Внутри каждого учебного заведения есть список должностей, которые в определенной иерархической последовательности подчинены директору школы. Правила, обязанности, правила и ответственность определяются перечнем правил и положений, утвержденных на законодательном уровне.
Основные вопросы
Согласно утвержденному приказу Минобрнауки РФ зам. Директор OIA назначается на должность, исключенную из него, только директором. В праздничные дни, по инвалидности или в другие периоды его функции может выполнять заместитель директора по воспитательной работе. Кроме того, функции может выполнять любой педагогический коллектив. Этот учитель должен иметь большой опыт работы и определенные навыки. Исполнение обязанностей в этот период осуществляется на основании приказа, составляемого от имени директора школы.
При оформлении заказа необходимо соблюдать все требования трудового законодательства.
Кто это? Должность завуча школы (а точнее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) подразумевает выполнение прямых поручений руководителя, а также множество собственных обязанностей.
На что обратить внимание? Как ни парадоксально, но до сих пор распространено мнение, что завуч должен быть хорошим предметником. А вот повышению его квалификации в области управления, права и прочих сферах уделяется мало внимания. Так каким же должен быть завуч школы?
Что такое ФГОС?
Содержание должностных инструкций регулируется специальными стандартами, в том числе должностными инструкциями заместителя директора УВР. Требования к этой должности регулируются ФГОС.
FGOS (F — Federal, G — State, O — Educational, S — Standard) — это набор обязательных требований. Требования предъявляются к образованию определенного уровня или к профессии, области обучения или специальности. Эти требования утверждаются государственным органом исполнительной власти. Осуществлять функции разработки учебных программ, а также правовое регулирование в сфере образования.
Должностная инструкция заместителя директора УВР, как и любая другая должностная инструкция, должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Краткое описание должности, основные функции и обязанности замдиректора по УВР
Замдиректора по УВР (еще его называют завучем по УВР или просто завучем) — штатная единица, используемая в школах, где школьная администрация состоит из завучей и возглавляется директором. Каждый заместитель в таком случае отвечает за свое направление работы, среди которых есть место и учебно-воспитательной работе.
Если говорить кратко, то замдиректора по УВР отвечает за организацию учебного процесса. Самыми важными его обязанностями можно назвать:
- составление учебного расписания и его корректировка;
- распределение учебных часов между учителями;
- формирование отчетности.
Кроме того, замдиректора по УВР работает с преподавательским составом и оценивает работу учителей по результативности их учеников, для чего периодически посещает уроки своих коллег.
Он содержит описание должностных обязанностей заместителя директора УВР, функции которого нельзя трактовать иначе, чем они объясняются нормативными и законодательными актами Российской Федерации. Содержит список всех направлений.
Основными направлениями заместителя директора являются:
- Организация учебного процесса в школе, управление этим процессом, контроль его развития и реализации.
- Обеспечить соблюдение положений, правил борьбы с туберкулезом студентами и преподавателями в учебном процессе.
- Выполнение методических указаний для всего ППС образовательного учреждения.
Эти требования содержатся в должностной инструкции заместителя директора УВР. Общее положение, которое является частью заявления, также описывает ключевые обязанности сотрудника, работающего на этой должности.
В их обязанности входит:- разработка образовательных программ, основанных на стандартах, установленных органами образования и органами управления образованием;- внедрение систем и процедур контроля за работой школьников и студентов;- управление административной и технической деятельностью, касающейся приема студентов и оказания образовательных услуг;- контроль административной деятельности по планированию бюджета, подготовке отчетов и учету расходов на канцелярские принадлежности, оборудование и услуги;- выполнение функций руководства для учителей и преподавателей, академического и административного персонала, а также студентов;- оценка эффективности работы учителей и преподавателей с помощью принятой системы показателей, изучения методов обучения, оценки методик и целей обучения и применяемых учебных материалов;- продвижение образовательных программ и представительство службы или учреждения в обществе в целом;- контроль деятельности образовательных учреждений;- разработка и обеспечение соблюдения дисциплинарного кодекса для создания безопасной и благоприятной среды для студентов и преподавателей;- организация и использование методов привлечения дополнительных средств вместе с родителями, общественными группами и спонсорами;- контроль подбора, обучения и наблюдение за персоналом.
Основные направления деятельности завуча начальной школы
От заместителя директора по организации начального образования ожидают эффективного управления учебным и воспитательным процессом в младших классах. Основная функция – административная, подразумевающая организацию и контроль деятельности педагогов, учеников и родителей.
Руководство школы должно создать оптимальные условия для достижения двух основных целей образовательного учреждения.
Первая цель – обеспечение учебной деятельности, в процессе которой учащиеся получают качественные знания в соответствии с утвержденными программами, удовлетворяют познавательные потребности, развивают интеллект, раскрывают свои умственные и физические способности, овладевают полезными навыками.
Для достижения этой цели директор и завучи школы организуют полноценную образовательную среду, компонентами которой являются профессиональные педагогические кадры, материально-техническая база, сотрудничество с законными представителям детей, привлечение общественных организаций.
Вторая цель – работа над воспитанием в каждом ученике зрелой личности, привитие им правильных нравственных ориентиров, культурное и творческое развитие. Этому способствуют внеурочные мероприятия – экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, тематические классные часы.
Реализация этих целей возможна при условии ответственного отношения каждого члена руководящего звена к выполнению своих должностных обязанностей. От директора и его заместителей зависит, насколько грамотно будет организована работа педагогов, какая атмосфера будет царить в учебном заведении, какие ценности будут прививаться детям.
Завуч по начальной школе выполняет очень важную функцию – настраивает педагогов на создание в младших классах творческой образовательной среды. Ученики должны проявить неподдельный интерес к процессу получения знаний и навыков.
Для этого завуч организует сотрудничество между учителями начальных классов, их коллегами из старшей школы, педагогами-предметниками, сотрудниками библиотеки, родителями и другими законными представителями детей. От того, какие знания и настрой на будущее получат ученики в начальной школе, во многом зависят их успехи в старших классах.
В идеале школа должны обеспечить преемственность работы педагогов с первого учебного дня и до получения выпускником аттестата. Только совместные усилия всех, кто имеет отношение к образованию и воспитанию ребенка, позволяют надеяться на отличный результат.
Основные направления работы
Должностная инструкция заместителя директора УВР, основные направления работы, в которых они прописаны очень подробно, содержит определенный перечень служебных функциональных обязанностей. По его словам, заместитель директора:
Кроме того, должностные обязанности и обязанности заместителя директора УВР включают:
- Составление списков лиц, прошедших повторные медицинские осмотры. В этом случае списки составляются на основании материалов, полученных от уполномоченных на это медицинских организаций. Фактор, по которому будет проводиться медицинское обследование, является обязательным.
- Соблюдение этических правил поведения в образовательном учреждении, в повседневной жизни, в общественном месте в соответствии с социальным статусом учителя.
- Следите за своевременным прохождением инструктажей студентов и фиксируйте их в журнале.
- Определение порядка обучения правилам дорожного движения, поведению на дороге и водоемах, пожарной безопасности. Методика определяется совместно с заместителем директора. Тест на знания также является совместным.
- Организация обзоров и разработка материалов, инструкций по охране труда, техники безопасности, материалов по лабораторной безопасности, а также практических работ.
- Осуществлять совместно с профсоюзными комиссиями общественный контроль за безопасным использованием, а также хранением приборов и оборудования, реактивов химических лабораторий, инструкций, мебели. К специальному контролю относятся устройства и устройства, не предусмотренные в типовых классических перечнях оборудования, необходимого в школах (устанавливаются в производственных цехах, других помещениях без разрешения). В случае создания опасных условий для здоровья и безопасности студентов и сотрудников учебный процесс приостанавливается.
- Выявление обстоятельств, в результате которых произошел несчастный случай с сотрудником, студентом.
Требования к должности
Для работы по профессии должностная инструкция заместителя директора УВР предполагает ряд требований к сотруднику:
- Заместитель директора УВР должен иметь опыт работы по специальности на педагогических и руководящих должностях не менее 5 лет.
- Подчинение — непосредственно доверителю (как функционально, так и административно).
- Образование обязательно высшее профессиональное.
В должностной инструкции заместителя директора УВР указано, что учителя, учителя дополнительного образования и даже классные руководители подчиняются непосредственно заместителю. Взаимодействие с ними при исполнении служебных обязанностей должно быть корректным и вежливым. В случае невыполнения какого-либо пункта существует перечень обязанностей, которые возлагаются на заместителя директора по дидактической и воспитательной деятельности перед коллегами и руководством школы.
При осуществлении своей непосредственной деятельности заместитель по внутренним делам руководствуется Уставом и нормативными актами области, Конституцией Российской Федерации и различными законами, постановлениями правительства, указами или постановлениями Президента Российской Федерации, в том числе постановлениями и постановлениями положения органов всех уровней, ответственных за образование и обучение студентов, правила и положения по безопасности и гигиене труда, устав и локальные акты учреждения среднего образования.
Должностные инструкции проректора школы по УВР и другие должности хранятся в школе. Кроме того, права и обязанности регулируются трудовым договором, который заключается с этим работником, а также указами, а также распоряжениями, изданными руководителем школы непосредственно с места работы.
Должностные инструкции заместителя директора школы для OIA составляются непосредственно в школе и утверждаются директором школы. После утверждения документ периодически пересматривается.
Рассматривая примерное описание обязанностей и прав на произведение, можно убедиться, что сборник примерно такой же. Должностная инструкция заместителя директора УВР, пример которой также можно увидеть на официальном сайте Министерства образования, всегда содержит описание основных функций, требований к должности, прав, обязанностей и ответственности рассматриваемый сотрудник.
Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы
Подбор кандидатуры входит в компетенцию директора образовательной организации. Будущий завуч школы должен соответствовать нескольким требованиям:
- иметь высшее образование по специальности «менеджмент» или «управление»;
- заниматься педагогической или административной деятельностью более 5 лет;
- знать государственные стандарты образования;
- владеть навыками организации и контроля деятельности педагогов и учащихся;
- разбираться в методике обучения и воспитания, знать основы педагогики, психологии, возрастной физиологии.
На должность завуча может претендовать обладатель диплома о высшем педагогическом образовании, получивший знания по направлению «менеджмент», «экономика» или «управление» и проработавший более пяти лет учителем или управленцем.
Помимо профессиональных знаний и навыков, от претендента на должность завуча школы по воспитательной работе требуется наличие таких качеств, как целеустремленность, организаторские способности, стремление к лидерству, коммуникативность.
Лучшие завучи получаются из людей, которым свойственны:
- желание общаться с детьми, их родителями, педагогами;
- любовь к профессии;
- ответственность;
- тяга к саморазвитию;
- умение ставить цели и достигать их;
- аналитический склад ума;
- способность к принятию верных решений;
- тактичность и эмпатия;
- умение организовать рабочий процесс;
- стрессоустойчивость;
- общая культура, в том числе культура речи;
- способность к решению нескольких задач одновременно.
Стать завучем может целеустремленный человек с высшим педагогическим образованием, обладающий организаторскими способностями, который не боится брать ответственность за принятие важных решений.
Может ли претендент на должность завуча рассчитывать на стабильный высокий доход? В разных регионах России и в зависимости от специфики учебного заведения заместитель директора получает от 30 до 80 тысяч рублей.
Коммуникации с другими уровнями власти
В должностных инструкциях заместителя директора УВР предполагается, что для выполнения своих прямых обязанностей сотрудник будет общаться с разными уровнями полномочий и ответственности.
Исходя из этого, заместитель директора МВД:
- Он постоянно работает в режиме, предполагающем нестабильный день. Режим вводится по календарю, исходя из установленной законом 40-часовой рабочей недели. Программа утверждается директором колледжа или школы.
- Выступает в качестве директора школы в случае его отсутствия. Обязанности исполняются в соответствии с трудовым законодательством, на основании приказа директора или приказа руководства муниципального органа, ответственного за образование.
- Самостоятельно рассчитайте его активы. Планы составляются на каждый год и каждый квартал. Планы утверждаются директором школы в течение не менее пяти дней с начала периода.
- Готовить отчеты для директора в конце квартала, семестра.
Права
В должностной инструкции заместителя директора УВР перечислены не только обязанности. Права, содержащиеся в нем, также изложены четко и подробно.
Компетентный заместитель министра внутренних дел имеет право:
- Дайте школьным сотрудникам, которые непосредственно подчиняются обязательным приказам и инструкциям.
- Вносите изменения в расписания занятий по мере необходимости, даже отменяйте занятия или временно объединяйте классы и группы, чтобы проводить занятия одновременно.
- Привлекайте учащихся к ответственности за действия, которые прерывают учебный процесс. Это делается в порядке, установленном Уставом школы, а также Положением о санкциях и поощрениях.
- Быть в любом классе, который преподают школьники. При этом он не имеет права входить в кабинет после начала урока без острой необходимости в этом, а также поправлять учителя по ходу урока.
Пересмотр документов
Должностная инструкция заместителя директора УВР колледжа или школы пересматривается не реже одного раза в 2 года. Изменения в образовании могут быть внесены директором школы или колледжа, если необходимо внести изменения или уточнения в образовательные или образовательные цели, задачи образовательного учреждения, а также внедрение инновационной деятельности, модификации или оптимизации функциональная структура, управляющая субъектом.
Любые изменения, внесенные директором, согласовываются с советом школы или колледжа. Должностная инструкция заместителя директора УВР колледжа, школы подразумевает ознакомление со всеми пунктами в письменной форме.
Образец должностной инструкции заместителя директора по УВР
Образец должностной инструкции заместителя директора по УВР
В заключение осталось сказать, что до принятия соответствующего профстандарта при составлении должностной инструкции заместителя директора по УВР можно руководствоваться положениями ЕКС. В будущем же квалификационные требования и прочие моменты, приводимые в этом документе, должны будут полностью совпадать с теми, что выдвигаются профстандартом. Правда, структура инструкции при этом не изменится, коррективы, как и раньше, будут касаться только отдельные ее пунктов.
Больше полезной информации — в рубрике “Должностные инструкции”.
Заместитель директора по учебно-Производственной работе
Подборка наиболее важных документов по запросу Заместитель директора по учебно-Производственной работе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Социальные гарантии и меры социальной поддержки руководителей(Курбангалеева О.А.)(“Советник в сфере образования”, 2020, N 5)- заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в п. 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела “Наименование учреждений” Списка N 781.
Нормативные акты
Постановление Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п”Об утверждении единой формы “Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)” и порядка ее заполнения”(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2022 N 71663)5.43. Если в графе 9 “Основание (код)” указан код “27-ПДРК”, указание ставки обязательно; указание количества учебных часов необязательно по должностям и учреждениям, предусмотренным подпунктом “б” пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в стаж работы засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела “Наименование учреждений” Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы).
Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п(ред. от 13.10.2022)”Об утверждении формы “Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)”, формы “Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)”, формы “Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)”, формы “Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)”, порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п”(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53092)2.3.25. Если в графе 12 “Основание (код)” указан код “27-ПДРК”, указание ставки обязательно; указание количества учебных часов необязательно по должностям и учреждениям, предусмотренным подпунктом “б” пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в стаж работы засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела “Наименование учреждений” списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы).
Примерная структура должностной инструкции замдиректора по УВР
При помощи должностных инструкций разграничиваются обязанности сотрудников. Логично, что должностные инструкции при этом должны быть разработаны и утверждены для каждой штатной единицы организации.
В образовательных организациях должностные инструкции составляются повсеместно. С изменением законодательства они корректируются, однако коррекция обычно касается лишь отдельных условий инструкции, общая же структура остается неизменной.
Так, чаще всего в инструкцию включаются такие разделы:
- Общие положения.
- Функции (задачи).
- Должностные обязанности.
- Права.
- Ответственность.
Для должности замдиректора по УВР такая структура является вполне приемлемой, т. к. позволяет охватить все аспекты его работы.
Общие положения
В этом разделе должностной инструкции приводится полное наименование должности в соответствии со штатном расписанием, ее место в организационно-штатной структуре учреждения, порядок принятия сотрудника на должность, его увольнения и замещения на время отсутствия. Так как сотрудник является заместителем директора, подчиняется он директору школы, им же назначается на должность и увольняется. В подчинении у завуча по УВР находятся учителя и руководители творческих групп, если таковые есть в школе.
Также в этом разделе в обязательном порядке нужно перечислить квалификационные требования, выставляемые к специалисту. К замдиректора, как правило, выставляется два варианта требований к образованию и опыту работы:
- Имея высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «менеджмент» или «управление персоналом», нужно предварительно отработать 5 лет на педагогических должностях.
- Имея высшее профессиональное образование и дополнительное в области государственного или муниципального управления или менеджмента и экономики, нужно предварительно отработать 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
Далее в разделе указываются нормативные акты, которыми должен руководствоваться в своей работе замдиректора по УВР и которые он должен знать в обязательном порядке. Например, Конвенцию о правах ребенка, требования ФГОС, Устав и другие локальные акты школы. Кроме знания нормативных актов замдиректора должен иметь знания в сфере педагогики, технологии обучения, социологии, правил охраны труда и т. п.
Функции замдиректора по УВР
Этот раздел кратко обрисовывает главные направления деятельности замдиректора по УВР. Сюда можно отнести:
- организацию учебно-воспитательного процесса, проходящего в школе, с последующим контролем за ним;
- организацию разработки и внедрения образовательной программы в школе (эта программа должна соответствовать действующим требованиям ФГОС);
- методическое руководство и координацию работы учителей;
- контроль за соблюдением техники безопасности в рамках процесса обучения.
При необходимости функции замдиректора по УВР могут быть расширены или изменены, чтобы список в документе соответствовал функциям, исполняемым в реальности.
Должностные обязанности замдиректора по УВР
Это раздел должностной инструкции, который конкретизирует трудовые функции сотрудника. Здесь расписываются все те обязанности, которые вменяются замдиректора по УВР. Обычно это:
Могут быть возложены на замдиректора по УВР и другие обязанности — тогда они тоже в обязательном порядке вносятся в его должностную инструкцию.
Права замдиректора по УВР
Если должностные обязанности детально расписываются в инструкции, то с описанием прав так поступают не всегда. Между тем в случае с замом по УВР можно выделить две группы прав:
- общие, которые приписываются практически всем работникам образовательного учреждения в силу трудового законодательства;
- специальные, присущие только заместителю директора по УВР.
В должностной инструкции обычно упоминаются следующие права завуча:
- отдавать распоряжения учителям, находящимся в непосредственном подчинении у замдиректора по УВР;
- присутствовать на любых занятиях, уроках и мероприятиях, проводимых в школе;
- участвовать в подготовке приказов о применении взысканий за невыполнение обязанностей по Уставу школы, а также о поощрении за добросовестное отношение к учебному процессу;
- давать рекомендации директору по улучшению учебного процесса;
- формировать список необходимых для школы предметов.
Поскольку должность замдиректора относится к руководящим, то и объем прав у этого сотрудника расширенный. Однако расширенные полномочия влекут за собой и более строгую ответственность.
Ответственность замдиректора по УВР
Педагогические работники как лица, работающие с детьми, несут дополнительную ответственность за свое этическое поведение. В ст. 48 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определено, что педагог должен работать на высоком профессиональном уровне, уважать честь и достоинство обучающихся, соблюдать правовые и нравственные нормы. Невыполнение этих требований может учитываться при аттестации и даже повлечь за собой привлечение к ответственности.
Однако механизмы привлечения к ответственности в самой должностной инструкции не прописываются — просто перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен замдиректора по УВР, и кратко описываются основания, при которых это может произойти.
Так, в инструкции может быть сказано, что замдиректора по УВР могут:
- привлечь к дисциплинарной ответственности за неисполнение положений локальных нормативных актов и должностной инструкции;
- уволить за грубое нарушение трудовых обязанностей;
- уволить при выявлении случаев применения психического или физического насилия над учениками (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ) или при совершении аморального проступка (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- привлечь к административной ответственности за совершение проступков, квалифицирующихся как административные правонарушения;
- привлечь к уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), квалифицирующихся как преступления;
- привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского законодательства за виновное причинение ущерба имуществу школы и участникам учебного процесса в школе.
Примечание: описывая возможную ответственность в этом разделе, следует помнить, что она не может быть строже той, что установлена для перечисленных в перечне нарушений законодательно.
Должностная инструкция заместителя директора по учебной работе
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция заместителя директора по учебной работе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2021 по делу N 88-18890/2021Категория спора: Пенсионное обеспечение.Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.Обстоятельства: Истица указала, что спорным решением ответчика истице в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности. С отказом истица не согласна.Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что работа в должности заместителя директора по научно-методической работе относится к другой работе, непосредственно связанной с образовательным процессом, предусмотренной подпунктом “б” Правил от 29 октября 2002 года N 781; ее должностная инструкция предусматривала обязанности, связанные с воспитательным и образовательным процессом; 22 апреля 2004 года она награждена почетной грамотой за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов; перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, работа которых дает право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный директором МОУ СОШ N 13 и согласованный с начальником территориального пенсионного органа, предусматривал ее право на досрочную пенсию за работу в спорные периоды времени, аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Статья: Суды об испытательном сроке(Слесарев С.)(“Кадровая служба и управление персоналом предприятия”, 2021, N 7)Судебная практика. Суд признал незаконным увольнение истицы по ст. 71 ТК РФ. В уведомлении работодателя отсутствовало указание на причины, послужившие основанием для вывода о неудовлетворительном результате испытания. Замечания в документах работодателя (результат проверки, докладная записка председателя родительского комитета, акт заместителя директора по учебной работе) не свидетельствуют о ненадлежащем исполнении работницей своих должностных обязанностей. При этом работодатель, вменяя работнице неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, не ознакомил ее с должностной инструкцией (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 88-3631/2021 по делу N 2-530/2020).
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения(Шиханов В.Н.)(“Закон”, 2022, N 4)По мнению Верховного суда Республики Коми, подсудимая не являлась должностным лицом, поскольку и как директор профориентационно-подготовительных курсов школы “Медик”, и как заместитель директора Ухтинского медицинского училища по учебной работе она не обладала организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, а выполняла сугубо профессиональные технические обязанности. Также суд указал, что в отношении ее деятельности в качестве директора подготовительных курсов не имелось должностных инструкций – на подсудимую возлагались лишь техническая организация и проведение курсов. Выдача свидетельств об окончании курсов, по мнению суда, никаких правовых последствий для их владельцев не порождала, сами эти свидетельства к официальным документам не могли быть отнесены.
Обязанности завуча школы как управленца
Помимо базовых функций, на завуча возлагается миссия по организации преемственности между педагогами различных уровней образования. Достижение обучающих и воспитательных целей наиболее эффективно, когда деятельность учителей начальной, средней и старшей ступеней осуществляется в соответствии с продуманным долгосрочным планом.
Плодотворное сотрудничество педагогов обеспечивается путем реализации работы завуча по нескольким направлениям:
- просветительская;
- диагностическая;
- контрольно-коррекционная;
- прогнозирующая.
Зачастую у администрации школы (и завуча в том числе) не хватает времени на близкое знакомство с проблемами учащихся. Слишком много сил требуют различные бумаги: планы, отчеты, ведение статистики. Однако за ворохом циркуляров нельзя забывать о том, что главная цель деятельности образовательного учреждения – это воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.
Это значит, что завучу необходимо больше внимания уделять вопросам психологического комфорта учащихся, начиная с адаптации первоклассников и заканчивая профессиональной ориентацией и подготовкой к итоговой аттестации выпускников.
Работа с родителями и опекунами – еще одно ключевое направление деятельности завуча. Без понимания того, в какой среде растет ребенок, какие ценности ему прививаются в семье, чего взрослые ожидают от школы, сложно составить прогноз учебно-воспитательной работы. Выбор обучающих методик и форм донесения новых знаний тоже во многом зависит от семейных особенностей.
Организующая функция завуча заключается в сплочении педагогического состава, создании комфортной доброжелательной атмосферы в коллективе. Без человека, который ставит общие цели и контролирует их выполнение, невозможно гарантировать успешную деятельность учителей и других работников организации.
Известное утверждение, что завуч школы – это учитель учителей, объясняет его роль в налаживании эффективного сотрудничества между членами команды. Он разбирает конфликты, подбирает для молодых педагогов наставников из числа опытных коллег, мотивирует и поощряет, указывает на недостатки и ставит в пример другим достижения.
Директор и завуч школы не должны быть оторваны от реальной жизни школьного коллектива. Хорошие руководители полностью погружаются в текущие проблемы и находят оптимальные пути их решения. Плох тот завуч, который не может сам провести урок, спланировать внешкольную деятельность класса, организовать интересные мероприятия.
Несмотря на обилие бумаг, в работе завуча должно быть место для реального общения с учениками, их родителями, коллегами и техническими работниками учреждения. Только в этом случае можно говорить не просто о качественном выполнении завучем служебных обязанностей, но и о понимании им самой сути сложного и увлекательного процесса воспитания и образования детей.
Заместитель по обучению
Заместитель директора по данному вопросу является лицом, ответственным за выполнение норм и правил, а также инициирует действия, направленные на их обеспечение. Должностные обязанности на этой должности устанавливаются и регулируются должностными инструкциями. Он составляется на основе нормативных правовых актов, утверждаемых на всех уровнях исполнительной власти, от главного до горисполкома.
Ответственности
В обязанности также входит должностная инструкция заместителя директора УВР. Сотрудник несет ответственность за:
- Несоблюдение или несоответствие согласно Уставу выполнения Положения о школе без уважительных причин.
- Нарушение правил по охране труда, санитарно-гигиенических правил, пожарной безопасности, правил организации учебного процесса.
- Несоблюдение школьных правил, каких-либо правовых положений или распоряжений директора школы, прямая ответственность за работу, неисполнение предоставленных прав. Ответственность наступает в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. За серьезные нарушения может быть применено увольнение в качестве наказания.
- За использование физических или психологических мер в качестве средства воспитания студентов, совершение каких-либо аморальных правонарушений, депутат освобождается от должности в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с трудовым законодательством. При этом увольнение в данном случае не считается достаточной мерой.
Он устанавливает должностную инструкцию заместителя директора УВР, порядок работы, в случае нарушения которой также будет нести ответственность. Он принимает на себя материальную ответственность за причинение вреда школе, а также участникам образовательного процесса, связанного с неисполнением (исполнением) служебных обязанностей. Порядок и лимиты устанавливаются Трудовым кодексом или Гражданским кодексом.
Что делает завуч школы
Директору образовательного учреждения помогают несколько заместителей. Штатным расписанием предусмотрены следующие позиции:
- завуч по организации учебной деятельности отвечает за составление расписания занятий, распределение нагрузки между учителями, посещение учениками уроков и их успеваемость;
- на завуча по учебно-воспитательной работе возлагается контроль методической и воспитательной деятельности педагогов;
- завуч по научно-методической работе, в чей план работы включена организация научной деятельности учеников;
- завуч по административно-хозяйственной деятельности несет ответственность за обеспечение нормального функционирования здания школы, снабжение работников коммунальными услугами и необходимым оборудованием.
Специфика и масштаб образовательной организации определяют необходимость в том или ином количестве завучей. В небольшой сельской школе может быть два заместителя директора: по учебной и по воспитательной работе. В крупной столичной гимназии обязанности распределяются между несколькими завучами. Например, за организацию образовательного процесса в начальной, средней и старшей школе отвечают разные люди.
В обязанности завуча по начальному образованию входят:
- организация педагогической деятельности в младшей школе;
- работа по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и региональных нормативных актов;
- обеспечение повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, занятых в начальной школе;
- управление учебно-воспитательным процессом в младших классах;
- контроль качества образования в начальной школе;
- сотрудничество с родителями учащихся и представителями общественности;
- просветительская деятельность и методическая работа;
- совершенствование материальной базы начального образования;
- финансово-хозяйственное обеспечение воспитания и обучения младшеклассников.
Завуч средней школы – это специалист, на которого возлагается масса обязанностей по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Качественное выполнение профессиональных функций обеспечивает высокий уровень обучения и воспитания школьников, их гармоничное развитие.
Плюсы и минусы работы завучем
Выполнение обязанностей завуча имеет как преимущества, так и недостатки.
От человека, занимающего должность завуча школы, требуются сосредоточенность, умение планировать не только свою работу, но и деятельность подчиненных. Стать успешным специалистом сможет тот, кому доставляет удовольствие тщательное продумывание шагов по достижению личных и профессиональных целей.
Как завоевать доверие
Как успокоить возбужденный класс
Как похвалить ученика
Уже скачали 8673 человека
Претендент должен мириться с постоянной занятостью, необходимостью поддерживать связь с большим количеством людей: коллегами, руководством, родителями и учениками.