Все по одной теме
Ваш личный юрист
Поиск в базе документов
Поиск в сообществе
Мои вопросы и ответы
Топики на контроле
Сообщения от модератора
Мне – эксперту
Подборки и закладки
Документы на контроле
Напишите нам в чат
+375 17 388 32 52
Поиск в базе
Поиск в сообществе
Справочная информация от 19.01.2023Перечень должностей, включенных в ЕКСД. Выпуск 1. Должности служащих для всех видов деятельности
Полный текст доступен зарегистрированным пользователям
Закажите демодоступ и читайте все материалы
У меня уже есть доступ
Юлия Шиманская, научный сотрудник НИИ труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь
У директора организации есть несколько заместителей.
Как правильно определить код их должностей, включая код начальной группы занятий согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия»?
Для определения кода конкретной должности служащего необходимо руководствоваться Основными положениями ОКЗ, а также Общими положениями ЕКСД.
Документ:
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (далее – ОКЗ).
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – ЕКСД), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
В соответствии с п. 4 Общих положений ЕКСД наименования должностей служащих устанавливаются согласно ЕКСД и могут быть либо базовыми, либо образованными от базовых полными наименованиями, либо производными.
Наименование должности «Заместитель директора» является производным (установлено с применением производной «Заместитель») от наименования должности «Директор». Код полного наименования должности определяется по коду ее базового наименования (в данном случае – по наименованию «Директор»).
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 2/2023.
Рубрика «Комментарий»
Заметим, что наши государственные органы нередко практикуют такую форму изменения трудовых отношений, как переименование должности служащего, когда, по нашему мнению, имеет место перевод. Приведем пример на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.07.2022 № 902 «О вопросах информатизации».
Есть также и иные примеры, когда законодатель использует специальные правила для изменения трудовых отношений.
Например, согласно п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 (в ред. от 17.01.2020) «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» передача численности работников в соответствии с ч. 1 п. 3 не является основанием для увольнения в связи с сокращением численности или штата работников Департамента ценовой политики Министерства экономики и управлений антимонопольной и ценовой политики областных, Минского городского исполнительных комитетов, которые имеют право на перевод в Министерство антимонопольного регулирования и торговли и его территориальные органы либо на перевод в другие структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов на равнозначную или более высокую должность. В случае отказа лиц, указанных в ч. 2 п. 3, от перевода в Министерство антимонопольного регулирования и торговли и его территориальные органы либо в другие структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов трудовые отношения с ними прекращаются по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (263), декабрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Правильно устанавливаем наименования должностей и профессий
Публикуем подборку вопросов, касающихся определения наименований должностей служащих и профессий рабочих с учетом требований квалификационных справочников и норм законодательства о труде:
- Уточнение для должности заместителя директора
- Главный инженер и неравная по сложности должность
- Бухгалтер с категорией
- Работник ремонтирует кассовые аппараты
Уточнение для должности заместителя директора
У руководителя организации есть несколько заместителей, для которых наименование должности установлено как «Заместитель директора».
Можно ли к наименованию должности заместителя директора добавить уточнения в части указания направления деятельности? Например, заместитель директора по персоналу, заместитель директора по производству. Как правильно отразить такое изменение наименования должности в приказе? Как правильно закодировать должности?
Наименование должности служащего (профессии рабочего) должно соответствовать квалификационным справочникам, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих (ст. 19 ТК).
В частной коммерческой организации формируется структурное подразделение (отдел). Должности начальника в его составе и, соответственно, в штатном расписании организации не будет. Руководство отделом планируется поручить заместителю директора. Возможно ли это? Как в таком случае назвать его должность? Разбираемся в материале.
1. Может ли в составе структурного подразделения не быть должности его руководителя
Структурное подразделение организации представляет собой официально выделенную часть этой организации вместе с ее работниками. Его создают для реализации определенного направления (вида) деятельности организации. Структурному подразделению присущи самостоятельные задачи, функции и ответственность.
Обратите внимание!
Нанимателю предоставлено право самостоятельно определять в своем ЛПА нормы управляемости (численность и состав) при создании структурных подразделений (управление (служба), отдел, сектор (бюро, группа), иные). Но только при условии, что иное не установлено актами законодательства (ч. 9 п. 10 Общих положений ЕКСД).
Как правило, структурное подразделение возглавляет руководитель (начальник, заведующий и т.п.) этого структурного подразделения. Он подчиняется непосредственно руководителю организации, какому-то из его заместителей или главному специалисту организации.
Вместе с тем действующее законодательство о труде не содержит норм, предписывающих при формировании структурного подразделения обязательно вводить в его состав должность руководителя структурного подразделения. Хотя в отдельных случаях в законодательстве может быть прямо указано на то, кто должен возглавлять структурное подразделение, должен ли в составе структурного подразделения обязательно быть его руководитель.
Руководитель организации для ведения бухгалтерского учета и отчетности вправе создать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о бухучете).
Поэтому наниматель, учитывая осуществляемые организацией виды деятельности, особенности организационной структуры и т.п., самостоятельно принимает решение, вводить должность руководителя того или иного структурного подразделения или нет. И определяет это в своем ЛПА. Но при условии, что иное не установлено актами законодательства (ч. 9 п. 10 Общих положений ЕКСД). Если в них предусмотрено в том или ином случае обязательное наличие должности руководителя структурного подразделения, то принять противоположное решение, т.е. создать структурное подразделение без его руководителя наниматель не вправе.
Таким образом, вполне допустимо, когда должность руководителя структурного подразделения отсутствует в его составе и штатном расписании организации.
О том, может ли заместитель директора возглавлять структурное подразделение, как назвать должность заместителя директора, руководящего структурным подразделением, а также нужна ли должностная инструкция заместителю директора, руководящему структурным подразделением, читайте в ilex.
Квалификационные характеристики должностей работников образования в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки “Государственное и муниципальное управление”, “Менеджмент”, “Управление персоналом” и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Применение ЕКСД обусловлено требованиями ст. 57 ТК РФ.
Директор школы совмещает должность учителя
Имеет ли право директор школы совмещать должность учителя в другой школе, или заместитель директора школы совмещать должность заместителя директора в другой школе?
Здравствуйте, совмещение не возможно, возможно совместительство.
Директор муниципального предприятия
Может. Если квалификационными требованиями к занимаемой должности это не запрещено.
В принципе можно, но на муниципальном предприятии необходимо применять профстандарты, а по ним, если нет высшего образования, то это несоответствие вакантной должности.
Заместитель директора АХЧ входит в число руководителей, на время отсутствия директора может временно исполнять обязанности директора (больничный, отпуск, командировка и др), может осуществлять обязанности по подбору, приему и увольнению сотрудников и др.
При этом высшее образование приветствуется, но может быть средне-специальное с обязательным наличием стажа от 3-х по специальности и направлению работы.
Конкретные требования к персоналу могут быть рекомендованы учредителями МУПа.
Может ли быть заместитель директора без высшего образования
Может ли заместитель директора по АХЧ быть без высшего образования?-Вообще для каждой должности присутствуют свои нормативные требования. Сомневаюсь.
Смотрите квалификационный справочник профессий. Вообще-то в справочники к должностям такого уровня указаны требования о наличии высшего образования.
Могут ли меня уволить когда я выйду из декрета?
Я работала в школе в должности заведующего хозяйством и имела средне-специальное образование. Через год я ушла в декрет. В это время мою должность повысили до заместителя директора по АХЧ. Я сразу поступила в университет на заочное отделение для получения высшего образования. Могут ли меня уволить когда я выйду из декрета? Ведь я только начала учиться и вышки для этой должности у меня нет.
Теоретически возможно, но считаю увольнение должно быть признано незаконным.
Можно ли мне продолжать работать в этой должности.
Я была устроена 12 лет назад в школу заместителем директора по АХЧ. Приказ был из Департамента образования. У меня нет высшего образования, а среднее техническое. Опыт работы в школе 30 лет. По новым требованиям сейчас нужно для устройства на эту должность высшее образование. Ранее таких требований не было. Можно ли мне продолжать работать в этой должности.
Работодатель вправе сам принимать решения о кадровых перестановках. Если не принято решение об аттестации, будьте спокойны. В дальнейшем при проведении аттестации возможно Вас могут уволить. При этом работодатель обязан предложить все имеющиеся у него вакантные должности.
Нет высшего образования,
Хочу принять человека на должность заместителя директора по АХЧ. Нет высшего образования, но есть опыт работы 5 лет в этой должности и переподготовка (256 часов “Специалист административно-хозяйственной деятельности”). Могу это сделать?
Если это должность не государственного служащего, то вполне при условии, что Вы не сомневаетесь в его профессиональных качествах как работника.
Да.Ваше право. Единственное, что если в утвержденной должностной инструкции есть данное требование к кандидату, а при приёме оно не соблюдается, то утвердите новую ДИ.
Именно для данной должности подойдет любое техническое либо экономической образование, смотрите квалификационный справочник должностей. Возьмите должностную инструкцию по данной должности и в ней должен быть указан уровень образования. Закон это не определяет.
Замещение должностей
Может ли специалист по АХД быть назначен и.о. заместителя директора по АХЧ, если у него нет высшего образования (студент 4 курса по специальности Государственное и муниципальное управление)?
Само по себе законодательство не против, весь вопрос в тех требованиях к должности, заявляемые работодателем.
Требования к должности АХЧ
Скажите пожалуйста, могу ли я работать зам. директора по АХЧ спортивной школы если нет высшего образования?Стаж на должности зам. Директора по АХЧ с 2006 по 2014. Затем убрали эти должности и ввели нач. хоз отдела. Работаю по сей день. Теперь вводят снова должность зам. директора.
1.1. Данная должностная инструкция заместителя директора школы по административно-хозяйственной части (АХЧ) разработана на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761 н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31.05.2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2019 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на административно-хозяйственных или руководящих должностях не менее 5 лет; или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на административно-хозяйственных или руководящих должностях не менее 5 лет.
Можете, работодатель сам принимает решение, наличие высшего образования необязательно, если руководство не против.