ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

Отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.

Одна из основных целей образовательного учреждения заключается в обеспечении планомерного, непрерывного процесса обучения и совершенствование методов передачи знаний ученикам. Реализацией этой задачи занимается заместитель директора по учебной части. Требования к образованию, квалификации опыту таких работник и их трудовые функции фиксируются в должностной инструкции.

Образец должностной инструкции завуча по учебной работе

Постановлением Минтруда РФ

от 21 августа 1998 г. N 37

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Минтруда России от 21.01.2000 N 7,

от 04.08.2000 N 57, от 20.04.2001 N 35, от 31.05.2002 N 38,

от 20.06.2002 N 44, от 28.07.2003 N 59, от 12.11.2003 N 75,

Приказов Минздравсоцразвития России от 25.07.2005 N 461,

от 07.11.2006 N 749, от 17.09.2007 N 605, от 29.04.2008 N 200,

от 14.03.2011 N 194,

Приказов Минтруда России от 15.05.2013 N 205,

от 12.02.2014 N 96, от 27.03.2018 N 197)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные Постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)”.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2021 г. Регистрационный N 64848

УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 19 апреля 2021 г. N 250н

Профессиональный стандартРуководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)

I. Общие сведения

Управление образовательной организацией, реализующей основные

общеобразовательные программы (образовательные программы

дошкольного образования, образовательные программы начального

общего образования, образовательные программы основного

общего образования, образовательные программы среднего общего

образования), дополнительные общеобразовательные программы

(образовательные программы дошкольного образования,

дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные

общеобразовательные программы, дополнительные

предпрофессиональные программы), программы профессионального

обучения (осуществляемые образовательной организацией, /———

(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение деятельности и развития образовательной организации (дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации)

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.1.5. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.2.4 Трудовая функция

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Общероссийский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Часть 3 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3380); статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4363).

Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н “Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры” (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н “Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры” (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277).

Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3380).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171).

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Минтруд разработал профстандарт для руководителей образовательных организаций (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией). Определены трудовые функции, квалификационные требования, условия допуска к исполнению обязанностей, возможные наименования должностей.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 апреля 2021 г. N 250н “Об утверждении профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)”

Текст приказа опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 2 сентября 2021 г. N 0001202109020036

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

Сегодня действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Какие функции выполняет заместитель директора по учебной работе

Руководителю образовательного учреждения сложно охватить в одиночку все сферы деятельности. Часть обязанностей связанной с организацией и координацией процесса обучения он перекладывает на заместителя по учебной работе. Такие должности есть в школах, техникумах, колледжах, ВУЗах. Основные должностные обязанности заместителя директора по учебной работе:

Помимо приведенного общего списка, в зависимости от ситуации в конкретном учреждении количество возлагаемых на заместителя функций может быть увеличено.

Должностная инструкция заместителя директора по учебной работе по профстандарту

По состоянию на 2022 год профстандарта для заместителя директора по учебной работе не принято. В качестве основы для составления должностной инструкции применяют ЕКС утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н для должности заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения. Согласно указанного документа, соискатели на такую позицию должны иметь высшее профильное образование или иное высшее образование, но с обязательным прохождением дополнительной профподготовки. Также кандидату необходимо обладать опытом преподавательской или управленческой деятельности в объеме не менее 5 лет.

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе

От него требуются знания законодательства в области обучения, содержания приказов, распоряжений, инструкций, стандартов в этой сфере. Заместитель директора по учебной работе должен владеть методами, формами проведения обучения, уметь организовать его на надлежащем уровне. Необходимо знать инструменты контроля качества преподавания. Обладать знаниями в области экономики, организации труда.

Типового бланка должностной инструкции нет. Учреждения разрабатывают ее самостоятельно. Подобную работу возлагают на службу персонала, совместно с заинтересованными руководителями подразделений. Документ утверждает руководитель учебного заведения. Примерная структура должностной инструкции:

Работника знакомят с инструкцией под роспись при приеме. Для этого он расписывается в листе ознакомления с локальными актами учреждения.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Больше полезной информации по теме ― в рубрике “Профстандарты”.

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

Код профессиональной деятельности заместителя директора по учебной работе

Образовательные учреждения отчитываются о кадровых событиях в жизни сотрудников в ПФ РФ по форме СЗВ-ТД. Одна из колонок, которую нужно в ней заполнять, это код профессиональной деятельности по ОКЗ. Его берут из “ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий” (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).

Отдельного кода для заместителя по учебной работе нет, поэтому применяют обозначение для должностей руководителей подразделений в сфере образования. В СЗВ-ТД по указанной позиции приводят код 1345. Это позволит корректно подать информацию и избежать проблем при проверке отчета.

Итоги

Заместитель директора по учебной работе относится к категории руководителей, должностная инструкция на него составляется в произвольной форме. При ее подготовке целесообразно использовать информацию из ОКЗ. Локальный акт утверждает директор учебного заведения, а работника знакомят с ней под роспись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *