журнал учета предрейсового периодического сезонного и специального инструктажей скачать

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Журнал учета инструктажа водителей по безопасности движения — это документ, без подписи в котором водитель не имеет права выйти на линию. Потому что для предоставления автоводителям сведений, необходимых для работы, а также в целях сведения к минимуму случаев ДТП в организациях проводятся специальные инструктирования. Сведения об их прохождении вносятся в журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения.

Управлением транспортным средством является участием в процессе повышенной опасности. По этой причине все водители проходят специальную медкомиссию. Особую категорию автомобилистов составляют лица, являющиеся наемными работниками, в должностные обязанности которых входит транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

Перед каждым рейсом водитель должен проходить медицинский осмотр, получать путевой лист и проходить предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения, сведения о котором заносятся в специализированный журнал.

В российском транспортном законодательстве предусмотрено обязательное проведение инструктажей по БДД для водителей коммерческих и служебных грузопассажирских ТС. Оговаривается основная тематика занятий, периодичность их проведения.

В каждой компании заводится журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения – документальное подтверждение проводимой профилактической работы, направленной на снижение вероятности ДТП.

В статье рассмотрим, как заполняется такой журнал, чем он отличается от документа по охране труда, какова форма записей об инструктажах по БДД.

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

Как оформить журнал инструктажей водителей по безопасности движения

Журнал инструктажей водителей по безопасности дорожного движения — это документ, подтверждающий факт того, что они их проходили. Поскольку инструктирование водителей бывает разным — разными будут и учетные документы.


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Работник транспортной сферы, занимающийся перевозкой пассажиров или грузов, несет ответственность за их сохранность. Вводный инструктаж по БДД для водителей — образец того, как организация принимает меры для предотвращения несчастных случаев.

К тому же пункт 22 раздела III Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 запрещает выпускать сотрудников на рейс без предварительной подготовки. Мы расскажем, как доказать, что такое мероприятие действительно проводилось. Вы научитесь заполнять журнал предрейсового инструктажа водителей, образец получите в конце этой статьи.

Когда водителей положено инструктировать

Мы уже упоминали Приказ, который предписывает просвещать шоферов перед очередной рабочей сменой. Имеется в виду предрейсовый инструктаж для водителей (образец заполнения журнала мало чем отличается для других видов).

Этот же правовой акт рассказывает, что именно сотрудники должны узнать, и не только перед выездом. Всего существуют четыре вида таких мероприятий:


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

О том, как именно их проводить и какие темы освещать в каждом из рассмотренных случаев, подробно рассказывается в Положении № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Оно действует с 1986 года и актуально до сих пор.

Правила заполнения журнала инструктажа по безопасности движения

Унифицированной формы законодательство не предусматривает. Удобнее всего вести его в табличной форме со следующими столбцами:

Последний столбец имеет особое значение. Именно он является доказательством того, что конкретный сотрудник получил информацию, необходимую для допуска к работе.

Образец заполнения журнала учета предрейсового инструктажа водителей может на один-два столбца отличаться от регистра первичных бесед. Так, в последнем не нужно указывать тему (она для всех едина). Зато следует упомянуть, в какое подразделение направляется шофер, с которым заключается трудовой договор.

Что будет, если не вести

Журнал регистрации предрейсового инструктажа водителей по БДД — образец отчетности по охране труда. Если сотрудник на таком мероприятии не побывал, значит, работодатель не уполномочил его исполнять должностные обязанности.

И если шофер выходит на рейс, получается, начальник фактически допустил его до работы без юридических оснований. Это является нарушением, предусмотренным частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ. Организация заплатит штраф от 3000 до 5000 рублей.

Журнал вводного инструктажа водителей

Юрист сайта “Правовед.ру”, автор научных статей по юриспруденции.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Нужно ли вести журнал предрейсового инструктажа водителей?

Инструктажи, которые обязаны прослушивать водители, делятся на четыре большие группы: вводные, сезонные, предрейсовые, специализированные.

Условия проведения таковы:

На каждый тип инструктажа должен быть заведен отдельный журнал.

Журнал о прохождении предрейсового инструктажа необходим для ведения отчетности и как доказательство факта, что водитель был ознакомлен с особенностями выхода на линию.

В нем может быть отображена отметка о качестве усвоенной водителем информации (после проведения устного опроса, короткого тестирования и прочее). Отсутствие документа о прохождении предрейсового инструктирования грозит работодателю административной ответственностью. А если в результате отсутствия обучения произойдет несчастный случай – даже уголовной.

Для ГИТ журнал является своеобразным гарантом того, что все водители по необходимости проходили и проходят предрейсовые инструктажи.

Типовой формы ведения документа не существует. Однако все журналы, ведущиеся на предприятии, должны сохранять общую структуру независимо от года ведения.

Книга учета состоит из двух разделов: титульного листа и табличной части. Вести его имеет право специалист из службы по охраны труда, закончивший курсы повышения квалификации и имеющий соответствующие сертификаты на проведение подобного рода инструктажей и ведение отчетной документации.

Титульная страница должна отображать информацию о полном наименовании и правовом статусе предприятия, наличии регистрационного номера и лицензии на оказание транспортных услуг, названии документа, даты начала и окончания ведения, ФИО и должности ответственного лица.

Табличная часть состоит из таких столбцов:

В журнале нужно максимально подробно передать все сведения о проведенном обучении по БДД, поэтому по желанию руководителя форма может быть расширена дополнительными сведениями (расшифровкой причины проведения предрейсового инструктирования, подробностями о транспортном средстве, маршруте, перевозимом грузе, инструктируемом – должности и сроке его работы).

Нумерация страниц проводится вручную исключительно лицом, в чьи должностные обязанности входит ведение журнала. После того, как в нем закончатся свободные страницы, его необходимо сшить, заверить печатью и подписью руководителя предприятия и направить на хранение в архив.

Журнал учета следует заполнять вручную. В случае возникновения ошибок их нужно исправлять согласно ГОСТ 2.503-2013 – перечеркивать одной тонкой сплошной линией, поставить отметку «исправлено» и написать над или рядом со строкой правильную формулировку или цифровое значение.

Скачать образец

Образец журнала предрейсового инструктажа водителей по БДД.

Правила заполнения документа

Подготовкой сотрудников к рейсам занимается начальник службы безопасности движения. Он же осуществляет разработку инструкций и ведение журналов.

Журнал инструктажей водителей по безопасности движения (образец в нашем материале) должен содержать следующие сведения:

После того как работник прослушает курс подготовки, он может быть допущен к рейсу. Страницы документа нумеруются и прошиваются. С обратной стороны он скрепляется печатью и заверяется подписью ответственного лица.

Вопрос-ответ

Нужно ли соблюдать хронологию записей в журнале БДД? Если в компании много водителей, их фамилии удобнее заносить в журнал по алфавиту, при этом хронология событий, как правило, нарушается.

Форма ведения журнала может быть произвольной. Поэтому его можно вести так, как удобно.

Должен ли быть ответственный за БДД в строительной организации, имеющей всего 4 машины? Нужно ли в этом случае вести журнал водительских инструктажей?

В Федеральном законе № 196 четко говорится, что такой специалист нужен всем организациям и ИП (без исключения), владеющим грузовым и пассажирским транспортом. Журнал заводится обязательно для составления отчетности и решения судебных споров.

Какие журналы инструктажей по БДД следует иметь, если в компании есть только один служебный автобус, используемый не для коммерческих целей, а исключительно для перевозки собственных сотрудников?

В этом случае можно завести один совмещенный журнал, в котором водитель должен расписываться после каждого инструктажа. В таблице должна быть указана дата заполнения, ФИО слушателя и ответственного за БДД. Фиксируется номер водительского удостоверения, результаты медосвидетельствования водителя (номер медсправки), проверки на трезвость.

Понятие

Учетный журнал инструктажей по безопасности дорожной езды – это документ для регистрации занятий с водителями ТС, используемых компаниями или ИП для грузопассажирских перевозок. Записи оформляются в виде таблиц. В горизонтальных строках содержатся сведения о видах и тематике инструктажей, а также размещается информация о водителях и инструкторах.

Пронумерованные листы шнуруются, заверяются печатью компании и подписью ответственного лица.

Назначение

Инструктажи по БДД проводятся для ознакомления водительского состава со спецификой деятельности компании, видом перевозок. Занятия с водителями проводятся периодически или регулярно в зависимости от назначения используемых ТС, характера грузов, особенностей маршрутов, условий транспортировки людей или товаров.

Подобные занятия позволяют морально подготовить перевозчиков к рабочим поездкам, разъяснить порядок действия в различных ситуациях, повысить ответственность за обеспечение безопасности езды.

Зачем нужен

Журнал является подтверждением соблюдения транспортного и трудового законодательства. Это юридический документ, в котором регистрируются все водители, принятые на работу и ознакомленные с особенностями автоперевозок.

Журналы регистрации подобных инструктажей нужны для:

Отличие от журнала инструктажей по охране труда

На предприятиях заводят отдельные журналы по инструктажам БДД и по охране труда (ОТ), поскольку анализом информации, отражаемой в  подобных документах, занимаются разные надзорные органы. При просмотре записей может возникнуть путаница и необоснованные претензии к компании.

Ведение этих журналов регламентируется совершенно разными нормативными актами.

Инструктаж по ОТ проводится для всех работников предприятия, в том числе для водительского состава. В тематике отражаются общие вопросы безопасной работы с оборудованием. Периодичность занятий по ОТ и БДД может отличаться.

Согласно транспортному законодательству, ответственность за проведение занятий по БДД несет специальный сотрудник, прошедший квалификационный отбор в УГАДН – хорошо знакомый со спецификой работы в этой области. Только он имеет право контролировать ведение учетного журнала, заверять его своей подписью.

Регламентация

Проведение занятий по БДД с водительским персоналом предприятий, а также оформление учетных журналов регламентируется такими нормативно-правовыми актами, как:

Для каких инструктажей используется

Для обеспечения безопасности дорожной езды и грузопассажирских перевозок проводятся инструктажи БДД различных видов (вводный, предрейсовый, сезонный, специальный).

Они отличаются программой, периодичностью и целями проведения. Занятия организуются для водительского персонала разного типа.

Справка. Для удобства учета в крупных компаниях с большим количеством работников, как правило, ведется 3 вида регистрационных журналов по БД:

Вводные

Водителю сообщают о характере перевозок, нормах загрузки транспорта, категории пассажиров, особенностях посадки-высадки людей. Рассказывают о типичных причинах ДТП, действиях в случае их возникновения, порядке вызова страхового агента на место происшествия.

Знакомят с правилами допуска к работе и прохождения медосмотра.

Журнал вводного инструктажа по БДД выглядит так:


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Предрейсовые

Перед рейсом водителя информируют об особенностях маршрута, дорожных условиях, местах парковки/топливной заправки, наличии опасных участков дороги, объездных путей, а также о мерах обеспечения безопасности пассажиров.

Журнал регистрации предрейсового инструктажа водителей по БДД образец выглядит так:


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

На заметку. Если предрейсовый инструктаж проводится сразу для нескольких водителей, участвующих в рейсе, тематику можно указывать только для одного из них, поскольку содержание лекций является одинаковым для всех.

Сезонные

В программу весенне-летних инструктажей входит ознакомление водителей с особенностями езды во время ливней, таяния снегов, разлива рек, раскисания дорог (возникновения повышенной вероятности буксования).

Темами осенне-зимних инструктажей являются правила езды по обледеневшим трассам, во время снегопада, плохой видимости из-за тумана.

Водителей предупреждают также о повышенной опасности перевозок во время сезонных отпусков, школьных каникул.


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Специальные

Такие инструктажи проводятся в экстренных ситуациях, а также при появлении новых приказов, касающихся транспортных перевозок и норм труда. Специальные занятия часто проводятся в дополнение к сезонным инструктажам, а их регистрационная документация, как правило, ведется совместно.

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Чтобы узнать, как создать инструкции и программы инструктажа по БДД, как организовать повышение квалификации водителей и обеспечить охрану труда водителей по всем правилам, смотрите вебинар Марины Шобохоновой «Как допустить водителей к работе: инструктажи по БДД и режим работы».

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

Для чего необходимо их прохождение

Проведение инструктажей необходимо для повышения качества труда автоводителей и информирования их об особенностях передвижения на рейсовых маршрутах. Они подразделяются на следующие виды:

Об их прохождении сотрудник расписывается в специальном документе.

Журнал предрейсового инструктажа водителей, образец


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Заполненный журнал в межсезонный по БДД


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Журнал вводного инструктажа водителей, образец


ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЗОННОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ СКАЧАТЬ

Работник, чьей подписи не будет в указанных документах, не может быть допущен к работе.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

Как вести

Учетные журналы по БДД можно приобрести в онлайн-магазине «Товары и услуги по ОТ, экологии и пожарной безопасности», а также в магазине «Protector».

На сайте https://trans-otdel.ru/журнал-безопасность-перевозок-бдд/ можно купить полный набор документации, необходимой для организации работ по обеспечению БДД, или заказать разработку индивидуальных документов.

Кто должен вести

Журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения заполняет инструктор, проводивший занятия – к примеру, начальник автоколонны или инженер по ТБ и ОТ. Он ставит свою подпись на бланке после каждой проведенной беседы.

Разработкой формы журнала, контролем его заполнения занимается специальный сотрудник компании, назначенный ответственным за безопасность ДД и транспортных перевозок. Он контролирует подготовку водителей к выполнению рабочих заданий, следит за своевременным проведением занятий, принимает решение о допуске перевозчиков к рабочей поездке.

Когда вносить записи

Записи о проведении вводных инструктажей по БДД делаются в день проведения первичных занятий с новыми водителями.

Предрейсовый журнал заполняется перед первым рейсом по данному маршруту. Если перевозчик совершает разные поездки (в течение суток или ежедневно), инструктаж осуществляется перед каждым рейсом, а его проведение регистрируется.

Журналы сезонных инструктажей заполняются дважды в год, а специальных – после проведения соответствующих лекций.

Единой формы оформления журналов регистрации инструктажа по БДД нет. Их структуру разрабатывает сотрудник, занимающий должность ответственного за безопасность езды.

Однако существуют общие правила оформления такой документации:

Предупреждение. Если в таблице инструктажа нет подписи водителя, работника не допустят к поездке, поскольку считается, что он не прошел необходимой подготовки.

Какие сведения должны быть отражены

Как указывается в Приказе № 145, в учетном журнале БДД должны содержаться следующие сведения:

По мере необходимости в таблицу вносятся сведения о категории, типах, марках транспортных средств, участке работы водителя в составе компании, номерах и содержании конкретных инструкций.

Можно ли вести в электронном виде

С 2022 года журналы по безопасности дорожной езды можно вести не только в бумажной форме, но и в виде электронного Excel-документа. При этом используются специальные компьютерные программы, разработанные для регистрации транспортной деятельности предприятий. Водители и инструкторы должны иметь личные электронные подписи (ЭЦП), изготовленные в соответствии с ФЗ-63 от 06.04.2011 г.

Хранение

Любую учетную документацию, содержащую информацию об инструктажах по безопасности грузовых и пассажирских перевозок, хранят в архивах компаний в течение 10 лет и более.

Руководители предприятий обязаны предоставлять регистрационные журналы представителям надзорных органов (ФБУ Ространснадзор, трудовой инспекции, судебным органам).

Информация может быть использована для оценки деятельности компаний, проверки  исполнения требований безопасности перевозок.

Старые журналы хранятся для контроля эффективности мероприятий по обеспечению БДД. Они могут быть использованы для сбора статистических данных, при оспаривании претензий к безопасности перевозок, осуществляемых компанией.

Ответственность за наличие

Ведение журналов по БДД подтверждает исполнение законов, должное внимание руководства предприятия к обязательным требованиям. Ответственность за наличие отчетной документации по обеспечению БДД несет руководитель компании.

Несоблюдение правил обеспечения БДД и требований к ведению регистрационных журналов является серьезным административным нарушением, за которое с компании могут взыскать штраф до 100 000 рублей.

Какие еще журналы могут понадобиться

Кроме журналов вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажа по БДД, компании могут понадобиться дополнительные документы, в которых регистрируется информация о событиях и деятельности, связанной с безопасностью перевозок.

Журнал медосмотров (предсменных, предрейсовых)

Здесь регистрируются типичные причины отстранения водителей от рабочих поездок, описывается воздействие опасных грузов на здоровье перевозчиков. Журнал заполняется медработником, на которого возложено проведение соответствующего освидетельствования.

Фиксируются следующие данные:

Журнал регистрации техсостояния ТС, их выпуска в рейс

Позволяет выявлять непроизводительные траты рабочего времени (отклонения от маршрута в личных интересах) по величине пробега и расходу топлива. Журнал используется для доказательства исправности ТС, выпускаемого в рейс, разрешения спорных ситуаций при выяснении причин ДТП.

Журнал выдачи путевых листов

Используется для бухгалтерских расчетов, составления сметы расходов. В него записываются номер и дата оформления путевого листа, данные водителя, место доставки грузов или пассажиров, показания спидометра, номер ТС, ставятся подписи водителя, старшего диспетчера, бухгалтера компании.

Журнал учета нарушений ПДД

Его ведение позволяет повысить ответственность перевозчиков, избежать игнорирования правил дорожной езды. Здесь фиксируются:

Дополнение. При приеме водителей на работу многие предприятия заключают договор о материальной ответственности за нарушения правил дорожной езды и грузопассажирских перевозок. В нем указываются размеры штрафов.

Журнал учета проверок надзорных органов по БДД

Записи, сделанные в этом документе, могут пригодиться компании при обращении в суд по поводу оспаривания несправедливо наложенных штрафов. В журнал проверок включают такие данные:

Журнал регистрации водителей, отправляющихся в командировку

В таблице указывается дата инструктажа, ФИО водителя, маршрут и длительность командировки, марка и госномер авто, название/номер инструкции, ФИО и должность инструктора. Ставятся личные подписи обоих лиц.

Журнал учета ДТП

Его ведет ответственный за безопасность перевозок, в обязанности которого входит сверка данных о ДТП с результатами, фиксируемыми ГИБДД.

В этих журналах есть следующие графы:

Журнал учета занятий по БДД

Указывается общий объем программы (в часах), продолжительность теоретических и практических занятий, а также сведения, полученные водителями во время каждого из них.

Все водители, работающие в организациях, использующих ТС для служебных или коммерческих перевозок, должны обязательно проходить инструктаж по безопасности езды. В противном случае они не допускаются к работе, а руководство компании и сотрудник, ответственный за БДД, наказываются крупным штрафом за нарушение требований закона.

Сведения о проведении первичного и последующих инструктажей фиксируются в специальных журналах, которые являются юридическими документами. Журналы заверяются печатями и подписями ответственных лиц. Их сохраняют как доказательство соблюдения законодательных предписаний, используют при выяснении причин ДТП и степени вины перевозчиков.

Выводы

При перевозке особо важных грузов или пассажиров, изменении маршрута или смене транспортного средства водитель обязан пройти предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения.

Сведения о прохождении должны отображаться в специализированном журнале, состоящем из титульного листа и табличной части.

Использованный журнал должен сшиваться, направляться в архив и предоставляться в случае проведения инспекций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *