Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2022 года; проверки требует 1 правка.
Национальная система профессиональных квалификаций
В настоящее время ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей изменения в будущем. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база. В этой работе принимают участие органы государственной власти, работодатели, профсоюзы и система образования.
Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на требованиях рынка труда.
В разработке, внедрении, апробации и контроле национальной системы квалификации участвуют следующие органы и организации
Порядок оценки квалификации работников определен вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ « О независимой оценке квалификации».
Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. На данный момент утверждено более 800 профессиональных стандартов.
Также утверждены справочник и список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий. Работа по формированию справочника продолжается и в настоящее время.
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации
Национальная система квалификаций (НСК) нацелена на улучшение качества взаимодействия систем образования и подготовки и рынков труда. В международной практике, последние пять лет, наблюдается стремительный рост числа стран, переходящих на национальные системы квалификационных стандартов.
Развитие НСК в Казахстане началось с 2012 года. Н СК – комплекс правовых и институциональных инструментов, механизмов регулирования, согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального.
Наличие системы квалификаций в стране позволяет создать:
Базовыми инструментами НСК являются:
Национальная система квалификаций. Основные элементы
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» (от 03.07.2016, № 238-ФЗ); вступил в силу с 01.01.2017 г.
Постановление Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (от 27.06.2016 № 584).
Основные принципы
Признание неформального образования
Основные участники НСК
Национальный совет при Президенте РФ
Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)
Советы по профессиональным квалификациям (отраслевые)
Центр независимой оценки квалификаций (ЦОК)
Министерство труда РФ + Министерство образования РФ
Региональный методический центр (РМЦ)
Средства массовой информации
Состав Национального совет при Президенте Российской Федерации по Профессиональным квалификациям
Министерство труда и социальной защиты РФ;
Министерство образования и науки РФ;
Российский союз промышленников и предпринимателей;
Ведущие объединения работодателей, крупные государственные корпорации; Федерация независимых профсоюзов России;
Ведущие университеты, ассоциация СПО;
Структура Национального совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
Рабочая группа Национального совета по цифровой экономики;
Рабочая группа Национального совета по развитию системы оценки квалификаций;
Рабочая группа Национального совета по развитию системы профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций;
Рабочая группа Национального совета по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям.
Функции Национального совета при Президенте Российской Федерации по Профессиональным квалификациям (НСПК)
Координация деятельности по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами; Координация деятельности по организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования; Координация деятельности по формированию системы независимой оценки квалификации; Организация разработки и актуализации классификатора видов профессиональной деятельности. Содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций. Создание советов по профессиональным квалификациям.
Основные направления работы НАРК в 2017 – 2020 гг.
1. Организация разработки наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации; 2. Организация разработки комплектов оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации для всех отраслей хозяйственной деятельности; 3. Организационно-методическое обеспечение деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации (помощь в работе с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям); 4. Ведение информационно-справочных ресурсов (реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации, программно-методический комплекс «Оценка квалификаций», Интернет-сайты НАРК и НСПК и др.); 5. Проведение мероприятий по развитию системы квалификаций на региональном уровне.
Ключевые направления развития НСК в 2017 – 2020 гг
популяризация национальной системы квалификаций как драйвера национальной экономики;развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;активное вовлечение регионов в работу по внедрению элементов национальной системы квалификаций на территории России;обеспечение методической и консультационной поддержки внедрения НСК на всех уровнях и звеньях национальной экономики;развитие информационных систем для формирования «экономики нового технологического поколения – цифровой экономики» (во исполнение поручения Президента Российской Федерации, озвученного в ходе послания Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г.).
1. Организация разработки наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации;
2. Организация разработки комплектов оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации для всех отраслей хозяйственной деятельности;
3. Организационно-методическое обеспечение деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации (помощь в работе с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям);
4. Ведение информационно-справочных ресурсов (реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации, программно-методический комплекс «Оценка квалификаций», Интернет-сайты НАРК и НСПК и др.);
5. Проведение мероприятий по развитию системы квалификаций на региональном уровне.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (ред. от 09.02.2018) «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»
Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:
Краткая информация об основных положениях НСК
Национальная система квалификаций (далее – НСК) – это комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда.
Целью развития НСК РФ является формирование современного гибкого механизма кадрового обеспечения решения приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Правовая основа современной НСК РФ определена указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Нормативно-правовые механизмы этой системы состоят в следующем:
– в трудовом законодательстве закреплены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация», определяющие взаимосвязь национальной системы квалификаций Российской Федерации и сферы труда (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации);
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовые основы применения национальной системы квалификаций в сфере профессионального образования: разработка федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований профессиональных стандартов, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ на соответствие профессиональным стандартам и др.;
– вопросы разработки и применения профессиональных стандартов регламентированы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Минтруда России.
НСК призвана способствовать достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также документах стратегического планирования в сферах научно-технологического, социально-экономического и информационного развития, обеспечения национальной безопасности, региональной и миграционной политики.
Главные вызовы в области развития квалификаций в РФ состоят в следующем:
– внедрение современных технологий, возникновение новых отраслей, профессий и рабочих мест не обеспечиваются нужным количеством квалифицированных кадров, механизм обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций не соответствует темпам изменений потребностей экономики в кадрах;
– участие работодателей в оценке результатов подготовки студентов в образовательных организациях часто носит формальный характер.
– ускоренная цифровизация хозяйственной и социальной жизни обострила спрос на цифровые компетенции работников, роль которых в новых условиях значительно возросла.
– процессы цифровизации в сфере труда и профессионального образования не синхронизированы.
Результатом внедрения НСК РФ должно стать:
– устранение разногласий между сферой профессионального образования и требованиями работодателей;
– постепенная замена устаревших квалификационных справочников на профессиональные стандарты;
– новый подход к подготовке кадров и независимой оценке их квалификации;
– повышение уровня экономики регионов, страны и, соответственно, рост благосостояния населения.
Обновлено 17.02.2023 10:52
Ценность национальной системы квалификаций
Экономический рост, повышение производительности труда и конкурентоспособности национальной экономики невозможны без создания новых высокотехнологических предприятий и отраслей, массового внедрения технологических инноваций и цифровизации.
Ускоряющееся обновление технологий приводит к появлению новых и исчезновению традиционных рабочих мест.
Эти потребности должна обеспечивать система высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, но она очень консервативна. А если даже колледж или вуз стремится актуализировать свои учебные программы, то это стремление наталкивается на необходимость вписать их в справочники традиционных квалификаций. Унаследованный от СССР механизм обновления номенклатуры и содержания профессий через справочники ЕКТС/ЕКС связан с большими организационными и финансовыми издержками и не обеспечивает требуемый темп изменений.
Это приводит к дефициту специалистов с требуемыми квалификациями, который к концу 2030 года, по оценкам, может составить 3 млн. человек.
Национальная система квалификаций призвана устранить этот разрыв, донося до системы образования сигнал о том, как меняется рынок профессий – какие становятся востребованными, какие уходят и какой набор компетенций с точки зрения потенциальных работодателей является актуальным сейчас и будет востребован в будущем. Мы не можем себе позволить десятилетиями готовить специалистов по отмирающим профессиям – на рынок труда должны выходить специалисты, имеющие актуальные знания и навыки в данной профессии.
Национальная система квалификаций базируется на принципах открытости, добровольности, независимости оценки, признания как формального, так и неформального образования, сочетания саморегулирования и административных воздействий.
Применение профессиональных стандартов
Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, который применяется:
При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:
1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс):
Обязательность применения профессиональных стандартов устанавливается для случаев, определённых Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 57; статья 195.3).
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — Постановление).
Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных планов с учётом мнения представительного органа работников.
3. Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
4. Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»:
Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций.
Составляющие национальной системы квалификаций
Национальная система квалификаций Российской Федерации – это комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда.
Ключевым элементом национальной системы квалификации являются профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций, выполняемых работником в рамках определенного вида профессиональной деятельности, и необходимых для них знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Разрабатывают профессиональные стандарты ассоциации работодателей и профессиональные сообщества под руководством отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Экспертизу профессиональных стандартов проводит Национальный совет по профессиональным квалификациям, а утверждает их Министерство труда и социальной защиты РФ.
На основе профессионального стандарта формируется перечень относящихся к нему профессиональных квалификаций — названий профессий или типовых должностей. В дальнейшем для каждой квалификации разрабатываются средства оценки квалификаций (теоретические тесты и практические задания), которые используются для проведения независимой оценки квалификации (профессиональных экзаменов). Как и профессиональные стандарты, средства оценки квалификации разрабатываются под руководством профильного совета по профессиональным квалификации и утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Осуществляют независимую оценку центры оценки квалификации и (опционально) формируемые ими экзаменационные центры.
Сведения о специалистах, успешно сдавших профессиональные экзамены, сохраняются (с учетом требований защиты персональных данных) в централизованном реестре, которым управляет Национальное агентство развития квалификаций.
Организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования используют профессиональные стандарты для разработки программ обучения по соответствующим квалификациям.