роликов Gnezdo.agency и др. После прохождения стажировки и по итогам рекомендаций от мастера курса мы заносим Вас в реестр рекомендованных специалистов для работы на проектах кинокомпаний-партнеров.
ВНИМАНИЕ: практика на проектах кинокомпаний может сместиться по времени из-за отсутствия или переноса съемок.
Часто задаваемые вопросы
Помимо полученного образования, осознания специфики деятельности, технических навыков в плане киномонтажа, функционирования съемочного и компьютерного оборудования, режиссер-профессионал своего дела обязан обладать:
✎ Коммуникабельностью и всеми лидерскими качествами
✎ Умением управлять персоналом и анализировать потребности зрителя
✎ Незаурядной фантазией, развитым мышлением, воображением
✎ Творческим складом ума
На этапе обучения будущий специалист закладывает кирпичики в фундамент своего успеха, постепенно постигает азы режиссерского искусства. В кинематографе и театре нередко профессию осваивают актеры, сценаристы или операторы с многолетним стажем работы и налаженными связями на этом поприще.
Донести информацию таким образом, чтобы она осталась в умах и сердцах людей надолго, способен только профессионал, обладающий настоящим талантом. Среди таковых Стивен Спилберг, Альфред Хичкок, вливший новую энергию в жанр «триллер», Квентин Тарантино, Стенли Кубрик и многие другие.
Фактически режиссер интерпретирует истории, хроники новостей и события любого времени по своему усмотрению, предоставляя созданный контент для всеобщего просмотра, критики или одобрения. Основной критерий успеха – способность передавать определенные эмоции зрителям через кино или на эстраде.
Где учиться на режиссера
Режиссерами становятся разные люди – одни заканчивали учебные заведения по своему профилю, другие – нет. Все зависит от личных способностей, возможностей и стремлений. Естественно, больше дорог в этой сфере открывается тем, которые имеют за плечами диплом, добытый в среднем за 4-5 лет специализированной учебы в кинематографическом институте или театральном училище.
Доказали эффективность курсы по соответствующему профилю длительностью до 12 месяцев, предоставляющие понимание, где учиться после 9 класса с целью скорейшего посвящения в профессию. Они рассчитаны на лиц с разной квалификацией и подготовкой. Несмотря на то, что такие образовательные программы предназначены не для закончивших только что колледж, а для уже сформированных специалистов, преследующих целью повысить свой уровень мастерства, они позволят школьникам, определяющимся с жизненным путем:
Узнать основы киноиндустрии
Приобрести знания и навыки в сфере спецэффектов, монтажа, операторской работе
Начать карьеру с должности одного из ассистентов режиссера или работников киностудии
Среди наиболее популярных образовательных учреждений выделяются несколько.
► Первый – московский ГИТИС (Российский институт театрального искусства), один из самых престижных в Европе и мире, функционирует с 1878 года, а с 1922 года подготавливает непосредственно режиссеров.
Включает множество факультетов, среди которых:
Актерский
Режиссерский (режиссура цирка и театра)
Эстрадного искусства (режиссура эстрады)
Музыкального театра
Сценографии (режиссура театра кукол)
Специализированная кафедра предполагает обучение по профессии продюсер. Единственный нюанс – более 400 претендентов на одно учебное место – жесткий отбор и кастинг студентов включает повышенные требования, позволяющие поступать самым талантливым и творческим людям.
► Второй – ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), расположенный в Москве и работающий с 1919 года. Имеет бюджетную форму обучения, включает среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование. Сюда подают документы для дальнейшей учебы после 11 класса те, кто связывают свою будущую деятельность с миром кино, сериалов, рекламы и кинематографа в целом.
На факультете мультимедиа и анимации проходят подготовку звукорежиссеры и режиссеры-постановщики (специализация – режиссура телевидения и кино). Обязательные вступительные экзамены проходят по истории, русской и мировой литературе, обществознанию, русскому языку. Каждый абитуриент подвергается творческому испытательному тесту и соответствующему собеседованию.
Пре-продакшн
Подготовительный этап до начала основного съёмочного периода. Огромная машина по производству кино начинает свой ход ровно в тот момент, когда предложенный сценарий утверждается и студия готова начать финансирование.
Сценарист
На первом этапе, как в фильме Нолана, всё начинается с идеи. Сценарист облекает свои мысли в слова и пишет сценарий. Даже если фильм или сериал основаны на книге, нельзя просто взять и сказать «будем снимать прямо так».
