Приказ Минтруда РФ от 29 апреля 2013 г. N 170Н

Профстандарт устанавливает требования к опыту и знаниям работника, описывает его обязанности с учетом квалификации и занимаемой должности. Критерии эти постоянно меняются. Поможем разобраться, каким требованиям должен соответствовать специалист по охране труда

На что ориентироваться работодателю

Если сравнить квалификационные справочники и профстандарты, то последние трактуют задачи работников более широко. К примеру, в них даются подробные представления о функциях сотрудника на той или иной должности.

Иногда возникает вопрос, каким документом руководствоваться в первую очередь: профстандартами или ЕКСД, ЕКС? К сожалению, ТК РФ напрямую на него не отвечает, зато точный ответ дает судебная практика, в том числе Конституционного и Верховного Судов.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48, а также определения Верховного Суда РФ от 31.01.2013 № АКПИ12-1595, от 28.05.2012 № АКПИ12-507, от 23.05.2012 № АКПИ12-487 говорят, что если два акта обладают одинаковой юридической силой и изданы одним нормотворческим органом, то применяется более поздний документ. В нашем случае это профессиональный стандарт, несмотря на то что ЕТКС не отменен и продолжает действовать.

Обратите внимание: наименование должности должно быть таким, как в профстандарте, если с работой сотрудника связаны компенсации и льготы либо есть ограничения
(ст. 57 ТК РФ).Государство постоянно повышает требования к специалистам по охране труда. Работодателю следует определить уровень квалификации сотрудников и направить часть из них на переподготовку, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Необученный работник может стать причиной штрафа для работодателя или несчастного случая из-за отсутствия должной подготовки.

Требования к квалификации, объему знаний руководителя и специалиста подразделения по охране труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда» (Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н). Соблюдать их обязаны все работодатели.
В законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, и специалист по охране труда должен им соответствовать.

Квалификационные требования профстандарта

Приказ № 274н делит трудовые функции сотрудников на 4 группы по обобщенным функциям с кодами A, B, C, D и 16 подгрупп по конкретизированным функциям.

Все профессии имеют свой уровень квалификации в зависимости сложности выполняемых трудовых функций и ответственности за их исполнение по шкале от уровней от 1 до 9 (Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н). Специалист по охране труда должен соответствовать как минимум 6-му уровню квалификации, а при выполнении некоторых трудовых функций — 7-му (коды B, C) и 8-му уровням (код D).

Подробную разбивку по уровням вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Требования к специалисту по охране труда

Профстандарт предусматривает требования к образованию и обучению, опыту и особым условиям допуска к работе. Для каждой трудовой функции определены трудовые действия, а также необходимые умения и знания.

Требования для специалиста по охране труда 6-го уровня квалификации (п. 3.1 раздел 3 профстандарта):

Следовательно, чтобы работать специалистом по охране труда, достаточно иметь высшее образование (бакалавриат) по профилю своей деятельности. Если образование непрофильное, то нужно дополнительно пройти профпереподготовку. Если есть только среднее профессиональное образование, то требуется профпереподготовка и опыт работы в должности не менее трех лет.

Требования к руководителю по охране труда

Руководителю службы охраны труда нужно иметь высшее образование — это ключевой фактор. Руководитель — это 7-й уровень квалификации. Требования указаны в п. 3.1 раздела 3 профстандарта:

Работодатель вправе устанавливать собственные требования, например, наличие профильного высшего образования по виду деятельности организации. При этом смягчать требования профстандарта запрещено.

Требования к эксперту

Эксперт, а это 7 уровень квалификации, должен иметь высшее профильное образование не ниже магистратуры + 5 лет опыта работы + повышение квалификации по оценке профрисков раз в 3 года. Эти требования установлены п. 3.3 профстандарта:

Требования к тем, кто занимается стратегическим управлением

К топ-менеджеру (8-й квалификационный уровень) выше требования по образованию, нужен больший опыт работы как в сфере охраны труда, так и на руководящей позиции и многое другое:

На процедуре отбора персонала кадровый специалист может письменно отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты. Такому соискателю направляют мотивированный отказ, подписанный директором.

Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять раз в пять лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят темы:

  • Нормативное обеспечение системы управления охраной труда.
  • Обеспечение подготовки работников в области охраны труда.
  • Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  • Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.
  • Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда.
  • Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
  • Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По программе профпереподготовки допускается дистанционное обучение (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это позволяет не тратить деньги на гостиницы, суточные, билеты и пр.

Порядок обучения специалистов по охране труда

Обеспечить обучение по охране труда — это обязанность каждого работодателя (ст. 219 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).

Согласно действующим правилам руководители и специалисты проходят обучение каждый раз при трудоустройстве или переводе на другую должность в течение 60 дней после этого события.

Исключение: при переводе на другую должность, если меняется наименование рабочего места или структурного подразделения, но сохраняются условия труда и идентифицированные источники опасности, повторное обучение и проверка знания по охране труда не нужны.

Специалисты по охране труда должны проходить обучение по программам:

Если в организации выполняют работы повышенной опасности, то нужно также пройти обучение по курсу «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, 16 ак. часов. Программа В».

Подробнее об обязательном обучении рассказывает эксперт Контур.Школы Наталья Герасименко:

Профпереподготовка обязательна для тех, кто именно по должности является специалистом по охране труда и не имеет при этом профильного образования. Работодатель во избежание дополнительных вопросов от проверяющих, например при несчастном случае в организации, может направить ответственных лиц на курс профессиональной переподготовки «Охрана труда. Техносферная безопасность», профпереподготовка, 256 ак. часов.

Выбирая учебный центр, проверьте, чтобы он был внесен в реестр и имел аккредитацию Минтруда России.

Независимая оценка квалификации

Приказ Минтруда РФ от 29 апреля 2013 г. N 170Н

Комментирует Наталья Герасименко, руководитель экзаменационного центра по НОК в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, Москва

Что такое НОК и зачем она нужна

Эта процедура подтверждает соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Это добровольное мероприятие, которое работник проходит по направлению работодателя или по собственной инициативе. Инициатор и оплачивает процедуру.

НОК проводят центры оценки квалификаций и экзаменационные центры. Чтобы узнать, где специалист по охране труда может пройти НОК, обратитесь в профильный Совет по профессиональным квалификациям в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, в центр оценки квалификации или напрямую на экзаменационную площадку.

Как проходит независимая оценка

Чтобы подтвердить соответствие 6-му уровню квалификации, специалист по охране труда должен предоставить пакет документов, в том числе диплом о высшем образовании по специальности «Техносферная безопасность» или соответствующему направлению. Если такого диплома нет, его можно заменить двумя другими документами:

  • Диплом о высшем образовании в другой сфере.
  • Документ о прохождении дополнительной профессиональной переподготовки в области охраны труда.

Допускают к независимой оценке квалификации и сотрудников без высшего образования. Им нужно предоставить диплом о среднем профессиональном образовании, документ о профессиональной переподготовке по охране труда, а также подтвердить профильный опыт работы не менее трех лет.

Доказать соответствие 7-му уровню квалификации специалисту по охране труда помогут наличие профильного образования и опыта работы в области охраны труда не менее пяти лет.

Сотрудник, который успешно прошел оценку, получает свидетельство, подтверждающее соответствие квалификации требованиям профстандарта. Это дает возможность более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру и повышает конкурентоспособность специалиста.

Как проходит экзамен, рассказывают преподаватели Контур.Школы Наталья Герасименко и Андрей Любимов:

Какие документы выдадут после НОК

В случае успешной сдачи профессионального экзамена соискатель получит свидетельство о квалификации, а при неудовлетворительной оценке — заключение о прохождении экзамена и рекомендации по дополнительной подготовке.

Национальное агентство вносит сведения о выданных свидетельствах в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.

Подтверждение оценки квалификации дает возможность специалисту более уверенно чувствовать себя на рынке труда и планировать профессиональную карьеру, что повышает его конкурентоспособность.

Вместо заключения

Что нужно запомнить специалисту по охране труда:

  • Независимая оценка квалификации и профессиональное обучение — это разные процедуры. Они не взаимосвязаны и не заменяют друг друга.
  • Независимая оценка — добровольное мероприятие, но оно подтвердит соответствие вашей квалификации требованиям профстандарта и повысит конкурентоспособность на рынке труда.
  • Периодическое обучение работников по охране труда — обязанность работодателя. Если не провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, работодателю грозит штраф до 130 000 руб. за одного необученного сотрудника.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке профессионального стандарта.

Министр М. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (далее – Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее – разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов.

В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

трудовая функция (для целей Рекомендаций) – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Разработчики проектов профессиональных стандартов:

организуют проведение анализа:

российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;

состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;

тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;

направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением N 1 к Рекомендациям, организуют разработку и согласование проекта профессионального стандарта;

информируют представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика;

проводят мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт;

представляют в Министерство информацию о ходе разработки проектов профессиональных стандартов.

При наличии нескольких организаций, представивших в Министерство уведомления о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

Рекомендации по содержанию проекта профессионального стандарта

Проект профессионального стандарта разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта (далее – Макет), утверждаемым Министерством.

Пример оформления макета профессионального стандарта приведен в приложении N 2 к Рекомендациям.

Профессиональный стандарт содержит следующие разделы:

раздел I. Общие сведения;

раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;

раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

При подготовке проекта профессионального стандарта:

наименование профессионального стандарта приводится обобщенное название профессионального стандарта, выраженное существительным в именительном падеже (например, специалист по информационным системам);

регистрационный номер заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке;

раздел I. “Общие сведения” (далее – раздел I) включает:

наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ):

позицию “Код”, заполняемую Министерством;

строку “Основная цель вида профессиональной деятельности”, в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности;

строку “Группа занятий”, в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (xxxx) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк;

строку “Отнесение к видам экономической деятельности”, в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (xx.xx.xx), подгрупп (xx.xx.x) или групп (xx.xx) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности;

раздел II. “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)” (далее – раздел II) содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:

в графе “Обобщенные трудовые функции” – код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Министерством (далее – Уровни квалификации);

в графе “Трудовые функции” – наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате “x/xx.x”, где: первый знак – буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака через дробь – порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности. При этом применяется сквозная нумерация трудовых функций; последний знак через точку – номер уровня квалификации.

Пример: A/01.6 – код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A.

Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате: x.x, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку – подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример: 6.1 – первый подуровень шестого уровня квалификации;

раздел III. “Характеристика обобщенных трудовых функций” (далее – раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:

пункт 3.1 включает:

– наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы “Обобщенные трудовые функции” раздела II “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)”;

– происхождение обобщенной трудовой функции – если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка “x” в позиции “оригинал”, если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции “Код оригинала” указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, в позиции “Регистрационный номер профессионального стандарта” указывается регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника;

– возможные наименования должностей – примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;

– требования к образованию и обучению – требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

– требования к опыту практической работы – характер и продолжительность такого опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

– особые условия допуска к работе – требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

– дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:

код базовой группы (xxxx) и ее наименование в соответствии с ОКЗ. При отсутствии информации ставится прочерк;

наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС. При отсутствии информации ставится прочерк;

код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк;

пункт 3.1.1 включает:

– наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы “Трудовые функции” Раздела II. “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)”;

– происхождение трудовой функции. Если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка “x” в позиции “оригинал”. Если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции “Код оригинала” указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, в позиции “Регистрационный номер профессионального стандарта” указывается регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника;

– позицию “Трудовые действия” – перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;

– позицию “Необходимые умения” и “Необходимые знания” – умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;

– позицию “Другие характеристики”, в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.

В пунктах 3.1 – 3.1.1 Макета последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности.

раздел IV. “Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта” (далее – раздел IV) содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профессионального стандарта.

III. Рекомендации по оформлению профессионального стандарта

Профессиональный стандарт оформляется 12 кеглем шрифта “Times New Roman” черного цвета.

Наименование профессионального стандарта, названия его разделов и подразделов выполняются жирным выделением: для наименования профессионального стандарта и названия разделов – 14 кеглем, для названия подразделов – 12 кеглем шрифта.

Разделы профессионального стандарта нумеруются римскими цифрами, подразделы, пункты и подпункты – арабскими цифрами с точками.

Разделы профессионального стандарта, подразделы и пункты внутри раздела отделяются одним межстрочным интервалом.

Номера страниц профессионального стандарта ставятся вверху по центру листа.

Профессиональный стандарт печатается на белой бумаге формата A4, разделы I, III и IV – в “книжной ориентации” с соблюдением размеров полей листа: правое – 10 мм; левое, верхнее и нижнее – 20 мм; раздел II – в “альбомной ориентации” с соблюдением размеров полей листа: левое, верхнее и правое – 20 мм, нижнее – 10 мм.

Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта и его представление в Министерство

Разработчик проекта профессионального стандарта организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, профессиональными союзами и их объединениями, федеральными и региональными органами исполнительной власти и другими организациями).

Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:

размещения проекта профессионального стандарта на сайте разработчика проекта профессионального стандарта и сайтах участников его разработки;

организации специальных форумов в сети Интернет;

проведения конференций, круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий;

размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации.

Разработчик профессионального стандарта осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений по проекту профессионального стандарта и вносит в него необходимые изменения.

Разработчик профессионального стандарта представляет на бумажном (в трех экземплярах) и электронном носителях в Министерство комплект документов, включающий проект профессионального стандарта и пояснительную записку к нему (в соответствии с подпунктом “а” пункта 10 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23).

