ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ ЭТО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения1

Вид профессиональной деятельности (ВПД) – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих
близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудо-вых функций,
сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производствен-ном процессе.

Профессиональный стандарт (ПС) – характеристика квалификации, необходимой работнику для
осуществления определенного вида профессиональной деятельности2.

Трудовое действие (ТД) – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором
достигается определенная задача.

Трудовая функция (ТФ) – для целей Рекомендаций – система трудовых действий в рамках обобщенной
трудовой функции.

1 Определения основных понятий, используемых в настоящих Рекомендациях, приведены в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Статья 195.1) и Методическими
рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России
от 29.04.2013 г. № 170н.

Декомпозиция ВПД – это определение перечня ОТФ, составляющих ВПД, затем перечня ТФ, составляющих каждую ОТФ, и на последнем шаге – перечня ТД, составляющих каждую ТФ. Логика декомпозиции закреплена в определениях ОТФ, ТФ и ТД:

В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 57) трудовая функция определяется как «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации», а также как «конкретный вид поручаемой работнику работы», таким образом, первая часть определения соответствует ОТФ, а вторая – ТФ в ПС.
Для формирования первичного перечня ОТФ и соответствующих каждой из них ТФ и ТД рекомендуется использовать таблицу, заполняя ее столбцы пошагово (приложение 2 ). Примеры декомпозиции ВПД до ОТФ и ТФ приведены в приложении 3.

Выделение ОТФ в рамках ВПД (заполнение столбцов 1 и 3 таблицы приложения 2

При выделении ОТФ в конкретном ВПД необходимо выполнить два действия:

При разграничении ОТФ необходимо учитывать следующее:

Исключения из последних трех правил бывают, но они очень редки.

При формулировке (определении наименования) каждой ОТФ необходимо учитывать следующее:

Примеры формулировок ОТФ и ТФ: см. приложение 3 .
Составленный перечень ОТФ корректируется и уточняется до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие заявленному ВПД (соответствие предполагает, что выполнение всех ОТФ необходимо и достаточно для выполнения ВПД и нет избыточных ОТФ).

Рекомендации по заполнению ПС

Заполнение II раздела.
При формировании данного раздела (при условии, что на этапе разработки была сформирована таблица, приведенная в приложении или аналогичная) рекомендуется еще раз проверить необходимость и достаточность перечней ОТФ и ТФ, а также их формулировки:

ОТФ одного ВПД не должны «дублировать» друг друга по содержанию деятельности. Они могут иметь однотипные компоненты деятельности, например, выполнение «простых» и«сложных» работ; использование «простых» и «сложных» инструментов при выполнении однотипных работ; «техническая поддержка» разработки и проведение разработки, организация проведения разработки.
Важно следить за тем, чтобы предложенный перечень ОТФ позволял выполнить заявленный разработчиком ВПД.
Таким образом, при корректном выделении и наименовании ОТФ будут соблюдены следующие требования:

Определение перечня ТФ в рамках ОТФ (заполнение столбца 4 таблицы приложения 2)

При выделении ТФ в рамках ОТФ действуют те же подходы, что и при выделении ОТФ в ВПД. Это следующий шаг декомпозиции. Т Ф направлены на получение/достижение определенного результата определенным способом/методом в определенном контексте. Соответственно, результат, способ/метод и контекст, как правило, указываются в наименовании ТФ. Количество ТФ в ОТФ, как правило, не может быть менее двух. Названия ТФ разных ОТФ не должны повторяться.

Признаки корректного выделения ТФ

Уровень квалификации определяется в соответствии с Уровнями квалификации для целей разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни). Никакие другие «рамки» при определении уровней квалификации в ПС непосредственно не используются. Международные, отраслевые и другие «рамки квалификации» могут применяться только как источник данных для анализа. В этом случае соответствующая информация приводится в пояснительной записке. Уровень квалификации ОТФ/ТФ определяется на основе показателей, приведенных в Уровнях. При этом необходимо учитывать, что указанные в разделе II Уровней показатели соответствуют максимальному значению для данного уровня, т. е. уровень «завершается», а не «начинается» при достижении указанных значений показателей. О ТФ/ТФ может быть отнесена к конкретному уровню и в том случае, если деятельность данной ОТФ/ТФ не будет соответствовать значениям всех трех показателей. Допускается соответствие двум показателям, а также неполное соответствие по трем показателям.
При определении уровней квалификации можно начать с рассмотрения ОТФ, установить их уровень квалификации, а затем рассмотреть каждую ТФ и при необходимости скорректировать уровень квалификации ОТФ, имея в виду следующее:

Проверка полноты перечней ОТФ и ТФ

Перечень ОТФ и ТФ д. б. необходимым и достаточным, но не избыточным, т. е. выполнение всех ОТФ и составляет ВПД; выполнение всех ТФ позволяет выполнить ОТФ. В противном случае необходимо внести корректировки.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н”Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”

С изменениями и дополнениями от

25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.

2. Установить, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.2.4. Трудовая функция

3.2.5. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях-разработчикахпрофессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы “Московский городской психолого-педагогический университет”

Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*

Общероссийский классификатор занятий.

*

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

*

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

В конце 2012 г. в ТК РФ появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности.

Разработан стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Его нужно применять при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, при заключении трудовых договоров, оформлении должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних – требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Перечислены специальные функции для отдельных категорий педагогов.

Например, для воспитателей в детских садах – формирование психологической готовности к школьному обучению, создание позитивного климата в группе, организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности и др.

Для педагогов в начальных классах – организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника, формирование у детей позиции обучающихся, проведение в четвертом классе (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации к учебно-воспитательному процессу в основной школе и т. д.

Перечислены специальные требования к учителям математики и русского языка.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 18 декабря 2013 г. N 285

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *