Авторизация на сайте

Перечень профессиональных стандартов, внедренных в государственном автономном учреждении Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов»

Наименование профессионального стандарта, реквизиты приказа Минтруда РФ

«Руководитель организации социального обслуживания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 N 353н)

«Бухгалтер» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 N 103н)

«Специалист по социальной работе» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 N 351н)

«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 N 352н)

«Психолог в социальной сфере» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2023 N 716н)

«Специалист в области охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2021 N 274н)

«Специалист по управлению персоналом» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.03.2022 № 109н

«Специалист по информационным ресурсам» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.07.2022 № 420н)

«Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 N 680н)

«Менеджер по информационным технологиям» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2021 N 588н )

«Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 534н)

«Специалист в области декоративного садоводства» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.09.2020 N 559н)

«Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 17.11.2020 N 810н)

«Слесарь-электрик» (Приказ Минтруда России от 28.09.2020 N 660н)

«Специалист административно-хозяйственной деятельности» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2018 N 49н)

«Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 53н)

«Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 333н)

«Горничная» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 657н)

“Экономист предприятия» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.03.2021 N 161н)

«Администратор баз данных» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 № 408н

«Медицинская сестра/медицинский брат» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 475н)

«Специалист по медицинской реабилитации» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2018 N 572н)

«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый) (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г. N 293н)

«Специалист по медицинскому массажу» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.11.2018 N 744н (ред. от 26.11.2018)

«Переводчик русского жестового языка» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2022 №13н)

Цель программы

Деятельность специалиста по реабилитации направлена на восстановление ресурсов человека, его адаптации в социуме, улучшения его социального взаимодействия с окружающей средой. Реабилитолог работает с социально незащищенными категориями граждан: специалист оценивает состояние ресурсов человека, нуждающегося в помощи, определяет необходимые меры оказания помощи и их последовательность, разрабатывает для него при необходимости индивидуальную реабилитационную программу, привлекая к работе других специалистов.

Цель данного курса – дать слушателям необходимые знания стандартов законодательства, регулирующего деятельность социального обслуживания, навыки диагностики и оценки психологического, социального, трудового статуса и потенциала реабилитанта, его физического состояния, знания методов оказания социальной помощи.

Основные задачи программы

1.   Дать слушателям необходимую нормативно-правовую базу: основы социального обслуживания населения.

2.   Изучение общих профессиональных дисциплин.

3.   Изучение специальных дисциплин.

№пп

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО 

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции 

Тестирование

Нормативно-правовые основы социального обслуживания населения

Раздел общепрофессиональных дисциплин

Основы социальной психологии

Методы индивидуального, семейного и профессионально-личностного консультирования

Основы возрастной психологии

Основы специальной педагогики и психологии

Конфликтология. Основные методы и способы медиации

Социальное обеспечение в РФ и его функции

Раздел специальных дисциплин

Теоретические основы социальной реабилитации

Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних

Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов

Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями

Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи

Основы эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации

Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации

Этика и деонтология социальной работы

Итоговый междисциплинарный экзамен

Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца

Авторизация на сайте

Авторизация на сайте

Преподаватели направления

оригинальный
продукт,
разработанный с нуля почетными работниками
образования

от лет

стаж практической
работы тех, кто разрабатывал курс

преподавателей –
кандидаты наук в своей области

Авторизация на сайте

Научим именно тому, что
понадобится
вам в работе

Емкая информация без “воды” для
старта
в профессии с нуля или улучшения компетенций на
текущем
месте работы

В материалах учтены изменения в
отрасли,
а также нововведения

Программы составленыпо ФГОС

Лицензия Министерстваобразования
РФ № Л035-01298-77/00181484

Член союзаАНО ДПО

ТОП-3 лучших

образования РФ

Общение с другими слушателями в закрытом
чате в Telegram

Авторизация на сайте

Методы обучения

1. Мы разработали образовательную программу профессиональной переподготовки для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

Результат обучения

Наставничество HR-специалиста по всем интересующим вопросам

Эффективные консультации по способам повышения дохода

Помощь наставника на старте частной практики после освоения
профессии

Помощь в составлении резюме и поиске новой
высокооплачиваемой работы

Как выбрать компанию для трудоустройства на долгие годы

Ежедневная рассылка с подборкой вакансий по
интересующему вас направлению

Как эффективно пройти испытательный срок

Ответы на вопросы о том, как достичь профессионального
роста, как избежать выгорания и т.п.

Помощь в составлении резюме и поиске новой
высокооплачиваемой работы

Как выбрать компанию для трудоустройства на долгие
годы

Ежедневная рассылка с подборкой вакансий по
интересующему вас направлению

Ответы на вопросы о том, как достичь
профессионального
роста, как избежать выгорания и т.п.

Ваш наставник в эффективном старте
карьеры

Авторизация на сайте

Обладает экспертизой консультирования по трудоустройству на позиции любых уровней: Junior, Middle, Senior, Lead

Бизнес-тренер с опытом публичных выступлений с 2019 года

Консультант по профессиональной ориентации

Соавтор и организатор курсов обучения по найму и адаптации персонала

Участник международных конференций, форумов и выставок для директоров по персоналу (HRD)

Эксперт-практик направлений: разработка системы оценки, адаптации и мотивации персонала, проведение тренингов, а также индивидуальных коуч-сессий

Обладает экспертизой консультирования по трудоустройству на позиции любых уровней: Junior, Middle, Senior, Lead

Оставьте заявку на обучение

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!

и получите информацию, как трудоустроиться после
получения диплома

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Список документов для поступления граждан других стран можно уточнить при подаче заявки на обучение.

Больше программ данного направления

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Еще больше программ данного направления можно запросить у персонального менеджера:

Посмотрите программу
Изучите учебный план
Ознакомьтесь с отзывами

«Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан» с присвоением квалификации «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»

№пп

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО 

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции 

Тестирование 

Практические занятия

1.1.

Право социального обеспечения

1.2.

Понятие социального обслуживания и законодательство, его регулирующее

1.3.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

2.1.

Социализация как приобщение человека к жизни в обществе

2.2.

Предмет и место социальной психологии в системе научного знания

2.3.

Общение и взаимодействие

2.4.

Социальная психология групп

2.5.

Проблема личности в социальной психологии

3.1.

Консультирование в социальной работе

3.2.

Основы консультативного взаимодействия

3.3.

Этапы консультирования

3.4.

Семейное консультирование как технология социальной работы с семьей

3.5.

Профессиональное консультирование

4.1.

Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

4.2.

Теории развития человека

4.3.

Дошкольное детство

4.4.

Младший школьный возраст

4.5.

Подростковый и юношеский возраст

4.6.

Развитие зрелой личности

5.1.

Специальная психология как наука

5.2.

Общая характеристика нарушений психического развития и их причины

5.3.

Дети с дефицитарным и искаженным психическим развитием

5.4.

Дети с пограничными психическими расстройствами

5.5.

Проблема умственной отсталости и задержанное психическое развитие

5.6.

Психологическое консультирование и помощь детям с отклонениями в развитии

5.7.

Основы коррекционной педагогики

7.1.

Предмет, метод, система, функции и принципы права социального обеспечения

7.2.

Стаж в праве социального обеспечения

7.4.

Социальное и медицинское обслуживание населения

7.5.

Льготы в праве социального обеспечения

8.1.

Социальная реабилитация. Понятие и виды

8.2.

Теоретические основы социальной реабилитации

8.3.

Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов

8.4.

Социальная среда жизнедеятельности инвалидов

8.5.

Программы социальной реабилитации инвалидов

8.6.

Технологии социальной реабилитации

8.7.

Методика формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов по социальному блоку

8.8.

Направления социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан

9.1.

Социальная реабилитация детей с нарушениями развития

9.2.

Основы технологии социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья

9.3.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

9.4.

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

9.5.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе межличностных отношений

9.6.

Общение как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

9.7.

Работа с семьей ребенка

9.8.

Специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как профессионал

10.1.

Социально-трудовая реабилитация больных и инвалидов

10.2.

Профессиональная реабилитация инвалида

10.3.

Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью

10.4.

Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья

10.5.

Обеспечение занятости лиц пожилого возраста

13.1.

Эргономика безопасной и комфортной среды для инвалидов и пожилых людей

13.2.

Психология труда и эргономика в социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

13.3.

Методики эрготерапии в центре реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата

13.4.

Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги, предоставляемые инвалиду

13.5.

Механизмы лечебного воздействия кинезотерапии

14.1.

Теоретические и методологические аспекты оценки результативности реабилитации инвалидов

14.2.

Клинические и психодиагностические инструменты для оценки реабилитационного процесса

15.1.

Теоретико-методологические основы этики социальной работы

15.2.

Профессионально значимые ценности и нравственные императивы социальной работы

15.3.

Этический кодекс профессии

15.4.

Деонтологические аспекты социальной работы

Онлайн-обучение в НАДПО по курсу «Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан» 580 ч. было настоящим открытием для меня. Благодаря доступной форме обучения и качественным материалам я смогла углубить свои знания и навыки в области реабилитации. Получение квалификации «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» стало для меня значимым шагом на пути к профессиональному росту. Я благодарна организаторам курса за возможность обучаться онлайн, не выходя из дома, и за высокий уровень подготовки преподавателей. Рекомендую этот курс всем специалистам, заботящимся о благополучии уязвимых групп населения.

Чернядьева Ольга Николаевна , 01.03.2024

Обучение интересное. Материалы лекций дают возможность повысить свой профессиональный потенциал. Практические задания дают более глубокое познание пройденного материала. Большое спасибо педагогу Беловой Ангелине Александровне за своевременную проверку практических заданий, за её отзывы. В общем, учеба на пять. Спасибо, что вы есть. Буду советовать ваше учебное заведение своим знакомым.

Шумова Вера Юрьевна , 20.03.2023

Добрый вечер. Проходила курс «Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан» с присвоением квалификации «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере». Довольна результатом, материал понятен для усвоения, удобная система прохождения курса по этапам. Спасибо за возможность самостоятельно стать лучше в выбранной мною сфере, развить свои навыки и получить новые знания. Рекомендую.

Гришина Екатерина Олеговна , 03.09.2022

Обучение очень понравилось, информация понятна и практична. С удовольствием применяю на практике, помогаю людям. В лекциях было много интересного материала. Большая благодарность НАДПО за такое обучение.

Кузнецова Екатерина Николаевна , 04.08.2022

Все отлично! Интересный курс. Материал изложен кратко, лаконично, доступно и понятно.

Сыпачева Оксана Сергеевна , 03.07.2022

Актуальное и интересное наполнение курса. Полезные, творческие практические задания. Понятные тесты, позволяющие закрепить учебный материал. Быстрая проверка домашних заданий преподавателем.

Щербакова Ирина Игоревна, г.Сергиев Посад , 02.07.2022

Лекционный и практический материалы доступны для обучения.

Свистельник Наталья Владимировна, г.Ивантеевка , 18.12.2021

Прохожу обучение уже по 5 программе, очень довольна, повысила свою квалификацию и применяю в работе.

Дубенскова Ольга Борисовна, г.Москва , 30.08.2021

Отличный курс! Все материалы, ссылки на законодательные нормы и постановления актуальные. Проходить обучение удобно. Плюс ко всему огромная библиотека вебинаров с массой очень полезных видеолекций. Спасибо НАДПО!

Михайлов Кирилл Александрович, г.Дедовск , 08.08.2021

Шипкова Елена Александровна, г.Санкт-Петербург , 05.08.2021

Добрый день! Хочу поблагодарить АНО НАДПО за отлично построенную работу! Учиться было в удовольствие. Информация для изучения подавалась понятно, информативно и очень интересно! Спасибо большое!

Силкина Яна Дмитриевна, г.Москва , 05.08.2021

Спасибо огромное за обучение, материал содержательный, объемный, и самое главное познавательный, узнал много нового.

Ситчихин Валентин Вячеславович, г.Москва , 27.05.2021

Я очень благодарна педагогам курса за прекрасную подачу материала. Прекрасное изложение. Закрепление материала с практическими заданиями. Очень хорошо закрепляется пройденный блок. Прекрасный план обучения. Всё очень доступно и очень естественно укладывается в память. После пройденного курса не остаётся сомнений, что ты профессионал своего дела. Спасибо вам за такую возможность получения знаний! Без труда сразу поступила на работу по специальности, даже еще на этапе прохождения последних блоков. Со свежим повышением квалификации оторвали с руками. Спасибо!

Корнеева Екатерина Владимировна, г.Москва , 09.04.2021

Хорошо,что есть учеба на  удаленке. Занимайся себе, когда тебе удобно. Есть возможность исправить свои ответы, заново ответить. Материал большой и нужный.

Скобыкова Татьяна Сергеевна, Бокситогорск

Спасибо педагогам за
отзывчивость, готовность ответить на возникающие вопросы. Я получила ту
информацию, которая была мне нужна. И, конечно, очень помог в жизни диплом.

Ахтямова Гузель , Набережные Челны

Благодарю за полезные
лекции. Хорошее освещение нормативной правовой информации. Курс дал мне
возможность поделиться опытом с коллегами, обсудить возникающие проблемы в
работе.

Пахомова Ирина Анатольевна, Пермь

Спасибо за полезный и нужный
материал, практические примеры из жизни. Отдельная благодарность за ответы на
насущные вопросы по работе. Рекомендую всем работникам социальной сферы!

Егорцева Майя Андреевна, Иркутск

В подведомственном Минобрнауки России Пензенском государственном университете работают над масштабным проектом с использованием технологий виртуальной реальности. Решение поможет людям с особенностями здоровья компенсировать негативные последствия инвалидизации. Работа ведется в рамках госзадания. Кооперация ученых, молодых специалистов, аспирантов и студентов вуза разработала и зарегистрировала более десяти объектов интеллектуальной собственности. Работа продолжается. Об этом сообщил ТАСС.

Научный коллектив Пензенского госуниверситета создает адаптивную среду виртуальной реальности. По словам д-р техн. наук, заведующего кафедрой «Радиотехника и радиоэлектронные системы» Александра Тычкова, их проект не только обучит людей пользоваться возможностями виртуальной реальности, но и повысит результативность комплексной реабилитации.

Научная работа в области создания научно-технологического решения с использованием достижений информационных технологий и цифровых интеллектуальных систем началась в 2019 году. Пензенских исследователей поддержали несколько проектов: НОЦ «Инженерия будущего», Фонд содействия инновациям и ректорские гранты ПГУ. Кроме того, настоящий проект разрабатывается как междисциплинарный в тесном сотрудничестве ученых различных подразделений университета: Управления комплексного развития инклюзивного образования, Научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований, Педагогического, Политехнического и Медицинского институтов.

В 2023 году Управлением комплексного развития инклюзивного образования ПГУ был выигран конкурс на выполнение госзадания по развитию в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Кроме того, организована новая научно-исследовательская лаборатория «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами».

Фундаментальное научное исследование рассчитано на три года. Создаваемая комплексная система реабилитации людей с ментальными нарушениями будет апробирована в пяти субъектах России: Пензенской, Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и в Татарстане. После модель будет растиражирована как типовая по всей территории России.

В настоящее время между Пензенским государственным университетом и Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области заключено соглашение. Министерство предоставляет экспериментальную площадку, на которой силами ученых ПГУ будет создаваться модельный Центр дневного пребывания людей с ментальными нарушениями (там в основном и будет проходить апробация системы).

«Научное исследование направлено на создание комплексного научно-технологического решения по реабилитации детей-инвалидов с использованием достижений информационных технологий и цифровых интеллектуальных систем, с применением „сквозных” технологий на стыке виртуальной реальности и персонифицированной медицины. В том числе через создание центров дневного пребывания», — поделилась Оксана Симакова, канд. пед. наук, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ.

Предлагаемый центр путем формирования доступной среды, необходимой для восстановления и компенсации временных (постоянных) нарушений здоровья, будет обеспечивать автономность человека, имеющего инвалидность, повысит качество их жизни, социальной и других видов активности инвалидов. А также лиц с временными или постоянными ограничениями здоровья.

Работа ведется одновременно в нескольких направлениях: медицинском, психолого-педагогическом, социально-реабилитационном и инженерно-прикладном. Первое реализуют представители Медицинского института ПГУ. Они разрабатывают современные методы реабилитации, обладающие высокой эффективностью и позволяющие в значительной степени компенсировать негативные последствия нейропатогенных и других патологических процессов. Второе — сотрудники управления КРИО. А третье — научный коллектив Политехнического института и Научно-исследовательского института фундаментальных исследований, которые уже имели наработки в области использования виртуальной реальности и способов интеллектуальной обработки физиологических сигналов для исследования поведения человека в условиях иммерсивной среды.

Главная цель, которую ставят перед собой ученые, — регуляция нервной системы людей с нарушениями для того, чтобы их мозг лучше воспринимал и усваивал информацию.

«Виртуальная реальность создает эффекты, проецируемые на сознание человека, и позволяет испытывать ощущения, максимально приближенные к реальным. Тем самым создает предпосылки безбарьерной адаптации детей-инвалидов к внешним и внутренним „раздражителям”», — отметил Александр Тычков.

Участниками эксперимента стали более 180 людей в возрасте от 8 до 20 лет с ментальными нарушениями.

«Эксперимент показал, что необходима разработка структуры функционирования адаптивной виртуальной реальности для контроля над психическими расстройствами и расстройствами поведения с последующим применением когнитивно-поведенческой терапии в среде виртуальной реальности, способствующей изменять деструктивные модели познания и поведения. А также обеспечивающей функционирование виртуальной реальности в сценах и стимулах, вызывающих неспецифические изменения сигнальных паттернов», — добавила Оксана Сергеевна.

Зная закономерности патогенетических механизмов психических заболеваний и эпигенетического влияния социально-средовых факторов на течение заболевания, можно различными средствами эффективно влиять на отдельные ее звенья, ускоряя процесс реабилитации и включения в меняющиеся условия среды, то есть управлять реабилитационным процессом. Уверена Оксана Симакова.

Отметим, в ПГУ молодые ученые и студенты давно заинтересованы разработкой сцен виртуальной реальности. Например, они создали сцены виар для космических туристов. Это открыло возможность для многих студентов и преподавателей Пензенского госуниверситета побывать в космосе. Для этого достаточно посетить Студенческий научно-производственный бизнес-инкубатор ПГУ.

На протяжении нескольких лет коллектив Пензенского госуниверситета проводит исследование тревожно-фобических расстройств человека. Для этого привлекаются специалисты из медицины. Предварительно врач проводит общий осмотр человека, погружающегося в виртуальную реальность, беседует с ним, проводит тестирование. Первый этап исследования — субъективная оценка. Второй — объективная оценка (снятие физиологических данных: электрокардиограмма (ЭКГ) и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)). После обработки физиологических сигналов делается вывод об особенностях поведения человека в среде виртуальной реальности.

Сцены виртуальной реальности разрабатывает внештатный специалист-эксперт Руслан Золотарев. Он нашел новаторское решение, связанное с построением моделей виар. Сцены проектируются в программной среде Unreal Engine. В любой сцене находится множество объектов. Каждый требует работы над ним. Для того чтобы объект привести в движение, то есть сделать его реалистичным, требуется его тиражирование. Это можно сделать при помощи специального программного решения. Его тоже создали в ПГУ. Оно имеет преимущество над известными технологическими решениями.

«В сценах виртуальной реальности мы встречаем множество объектов. Например, сцена городской среды. Мы увидим там многоэтажные дома, автомобили, горожан, различные магазины. Некоторые из них требуется „оживить”, то есть они должны двигаться, лететь, ездить», — поделился Руслан Золотарев.

Устройство, с которого транслируется сцена виртуальной реальности, будет обращаться к размноженным объектам несколько сотен раз без аппаратных и дополнительных программных затрат.

А код, написанный в ПГУ, позволяет размножать модели объектов в неограниченном количестве всего в один клик. Разработанная «Программа оптимизации построения статистических объектов виртуальных сцен, изменяющих мозговую активность в среде Unreal Engine» оптимизирует и ускоряет процесс построения дальнейших сцен виртуальной реальности.

«Наша программа реализует алгоритм создания копий статистических объектов и позволяет создавать большие массивы объектов без нагрузки на процессор и видеокарту», — добавил Золотарев.

В ПГУ на базе бизнес-инкубатора собран полноценный комплекс инструментария для погружения в виртуальную реальность: очки виртуальной реальности, джойстики и платформа полного погружения, созданные нейроинтерфейсы и электроэнцефалограф.

Две программы: «Программа спектрального анализа пиковой активности (максимальной мощности) ЭЭГ детей с ментальными нарушениями при погружении в виртуальную реальность» и «Программа амплитудного анализа изменений индекса ритма волн ЭЭГ у детей с ментальными нарушениями при погружении в виртуальную реальность», направлены на обработку поступивших сигналов.

Один из разработчиков программ — студент ПГУ Денис Чернышов пояснил, что получаемый сигнал может содержать множество информативных составляющих и внешних помех:

«Это связано с тем, что электроды постоянно регистрируют электрическую активность головного мозга и различные внешние артефакты, формируемые внешней средой».

Программы проводят постобработку данных электрической активности головного мозга. Затем они предоставляют результаты в наглядном графическом виде. Программы позволяют обработать массив данных и привести его в вид, позволяющий их сравнить и анализировать.

«Использование аудиовизуального контакта с пользователями будет способствовать восстановлению здоровья и улучшению самочувствия. Медицинская реабилитация с применением аудиовизуального контакта, в том числе через виар, поможет качественно улучшить жизнь людей», — поделилась Софья Тверская, ассистент кафедры «Радиотехника и радиоэлектронные системы», разработчик программ.

У детей, имеющих ментальные нарушения, наблюдаются дефекты речи: заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия и многое другое. У каждого дефекта свои признаки. Планируется, что разработанные программы смогут определять, какой именно вид нарушения речи у человека и как его можно лечить.

«Некоторые нарушения могут иметь одни и те же признаки, то есть отделить одно от другого бывает трудно. А программы ищут сходства и различия. Мы только в самом начале пути. Сейчас работаем над новыми алгоритмами, которые будут лучше идентифицировать признаки определенного нарушения», — рассказал Денис Чернышов.

С помощью «Программы обнаружения и классификации естественных эмоциональных состояний человека по речи на основе рекуррентной нейронной связи» коллектив ПГУ распознает эмоциональное состояние человека в момент погружения в виртуальную реальность.

Запись речи людей с ментальными нарушениями происходит с помощью программы. Она на выходе выдает результат о том, какой именно вид отклонения речевого развития наблюдается в конкретном случае. В настоящее время программа может определять только ярко выраженные признаки.

Но, стоит заметить, что в будущем она сможет идентифицировать почти все типы нарушений, так как в ее основе лежит нейронная сеть.

«Рекуррентные нейронные сети запоминают определенное состояния и анализируют то, что было раньше. Программа работает в реальном времени. Мы продолжаем обучать нейронную сеть. Планируем, что в итоге она сможет определить конкретное нарушение», — рассказал один из разработчиков, директор Студенческого научно-производственного бизнес-инкубатора Научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований ПГУ Алан Алимурадов.

В настоящее время программа уже способна определять отрицательные, положительные и нейтральные эмоции. В нее заложены параметры соответствия каждому состоянию.

«Программа на основе обученных данных эмоциональных состояний человека классифицирует поступающий сигнал. Затем выдает результат, что человек испытывает: гнев, страх, испуг», — добавил Алан Алимурадов.

Ученые уверены, что погружение в виртуальную реальность для детей с ментальными нарушениями будет плодотворно влиять на их здоровье и самочувствие, и обязательно будет наблюдаться положительная динамика.

«У такой категории детей при погружении в виртуальную реальность улучшаются моторика и речь. После нескольких погружений мы заметили, что на какое-то время ребенок начинает лучше говорить», — рассказал Руслан Золотарев.

Главной своей задачей коллектив ставит изучение влияния виртуальной реальности на течение заболевания людей с ментальными нарушениями.

Детям предлагается на время стать космонавтами или прогуляться по морскому побережью.

«Важно выяснить, как погружаемые реагируют на разные сюжетные ситуации. Программа в этом нам помогает», — добавил Руслан Золотарев.

Исследователи так же заметили, что сеансы погружения в иммерсивную среду эффективнее в динамике. Поэтому занятия с детьми проводятся по несколько раз.

«Результаты показывают, что аудиовизуальный контакт плодотворно влияет на общее состояние детей. Поэтому погружения строятся на принципе терапии. Мы наблюдаем накопительный эффект», — поделилась Софья Тверская.

В этом направлении научный коллектив ПГУ продолжает работу.

«Виар — это очень мощный побудитель. Он стимулирует мозг. Уверен, что таким образом мы можем формировать новые навыки, умения, а также убирать негативные проявления поведения», — поделился Руслан Золотарев.

В вузе также создали многоосевую платформу виртуальной реальности. Макет платформы связан с компьютером, который транслирует виар-сцены. Кольца, в которые помещен человек, поворачиваются в нужную сторону и с необходимым ускорением.

Для платформы исследователи разработали программное обеспечение. Ей управляет блок управления, а через беспроводную связь Bluetooth платформе подаются нужные команды.

Этим всем управляют несколько программ: первая управляет макетом платформы, вторая обрабатывает поступающие значения, и третья написана для устройства — смартфона. С ее помощью платформой можно управлять дистанционно.

«Платформа поможет сделать погружение реалистичнее, заставит мозг сильнее обмануться. В будущем планируем собрать полноразмерную многоосевую платформу, в которую можно будет поместить человека. Платформу также предполагается дополнить экзоскелетом», — поделился разработчик, аспирант ПГУ Александр Иванов.

Отметим, экзоскелет поможет восполнить утраченные функции, увеличит силы мышц человека и расширит амплитуду движений за счет внешнего каркаса и приводящих частей.

Предполагается, что платформу можно будет использовать для реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательной системы.

А пока научный коллектив Пензенского государственного университета продолжит работу над госзаданием. Главная их цель — помочь адаптироваться и реабилитироваться людям с ментальными нарушениями в социуме.