МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 декабря 2014 г. N 1608
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 33 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2011 г., регистрационный N 20606).
приказом Министерства образования
I. О БЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2. Образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) реализуется в целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования.
1.3. Право на реализацию образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов образовательной деятельности, предусмотренных образовательной программой среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
II. И СПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
2.1. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО – среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ИОП в ОИ – образовательная программа среднего профессионального образования в области искусств, интегрированная с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
УД – учебная дисциплина;
ОД – общеобразовательная дисциплина.
III. Х АРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ИОП в ОИ допускается только в образовательной организации.
3.2. Срок получения СПО по ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Квалификация Концертмейстер присваивается выпускникам, освоившим ИОП в ОИ по следующим видам инструментов: фортепиано; орган; инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, гитара); национальные инструменты народов России.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает вступительные испытания, позволяющие определить музыкально-слуховые данные абитуриента, музыкальную память, координационно-ритмические способности, а также уровень подготовленности в области инструментального исполнительства и музыкально-теоретических знаний.
IV. Х АРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
музыкальные произведения разных эпох и стилей;
детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;
образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;
слушатели и зрители театров и концертных залов;
театральные и концертные организации;
организации культуры, образования.
4.3. Артист-инструменталист (концертмейстер), преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках).
4.3.2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях).
V. Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
5.1. Артист-инструменталист (концертмейстер), преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, межпредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
5.2. Артист-инструменталист (концертмейстер), преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
VI. Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. И ОП в ОИ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная (преддипломная) практика;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: “Основы философии”, “История”, “Психология общения”, “Иностранный язык”, “Физическая культура”.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. Объем часов на дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” составляет 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы – 48 академических часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ИОП в ОИ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура образовательной программы
общего образования углубленной подготовки
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки
в очной форме обучения составляет 356 недель, в том числе:
VII. Т РЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ИОП в ОИ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ИОП в ОИ.
Перед началом разработки ИОП в ОИ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ИОП в ОИ образовательная организация:
имеет право с учетом специфики работы с одаренными детьми и их ранней профессионализацией использовать для формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей обучающихся программы учебных предметов, входящих в предметные области “Искусство” и “Технология”, и курсов внеурочной деятельности;
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ИОП в ОИ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи обучающихся;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие школьного и студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения углубленного уровня составляет от 36 до 40 академических часов в неделю.
7.6. Утратил силу. – Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503.
7.7. Дисциплина “Физическая культура” предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. Реализация ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) требует наличия в образовательной организации обучающихся по нижеперечисленным инструментам, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации данной образовательной программы:
оркестровые струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа);
оркестровые духовые и ударные инструменты – флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты;
инструменты народного оркестра – домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара (возможно гусли, гармонь).
7.12. Образовательная организация должна обеспечивать подготовку специалистов на базе учебных оркестров (симфонического, камерного, духового, народных инструментов), сформированных из обучающихся по ИОП в ОИ. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более, чем на 20 процентов.
7.13. При приеме на обучение по ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы:
не менее 4 человек по виду инструмента – Фортепиано;
не менее 2 человек по виду инструмента – Орган;
от 5 человек по виду инструментов – Оркестровые струнные инструменты;
от 5 человек по виду инструментов – Оркестровые духовые и ударные инструменты;
от 5 человек по виду инструментов – Инструменты народного оркестра;
от 5 человек по виду инструментов – Национальные инструменты народов России.
Прием на обучение по видам инструментов: Оркестровые струнные инструменты, Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра осуществляется с учетом полной комплектации всех оркестровых групп.
7.14. При разработке ИОП в ОИ образовательная организация имеет право ежегодно определять объем времени по учебным предметам, дисциплинам и профессиональным модулям ИОП в ОИ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 академических часов.
7.15. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия – не более 25 человек из обучающихся данного класса (курса) одной или нескольких специальностей;
по дисциплинам “Музыкальная литература”, “Народная музыкальная культура” – не более 15 человек;
мелкогрупповые занятия – от 2 до 8 человек;
индивидуальные занятия – 1 человек.
Количество преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих образовательный процесс по ИОП в ИО должно составлять не менее 1 преподавателя на 4-х обучающихся в очной форме обучения.
7.16. При реализации ИОП в ОИ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам:
“Специальный инструмент” по видам инструментов: Оркестровые струнные, Оркестровые духовые и ударные, Инструменты народного оркестра, Национальные инструменты народов России;
“Концертмейстерский класс” по видам инструментов: Фортепиано, Орган;
“Ансамбль” по видам инструментов: Оркестровые струнные, Оркестровые духовые и ударные инструменты;
На дисциплины учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом не более 50 процентов от объема времени, отведенного на аудиторные занятия по данному виду практики.
7.17. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практикоориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.
Производственная практика состоит из 2 этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Производственная (по профилю специальности) и учебная практики проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика (по профилю специальности) включает исполнительскую и педагогическую практики:
исполнительская практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений;
педагогическая практика проводится рассредоточенно на 1 и 2 курсах в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте под руководством преподавателя, в форме наблюдательной практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации.
Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточенно в течение III – IV семестров в форме практических занятий под руководством преподавателя с целью подготовки выпускной квалификационной работы. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.
Учебная практика по педагогической работе проводится под руководством преподавателя.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самого учебного заведения.
7.18. Реализация ИОП в ОИ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ИОП в ОИ.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.19. Психолого-педагогические условия реализации ИОП в ОИ должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, поддержка одаренных детей, просвещение).
7.20. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
7.22. Образовательная организация, реализующая ИОП в ОИ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
русского языка и литературы;
математики и информатики;
истории, географии и обществознания;
химии и биологии;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
мировой художественной культуры;
для групповых и индивидуальных занятий;
для занятий по дисциплине “Оркестровый класс” со специализированным оборудованием;
для проведения оркестровых и ансамблевых занятий.
абзац утратил силу. – Приказ Минпросвещения России от 29.07.2021 N 503.
концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, с органом при реализации профессионального модуля 01.05. Орган;
малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, с учебным органом при реализации профессионального модуля 01.05. Орган;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть “Интернет”;
Реализация ИОП в ОИ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от вида деятельности.
При реализации ИОП в ОИ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) образовательная организация должна быть оснащена следующими инструментами:
по виду Фортепиано – роялями;
по виду Орган – концертным органом, аудиторией с учебным органом;
по виду Оркестровые струнные инструменты – комплектом оркестровых струнных инструментов, пультами;
по виду Оркестровые духовые и ударные инструменты – комплектом оркестровых духовых и ударных инструментов, пультами;
по виду Инструменты народного оркестра – комплектом инструментов народного оркестра, пультами;
по виду Национальные инструменты народов России – музыкальными инструментами, согласно профилю подготовки.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В образовательной организации должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
7.23. Реализация ИОП в ОИ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. О ЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения ИОП в ОИ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по учебным предметам, каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ИОП в ОИ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения учебных предметов, дисциплин, междисциплинарных курсов, практик;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и государственные экзамены. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственная итоговая аттестация включает:
выпускную квалификационную работу – Исполнение сольной программы;
государственные экзамены по видам инструментов:
“Камерный ансамбль” по междисциплинарному курсу “Ансамблевое исполнительство”;
“Концертмейстерский класс” по междисциплинарному курсу “Концертмейстерский класс”;
“Педагогическая деятельность” по профессиональному модулю “Педагогическая деятельность”.
Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа):
Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон саксофон):
“Ансамбль” по междисциплинарному курсу “Ансамблевое исполнительство”;
Инструменты народного оркестра:
“Концертмейстерский класс и ансамбль” по междисциплинарным курсам “Ансамблевое исполнительство” и “Концертмейстерский класс” (инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), национальные инструменты народов России);
“Ансамбль” по междисциплинарному курсу “Ансамблевое исполнительство” по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка);
Национальные инструменты народов России:
“Концертмейстерский класс и ансамбль” по междисциплинарным курсам “Ансамблевое исполнительство” и “Концертмейстерский класс”;
к федеральному государственному
(по видам инструментов), утвержденному
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