Иногда сценарии заказываются специально. Например, телеканал History попросил известного британского сценариста Майкла Хёрста написать «Викингов».
Исполнительный продюсер
Продюсеров, на самом деле, существует несметное количество. В задачи же исполнительного входят все финансовые, творческие и юридические вопросы. Непосредственно при съёмках фильма он не присутствует.
Директор по кастингу
Или помощник режиссёра по кастингу, если режиссёр сам решает выбрать актёров. Функции его понятны: он ищет, подбирает и прослушивает кандидатов на роли. А после утверждения помогает со всеми финансовыми вопросами.
Именно режиссёр присутствует на всех трёх уровнях производства фильма — от утверждения сценария и его доработки до контроля монтажа уже снятого материала. На этапе пре-продакшна он принимает решения по утверждению календарных съёмочных планов, смет, выбора локаций, костюмов, декораций и даже песен.
Первый ассистент режиссёра
Для того чтобы вовремя разбираться со всеми задачами, у режиссёра есть свой ассистент. Так сказать, правая рука. Список обязанностей у него не просто огромный, а головокружительно огромный. Там всё — от помощи в редактирования сценария и до покупки реквизита. Неудивительно, что у такого ассистента может быть свой собственный ассистент. Второй или даже третий.
Линейный продюсер
Другими словами, менеджер проекта. На его плечах лежит забота обо всём процессе съёмок. Он занимается вопросами аренды помещений, выплат зарплат и сроками сдачи проекта. Линейных продюсеров, в зависимости от масштаба работы, тоже может быть несколько.
Руководитель производства
Контролирует ежедневные производственные вопросы по финансам, планированию съёмок и найму необходимого персонала. Отчитывается непосредственно линейному продюсеру и перепоручает задачи координатору производства.
Координатор производства
Осуществляет всю логистическую работу, связанную с сотрудниками съёмочной группы, актёрами и оборудованием.
Ассистент продюсера
Количество таких ассистентов прямо коррелирует с объёмом работы. Эти ребята — самые настоящие мастера на все руки и выполняют абсолютно любые задачи, которые могут им поручить продюсеры.
Локейшн-менеджер
Или, если вы не очень любите англицизмы, специалист по подбору мест для съёмок. Именно этим ребятам мы обязаны наличию в фильмах живописных лесов, дорогущих пентхаусов и заброшенных заводов. Они не только находят сами места, но и занимаются всеми юридическими и финансовыми вопросами. Как и у любого другого важного человека в этой цепи, у менеджера есть ассистент. А то и два.
Менеджер по поиску натуры для съёмок
Работа, на мой взгляд, самая интересная из всех перечисленных. Если локейшн-менеджер места находит, то натурные спецы занимаются исследованием, осмотром и фотографированием интересующих локаций.
Художник-постановщик
Руководитель художественного отдела. Тот самый человек, который, тесно сотрудничая с режиссёром, обеспечивает реализацию художественного замысла на стадии оформления съёмочных площадок. Именно он решает, как обставить квартиры и как должен выглядеть офис главного злодея.
Художественный руководитель
Почти то же самое, только помимо работы над натурой и декорациями, он руководит художниками, декораторами, костюмерами и дизайнерами.
Художник по костюмам
Придумывает и разрабатывает эскизы костюмов. После чего они отправляются на утверждение художнику-постановщику, режиссеру-постановщику и продюсерам. Сюда же, чтобы не расширять и без того немаленький список, я отнесу непосредственно портных, занимающихся пошивом.
Похожая стажировка
Удаленная работа с графиком 5/2 пн-пт.
Возможность карьерного роста.
Заработная плата обговаривается индивидуально в ходе собеседования (оклад+% с заявки).
Возможны командировки.
Перспективы профессии
Бурный прогресс шоу-бизнеса способствует востребованности профессии в сфере кинематографа, телевидения и рекламы. С каждым днем появляется все больше заказов на различный видеоконтент. На театральном, цирковом и различного рода развлекательном поприще требуются грамотные и компетентные в творческом ремесле режиссеры. За каждым качественным представлением кроется слаженная работа целого коллектива – профессионалов своего дела, во главе с режиссером.
Вернуться к списку статей
Подписка на дайджест новостей
Длительность: 2 раза в неделю в течение 3,5 месяцев.Дни: Расписание уточняется.Стоимость:практический курс: 69 900 руб.Можно оплатить в рассрочку на 3-4 мес.
Занятия проходят в режиме прямой трансляции в zoom. Все уроки записываются и находятся в доступе в течение года после окончания обучения.
Длительность: практический курс:2 раза в неделю в течение 3,5 месяцев.лекционный курс: 2 раза в неделю в течение 2-х месяцев.Дни: Расписание уточняется.
Стоимость:практический курс: 59 000 руб.
лекционный курс: 39 000 руб.Можно оплатить в рассрочку на 3-4 мес.
Где работать
На сегодняшний день рынок труда переполнен специалистами по этому направлению, поэтому он имеет постепенно нисходящий тренд интереса со стороны потенциальных режиссеров. Востребованы настоящие профессионалы с солидным опытом работы и репутацией в области создания различного видеоконтента – документального кино, рекламы, клипов и телевизионных шоу.
Закончив профильный вуз, можно устроиться работать на телевидении или киностудии, в продюсерском центре, цирке, рекламном агентстве или театре. Основная практика – начальная должность помощника режиссера, но многое зависит от локализации и специфики деятельности. Нередки случаи фриланса в плане исполнения частных заказов по созданию видеороликов, клипов, фильмов.
ВТОРОЙ РЕЖИССЕРДзен
Кинопроизводство. Усмирение хаоса.
2 группы – практическая и лекционнаяочно/онлайн
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Выпуск 1-го потока (2020 г)
Выпуск 2-го потока (2021 г)
Выпуск 3-го потока (2022 г)
Сумму, указанную в сертификате, можно потратить на оплату курса или мастер-класса.
Если Вы хотите сделать подарок, можете заказать у нас подарочный сертификат на любую сумму, кратную 1000 рублей. Его можно потратить на любой курс, мастер-класс и воркшоп, проводимый в нашем киноклубе.
Зачем нам второй режиссер, когда мы первому так много платим?Без второго режиссера немыслим ни один съемочный процесс. Это человек, который “прикрывает” режиссера-постановщика и создает условия для творчества. Тот, по чьему велению происходят все события на площадке. Это руководитель-дирижер всей съемочной группы, знающий психологию людей в команде. Это настоящий лидер, боец, который никогда не теряет самообладания. Потому что только осознанность и спокойствие позволяют существовать на пределах многозадачности и внимания к каждому члену команды.Именно поэтому наш курс называется “Дзен”.Думаете, все эти качества врожденные? Далеко не всегда. Их можно в себе развить. Приходите к нам на курс и «прокачайте» навыки, необходимые второму режиссеру.
Режиссер, второй режиссёр кино и телесериалов, планировщик. Креативный продюсер.
Опыт: В кинопроизводстве с 2010 года. Планирование и разработка технологии съёмок.
Работала с режиссерами:Егор Баранов, Марюс Вайсберг, Олег Асадулин, Александр Котт, Заур Болотаев, Яна Гладких, Карен Оганесян, Катя Райская и др.
Сколько зарабатывает режиссер
Зарплата и гонорары режиссеров зависят от качества и популярности их трудов, а те, в свою очередь, – от имиджа и престижа их фамилий либо киностудий, на которых они трудятся.
► На должности помощника или ассистента режиссера театра, Дома культуры или общественных шоу зарплата варьирует в пределах 20-50 тыс. руб.
► На телецентре специалист получает от 50 тыс. руб.
В кинематографе основные заработки зависят от гонораров, которые разнятся в своих пределах соответственно популярности шедевров в прокате.
► Опытные востребованные режиссеры-фрилансеры, создающие, например, уникальные экземпляры игрового кино, зарабатывают от 250 тыс. руб. ежемесячно.
Карьерные возможности
Осуществить поистине грандиозную карьеру способны уникальные личности. Никто не хочет спонсировать проекты малознакомых режиссеров, тем более – выпускников вузов, стоящих в начале своего творчества.
Ведь это – огромный риск: отсутствует гарантия зрительских симпатий и одобрения со стороны общественности. Только шаг за шагом можно добиться успеха, не пренебрегая скромными, на первый взгляд, работами, нарабатывая репутацию и список успешно созданных картин. Гонорары режиссеров с мировыми именами измеряются в миллионах, поэтому каждому начинающему специалисту есть куда стремиться, расширяя свои возможности, развивая таланты и навыки, приобретая солидный имидж и нужные знакомства.
Популярные направления и специализации
Профессия подразумевает несколько направлений.
Режиссер циркового шоу ответственен за представление, своевременность и безопасность трюков, костюмирование и своевременное осуществление алгоритма шоу в целом.
– непосредственный руководитель всего творческого персонала, работающего над созданием фильма, видео-рекламы или пьесы.
осуществляет все соответствующие манипуляции – от первичного просмотра до идентификации каждого правильного дубляжа и создания всей картины целиком.
специализируется на кураторстве, организации спектаклей театра, составные элементы которой отличаются от аналогичных вариантов при съемках фильма.
руководит лазерным представлением. Он использует соответствующее оборудование, проецирующее при помощи анимации и компьютерной графики всевозможные видеозаписи на здания, автомобили или специально построенные для этого рельефные поверхности.
– «волшебник» звукозаписей и всего, связанного со звуком, отвечает за качественное музыкально-звуковое сопровождение проекта в целом.
При выборе специализации целесообразно учитывать личные предпочтения и таланты, готовые к раскрытию в одном из направлений профессии.
Ассистент режиссера
10000
5—6 курс, выпускники
Полная занятость
Срок проведения
10 фев 2023 — 31 авг 2023
Какие задачи выполнять?
Помощь в организации съемочного процесса и других мероприятий киностудии, общение с партнерами, выполнение поручений руководителя проекта.
Условия стажировки
Приглашаются студенты, начиная с 1 курса, а также выпускники вузов (не только кинематографических).
Преимущественно удаленная работа, иногда необходимо присутствие на съемочной площадке (полнометражные игровые фильмы, сериалы и т. д.) и на других мероприятиях, поэтому рассматриваем студентов из Москвы и области. Возможно постоянное долгосрочное сотрудничество.
Какие навыки требуются?
Организаторские способности, навыки деловой переписки, общения по телефону, интерес к кинопроизводству, инициативность, мотивированность.
Следите за приглашениями работодателей в разделе Отклики
Пост-продакшн
Финальная стадия производства фильма. Актёры и съёмочная группа разъехались по домам, и за дело берутся они.
Менеджер по планированию
Он следит, чтобы весь процесс пост-продакшна уложился в обговорённые сроки.
Режиссёр монтажа
Тесно работая с режиссёром, реализует список монтажных решений.
Монтажёр звука
Тоже работает вместе с режиссёром и правит все звуки в фильме.
Дизайнер графики
Все спецэффекты — работа дизайнеров. В зависимости от объёма, их может быть целый отдел.
Композитор
И пусть над саундтреком он начинает работать ещё во время производства фильма, музыка накладывается на этапе пост-продакшна.
Количество людей в съёмочной группе варьируется от масштабов проекта и финансирования. Если это инди-кино, то число сотрудников на площадке может быть в пределах пяти. Если это что-то очень голливудское или многосерийное, то пригласить могут даже тех, кого я не упомянул. Это, например, координатор по безопасности огнестрельного оружия или координатор интимных отношений.
Плюсы и минусы профессии
Помимо хорошей заработной платы, успешному специалисту творческая вакансия предоставляет
Самореализацию, воплощение собственных задумок, идей и наработок.
Взаимодействие с бомондом разных стран, возможность налаживания нужных связей.
Частые командировки, путешествия по туристическим, историческим местам страны или даже планеты, посещение всевозможных заведений мегаполисов, различных культурных объектов.
Славу, всеобщее признание и как следствие – соответствующие премии, награды.
Среди недостатков профессии стоит отметить высокую конкуренцию. Чтобы результат в виде фильма, пьесы, постановки или рекламного ролика приобрел успех, нужно постараться и максимально проявить талант, умения, навыки.
Также к минусам стоит отнести:
Маленькую зарплату на старте творческого пути, который предполагает длительный карьерный рост и начальную должность ассистента режиссера.
Ненормированный график труда, включающий как насыщенные многочасовые будни съемок, репетиций, так и периодические командировки, недельные отдыхи.
Сложности при поступлении в вуз из-за множества желающих освоит эту специальность.
Потенциальные простои в творчестве и карьере в связи с личным творческим кризисом или отсутствием спонсоров, заказов.
Как показывает практика, действительную популярность приобретают режиссеры, которые принимают правильные решения быстрее своих коллег по творчеству и реализуют уникальные идеи самым качественным образом.