Постановление правительства 789 мсэ

«Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 10.11.2011 N 920, от 16.04.2012 N 318)

В соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Установить, что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 “Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , N 2, ст. 101).

Постановление Правительства РФ от 16.10.2000г. № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Правила определяющие порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789 “Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (с изменениями на 25 марта 2013 года) (далее – Правила степени установления УТП).

Степень утраты профессиональной трудоспособности (далее – степень УПТ) устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 “Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания” (с изменениями на 24 сентября 2007 года).

Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень УПТ устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Каким образом осуществляется определение степени УПТ?

Определение пострадавшим степени УПТ осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основании полученных документов и сведений, личного осмотра гражданина, исходя из оценки имеющихся профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

На медико-социальную экспертизу гражданина для установления степени УПТ направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности, т.е. в период лечения по временной нетрудоспособности, пострадавший может быть направлен на МСЭ для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

Какие документами подтверждается факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания?

В соответствии с пунктом 7 Правил установления степени УТП документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Перечень предоставляемых на МСЭ документов для определения степени утраты профессиональной трудоспособности

  • Заявление гражданина (или его законного представителя);
  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • Направление из медицинской организации (Форма № 088/у-06) или определение суда;
  • Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.);
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н 1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ;
  • Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих);
  • Документы об образовании;
  • Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ;
  • Заключение врачебной комиссии медицинского учреждения о нуждаемости в медицинской реабилитации;
  • Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об её выполнении при повторном освидетельствовании;
  • Справка о результатах определения степени УПТ в процентах при повторном освидетельствовании.

При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

На какой срок устанавливается степень УПТ?

Степень УПТ устанавливается на 6 месяцев, на 1 год, на 2 года, в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности – без указания срока переосвидетельствования.

Порядок переосвидетельствования на степень УПТ

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через 6 месяцев, 1 год или 2 года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

При каких обстоятельствах возможно переосвидетельствование раньше установленного срока?

Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае:

  • Изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
  • Выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

Условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Наличие одного из указанных выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность первой группы устанавливается на два года, второй и третьей групп – на один год.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на один год, два года, пять лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на два года устанавливается гражданам, имеющим стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, дефектами, необратимыми морфологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем организма, не включенными в приложение к Правилам признания лица инвалидом.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на пять лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I, II и III приложения к Правилам признания лица инвалидом.

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:

– не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к Правилам признания лица инвалидом;

– не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам признания лица инвалидом).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к Правилам признания лица инвалидом, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования) гражданина.

Категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 14 лет устанавливается до дня, следующего за днем наступления возраста 14 лет.

Категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет устанавливается до дня, следующего за днем наступления возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае бюро оказывает гражданину содействие в получении указанных документов, в том числе посредством формирования и направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Порядок установления причин инвалидности утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Особенности проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате профессионального заболевания или несчастного случая на производстве

Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 г. № 687н.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю или заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема (тяжести) выполняемой работы и/или необходимости создания дополнительных условий доступности для выполнения профессиональной деятельности путем изменения условий труда, оснащения (оборудования) специального рабочего места. Данная степень выражается в процентах и устанавливается в размере от 1 0% до 100 % с шагом в 10 %.

Выделяется четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, которые оцениваются в процентах и устанавливаются в диапазоне от 10 % до 100 % с шагом в 10%:

I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в диапазоне от 90 до 100%.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями № 1 и № 2 к Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 27 августа 2019 г. № 585н.

Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень УПТ устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в соответствии с пунктом 7 Правил установления степени УПТ документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

– акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;

– решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Сроки, на которые устанавливается степень УПТ

Степень УПТ устанавливается на шесть месяцев, на один год, на два года, в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности – без указания срока переосвидетельствования.

Порядок переосвидетельствования на степень УПТ

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае:

– изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;

– выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Постановление правительства 789 мсэ

Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

1. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

2. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

3. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Минздравсоцразвития России.

4. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА инвалида, ИПРА ребенка инвалида) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30. Декабря 2005г. № 2347-р, реабилитационные или реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации не зависимо от организационно- правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств(части средств) материнского (семейного) капитала.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории “ребенок и инвалид”).

При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду), по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико- социальную экспертизу.

При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка – инвалида), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико- социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).

В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида(ребенка – инвалида) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554; 2010, N 2, ст. 184; 2012, N 7, ст. 870; N 17, ст. 1992; N 37, ст. 5002; 2015,№ 33, ст.4836;2016, №35, ст.5320)

При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее – Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется в орган исполнительной власти (региональное отделение Фонда), определенный исполнителем в соответствии с указанными в ней реабилитационными или абилитационными мероприятиями, не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда в 3-дневный срок с даты поступления Выписки в целях реализации предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) реабилитационных или абилитационных мероприятий организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.

Сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда) бюро (главному бюро, Федеральному бюро) не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

Оценка результатов проведения реабилитационных абилитационных мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Порядок обжалования решения учреждения медико-социальной экспертизы

1.Получатель государственной услуги (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

2.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения бюро направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

3.Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании решения бюро проводит медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

4.В случае обжалования получателем государственной услуги (его законным представителем) решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации, руководитель-главный эксперт по медико-социальной экспертизе с согласия получателя государственной услуги (его законного представителя) может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

5.Получатель государственной услуги (его законный представитель) может обжаловать решение главного бюро в Федеральное бюро в месячный срок на основании заявления, подаваемого в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

6.Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании решения главного бюро проводит медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

7.Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд получателем государственной услуги (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы гражданина

1. Предоставление государственной услуги по установлению инвалидности проводится в бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания или месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ). Предоставление указанной государственной услуги может проводиться:

  • на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь;
  • в стационаре, где гражданин находится на лечении;
  • заочно по решению бюро.

2. Предоставление государственной услуги по определению степени утраты профессиональной трудоспособности проводится в бюро по месту жительства гражданина либо по месту прикрепления его к государственной или муниципальной организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.

Предоставление указанной государственной услуги проводится на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где он находится на лечении.

3. Специалисты бюро  изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование гражданина и на основе документов и сведений, данных обследования принимают экспертное решение.

4. Решение бюро принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы, в сроки, не превышающие 1 месяца с даты подачи гражданином (его законным представителем) заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Решение гражданину объявляется непосредственно после его принятия в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

5. В случаях, требующих специальных видов обследования получателя государственной услуги, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений специалисты бюро, принимающие решение, составляют программу дополнительного обследования (ПДО), которая утверждается руководителем бюро и доводится до сведения гражданина (его законного представителя) в доступной для него форме.

ПДО может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро, Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения получателя государственной услуги и другие мероприятия.

6. При отказе от выполнения ПДО решение по установлению инвалидности принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Отказ гражданина (его законного представителя) от выполнения ПДО подтверждается заявлением гражданина (его законного представителя), которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы.

7. Специалисты бюро, проводившие медико-социальную экспертизу гражданину, признанному инвалидом, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), а гражданину в возрасте до 18 лет –ИПРА ребенка –инвалида. Форма ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида утверждена Приказом Минтруда России от 13.06.2017 №486н (зарегистрированным в Минюсте России 31.07.2017 №47579).

8. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которая оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего (ПРП). Форма ПРП утверждена постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56.

9. Специалисты бюро выдают гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю), справку, подтверждающую факт установления инвалидности, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н.

10. Специалисты бюро выдают гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию справку о результатах медико-социальной экспертизы в день обращения за этой справкой.

11. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, руководитель бюро делает отметку о группе инвалидности и дате ее установления в документе о временной нетрудоспособности.

12. Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и ПРП выдаются  пострадавшему на руки под расписку.

Программа реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

Застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее – ПРП), проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (пункт 2.3 ст.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»).

Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (пункт 21 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001   № 56.

О порядке и условиях установления инвалидности гражданам и степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим

Освидетельствование с целью установления инвалидности проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) на основании заявления гражданина (его законного представителя) и направления учреждения здравоохранения, либо органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо органа социальной защиты населения.

Освидетельствование проводится в бюро МСЭ по месту жительства (пребывания). Освидетельствование может быть проведено на дому или заочно в случае невозможности гражданина явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья, что подтверждается заключением учреждения здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными  постановлением  Правительства  РФ  от 20.02.2006 № 95, основанием для признания лица инвалидом является сочетание трех условий:

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах проведения медико-социальной экспертизы в день подачи заявления.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро или в главное бюро (450006, г. Уфа, Бульвар Ибрагимова, 61). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро либо в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы гражданином (его законным представителем) в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Освидетельствование лица, получившего повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (пострадавший), проводится в бюро МСЭ на основании заявления работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо определения суда  о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах). Так же необходимы такие документы, как акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;  заключение органа государственной экспертизы труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при выявлении нуждаемости в мерах реабилитации – программа реабилитации пострадавшего (ПРП).

Порядок обжалования экспертного решения бюро об установлении или отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности аналогичен порядку обжалования решения по установлению инвалидности.

Предусмотрена подача заявления об обжаловании решения бюро, экспертного состава главного бюро в электронном виде посредством портала государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *