Портал системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга
Профессиональный стандарт в сфере образования
Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2023 г. N 76427
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434, приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (далее – стандарт).
Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 998 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный N 33825), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37021) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 июля 2021 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2021 г., регистрационный N 65410), прекращается с 31 декабря 2023 года.
Министр
С.С. КРАВЦОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 14 ноября 2023 г. N 855
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (далее соответственно – ФГОС СПО, образовательная программа, специальность) в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена “педагог дополнительного образования”<1>.
<1> Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2022 г. N 336 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887), с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797) и от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754).
Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе – образовательная организация).
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования <2> и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
<2> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828) и от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034).
Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в соответствующую примерную образовательную программу, включенную в реестр примерных образовательных программ (далее – ПОП), примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы <3>.
<3> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <4>.
<4> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев;
на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения не более чем на 1 год.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.
При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных пунктом 1.9 ФГОС СПО.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 – 36 академическим часам.
Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и науки, 04 Культура, искусство, 05 Физическая культура и спорт <5>.
<5> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н “О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
При разработке образовательной программы образовательная организация устанавливает направленность, которая конкретизирует содержание программы путем ориентации на виды деятельности, с учетом соответствующей ПОП.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Структура и объем образовательной программы (таблица N 1) включают:
государственную итоговую аттестацию.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы | Объем образовательной программы, в академических часах |
Дисциплины (модули) | Не менее 2052 |
Практика | Не менее 900 |
Государственная итоговая аттестация | 216 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования | 4464 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования | 5940 |
Образовательная программа включает:
В рамках образовательной программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО.
Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы.
Вариативная часть образовательной программы объемом не менее 30 процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы, дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций, в том числе за счет расширения видов деятельности, введения дополнительных видов деятельности, а также профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики.
Конкретное соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы, объемные параметры циклов и практики образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПОП.
Образовательная программа разрабатывается образовательной организацией в соответствии с ФГОС СПО с учетом ПОП и предполагает освоение следующих видов деятельности:
преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;
организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
организационно-педагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи;
организационно-методическое обеспечение реализации предпрофессиональных программ в дополнительном образовании (по выбору);
организационно-педагогическое обеспечение по основным направлениям воспитания детей и молодежи (по выбору);
реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики (по выбору).
Образовательная организация при необходимости самостоятельно формирует виды деятельности в дополнение к видам деятельности, указанным в пункте 2.4 ФГОС СПО, в рамках вариативной части.
При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов (далее – учебные циклы) выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы.
На проведение учебных занятий и практики должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения, не менее 25 процентов – в очно-заочной форме обучения и не менее 10 процентов – в заочной форме обучения.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: “История России”, “Иностранный язык в профессиональной деятельности”, “Безопасность жизнедеятельности”, “Физическая культура”, “Основы финансовой грамотности”.
Общий объем дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” в очной форме обучения не может быть менее 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) – не менее 48 академических часов, для подгрупп девушек это время может быть использовано на освоение основ медицинских знаний.
Дисциплина “Физическая культура” должна способствовать формированию физической культуры выпускника и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины “Физическая культура” с учетом состояния их здоровья.
Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: “Основы педагогики”, “Основы психологии”, “Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями”, “Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога”, “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, “Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере”, “Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности”, “Педагогика дополнительного образования”.
Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с выбранными видами деятельности, предусмотренными пунктом 2.4 ФГОС СПО, а также дополнительными видами деятельности, сформированными образовательными организациями самостоятельно. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПОП. Объем профессионального модуля составляет не менее 4 зачетных единиц.
Практика входит в профессиональный цикл и имеет следующие виды – учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с учебными занятиями. Типы практики устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПОП.
Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.1 ФГОС СПО.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее – ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее – ПК), соответствующими выбранным видам деятельности (Таблица N 2), предусмотренным пунктом 2.4 ФГОС СПО, сформированными в том числе на основе профессиональных стандартов (при наличии), указанных в ПОП.
Таблица N 2
Виды деятельности | Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности |
преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | ПК 1.1. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной направленности/профилю дополнительной общеобразовательной программы. ПК 1.2. Демонстрировать владение общепедагогическими основами преподавания по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 1.3. Определять цель и задачи преподавания по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 1.4. Определять и оценивать результаты педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 1.5. Контролировать и корректировать процесс обучения по дополнительной общеобразовательной программе. ПК 1.6. Анализировать и интерпретировать результаты контроля и оценки деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 1.7. Планировать и проводить занятия и другие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. ПК 1.8. Анализировать занятия |
организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | ПК 2.1. Разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы. ПК 2.2. Анализировать и оценивать качество программно-методических материалов. ПК 2.3. Осуществлять набор на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 2.4. Проводить профориентационные мероприятия с целью набора на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. ПК 2.5. Проектировать образовательный процесс на основе дополнительной общеобразовательной программы. ПК 2.6. Отбирать и применять в практике реализации дополнительных общеобразовательных программ различные педагогические средства, обеспечивающие освоение их содержания. ПК 2.7. Осуществлять документационное обеспечение процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ |
организационно-педагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи | ПК 3.1. Планировать и организовывать взаимодействие с членами педагогического коллектива, профессионального сообщества, социальными партнерами для решения задач обучения и воспитания. ПК 3.2. Планировать, организовывать и проводить различные формы работы с родителями (законными представителями) для решения задач обучения и воспитания. ПК 3.3. Создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую освоение дополнительной общеобразовательной программы. ПК 3.4. Планировать и проводить досуговые мероприятия, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных возможностей и потребностей детей и молодежи. ПК 3.5. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.6. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий |
организационно-методическое обеспечение реализации предпрофессиональных программ в дополнительном образовании (по выбору) | ПК 4.1. Проектировать образовательный процесс на основе предпрофессиональных программ. ПК 4.2. Создавать условия, включающие формы образовательной деятельности, обеспечивающие педагогическую поддержку одаренных детей. |
организационно-педагогическое обеспечение по основным направлениям воспитания детей и молодежи (по выбору) | ПК 4.1. Проектировать образовательные ситуации, направленные на эстетическое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание детей и молодежи. ПК 4.2. Разрабатывать методические материалы, обеспечивающие реализацию основных направлений воспитания детей и молодежи. |
реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики (по выбору) | ПК 4.1. Разрабатывать планы и программы по вопросам организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи. ПК 4.2. Проектировать образовательные ситуации, обеспечивающие реализацию досуговой деятельности детей, подростков, молодежи в сфере молодежной политики. |
Образовательная организация при необходимости самостоятельно включает в образовательную программу дополнительные профессиональные компетенции по видам деятельности, установленным в соответствии с пунктом 2.4 ФГОС СПО, а также по видам деятельности, сформированным в вариативной части образовательной программы образовательной организацией для учета потребностей регионального рынка труда.
Образовательная организация при необходимости вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по освоению компетенций цифровой экономики, соответствующих одному или нескольким видам деятельности, осваиваемым в рамках образовательной программы.
Образовательная организация с учетом ПОП самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой.
Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, могут освоить профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение <6>.
<6> Часть 7 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами <7>.
<7> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”; санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1 января 2027 г.; санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующие до 1 января 2027 г.; санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558), действующие до 1 марта 2027 г.
Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:
образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена, предусмотренных учебным планом, с учетом ПОП;
в случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы:
специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории, лаборатории, мастерские, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы;
все виды учебной деятельности обучающихся, предусмотренные учебным планом, включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию, должны быть обеспечены расходными материалами;
помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии);
допускается замена оборудования его виртуальными аналогами;
образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства;
при использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику;
в качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПОП;
в случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда с предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке;
обучающимся должен быть обеспечен доступ, в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости);
обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся;
образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям), видам практики, видам государственной итоговой аттестации;
рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПОП.
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы:
реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, указанных в пункте 1.13 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет);
квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии);
педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, указанных в пункте 1.13 ФГОС СПО, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника;
доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, указанных в пункте 1.13 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
Требование к финансовым условиям реализации образовательной программы:
финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <8> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
<8> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы:
качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе;
в целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации;
внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Skip to content
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
педагог дополнительного образования
педагог дополнительного образования
педагог дополнительного образования
Профессиональная переподготовка
с присвоением квалификации “Педагог дополнительного образования”
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России от 05.05.2018 №298н устанавливает при отсутствии педагогического образования необходимость получения дополнительного профессионального педагогического образования, которое может быть осуществлено после трудоустройства.
Таким образом, педагогам, осуществляющим свою деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, и не имеющим высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», необходима профессиональная переподготовка в сфере дополнительного образования детей и взрослых.
256 академ.часов (3 месяца) | Очно с применением ДОТ – 66 000 ₽ Дистанционно – 24 000 ₽ |
Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования» | Лица, имеющие или получающие высшее или среднее профессиональное образование |
Приглашаем на обучение педагогов, работающих или планирующих работать в системе дополнительного образования детей и взрослых, но не имеющих педагогического образования.
Пройдя обучение, вы сможете
планировать образовательный процесс, с учетом задач и особенностей образовательной программы
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся
проектировать совместно с учащимся индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
создавать педагогические условия для развития учащихся
мотивировать учащихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, привлекать к целеполаганию
анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики
планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, конкурсы, выставки
разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы для их реализации
разрабатывать системы оценки для достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
В программе
- Модуль «Введение в специальность»
- Модуль «Психологические основы дополнительного образования»
- Нормативные основы современного дополнительного образования детей и взрослых
- Модуль педагогических дисциплин
- Модуль прикладных направлений педагогики дополнительного образования
- Организация досуговых мероприятий
Свяжитесь с нами
О чем речь? Профстандарт учителя – документ с подробным описанием личностных и профессиональных компетенций педагога. Предъявляемые требования разделены по предметным модулям.
На что обратить внимание? Новый профстандарт в России начал действовать с 1 сентября 2022 года. Документ дает возможность проводить аттестацию учителей и присваивать им соответствующую квалификационную категорию согласно установленному регламенту. Также он востребован при приеме на работу, создании должностных инструкций и формировании зарплат.
Основная информация о профстандарте учителя
Профстандарт учителя – это документ, который определяет обязанности, компетенции и качественные характеристики специалиста в области образования. Он является основой для оценки профессиональной деятельности педагога и способствует повышению качества обучения.
Профстандарт учителя включает в себя такие составляющие, как профессиональные знания и навыки, социальные компетенции, личностные качества, а также требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Для администраций образовательных учреждений профессиональные стандарты должны служить ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить уровень компетенций. Работодатели обязаны применять профстандарты при формировании кадровой политики, аттестации учителей, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда.
Для работодателей и учебных заведений профессиональные стандарты будут являться основным критерием для оценки компетенций сотрудников и позволят разработать методики для повышения уровня образования в целом. При этом необходимо учитывать региональные и другие особенности.
На преподавателей возлагаются следующие обязанности:
- В сфере образования – быть хорошо информированными в своей области специализации и применять передовые методы обучения.
- В воспитании – служить примером для подрастающего поколения.
- В области саморазвития – донести важность саморазвития и самообразования, как неотъемлемой части любого образовательного процесса.
К примеру, педагог-психолог должен владеть основными методами психодиагностики и уметь применять их, понимать возрастные особенности развития, а также в случае необходимости помогать ученику вливаться в коллектив.
Учителя начальной школы отвечают за постепенную адаптацию детей дошкольного возраста к «взрослой» жизни. Они должны уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовыми к взаимодействию с родителями, создать доверительный образ педагога и четко доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя также включают навыки обучения посредством игр.
Для чего нужен профстандарт учителя
Профстандарт учителя необходим для установления требований к квалификации, профессиональным компетенциям и обязанностям педагогических работников. Он помогает определить стандарты работы педагога, его профессиональное поведение и уровень подготовки.
Кроме того, профстандарт способствует развитию педагогического сообщества, обеспечивает возможность развития карьеры и роста профессионального мастерства, а также является инструментом для оценки эффективности работы учителя.
Профессиональные стандарты педагогов применяются в качестве:
- независимого критерия оценки квалификации персонала;
- способа разработки стратегии развития образовательной среды.
- инструмента повышения качества образования в стране;
- основы для коллективных договоров между руководством образовательных учреждений и педагогами;
- метода подбора персонала для работы в образовательных организациях.
Кроме того, профстандарт педагога выполняет следующие функции:
- преодоление технократического подхода в оценке труда работника;
- обеспечение роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
- мотивация к повышению квалификации.
Таким образом, профстандарт учителя играет важную роль в повышении качества образования и обеспечении компетентности педагогических работников.
Структура профстандарта для педагогов
Профессиональные стандарты основаны на системе педагогической деятельности и состоят из трех разделов: обучение, воспитательная работа, развитие. Первые два раздела в доступной и объективной форме отражают тот факт, что учитель должен иметь высокий уровень понимания своей специализации и владеть методическими техниками и приемами донесения этих знаний до учеников.
Более сложным для понимания является раздел «развитие». Учителя должны работать вместе с узкими специалистами, такими как логопеды, школьные психологи, чтобы выявлять и решать проблемы учеников. Все это осложняется сокращением количества школьных врачей, психологов, дефектологов в результате оптимизации штатного расписания для изыскания денежных средств, необходимых на повышение уровня оплаты труда учителей.
Профстандарты разрабатываются и издаются с соответствующим количеством приложений для разграничения по специальностям и уровням квалификации.
Подпишитесь
на наши новости
Нас читают более
500 000 пользователей!
Присоединяйтесь – нам правда есть, о чем рассказать: свежие новости, регулярные
мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!
Кратко структуру профстандарта учителя можно описать следующим образом:
- информация о профессии – точное наименование и классификация, сведения о трудовой деятельности;
- должностные обязанности и соответствующий уровень квалификации;
- детальное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту;
- информация об организации, предоставляющей работу.
В приложениях представлена более конкретная информация. Например, профстандарт учителя имеет 4 приложения:
- требования к информационно-коммуникативным компетенциям;
- психологические требования;
- требования для учителей, предметы которых являются обязательными для сдачи ЕГЭ (русский язык, математика);
- рекомендации по внедрению профессиональных стандартов.
Специфика профстандарта учителя
Профстандарт учителя охватывает различные аспекты педагогической работы, начиная от методики преподавания учебных предметов и заканчивая воспитанием учащихся. Учитель должен обладать комплексом качеств, таких как педагогическая грамотность, психологическая готовность к работе с детьми, умение организовать учебный процесс и контролировать успехи учащихся.
Профстандарт учителя также предполагает постоянное профессиональное развитие педагога, его готовность к саморефлексии и анализу своей деятельности. Учитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, следить за новыми методиками преподавания и быть готовым к изменениям в образовательной системе.
Создатели документа называют профстандарт ориентиром, на основании которого учебные заведения могут планировать собственную деятельность в соответствии со своими особенностями и целями.
Профстандарты уделяют пристальное внимание работе учителей по реализации программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально незащищенных учеников. Кроме того, преподаватель должен быть компетентен в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые подразумевают три уровня:
- общепользовательский;
- общепедагогический;
- предметно-педагогический.
Новые компетенции для учителей:
- работа с одаренными учениками;
- работа в условиях выполнения программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с учениками, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально уязвимыми учениками, которые имеют серьезные отклонения в поведении.
- определить квалификацию педагога, которая положительно будет сказываться на результатах обучения, воспитания и развития детей;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для повышения эффективности его работы;
- уведомить педагогических работников о предъявляемых к ним требованиях;
- содействовать участию педагогов в решении вопросов повышения качества образования.
Профстандарт учителя состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, включенных в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Общая характеристика трудовых функций.
- Информация об организациях, разработавших профессиональные стандарты.
Профстандарт учителя включает в себя следующие аспекты:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для успешной педагогической деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы с учениками начальных классов;
- профессиональные компетенции дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы с детьми дошкольного возраста;
- профессиональные компетенции педагога для работы в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя математики.
Направления работы по информационному сопровождению профессиональных стандартов включают:
- Проведение мероприятий по информированию педагогов о содержании, этапах внедрения, нормативных и правовых документах профессиональных стандартов, принятых в сфере образования (инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы).
- Размещение информации о профессиональных стандартах на официальном сайте.
Таким образом, специфика профстандарта учителя заключается в комплексном подходе к определению требований к профессиональной деятельности педагога и его развитию как специалиста.
Важных характеристик профессионального стандарта учителя
- Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, устанавливающий основные требования к его квалификации.
- Федеральный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими специфику местности и ее образовательные потребности.
- Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, учитывающим особенности обучаемых групп (школа-интернат, школа для одаренных детей и т. д.).
- Профстандарт учителя учитывает работу педагогов на разных уровнях образования: в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
- Особое внимание уделяется стандартам для учителей по ключевым предметам, таким как математика и русский язык, которые являются обязательными для сдачи ЕГЭ. Профстандарты учителей по этим предметам выделяются в приложениях к документу отдельно.
- Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Он также включает важные психолого-педагогические компетенции, помогающие учителю решать новые задачи, стоящие перед ним в соответствии с современными стратегиями обучения.
- Профстандарт требует не только профессиональных навыков, но и личностных качеств учителя. Например, готовности обучать детей, независимо от их индивидуальных особенностей.