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта включает:

раздел 1 “Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций”, содержащий:

информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности;

описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации;

описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.

раздел 2 “Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта”, содержащий:

информацию об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке в следующей форме:

“Приложение N к пояснительной записке

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К РАЗРАБОТКЕ И СОГЛАСОВАНИЮ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов;

общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов). При отсутствии таких документов делается запись: “Нормативные правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности (обобщенную трудовую функцию), отсутствуют”.

раздел 3 “Обсуждение проекта профессионального стандарта”, в котором приводится информация о порядке обсуждения, указывается количество задействованных в разработке профессионального стандарта организаций и экспертов, приводятся обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта:

сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 2 к пояснительной записке или по следующей форме.

Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.

раздел 4 “Согласование проекта профессионального стандарта” – формируется при наличии в проекте профессионального стандарта трудовых функций, особо регулируемых законодательством. В этом случае указываются нормативные основания для проведения согласования. Сведения об органах и организациях, согласовавших проект профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.

К пояснительной записке может прикладываться иная, значимая, по мнению разработчика проекта профессионального стандарта, информация.

Пояснительная записка подписывается полномочным представителем разработчика проекта профессионального стандарта с указанием его должности, наименования организации и даты подписания. Подпись заверяется печатью организации.

Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н

Рекомендуемый образец

Уведомление
о разработке проекта профессионального стандарта
 
__________________________________________________________________
(наименование организации)
информирует о готовности к разработке проекта профессионального
стандарта
__________________________________________________________________

(наименование вида (видов) профессиональной деятельности)
__________________________________________________________________
(наименование вида (-ов) экономической деятельности)
 
ФИО ответственного исполнителя ___________________________________
телефон: ____________ Е-mail: ___________
 
Приложение:
1. Обоснование необходимости разработки проекта профессионального
стандарта.
2. План разработки профессионального стандарта (с указанием сроков
начала и завершения разработки).
3. Список организаций, привлекаемых к разработке профессионального
стандарта.
 
Руководитель организации ___________ _____________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)

Приложение N 2 к Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ <1>

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Создание, модификация и сопровождение информационных систем (далее – ИС), автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) организаций различных форм собственности

Отнесение к видам экономической деятельности:

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенная трудовая функция:

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация – разработчик:

Наименования организаций – разработчиков:

Важно: с 6 апреля 2019 года действует новый профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утвержден приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н). Он обязывает всех бухгалтеров, которые не имеют профильного образования, пройти программу профессиональной переподготовки. Подробнее о новом профстандарте читайте в новой статье на сайте Контур.Школы.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. По сути, профстандарт — это «дорожная карта» бухгалтерской профессии.

Что такое «профессиональный стандарт»

Профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Составляющие квалификации — знания, умения, навыки и опыт работы (ст. 195.1 ТК РФ).

Специальность определяет трудовую функцию, а квалификация отражает уровень мастерства в рамках специальности (ст. 15 ТК РФ). Таким образом, профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности. Причем этот документ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован официально.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (письмо Роструда от 30.04.2008 № 1028-с).

Как пользоваться профстандартом?

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» (далее — Стандарт) выделены две должности — бухгалтер и главный бухгалтер. Для каждой должности определена обобщенная трудовая функция, которая детализирована посредством конкретного перечня трудовых функций. В отношении каждой функции указано, какие именно трудовые действия, умения и знания необходимы для ее реализации.

Очевидно, работник бухгалтерии как лицо, непосредственно заинтересованное, проштудирует Стандарт самостоятельно. Пересказывать его не имеет смысла. Рассмотрим отдельные моменты.

Профессиональный стандарт для главного бухгалтера

От главного бухгалтера требуется составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта. Эта обобщенная функция включает в себя:

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности (по МСФО);
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

Во-первых, Стандарт относит налоговую отчетность к финансовой отчетности. В принципе это справедливо. Ведь суммы налогов, полученные в результате налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета. А во-вторых, Минтруд России считает, что рядовому бухгалтеру вести налоговый учет не под силу.

На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, составляющего отчетность, следует именовать (в трудовом договоре и в трудовой книжке) главным (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Бухгалтер должен выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам.

Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом (код 4121 по Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298). В обязанности таких работников входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

Работодателю целесообразно дифференцировать квалификацию бухгалтеров — например, предусмотреть должности «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике — «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой категории детально характеризует должностная инструкция.

Примечательно, что кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010-93). Бухгалтерами они не считаются. Получается, что после кассира участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации неудобна, да и не практикуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *