Необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ №196. Очередные коррективы и дополнения к этому закону вступили в силу с 30.12.2018 г.
предрейсовых – не позволить лицам, которые не в состоянии безопасно управлять транспортными средствами, садиться за руль. Это делается для:
послерейсовых – выявить случаи воздействия на трудящихся ОПФ и производственных вредностей, проконтролировать поведение водителей после того, как их путевые листы заполнены.
Все эти медосмотры обязательны даже в тот день, когда работник прошел ежегодную медкомиссию.
Также советуем прочитать нашу статью: Предварительные и периодические медицинские осмотры
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.
Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.
Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.
Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.
Кем проводятся предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей
Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава: – состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу); – хорошо освещено; – оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом; – оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
Послерейсовый медосмотр организовывается также. Он проводится для контроля:
Когда водителей не пускают в рейс
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей. Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей. Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав. Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению. По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:
Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже. Вы можете доработать их по своему усмотрению. Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.
Так выглядит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки:
Так выглядит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец листа с таблицей:
Образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей на 2023 год доступны для скачивания вначале статьи.
Заполнять эти журналы может только назначенный приказом медработник, который проводил медосмотры. Даже если непосредственный руководитель работ явно наблюдает у подчиненного признаки, например, алкогольного опьянения, а время работы ответственного медработника закончилось, он не может заполнять журнал. Ему следует организовать доставку «проблемного» подчиненного в больницу на профессиональный осмотр по согласованию с руководством.
Новые образцы штампов предрейсовых медосмотров с 1 сентября 2023 года
2. «прошел послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр»;
3. «прошел послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр, выявлены признаки».
Может ли медработник не прописывать прописью свое ФИО в штампе » предрейсовый медицинский осмотр прошел», читаем разъяснения в Письме Минздрава России от 02.10.2023г. № 30-7/3088728-8659 и Письме Минтранса России от 02.10.2023г. № ДЗ-2617-ПГ.
Изменились надписи в журнале предрейсовых, предсменных медицинских осмотров.
При проведении пишется так:
При проведении медицинского осмотра в течение дня пишется так:
1.«прошел медицинский осмотр в течение рабочего дня (смены)»;
2.«прошел медицинский осмотр, в течение рабочего дня (смены), »; с указанием какие именно признаки выявлены.
Приказ Минздрава РФ № 266н от 30 мая 2023г «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»-скачать полный текст.
Обзор приказа Минздрава № 266н от 30 мая 2023г.
Утрачивает силу приказ Минзрава РФ № 835н от 15 декабря 2014 г.
Конечно вводится понятие «дистанционный контроль состояния здоровья», то есть дистанционные предрейсовые медицинские осмотры водителей.
1. Обязательные предрейсовые осмотры проводятся в течении всего времени, если человек выполняет функции водителя, кроме силовых структур и водителей экстренных служб.
2. Обязательные послерейсовые осмотры проводятся если работа связана с перевозкой детей, особо опасных грузов, пассажиров.
3. Обязательные медицинские осмотры в течении дня, только по решению работодателя и состоят из:
а) Сбора жалоб, визуальный осмотр водителя, так же выявляются визуально, без использования дистанционных методов исследования признаки наркотического, алкогольного или какого-нибудь другого токсикологического опьянения. Дистанционным методом можно оценить лишь кожные покровы исследуемого.
б) Измерение температуры тела человека.
в) Количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе.
г) Определение психоактивных субстанций или следов в моче.
Артериальное давление и пульс, в соответствии с пунктом 12 данного приказа допускается не чаще чем 2 раза и не чаще чем через 5 мин и не реже чем через 10. Если водитель не пришел, учитывают первое давление.
Далее медицинский работник должен уведомить работодателя водителя, ИП, самозанятого.
По результатам медицинский работник выносит заключение либо о наличии признаков, либо об отсутствии признаков препятствующих выполнению обязанностей водителя.
Данные вносятся в журнал с обязательной подписью медицинского работника и подписью водителя.
С 01.09.2023 начинается действие приказа Минздрава № 266н, заменяющего правила 2014 года, закона № 629-ФЗ, постановления Правительства № 866, изменений статьи 23 закона № 196-ФЗ. Обновлены правила медосмотров перед рейсами и после рейсов, перечень исследований. Новые требования относятся к ИП без работников, физическим лицам без статуса ИП, занимающимся перевозкой пассажиров на легковых авто. Главное новшество — медосмотры в течение трудового дня (введено новой статьей 46 закона № 323-ФЗ).
Порядок проведения медосмотров Цель медосмотров в течение смены — выявить воздействие опасных и вредных факторов, проявления опьянения, отравления, опасного заболевания, определить состояние здоровья. Для этого будут проводиться химические и токсикологические исследования.
Этапы согласно п. 18 закона № 866-ФЗ:
Проведение второго этапа требуется, если запрещенные вещества обнаружены, концентрация значения не имеет. Срок хранения образцов в лаборатории 3 месяца, результатов 5 лет. Периодичность медосмотров. Исследования проводятся в течение трудового дня, цель — выявить:
Для водителей транспортных средств перед рейсами медосмотры обязательны, исключения предусмотрены для военнослужащих и служащих государственных органов, сотрудников правоохранительных и исполнительных органов, экстренных служб, выезжающих по вызову. После рейсов обязательно осматриваются водители, занимающиеся перевозкой пассажиров. Решение о необходимости проводить медосмотры в трудового дня принимает работодатель.
Для проведения дистанционных медосмотров нужно обеспечить:
У медицинских работников должно быть среднее профильное или высшее образование (п. 6 приказа № 266н), рабочего места.
Требования к медработникам согласно Постановлению № 866:
Закон № 629-ФЗ допускает использование средств, передающих данные дистанционно, позволяющих:
При регулярном проведении исследований дистанционно обязательны очные от двух раз в течение года.
Дистанционные медицинские осмотры можно проводить в рабочее время, исключения определены приказом № 835н:
Требования к изделиям для проведения медосмотров дистанционно:
Медицинские изделия проверяются в аккредитованной организации, четко соблюдающей требования законодательства. Проверять отдельные элементы без проверки комплекса запрещено. Результаты осмотра сообщаются работодателю и работнику. Пункт 18 Приказа № 266н подразделяет медицинские заключения на 2 вида:
Заключения составляются: перед рейсами (сменами); после рейсов (смен);в течение рабочего дня. Медицинские работники подписывают заключения ЭЦП. Для фиксации результатов на бумаге или в электронной системе оборота документов составляется журнал, который отражает результаты:
Обязательная информация журнала предрейсовых осмотров:
Страницы бумажного журнала нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью медучреждения. В электронном журнале данные заверяются ЭЦП медработника.
В путевом листе указывается дата и время, результаты медосмотра:
Если путевые листы выдаются на бумаге, но с использованием дистанционного оборудования, их заверяют медработники, отражается:
При оформлении путевых листов в электронном формате отражается ФИО медработника и наименование медицинского учреждения.
Автор экспертной статьи: экономист, налоговый консультант, главный бухгалтер КДЦ «ЛЕЧУДАРОМ» Стулова О. В.
Скачать журнал предрейсовых осмотров
Как должен выглядеть и как правильно заполнять журнал регистрации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?
Очень важно знать ответ на этот вопрос и перед заполнением журнала проведения предрейсового медицинского осмотра водителей обязательно изучить образец. На практике, проверяющие и/или контролирующие организации бывает спекулируют приказами и утверждают, что журнал регистрации предрейсовых предсменных или послерейсовых медицинских осмотров водителей ведется с нарушениями. Во избежание данных проблем, наши юристы отправили запросы в МАДИ и Минздрав России, Департамент здравоохранения гор. Москвы. Ответы по правилам заполнения и ведения журнал учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выложили:
Приказ 835 Н отменен, журнал предрейсовых осмотров с 1 сентября 2023 года заполняется в соответствии с Приказом Минздрава № 266н от 30 марта 2023года! Читать обязательно! НОВЫЕ ШТАМПЫ МЕДРАБОТНИКА!
Новые правила заполнения журнала предрейсовых осмотров в 2023г
Как правильно заполнить журнал предсменного (предрейсового) осмотра водителей, если водитель не прошел
Запись в журнале предрейсовых осмотров, если водитель прошел медицинский осмотр во время смены
Если водитель в течении рабочего дня водитель не прошел медицинский осмотр, как правильно сделать запись в соответствии с приказом Минздрава №266н от 2023г