Вне зависимости от типа перевозок (пассажирские или грузовые) к работе водителей предъявляются серьезные требования. Они касаются как соблюдения ПДД, режима работы и отдыха, так и состояния здоровья. В 2022 году произошли изменения в законодательной базе в части проведения стажировок водителей. В материале рассказываем о новой форме листа испытания водителя (ЛИВ), и как его заполнить.
Законодательство об испытаниях водителя
С 01.01.2022 вступил в силу новый Приказ Минтранса от 29.07.2020 № 264, утвердивший порядок профотбора (тестирования) принимаемых на работу водителей. Он сменил своего предшественника — Приказ Минтранса № 59 от 11.03.2016. Действие документа ограничено — до 01.01.2027.
В новом документе отсутствует понятие «стажировка». Его заменили термином «испытание».
Замена стажировки испытанием не случайна. Ст. 70 ТК РФ регламентирует проведение испытаний при трудоустройстве. Именно на нее ссылаются чиновники в новом порядке.
Соответственно утратил свою актуальность стажировочный лист, с 2022 года результаты проверки водителя заносятся в лист испытания водителя.
В каких случаях нужен лист испытания водителя
Согласно новому порядку профотбора и профобучения водителей к самостоятельной работе могут быть допущены только прошедшие испытание водители. Испытание при трудоустройстве водителей обязаны проводить все работодатели вне зависимости от организационно-правовой формы. Профотбор и профобучение проходят все водители автомобильного и наземного электротранспорта.
С 01.01.2022 заполнение листа прохождения испытания необходимо при каждом трудоустройстве водителя вне зависимости от того, каким транспортным средством (ТС) водитель управлял ранее, впервые или нет шофер устраивается на работу по профессии, был ли длительный перерыв в стаже.
Бланк листа испытания водителя и образец заполнения
Приказ Минтранса от 29.07.2020 № 264 и утвержденный им порядок не содержат унифицированной формы листа испытания водителя, но перечисляют требования к документу. Лист испытания водителя образца 2022 года должен содержать (п. 12 Порядка):
- номер;
- ФИО водителя (отчество — при наличии);
- сведения о транспорте: тип, марка, модель ТС;
- ФИО водителя-наставника (отчество — при наличии);
- дату, время, длительность периода испытания, который не может превышать по длительности испытательный срок (3 месяца);
- заключение аттестованного и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения специалиста о допуске (недопуске) водителя к работе самостоятельно.
С учетом этих требований работодатель разрабатывает и принимает в работу свой лист испытания, как правило, на бланке организации.
Лист испытания может выглядеть так:
Заполнить лист испытания можно как на компьютере, так и от руки. Подписывается он наставником и хранится минимум 5 лет, начиная со следующего за годом составления.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, какие есть особенности работы водителей автомобилей (доступ бесплатный).
Подводим итоги
- С 01.01.2022 при каждом приеме на работу водителя необходимо проводить испытание и заполнять лист испытаний водителя.
- Лист испытаний работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом требований Приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264.
- Заполненный лист испытания хранится минимум 5 лет.
Стажировки водителей
Во время стажировки сотрудники постигают азы работы, которой им предстоит заниматься. Однако обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей, принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда, а также в других прямо установленных законодательством случаях (ст. 225 ТК РФ).
Помимо общих случаев проведения стажировки, существуют отраслевые требования. Например, в энергетике стажировать сотрудника нужно после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т.д.), которые могут вызвать у работника заболевание.
Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.
(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).
Подробнее об этом см. «Что это – вредные и опасные условия труда: классы и профессии».
Для автобусов и грузовиков – разный стаж
Действительно, в некоторых случаях водители должны проходить стажировку при трудоустройстве (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59).
Стажировка обязательна при следующих обстоятельствах:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- работник будет работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте пассажироперевозок.
Руководителем стажировки является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из водителей предприятия, удовлетворяющих следующим условиям:
- наставник не совершил за последний год по своей вине дорожно-транспортных происшествий;
- имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее лет).
Отметим, что бланк стажировочного листа водителя должен содержать информацию о водительском стаже.
Стажировку водителя проводит работодатель, определяя содержание и устанавливая необходимое количество учебных часов в соответствии с программой стажировки. Добавим, что если у компании есть возможность, то стажировка должна проводиться на транспортном средстве того типа и модели, на котором сотрудник будет работать.
Форма документа
Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).
Обычно стажировочный лист (пример заполнения см. в статье «Составляем стажировочный лист водителя: образец 2018») содержит следующие сведения:
- номер стажировочного листа;
- фамилию, имя и отчество водителя-стажера;
- сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество водителя-наставника;
- дату, время прохождения и количество часов стажировки;
- замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
- заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.
Зарегистрировано в Минюсте России 1 августа 2016 г. N 43042
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с подпунктом 5.2.10.(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. 1), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. 2), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, ст. 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, ст. 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439, N 44, ст. 6029, N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388, N 12, ст. 1322, N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386, N 38, ст. 4821, N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286, N 18 (ч. 4), ст. 2177, N 30 (ч. 2), ст. 4311, N 30 (ч. 2) ст. 325, N 37, ст. 4974, N 42, ст. 5736, N 43, ст. 5901, ст. 5926; 2015, N 2, ст. 491, N 16, ст. 2394, N 17 (ч. 4), ст. 2571, N 20, ст. 2925, N 38, ст. 5300), N 47, ст. 6605, N 49, ст. 6976; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 242, N 2 (ч. 1), ст. 325, N 7, ст. 996, 997), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Министр М.Ю. СОКОЛОВ
УТВЕРЖДЕН приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. N 59
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – профессиональный отбор, транспортные средства), и их профессионального обучения.
Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный N 40032) (далее – Квалификационные требования), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным Квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).
В случае подтверждения по итогам собеседования соответствия работников требованиям, указанным в пунктах 5 – 8 настоящего Порядка, а также выполнения иных требований, установленных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, работники принимаются на работу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.
Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
номер стажировочного листа;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, количество часов стажировки;
замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.
Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.