Лариса Старосельцева Должностная инструкция учителя-логопеда
«Детский сад комбинированного
вида «Родничок» Курского района
___Ю. В. Шестипёрова
1. 1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики учителя-логопеда, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10г. №761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
Татьяна Гаврилова Консультация «Функциональные обязанности учителя-логопеда в ДОУ в работе по коррекции отклонений в развитии воспитанников»
для воспитателей компенсирующих и комбинированных групп дошкольных учреждений
Согласно ФГОС, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе учителя- логопеда в ДОУ отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, логопед формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает образовательный процесс в целом.
учителя-логопеда на логопункте
Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.
1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.
1.3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников), нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).
2.2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).
Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3-х до 7-и лет.
3.2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).
3.3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.
3.5. Консультирует педагогических работников и родителей(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.
3.6. Ведет необходимую документацию.
3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.
3.9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
3.10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.
3.11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка.
3.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.
3.14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией.
3.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.
3.17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.
4.3. Повышать свою квалификацию.
4.4. Проходить аттестацию в соответствии с “Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” от 26.06.2000 № 1908.
4.5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).
Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.
5.3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Должностная инструкция
учителя-логопеда (профиль – нарушения речи)
Похожие инструкции:
Должностная инструкция учителя-дефектолога в ДОУ
Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ (детском саду) разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 года № 136н; в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года; ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года с изменениями от 8 ноября 2022 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей учителя-логопеда при работе с детьми с нарушениями речи в ДОУ, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.4. Учитель-логопед относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется заместителю заведующего по УВР (ВМР).
1.5. На должность учителя-логопеда принимается лицо:
1.6. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных образовательных организаций).
1.7. В своей деятельности в детском саду учитель-логопед (профиль – нарушения речи) руководствуется должностной инструкцией по Профстандарту, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания воспитанников. Также, руководствуется:
1.8. Учитель-логопед должен знать:
1.9. Учитель-логопед должен уметь:
1.10. Учитель-логопед ДОУ должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной по Профстандарту, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в детском саду, правила личной гигиены и гигиены труда.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.
1.12. Учителю-логопеду запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения детям недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения детей к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Трудовые функции
Основными трудовыми функциями учителя-логопеда являются:
2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования детьми с нарушениями речи на разных уровнях образования.
2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей воспитанников с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития.
2.3. Осуществляет психолого-педагогическую (логопедическую) помощь воспитанникам с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации.
Должностные обязанности
3.1. В рамках трудовой функции организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования детьми с нарушениями речи на разных уровнях образования:
3.2. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития:
3.3. В рамках трудовой функции осуществления психолого-педагогической (логопедической) помощи детям с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации:
3.4. Ведёт профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.5. Создаёт обстановку, в которой дети будут чувствовать себя психологически комфортно и безопасно.
3.6. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время коррекционно-образовательной деятельности.
3.7. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.
3.8. Занимается прогнозированием, планированием и организацией:
3.9. Разрабатывает и использует:
3.10. Оформляет и ведет по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность, готовит заключения по результатам обследований воспитанников для ПМПк.
3.11. Информирует заведующего, а при его отсутствии – дежурного администратора о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.12. Соблюдает должностную инструкцию учителя-логопеда ДОУ по профстандарту при работе с детьми с нарушениями речи, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка детского сада, требования охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы, трудовую дисциплину и режим работы.
3.13. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для воспитанников.
3.14. Систематически повышает свой профессиональный уровень. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования.
3.15. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа.
3.16. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
Права
Учитель-логопед ДОУ имеет следующие права в пределах своей компетенции:
4.1. Право на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом.
4.2. На безопасное рабочее место, которое соответствует требованиям и нормам охраны труда и пожарной безопасности.
4.3. Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методики обучения, учебные пособия и материалы согласно ФОП и ФАОП ДО, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.
4.4. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
4.5. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с детьми.
4.6. Изменять групповой состав воспитанников в соответствии с динамикой их развития.
4.7. Принимать участие в разработке стратегии развития, концепции ДОУ, планировании работы коррекционной службы, в работе методических объединений и творческих групп.
4.8. Запрашивать у администрации и специалистов Службы сопровождения и получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.9. Право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
4.10. Знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, которые касаются его непосредственной деятельности.
4.11. Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
4.12. Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, ознакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним объяснения.
4.13. Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Аттестоваться на добровольной основе.
4.14. Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, а также на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в установленном порядке.
4.15. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъекта Российской Федерации, Уставом ДОУ и Коллективным договором.
4.16. Учитель-логопед имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель-логопед несет ответственность:
5.2. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине учителя-логопеда ДОУ возложенных на него трудовых обязанностей, должностной инструкции по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ, учитывается при прохождении аттестации.
5.3. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью воспитанника, а также за совершение иного аморального проступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение ДОУ или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учителю-логопеду устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
6.2. Учитель-логопед получает от заведующего, заместителя заведующего по УВР (ВМР) информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с документами.
6.3. Систематически обменивается сведениями по вопросам, входящими в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями (законными представителями).
6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, а также родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и заведующего ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями (законными представителями) и различными службами.
6.6. Входит в состав методического объединения учителей-логопедов, получает необходимую поддержку и осуществляет консультативную деятельность.
6.7. Согласно годовому плану работы принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при заведующем, семинарах, а также в деятельности методических объединений детского сада и города.
6.8. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), посещает по просьбе воспитателей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям воспитанников.
6.9. Передает администрации ДОУ информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.
Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у заведующего детским садом, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления учителя-логопеда детского сада с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего ДОУ, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на заместителя заведующего по УВР (ВМР) дошкольного образовательного учреждения.
Должностную инструкцию разработал: ___________ /____________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)
«___»__________202__г. ___________ /____________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Публикация «Должностная инструкция учителя-логопеда» размещена в разделах
1.2. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок» (Далее – МБДОУ).
1.3. Учитель – логопед подчиняется заведующему МБДОУ и заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование.
1.5. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами:
– Конституцией РФ;
– Трудовым кодексом РФ;
– Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
– Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
– законодательными актами РФ, Курского района;
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014г. №276 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
– правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
– Конвенцией о правах ребенка;
– Уставом и локальными актами МБДОУ;
– Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ;
– Коллективным договором;
– Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией, а так же другими нормативно-правовыми документами.
1.6. Учитель – логопед должен знать :
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– возрастную и специальную педагогику и психологию;
– анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
– методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;
– нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
– программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
– новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
– основы экологии, экономики; социологии;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ; правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.7. Рабочим местом учителя – логопеда является кабинет учителя-логопеда.
1.8. Продолжительность рабочего времени учителя – логопеда – 20 часов в неделю, работает по графику, согласованному и утвержденному заведующим МБДОУ.
1.9. График работы учителя – логопеда составляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и утверждает заведующий МБДОУ.
1.10. Продолжительность ежегодного очередного отпуска – 56 календарных дней, согласно графика отпусков, утвержденного заведующим МБДОУ.
1. 2. Требования к квалификации
2.1. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование без предъявления к
2.2. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля №276 2014г. « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
2.3. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
2.4. Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
2.5. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
– вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
– имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
2.6. Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
2.7. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– имеют установленную первую квалификационную категорию;
– имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т. ч. с учетом результатов участия воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
– вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
2.8. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым им должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссией МБДОУ и является обязательной.
2.9. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
– педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
– проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
– беременные женщины;
– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
– лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
– отсутствующие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
1. 3. Должностные обязанности
Учитель – логопед исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии.
3.2. Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
3.3. Комплектует группы для непосредственно образовательной деятельности с учетом психофизического состояния воспитанников.
3.4. Проводит непосредственно образовательную деятельность в подгрупповой и индивидуальной форме по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает непосредственно образовательную деятельность с воспитанниками других специалистов (по предварительному согласованию).
3.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Ведет необходимую документацию (годовой, перспективный и календарный планы, речевые карты детей, тетради взаимодействия с воспитателями).
3.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации воспитанников.
3.9. Реализует образовательные программы.
3.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации, становления учебной самостоятельности, включая информационные, а также цифровые ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии.
3.11. Проводит непосредственно образовательную деятельность, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
3.12. Соблюдает права и свободы воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.
3.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.15. Имеет соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения с ними коррекционно-развивающей работы.
3.16. Проводит обследования детей, посещающих МБДОУ, с целью определения особенностей речевой функции.
3.17. Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит их до сведения родителей (законных представителей) с целью ориентации в проблемах развития дошкольника и педагогов, работающих с детьми, с целью определения задач коррекционно-развивающей работы.
3.18. Разрабатывает и использует: коррекционные (апробированные и авторские) программы, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции.
3.19. Осуществляет: тесное взаимодействие с воспитателями групп по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи; тесную взаимосвязь со всеми специалистами МБДОУ.
3.20. Учитель-логопед обязан :
– проходить медицинский осмотр строго по установленному графику в нерабочее время;
– сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска.
1. 4. Права
4.1. Учитель – логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством РФ.
4.3. Учитель-логопед имеет право свободно выбирать и использовать формы, средства и методы обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
4.4. Вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы.
4.5. Повышать свою квалификацию.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и других узких специалистов МБДОУ.
4.8. Другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
4.8. Имеет отпуск 56 календарных дней.
4.9. Повышать свою квалификацию (1 раз в 3 года).
1. 5. Ответственность
5.1. Учитель – логопед несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества учреждения, находящегося на рабочем месте.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МБДОУ, законных распоряжений заведующего и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией учитель – логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
Заведующий МБДОУ ___ /Шестипёрова Ю. В. /
С инструкцией ознакомлена ___/Старосельцева Л. В. /
Должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ (детском саду)
По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:
• профилактику речевых дефектов;
• мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
• коррекцию речевых нарушений;
• формирование всех компонентов детской речи;
• развитие невербальных психических функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• формирование нравственных установок.
Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.
ФГОС рассматривает работу логопеда с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:
• придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
• обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
• стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
• обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.
Функции учителя-логопеда :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Устранение недостатков слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Отработка новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций.
Учитель-логопед тесно взаимодействует с воспитателями. Поэтому следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
• логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
• воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.