МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 22 января 2001 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно Приложению.

2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.

постановлением Минтруда России

1. О БЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее – нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).

1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:

управление охраной труда;

организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;

организация пропаганды по охране труда;

проведение вводного инструктажа;

организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

расследование и учет несчастных случаев.

1.4. В основу разработки нормативов численности положены:

данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;

материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.

1.5. Утратил силу. – Приказ Минтруда России от 12.02.2014 N 96.

1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32.

1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.

1.8. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.

1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием “до” следует понимать включительно.

1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более – коэффициент 1,4.

1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

2. О РГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.

Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.

3. Н ОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Создание службы охраны труда

3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3 – 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.

3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:

планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);

представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).

3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда

В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:

3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящих из:

изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовка проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.

3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда

Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.

Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения специальной оценки условий труда и ее изучение.

Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.

Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников.

Разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.

Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

3.2.3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:

руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;

организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда; выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.

3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации, состоящая из:

разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;

контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда;

организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;

проведения консультаций по вопросам охраны труда;

участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;

оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:

разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

составление (при участии организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;

составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные или опасные условия труда;

организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;

участие в составлении раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;

определение основных направлений совершенствования условий труда.

3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:

обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14;

контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.

3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также:

правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны; своевременным их пересмотром;

доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.

3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда организации, предусматривающее:

работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;

проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:

обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279;

организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;

работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации – 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).

4. Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1 – 8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

к Межотраслевым нормативам численности

в организациях, утвержденным

РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

Судебная практика и законодательство — Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10
(ред. от 12.02.2014)
“Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях”Судебная практика высших судов РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *